Усадьба Глебовых-Стрешневых Раек-Знаменское – это бесспорно один из самых интересных усадебных комплексов Тверской области. Поводом послужил очередной «резкий бросок» чиновников и арендаторов усадьбы Знаменское-Раек в Торжокском районе. Усадьба «Знаменское-Раёк» – архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Раек" была построена в конце XVIII века, первым ее хозяином был герой русско-турецкой войны генерал-аншеф Федору Глебов, состоявший по линии супруги в родстве с царским домом Романовых. В апреле текущего года усадьба «Знаменское – Раёк» перешла в ведение Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) в Торжке.
Судьбу усадьбы «Знаменское-Раек» обсудили в Тверской области
В Тверской области рассказали о планах реставрации усадьбы "Знаменское-Раек" | Добраться до усадьбы Знаменское-Раёк в Торжке несложно, сложнее проехать мимо нее и не заметить эту великолепную архитектурную достопримечательность. |
Усадьба Знаменское — Раёк, Торжокский район, Тверская область. | Знаменское-Раёк — усадьба в Тверской области (Марьинское сельское поселение, Торжокский район), построенная во второй половине XVIII века генерал-аншефом Фёдором Глебовым[1]. |
Усадьба ЗНАМЕНСКОЕ-РАЕК, Тверская область, Торжокский район
Итак, полное название усадьбы – Знаменское – Раёк, расположена она в 36 км от Твери, не доезжая 15 км до Твери, стоит она на возвышенности в излучине речки Логовежь. Новости Происшествия. Сегодня, 18 февраля, в Торжокском районе спасли жизнь тремя людям. Новости Происшествия. Сегодня, 18 февраля, в Торжокском районе спасли жизнь тремя людям. Усадьба Знаменское-Раек расположена в Торжокском районе Тверской области недалеко от трассы Москва-Петербург.
Путешествие по Львовскому кольцу или Как разрушается и как оживает тверская глубинка
В мае, по случаю 270-летия со Дня рождения архитектора Н. Львова, усадьба принимала гостей со всей России, поклонников таланта великого архитектора. Мы говорили о гении Н. Львова, в бальном зале звучала музыка XVIII века в исполнении ансамбля "Euterpe", открылись две выставки: художественная - студентов и преподавателей МАРХИ и фото-выставка Вадима Разумова «Стиль палладиев» в русских усадьбах: образы прошлого и контуры будущего», организованная компанией "СтаркВуд" В усадебном парке гости праздника, вместе с Еленой Пушай - руководителем общественной областной организации «Тверской экологический клуб», доцентом кафедры туризма и природопользования факультета географии и геоэкологии Тверского государственного университета, гуляли на авторской ботанической экскурсии. Усадебный сад пополнился молодыми яблонями, которые посадили почетные гости праздника. Лето запомнилось лекцией искусствоведа, историка искусства и директора Государственного музея изобразительных искусств им.
Планируется реставрация всех памятников, находящихся на территории усадьбы, и воссоздание утраченных. Это главный дом, флигель, колоннада, ворота, грот и другие объекты.
Работы предполагается провести за счет федеральных средств, выделенных по линии Минкультуры России. В разработке концепции экспозиции будущего музея примут участие эксперты и ведущие специалисты страны. Знаковое событие по передаче усадьбы в ведение музея произошло в преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест, который отмечается сегодня, 18 апреля. Усадьба «Знаменское-Раёк» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф.
Однако полновластным хозяином имения последний стал только после смерти отца в 1774 году.
И здесь на сцену выходит еще одна история, на сей раз любовная. Сам Глебов принадлежал к не менее известному дворянскому роду, чьи предки прибыли из Швеции служить князю Дмитрию Донскому 1350-1389. Она была последней представительницей знатного боярского рода, к которому принадлежала супруга царя Михаила Романова — царица Евдокия Лукьяновна. Елизавета Петровна с детства отличалась взбалмошным характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца. И именно в нее, капризную красавицу, без памяти влюбился овдовевший Федор Иванович.
Однако он получил отказ: отцу Елизаветы Петровны разница в возрасте — 17 лет, — казалась слишком большой. И только перед смертью он благословил брак дочери. Так, в 1772 году породнились две знатные фамилии — Глебовы и Стрешневы. Впоследствии Елизавета Петровна добилась, чтобы ее сыновья носили двойную фамилию — Глебовы-Стрешневы и, таким образом, фамилия Стрешневых не угасла. Император Александр I 19 апреля 1803 года издал по этому поводу специальный указ. Федор Иванович безумно ревновал свою супругу.
Молодая, очаровательная, блестяще образованная, она не могла не привлекать внимания. Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи. Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла, тем не менее, подчинить своей воле. После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы. И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок — дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку.
Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему. Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову 1751-1804.
Знаменское-Раек, возможно, вскоре и послужит декорацией к какой-нибудь исторической киноленте. Но восстановительные работы все еще ведутся. Иван Федорович Глебов, занимавший в середине 18 века должность генерал-губернатора Киева, — это не единственный житель усадьбы Знаменское-Раек. В поместье некоторое время жили его родственники.
Но о них мало что известно. Здесь когда-то проводились грандиозные празднества, баллы. Усадьбу посещали самые известные люди Москвы и Петербурга. После смерти Глебова поместье приносило неплохой доход его вдове. Это было одно из родовых дворянских имений, коих в России строилось немало. Во второй половине 18 века проживали в нем люди, не оставившие след в истории, а потому стоит рассказать подробнее о первом владельце.
Иван Федорович Глебов, как уже было сказано, был киевским генерал-губернатором. Эту должность он занимал с 1762 по 1766 год. Позже стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга. С 1751 года Глебов занимался расселением жителей из Сербии в России. Во время семилетней войны служил в действующей армии, принимал участие в сражении при Цорндорфе. Здесь он отличился и был награжден Орденом св.
Александра Невского. Последние годы Глебов провел в Тверской области. Несколько лет прожил в усадьбе, о которой речь идет в этой статье. Но погребен в Старице, на территории Успенского монастыря. Главный объект на территории усадьбы — церковь знамения Божьей Матери. Этот храм построен был в 1766 году.
Примерно через шесть лет жена бывшего киевского генерал-губернатора постриглась в монахини. Глебов произвел семейный раздел имения. Роскошного дворца с колоннадой здесь еще не было. Елизавета Петровна Стрешнева Эта дама известна была в московском обществе прежде всего своим крутым нравом. Она была представительницей старинного боярского рода Стрешневых. Но главное, именно благодаря этой женщине появилась усадьба, которая сегодня входит в популярные экскурсии по Тверской области.
Знаменское-Раёк: история любви
Усадьба была построена Федором Глебовым как подарок для своей супруги, последней наследнице древнего боярского рода Стрешневых, имевшей тесные родственные связи с царской династией. Архитектурный ансамбль возводился 12 лет и объединяет в себе элементы регулярного и пейзажного парка, дворцовую архитектуру и хозяйственные постройки. Главный дом усадьбы представляет собой прекрасный образец классицизма с элементами палладианства, лоджии, портиков, внутреннего купола и фресок, которые восхищают своими деталями и утонченностью.
Над проектированием и строительством усадьбы работал архитектор Н. Львов, а также К. Буци, А. Трофимов, англичанин В. Ирвен, итальянец Ф.
Любимый архитектором солярный символ венчает верхнюю часть кованых ворот, и, если встать перед ними в определенной точке, и взглянуть на главный дом, лучи металлического солнца совпадут с полуциркульным окном в куполе. Усадьба строго ориентирована по сторонам света, солнце словно включено в ансамбль, его свет играет роль первой скрипки в симфонии классицистического торжества усадьбы. В обрамление парадного двора включены два флигеля с башнями, расположенными напротив друг друга. Центр композиции — главный дом, увенчанный бельведером. Композиция парадного двора направляет внимание к парадной лестнице дома, вход в который отмечен четырехколонным тосканским портиком. Архитектурный облик дома — трехэтажный четвериковый объем с круглым бельведером и торжественными портиками, который Гавриил Державин, великий русский поэт, царедворец и друг архитектора, определял как «храмовидный» и «храмоподобный», отвечал канонам Палладио. Общая композиция дома выдает знатока итальянской архитектуры. Парадное крыльцо фланкировали пушки, а центром композиции парадного двора являлся фонтан со скульптурной группой: Лев, Арион и Дельфин. Фонтан функционировал благодаря сложной инженерной системе, связывающей каскадные пруды и специально устроенные каналы. В Знаменском, по примеру Палладио, парадные и хозяйственные постройки объединены в единую систему, части которой соединяла колонная лоджия. Здесь она утратила практическое значение — укрытие от зноя и дождя, но, превратившись в ограду парадного двора, стала символом представительности. Тосканский ордер, примененный здесь, Палладио как раз рекомендовал для загородных вилл. Хозяйственные постройки усадьбы, как уже отмечалось ранее, органично связывались у Львова с парадной частью. И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию. Такой прием практиковался у Палладио в знаменитых северных виллах. Северный флигель задумывался как две башни, соединенные длинным зданием каретного сарая, замаскированным со стороны курдонёра все теми же рядами тосканских колонн. В одной из башен размещалась библиотека. Южный флигель, с двумя подобными башнями, вмещал в себя оранжерею, стеклянная часть которой обращена в сад. В оранжерее выращивали лимоны, апельсины, ананасы, персики, абрикосы, спаржу. Для ботанического сада Глебов выписывал заморские деревья: фисташковые, шелковичные, гвоздичные, лавровые, чернослив, груши, бергамот. В дальней от главного дома башне, по словам старожилов, располагался театр. Главный дом, прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию. Внутри здание спланировано по анфиладному принципу и имеет четкое функциональное назначение. В парадном зале на третьем этаже устроен внутренний купол с отверстием, открывающимся в световой барабан.
На протяжении своего путешествия Львов описывает достопримечательности Италии в своем итальянском дневнике, дошедшем до наших дней. По возвращении в Россию в 1798 году он публикует перевод труда Палладио «Четыре книги об архитектуре». Считается, что Львов «создал саму типологию частной жизни и частного размышления в России», будучи архитектором множества усадебных комплексов в Тверской, Московской, Новгородской губерниях и Санкт-Петербурге, среди них Знаменское-Раёк, усадьба Державина, Уткина дача, Введенское. Николай Львов Николай Александрович Львов— один из ярчайших представителей Русского Просвещения, прозванный современниками «Русским Леонардо да Винчи» за свою многогранность и одаренность во множестве сфер. Архитектурный ансамбль усадьбы Поразительно продуманная планировка усадьбы основана на тщательно изученной Николаем Львовым архитектуре Андреа Палладио — итальянского зодчего позднего Ренессанса венецианской школы, основоположника палладианства и автора «Четырех книг об архитектуре», которые перевел на русский язык Львов. Классицистическое течение палладианства основано на возрождении и переосмыслении античных традиций, Палладио боготворил античность и избрал себе учителем Витрувия, автора трактата «Десять книг об архитектуре», в которой выводится знаменитая «Триаду Витрувия» или «три закона» архитектуры: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. Андреа Палладио приводит каноны древнеримских ордеров в своих «Книгах», которые переводит и использует Николай Львов, что позволяет нам понять, на что опирался архитектор усадьбы в своих творениях. Так, в усадьбе применяется характерное для XVIII века осевое построение — ярко выраженная симметрия архитектурного ансамбля. При въезде в усадьбу через Парадные ворота, которые вы видите, подъезжая к усадьбе гостям открывался вид на огромный парадный двор. Сквозь кованое кружево ворот, оформленных в виде триумфальной арки, просматривается овальный курдонёр, окруженный белыми тосканскими колоннами, как вышколенными гвардейцами. Любимый архитектором солярный символ венчает верхнюю часть кованых ворот, и, если встать перед ними в определенной точке, и взглянуть на главный дом, лучи металлического солнца совпадут с полуциркульным окном в куполе. Усадьба строго ориентирована по сторонам света, солнце словно включено в ансамбль, его свет играет роль первой скрипки в симфонии классицистического торжества усадьбы. В обрамление парадного двора включены два флигеля с башнями, расположенными напротив друг друга. Центр композиции — главный дом, увенчанный бельведером. Композиция парадного двора направляет внимание к парадной лестнице дома, вход в который отмечен четырехколонным тосканским портиком. Архитектурный облик дома — трехэтажный четвериковый объем с круглым бельведером и торжественными портиками, который Гавриил Державин, великий русский поэт, царедворец и друг архитектора, определял как «храмовидный» и «храмоподобный», отвечал канонам Палладио. Общая композиция дома выдает знатока итальянской архитектуры. Парадное крыльцо фланкировали пушки, а центром композиции парадного двора являлся фонтан со скульптурной группой: Лев, Арион и Дельфин. Фонтан функционировал благодаря сложной инженерной системе, связывающей каскадные пруды и специально устроенные каналы. В Знаменском, по примеру Палладио, парадные и хозяйственные постройки объединены в единую систему, части которой соединяла колонная лоджия. Здесь она утратила практическое значение — укрытие от зноя и дождя, но, превратившись в ограду парадного двора, стала символом представительности. Тосканский ордер, примененный здесь, Палладио как раз рекомендовал для загородных вилл. Хозяйственные постройки усадьбы, как уже отмечалось ранее, органично связывались у Львова с парадной частью. И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию.
ЮНЕСКО присматривается к наследию русского Палладио
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Усадьбу Знаменское-Раек называют одной из самых красивых в России. В усадьбе Знаменское-Раёк под Торжком проведут реставрацию и создадут музейный комплекс. Усадьба Знаменское-Раек была построена во второй половине XVIII века для екатерининского генерала Федора Глебова. Усадьба Знаменское-Раек, что всего в 15 км от Торжка, может об этом пока только мечтать. Мы с вами по адресу: Тверская область, Торжокский район, Марьинское с/п, п. Раёк.
Знаменское-Раёк Николая Львова под Торжком
одна из красивейших достопримечательностей Тверской области, находится в плачевном состоянии и требует срочной реконструкции. В пятницу Светлой седмицы в Знаменской церкви дворцово-паркового комплекса «Усадьба Знаменское-Раёк в Торжокском районе была совершена Божественная Литургия. Axenoff пригласил друзей в Тверскую область в историческую усадьбу XVIII века Знаменское-Раек, чтобы привлечь внимание к проблеме реставрации объекта культурного наследия. Владимир Путин поддержал идею создания в Торжке археологического музея под открытым небом Фото.
Усадьба Знаменское — Раёк, Торжокский район, Тверская область.
В разработке концепции экспозиции будущего музея примут участие эксперты и ведущие специалисты страны. Фото: Правительство Тверской области Знаковое событие по передаче усадьбы в ведение музея произошло в преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест, который отмечается сегодня, 18 апреля. Усадьба «Знаменское-Раёк» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф. Семья Глебовых-Стрешневых имела тесное родство с царской семьей. Прапрабабушка супруги Ф. Глебова, Евдокия Лукьяновна Стрешнева, была женой первого русского царя из династии Романовых и является родоначальницей царской династии как мать наследников.
Проект возрождения рассчитан на пять лет. Подготовлена творческая концепция. Владимир Путин подержал идею возрождения усадьбы, создания большого музейного комплекса под открытым небом и дал поручение по реализации проекта.
В поместье некоторое время жили его родственники. Но о них мало что известно. Здесь когда-то проводились грандиозные празднества, баллы. Усадьбу посещали самые известные люди Москвы и Петербурга. После смерти Глебова поместье приносило неплохой доход его вдове. Это было одно из родовых дворянских имений, коих в России строилось немало. Во второй половине 18 века проживали в нем люди, не оставившие след в истории, а потому стоит рассказать подробнее о первом владельце. Иван Федорович Глебов, как уже было сказано, был киевским генерал-губернатором. Эту должность он занимал с 1762 по 1766 год. Позже стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга. С 1751 года Глебов занимался расселением жителей из Сербии в России. Во время семилетней войны служил в действующей армии, принимал участие в сражении при Цорндорфе. Здесь он отличился и был награжден Орденом св. Александра Невского. Последние годы Глебов провел в Тверской области. Несколько лет прожил в усадьбе, о которой речь идет в этой статье. Но погребен в Старице, на территории Успенского монастыря. Главный объект на территории усадьбы — церковь знамения Божьей Матери. Этот храм построен был в 1766 году. Примерно через шесть лет жена бывшего киевского генерал-губернатора постриглась в монахини. Глебов произвел семейный раздел имения. Роскошного дворца с колоннадой здесь еще не было. Елизавета Петровна Стрешнева Эта дама известна была в московском обществе прежде всего своим крутым нравом. Она была представительницей старинного боярского рода Стрешневых. Но главное, именно благодаря этой женщине появилась усадьба, которая сегодня входит в популярные экскурсии по Тверской области. Когда Глебов производил раздел имения, роскошного архитектурного ансамбля еще не был в его планах. Идея возникла позже. Она была дочерью генерал-аншефа.
А все упоминания о «прекращении аренды» можно рассматривать только в том контексте, что наша компания хотела бы приобрести усадьбу Знаменское-Раек в собственность. Это согласитесь, тоже вполне логично, с учетом все тех же наших нескольких лет нелегких трудов и немалых вложений. А быть одновременно собственником и арендатором невозможно. Сейчас идет очень сложная работа по подготовке усадьбы к приватизации. Не думаю, что уместно называть сейчас конкретные цифры оценки стоимости усадьбы, замечу лишь, что суммы наших инвестиций в Усадьбу исчисляются десятками миллионов рублей. В любом случае Раек не будет «брошен». Даже если допустить самый нежелательный оборот событий - что мы не сможем выкупить усадьбу у государстваи примем решение закончить наш проект, усадьба не будет пустовать: мы не «уйдем» из нее, пока нам на смену не будет подыскан ответственный арендатор или по итогам приватизации у усадьбы не появится новый собственник. Первые документальные свидетельства об усадьбе Знаменское-Раек относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства генерал-аншефа, сенатора Ивана Федоровича Глебова. Дошедший до нашего времени дворцово-парковый ансамбль создан Николаем Львовым в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Глебову. В 1772 году второй женой Ф. Глебова стала Елизавета Петровна Стрешнева 1751-1837 , последняя представительница знатного боярского рода, к которому принадлежала царица Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова. Подготовка к строительству новой усадьбы началась в 1781 году, а 30 июля 1787 года на высоком холме рядом со Знаменской церковью состоялась закладка нового усадебного дома-дворца. Строительство дома было завершено в 1799 году. Усадьба принадлежала Глебовым и их наследникам до конца XIX века, но в 1888 г. Дубасовой, жене адмирала Ф. Знаменское-Раек заслуженно считается одним из шедевров зодчего Н. Львова 1751 - 1803 , одного из самых ярких представителей палладианства в русской архитектуре. В работе над созданием усадебного ансамбля принимали также участие архитекторы К. Буци, А. Трофимов, В. Ирвен, Ф. Изразцовые печи, паркет, предметы интерьера и даже посуда были выполнены по эскизам Н. Планировка усадьбы, тесно связанная с рельефом окружающей местности, имеет осевое строение и ярко выраженную симметрию. Главный дом усадьбы соединен крытой колоннадой с четырьмя боковыми флигелями и воротами, напоминающими триумфальную арку.
В Тверской области состоялось гашение конверта в честь 225-летия усадьбы Знаменское-Раек
В Тверской области реконструируют усадьбу «Знаменское-Раек» В Усадьбе «Знаменское-Раек» после реконструкции появится музейное пространство Фото: Shutterstock Усадьбу «Знаменское-Раек» в Тверской области передали Всероссийскому историко-этнографическому музею в Торжке — после реконструкции в ней появится музейное пространство. Об этом сообщает «Интерфакс». Как рассказали в пресс-службе правительства региона, специалисты отреставрируют не только сохранившиеся памятники, но также займутся воссозданием утраченных объектов. Речь идет о главном доме, флигеле, колоннаде, воротах и гроте.
Пора уже из этого сделать вывод и перестать уповать только на бизнес и инвесторов. Если уж этими объектами владеет государство, значит, оно и должно за них отвечать. Наша страна сегодня уже совсем не бедная и не беспомощная. Часто государство вполне может эффективно заниматься бизнесом, у нас масса успешных госкорпораций и госкомпаний. Поэтому я бы не утверждал, что в стране не могут восстановить усадебные комплексы, привести их в порядок и найти им верное применение.
Построили же десятки огромных, многомиллиардных футбольных стадионов ради чемпионата мира и регулярно строят десятки спортивных комплексов. Хотя эти объекты с финансовой точки зрения не приносят прибыль казне. Я не против спорткомплексов, но лишь хочу сказать, что, если нужно, наше государство деньги находит. Усадьбы — как раз тот случай, когда необходимо проявить волю и восстановить то, что пришло в такой упадок. Частично восстановили её и захотели выкупить, но узнали, что понесённые расходы не учтут. То есть чем лучше сделаешь сейчас, тем дороже заплатишь потом. Вы тоже отдали за свою усадьбу в два раза больше, потому что сами же её и привели в порядок. Не это ли отпугивает инвесторов?
Чтобы частный бизнес или отдельный богатый человек решился взвалить на себя такую ношу, как восстановление старой разрушенной усадьбы или дворца, нужно, чтобы сошлось много условий. У него должно быть достаточно доходов, чтобы позволить себе такое «увлечение». При этом он должен стать именно хозяином такого дома а не просто быть арендатором , чтобы проникнуться делом восстановления. И, конечно, он обязан хотя бы чуть-чуть быть романтиком, чтобы относиться к этому с душой. Без души за усадьбы лучше не браться. Согласитесь, не такой уж маленький набор условий. Потому, наверное, так редки у нас случаи, когда богатые люди решаются восстанавливать старинные особняки.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Средство массовой информации сетевое издание «МК в Твери» tver.
Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф. Семья Глебовых-Стрешневых имела тесное родство с царской семьей. Прапрабабушка супруги Ф. Глебова, Евдокия Лукьяновна Стрешнева, была женой первого русского царя из династии Романовых и является родоначальницей царской династии как мать наследников. Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, в ведение которого передана усадьба «Знаменское-Раёк», был создан по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в 1988 году. Сегодня это единственный федеральный музей в Тверской области. Ежегодно учреждение посещают порядка 70 тысяч человек.