Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Достоевский и 4 года каторжных работ.
Сибирское перерождение Достоевского
Сначала он делал их ногтем, ведь на каторге запрещалось иметь при себе писчие предметы, позже на полях книги стали появляться заметки карандашом и пером. Можно сказать, что вся, начиная с пребывания в Тобольске, жизнь, все творчество его отображено в этих коротких записках на полях Библии. Не так давно ученым удалось расшифровать эти записки, и в свет вышло знаменитое издание, которое так и называется — «Евангелие Достоевского». В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. Вот как говорил он: «…и на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей… Что за чудный народ. Вообще, время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
Здесь он не просто осознал глубину человеческого, русского характера, но также к нему пришла и действительная вера в Бога и убеждение в том, что за преступлением неизбежно следует Божье наказание. Конечно же, Евангелие, бывшее с ним ежедневно, сыграло в этом важнейшую роль. Позже, возвращаясь уже из Сибири, Федор Михайлович вновь посетил Тюмень. Теперь он был вольным человеком и мог познакомиться с этим городом лучше, а не через зловонную атмосферу тесноты казармы и лязг кандалов. Несомненно, вместе с ним теперь был и томик тобольского Евангелия. И вот что написал Достоевский тогда: «Тюмень — великолепный город, торговый, промышленный, многолюдный, удобный — все что хотите!
Многое здесь говорит о том, что Сибирь — страна богатая, торговая, что она, как писал Герцен в «Колоколе», и в самом деле входит в первый ряд мировых держав». Достоевский очень любил Тюмень.
Но именно после Омска Достоевский смог подняться на тот личностный, духовный, философский и какой угодно ещё уровень, который позволил ему стать великим писателем. Именно в Омске произошло перерождение его убеждений. Здесь выковывались те взгляды на жизнь и суждения о людях, о России, о народе, о взаимоотношениях в социуме, в семье, между взрослыми и детьми, которые потом нашли отражение во всех его произведениях. А почему произошёл именно творческий переворот, духовное перерождение? И в тех условиях любой другой человек, несомненно, был бы сломлен или стал бы мизантропом, как, например, польские дворяне, которые его окружали, — они постоянно говорили, что ненавидят этих разбойников, имея в виду каторжан. А Достоевский постоянно анализировал причины такого агрессивного отношения к себе со стороны окружавших его заключённых.
Он подвергал сомнению всё на свете — всё, что составляло суть его собственной личности до каторги, начиная от веры в Бога и заканчивая отношением к народу. Тот же комендант крепости де Граве, с которым Достоевский очень подружился… Расскажите об этой стороне его жизни в Омске. Ну а какие ещё слова и какое отношение можно было ожидать от человека, который видел Омск через зарешёченные окна и смотрел на окружающий его мир через штыки конвоиров. Конечно, к самому городу Достоевский не мог испытать никакого другого чувства. Но лучшая характеристика любого города — это характеристика людей, которые его населяют. И Достоевский говорил, что он здесь нашёл очень много благородных людей и что если б он их здесь не нашёл, то «он бы погиб совершенно». Он говорит это о разных совершенно людях: об инспекторе классов Омского кадетского корпуса Иване Викентьевиче Ждан-Пушкине, который впоследствии определил в кадетский корпус его пасынка Пашу. И о священнослужителе Александре Ивановиче Сулоцком и Якове Александровиче Слуцком — артиллерийском полковнике, который помогал ему, чем мог.
Конечно, о коменданте Омской крепости Алексее Фёдоровиче де Граве и многих других людях. Когда в 1855 году, выйдя с каторги, он писал письмо Прасковье Александровне Анненковой, он не мог не отозваться тепло о её дочери Ольге и супруге дочери Константине Ивановиче Иванове, в доме которых он прожил около трёх недель. Потому что Константин Иванов был адъютантом генерала Бориславского, который заведовал всеми работами в крепости. И будучи женатым на дочери декабриста, он старался сделать всё, чтобы, по крайней мере, жизнь Достоевского была сохранена, и его здоровье не пострадало бы катастрофически. Так, например, за поэтом-петрашевцем Сергеем Фёдоровичем Дуровым не доследили: он однажды попал на работу по разбору баржи, вмёрзшей в лёд, и вместе с другими арестантами работал, стоя по пояс в ледяной воде. После этого Дуров стал инвалидом.
Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами. Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили? Что украли? Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности. Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии. Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову. Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества. Достоевский вынужден был уйти. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками. Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае. Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы». Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя. И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров. Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное. Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни. Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное. Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека. Эти резкие повороты — от внезапных приступов апатии, овладевающих в разгар событий, к неожиданному пробуждению совести, — пережили все персонажи Достоевского, как пережил их и он сам. Раскольников, убив старуху-процентщицу, чувствует, что его воля парализована, и он принужден сам донести на себя, оправдываться, как если бы кто-то направлял его, несмотря на все его сопротивление, «…как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». А когда зубья шестеренки разжимаются, индивидуум может распрямиться, расправить члены и вновь почувствовать себя свободным. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Он смог вновь обрести себя потому, что на некоторое время отказался быть самим собой. Он победил потому, что был готов проиграть. Достоевского определили во второй разряд, то есть назначили отбывать каторгу в крепости, подчиненной военному ведомству. Во второй разряд включали самых опасных преступников. Этот разряд считался более тяжелым, чем первый, отбывавший каторгу в рудниках, и чем третий, отбывавший каторгу на заводах, потому что «устройство этого разряда — все военное, очень похожее на арестантские роты». Каждый день арестанты ходили на «каторжные работы». Они перевозили кирпич, вертели точильное колесо или обжигали и толкли алебастр. Раз я провел четыре часа на экстренной работе, когда ртуть замерзала и было, может быть, градусов 40 морозу. Я ознобил себе ногу». Больше всего ему нравилось перетаскивать кирпичи с берега Иртыша к строившейся казарме. Но мне нравилось то, что от работы во мне видимо развивалась сила». Сначала он мог таскать по шести кирпичей, а в каждом кирпиче было по двенадцати фунтов, потом он дошел до десяти и даже до целой дюжины и очень этим гордился. Перед арестантами катил свои могучие величавые воды Иртыш. За ним расстилались бескрайние вольные степи. Воздух был свеж и прозрачен. Далекая песня киргиза доносилась с другого берега, где можно было различить обкуренную юрту, дымок над юртой и киргизку, хлопотавшую возле своих баранов. Все здесь напоминало о свободе, бегстве, о дикой, но вольной жизни. И при виде чахлого цветка, весной вылезшего из расселины между камнями, еще больнее сжималось сердце и нестерпимее становилась тоска об утраченном… Особенно же любил Федор Михайлович разгребать сугробы снега у казенных зданий. Лопата по самую рукоятку погружается в рыхлый снег. Медленный нажим, затем рывок — и подхваченная лопатой белая пирамида отрывается от земли, летит в воздух и разлетается блестящей пылью. И снова лопата вонзается в сверкающую на солнце снежную массу. И можно ни о чем не думать. Забыть о цепях, сковывающих израненные лодыжки. И на мгновение поддаться иллюзии, что ты свободен. Но уже выкрикивают команду и нужно строиться и, понурив голову, снова возвращаться в казарму. Нередко какой-нибудь горожанин, разжалобившись, останавливался при виде каторжников под конвоем и совал пару копеек арестанту. Местные власти, за исключением майора Кривцова, благожелательно относились к Достоевскому. Однажды по причине слабого здоровья, а также, без сомнения, благодаря хлопотам друзей в Петербурге и Тобольске, Федора Михайловича направили в канцелярию инженерного управления переписывать бумаги. Целых три месяца он там отдыхал, испытывая чисто животное удовольствие. Но полковник Мартенс решил, что политическому преступнику не место в канцелярии, и вскоре Достоевский снова влился в толпу кандальников. Унтер-офицерами на каторге были бывшие моряки Балтийского флота, разжалованные в рядовые и сосланные в Сибирь за участие в бунте в Морском кадетском корпусе. Через год ссылки их произвели в унтер-офицеры и определили нести караульную службу в самом остроге, так что в их подчинении оказались арестанты, назначавшиеся для работ внутри острога. Нередко эти «морячки», как их ласково называли, сами выбирали арестантов для легких работ в остроге. В их число они как можно чаще включали Достоевского, начальство закрывало глаза на эти невинные поблажки. Но однажды, когда Достоевский под предлогом «работы в кордегардии» остался в казарме, туда неожиданно вошел майор. Увидев лежавшего на нарах Федора Михайловича, он закричал: — Это что такое? Почему он не на работе? Я знаю, что вы потакаете им!.. Караульные бросились выполнять приказание, а «морячок» побежал предупредить коменданта крепости. Генерал де Граве тотчас приехал, сделал Кривцову публичный выговор и запретил подвергать больных телесным наказаниям. Кривцов выслушал выговор, стоя навытяжку, побагровев и задыхаясь от злобы.
Липранди за петрашевцами было установлено наблюдение, а в само общество был внедрен провокатор — агент полиции П. Если вы читали «Бесов» Достоевского, то наверняка помните такого персонажа, как Петр Верховенский. Так вот его прототипами являлись Липранди и Антонелли. Письмо Белинского Летом 1847 г. Белинского Н. Письмо, как сказали бы сейчас, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Его, как столетие спустя Пастернака, мало кто читал, но все официально осуждали. А неофициально хвалили и зачитывали вслух. Белинский и Гоголь в то время находились за границей и могли переписываться без цензурных барьеров. В своем письме Белинский критикует Гоголя за то, что тот «не оправдал надежды прогрессивной общественности» Гоголь в последние годы жизни все чаще обращается к религиозным темам, отойдя от мирских проблем. Белинский же до конца остается ярым революционером-демократом. Он видит назначение писателя в просвещении народа, в подготовке к борьбе за свободу.
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь. Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров. Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога. После каторги Достоевский сшил их в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная». Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения.
Достоевский биография Каторга За Что
Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам.
На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право».
Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев.
Насколько я знаю, в то время иметь такой станок уже считалось преступлением, а уж если на нем еще печатать что-то провокационное… По указу чиновника по особым поручениям И. Липранди за петрашевцами было установлено наблюдение, а в само общество был внедрен провокатор — агент полиции П.
Весной 1846 года на углу Невского проспекта и Большой Морской к Достоевскому подошёл Михаил Петрашевский и пригласил бывать на его пятницах. Знамениты они были не только литературными беседами, но и спорами о социализме, идеях Фурье и Сен-Симона.
Как переводчик департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел, Петрашевский имел доступ к изъятым при обысках сочинения социалистов-утопистов, запрещённых в России. Петрашевский прославился ещё и тем, что в собственном имении пытался устроить фаланстер ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ по всем канонам своего кумира Фурье, однако ночью, перед заселением, крестьяне сожгли этот прообраз коммунистического рая. В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю.
В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам.
Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой.
Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского.
В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии.
В 1848 г. Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота.
Биография :: Арест Достоевского и каторга
19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131].
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского
Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора.
Каторга вместо эшафота. Чем занимался Достоевский в Омском остроге
Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
В ноябре 1849 году Достоевского и других арестованных участников кружка приговорили к лишению всех прав и смертной казни через расстрел. Однако уже на Семеновском плацу, где приговор должны были привести в исполнение, смертную казнь заменили на восемь лет каторги, впоследствии срок сократили вдвое. Переживания, которые испытывал Достоевский, ожидая смерти, впоследствии нашли отражение в монологе князя Мышкина в романе "Идиот". Во время недолгого заключения в тобольской тюрьме по дороге на каторгу жены декабристов передали заключенным по Евангелию. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил как реликвию всю жизнь — на следующие четыре года подаренная книга стала единственным доступным для него чтением. По мнению литературоведов, это обстоятельство, как и внезапная отмена казни, во многом повлияло на изменение взглядов Достоевского и их поворот в сторону православного мировоззрения. Каторга и ссылка Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки — однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". Записанные в ней впечатления от пребывания в остроге позднее были отражены писателем в повести "Записки из мертвого дома". Другие арестанты относились к Достоевскому настороженно, так как он был дворянином, и писателю, по его признанию, потребовались годы на то, чтобы изменить такое отношение и стать "своим" для других заключенных. Первый биограф писателя, Орест Миллер, даже называл каторгу "уроком народной правды для Достоевского".
Во время пребывания в Омске также был зафиксирован первый случай падучей — эпилепсии, которой писатель страдал до конца жизни. Мария Исаева Из острога писатель вышел в 1854 году и был направлен рядовым в Семипалатинск, в 7-й Сибирский линейный батальон. Там он познакомился с женой начальника Астраханского таможенного округа Марией Исаевой. Для урожденной француженки, прозябающей в провинции замужем за пьяницей, с маленьким сыном на руках, знакомство с 33-летним Достоевским стало "лучом света в темном царстве". Чувства влюбленных подверглись проверке временем, когда мужа Марии перевели на службу в Новокузнецк. После смерти Николая I в 1855 году Достоевский посвятил его супруге верноподданническое стихотворение, а в 1856 году, в день коронации Александра II, петрашевцы получили царское прощение. В 1857 году Федор Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, которая на тот момент стала вдовой. Вскоре после свадьбы у писателя случился эпилептический припадок, который очень испугал супругу. Она обвиняла мужа в том, что он утаил от нее опасное заболевание, которое в любой момент может окончиться смертью.
Этот момент стал поворотным в отношениях — их семилетний брак так и не стал счастливым. В том же году Достоевский получил право публиковаться, и в журнале "Отечественные записки" вышел его рассказ "Маленький герой". Еще через два года свет увидели повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", однако эти произведения не нашли отклика среди читателей. Заново заявить о себе на литературном поприще он смог в 1861—1862 годах, после публикации в журнале повести "Записки из мертвого дома". Произведение произвело фурор — никто прежде не обращался к описанию жизни каторжан. Достоевского сравнивали с Данте, спустившимся в ад, были попытки перевести "Записки" на английский язык и издать за границей, но из-за своей сложности проект остался нереализованным. На страницах "Времени" также были опубликованы "Униженные и оскорбленные" и "Скверный анекдот". После закрытия журнала в 1863 году братья основали издание "Эпоха", в котором были опубликованы "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья". С этого периода началась и публицистическая деятельность писателя.
Аполлинария Суслова Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. В Баден-Бадене писатель увлекся игрой в рулетку и испытывал постоянную нужду в деньгах. Во время европейского путешествия следующего года Достоевский, которому на тот момент исполнилось 42 года, познакомился с молодой нигилисткой Аполлинарией Сусловой, дочерью бывшего крепостного. Несмотря на простое происхождение, девушка получила прекрасное образование, писала рассказы и поддерживала передовые идеи эмансипации.
Панорама старого Кузнецка. Любовь в мои лета не блажь, она продолжается два года, слышите, два года, в 10 месяцев разлуки она не только не ослабела, но дошла до нелепости. Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!
И прощение наконец получено. Шафером на свадьбе был отвергнутый соперник Вергунов. В доме Семёнова-Тян-Шанского Кузнецк, который современники сравнивали с большой игрушкой, Достоевскому категорически не нравился — для него это был символ безысходности, безвременья. После женитьбы он надеялся переехать в Барнаул — город, где он несколько раз был проездом, но успел познакомиться и подружиться с местной интеллигенцией. В середине XIX века он считался самым культурным городом Сибири. Здесь возник первый в этих краях музей, работали картинная галерея, хор и любительский театр горных офицеров, была открыта публичная библиотека при сереброплавильном заводе. Пётр Семёнов-Тян-Шанский.
Со знаменитым географом Достоевский познакомился ещё до свадьбы, читал ему главы из своих "Записок из Мёртвого дома". Но жене писателя "город горных офицеров" пришёлся не по душе — она боялась не вписаться в местное общество. Кроме того, здесь у Фёдора Михайловича произошёл эпилептический припадок. Благословенная Сибирь Супруги вернулись к месту службы в Семипалатинск, где оставались до лета 1859 года, пока опальный писатель не получил разрешение вернуться в центральную часть России. Покидая Сибирь после почти 10 лет ссылки, Достоевский предвкушает начало новой жизни. Превосходный поставлен столб, с надписями, и при нём в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл наконец Господь увидать обетованную землю".
Потом в его жизни будут и долгожданное заграничное путешествие, и разочарование в западном прагматизме, и смерть от чахотки супруги, с которой он так и не обрёл семейного счастья, и другая муза — Аполлинария Суслова, и новый брак с Анной Сниткиной, и слава великого писателя. А прошлое будет видеться уже иначе. Вот что читаем мы в "Записках из Мёртвого дома", написанных сразу после ссылки, в 1860 году: "… в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много.
В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г. Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота.
Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви». Из статьи учебника Самые новые вопросы.
Глава IV Каторга
На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты.