15 марта 2023 года, в день праздника в честь Державного образа Пресвятой Богородицы, в храме Державной иконы Божией Матери в Чертанове была совершена праздничная Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, которую возглавил епископ. Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране.
Фотогалерея
- Архив новостей
- Икона Божией Матери «Державная»
- Престольный праздник храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове / Донское благочиние г.Москвы
- Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Держа́вная»
- Помочь храму
Икона Богородицы Державная
Икона Божией Матери «Державная» явила себя в сложное для России время, не переставая помогать молящимся в их бедах. 15 марта 2022 года, в день празднования иконы Богородицы «Державная», епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий возглавил служение литургии Преждеосвященных Даров в храме в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба г. Борисоглебска. В Свято-Успенском кафедральном соборе 15 марта 2023 года после богослужений (7.30 – Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров) будет совершен молебен Божией Матери перед иконой «Державная». По его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери было написано славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов». Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года – в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, – в селе Коломенском близ Москвы.
История обретения образа Пресвятой Богородицы Державная
- Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Держа́вная»
- С Праздником иконы Божией Матери "Державная" - новости Фонда, Елисаветинское общество, Романовы
- Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа
- 15 марта – празднование иконы Божией Матери «Державная»
- Икона Богородицы Державная
Celebration to honor the “Reigning” Icon of the Most Holy Mother of God
Совпадение явления иконы с отречением императора, а также с особенностями открывшегося образа было воспринято народом как символ. Это символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона Божией Матери «Державная» почитается как чудотворная.
Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю с просьбой отыскать «черную» святыню. Настоятель со всей серьезностью отнесся к словам Евдокии и приказал обыскать храм. Икону нигде не обнаружили, пока кому-то не пришла в голову мысль заглянуть в подвал. Там и нашелся почерневший от времени, грязи и паутины образ Богоматери.
Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой матери. Иконе отслужили акафист, а весть ее о чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского. Ее постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездие не последовало — Божья Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад.
В этот день перед исполнением христианского долга исповеди и священного причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. Белая Вознесенская церковь в селе Коломенское, которую увидела Евдокия, была точной копией белой церкви из ее сновидения.
В то время настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Евдокия Андрианова решила лично побеседовать с настоятелем о своих сновидениях. Придя в дом к Николаю Лихачеву, она сообщила ему о своих сновидениях и попросила совета о том, как ей поступить. Внимательно выслушав женщину, отец Николай пригласил Евдокию вместе с собой в церковь, где собирался служить вечерню. В церкви он показал Андриановой все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе. К своему собственному сожалению, Евдокия Андрианова ни в одной из них не обнаружила ни малейшего сходства с образом из своего сновидения. Случайно оказавшийся поблизости сторож церкви да еще один прихожанин посоветовали настоятелю поискать икону в других местах.
Отец Николай последовал совету и осмотрел колокольню, лестницу, чуланы и, наконец, церковный подвал. И вот среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, в подвале была найдена большая узкая старая черная икона. После того как икону очистили от многолетней пыли, Евдокия Андрианова и все присутствующие в храме увидели изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях у Пресвятой Богородицы находился благословляющий Богомладенец. В отличие от других икон, изображающих лик Пресвятой Богородицы, на найденной иконе Богородица смотрела строгим, суровым и властным взглядом. Но глаза ее были наполнены слезами. Евдокия Андрианова была преисполнена счастья, с великой радостью и слезами она упала на колени перед Пречистым Образом Богоматери, прося отца Николая отслужить молебен. Она уверяла, что именно в этом образе она увидела Пресвятую Богородицу в своем сне.
То, что явление этой иконы совпало с днем отречения Николая II от престола, способствовало тому, что весть о ней быстро распространилась.
Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу знаки царской власти , на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 году.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
Тяжелой и страшной весной 1917 года московскому митрополиту Тихону, будущему Патриарху всея Руси, пришло донесение о том, что в подмосковном селе Коломенское в подвалах Вознесенского храма была обнаружена удивительная икона Божьей Матери. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском. Державная икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. церковь иконы Божией Матери «Державная» при центре социальной реабилитации детей-сирот «Гелиос» (Санкт-Петербург)[19].
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
derzh Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. престольный праздник нашего прихода. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. «Державная» икона Божией Матери выглядит следующим образом: прямо посреди бумажного полотна рукотворно изображен царский трон, на котором восседает Божья Матерь, держа на своих коленях новорожденного Иисуса Христа.
Державная икона Божией Матери: Как чудесный образ связан с отречением царя?
На утро она отправилась в храм. Его настоятель не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все находившиеся в церкви иконы. Не найдя ничего похожего, священник предложил изучить подвал храма — там хранились разные древние иконы. Евдокия Адрианова, ведомая Божьим велением, выбрала самую большую из них и отерла от пыли. Ей открылось изображение Божией Матери, сидящей на троне. Державная икона Божьей Матери По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу знаки царской власти над миром , на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира.
При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид — все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе. Это была та самая икона из сна крестьянки.
Лишь только в наши дни, в 1990 году, он был возвращен в Коломенское. После воссоединения в 2007 году Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом, в августе того же года «Державную» икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Народное сознание сразу же связало чудо обретения иконы Богородицы «Державная» и отречение Николая Второго воедино, усмотрев в этом определенные смыслы. Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего честного образа в день отречения от престола царя Николая Второго Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России. По другой версии, явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения государя стало предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви, ее чад и всей нашей страны в целом. Усилило эти настроения то, что буквально через год, в июле 1918 года, Николай Второй вместе со всей своей семьей принял мученическую кончину. Впоследствии, в 2000 году, царская семья была прославлена Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев.
Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Своими ликами Матерь Божия и Господь обращены к молящемуся. Правая рука Бога-Отца также поднята в благословляющем жесте. Фигура Бога-Отца изображается выходящей из облаков — символа Небесного Царства. Глава Пречистой Богородицы увенчана венцом короной , что является символом царства Божией Матери. Именно подчиненное положение Матери Божией по отношению к Господу Иисусу Христу и выражено в образе в том, что венец возложен на главу Богородицы поверх мафория. Божия Матерь изображается сидящей на царском троне. Одеянием Богородицы является красный мафорий — длинная верх- няя одежда в виде покрывала, которое спускается с головы до ступней ног. На иконе глава Божией Матери также покрыта мафорием — это символ материнства Пречистой Богородицы и Ее полного подчинения воле Божией.
Красный вишневый, пурпурный цвет одеяния также имеет свое символическое значение — в Византии а следом и на Руси красный цвет считался цветом царской власти, символом красоты и драгоценности. В руках Божией Матери находятся символы царской власти: в правой — скипетр, а в левой руке — держава.
В Кумертау состоится престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Державная» с казачьим Крестным ходом На «Державной» иконе Царица Небесная изображается как Царица земная, восседающая на царском троне, в царской порфире, со знаками царской власти: в короне, со скипетром и державой в руках. Этот образ явил себя православному народу 15 марта 2 марта по старому стилю 1917 года в подмосковном селе Коломенском, в день отречения от Российского престола императора Николая II. Чудесное явление иконы в трагические для нашей страны весенние дни 1917 года является особой милостью Пресвятой Богородицы к Русской земле. Знаки власти над Россией, выпавшие из рук законного государя, наша Небесная Покровительница взяла в Свои руки.
В этот день состоится крестный ход с одноимённой иконой в поддержку Русской армии, освобождающей в настоящее время братскую Украину в рамках спецоперации от нацизма. Возглавлять шествие будут казаки и священство, кроме паствы в нём примут участие студенты Кумертауского горного колледжа и все желающие.
На литургии вместе с прихожанами молились преподаватели и воспитанники воскресной школы этого храма. По окончании богослужения иерей Сергий Сержантов выразил правящему архиерею благодарность за освящение храма и архипастырскую заботу о приходе и преподнес ему икону Божией Матери «Державная». Правящий архиерей поблагодарил настоятеля храма за добрые слова и святую икону и поздравил всех с освящением храма. Управляющий епархией напомнил, как в 1917 году икона Божией Матери «Державная» была обретена. Это случилось в день отречения от престола императора Николая II. Казалось, человеческое взяло силу над Божественным, земное победило Небесное, временное — вечное. Но люди поняли все безбожие этой смуты.
И хотя они сами отказались от своего правителя — православного государя, Царица Небесная расстелила Свой Покров над нашей Святой Русью», — сказал глава Нижегородской митрополии. Сегодня у нас большой праздник — мы с вами освящаем храм.
15 марта – празднование иконы Божией Матери «Державная»
Божественную Литургию в этот день совершил настоятель Спасского храма, иерей Дионисий Казанцев в сослужении клира. За богослужением молились прихожане, жители Усово и близлежащих сёл, сотрудники Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", ощущая незримую духовную связь с сестрами Гефсиманской обители, совершившим в этот день чтение акафиста иконе Божией Матери "Державная" в крипте под храмом Марии Магдалины. Перед этим святым образом в монастыре всегда горит лампада.
Митрополит Феогност зачитал Патриаршее поздравление по случаю 25-летия архиерейской хиротонии владыки Кирилла. От лица духовенства главу митрополии поздравил благочинный I Казанского округа, ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко. Митрополит Кирилл обратился к верующим со словом: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры! Всех вас сердечно благодарю за молитвы. Вас, дорогой владыка Феогност, хочу поблагодарить за то, что зачитали приветствие Святейшего Патриарха Кирилла — нашего Отца и ангела нашей Церкви. Благодарю Его Святейшество за добрые слова и отношение. Просим передать ему низкий поклон от нас всех и просим его святых молитв. Надеемся, что в пасхальные дни этого года Святейший Патриарх посетит наш город, помолится на месте явления чудотворного образа Царицы Небесной и преподаст благословение татарстанской пастве. Сегодня трагический и праздничный день — день больших изменений в жизни нашей Родины в 1917 году и день особого благоволения Пресвятой Богородицы к России через явление Её Державного образа.
Молебен в честь иконы Богородицы Державная, в часовне её имени, возглавил Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем. На явленной Державной иконе Она изображена со скипетром — регалией царской власти, поэтому и именование икона получила — Державная. Как показало последующее столетие, Покров Пресвятой Богородицы, не смотря на многие скорби, беды, нестроения, испытания пребывал над нашим Отечеством в тех границах, которые были очерчены великим государством — Российской империей. Несмотря на гонения православной веры, расказачивание, уничтожение населения по религиозному, национальному и иному признакам, восставшие на землю Русскую не смогли стереть с лица земли её святого исповедания. В годы безбожных гонений, в советское время православное исповедание никогда не прекращалось.
Икос 1 Ангелом радость приимшая, благоволила еси, Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя «Державныя», юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Божией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, умягчающая. Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение. Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освящение. Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы. Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского. Кондак 2 Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою «Державную», да вси христолюбивии людие усердно молятся пред нею, вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разуму нашему просвещение свыше исходатайствуй, Пресвятая Богородице, да познаем, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная, и сердце направи, еже со усердием творити ю, Тебе же, Всемилостивая Заступнице, непрестанными гласы восхваляти: Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, душевными и телесными очами ослепших прозрение; радуйся, омраченных смыслов просвещение. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех уповающих на Тя непостыдная надеждо. Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих Питательнице. Радуйся, духовных сокровищ Подательнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, пресветлая, Божественная красото; радуйся, обоняние Христова благоухания. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 3 Силу Божественныя благодати даруй нам, Пресвятая Богородице, во еже неуклонно и непреткновенно ходити нам спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и устами непрестанно воспевати Всемогущему Богу: Аллилуиа. Икос З Имуще Тя, Богоизбранная Заступнице рода христианскаго, яко зарю светлую, просвещающую душ наших темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения нашего, припадаем к честней иконе Твоей «Державней» и с умилением вопием Ти сице: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу нашему молитвы верных приносящая; радуйся, благодать Твою иконам Твоим честным даровавшая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, премудрости Божия приятелище. Радуйся, Божественныя благодати Подательнице; радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся. Радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся; радуйся, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Кондак 4 Буря житейскаго моря сокрушает духовный корабль наш волнами мирских попечений, и мир убогих душ наших мятется. И где обрящем тихое пристанище спасения? Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше православнии людие повеление Твое, Владычице, молитися пред образом Твоим «Державным», со умилением сердечным прибегают к Твоему всесильному заступлению у престола Всемогущаго Бога и благоговейно вопиют Ти сице: Радуйся, горняго мира украшение; радуйся, дольняго мира заступление. Радуйся, демонския полки побеждающая; радуйся, враги спасения человеческаго посрамляющая. Радуйся, яко волею Твоею сокрушаются еретические главы; радуйся, яко вернии Тобою сподобляются славы. Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице.