Приставы получат право применять огнестрельное оружие для защиты судей, участников судебного процесса, свидетелей, граждан, если посягательство "сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья". О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций.
У меня на год изьяли ружьё, хотя новый закон вступил в силу 30.03.2024 г
Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны. Новости. Нетрезвые водители могут лишиться не только водительского удостоверения, но и оружия. с использованием огнестрельного оружия. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной. Новый законопроект предполагает, что все сотрудники органов принудительного исполнения смогут применять физическую силу и оружие в особых случаях, определенных законом. Правомерность применения оружия сотрудниками полиции в экстремальнойситуации – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текстнаучно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка.
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об оружии"
Кроме того, необходимо обязательное уведомление прокурора в случае причинения тяжких телесных повреждений или смерти в результате использования физической силы или оружия, а также близких лиц пострадавшего. По его словам, по решению суда судебные могут зайти в жилые помещения с участием понятых.
Специалисты объяснили, кого могут коснуться такие меры.
Правительство предложило разрешить приставам применять оружие против должников. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму.
Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.
О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру начальнику. Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. Вопрос 2. Общие обязанности военнослужащих ст. N 468-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 14.
Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения группы указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение группу. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, специальные средства и физическую силу, если промедление в их применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при применении оружия, специальных средств и физической силы действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются оружие, специальные средства и физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор. О каждом случае применения оружия, а также о каждом случае применения физической силы или специальных средств, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны доложить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего органа федеральной службы безопасности подразделения органа федеральной службы безопасности не позднее 24 часов с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт. В составе подразделения группы военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения старшего группы. Статьи устава.
Порядок применения оружия часовым. Часовой обязан применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект, а также в случае непосредственной угрозы нападения физического воздействия , когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия не должно причинить вред охраняемому объекту и третьим лицам. Всех лиц, приближающихся к посту или к запретной границе поста, обозначенной на местности указателями, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, сопровождаемых ими, часовой останавливает окриком «Стой, назад» или «Стой, обойти вправо влево ». При невыполнении этого требования и пересечении запретной границы поста часовой предупреждает нарушителя окриком «Стой, стрелять буду» и задерживает его.
О задержании нарушителя часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост. Если нарушитель после предупреждения «Стой, стрелять буду» продолжает движение, часовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого предупреждения или обращении его в бегство часовой применяет по нему оружие. В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя опознать приближающихся к посту или к запретной границе поста, часовой останавливает всех лиц окриком «Стой, кто идет? Если ответа не последует и или нарушитель пересечет запретную границу поста, часовой предупреждает его окриком«Стой, стрелять буду» и задерживает нарушителя.
При этом применение силы, спецсредств и оружия должно быть соразмерно характеру и степени опасности правонарушения и силе оказываемого противодействия. Приставы также будут обязаны обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и принять меры по предоставлению им медицинской помощи "в возможно короткий срок". Случаи применения силы Законопроект устанавливает, что сотрудники органов принудительного исполнения могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, а также для задержания лиц, "если несиловые способы не обеспечивают исполнения возложенных на органы принудительного исполнения обязанностей". В законе предлагается прописать, что в качестве спецсредств судебные приставы могут использовать резиновые палки, наручники, а также аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, и электрошоковые устройства. Такие средства могут быть использованы для отражения нападения на судей, участников судебного процесса, свидетелей и граждан, а также на должностных лиц органов принудительного исполнения. Кроме того, спецсредства разрешается использовать для пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него, и для задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности.
Вооружен и очень опасен: Приставам разрешат открывать огонь по должникам?
Насилием можно считать физический контакт с другим лицом без его согласия. Нельзя считать насилие опасным для их жизни или здоровья, когда очевидно, что его следствием могут явиться, самое большее, - легкий вред здоровью без кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, причинение потерпевшему физической боли либо ограничение его свободы за исключением случаев, когда указанные действия совершаются в ходе захвата заложников, похищения людей или изнасилования. Насилие со стороны правонарушителя, представляющее опасность для жизни и здоровья, может быть как вооруженным, так и невооруженным и состоять в попытках удушения, утопления, сбрасывания с высоты, движущегося транспортного средства, а зачастую - в нанесении ударов руками и ногами. N 14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" состояние необходимой обороны "возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения", связанного с угрозой причинения потерпевшему смерти или серьезного ранения. Оценка реальности угрозы жизни или здоровью обороняющегося может быть дана только применительно к каждому конкретному случаю исходя из условий объективных и субъективных , в которых находится защищающаяся сторона, с учетом выявленных обстоятельств. Для правильного применения огнестрельного оружия в соответствии с рассматриваемым основанием важно знать не только начальный момент, с которого применение оружия будет считаться правомерным, но и тот момент, когда необходимость в защите отпадает конечный момент нападения.
В отношении ситуаций, где трудно определить, закончилось нападение или нет, Пленум Верховного Суда СССР разъяснил, что "состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и законченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания". Иными словами, если сотрудник полиции с учетом ситуации обоснованно полагает, что нападение лишь приостановлено и может возобновиться, с точки зрения закона такое нападение все еще считается наличным, то есть имеющим место. Так, например, применение сотрудником полиции огнестрельного оружия в отношении лица, только что стрелявшего из окна своей квартиры по прохожим и вновь направившего ружье в их сторону, признается законным, даже если, как окажется впоследствии, ружье на этот раз не было заряжено. Изъятие сотрудником полиции в результате физической борьбы оружия у нападавшего само по себе также не свидетельствует об окончании посягательства. Нападение, опасное для жизни или здоровья, может продолжаться и без оружия.
Пленум Верховного Суда СССР отметил, что "действия оборонявшегося, причинившего вред посягавшему, не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость". Значит, сотрудник полиции не вправе применять огнестрельное оружие против не предпринимающего попытки скрыться нападавшего, если вся обстановка явно свидетельствует о том, что нападение уже закончено например, посягавшее лицо сложило оружие. Вторым основанием применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия служит пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении обеспечении полиции. Попытка завладения оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении обеспечении полиции, - это незаконные действия какого-либо лица группы лиц , осуществляемые против воли сотрудника полиции и направленные на тайное или открытое изъятие перечисленных предметов. В указанных случаях трудно сопоставить благо защищаемое материальные объекты и благо, которое приносится для этого в жертву жизнь и здоровье человека.
Поэтому применение сотрудниками полиции оружия по рассматриваемому основанию может иметь место лишь тогда, когда противоправное завладение огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой в создавшейся ситуации сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью граждан и или сотрудников полиции. Речь, в частности, может идти о попытке лица либо группы лиц захватить транспортное средство полиции, в котором находятся люди, водомет либо бронемашину в ходе пресечения полицией массовых беспорядков. С учетом сказанного применение оружия возможно против лица, пытающегося захватить огнестрельное оружие, находящееся в руках сотрудника полиции находящееся в служебном автомобиле, а также в ином месте. В то же время отсутствуют основания для применения огнестрельного оружия при попытке лица похитить, например, техническое средство фиксации нарушений правил дорожного движения. Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона о полиции ее сотрудники вправе применять огнестрельное оружие "для освобождения заложников".
Под захватом заложников понимается "захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника" статья 206 УК РФ. Заложником является человек, ограниченный в свободе передвижения захваченный или, если он уже был ограничен в свободе, находясь, скажем, в салоне транспортного средства, удерживаемый против его воли в таком состоянии каким-либо лицом группой лиц в целях понуждения третьей стороны государства, организации, лица или группы лиц к совершению или воздержанию от совершения какого-либо действия, названного им в качестве условия освобождения этого человека. По смыслу Закона сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие по рассматриваемому основанию только против тех лиц, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников. Четвертое основание применения огнестрельного оружия - "для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным". Закон обусловливает возможность применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия в отношении лиц, застигнутых ими при совершении преступления, обязательным наличием четырех обстоятельств.
Во-первых, сотрудник полиции должен сам застичь лицо при совершении преступления, то есть оказаться непосредственным очевидцем преступных действий. Во-вторых, обстоятельством, с наличием которого Закон связывает возможность применения огнестрельного оружия для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, является то, что лицо, совершавшее или совершившее тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности, на глазах сотрудника полиции пытается скрыться, то есть покинуть место происшествия, в том числе и при помощи транспортного средства, либо еще до его задержания сотрудником полиции, либо, будучи задержанным, совершить побег во время доставления его в орган внутренних дел или нахождения там в течение времени, необходимого для решения в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке вопроса о его задержании или заключении под стражу. При этом огнестрельное оружие для задержания лица, пытающегося скрыться после совершения преступления, может применяться по рассматриваемому основанию только в течение периода непосредственного преследования, то есть до тех пор, пока сотрудник полиции не задержал или окончательно не потерял его из виду. В-третьих, огнестрельное оружие в соответствии с комментируемым пунктом может применяться сотрудниками полиции, в случае если с учетом имевшихся условий иным способом задержать скрывающееся от сотрудников полиции лицо не представлялось возможным. В-четвертых, обстоятельства происшедшего должны давать сотруднику полиции достаточные основания полагать, что данное лицо только что совершило, совершает или покушается на совершение не просто преступления, а именно тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. При этом возможность применения сотрудниками полиции оружия связана не только с преступлениями, предусмотренными главами 16 и 21 УК РФ, но и с иными преступлениями, где жизнь, здоровье или собственность выступают в качестве дополнительных объектов посягательства например, изнасилование статья 131 УК РФ , террористический акт статья 205 УК РФ и др. С другой стороны, совершение не всех особо тяжких и тяжких преступлений, которые, как это следует из названия глав 16 и 21 УК РФ, посягают на жизнь, здоровье и собственность, с учетом их характера может явиться основанием для применения огнестрельного оружия при задержании лиц, их совершивших. В качестве примера следовало бы привести заражение двух и более лиц ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни часть 3 статьи 122 УК РФ , квалифицированные виды мошенничества части 2 и 3 статьи 159 УК РФ , присвоения или растраты части 2 и 3 статьи 160 УК РФ и другие преступления против жизни, здоровья и собственности. Исходя из сказанного можно утверждать, что под категорию преступлений против жизни, здоровья и собственности, с совершением которых пункт 4 части 1 статьи 23 Закона о полиции связывает возможность применения полицией огнестрельного оружия, подпадают особо тяжкие и тяжкие преступления, предусмотренные, в частности: статьей 105; частями 1, 2, 3 статьи 111; частью 2 статьи 117; частями 1, 2 статьи 126; частью 3 статьи 127; частями 3, 4 статьи 158; частями 2, 3 статьи 161; статьей 162; частями 2 - 4 статьи 166; статьями 205, 206, 209; частью 2 статьи 213 и другими статьями УК РФ.
Очевидно, что Закон не обязывает сотрудника полиции, застигнувшего какое-либо лицо при совершении тяжкого преступления, давать точную и исчерпывающую юридическую квалификацию этого преступления. В ситуации, требующей мгновенного принятия решения, когда известны да и то, возможно, далеко не все обстоятельства, характеризующие лишь внешнюю, объективную сторону преступления, решить подобный вопрос, для чего даже в спокойной обстановке судебного заседания нужны не один час, день или месяц, практически невозможно. Однако в любом случае необходимо, чтобы сотрудник полиции, решаясь применить оружие в отношении лица, застигнутого им при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться, был в полной уверенности, основывающейся на объективных фактах, что в действиях задерживаемого имеются признаки состава хотя бы одного из названных тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья и собственности. Конечно, здесь нужен осторожный и взвешенный подход. Только в отношении некоторых преступных действий, очевидцем которых оказался сотрудник полиции, можно обоснованно утверждать, что они содержат признаки какого-либо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности.
Обычно такие действия носят насильственный характер, например производство выстрела из огнестрельного оружия в человека, угрозы огнестрельным или холодным оружием в общественных местах в адрес окружающих, нанесение удара ножом, топором по голове или туловищу человека, нанесение человеку ударов обрезком металлической трубы, в результате чего он упал и не подает признаков жизни, или групповое избиение ногами лежащего на земле человека, попытка наезда на сотрудника полиции, стоявшего на обочине дороги и подававшего сигнал об обстановке, который спасся лишь путем резкого прыжка в сторону, выталкивание человека из движущегося на полном ходу транспортного средства, обливание бензином или другой легковоспламеняющейся жидкостью человека, какого-либо строения, транспортного средства и попытка их поджога и т. В то же время сотрудники полиции не вправе применять огнестрельное оружие для задержания лица, пытающегося скрыться от сотрудника полиции, застигнувшего его при совершении, например, кражи продуктов из магазина самообслуживания, карманной кражи и других преступлений, очевидно не относящихся к категориям тяжких или особо тяжких. Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Закона сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ. Чаще всего вооруженное сопротивление оказывается сотрудникам полиции со стороны задерживаемых лиц - разыскиваемых в связи с совершением ими преступлений, подозреваемых, лиц, совершивших административные правонарушения. Однако вооруженное сопротивление сотруднику полиции имеет подчас место и при осуществлении им других служебных обязанностей, например во время оказания помощи судебным приставам, выполняющим какое-либо судебное решение, при производстве обыска, при проверке соблюдения владельцем огнестрельного оружия правил его хранения и т.
Комментируемый Закон не ограничивает сотрудников полиции в применении огнестрельного оружия для остановки транспортных средств видом, принадлежностью транспортного средства, а также местом нахождения в момент применения оружия. Вместе с тем надо иметь в виду, что применение устройств принудительной остановки транспорта запрещено в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров при наличии пассажиров , транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях пункт 3 части 2 статьи 22 Закона. Здесь достаточно высок риск тяжелых последствий, и поэтому сотрудникам полиции следует, как представляется, придерживаться указанных ограничений при остановке транспортных средств с помощью оружия. Останавливать транспортное средство при помощи огнестрельного оружия можно только путем повреждения самого транспортного средства. В связи с этим сотрудник полиции обязан принять все зависящие от него меры, чтобы не поразить водителя и пассажиров, а также чтобы не пострадали окружающие.
Стрельба ведется, как правило, по задним колесам преследуемого транспортного средства с возможно более близкого от него расстояния, позволяющего гарантировать безопасность водителя и пассажиров, на относительно ровном и прямом участке дороги, свободном от встречного транспорта и пешеходов, где есть возможность беспрепятственного съезда по обе стороны дороги. Сотрудник полиции не должен применять оружие, если не уверен, что сможет это сделать без риска причинения огнестрельных ранений находящимся в преследуемом транспортном средстве людям, посторонним лицам, а также причинения вреда, который может возникнуть при столкновении поврежденного выстрелом автомобиля с встречным транспортом, и т. Вместе с тем сотрудник полиции, правомерно применивший оружие для остановки транспортного средства, не должен нести ответственность за гибель, телесные повреждения водителя, имущественный вред, наступившие в результате опрокидывания, наезда на препятствие и иных последствий выхода поврежденного оружием транспортного средства из-под контроля его водителя. Сотрудник полиции, останавливающий при помощи оружия транспортное средство и поразивший при этом водителя, будет нести ответственность за неосторожное преступление, кроме тех случаев, когда он не должен был и не мог предвидеть подобных последствий например, пуля, срикошетив от колеса транспортного средства, попадает в водителя, выстрел происходит в момент, когда преследуемый водитель совершает резкий и неожиданный маневр, или в момент сотрясения транспортного средства сотрудника полиции от наезда на выбоину в дорожном полотне и т. Как показывает практика, строгое соблюдение требования Закона о причинении вреда только транспортному средству при его остановке весьма затруднительно в силу того, что при ведении огня, как правило, из движущегося транспортного средства, по колесам останавливаемого транспортного средства в сектор обстрела попадают также водитель и пассажиры, которые в нем находятся.
Кроме того, трудно предсказать траекторию движения поврежденного выстрелом транспортного средства. В соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка указанные лица должны проявлять сдержанность в применении силы и действовать исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута. Поэтому представляется, что преследование транспортного средства, водитель которого не остановился по требованию сотрудника полиции, намеревавшегося проверить документы, и тем более применение огнестрельного оружия для его остановки не должны превращаться в самоцель. Конечно, отказ остановиться может быть связан с тем, что водителем совершены серьезные преступления например, транспортное средство находится в угоне, в нем перевозятся оружие, заложники и т. Однако в случае отсутствия дополнительных данных о подобных обстоятельствах, как представляется, следует признать за сотрудниками полиции право не прибегать прекратить к преследованию и не применять огнестрельное оружие, если это создает реальную угрозу жизни и здоровью посторонних граждан, а имеющиеся в распоряжении полиции средства не позволяют пресечь данные противоправные действия без неоправданного риска для жизни и здоровья водителя, пассажиров транспортного средства, окружающих граждан например, преследование происходит на высокой скорости в плотном потоке транспортных средств на дороге с многополосным движением.
Второе основание применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека - "для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и или сотрудника полиции" пункт 2 части 3 статьи 23. Речь здесь может идти, например, о волках, медведях, рысях, тиграх, львах, леопардах, змеях, собаках, иных хищниках, а также любых других животных, нападающих на людей в силу ранения или каких-либо иных причин слон, бык и т. Не имеет значения, где происходит или может произойти нападение животного на людей, по каким причинам оно оказалось в данном месте, в каких условиях - естественных или искусственных - оно содержится или содержалось, является чьей-либо собственностью, занесено в Красную книгу или нет. Чаще всего по рассматриваемому основанию оружие применяется против собак, когда достаточно крупная собака овчарка, боксер, бультерьер, ризеншнауцер, дог и т. С точки зрения Закона о полиции для применения огнестрельного оружия вовсе не обязательно дожидаться, когда животное начнет причинять людям телесные повреждения.
Сотрудник полиции имеет право застрелить крупную собаку, если она хотя пока никого и не укусила, но бегает по улице без поводка, ведет себя агрессивно, подбегает к прохожим, злобно лает на них, на сотрудника полиции, требующего от хозяина взять ее на поводок и надеть намордник, а последний отказывается выполнить данное требование. Оружие разрешается применять только для обезвреживания животного. Недопустимо применять его против владельцев собак и других животных, даже если владельцы этих животных натравливают их на людей. Третье основание применения огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека - "для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения" по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции пункт 3 части 3. В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона см.
Сотрудники полиции вправе произвести один или несколько выстрелов, при этом особое внимание должно быть уделено мерам, направленным на исключение возможности причинения смерти либо вреда здоровью находящимся поблизости гражданам. Четвертое основание применения огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека - "для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении" пункт 4 части 3 статьи 23. Согласно части 1 статьи 19 Закона о полиции сотрудник полиции обязан предупредить соответствующих лиц о своем намерении применить против них огнестрельное оружие. Такое предупреждение может осуществляться посредством предупредительного выстрела. Допускается производство одного или нескольких предупредительных выстрелов вверх, в землю если нет опасности повреждения людей рикошетом пуль, частицами асфальта, бетонного покрытия и т.
Производство предупредительных выстрелов в сторону предметов, расположенных в непосредственной близости от правонарушителя, допустимо лишь тогда, когда с учетом возникшей ситуации сотрудник полиции располагает правом применения оружия на его поражение. Такие предупредительные выстрелы демонстрируют правонарушителю решимость сотрудника полиции выполнить служебную задачу, исключают его сомнения в том, что применяемое оружие является боевым, и в конечном счете позволяют произвести задержание правонарушителя без производства выстрелов непосредственно в него. Кроме того, выстрелы из огнестрельного оружия могут производиться для подачи сигнала тревоги, с получением которого сотрудники полиции начинают действовать в соответствии с планом охраны и обороны объекта или иными заранее разработанными планами и инструкциями например, планом проведения операции по освобождению заложников или задержания лиц, оказывающих из какого-либо укрытия вооруженное сопротивление. Допускается также применение огнестрельного оружия для вызова помощи. Сотрудник полиции вправе это сделать при возникновении угрозы чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, в том числе и его собственным, вследствие действий людей, источников повышенной опасности, стихийных сил природы, аварий или в силу иных обстоятельств; при пресечении любых преступных действий и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в иных случаях.
Новеллой Закона о полиции служит часть 4 статьи 23, управомочивающая сотрудников полиции на применение состоящего на вооружении полиции служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Речь идет об огнестрельном оружии "нелетального" действия, находящегося на вооружении органов внутренних дел например, специальный карабин "КС-23", стреляющий резиновыми пулями ударного непроникающего действия. Следует отметить, что данный вид огнестрельного оружия имеет существенные особенности. С одной стороны, это разновидность огнестрельного оружия, а значит: а его применение сотрудниками полиции регулируется статьей 23 Закона о полиции, предусматривающей в числе прочих ряд запретов части 5, 6 статьи 23 ; б сотрудник полиции, имеющий при себе огнестрельное оружие ограниченного поражения, пользуется гарантиями личной безопасности вооруженного сотрудника полиции статья 24 Закона о полиции. С другой стороны, огнестрельное оружие ограниченного поражения имеет некоторое сходство со специальными средствами, состоящими на вооружении полиции, и поэтому может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 Закона о полиции.
Часть 5 статьи 23 Закона запрещает применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности имеются в виду такие видимые признаки заболевания, физические недостатки или увечья, которые свидетельствуют о неспособности лица оказывать серьезное сопротивление сотруднику полиции , несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. В то же время если одиночное невооруженное нападение кого-либо из перечисленных субъектов все-таки представляет угрозу для жизни сотрудника полиции, который в силу стечения обстоятельств не может его отразить например, сотрудник полиции тяжело ранен , огнестрельное оружие может быть применено на основании положений УК РФ о необходимой обороне. Часть 6 статьи 23 Закона о полиции запрещает сотруднику полиции применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Очевидно, что применение огнестрельного оружия при значительном скоплении граждан всегда сопряжено с риском поражения случайных лиц. Данное положение Закона сформулировано таким образом можно считать это определенным изъяном Закона , что оценка законности применения огнестрельного оружия сотрудником полиции при значительном скоплении граждан будет зависеть от того, пострадали "случайные лица" или нет.
Поэтому сотрудник полиции обязательно должен убедиться, что в секторе обстрела отсутствуют посторонние граждане и в противном случае отказаться от применения оружия в данном месте и в данный момент времени.
Ведомства оценивают кандидата и решают, угрожает ли он правам и свободам граждан, а также государственной или общественной безопасности. Мобилизованные и добровольцы смогут сдать оружие на хранение в Росгвардию или полицию Такое право есть у всех владельцев, но максимальный срок хранения оружия в Росгвардии — год. Для мобилизованных и добровольцев он не ограничен. Ведомства обязаны хранить оружие весь срок пребывания его владельца на службе или в добровольческом формировании. Для владельцев гладкоствольного оружия стаж для приобретения нарезного не прервется.
Оружие могут конфисковать, а владельца — лишить права на его приобретение, хранение и ношение на срок от года до трех лет.
Новая редакция ФЗ «Об оружии» дополнена пунктом 5. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и или разрешение, в случае возникновения предусмотренных пунктами 3 - 10 части 20 статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и или разрешения. Такое основание для аннулирования лицензий и или разрешений, применяется в административном внесудебном порядке.
В Госдуму внесли законопроект о праве всех судебных приставов применять оружие
Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу законопроект, который предлагает судебным приставам право применять физическую силу, спецсредства и даже огнестрельное оружие в определенных ситуациях. Правительство предложило разрешить приставам применять оружие против должников. Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением. Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны. Правительство России внесло в Государственную думу законопроект о наделении судебных приставов правом применять огнестрельное оружие, спецсредства и физическую силу в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно статье 20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах влечет наложение штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.
В Госдуму внесли законопроект о праве всех судебных приставов применять оружие
3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов. Объяснение статьи 20.13 КоАП России. Статья 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях касается стрельбы из оружия с нарушением установленных правил или в непредназначенных для этого местах. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении. Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации. Статья 13.1. Контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Всем судебным приставам могут законодательно разрешить применять силу и оружие
Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения пресечения террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.
Отмечается, что применять оружие можно будет при задержании лица, которое было поймано при совершении деяния, содержавшего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни человека, и которое предприняло попытку скрыться. Оружие можно будет применять, если иными средствами задержать это лицо невозможно.
Бакин оспаривает конституционность пункта 3 части двадцатой статьи 13 Федерального закона от 13. Как следует из представленных материалов, заключением должностного лица органов внутренних дел на основании пункта 3 части двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" было аннулировано выданное Д.
Бакину разрешение на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения, поскольку он был осужден приговором суда от 17 декабря 1998 года за преступление, предусмотренное пунктами "а", "в", "г" части второй статьи 162 УК Российской Федерации разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище с применением оружия, - в редакции, действовавшей на момент совершения преступления. Заявитель оспорил указанное заключение в суде, который, однако, признал его законным. Апелляционная жалоба заявителя на это решение оставлена вышестоящим судом без удовлетворения. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, как устанавливающее пожизненный запрет на приобретение оружия гражданами, имеющими снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия, не соответствует статьям 1 часть 1 , 2, 6 часть 2 , 17, 18, 19 часть 1 , 36 часть 2 , 37 часть 1 , 44 части 1 и 3 , 45, 46 части 1 и 2 , 49 части 2 и 3 и 55 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия постановления от 29 июня 2012 года N 16-П и от 17 июня 2014 года N 18-П. Отношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об оружии" , положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия преамбула. Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия, в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.
Проектом закона предлагается ввести запрет на стрельбу из огнестрельного оружия на поражение по женщинам, лицам с явными признаками инвалидности и несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов принудительного исполнения, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотруднику органов принудительного исполнения. В связи с этим законопроектом предусматривается возможность применения сотрудником огнестрельного оружия в случае задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. Предлагаемые изменения не приведут к нарушениям прав и законных интересов человека и гражданина, так как возможность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентирована, установлена ответственность за превышение данного полномочия, а сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отмечается в пояснительной записке.