«Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901–1902 годах. После «Демона поверженного» с Врубелем впервые случился душевный кризис. «Демон поверженный». 1902. Форма для Врубеля открыта и подвижна: она длится, находя себе новые воплощения. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901–1902 годах.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля | Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. |
«Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели» | Помимо "Демона", Врубель выполнил несколько иллюстраций к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил бей" и отдельным стихотворениям. |
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный | По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. |
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника | В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». |
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. Впервые представлены три «Демона» Врубеля и рисунки из психиатрических больниц. Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный» / @ripe_chap. Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный".
Содержание
- Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
- В печатном номере
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля
- «Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели»
- Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Демон сидящий. Холст, Масло. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух». Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля.
В проекте экспонируется всего около 300 произведений, собранные из девяти музейных и восьми частных собраний. Они размещены на трех этажах в здании Новой Третьяковки на Крымском валу, в том числе 50 живописных работ, около 200 листов графики, скульптура, майолика, костюм. Наталья Стрельцова Михаил Врубель.
Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим.
Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.
В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г.
Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке. Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!..
Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека. Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы". Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие". Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан".
Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина.
Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы.
Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял.
Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы.
Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. Блок написал: Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности… Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини… Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидел голову неслыханной красоты… впоследствии он её переписал, уничтожил… Потерян результат — и только… Более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула" [10] Наконец Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику [11]. Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фриной.
Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил «во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев , который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Развитие темы[ править править код ] Образ демона постоянно встречается в творчестве Михаила Врубеля.
Ранее, в 1890 году художник написал картину « Демон сидящий ». В 1899 году появился незавершённый « Демон летящий ». Врубель с этой темой привнёс в русское искусство новые, мало свойственные ему ранее возможности пластической деформации ради выражения мира ирреальных, сверхчувственных образов. Недаром в 1906 году в Париже, на устроенной Сергеем Дягилевым выставке, в зале, целиком отведённом картинам Врубеля, часами простаивал молодой Пабло Пикассо [12].
Демон и Тамара. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890. Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары. Бумага, акварель, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары.
Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.
Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы.
Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику.
Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия. Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности.
Павлин, как и феникс, сгорающий и воскресающей из собственного пепла, становится для Врубеля важным символом нетленности и вечности.
Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем. Ничего в персонаже не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год «Демон поверженный» 1901—1902 В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество.
Демон поверженный.
А тогда — тогда его критиковали все, начиная с прессы и заканчивая учителем Врубеля, Ильей Репиным. К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов. Одновременно с работой над иллюстрациями к сборнику Лермонтова он принялся за свою, пожалуй, самую известную картину — «Демон сидящий». Вряд ли найдется хоть один человек, сумевший остаться равнодушным перед взглядом этого существа.
Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику. Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне.
И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику. Вскоре он перестает узнавать близких, его личность изменяется до неузнаваемости. Единственное, что помогает Врубелю бороться с болезнью, — это постоянное рисование.
Написав портрет своего обожаемого сына, маленького Саввы, Врубель впадает в беспокойство и повторяет, что этой картиной он навлек несчастье. И через две недели малыш серьезно заболевает: врачи не могут сбить высокую температуру, диагностируют менингит. Маленький Савва умирает. Врубелю снова становится хуже: он считает себя злодеем, погубившим собственного ребенка, накликавшим на семью горе. Проводя дни и ночи в тяжких муках, художник скоро лишается последнего утешения: он больше не может рисовать, потому что слепнет.
После этого он прожил еще четыре года.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Все детское белье на полках, затянутых с обеих сторон коленкором», - вспоминала Катя. Малыш родился 1 сентября. Ему дали давно выбранное имя - Савва - в честь мецената Морозова, покровительствовавшего художнику. Но когда новоявленный отец впервые взял сына на руки, он обмер: верхняя губка мальчика была раздвоена - заячья.
Его поразило не уродство сына: проведенная вскоре операция оставила на лице младенца лишь небольшой шрам. Дело было в другом. Врубель вдруг стал внушать себе, что произошедшее - печать вырождения, возмездие, посланное ему за грехи молодости.
Мастер знал, что страдает сифилисом. Он подхватил его в пору бурной юности, проматывая деньги в борделях. Его пытались лечить, болезнь затаилась.
И теперь нанесла удар. Страшный недуг многие годы будет отравлять ему жизнь, но это его крест. А тут ребенок - ему-то за что?
Вопиющая несправедливость терзала душу художника. Те, кто знал эту женщину, возмущались, не желая молиться «на Милку» Шрамы любви Между тем забот прибавилось. Надежда Ивановна кормила малыша сама, поэтому сцену на время пришлось оставить.
Содержание семейства легло на плечи Михаила Александровича. Родственники, видевшие Врубеля осенью 1901 года, отмечали его грустный, озабоченный вид. Он работал как проклятый.
Повесив в мастерской электрическую лампу, писал допоздна. Длинные ночи располагали к раздумьям - мысли художника становились все мрачнее. Снова появились видения - тревожные и манящие.
Первый - «сидящий» - возник в его воображении еще в 1884-м. Созданный позже набросок Михаил показал отцу.
Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини… Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидел голову неслыханной красоты… впоследствии он её переписал, уничтожил… Потерян результат — и только… Более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула" [10] Наконец Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику [11].
Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фриной. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил «во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев , который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.
Развитие темы[ править править код ] Образ демона постоянно встречается в творчестве Михаила Врубеля. Ранее, в 1890 году художник написал картину « Демон сидящий ». В 1899 году появился незавершённый « Демон летящий ». Врубель с этой темой привнёс в русское искусство новые, мало свойственные ему ранее возможности пластической деформации ради выражения мира ирреальных, сверхчувственных образов.
Недаром в 1906 году в Париже, на устроенной Сергеем Дягилевым выставке, в зале, целиком отведённом картинам Врубеля, часами простаивал молодой Пабло Пикассо [12]. Демон и Тамара. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890.
Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары. Бумага, акварель, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары.
Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон.
Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве.
Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова.
Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами!
Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой.
Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее. Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету. Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп. Государственная Третьяковская галерея «Жемчужина», 1904, Государственная Третьяковская галерея "Собака.
В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель. Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу.
Хотя художник говорил, что они будто сами там возникли, когда он стал работать красками. По традиции черты одной из них напоминают образ его жены — оперной певицы Надежды Забелы, чьи портреты он писал всю жизнь. Государственная Третьяковская галерея «Демон сидящий» 1890 , Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей «Демон летящий», 1899. Майолика, 1894, Государственный Русский музей «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» майолика , 1894 Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов».
В версии Русского музея их два, то есть «встреча» не такая уж и историческая но есть и акварель «Тамара и Демон» 1891 года. Зато есть и бонус — гипсовая «Голова Демона», которая на гастроли в Москву не ездила.
Врубель летящий и Врубель поверженный
Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. и закончил цикл этим трагически сраженным демоном. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом.
Три «Демона» Врубеля
Картина «Демон поверженный» выполнена на холсте маслом. Демон Врубеля и Лермонтова, русский художник, Михаил Врубель, Герой нашего времени иллюстрации, Лермонтов. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. После «Демона поверженного» с Врубелем впервые случился душевный кризис.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. «Демона поверженного» (1902) Третьяковка не смогла передать из-за плохой сохранности.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой.
Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели.
Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы.
Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов.
Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель.
Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм.
Планировка выставочных залов. Описания в буклете сгруппированы по этой внехронологической логике однако же среди экспонатов выставки есть панно "Врубель. Линия жизни", где с периодами совмещены репродукции основных полотен, написанных в эти сроки. Буклет утверждает, что мое восприятие планировки выставки как сот слишком приземленное.
Её пространство "призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий", - пояснили составители. Что, впрочем, не отменяет соотношения целого и его частей. Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам.
О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк.
Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь. А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец.
Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы.
Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного. Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов.
На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника.
Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать. Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции. И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля. Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам".
От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте. Пояснение к картине гласит: в 1889 году художники Коровин и Серов получили заказ на роспись костромской церкви Косьмы и Дамиана, в том числе им заказали фреску о хождении Христа по водам. Живописцы разделили обязанности: фигуру Христа писал Серов, пейзаж — Коровин.
Врубель понаблюдал за работой товарищей и написал собственный акварельный эскиз. Коллеги признали, что Врубель их победил. Кажется, эскиз не превратился во фреску — но эту выставку точно украсил.
Свои чувства Врубель не скрывал даже от Прахова, но, конечно, Эмилия не ответила художнику взаимностью. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались. В это трудное время в работах художника впервые появился образ Демона. Тогда же в Киев приехал Александр Врубель, чтобы проведать сына. Первые наброски «Демона» вызвали у старшего Врубеля ужас. Живописец уничтожил работу, однако позже все-таки вернулся к этой теме. В образе Демона сочетаются мужские и женские черты, поэтому некоторые современники говорили, что в нем можно увидеть сходство с Эмилией Праховой. Много лет спустя она вспоминала: …на одной из репетиций… я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило.
Желание окончить холст переросло в одержимость. Пока шла выставка, каждое утро публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым». Картина «Демон поверженный» стала последней живописной работой мастера, его состояние ухудшилось настолько, что в 1902 году его помещают в психиатрическую больницу. Я помню, с каким ужасом мы замечали постепенные шаги к безумию на самой картине.
Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- Портрет сына
- Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
- Михаил Врубель: биография, картины и слава художника, портрет, личная жизнь
- Проклятие картины "Демон поверженный" | Пикабу
Что еще почитать
- О компании
- Домен не добавлен в панели
- Какие тайны скрывает «Демон поверженный»?
- 2. Описание картины «Демон поверженный»
- Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
- История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля
М. А. Врубель Демон поверженный
Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Демон Врубеля и Лермонтова, русский художник, Михаил Врубель, Герой нашего времени иллюстрации, Лермонтов. Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный".