Новости восстановление ленинграда после войны

Спустя два дня после освобождения города провели заседание «Об отмене ограничений, установленных в связи с вражескими артиллерийскими обстрелами города Ленинграда». Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Спустя два дня после освобождения города провели заседание «Об отмене ограничений, установленных в связи с вражескими артиллерийскими обстрелами города Ленинграда». После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление.

Презентация на тему Восстановление Ленинграда

«Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны.

Петергоф: послевоенное возрождение

Оно было встречено с радостью и недоумением. Откровенно говоря, мы считали это скорее политическим актом, чем реальным делом. Не до того ведь было. Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки.

Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые.

В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые.

А вот 49-й школы в доме 2 по улице Полозова уже нет. А когда-то здесь училась Зоя Алексеевна Тютина. Зое Алексеевне 99. Из дома на Московском проспекте давно не выходит.

Перенестись в родной Петроградский район постарались виртуально. И деревья были большими, и развлечения другими. Это Крестовский остров. Наши мальчики там занимались прыжками с парашютом. Весной всегда там ходили, потому что хорошо дышалось. Там можно было бегать, прыгать, всё что хотелось делать».

Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин.

Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки».

К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы.

Восстановление города

  • Материалы рубрики
  • Бесплатная видео экскурсия по послевоенному восстановлению Ленинграда
  • Комментарии
  • О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости

Другие сюжеты

  • Послевоенное восстановление Ленинграда ⋆ Советские памятники
  • Отопление, водоснабжение, канализация
  • Петергоф: послевоенное возрождение | Точка Арт
  • Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
  • Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда

О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости

Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь. Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время?

Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово. Очень стало плохо. Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю.

Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо. И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего. У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток. Самогонки вообще не помню. Но у нас в доме мужчин то не было...

Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была. Вопрос: Когда появилось электричество? Ответ: Для нас, простых людей, электричество появилось в 1957 году. До этого электричество подавалось от дизеля, который работал на известковом заводе, но не всем, только работникам завода, в школу, сельсовет, на водонапорную башню. Простые люди использовали керосиновые лампы для освещения.

Керосин продавался. С появлением электричества стало очень хорошо. Вопрос: Где Вы брали воду? Ответ: В деревне было три колодца, мы брали воду с ближайшего "на Федотке". Чтобы принести два ведра требовалось минут 40. Позднее появилась деревянная водонапорная башня для снабжения фермы, но там нам давали воду неохотно. Вопрос: Ваш родной язык финский, мужа эстонский. Почему вы детей этим языкам не научили?

Ответ: А как их учить? Я на эстонском говорю слабо, муж на финском слабо. С первого дня наш общий язык был только русский. И в деревне, где я вышла замуж говорили только по-русски. Семья мужа возвратилась из Эстонии после войны намного раньше нас. Они туда на лошади уехали под Тарту , на ней и вернулись, не дожидаясь формирования поезда. К тому моменту от их Тарасино ничего не осталось, все сгорело. В Волосово, в райисполкоме, они получили направление в Тресковицы, тут были пустые дома, выписали лес на строительство нового дома, сдали лошадь и всю сбрую.

Быстро построились. В 1954-ом мы поженились и оба оказались в русскоговорящей деревне. Вопрос: Известно, что в местности типично было хуторное хозяйство, как получилось, что хуторов не осталось? Ответ: Про ликвидацию хуторов не знаю, это было до меня, в начале 30-х. Знаю, что на хуторах жили эстонцы, финны жили в деревнях. Сегодня хуторами называют места на которых когда-то либо жили, либо находились строения, либо это место чем-то отлично от остальных. Вопрос: Как обстояло дело с образованием в послевоенные годы? Можно ли было закончить институт после деревенской школы.

Ответ: Можно и многие институты заканчивали. Школы были повсеместно. Мой брат, например, закончил неполную среднюю в деревне, потом 10 классов в Волосово, поступил в военное училище и закончил службу полковником. И он не один такой. Вопрос: Как Вы встретили известие о смерти Сталина? И как люди вашего круга относились к советской власти? Ответ: Дело было так. Утром завтракаем с подружкой, рассказываю ей, что видела удивительный сон, будто Сталин умер и лежит он в колонном зале что такое колонный зал я и сейчас не знаю.

Не успела договорить, заходит один гражданин, решил какие-то дела по работе и говорит: - "Кстати! А вы знаете что Сталин умер? У нас никто волосы на себе не рвал, но другие рассказывали, что плакали и ревели. К советской власти относились нормально, принимали как есть. Мама Сталина не любила. Ленин, говорила интеллигентный, а Сталин посадский. Мы не горевали. Горевали, что 8 марта "на носу", а все мероприятия были отменены Вопрос: В вашей семье двое детей, а семье ваших родителей восемь, что типично для того времени.

В ваше время типично было иметь немногодетные семьи? Ответ: Детей двое не потому, что не прокормить, а я не знаю как так. Оглядываясь вокруг, у всех было по два, три, одному ребенку. Записано в апреле 2012 года. День похорон Тамары Адамовны был первым весенним днем 2013 года, с кучевыми облаками, которые бывают только летом.. Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие — 500 грамм, а иждивенцы и дети — всего по 300 грамм.

Однако, в бедном, полуразрушенном городе орудовали не только уголовные банды. Нечестные дельцы пользовались и имеющимися сведениями — какие ценности плохо охраняются. Знаменитая банда «Черная кошка», которая стала известна многим благодаря фильму «Место встречи изменить нельзя» на самом деле была огромным преступным сообществом. Во время обыска у главаря, 16-летнего Попова, обнаружился любопытнейший документ — клятву кодлы "Черная кошка", под которой было проставлено кровью восемь подписей. Была распространена и организованная преступность. Операцию по разгрому банды разработал в марте 1946 года оперативный работник угрозыска бывший фронтовик Владимир Болдырев.

Почти каждый дом получил те или иные повреждения, полностью разрушенными были более трех тысяч зданий. Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы Планы по восстановлению разрушаемых войной городов начали разрабатываться с самого начала войны, но если в удаленных от линии фронта городах можно было выполнять небольшие работы оперативно, то полноценное восстановление Ленинграда началось только после освобождения от блокады. В дни блокады ремонт и восстановление проводились лишь на ряде объектов, в их числе здание Главного Адмиралтейства. Здание пережило пять попаданий фугасных бомб и двенадцать обстрелов.

Из 2434 станков, которые не отправили в эвакуацию, не поврежденными оставались лишь 552. И среди них один уникальный, единственный в СССР — огромный «Линдер», кстати, немецкого производства. Его берегли всю блокаду. Но только подвезли к цеху, начался обстрел. Один снаряд угодил в цех штампов. Ошарашенные рабочие чуть ли не грудью закрыли немецкий станок. Обстрел прекратился, но в углу цеха зияла двухметровая воронка. Это произошло 15 января 1944 года. И это был последний обстрел Кировского завода. Ленинград возрождался быстро. Токари и пекари, вагоновожатые и профессора после работы становились строителями, дворниками и садоводами. На Кировском заводе решили, что каждый должен после смены отработать ежемесячно не менее двадцати часов на восстановлении и благоустройстве. На улицы выходили все. В марте начали ремонт ДК имени Газа, к Первомаю закончили первый этаж. Транспорта не хватало, прицепы с саженцами для проспекта Стачек тянули танками. Но самое приятное, по воспоминаниям ветеранов, было переходить на мирную продукцию. На участке ящиков для снарядов начали делать тумбочки для заводского общежития. В цехе мин наладили выпуск чугунных радиаторов центрального отопления.

Очевидно, что нахождение Александровского дворца в ведении Академии наук способствовало сохранности памятника в процессе эксплуатации. С передачей здания военному ведомству ситуация стала угрожающей. Уже в 1955 г. ГИОП обратил внимание на первые печальные последствия новой роли дворца: «В настоящее время кровля имеет протечки, вследствие чего фасады пришли в неудовлетворительное состояние, на что обращают внимание посетители парка. Современная эксплуатация приводит к быстрой порче художественных паркетов и другого архитектурного декора дворцовых помещений» 24. А в ноябре 1956 г. В документе подчеркивалось, что «здание представляет единое, органическое, художественное целое и ценность его интерьеров неотделима от высоких качеств его фасадов» и убедительно доказывалась исключительная ценность памятника как достижения «русской национальной культуры» 26. Решительные возражения Ленгорисполкома опирались, в том числе, на факт восстановления дворца с «большой затратой сил и средств» к 150-летию А. Кроме того, потребуется устройство специальной системы вентиляции с разветвленной сетью трубопроводов и т. Таким образом, намечаемое использование дворцовых помещений приобретает чисто производственный характер, что безусловно приведет к их искажению и утрате ценности памятника в целом. Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся категорически возражает против снятия с государственной охраны интерьеров Александровского дворца и, учитывая потребности Проектного института, ввиду его специфических требований, считает, что для него должно быть предоставлено другое помещение» 27. Впоследствии руководство города продолжит борьбу за выселение военного института из дворца, осуществляя переписку с профильными министерствами. При этом судьба здания не виделась музейной. В протоколе заседания Президиума Ленгорсовета от 22 ноября 1965 г. Пушкине базы отдыха и об отводе земельного участка для строительства административно- лабораторных зданий и сооружений для воинской части» 28. Было принято решение о разработке соответствующей проектной документации в 1966 г. Сложно сказать, какая роль для Александровского дворца была более удачной — военного института или базы отдыха. Как бы то ни было, решение Ленгорисполкома не осуществилось. Министерство обороны освободит часть помещений Александровского дворца лишь к 1997 г. Тогда в жилых покоях восточного флигеля откроется выставка «Воспоминания в Александровском дворце», ставшая важным шагом на пути возвращения музейного статуса памятника. Полностью здание было передано на баланс Государственного музея-заповедника «Царское Село» в 2009 г. В 2010 г. В настоящее время во дворце ведутся реставрационные работы, результатом которых будет появление среди пригородных объектов уникального по исторической ценности дворца, ставшего полноценным музеем. История Александровского дворца после войны должна напомнить, что хозяева здания могут меняться, но результат их действий останется частью жизни памятника. Поэтому мы, приспосабливая дворец под музей с восстановлением отделки интерьеров, должны помнить об ответственности за принимаемые сейчас решения и быть благодарными за то, что всю вторую половину ХХ века Александровский дворец жил, пусть и не в качестве музея. Благодаря этому спустя 70 лет после Победы стала возможна его музеефикация в полном смысле — в противном случае от памятника остались бы только стены существует множество примеров практически необратимого разрушения объектов культурного наследия в результате заброшенности и вандализма уже в наши дни. В данный момент задача реставраторов и музейщиков исправить совершенные ранее ошибки, вернуть в сохранившийся дворец память о его обитателях, раскрыв интереснейшие страницы истории императорской России — для этого сейчас есть все условия. К безусловным достижениям нашего времени относится то, что дворцы Романовых восстанавливаются во всей полноте и больше не именуются «бывшими». Отчет о консервации музейных зданий в г. В личной половине все окна были забиты досками, за исключением маленьких служебных комнат гардеробная Николая II и Александры Федоровны, туалетная. В парадных комнатах были полностью забиты досками окна в 2-х библиотеках; в анфиладе забиты только окна меньшего размера, большие центральные окна оставались не заделанными. Стекла в личных комнатах Николая II, на выставке «Оборона Петрограда», в комнатах ожидания, в комендантской были полностью целы. Вся мебель стулья, кресла, этажерки, столы небольшого размера была сосредоточена в комнатах подвала бывшего санатория НКВД. Диваны, 2 рояля, фисгармония и пианино в порядке расставлены в коридоре между личными комнатами. Фарфор, оставшийся от эвакуации, преимущественно императорский завод ХХ столетия и др. Бронза — все художественные изделия, а также все медные вещи кроме нескольких мелких настольных безделушек были полностью эвакуированы в Горький, Сарапул и Ленинград. В том числе были полностью сняты и эвакуированы все люстры в музейных помещениях. Картины — все масло полностью были эвакуированы в Горький, Сарапул и Ленинград, кроме нескольких фондовых картин, не имеющих большой художественной или исторической ценности в частности работы дочерей Николая II. Акварели, гуашь, литографии, имеющие значительную художественную или историко- бытовую ценность были эвакуированы, оставшиеся были сняты со стен музея и сосредоточены в 2-х помещениях подвала бывшей санатории НКВД, там же помещались рамы от эвакуированных картин и рисунков. В комнатах музея осталась только наиболее громоздкая мебель, а также на стенах рамы большого размера. Исключение представляли следующие комнаты: 1 Во 2-й и 3-ей библиотеках остались библиотечные шкафы с книгами, полушкафы и витрины с литографиями, альбомами и др. В 3-ей библиотеке из верхних шкафов вынуты все книги находятся в кабинете Кучумова и сняты стеклянные дверцы, последние были перенесены в 3-ю и 4-ю комнаты выставки «Оборона Петрограда», то есть подготовлены для переноски в подвал. Кроме того, вещами заняты следующие комнаты, не имеющие прямого музейного значения: 1 Фонды. Все книги представляющие известную ценность были эвакуированы, остальные сохранились на месте. В 12 час.

Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"

Неторопливую миграцию 50-х - начала 60-х сменила бурная волна, продлившаяся почти два десятилетия. Это история роста Ленинграда как мегаполиса. Она отражала общий для страны период - переход от преимущественно сельского к преимущественно городскому населению. Деревни пустели чему помогала кампания по их укрупнению , а большие города наполняла армия «лимитчиков». Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить.

В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих. Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве.

Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве. Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов Но если посмотреть на детей из следующих поколений, то, конечно, можно отметить очень быструю нивелировку существовавших различий между приезжими и условно-коренными горожанами. И уж точно не играл существенной роли здесь национальный и цивилизационный факторы.

Ленинград хоть и был многонациональным, но всегда оставался преимущественно русским городом, куда переселялись в основном такие же граждане русской национальности. Переселение шло быстрее, чем планировало правительство: достичь 4-миллионного уровня собирались к 1985 году, а достигли уже к 1970-му. Зачем же ехали все эти люди в наш город? Ответ лежит на поверхности, но он не так прост, как кажется. Конечно, за лучшей, интересной жизнью - ради этого, ради перспектив они были готовы работать на непопулярных и вредных производствах, ютиться в общежитии в надежде получить отдельную квартиру. Середина 80-х - начало 90-х годов ХХ века уже достаточно далеко ушли в историю, и теперь можно со всей ответственностью заявить: очередной раунд противостояния новой волны приезжих и тех, кто считал себя «коренными», закончился «вничью».

А также показывает, как люди постепенно возвращались к культурной жизни. Тимков Н. Салют в Ленинграде 27 января 1943 Рубанчик Я. Без названия.

В 1942—1944 здание многократно обстреливали. Еще во время войны горожане организовали конкурс на лучший проект восстановления универмага. Работы начались в 1944 году и продолжались четыре года. Во время восстановления Гостиного двора в нем снесли перестройки XIX века, а главному фасаду вернули исторический вид, убрав декоративный орнамент середины 1800-х годов. Кикины палаты Кикины палаты во время блокады и в наши дни Сегодня: Санкт-Петербургский музыкальный лицей Адрес: Ставропольская улица, 9 В военное время от памятника архитектуры федерального значения остались только стены. На восстановительные работы потребовалось четыре года, их закончили в 1956 году. Реставраторы убрали построенные в XIX веке помещения под лестницей и вернули постройкам оригинальный декор петровского барокко. Кикины палаты — одно из самых старых жилых зданий Петербурга, созданное в 1714 году. До 1727 года в нем располагалась Кунсткамера, в которую петербуржцев приглашали с помощью бесплатных угощений. Дом графини Лаваль Дом на Английской набережной, 4, во время блокады и в наши дни Сегодня: Конституционный суд Адрес: Английская набережная, 4 Особняк на берегу Невы бомбили четыре раза. В здании обвалился купол, упал балкон, осыпался плафон в Большом зале. Бомбы повредили декор и полностью разрушили центральную часть главного корпуса. Нанесенный бомбами ущерб оценили в 15,9 млн рублей. Ленинградцы еще до окончания войны разработали проект реставрации дома. В 1945—1947 годах специалисты восстановили стены, перекрытия и интерьеры, а скульпторы воссоздали на основе довоенных фото разбитый барельеф. В 1948—1951 рабочие реставрировали Большой зал, наиболее пострадавший в блокаду. Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену».

О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости

Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)». Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы.

Петергоф: послевоенное возрождение

Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г.

Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г.

Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов.

Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие.

В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.

Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком.

В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности.

Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации.

Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями.

Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете.

При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек.

Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался.

При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами.

Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б.

Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г.

Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи.

Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н.

Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно.

Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г.

Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы?

С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961.

Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков».

Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник.

Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской.

Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился.

Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны.

Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались». Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены.

Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен.

Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р. Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток.

Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? Этим было бы восстановлено общее значение единства.

А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга.

И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца. Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения.

Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров». Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии.

Что помогло реставраторам воссоздать утраченное? Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А.

Хотеновского, выполненные в 1921 г. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал. Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры.

Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса.

Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась.

Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей. Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом.

Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе.

Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.

Именно он с большим энтузиазмом взялся за выполнение сокровенной идеи Жданова — изменить экономический и культурный баланс в СССР в пользу России и русских. В 1923 году, сразу же после создания Союза, был создан Союзно-республиканский дотационный фонд, представлявший собой систему ограбления центральной России в пользу окраин. Фонд формировался за счет поступлений РСФСР, но ни один регион республики из него денег не получал — все шло на Закавказье, Среднюю Азию, в крайнем случае — Украину, а после войны еще и на Прибалтику. При этом русские области и края не имели даже возможности кооперироваться и лоббировать свои интересы. В то время как у любой другой республики были в ЦК и Политбюро свои лоббисты, а Грузия так и вовсе жила как любимое дитя Сталина и Берии мало кто помнит, но после депортации карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей Грузии передали ряд земель, входивших в состав РСФСР и возвращенных в 1950-е годы России , у русских областей не было никакого координирующего центра. Он выступил с инициативой восстановить Бюро ЦК по РСФСР не без резона рассчитывая, что его возглавит он сам или Кузнецов , в котором решались бы важные для экономического и культурного развития республики вопросы, даже получил поддержку главы компартии Украины Хрущева. После смерти Жданова летом 1948 года его знамя поднял Родионов, написавший Сталину несколько записок с просьбой найти для России место в партийной структуре. Мало того, Родионова обвиняли в том, что, когда пришло распоряжение создать новые флаги для всех республик, он хотел утвердить в качестве флага РСФСР некий вариант, отсылавший к национальному трехцветному знамени. Были у Жданова и ленинградцев и свои идеи, касавшиеся всего Союза. В 1946 Жданов предложил Сталину проект программы партии, в котором предполагалась постепенная замена государственно-партийной диктатуры народным самоуправлением, включая всенародные голосования. Партийная программа предусматривала «всячески поощрять изучение русской культуры и русского языка всеми народами СССР». Одновременно соратник Жданова — Вознесенский — предложил программу социально-экономического развития СССР, в которой последовательно проводилась установка на облегчение жизни народа: увеличение производства потребительских товаров, создание социалистической товарно-денежной экономики. По сути, Жданов и Вознесенский предложили переместить СССР на пути русоцентричного народного социализма, с революционно-коммунистической, но не людоедской и не эксплуатирующей русский народ идеологией и практикой. Несомненно Жданов был плотью от плоти коммунистической системы и нес в своем мировоззрении все ее уродства и пороки. Несомненно, что и его русоцентризм носил скорее лево-народнический, а не «белый» характер. Однако никакой антисемитской политики, вопреки распространенному мифу, при жизни Жданова не велось — она началась в январе 1949 года, через полгода после его смерти. Жданов вел кампанию борьбы с «низкопоклонством перед Западом», в которой, конечно, было немало абсурдных урапатриотических перегибов, вроде «русский Можайский изобрел первый самолет», но по сути она была нацелена на восстановление национального достоинства русского народа. Характерно, что в качестве дискредитирующего Зощенко факта приводится цитата из его статьи 1922 года: «я не коммунист, не эс-эр, не монархист, а просто русский и к тому же политически безнравственный». Очевидно желание быть «просто русским» идеолога национал-коммунизма Жданова не устраивало. Однако, вот что показательно — ни для кого из бичуемых Ждановым в этой речи дело не закончилось арестом и смертью. Напротив, идеолог пытался выстроить систему прессинга не связанную с арестами, пытками и расстрелами — так называемые «суды чести», которые должны были прорабатывать граждан за «космополитизм». Может показаться, что моральный террор не лучше физического, но пытаемые на Лубянке явно с этим бы не согласились. Сразу же после его смерти сталинская система вернулась к старым орудиям 1937 года — наручникам, карцерам, дубинкам следователей и пулям в затылок на безымянных полигонах. И первыми, кто стал жертвой возродившейся в полном варианте террористической системы, стали осиротевшие после смерти вожака в августе 1948 года «ждановцы». В 1949-50 годах по стране прокатилась волна практически не афишируемого, но чрезвычайно чувствительного террора против кадров «ждановской» выделки, связанная с так называемым «Ленинградским делом». Дело было засекречено самим Сталиным, ходили лишь невнятные слухи, что «ленинградцы» затеяли какой-то национализм и пытались перенести столицу РСФСР к себе и «противопоставить себя партии». Сталин несколько лет накапливал у себя прослушки разговоров «ждановцев» про несправедливое отношение к России и русским, ложившиеся ему на стол министром МГБ Абакумовым и, в конечном счете, дал им ход, видимо решив, что с русскими ему в деле строительства социализма не по пути. Главными лоббистами репрессий против ждановцыв был старый аппаратный противник идеолога — Маленков и поддерживавший его Берия.

Восстановление Ленинграда

Довоенная жизнь Петергофа: по страницам советских газет Существует обширная литература о военных разрушениях и последующей реставрации, написанная музейными работниками и реставраторами. Советские газеты 1930-х и 1940-х гг. Они поразительно позволяют ощутить аромат эпохи, буквально «увидеть» запечатленным на одной странице все, что происходило тогда. В 1930-е гг. В парках проходили массовые праздники, митинги, встречи с героями, писателями, артистами, спортивные соревнования. Во дворцах открывали выставки, приуроченные к годовщинам великих людей и событий.

В 1941 г. Газеты сообщали о том, что в Пушкине заканчивается реставрация Екатерининского дворца, намечена частичная реставрация Александровского дворца и Камероновой галереи, впервые за много лет восстановлен и открыт для публики Готторпский глобус, а в павильоне Китайского театра можно осмотреть выставку, посвященную истории создания Александровского парка. К летнему сезону 1941 г. И, конечно, журналисты писали о занятиях по противовоздушной обороне, о жизни военных частей и наборе в военные училища. Газеты за 22 июня 1941 г.

Сообщение о начале войны прозвучит по радио в два часа дня, а газеты сообщат о войне только 23 июня. В середине сентября немецкие войска вышли к берегу Финского залива в районе Стрельны, 23 сентября 1941 г. По предварительным расчетам, для того чтобы восстановить разрушенное, нужно 65 человеко-лет или 9 миллиардов рублей, то есть нужно, чтобы в течение 10 лет работали над этим ежедневно 6,5 тысячи человек Читая газеты 1944 г. Что происходило в захваченных дворцовых пригородах в течение двух лет, никто толком не знал, особенных надежд питать не приходилось. То, как обращаются захватчики с памятниками культуры, было более или менее известно.

Однако картина, представшая перед глазами очевидцев после освобождения пригородов, потрясала даже видавших виды военных. Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы. Все истреблено.

Я был здесь перед самой войной. Ленинград прощался с белыми ночами. Фонтаны в многоцветных лучах прожекторов, синие и золотые ракеты, музыка, плеск падающей воды сливались в одну вдохновенную песню». Приходится пробираться по каменным глыбам развороченных мостов. Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца.

Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон. Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла». Весной 1945 г.

Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили. И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды.

Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации. Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками.

Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено». В июне 1946 г. Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж.

Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа. Сезон 1947 г.

Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном». Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г.

Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго. В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям.

По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны.

Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы.

Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам.

В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н.

Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат.

Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф.

Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части.

По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом.

И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца.

Автором проекта стал молодой ваятель Михаил Аникушин в 1955 году была открыта первая очередь Метрополитена Слайд 11 Нелегко пришлось жителям города в послевоенные годы. В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.

На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.

В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах.

А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая.

В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц.

Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот.

Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.

Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14. Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь. Этот подвиг навсегда в наших сердцах. Последние записи:.

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

«От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды. Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий