2012) - во второй половине 50-х создал студию "Новая реальность", в которой объединил художников-абстракционистов, которых не выставляли. советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Коллекция Белютина и Молевой — собрание работ, принадлежавшее известному советскому художнику-абстракционисту Элию Белютину (1925—2012). две абстрактные фигуры.
Советские шестидесятники
Он принадлежал к такому типу художественной натуры, которой необходимо выступать в роли лидера и учителя не только ради общекультурной задачи создания художественных движений, но и для того, чтобы сполна реализовать свой собственный талант. К такому типу художника, особенно распространенному в период столетнего торжества модернизма, относятся и Ларионов, и Малевич, и Кандинский. Без таких людей искусство не могло быть столь стремительно и массово развиваться, как это происходило в ХХ веке. Но и сами они, окажись они в одиночестве, не сумели, не осмелились бы продвигать свое творчество. Поучения Белютина никто не потрудился записать. Но работа «Звери Двое » дает возможность отчасти их реконструировать. Первое правило — подчиненность изображения формальным средствам. Отсюда «квадратоголовость» персонажей, прямоугольность всех частей тел.
Участник разруганной Хрущевым манежной выставки 1962 года, Белютин со временем занял достаточно прочные позиции в советской творческой иерархии, и принадлежащая ему коллекция органично завершала образ успешного художника. Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина.
О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали.
Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти». Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой. Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание. В начале 1990 годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин.
У одной фигуры есть подобие глаза, так что все отвечают, что это мать - более опытная, смотрит на мир более трезво, а ещё глаз нужен, чтобы контролировать дочь. А одна посетительница сказала, что мать - это фигура без глаза, потому что она отдала свой глаз дочери. Девушка и мать символ сложности нашего мира В какой-то момент в зале появляется активная пенсионерка: она разговаривает с посетителями и работниками галереи о картинах Белютина.
На выставке ей понравилось, она всё поняла и теперь хочет донести до других. На картине - сочетание тёмно-красного и яркого зелёного, вверху - как будто страдальческое лицо. Тут человек, ему плохо, красное - это кровь, или огонь, и всё горит. Это как весь мир, и тут зелёное внутри красного, будто что-то инородное в мир попало. И вот там, на той картине - тоже не обязательно человек! Символ сложности нашего мира. А я даже и не задумывалась о том, что тут не человек - с самого начала видела силуэт. А теперь смотрю и вижу совсем другое. Композиция какой-то смысл есть, да?
Смеёмся вместе. Вполне возможно, что отсюда. Объясняю, что искать части тела не обязательно, и пробую обсуждать с посетителями цвета, линии и формы. Вступаем в контакт с искусством. Но рассматривание картин часто превращается в поиск частей тела и предметов. Людям нравится находить на абстракциях натянутый носочек балерины, гриф гитары, кактус и нос белого медведя. Они спрашивают: - Правильно же, тут ведь это нарисовано, да? Бегущий блин, я тоже так могу - Блин, я тоже так могу, - часто говорят те, кто быстро пробегает мимо картин. Спешат смотреть выставку фарфора.
Белютина и его школы «Новая реальность» на выставке в московском Манеже. Искусство «белютинцев» ошеломило своим мощным посылом, который шел через особое формопонимание, монументальность образов и необыкновенную эмоциональность. Но желаемого, к сожалению, не произошло… Практически все работы были отправлены на выставку в США, где пополнили собрания музеев, галерей и частные коллекции. Прошло более пятнадцати лет… 2006 год. Приезд в Москву в связи с передачей в фонды музея частной коллекции декоративно-прикладного искусства и отбору работ живописи и графики в фондах МК РФ. Именно тогда состоялась первая встреча с семьей Белютиных - Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Этот случай предопределил все дальнейшие события.
Музейщики были приняты в доме Белютиных, который наполнен искусством: коллекцией произведений западноевропейской живописи и скульптуры прошлых веков, собирать которую начал еще дед Э. Белютина по материнской линии. Как оказалось, встреча была не случайной. Нина Михайловна помнила все музеи и хранила их заявки на передачу в фонды с Манежной выставки 1991 года произведений Элия Михайловича. Некогда сделанная заявка Нижнетагильским музеем стала основополагающей в налаживании контактов с семьей художника. Молева и М. Агеева Первое поступление составили 13 работ — один холст, написанный маслом, и 12 листов печатной графики.
Желание Элия Белютина отправить свой подарок во Францию не увенчалось успехом - не пропустили. После, в течение семи лет, коллекция каждый год прирастала. Сегодня произведения Э. Белютина хранятся в 55 музеях России. Но лишь о немногих среди них имеются в виду региональных можно сказать, что они обладают полными монографическими коллекциями. Ими стали музеи изобразительных искусств городов - Калининграда, Орла, Нижнего Тагила, историко-архитектурный художественный «Новый Иерусалим». В остальные российские музеи из собрания в основном передавались произведения графики.
За рубежом обладателями произведений Э. М, Белютина является 41 музей тринадцати стран. Требовалась ли работам реставрация? Как проходила реставрация произведений? Рука опытного музейного реставратора Антонины Александровны Наседкиной коснулась почти всех поступивших в фонды живописных работ Э. Белютина и к каждому из них был найден индивидуальной подход с учетом особенностей каждого. Осматривая произведения, реставратор отметила, что автор мало обращал внимания на технологию, соединял порой несовместимые материалы, что приводило к необратимым последствиям.
Так дело обстояло со многими холстами Белютина. Порадовали музейного реставратора произведения последних лет: состояние сохранности этих картин было удовлетворительным - порой требовалась только натяжка на подрамник, так как для удобства перевозки из Москвы в Нижний Тагил холсты с подрамников снимались и накатывались на валы. Сложнее дело обстояло с произведениями 1940-х-1950-х гг.. Белютин в разное время работал с разными основами: в войну использовал даже льняное полотенце, чтобы превратить его поверхность для картины, писал на тонкой хлопчатобумажной ткани, которая рвалась при натяжке на подрамник, или использовал грубую мешковину. Утраты красочного слоя на картинах были незначительные, но имелись сильные потертости и загрязнения. Реставратор масляной станковой живописи А. Наседкина Картины 1960-х гг.
Для удаления зажирненности с их поверхности ресторатор применяла бензин. Произведения с ветхой основой дублировались на новую основу. В работах более позднего периода большую угрозу представляла неравномерная нагруженность холста: тонко написанный фон, но сделанное фактурно изображение создавали неравномерный по толщине красочный слой, от чего появились отслоения, кракелюр и утраты. К тому же картины с такой поверхностью по-разному впитывали влагу, что приводило к появлению крупных, жестких изломов, измятостей и к утратам красочного слоя. Сам процесс устранения повсеместных жестких устойчивых деформаций основы оказался достаточно сложным и длительным: холсты закладывались под пресс, которым служили мраморные плитки и чугунные утюги, а на фактурную живопись укладывали мешочками с песком или солью, которые ложились мягко по фактуре. Но результат достигался всегда… Такой комплекс реставрационных процессов проводился со многими картинами Э. Какие выставочные и иные проекты с произведениями Э.
Белютина музей организовывал? За это время Музей организовал две персональных выставки Элия Михайловича.
Советские шестидесятники
Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Модуль кричащий». – Первые картины Белютина тоже были куплены как предмет декора или все-таки у них появился другой смысл? Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Модуль кричащий».
Белютин Элий
Всё началось с фильма «Белютин: танец в саду времен» 2011 года про Элия Белютина, фигуру загадочную, с какой стороны ни посмотри. Картины Элия Михайловича находятся в Третьяковке и Русском музее, в «Центре Жоржа Помпиду» во Франции, во многих частных коллекциях всего мира. Элия Михайловича лишили всей педагогической работы, но ему удалось организовать художественную студию у себя на даче. Вместе с мужем Элием Белютиным (фамилия образована от «обрусевшего» Белуччи, имя Элигий дали в честь итальянского деда) Молева создала творческую студию «Новая реальность», которая сильно отклонилась от советских норм соцреализма. Всё началось с фильма «Белютин: танец в саду времен» 2011 года про Элия Белютина, фигуру загадочную, с какой стороны ни посмотри.
Выставка из коллекции Самарского областного художественного музея в ММОМА. Белютин(3)
Посетивший выставку Никита Хрущев назвал живописные работы белютинцев «мазней», велел «прекратить безобразие», «запретить», «выкорчевать» и невольно создал прецедент для формирования советского андеграунда: художники, оказавшиеся вне рамок разрешенного искусства, были загнаны в подполье, где могли свободно творить. Элий Белютин, лишившись возможности проводить занятия на государственных площадках, продолжал руководить студией «Новая реальность» на своей даче в Абрамцево, обрел широкую известность в Европе, но так и не получил официального признания, оставаясь под запретом вплоть до 1990-х годов ХХ века. Художник скончался в 2012 году, оставив после себя сотни графических и живописных работ, тома книг и альбомов. Его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Жоржа Помпиду, в многочисленных частных коллекциях по всему миру и российских региональных музейных центрах с не всегда очевидной, но важной миссией заполнения лакун в истории современного отечественного искусства.
Новосибирский краеведческий музей является хранителем одной из самых крупных коллекций материалов Элия Белютина в России. В фондах насчитывается 217 живописных и графических работ, представляющих почти всю творческую жизнь художника, начиная с 1940-х и заканчивая 1990-ми годами, а также немногочисленные личные вещи мастера. История появления коллекции в Сибири не секрет.
По завещанию Элия Белютина, после смерти его картины должны войти в состав собраний российских музеев от Калининграда до Сахалина. Список музеев составлялся вдовой художника, искусствоведом и соавтором его педагогических и теоретических работ Ниной Молевой, и формировался на основе определенных требований к институции — наличие фондохранилища, отдельное место для коллекции, экспертное сопровождение. Не думаю, что Элий Михайлович знал о нашем существовании или интересовался географией Западной Сибири.
Но он понимал, что, попав в фонды какого-нибудь одного музея, коллекция на долгие годы может осесть в хранилище без возможности быть показанной, — рассказала «Культуре» на открытии выставки «Элий. Любовь» директор Новосибирского краеведческого музея Юлия Шуклина. Так к нам попали первые три работы.
А когда Нина Михайловна увидела, что нам не все равно, мы нежно любим коллекцию и готовы ею заниматься, мы получили в дар еще несколько десятков работ». Здесь и наброски, и графические серии, и грандиозные по размерам живописные полотна.
В 1962 году во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера, Юрия Соболева. Выставка привлекла большое внимание и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ». Хрущевым, работы белютинцев были убраны и запрещены к дальнейшему показу. Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве.
По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой, «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности». Она занималась исследованием русского и зарубежного искусства. В 1975 году Нина Молева создала и вела до 1989 года Театр сценического рассказа совместно с актерами Малого театра. Ранее в Малом театре состоялась премьера спектакля «Мой нежный зверь» в постановке режиссера Андрея Житинкина. Эта постановка была одной из последних, на читке которой присутствовал многолетний художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Корреспондент MSK1. RU побывала на премьере.
И каково происхождение коллекции? Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики при Горкоме художников книги и графики. В 1962 году вместе со своими студийцами был участником выставки в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого обругал Никита Хрущев. В 1960-е произведения Белютина экспонировались во Франции. В 1969 году Итальянской академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющую международное значение». В 1970 году художник был избран членом Итальянской академии современного искусства, ему были присуждены Премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства Италия. В 2001 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Еще… Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. Участник разруганной Хрущевым манежной выставки 1962 года, Белютин со временем занял достаточно прочные позиции в советской творческой иерархии, и принадлежащая ему коллекция органично завершала образ успешного художника. Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина. О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее.
Элий Белютин. Формула Времени
В 1988 году картины Элия Михайловича и его учеников впервые поступили в собрание Государственной Третьяковской галереи. Нина Молева и ее супруг Элий Белютин — владельцы коллекции картин на $2 млрд, полученной от предков Белютина. Элий Михайлович Белютин (Билютин) — художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». Белютин Элий Михайлович 10 июня 1925 (Москва) Живописец, график, коллекционер, искусствовед, педагог. говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории.