Новости реестр операторов обмена цифровых финансовых активов

Призма проверяет по реестру операторов обмена цифровых финансовых активов в процессе идентификации. Банк России 21 марта включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, сообщила торговая площадка на своем сайте. Первая организация включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.

Защита документов

Цифровые финансовые активы – это, по сути, новый способ инвестирования, использующий современные технологии, такие как блокчейн и смарт-контракты. 3 августа 2023 года впервые в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА) была добавлена «Московская Биржа ММВБ-РТС». Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов.

ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти

В случае с ЦФА восстановить доступ к активам возможно, так как они существуют в частном блокчейне, у которого есть конкретный оператор, полностью контролирующий процесс создания и передачи токенов. Оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации, сбои в работе системы и прочие несоответствия ее требования Закона о цифровых финансовых активах. Отдельно Закон регулирует особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества. Особенность заключается в том, что если акции были выпущены в обычной, нецифровой, форме, выпустить их в виде ЦФА уже не получится, это запрещено. В частности, непубличное акционерное общество , акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, в будущем не может приобрести публичный статус. Операторы обмена цифровых активов Сделки с цифровыми финансовыми активами, их купля-продажа, совершаются через оператора обменам ЦФА.

В целом наш прогноз по общему объему рынка ЦФА по итогам первого года активной работы составляет 1,1 трлн руб. Согласно закону, ОО могут стать банки, организаторы биржевой торговли, а также любое другое юридическое лицо. Оператор обмена выполняет функции брокера для инвестора и организатора торгов для эмитента, тем самым являясь держателем витрины ЦФА. Роль оператора обмена будет наиболее интересна тем компаниям, которые уже работают с финансовыми инструментами: банкам, биржам, брокерам и страховым компаниям. Скорее всего, мы увидим активную экспансию на рынок ЦФА профессиональных участников финансового рынка.

Тем не менее небольшая часть рынка придется на непрофильные компании. Например, корпорация может принять решение организовать собственный цифровой финансовый маркетплейс для своих подрядчиков, поставщиков или покупателей. Особенности регистрации оператора обмена При самом оптимистичном сценарии процесс запуска оператора обмена займет не менее шести месяцев.

Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта. Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка такого рода финансовых инструментов.

Ведущий юрист компании «Объединенный юридический центр "Парфенон"» Павел Уткин связывает желание Центробанка создать платформу, которая позволит контролировать оборот ЦФА, с «проигрышем» регулятора в «криптовалютной битве» с Минфином. Напомним, что ЦБ выступал за запрет майнинга и обращения криптовалют в РФ. Тем временем Минфин в начале апреля направил в правительство доработанный проект закона, предусматривающего создание комплексного регулирования криптовалютного рынка. По информации Дениса Иорданиди из «Лайтхауса», на встрече в Центробанке не было принято конкретных решений относительно изменения регулирования и порядка работы операторов обмена ЦФА.

ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти

Такие цифровые права могут включать: денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов. Решение о выпуске ЦФА должно содержать в том числе информацию о лице, осуществляющем выпуск ЦФА, об операторе информационной системы, видах и объеме прав, удостоверяемых ЦФА, их количестве и цене. Обязательным условием выпуска ЦФА является публикация решения об их выпуске на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой будет осуществляться выпуск.

Приобретать ЦФА могут любые лица, которые одновременно являются пользователями информационной системы, в которой учитываются эти активы, и имеют доступ к такой системе. При этом Закон содержит положения, в соответствии с которыми Банк России вправе определить признаки ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также определять признаки ЦФА, приобретение которых неквалифицированными инвесторами будет ограничено определенной суммой вложений. Предоставление доступа к информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ведение реестра пользователей такой информационной системы, а также ее функционирование обеспечивает оператор.

Оператором может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Такое юридическое лицо должно быть включено Банком России в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. Оператором могут быть, в том числе, кредитная организация, депозитарий, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли.

Кроме того, Закон устанавливает требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих функции по управлению юридическим лицом, являющимся оператором информационной системы, а также к некоторым другим сотрудникам оператора например, к главному бухгалтеру. Однако данные требования не распространяются на операторов, являющихся кредитной организацией, организатором торговли, депозитарием или лицом, осуществляющих деятельность по ведению реестра ценных бумаг.

Сейчас в реестре операторов информационных систем и обмена ЦФА находятся три организации: платформа токенизации активов «Атомайз» принадлежит структурам российского миллиардера Владимира Потанина , Сбербанк и цифровая платформа «Лайтхаус» партнер АО «Трансмашхолдинг». Скоробогатова также сообщила, что к концу 2022 года регулятор планирует подготовить набор законодательных инициатив, который конкретизирует правила работы с ЦФА и гармонизирует налогообложение, чтобы исключить налоговый арбитраж.

Одобренный законопроект дает определение цифровым финансовым активам ЦФА. Определяет, что они могут быть объектом сделок купли-продажи, обмена ЦФА одного вида на ЦФА другого вида, в том числе на ЦФА, выпущенные по правилам нероссийских информационных систем. ЦФА можно будет передавать в залог, при этом цифровые финансовые активы не являются и не признаются средством платежа. Купля-продажа, выпуск и учет ЦФА будет проводиться в рамках специальных информационных систем, которые сами по себе и их оператор должны соответствовать определенным требованиям.

Вести реестр будет ЦБ РФ.

Необходимо также продолжить и повышение доли международных расчетов в рублях», — добавил он. Практика Мосбиржа хочет провести первую сделку с ЦФА до конца 2022 года В конце июня финтех-компания «Лайтхаус» и «ВТБ Факторинг» объявили о первой в России сделке по размещению цифровых финансовых активов. В сделке была токенизирована коммерческая задолженность эмитента на платформе оператора информационной системы «Лайтхаус», после чего «ВТБ Факторинг» полностью выкупил выпуск ЦФА.

Цифровые финансовые активы — это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменения записей в информационную систему. Закон о ЦФА приняли летом 2020 года.

Банком России открыт реестр операторов обмена ЦФА

Российские юридические лица, включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА, осуществляющие операции купли-продажи и обмена ЦФА, а также защищающие инвестора. Непосредственная работа по запуску цифровых активов в обращение (с регистрацией у операторов обмена через операторов реестра) может начаться во втором квартале этого года. К тому же у цифровых финансовых активов есть оператор ИС, который регулируется Центробанком. Закон о цифровых финансовых активах и цифровой вал.

Первые итоги внедрения цифровых финансовых активов в России

Участники реестра операторов обмена ЦФА могут при заключении сделок с цифровыми финансовыми активами взаимодействовать сразу с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Первая организация включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. дату внесения Банком России в реестр и исключения из реестра сведений об осуществлении оператором отдельных расчетов. Операторы обмена, собирая и сравнивая двухсторонние заявки, могут сотрудничать с несколькими системами, выпускающими цифровые активы.

Финансовые маркетплейсы будут выпускать и перепродавать цифровые финактивы

Такое юридическое лицо должно быть включено Банком России в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. Оператором могут быть, в том числе, кредитная организация, депозитарий, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Кроме того, Закон устанавливает требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих функции по управлению юридическим лицом, являющимся оператором информационной системы, а также к некоторым другим сотрудникам оператора например, к главному бухгалтеру. Однако данные требования не распространяются на операторов, являющихся кредитной организацией, организатором торговли, депозитарием или лицом, осуществляющих деятельность по ведению реестра ценных бумаг. Помимо обязанностей по обеспечению функционирования информационной системы, разработке и утверждению правил этой системы, оператор обязан предоставлять информацию о ЦФА и их обладателе по требованию суда, отдельных государственных органов например, налоговых органов, органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве , а также по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя таких активов. В частности, они могут быть предметом сделки купли-продажи, обмениваться на иные виды ЦФА, становиться предметом залога.

Разрешен оборот ЦФА, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом. Все перечисленные сделки совершаются через оператора обмена ЦФА. Свои функции оператор может осуществлять как путем сопоставления заявок на совершение сделок с ЦФА, поданных от пользователей информационной системы, так и путем участия за свой счет в такой сделке в качестве стороны в интересах третьих лиц. Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица коммерческие и некоммерческие организации , включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования: личным законом юридического лица является российское право; размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА.

В российскую Госдуму внесли законопроект, предусматривающий административную ответственность за незаконный выпуск и обмен цифровых финансовых активов ЦФА Штраф для компаний может составить до 1 млн рублей Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов ЦФА компаниями, не включёнными в реестр ЦБ. Документ N149255-8 размещён в электронной базе данных парламента. Выпускающим подобные активы лицам, которые не включены в реестр операторов обмена ЦФА или операторов инвестиционных платформ, грозит штраф в размере: 3000—5000 рублей для физических лиц; 20 000—30 000 рублей для должностных лиц; 700 000—1 000 000 рублей для юридических лиц; Несоблюдение требований законодательства о цифровых правах при совершении сделок с ЦФА влечёт аналогичные штрафы для физических и должностных лиц.

Более того, с принятием закона о ЦФА остается нерешенным вопрос о том, почему запрещено использовать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары или услуги. Такой правовой недостаток не дает возможности физическим и юридическим лицам использовать криптовалюту как средство платежа, что крайне ограничивает ее использование в Российской Федерации и делает владение криптовалютой нецелесообразным. Вторым пробелом в финтех законодательстве является отсутствие регламентации порядка приобретения иностранных ЦФА на территории России. Исходя из всего вышеперечисленного, очевидным представляется то, что в РФ отсутствует четкая правовая база, способная решить системообразующие вопросы. Поэтому перспективы развития криптоэкономики в РФ туманны. Правовая база, которую мы будем использовать для определения порядка выпуска security токенов и утилизированных цифровых прав российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: Федеральный закон от 31. Определим, в чем заключается особенность их деятельности и какие к ним предъявляются критерии соответствия. Выпуск и обращение ЦФА возможно исключительно путем добавления записей в информационную систему, базированную на распределенном реестре. Именно в такой системе и предполагается выпуск цифровых финансовых активов.

Для контроля и регулирования процесса выпуска и учета ЦФА вводится такой субъект как оператор информационной системы. Для более четкого понимания напомним, что ранее в Федеральном законе от 27. Рассмотрим, какие требования предъявляются к оператору информационной системы: Общие требования В соответствии с новым законодательством, оператор информационной системы и его деятельность полностью подотчетна Банку России.

Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий