В Прощеное воскресенье правильно говорить "прости". Таким образом мы просим Бога принять виноватого человека, но готового меняться и становиться лучше. Традиция Прощеного воскресенья появилась еще на заре христианства, и эксперты сайта расскажут, как принято просить прощения и что говорить в ответ. Если вас не простили, не ждите следующего Прощеного Воскресенья, подойдите к человеку спустя какое-то время и попробуйте извиниться еще раз. В Прощеное воскресенье правильно говорить "прости". Таким образом мы просим Бога принять виноватого человека, но готового меняться и становиться лучше. Для православных важно знать, как просить прощения и как отвечать на прости в Прощенное воскресенье своим родным и священнику в церкви.
Священник рассказал, как правильно просить прощения у близких в Прощеное воскресенье
Правильный ответ на просьбу о прощении: как нужно извиняться в Прощёное воскресенье | Особенности церковного праздника Прощеное воскресенье: история появления празднования, традиции, которые сохранились до наших дней. |
Что нельзя делать в Прощенное воскресенье – почему так называется и что говорят друг другу? | Прощеное воскресенье дается нам для того, чтобы осознать свои ошибки, признаться в них. |
Почему на Прощеное воскресенье отвечают «Бог простит»?
Ответ: "Бог простит, и я прощаю. В том, чтобы в Прощёное воскресенье просить прощения у людей, перед которыми вы не виноваты, нет ничего дурного. Прощёное воскресеньеСлова в прощенное воскресенье. Сегодня Прощеное воскресенье, последний день масленичной недели и последний день перед началом Великого поста в православии. Прощеное воскресенье — важный этап очищения перед входом в Великий пост, поэтому нужно знать, что нельзя делать на Прощеное воскресенье. Как правильно просить прощения в Прощеное воскресение и почему в этот день все друг друга прощают.
Что нельзя делать в Прощенное воскресенье – почему просят прощение, что нужно отвечать?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил, что Господь "ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: "Прости меня Бога ради! Как простить? Что есть обида?
Обида ставит преграду не только между людьми - обидевшим и обиженным. Обида ставит преграду между нами и Богом. Обиженность - сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: "Меня обидели!
Как они посмели! Но раз главными действующими лицами своей жизни мы видим себя и своих обидчиков, то в ответ на обиду вырастает желание поквитаться. Как "сворачивать голову бесу обидчивости"?
Обида, как чувство сиюминутное - "состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное". Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее, не дать ей найти "долгого пристанища" в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки, потому что они порождают новый всплеск неприязни.
Выяснение отношений сгоряча ничего не дает. Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания и уж тем более не таить в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться.
Когда в эту дату вы говорите человеку: «Прости меня», вы наверняка делаете это искренне и с наилучшими побуждениями, чтобы признать то, что были неправы, вас это беспокоит и вы сожалеете о содеянном. Но и прощать нужно искренне, от души. Ответ «Бог простит» означает то, что человек хочет, чтобы не только он простил вас, но и Господь. Говорят, что не все поступки прощаются Господом. Таким ответом человек дает понять, что желает примирения, обретения мира между друг другом перед Богом. Ответ «Бог простит» — это самый правильный ответ в эту священную дату. Не ставьте условий, когда просите прощения Казалось бы, что может быть проще, чем попросить прощения? Но здесь нужно учитывать некоторые факторы.
Оно имеет много названий, например, Сыропуст, Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные и другие. В этот день устраиваются проводы зимы: разводят большой костер и сжигают чучело Масленицы, чтобы зима не возвращалась, а весна была теплой и ранней. За несколько веков сложились традиции этого праздника, которые соблюдаются и поныне. Что нужно делать на Прощеное воскресенье? Об этом и пойдет наш рассказ. Суть этого дня перед началом Великого поста — очищение души, поэтому так важно наше искреннее раскаяние. В православных храмах на литургии читается Евангелие с частью Нагорной Проповеди, в которой Иисус Христос говорит о необходимости прощения грехов: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В этот день православные верующие посещают храмы, где идут торжественные службы. После вечернего богослужения совершается особый чин, когда священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения.
В этот день друзья и родные также просят друг у друга прощения за прежние обиды. Что нужно сделать, чтобы правильно попросить прощения на Прощеное воскресенье? Считается, что виниться нужно не только перед людьми, с которыми вы поссорились, но перед всеми знакомыми и близкими.
Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
История Чина прощения Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако прежде чем покидать стены обителей , братия собирались для совместного богослужения.
Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений Мф.
Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?
Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа. Цитаты о Прощёном воскресенье «Просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность, но когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться? Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних.
Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя.
Прощение и отмщение: как не остаться в дураках
Прощеное воскресение: как отвечать на просьбу о прощении Перед первым днем Великого поста всегда отмечают Прощеное воскресенье. Об особенностях Прощеного воскресенья читайте в материале Федерального агентства новостей. В Прощеное воскресенье люди, и не только воцерковленные, ищут примирения в любых обстоятельствах.
Прощеное воскресенье: как научиться прощать
По приметам в Прощеное воскресение можно и нужно просить прощения. В прощёное воскресенье принято прощать друг другу всякие обиды, неблаговидные поступки и тому подобное. Для православных важно знать, как просить прощения и как отвечать на прости в Прощенное воскресенье своим родным и священнику в церкви. Однако обычно обращаются со словами «Прости меня», ответ у каждого формулируется свой, но чаще всего он звучит так: «Бог тебя простит, и я прощаю. В Прощеное воскресенье надо чистосердечно и искренне просить прощения. Прощеное воскресенье ежегодно отмечается в последний день Масленицы перед Великим постом.
Что нельзя делать в Прощенное воскресенье – почему просят прощение, что нужно отвечать?
По приметам в Прощеное воскресение можно и нужно просить прощения. Прощёное воскресенье наступает ровно за 7 недель до Пасхи. Если вас не простили, не ждите следующего Прощеного Воскресенья, подойдите к человеку спустя какое-то время и попробуйте извиниться еще раз. Ответ: "Бог простит, и я прощаю. photo Прощёное воскресенье дает возможность искупить свои грехи, попросить прощения и быть прощённым. В Прощёное воскресенье принято говорить: «Прости меня».
Прощеное воскресенье: о чем нельзя забыть 17 марта, и что нужно сделать, чтобы жить спокойно
Священники различают смысл слов «извинить» и «простить». Извинить — значит, вывести человека из вины, в понятии есть оправдательный оттенок и легкомысленность: так получилось, извини. В слово «прости» заложен другой смысл. Попросить прощения — значит признать свою вину и пообещать больше так не поступать, начать с чистого листа и войти в пост обновленным. Как правильно просить прощения и как отвечать Христос призывал прощать даже заклятых врагов, но делать это нужно искренне. Как правило, говорят: «Прости меня, если я в чем-то виноват» или просто «Прости меня».
Отвечают «Бог простит — и я прощаю» либо «Бог простит». По мнению священников, если человек не может простить человека даже в этот день, он должен постараться не держать на него зла и не вынашивать планы о мести.
Сегодня у верующих Прощеное воскресенье: как нужно правильно извиняться 26 февраля 26. Оно предваряет Великий пост у православных, стартующий на следующий день продлится до 15 апреля. Верующие говорят, что Прощеное воскресенье — первый шаг на пути к очищению посредством поста. В этот день люди просят друг у друга прощения и отпускают все обиды.
Стараться делать это нужно искренне, от всей души. Но это не все.
Это тоже странный момент, потому что, получается — поучаствовал в «ритуале». Человек хотел, искал этой встречи, а я так и не нашел время для него. Тут совесть подскажет. Но если мы имеем дело с человеком неверующим или маловерующим, нам надо стремиться не поддерживать формальные, не наполненные смыслом действия, если он их со своей стороны инициирует.
Нельзя профанировать глубочайшие божественные заповеди. Можно по ситуации как-то перевести разговор в неформальную сторону: попросить прощения самим — если вдруг чем обидел, ведь не все же мы сами видим и помним. Постараться дать понять человеку, что, по крайней мере, для вас — это очень неформальный момент, наоборот, очень важный и вот почему. Что значит — примириться с самим собой? Фото с сайта pictaram. Антоний Сурожский говорил, что если человек сам с собой не в мире, ему трудно быть в мире и с окружающими, и с Богом.
И примиряться надо по трем направлениям: с самим собой, с людьми, с Богом. Но не для всех понятно: как это примириться с самим собой? Примирение с самим собой — это примирение со своей совестью, которая нас обличает. А это в конечном итоге означает примирение с Богом. Есть слово «софрония» — согласномыслие или целомудрие, как у нас еще его переводят. Оно противоположно расколотому сознанию — схизофронии.
На самом деле это и есть примирение с самим собой — софрония. Это когда у нас согласованы и мысли, и чувства с тем, как нас видит, как нас задумал Бог. Схизофрония — расколотое сознание, то, что послужило для обозначения заболевания — шизофрения. Это как раз когда в нас есть непримиренные, не соединенные в гармоничное, целомудренное общее стороны, которые не дают нам покоя, раздирают нашу душу. Поэтому на самом деле эти слова — примирение с самим собой — имеют очень глубокое аскетическое основание, связанное с целомудрием, с согласием, со спокойной совестью. Конечно, примирение с собой — это процесс, длиной в жизнь, но нужно двигаться.
А бывает, эти слова воспринимаются с противоположным, антиаскетическим смыслом: как то, что нужно принять себя таким, какой я есть. Вроде «вот такой я уродился, таким меня Бог задумал, пусть он и отвечает за все». Это как раз та точка зрения, которая полностью искажает положение о том, чтобы быть в согласии с самим собой. Очень часто происходит такая подмена, когда человеку предлагается «толерантно» принять себя греховного, себя падшего, себя ветхого, себя несовершенного и укрепиться в мысли о том, что если Бог создал тебя таким, то Он за это отвечает, а ты никакой ответственности за это не несешь. Это, конечно, неправильно. Нередко в ином контексте та же фраза «о согласии с самим собой» воспринимается как призыв быть самим собой.
Например, Пер Гюнт хотел быть самим собой, а потом ему объяснили, что на самом деле он хочет быть не самим собой, а хочет быть самим собой доволен. А это очень разные вещи. Согласовывать себя с Божиим замыслом о себе — это значит очень серьезно, умно, пристально и постоянно работать душой, сердцем, сверяясь с Евангелием, опираясь на помощь духовника, близких, которым доверяешь, которые желают тебе не житейского добра, а добра в Боге, которые видят в тебе и лучшее и недостаточное. А в противоположном смысле — это, наоборот, отказ от всякой духовной работы. Или все-таки то, что исповедано, в сем мы искренне каялись, будет вычеркнуто и больше не припомнится в вечности?
Не держишь на него зла? Как это "не могу"? А как же ты тогда к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!
Прощеное воскресенье - это день, когда всем нам дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя свою гордость, не задевая наше чувство ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели - вольно ли, невольно ли. И самим великодушно простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста! Надо только помнить, что прощение - не слова, не высланная открытка, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой, поэтому люди просят помощи у Господа в том, чтобы простить обидчика. Поэтому и установлен такой день - Прощеное воскресенье. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил, что Господь "ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви.
Прощеное воскресенье: как ответить на просьбу о прощения и просить прощения
Как отвечать на просьбу простить человека, каждый может выбрать сам. В церковной традиции наиболее частый ответ: «Бог тебя простит, и я прощаю». Но можно ограничиться и вполне мирским: «Я прощаю тебя». Что делать, если я не могу простить человека? Если искренне простить человека у вас не получается, то и не надо. Здесь, как в известной пословице, лучше горькая правда, чем сладкая ложь. И Вячеслав Ланский это подтверждает: он убежден, что не стоит говорить приятные для собеседника слова прощения, вместо этого прямо скажите о своих чувствах. Что, если мне не перед кем просить прощения? Нам действительно может показаться, что мы ни перед кем не виноваты и нам просто не у кого просить прощения, но не забывайте про того самого Адама, чьими верными последователями мы являемся. Это становится понятно в процессе духовной работы, — говорит Вячеслав Ланский. К нему приходит осознание, что каким-то словом, каким-то делом он мог кого-то обидеть.
Осознаёт причины своего внутреннего неустройства, дисбаланса и стремится эти причины устранить. К тому же, ни один человек в своей жизни не может избежать серьезных ошибок, которые церковь называет грехом.
Но ведь мы и не для того просим прощения, чтобы тут же попросили у нас!
Мы же просим прощение не для того, чтобы потом сказать: «Давай и ты прощай меня». Или: «Давай, проси у меня прощения». Главное в этот день — самим попросить прощения. Поэтому тут вполне можно быть готовым к такой односторонней реакции.
Конечно, получается, что мы очень непедагогично поступаем. Но дело в том, что прощение просится не из педагогических соображений. Страх вот этой непедагогичности — это наш житейский, мирской такой страх: «А вот не останешься ли ты в дураках? А вдруг ты попросишь, а у тебя нет?
Что же получится тогда? Может, не стоит торопиться? А может быть, вообще он заслужил то, что с ним сделали? Это, грубо говоря, как задаваться вопросом: мыть ли нам руки, если рядом с нами сядет человек с немытыми руками?
Он сядет с немытыми руками, а мы будем как дураки с мытыми руками или с мытой шеей. То есть эта боязнь непедагогичности, она сродни боязни оказаться дураком с вымытой шеей. Прося прощения, мы очищаем свою душу. Мы хотим, чтобы в ней не было обиды, потому что мы знаем, что эта обида в душе разрушительна, она для души вредна.
Мы просим прощения потому, что мы знаем, что Господь сказал: надо каяться и надо прощать. И мне кажется, в подобной ситуации каждый сам решает, мыть ему руки или нет, просить ему прощения или нет. Не нужно держать обиды на тех, кто так и не попросил у нас прощения. В Писании написано: «Солнце да не зайдет в гневе вашем».
То есть до захода солнца нужно самим стараться покончить с обидками. Не уходить ко сну, держа обиды, просто потому, что ты можешь не проснуться и так и уйти с этими обидами в вечность. А если обидели близкого, слабого? Фото с сайта belverede.
Легче простить, когда обижают тебя лично. Когда другого, то мы тут часто встаем на защиту: слабого, ребенка или родителей. И пророки обличали людей не за себя, а за Бога, за правду и справедливость. Пророка закидай хоть камнями, хоть грязью, — он пророк.
К сожалению, камнями их довольно часто забрасывали. Но пророк заступается за обиженного, за оскорбляемого. Он обличает падение нравов, он обличает отпадение от Бога. Заступаясь за других, мы проявляем справедливость.
Нельзя отказывать другим в помощи, иначе потом можешь сам попасть в трудную ситуацию. Категорически запрещалось сквернословить и употреблять в этот день алкогольные напитки. Обижать других в Прощеное воскресенье тоже не стоит, потому что зло может вернуться в троекратном размере. Не разрешалось думать в этот день о плохом, чтобы можно было начать новую жизнь, а не остаться с прежними мыслями и проблемами.
По примете, если птицы поют в Прощеное воскресенье — скоро придут радостные вести. Кот в доме умывается — можно ждать свадьбу или в семье новый член появится. На ужин досталась горбушка хлеба — целый год будешь сытым, жить в богатстве. Приметы в Прощеное воскресенье о погоде По приметам в Прощеное воскресенье наши предки предсказывали погоду на весну.
Дождь пошел в Прощеное воскресенье — скоро весна наступит. Снег выпал — впереди еще зима и могут быть морозы. Утром солнечно, а к вечеру пасмурно — погода всю весну будет неустойчивой, с перепадами. Трава начала пробиваться — к хорошему урожаю.
Птицы в воде плескаются — к потеплению.
Так уж и быть, прощу, потому что все вы церковники такие». И в ответ у нас прощения не просят. Но ведь мы и не для того просим прощения, чтобы тут же попросили у нас! Мы же просим прощение не для того, чтобы потом сказать: «Давай и ты прощай меня». Или: «Давай, проси у меня прощения». Главное в этот день — самим попросить прощения.
Поэтому тут вполне можно быть готовым к такой односторонней реакции. Конечно, получается, что мы очень непедагогично поступаем. Но дело в том, что прощение просится не из педагогических соображений. Страх вот этой непедагогичности — это наш житейский, мирской такой страх: «А вот не останешься ли ты в дураках? А вдруг ты попросишь, а у тебя нет? Что же получится тогда? Может, не стоит торопиться?
А может быть, вообще он заслужил то, что с ним сделали? Это, грубо говоря, как задаваться вопросом: мыть ли нам руки, если рядом с нами сядет человек с немытыми руками? Он сядет с немытыми руками, а мы будем как дураки с мытыми руками или с мытой шеей. То есть эта боязнь непедагогичности, она сродни боязни оказаться дураком с вымытой шеей. Прося прощения, мы очищаем свою душу. Мы хотим, чтобы в ней не было обиды, потому что мы знаем, что эта обида в душе разрушительна, она для души вредна. Мы просим прощения потому, что мы знаем, что Господь сказал: надо каяться и надо прощать.
И мне кажется, в подобной ситуации каждый сам решает, мыть ему руки или нет, просить ему прощения или нет. Не нужно держать обиды на тех, кто так и не попросил у нас прощения. В Писании написано: «Солнце да не зайдет в гневе вашем». То есть до захода солнца нужно самим стараться покончить с обидками. Не уходить ко сну, держа обиды, просто потому, что ты можешь не проснуться и так и уйти с этими обидами в вечность. А если обидели близкого, слабого? Фото с сайта belverede.
Легче простить, когда обижают тебя лично. Когда другого, то мы тут часто встаем на защиту: слабого, ребенка или родителей. И пророки обличали людей не за себя, а за Бога, за правду и справедливость. Пророка закидай хоть камнями, хоть грязью, — он пророк. К сожалению, камнями их довольно часто забрасывали. Но пророк заступается за обиженного, за оскорбляемого.