Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта.

Что такое нормативный правовой акт

Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.

Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

  • Как норма права связана с статьей нормативного акта
  • Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2 📙 Курсовая → 🆔 204243
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Другие акты не могут ей противоречить, иначе они не имеют никакой правовой силы. По Конституции во всех регионах страны устанавливается свободное перемещение товаров. Другими словами, на всей территории действует единое экономическое пространство. Если какой-либо субъект решит взимать налог за ввоз товара, это будет противоречить Конституции. Федеральный закон ФЗ — законодательный акт, который рассматривается членами Госдумы и окончательно принимается Комитетом Совета Федерации. Законы регулируют наиболее важные сферы жизни: социальную, экономическую, культурную, политическую и др. ФЗ заключены в кодексы. Каждый отвечает за определенную сферу жизни. Так выделяют: гражданский,.

Прежде всего, различие нормы права и статьи нормативно-правового актасостоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юр нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юр нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-прав.

Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм.

Логическая норма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Норма-предписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта статье, пункту, части статьи, отдельной фразе. Дробление нормы-предписания вообще невозможно, норма-предписание — это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. Однако полного совпадения здесь тоже нет.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Статья нормативно-правового акта — это не то же самое, что норма права. Статья является текстом, знаковым выражением некоторых значения и смысла. Таким значением и смыслом текста является норма права. Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. Кроме того, возможны ситуации, когда одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права или же в нескольких статьях нормативно-правового акта или даже несколько таких актов содержат одну норму права. В некоторых случаях в одной статье нормативно-правового акта содержится одна норма права. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов: прямой, а также два ссылочных - отсылочный и бланкетный. Отсылочный и бланкетный способы используются в целях так называемой законодательной экономии, дабы тексты нормативно-правовых актов не были слишком объемными.

Прямой способ.

Закон в системе нормативно-правовых актов По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон — нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке. Так, например, Закон Российской Федерации: 1 принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации; 2 содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом; 3 обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов; 4 имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации; 5 является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся: 1 чрезвычайное положение; 2 принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; 3 изменение статуса субъекта Российской Федерации; 4 описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; 5 референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.

Конституция — акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции. Основные стадии законодательного процесса в РФ Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе — совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий. Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива — внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.

Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1 субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов РФ; 2 субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

Томск, 1972. Полномочия суда второй инстанции в советском гражданском процессе. Юридические факты в механизме реализации з 2. По этому признаку толкование норм права может быть буквальным, ограничи тельным и распространительным. В подавляющем большинстве случаев действительный смысл пра вовой нормы уясняется буквально - в точном соответствии с текстом нормы. Такое толкование называется буквальным. При з 3.

В общественной практике, однако, допускается много отступлений от единых принципов правотворчества и правоприменения. Нарушается з 4.

Норма права — это определенное правило поведения, а статья это средство внешнего закрепления нормы. Таким образом, они соотнося как содержание и форма. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства. Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов систему законодательства. Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства.

Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов. Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты. Закон как нормативный акт Закон — непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения. Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов: а закон - всегда только нормативный правовой акт.

Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен; б закон — нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений; в закон — первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества; г закон как первичный акт принимается только представительными законодательными органами — парламентами.

В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание; д закон принимается в особом, усложненном, законодательно установленном порядке. В России этот порядок закреплен конституционно ст. Более подробно эти отношения регламентируются подзаконными актами. Виды законов Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Прежде всего, законы могут быть федеральными и законами субъектов Федерации. Среди федеральных законов выделяется особая группа — конституционные законы. Это Конституция и примыкающие к ней основополагающие законы, посвященные главным вопросам общественного и государственного строя. Вопросы, регулируемые такими законами, закреплены конституционно.

Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость. Правовой прецедент — древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи.

Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права. Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции. Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры.

Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества. Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, то есть возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве.

Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика.

Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права. Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права например, в мусульманских государствах основной источник права — Коран; в индуистских странах — Шастры, Веды.

Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права. Юридическая наука правовая доктрина. Правовая доктрина — это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности.

Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской за исключением Швейцарии и англо-саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права.

Способы изложения правовых норм имеют информационную природу. Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением. Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям: по назначению, или функциям, принято различать основные, первичные, производные и вторичные нормы права; по содержанию правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные; по отраслям права выделяют нормы гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и пр. Особенно стоит отметить нормы диспозитивного характера, так как в отдельных сферах общественной жизнедеятельности, например, имущественной, они вступают в действие в том случае, если участниками этих общественных отношений самостоятельно не выработаны иные способы и формы решения собственных споров, заключения собственных договоров; по обязательности выделяют управомочивающие, обязывающие, запрещающие и пр. Теория права считает, что при вступлении данных норм в противоречие, приоритет отдается специальной норме.

Таких частей три: 1 гипотеза; 2 диспозиция; 3 санкция. Гипотеза предположение - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т.

Что такое нормативный правовой акт

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Способы изложения норм права в нормативном правовом акте Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий