Исследователь Кревского замка Олег Дернович провел публичную лекцию про фрески Княжеской башни XIV века в византийском стиле.
Как возникло витражное искусство
- В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья
- Портал правительства Москвы
- В печатном номере
- Образы Страшного суда: фрескам Софийского собора посвящена статья Уильяма Брумфилда
- Средневековые фрески Сванетии: nantik7 — LiveJournal
Замурованную средневековую фреску обнаружили в римской базилике
Монастырь приобрел известность благодаря сохраненным в первозданном виде фресок, созданных более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Дионисий был знаменитым «началохудожником» Святой Руси второй половины XV века. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Жители Ставрополья в течение месяца работы выставки смогут увидеть фотопроект фресок Дионисия.
Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными. Рафаэль Санти. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой.
Она позволила одновременно и облегчить труд художников , и обеспечить длительную сохранность изображений. История фрески Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет.
То ли это лучи солнца, то ли это какой-то фрагмент изображения бесплотных небесных сил», - прокомментировал находку руководитель Службы охраны памятников Калининградской области Евгений Маслов. Никто не оставляет затеи найти серьёзного инвестора, который сделает основательные вложения, потому что немало потребуется средств. Периодически появляются люди, которые просят присмотреть какой-нибудь объект культурного наследия, который можно было бы взять и восстановить.
По словам руководителя работ Тамары Анисимовой, специалисты мастерской собирали фреску с изображением Мельхиседека с 2002 года. Провести монтаж произведения искусства на стену храма новгородским специалистам помогли германские коллеги. Немцы выразили восхищение трудом новгородских мастеров и уникальностью разработанных ими методик.
Немецкие реставраторы приезжали в Новгород по российско-германской программе сотрудничества, сейчас финансирование программы полностью завершилось, однако коллеги из ФРГ пообещали, что вернутся в город за свой счёт, как туристы, чтобы и дальше следить за работой мастерской «Фреска».
Новости и события
- Итальянские реставраторы закрасили фаллосы на средневековой фреске
- Главные новости
- Во Флоренции нашли средневековые фрески
- Итальянские реставраторы закрасили фаллосы на средневековой фреске
- В базилике на острове Торчелло в Венеции нашли древнейшие фрески IX–X веков
Портал правительства Москвы
В замке Нойхаузен в Гурьевске обнаружили старинные парные фрески. В итальянской провинции Абруццо, весной сильно пострадавшей от землетрясения, найдена до сих пор неизвестная средневековая фреска. Итальянских реставраторов, работавших над обновлением средневековой фрески в городе Масса-Мариттима в Тоскане, обвинили в намеренной порче и цензурировании произведения. Во время противоаварийных работ в замке Нойхаузен XIII века в Калининградской области были обнаружены старинные фрески. В Кембриджском университете (Великобритания) рабочие во время ремонта случайно обнаружили скрытую под штукатуркой средневековую фреску.
Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами"
Средневековые фрески замка Нойхаузен изучает реставратор из Петербурга | Культура, досуг, спорт. Русские и грузинские фрески средневековых времен представили в Новой Третьяковке. |
Уникальные средневековые фрески и иконы обнаружили в пещерной церкви в Крыму. | | В римской церкви Четырех Святых Мучеников на Целийском холме обнаружены редкие средневековые фрески. |
Редкую фреску раннего Средневековья нашли в Риме | 360° | В Риме в церкви Четырех Святых Мучеников на Целийском холме были найдены редкие средневековые фрески. |
В церквушке Уэльса обнаружили средневековые фрески | Об этом сообщает BBC вековые фрески оставались спрятанными от глаз почти 300 лет. |
Фреска — Википедия | Реставраторы спасают 700-летние фрески Джотто и его учеников в итальянском городе Ассизи. |
Уникальные фрески найдены в замке Нойхаузен под Калининградом
Просмотрите доску «средневековые фрески» пользователя Veronica в Pinterest. В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили скрытые под штукатуркой средневековые фрески. Главная страница. Новости. Средневековые фрески обнаружили в одной из псковских церквей. Завершённые в 1895 году фрески trompe-l'œil являются символом драматического замысла в стиле римского барокко. Скрытые под штукатуркой фрески были обнаружены во время ремонта Кембриджского университета.
Средневековые фрески - 90 фото
По всей видимости, вскоре после постройки храма в 1521 году росписи были нанесены на фасад и проём дверей, ведущих в дом молитвы — однако затем, когда к церкви с южной стороны был пристроен придел Рождества Богородицы, изображения оказались скрыты. Как и другие старинные псковские храмы, церковь Успения Пресвятой Богородицы у Парома во Пскове хранит немало тайн. Настоятель храма протоиерей Алексей Воронюк рассказывает, что за одной из икон третьего ряда располагается старинный тайник, в который в случае опасности прятали ценную церковную утварь. Мы что-то попробуем предпринять, чтобы хотя бы заглянуть в эту историю», — говорит отец-настоятель.
Специалисты, восстанавливая западную часть храма, обнаружили настенные изображения Крещения Господня, Божией Матери, отцов-пустынников и картины Страшного Суда. Работы по реставрации и восстановлению церкви начались в 2008 году. Их проводит Национальное агентство охраны культурного наследия Грузии и Фонд спасения исторических памятников.
Если говорить о танках Abrams, то больше всего проблем им создают «Ланцеты». За время спецоперации они продемонстрировали высокую эффективность в борьбе с бронированными целями.
Так как аппарат работает в паре с дроном-разведчиком, беспилотник способен сначала выявить цель, а затем нанести удар аккурат в уязвимое место танка», — сказал Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук. Впрочем, по мнению собеседника, российские дроны хотя и являются основной причиной отвода Abrams, есть еще несколько немаловажных аспектов. Эксперт допускает, что решение было принято также из-за складывающегося не в пользу ВСУ положения на поле боя. Пентагон попросту опасается, что кадры с горящей американской техникой, которую они представляют как неуязвимую, нанесут существенный ущерб коммерческим интересам США», — уточнил Бартош. Кроме того, ВСУ могут на время спрятать танки в расчете на то, что ими можно будет воспользоваться при отражении полномасштабного наступления ВС России, добавил спикер. По словам Бартоша, противник опасается продвижения российских военных в районе Одессы и Харькова. Как показали предыдущие месяцы, мы успешно уничтожаем эту технику», — подчеркнул военный эксперт. Существует и третья причина отвода танков.
Собеседник не исключает, что в Пентагоне решили продумать более надежную систему защиты от дронов. При этом ранее противник не прибегал к сооружению тех навесов, которые российские танкисты делают для наших танков. Бартош напоминает, что до определенного момента на Западе высмеивали наши конструкции, получившие прозвище «мангал». Если раньше они считали защитные конструкции малоэффективным средством и не хотели демонстрировать свою слабость перед возможными атаками беспилотников, то теперь они начнут копировать российский опыт», — считает аналитик. По информации Associated Press , одной из причин такого решения стала возросшая возможность российских дронов быстро обнаруживать и уничтожать эту технику. AP отмечает, что на брифинге 25 апреля высокопоставленный представитель Пентагона заявил — распространение беспилотников в зоне боевых действий на Украине означает, что «нет открытой местности, по которой вы могли бы просто проехать, не опасаясь быть обнаруженными». Зампредседателя американского Объединенного комитета начальников штабов адмирал Кристофер Грейди подтвердил отвод Abrams от линии соприкосновения, добавив, что США вместе с украинской стороной будут работать над тем, чтобы изменить тактику. Позднее в Киеве также признались в выводе Abrams с поля боя.
По словам Кисса, им уже удалось выявить, сохранить и частично восстановить фрески в Сентиванфальве. Нерегулярно фрески в Эчеле украшали северную наружную стену бывшего средневекового храма. Таким образом, сейчас они находятся на чердаке построенной позже ризницы. Согласно Киссу, настенные росписи святого Ладислава в саксонских храмах подтверждают, что его культ был популярен не только в Секлерланд , но и в других частях бывшего Венгерского королевства. Есть даже изображения венгерских святых на стенах православных церквей в Трансильвании. В качестве примеров он упомянул православные храмы Кристёр Criscior и Рибице Ribita. Фото: Текла Сабо.
Антихрист, изображенный на фреске 14 века в Помпезе.
По словам активистов, работы осуществляет организация «Мироздание», которая ранее занималась консервацией и реконструкцией замка Бранденбург и кирхи Арнау. Слева на стене можно увидеть фреску с изображением апостола Павла. Кстати, в последние два года в кирхе Святой Барбары, как на некоторых других культовых объектах в Калининградской области, «Хранители руин» проводили санитарные работы по вырубке деревьев и кустарников и уборке мусора. В 2025 году предстоит 700-летний юбилей храма, было бы замечательно, если бы работы по консервации и благоустройству были завершены к этому моменту. Мы будем следить за ходом работ. Фреска XIV века. К сожалению, у нас таких специалистов по средневековой живописи нет. Может, их пригласить?
Немецкие реставраторы приезжали в Новгород по российско-германской программе сотрудничества, сейчас финансирование программы полностью завершилось, однако коллеги из ФРГ пообещали, что вернутся в город за свой счёт, как туристы, чтобы и дальше следить за работой мастерской «Фреска». Новгородские специалисты в этом году также планируют вернуть на стены церкви фреску «Служба святых отцов». Площадь композиции составит около восьми квадратных метров. Напомним, что церковь Успения была построена в окрестностях Великого Новгорода в 1352 году, а в годы Великой Отечественной войны была практически уничтожена.
Сейчас главная задача — сохранить и защитить произведения мастеров средневековья. После чистки и консервации работы будут покрыты защитным составом, который усилит яркость пигментов и защитит фрески от ультрафиолета. Фото: ortox.
Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности. Чем отличаются фреска, мозаика и икона Фреска, мозаика и икона — совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика — изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала. Битва при Иссе Икона же — это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами. История развития История фрески начинается в глубокой древности. Настенные рисунки и росписи — самый древний вид изобразительного искусства. В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты. Природный камень уступил место искусственному штукатурке. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент — обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность. В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв до семи , что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума. Ктиторская композиция Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи , портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты. Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога». Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи. Оранта София Киевская Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса штукатурки удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря. В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой. Произведение иллюстрирует библейский сюжет — небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом. Рождество богородицы Сербская церковь в Студенице В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить.
Средневековые фрески
Через пару месяцев, когда художники завершат работу, картины будут освящены, а затем продолжатся поиски возможных работ древних мастеров и на других стенах храма. Газета «Подмосковье настоящее».
Он получил образование в Академии изящных искусств в Риме и Высшей школе изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде при Франко - меня всегда удивлял тот факт, что деятели культуры Восточного блока свободно ездили в Португалию и Испанию; кажется, Вознесенский написал стихотворение португальской подруге об их свидании под мостом в Лиссабоне в те времена, когда страной правил Салазар. Он был очарован работами левых мексиканских живописцев: Риверы, Ороско и Сикейроса. Он полон символов, призванных составить основу медитационных размышлений. В «Крестном пути» Петра Врублевского, помимо многочисленных отсылок к агиографии, мы находим и элементы современной истории — мира и Польши ХХ века. Цитата священника Яна Гвальберта Дембского: «Пётр Врублевский отнесся к готическому интерьеру со всей ответственностью, поскольку избежал иллюзионистской глубины перспективы - РМ в своей полихромии, но обратился и к средневековому наложению сцен одна над другой, и ввел в евангельский сюжет современный костюм и реалии XX века - так же, как это делали мастера пятнадцатого века». Ян Гвальберт Дембски обращает внимание на очень важную вещь — отсылки к средневековому и современному искусству.
В средние века фигуры были плоскими, очерченными, а сцены располагались одна над другой. Это происходит и почти на всем протяжении «Крестного пути» Врублевского. Старые мастера также имели обыкновение представлять в картинах себя и своих современников. Первое — Христос направляется на Голгофу. Второе — это мы с нашим балластом тяжелого мира 1970 года нашей эры. Станция 1. Иисуса приговорили к смертной казни Понтий Пилат, одетый в белую рубашку, красный галстук и судейскую мантию, приговаривает Иисуса Христа к смерти.
Откуда у него этот наряд? Фигуру Понтия Пилата можно прочитать как первого секретаря Польской объединенной рабочей партии. Вверху группа заключенных в полосатой форме. Внизу слева — рабочая семья. Станция 2. Иисус берет крест на плечи. Монах вручает Иисусу крест.
Северин Кавицкий тогдашний владелец книжного магазина играет роль монаха. Станция 3. Первое падение Господа Иисуса Иисус впервые падает под тяжестью креста. Эмилия Прочницка тогдашняя заведующая музеем помогает ему встать. На заднем плане фрагменты городской архитектуры: портал замка и Башня ткачей. Вверху: мужская фигура, сидящая за столом, и мальчик в альбе - вероятно, Фернеци в то время алтарник, помогавший создавать полихромии. Станция 4.
Иисус встречает свою мать Станция 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. Между станциями 4 и 5 находится обширная сцена с многочисленными святыми католическими покровителями Польши , гербом с половиной орла и половиной креста и надписью «Sacrum Poloniae Millenium 966-1966». Рядом с гербом и надписями главные покровители Польши: Св. Войцех и Пресвятая Дева Мария, королева Польши, держащая в руках олицетворение католической церкви.
В 2008 году местные власти и представители ведомства по охране культурного наследия решили, что найденный живописный фрагмент нуждается в реставрации. Обновление произведения, на котором изображено древо плодородия со свисающими с него плодами-фаллосами и ожидающие их созревания женщины, было завершено 6 августа. Когда обновленное "Древо плодородия" представили местным жителям и экспертам, все заметили, что некоторые фрагменты произведения исчезли. Изначально на фреске было изображено примерно 25 фаллосов, тогда как после реставрации их стало заметно меньше - на их месте теперь можно увидеть лишь белые пятна. Помимо символов плодородия с фрески исчезло некоторое количество листьев, часть арки, огибающей растение, а также фрагменты лиц и фигур женщин.
В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики. Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области. Назвать точно, насколько будет температура выше нормы, он не смог, передает ТАСС. Прогнозируется, что температура воздуха будет преимущественно выше нормы на европейской территории страны, в северных регионах, на севере Урала и Сибири, а также в Якутии. На остальной территории России погода будет близкой к норме, рассказал Вильфанд. Ранее синоптики рассказали , почему в России появились желтые осадки. Скорее всего, это связано с ротацией ВСУ на херсонском направлении, сообщил представитель пророссийского подполья Сергей Лебедев. По его словам, наблюдается большое скопление военных около военкомата в Корабельном районе Николаева, что может быть связано с ротацией на Херсонском направлении, передает ТАСС. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Выставка будет интересна и тем, кто все еще верит в «западные ценности» и не видит «гибридной агрессии, развернутой натовцами» против России и ее населения, добавила дипломат. Ранее в Кремле оценили выставку трофейной техники в Москве. Китайская сторона также призывает к взаимодействию и сотрудничеству с Россией в этом вопросе, добавил он. По словам Репке, танки Т-72, оснащенные огромной навесной броней, сначала вызывали смех, однако, как оказалось, эта защита настолько сильна, что не дает FPV дронам ВСУ ни единого шанса пробиться через нее, передает РИА «Новости». Помимо необычной брони, танки оснащены системами радиоэлектронной борьбы РЭБ , которые установлены прямо на них, отметил журналист. Они не подпускают дроны противника близко к танку, а их эффективность подтверждают украинские военные, сообщил Репке.
В Новгороде отыскали домонгольские фрески из Георгиевского собора
Тайны фресок Княжеской башни: кто заказывал и расписывал? - | В Подмосковье найдены средневековые фрески. |
Средневековые фрески обнаружили в одной из псковских церквей | В середине прошлого десятилетия калининградские СМИ облетела новость: сразу в трех средневековых кирхах на территории области были обнаружены уникальные фрески с. |
Что говорят нам средневековые фрески: 10+ самых смешных картинок | При работах по восстановленью средневекового замка Нойхаузен в Калининградской области были обнаружены неизвестные ранее уникальные фрески. |
Ранние христианские фрески найдены в древних римских катакомбах
Уникальные средневековые фрески обнаружены а ходе реставрационных работ в церкви Святого Георгия, датируемой XIV веком, в городе Абастумани (Южная Грузия), сообщило. При работах по восстановленью средневекового замка Нойхаузен в Калининградской области были обнаружены неизвестные ранее уникальные фрески. В Подмосковье найдены средневековые фрески. При реставрационных работах в крупнейших римских катакомбах обнаружены неизвестные христианские фрески возрастом 1600 лет.
В бывшем зернохранилище спасают фрески тевтонских рыцарей
Эксперты уже начали их изучение. Фрески были обнаружены в начале сентября при снятии кирпичной кладки над двумя надвратными нишами замка. На них просматриваются фигуры святых и красивые узоры. Изображение выполненно в технике al secco, которая подразумевает нанесение рисунка на высохшую штукатурку, в то время как фрески обычно создаются на мокрой штукатурке техника al fresco.
Подъемная решетка в то время была гербом Бофоров. По словам специалиста по истории Тюдоров Кристины Фарадей, изображения служат свидетельством высокого статуса Маргарет Бофор как королевского покровителя и почтения по отношению к ней. Кроме того, подобные фрески заказывали в качестве «брендирования» мест за пределами королевского двора. Эти мотивы ассоциируются с колледжем и по сей день, будучи ранним примером тюдоровского «маркетинга», фрески демонстрируют долгую историю того, что мы считаем современным явлением», — объяснила значение фресок Фарадей.
Материалы по теме: Кто нашел, берет себеЗолото, моллюски, скрипка Страдивари и прочие клады, найденные на стройплощадке28 апреля 2016 «Эту тайну лучше оставить нераскрытой»Странные находки, мистические монолиты и коллекция костей: самые жуткие загадки 2020 года9 января 2021Изображения шириной около шести метров частично закрыты деревянными балками и расположены на крыше в том месте, которое, вероятно, было когда-то частью северо-западной стены библиотеки.
Фреска датируется серединой XII века. Видимая её часть имеет 0,9 метра в ширину и почти 4 метра в высоту. В верхней её части изображены святой Алексей и Иисус Христос, в нижней — фигура ангела и здание с колоннами. По периметру фрески идет полихромное обрамление в виде сложного орнамента.
Сейчас над стабилизацией фрески работает реставратор Сюзанна Сармати. Первая церковь на этом месте была построена в V веке.
Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты. Природный камень уступил место искусственному штукатурке. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент — обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность.
В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв до семи , что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума. Ктиторская композиция Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи , портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты. Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога». Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю.
В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи. Оранта София Киевская Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса штукатурки удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря. В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой.
Произведение иллюстрирует библейский сюжет — небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом. Рождество богородицы Сербская церковь в Студенице В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить. В середине XV века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини — известный в то время художник; он же и придумал сам термин «фреска», и он же определил «чистую» разновидность этой техники. Августин Ченнино Ченнини Итальянские живописцы тщательно подходили к созданию произведений, так как изображения были гораздо сложнее в композиционном и цветовом смысле, чем византийские образцы. Вначале необходимо было сделать эскиз картины, потом перевести его контуры на кальку, а уже она прикладывалась к поверхности стены; через неё наносилось предварительное изображение, которое затем расписывали. До XVI века окончательная отделка произведения производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Высокого Возрождения» художники стали считать эту технику «низкопробной» и почти не применяли её, отдавая предпочтение «чистой» фреске.
Другие мастера пользовались иными техниками, прежде всего а секко. Самое известное произведение в этом стиле — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тем не менее в это время она распространилась за пределы Италии, в первую очередь в такие страны, как Германия и Испания. Правда, с этого времени такие росписи начали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками. Виды современных фресок В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же. Наиболее востребованы такие виды современной фрески: Роспись на эластичной штукатурке.