Среди них стоит отметить «Пикник на обочине», созданный в 1972 году. История создания. это произведение, которое прорубило новый путь в фантастике. В нем Зона - это территория отчуждения, на которой произошел визит пришельцев. О чём произведение "Пикник на обочине" братьев Струганских?
«Пикник на обочине» братьев Стругацких как отражение «советского эксперимента»
Помимо диковинных явлений и биологических форм, в Зоне находится масса технологических приспособлений деталей, устройств, отработанных материалов , оставшихся от пришельцев и крайне полезных для развития человеческой науки и техники. Городишко наш — дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас, — говорю, — это дыра в будущее. Через эту дыру мы такое в ваш паршивый мир накачаем, что все переменится. Жизнь будет другая, правильная, у каждого будет все, что надо. Вот вам и дыра. Через эту дыру знания идут. А когда знание будет, мы и богатыми всех сделаем, и к звездам полетим, и куда хочешь доберемся. Вот такая у нас здесь дыра…» Вокруг этой Зоны естественным образом возникает интерес: строятся научные центры по изучению Зоны и всего, что в ней находится и из нее добывается.
А в противовес официальной науке появляются незаконные добыватели всех этих полезных штук. Крепкие, осторожные и внимательные люди, старательно и незаметно ползающие по Зоне с единственной целью — заработать денег. Они знакомы с Зоной, хотя и для большинства вещей и явлений у них свои просторечные названия. Их прогресс в познании Зоны выше, чем у официальной науки, потому что их не сдерживают бумаги, отчетность и прочие условности.
Но сейчас стало интересно, весьма необычный выбор для наших чтений Пикник на обочине: научно - фантастическо - философский роман, был создан в 1972 году. В эпоху застоя, увлечения космосом и пришельцами. По сюжету захолустный городок посещают пришельцы, место где они приземлились, теперь называется Зоной, а момент их визита Посещением. Зону изучают учёные, вполне официально отправляются туда, и посещают сталкеры, которые отправляются туда не официально, и тащат оттуда неизвестные и загадочные элементы. Сталкеры сбывают эти элементы, получают зелененькие и гуляют, пока есть финансы. Но не все так просто.
Зона не отпускает, проявится потом в детях, в собственном сознании и в собственных желаниях. Главный герой Рэдрик - профессиональный сталкер, можно сказать сталкер от бога. Он одержим своей идей - Золотой шар. Найти этот шар в Зоне, в бездне и загадать своё желание. Ведь по легенде этот шар исполняет желания, чего только не попроси. Что мне очень понравилось, это то, что одержимость главного героя запрятана глубоко и на первых страницах совсем не заметна, да и сам Рыжий её не видит.
У Барбриджа двое нормальных здоровых детей — исключение среди сталкеров.
Барбридж по секрету сообщил Шухарту, что вымолил себе детей у Золотого Шара. Сам он больше не может дойти до места, где находится артефакт, потеряв в Зоне обе ноги — тогда его вытащил на себе Рэдрик. Стервятник раскрыл Шухарту местонахождение Шара и расставленные на пути к нему ловушки, одна из которых требует «жертвоприношения» «мясорубка» , не только из благодарности — он надеется, что Шухарт сможет вернуть ему ноги. Барбридж не знает, что Рэдрик взял Артура с собой. Финал книги остаётся открытым — Артур погибает в «мясорубке», Рэдрик подползает к Шару, тщетно пытаясь сформулировать своё самое сокровенное желание. Он вспоминает всю свою искалеченную жизнь, пытается вспомнить что-то светлое, но не получается. Награда Джона Кэмпбелла, второе место за книгу года.
На скандинавском конгрессе фантастической литературы книга была награждена премией Жюля Верна «За лучшую книгу года». На Шестом французском фестивале фантастики в Метце братья Стругацкие были награждены за лучшую иностранную книгу года. Награды добавлены пользователем:.
Пикник на обочине какой-то космической дороги». В предположении о том, что «они нас даже и не заметили», звучит горькая отрезвляющая насмешка над гордыней человека-титана, которому «все подвластно». Однако величие притчи Стругацких выявляется тогда, когда перед читателем предстает вторая трагедия, связанная с Посещением — трагедия нравственная. Зона вызывает повышенный интерес не только у бескорыстных исследователей. Найденные там предметы получают практическое применение во множестве областей — от косметики и медицины до военного дела.
Тот же Пильман с тонкой иронией подчеркивает контраст между величием и таинственностью даров Посещения и пошлостью и профанацией, с которой они используются в повседневной жизни. Есть объекты, которым мы нашли применение. Мы используем их, хотя почти наверняка не так, как их используют пришельцы. Я совершенно уверен, что в подавляющем большинстве случаев мы забиваем микроскопами гвозди... Как вы их называете, эти черные красивые шарики, которые идут на украшения? Если пустить луч света в такой шарик, то свет выйдет из него с задержкой, причем эта задержка зависит от веса шарика, от размера, еще от некоторых параметров... Это свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы еще не умеем задать». Глубинный смысл этой иронии в том, что точно так же люди нередко используют величайшие духовные дары — свободу, мышление, речь, способность к творчеству, — для служения недостойным и греховным целям.
При чтении повести невольно возникает впечатление, что Зона — что-то вроде рая, а гибель она несет потому, что падший человек неспособен услышать и расшифровать ее таинственное «послание». Как весть из неведомого звучит поразительное описание того внезапного состояния, которое с героем повести «еще никогда не бывало вне Зоны, да и в Зоне случалось всего раза два или три... Это длилось какой-то миг. Он открыл глаза, и все пропало.
Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»
Повесть «Пикник на обочине» братьев Аркадия и Бориса Стругацких без преувеличения можно считать одним из лучших произведений наследия научной фантастики. вот что действительно увлекает и заставляет рассуждать и размышлять. «Пикни́к на обо́чине» — философская фантастическая повесть братьев Стругацких, впервые изданная в 1972 году. Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству. «Пикник на обочине» описывает жизни Рэдрика Шухарта, бывшего сталкера, ныне сотрудника Института внеземных культур.
Пикник на обочине
Здесь объем новых и необъяснимых фактов значительно превышает привычный уровень, и как бы нарушается привычное соответствие между мышлением людей и устройством окружающего их мира но благодаря притче мы и осознаем, насколько важно это соответствие! Здесь гибельна любая самоуверенность, здесь пропадает ощущение власти человека над природой — ведь это не природные явления, а плоды цивилизации, неизмеримо превосходящей земную, поэтому Зона порождает у людей невольное благоговение перед тайной, чувство неуверенности и страха перед непостижимым. Герой повести физик Пильман предлагает замечательную «притчу в притче» для иллюстрации этой гносеологической трагедии: «Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фотоаппараты... Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры.
Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ... Ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян... Пикник на обочине какой-то космической дороги». В предположении о том, что «они нас даже и не заметили», звучит горькая отрезвляющая насмешка над гордыней человека-титана, которому «все подвластно». Однако величие притчи Стругацких выявляется тогда, когда перед читателем предстает вторая трагедия, связанная с Посещением — трагедия нравственная. Зона вызывает повышенный интерес не только у бескорыстных исследователей. Найденные там предметы получают практическое применение во множестве областей — от косметики и медицины до военного дела. Тот же Пильман с тонкой иронией подчеркивает контраст между величием и таинственностью даров Посещения и пошлостью и профанацией, с которой они используются в повседневной жизни.
Обруч вроде «браслета», но из белого металла, полегче и диаметром побольше, миллиметров на тридцать. При насаживании на стержень и сообщении ему импульса раскручивание обруч продолжал крутится и выполнять механическую работу, пока не был силой же остановлен. Тот исключительный случай, когда копирование оказалось простым: этаки размножаются делением при определённой температуре и дают достаточно энергии , чтобы использовать их в электромобилях.
Но вот как самим сделать этак, земляне представления не имеют. Из артефактов получены «различные типы квазибиологических масс, которые произвели такой переворот в медицине, новые транквилизаторы, новые типы минеральных удобрений, переворот в агрономии». Золотой Шар В Институте его называют «машина желаний».
Согласно представлениям жителей Хармонта, сооружение в Зоне, имеющее форму и вид некоего золотого шара , предназначенное для исполнения человеческих желаний. Ходит легенда, что любых, однако Барбридж, который его нашёл, утверждает, что это не так. Жил бы в Европе.
В деньгах бы купался. Вечную молодость чёрта я получил. Денег — чёрта.
А вот здоровье — да. И дети у меня хорошие. И жив».
Он лежал под дальней стеной карьера … тяжко придавил своё ложе. В нём не было ничего разочаровывающего или вызывающего сомнение, но не было ничего и внушающего надежду. Почему-то сразу в голову приходила мысль, что он, вероятно, полый и что на ощупь он должен быть очень горячим: солнце раскалило.
Он явно не светился своим светом и он явно был неспособен взлететь на воздух и плясать, как это часто случалось в легендах о нём. Может быть, вывалился из какого-нибудь огромного кармана или затерялся, закатился во время игры каких-то гигантов». Нечто среднее между обычным макгаффином и макгаффин-местом : с одной стороны, это всё-таки предмет; с другой — он постоянно находится в одном месте, и уж точно в карман его не положишь и даже на турбоплатформу не взгромоздишь — нужен воздушный шар , чтобы поднять.
Фальшивый макгаффин — Золотой Шар вполне может оказаться таковым, поскольку доподлинно неизвестно, имеет ли он вообще хоть какую-то аномальную силу. А может, и правда волшебный — читатель этого так и не узнает, а создатели не рассказывают. Джинн-телепат — в повести остаётся неизвестным , что же делает Золотой Шар и вообще исполняет ли он желания.
А вот в киносценарии один из персонажей в явном виде высказал гипотезу, что Шар исполняет только заветные желания: исполняется не то, что человек просит, а то, чего он хочет на самом деле. Пожалуй, кодификатор в русской литературе; Аверсия : в книге он так и не исполнил никакого желания впрочем, Шар появляется в самом конце книги и до конца осталось непонятно, высказал ли Шухарт ему своё желание или оно так и осталось в его голове. Джинн-буквалист — а даже если все же Золотой Шар исполняет желания, то как он сможет понять такой расплывчатый запрос?
И Золотой Шар сделал всех людей навеки счастливыми. А также отрезал им ноги, чтобы никто не ушёл…» Б. Стругацкий однажды сказал в личной беседе, хитро прищурясь: «А почему вы так уверены, что этот Золотой Шар не был попросту походным синтезатором пришельцев?
Делал им, грубо говоря, бутерброды и тому подобное. Как вам такое: легковерный Шухарт, допустим, страстно распинается перед Шаром насчёт того, чего Шар ему не может обеспечить просто по определению? Да и суть не в падении манны небесной.
Суть в катарсисе Шухарта. Существа «Все люди, которые достаточно долго общаются с Зоной, подвергаются изменениям как фенотипическим, так и генотипическим». В том числе и сталкеры.
Где мутагенный фактор? Радиации в Зоне никакой. Химическая структура воздуха и почвы в Зоне хотя и обладает своей спецификой, но никакой мутагенной опасности не представляет».
Дети сталкеров рождаются с сильными внешними мутациями и аномалиями в поведении. Яркий пример — Мария. У Барбриджа родились вполне нормальные дети, но действительно ли он их «вымолил» у Золотого Шара как сам утверждает или ему просто повезло — неизвестно.
Беременной Гуте сразу предложили сделать аборт: понятно, какие дети должны были родиться от Шухарта — сталкера с многолетним стажем. Гута отказалась. Родилась Мартышка.
После посещения некоторые покойники, ранее захороненные в Зоне, «ожили» и вернулись домой. Впрочем, прежних людей они напоминают весьма отдаленно. Вставшие из могил мертвецы ведут себя прилично, ни на кого не бросаются, не едят мозги и вообще ничего не едят но выпить за компанию могут , пахнут только первые дни, находиться рядом с ними даже полезно, хотя двигаются, как положено зомби — медленно.
Пильман утверждает, что это не мертвецы и не живые люди, а ходячие муляжи, реконструированные по скелету. Странным образом имитируют часть прижизненной деятельности: помнят, где жили, и упорно возвращаются в свой дом, хотя к сложным видам деятельности, видимо, не пригодны. Обладают автономной жизнеспособностью.
Можно отрезать какую-то часть, и она будет жить. Без всяких физиологических растворов. Не способны на общение и другое взаимодействие, степень разумности неясна, но видимо, что-то живое в них имеется.
Отделённые части тела продолжают жить, рука даже однажды показала кукиш. Собственно, здесь может быть момент под названием Ужас у холодильника : «…любопытное свойство: автономная жизнеспособность. Можно у них, например, отрезать какую-то часть, и она будет жить.
Без всяких физиологических растворов… Так вот, недавно доставили в институт одного такого…. Это мне лаборант Бойда рассказывал… — Валентин захохотал». Можно себе представить, что и как они использовали… Троп Поцелуй и затемнение тут явно не подойдёт.
Пильман: «С точки зрения фундаментальных принципов эти муляжи не более и не менее удивительная вещь, чем вечные аккумуляторы. Все мы в каком-то смысле пещерные люди, ничего страшнее призрака или вурдалака представить себе не можем. А между тем нарушение принципа причинности гораздо более страшная вещь, чем целые стада привидений…» У живущих в других городах людей, которые общаются с эмигрантами из Зон посещения, резко повышается вероятность погибнуть.
Поэтому эмиграцию запретили. Какие-то люди. Посещение настигло их тут, и они мутировали… приспособились к новым условиям.
Только это не здесь. На северо-западе. Пастухи какие-то».
А вот в тех, местах, куда ходят Рэдрик и другие сталкеры, никакой живности нет. И жучков-паучков Рэд никогда не видел, и трясина мёртвая — ни мошкары, ни лягушек, даже лозняк высох и сгнил. И птицы над Зоной почти не летают.
Повесть состоит из 4 глав. Первая глава Рэдрик Шухарт, 23 года, холост, лаборант Хармонтского филиала Международного института внеземных культур. Написано от лица Рэдрика в разговорном стиле.
Здесь он также выступает как мистер Экспозиция. Рэдрик отсидел за сталкерство, вышел, но снова взялся за старое. Но пока об этом никто не знает, и он ходит в Зону легально.
Рэд предложил Кириллу, с которым у него приятельские отношения, сходить вместе, чтобы добыть «полную пустышку» — её Рэд случайно увидел во время предыдущих вылазок. Облачившись в спецкостюмы, они с Тендером отправились в Зону. В полутёмном гараже Кирилл коснулся спиной странной паутинки.
Сам учёный этого не замечает, зато Рэд начал беспокоиться. Однако экспедиция успешно завершилась, и все вернулись из Зоны целыми. А через несколько часов Кирилл умер от сердечного приступа.
В его смерти Рэдрик винит себя — он, опытный сталкер, недосмотрел! Я, наверное, и завыл ». Рэдрик решил завязать со сталкерством… Вторая глава Рэдрик Шухарт, 28 лет, женат, без определённых занятий.
Написано от лица автора. У него подрастает дочь, нужны деньги. Во время одной из вылазок в Зону с Барбриджем тот наступил в «ведьмин студень».
Стервятник просил помочь, взамен обещая показать, где находится Золотой Шар. Рэдрик не принял его слов всерьёз, однако всё же помог товарищу и доставил его на своём «лендровере» к Мяснику. В тот же день Рэд пошёл с добычей к скупщикам хабара, встретив по пути к ним Нунана.
Уставший и не выспавшийся, он поехал на такси в «Боржч», и там его задержали. Он сбежал и позвонил жене: «Да ерундистика это всё, месяцев шесть-восемь». А потом связался с работодателями: «Мне дадут года два с половиной или три».
Он сказал, где лежит фарфоровый контейнер с ценным артефактом. Но чтобы все деньги — жене! А сейчас он снова сдастся полиции.
Вероятно, подставил Рэдрика Нунан — в пользу этого говорит то, что утром этого дня он назначил Шухарту встречу именно в «Боржче», где ждала засада во главе с Квотербладом. Третья глава Ричард Г. Описано несколько эпизодов из одного дня жизни Нунана.
К нему в институтский кабинет пришёл Пильман и жаловался на низкое качество оборудования. Они упоминают роботов -сталкеров — «ищейку» и СК-3 «Скоморох». Пильман: «Конюх вы, Дик, а не промышленник!
Получил звонок от Лемхена, который хотел обсудить последние контракты «Мицубиси дэнси», и приезжает к нему в здание «Юридическая контора Корш, Корш и Саймак». На самом деле это лишь легенда. Второе лицо Ричарда — сотрудник компетентных органов, которые борются со сталкерами.
Лемхен сообщил, что Нунану только кажется, что борьба идёт успешно, а на самом деле «комплексы противника получили свыше шести тысяч единиц материала из различных Зон… Противник тоже стал применять сталкеры-автоматы. Перебрасывают оборудование на вертолётах через горы в Змеиное ущелье, на Чёрное озеро, к подножию пика Болдер…» Приехал в «Пять минут», где, в свою очередь, устроил выговор Рафаэлю. С рукоприкладством.
И выяснил некоторые подробности о деятельности Барбриджа и молодых парней, которые зарабатывают в т. Пошёл в «Боржч» пообедать, пофилософствовал о Посещении с выпившим Пильманом. Ксенология — это некая неестественная помесь научной фантастики с формальной логикой.
Основой её метода является порочный приём — навязывание инопланетному разуму человеческой психологии». А что такое разум, люди тоже не знают… Пошёл навестить Рэдрика, который недавно освободился. Он всегда поддерживал хорошие отношения с Шухартами и материально помогал после второго ареста Рэда, когда все отвернулись от Гуты — жены сидящего сталкера и матери ребёнка-мутанта.
Гута призналась ему, что Мария изменилась настолько, что врачи сомневаются в том, человек ли она теперь. Нунан услышал голос уходящего Барбриджа, познакомился с Папашей-муляжом, а Рэд предложил начать пьянку. Четвёртая глава Фанарт по концовке «Пикника на обочине» Рэдрик Шухарт, 31 год.
Написана от лица автора. Барбридж ещё не раз приходил к Рэдрику, уговаривая того пойти в Зону за Золотым Шаром, который можно сбыть как минимум за пятьсот тысяч у. Двадцать раз Рэдрик слал его подальше с таким предложением.
А потом проснулся ночью от тоскливого и длинного крика Мартышки. С этой ночи он запил. И когда к нему, пьяному, Барбридж пришёл в двадцать первый раз, он согласился.
Лишь ради того, чтобы Мария снова стала человеком. Хотя Барбридж и предупреждал его о «мясорубке». Хочешь не хочешь, а придётся тебе кого-нибудь с собой взять.
Могу кого-нибудь из своих отдать, кого не жалко …». Но умом Рэд понимал: «Или этот паренёк, или моя Мартышка». А деньги… Что деньги?
Бар я на них покупать собираюсь, что ли? Дом есть, сад есть, без работы в Хармонте не останешься…» Напарником Рэдрик взял с собой Артура Барбриджа. Это выглядело как отместка за жизни предыдущих сталкеров, которых использовал Стервятник.
Но Арчи сам чуть ли не со слезами напросился, сделав из поведения отца и Рэда вывод, что они идут за Шаром. Только вот о «мясорубке» он не знал… Дорога была трудной. Сперва они попали в зону раскалённого воздуха, который сжигал траву, плавил пластик и обваривал кожу.
Потом вышли к вонючему болоту, над которым к тому же то и дело ударяли молнии, так что приходилось нырять с головой. Когда они наконец вышли к шару, Артур, позабыв всё от радости, побежал к нему с криком: «Счастье для всех! И погиб в «мясорубке».
Шухарт идёт к Шару и понимает, что он, собственно, не знает, о чём просить его, кроме здоровья своей дочери. Всю свою жизнь он занимался тем, что ходил в Зону, чтобы прокормить семью. Ничего другого он попросту не умеет.
Что здесь есть? Ампутация — к ней пришлось прибегнуть Мяснику, чтобы спасти жизнь Барбриджу. А для меня это был вторник — Посещение изменило очень многое в жизни человечества, но для таинственных пришельцев это был просто рутинный привал на отдых по пути к другой цели.
Может быть. Аллюзия — в Pillars of Eternity нашлась цитата из ПнО разумеется, про счастье всем даром, а вы как думали? Ассимилятор — дети сталкеров страдают от различных мутаций, но никто не знает, почему.
Ричард Нунан в изрядном подпитии задумался: «…Жуткая мысль: это вторжение. Не пикник на обочине, не призыв к контакту, — вторжение. Они не могут изменить нас, но они проникают в тела наших детей и изменяют их по своему образу и подобию…» Верблюды идут на север : Господин Лемхен просит мистера Нунана приехать и обсудить при личной встрече несколько вопросов.
Юридическая сторона». А что будем? В черновиках Шухарт перед арестом звонит Хрипатому, чтобы сообщить местонахождение контейнера со «студнем»: «Фарфор лежит под телефонной будкой номер триста сорок семь, это в самом конце Горняцкой улицы, где заброшенная бензоколонка».
Ну да, щас, будет сталкер, у которого осторожность стала уже инстинктом, да еще и после вполне явного указания, что линия, возможно, прослушивается, выражаться столь простодушно. Поэтому в чистовике правится: «Недалеко оттого места, где мы с вами в первый раз встретились, есть телефонная будка. Там она одна, не ошибетесь.
Фарфор лежит под ней». Вечная загадка — что это всё-таки было? Вынесенный в заголовок «Пикник» — всего лишь одна из версий, ни на чём по сути не основанная.
С таким же успехом появление Зон и артефактов могло быть испытанием цивилизации на зрелость, хитрой диверсией, актом технологической помощи или жестоким розыгрышем. Вселенная за кадром — в повести описали лишь одну из Зон Посещения, и даже ту не сказать, чтобы очень подробно осветили. Даже у зла есть стандарты — субверсия.
В первой главе Рэдрик утверждает, что ни один сталкер включая вероломного змея Барбриджа «Стервятника» никогда не вывезет «ведьмин студень» из Зоны. Во второй главе Ред, тем не менее, именно это и делает. Справедливости ради — он долго сомневался и не хотел отдавать контейнер, пока его не накрыли и в противном случае семья бы осталась без средств к существованию.
Дикарь с пулемётом — земляне, к которым попал в руки инопланетный «хабар», скорее всего, используют его в корне неправильно и уже успели получить от этого немало бед. Закадровый момент крутости — само Посещение Земли пришельцами преподносится авторами очень скупо: прилетели… улетели. И только в редких моментах, когда в тексте описываются воспоминания переживших это событие хармонтцев, становится ясно, сколько всего интересного и волнительного оставили за кадром мэтры.
Земля — центр Вселенной — аверсия : наш мир — стандартная скучная голубая планета у чёрта на куличиках, ничем не примечательная и неинтересная. Злобные пришельцы — многие люди именно так воспринимают таинственных пришельцев, которые оставили после своего Посещения смертоносные Зоны по всей Земле. Правда, скорее эти инопланетяне не злые, а равнодушные : загадили Землю своим мусором, ну и ладно… Знаменитая завершающая фраза — та самая: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!
Все попытки землян не то что воспроизвести, но хотя бы исследовать инопланетные артефакты оканчиваются в лучшем случае ничем, в худшем — очень плохо. Максимум, что удаётся — тупо приспособить некоторые девайсы для своих нужд, не имея понятия, как они работают, и скорее всего — используя их не по назначению. Пильман охарактеризовал их применение так: «В большинстве случаев мы забиваем микроскопами гвозди.
Конец Эпохи — последняя глава задаёт именно такой тон. Жизнь вокруг Зоны приобрела некое подобие нормальности и стабильности. Большинство сталкеров «старой школы» погибли, стали инвалидами либо уехали из Хармонта.
Подавляющая часть артефактов уже собрана, а оставшиеся «остатки былой роскоши» достают из Зоны дистанционно управляемые дроны , а не сталкеры. Экспедиция Рэдрика и Артура к Золотому Шару должна стать для Шухарта «лебединой песнью», после которой он намерен уйти в отставку. Ложь, наглая ложь и статистика — начинающийся с характерной фразы «Математическая статистика — точная наука, хотя имеет дело со случайными величинами» рассказ Валентина Нунану о том, что вокруг переживших Посещение хармонтцев статистически достоверно возрастает количество самых разнообразных несчастий: «…Вот один из них решил эмигрировать…, скажем, в Детройт.
От чего нужно отказаться — от статистики? Или от здравого смысла? Нунан не понимает, почему нарушение статистических закономерностей для учёных более важно, чем такие «зримые» чудеса, как ходячие покойники: «… Все мы в каком-то смысле пещерные люди — ничего страшнее призрака или вурдалака представить себе не можем.
А между тем нарушение принципа причинности — гораздо более страшная вещь, чем целые стада привидений…» Матомная бомба — чтобы хоть немного разрядиться, Рэдрик громко, старательно произнес: «В душу твою небритую, карга, старая ты лягва, кашлюном вонючим, полудохлым в бога трахнутая, пополам с сопляком слюнявым, шоколадным…» Мусорщик — сталкеры. В повести делается незатейливый намек на то, что чудодейственные артефакты из Зоны — это на самом деле не более чем мусор, оставленный могущественными пришельцами после «пикника». Хотя сейчас мир «Пикника на обочине» уже можно классифицировать как альтернативную историю.
Опосредованная передача ругательств — «я во всех подробностях выдал, кто он такой есть и почему от своей родительницы произошёл». А Барбридж в одной сцене начал ругаться «чёрными грязными словами», не приведёнными буквально. Абсолютно неожиданно таковой стала коронная фраза книги, и даже не вся, а последняя часть предложения: «никто не уйдет обиженным».
Используется современной российской молодежью как элегантный эвфемизм для аналога той более чем неприятной ситуации , в которой оказался к концу повести Артур Барбридж [6]. Ошибка Ботвинника — Рэдрик Шухарт, предотвращая возможную ошибку, «спокойненько так рассказал [своим спутникам], сколько дураков гробанулись на радостях на обратном пути» из смертельно опасной Зоны посещения. Популярное заблуждение — Шухарт в конце кричит: «Счастье для всех!
Даже многие читавшие в этом уверены. На самом деле про счастье кричит Артур, а герой повторяет эти слова мысленно. Принцессы не какают — аверсия.
Смотри, потом негде будет и некогда…» В отеле пахло, помимо прочего, и «дорогими дамочками по пятьсот монет за ночь». Заведение «Пять минут», которым, судя по всему, владеет Нунан. Светлая женственность и тёмная женственность — верная мужу до конца Гута Шухарт и циничная шлюшка Дина Барбридж, «ведущая рассеянный образ жизни».
Сексот — «Институтские вдвоём в Зону не ходят. У них такой порядок: двое дело делают, а третий смотрит и, когда его потом спросят, — расскажет». Но возможно, что это на случай, если двое первых погибнут в ходе исследований, как это частенько бывало IRL.
Впрочем, «если»-то оно «если» — но в тексте вполне недвусмысленное «когда». Слишком хорош для этой грешной земли — Кирилл Панов и Артур Барбридж. Молодые, симпатичные и самые идеалистично настроенные персонажи книги.
Умирают в тех же главах, где они впервые были показаны. Участь хуже смерти — мало кто верит, что до того, как попасть в «мясорубку», Диксон «Суслик» носил кличку «Красавчик» — теперь он еле живая развалина, пережёванная и выплюнутая Зоной. Поэтому Артур Барбридж, отправляясь в Зону, взял с собой армейский кольт.
С одним патроном в магазине.
Юридические вопросы Анализ произведения «Пикник на обочине» Братья Стругацкие. Братья Стругацкие Аркадий и Борис написали немало стоящих внимания читателей произведений. Среди них стоит отметить «Пикник на обочине», созданный в 1972 году.
История создания Произведение не удавалось опубликовать сразу после его создания.
Донецк, Украина — 19. В исходном варианте «Пикника» никаких «муляжей-реконструкций» не было. Они появились под давлением молодогвардейской редакции, энергично боровшейся с проникновением мистики в советскую литературу. На самом деле, авторы, конечно, знали об этих оживших мумиях не больше, чем о ведьмином студне или пресловутых пустышках. Мы В ПРИНЦИПЕ не можем, не должны ничего об этом знать, как ничего не знает лесное зверье об использованных зажигалках и опустошенных консервных банках, оставленных на месте пикника неряхами-туристами.
Дик Нунан — интерполовец, спецслужбист? Но с какими целями? Или — частная спецслужба? Просветите, пожалуйста… Максим. Москва, Россия — 21. Считайте для простоты , что он из Интерпола.
И знал ли об этом Рэд мне кажется, сама Гута — догадывалась? Оба они не знали и не догадывались. Мысль из «Пикника» о том, что «разум — это еще не сформировавшийся инстинкт» — это лично Ваша с Аркадием Натановичем идея или она имеет еще какие-то источники? Сергей Ястребов. Москва, Россия — 04. Это, без всякого сомнения, придумали АБС.
Я рискну даже утверждать, что придумал это лично — во время одной из застольных дискуссий на общефилософские темы. Такого рода дискуссии давали иногда весьма примечательные результаты, надо сказать. Чем же заканчивается «Пикник на обочине» после последней фразы? Зеленоград, Россия — 15. Не знаю. Но предполагаю, что ничего хорошего с Рэдриком Шухартом там не произошло.
Это было бы слишком просто, а я не верю в простоту мира, — ни реального, ни фантастического. Вы писали, что ставите точку там, где в произведении наступает «развилка». И все же очень хочется задать вопрос по концовке «Пикника на обочине».
«Пикник на обочине» - маленькая книга для больших размышлений
Что это? Опасное оружие, диковинные игрушки или всего лишь космический мусор, оставленный после чужого пикника на обочине Вселенной? Люди, занимающиеся незаконным промыслом – поиском и выносом из Зоны этих предметов, называются сталкерами. «Пикник на обочине» — фантастическая повесть братьев Стругацких, написанная в 1971 году и опубликованная в следующем. Пожалуй, «Пикник на обочине» — самое популярное, что есть у Стругацких. В повести «Пикник на обочине» действие происходит на вымышленных англоязычных землях.
Пикник на обочине. Краткое содержание.
это произведение, которое прорубило новый путь в фантастике. В нем Зона - это территория отчуждения, на которой произошел визит пришельцев. «Пикни́к на обо́чине» — философская фантастическая повесть братьев Стругацких, впервые изданная в 1972 году. Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству. разбросанные в беспорядке брошенные или потерянные вещи, как после обычного, земного пикника на полянке остаются следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, монетки, пятна бензина и тому подобные предметы. это роман, сюжет которого развивается стремительно. Так, Рэд, досидев свой срок, возвращается домой. Здесь он узнает неприятную новость – его дочь изменилась настолько, что врачи сомневаются в том человек ли она. Строго по определению Пикник на обочине гениальным произведением не является, вряд ли это была наивысшая степень проявления их творческих сил. Хотя надо признать, что Пикник и все творчество АБС чуть больше, чем просто очень хорошая литература.
Краткое содержание - Пикник на обочине
это увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек. Рекомендовать книгу "Пикник на обочине" могу только маленьким мальчикам, интересующимся миром сталкеров. В произведении «Пикник на обочине» Зона – это территория отчуждения, на которой произошел визит пришельцев. В «Пикнике на обочине», вышедшем в сборнике «Неназначенные встречи» (Москва, «Молодая гвардия», 1980) город Хармонт назван Мармонтом. Пикник на обочине можно в статье на о общении с внеземными цивилизациями. В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.
Пикник на обочине. Краткое содержание.
Сюжет[ ] Действие повести происходит на Земле, предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт на территории выдуманной англоязычной страны. Примерно за тринадцать лет до начала описываемых в книге событий на планете в нескольких местах возникло шесть «зон» — областей, в которых начали происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Зоны расположены вдоль плавной линии на земном шаре, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, которая предположительно соединяет Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут, и всё население было из них было срочно эвакуировано. Территории Зон были обнесены ограждением, взяты под строгую охрану и официально стали предметом научного интереса. Вскоре также выяснилось, что на территории Зон встречается много объектов необъяснимых свойств и непонятного предназначения, названных артефактами. Некоторые из них весьма полезны — например, могут лечить болезни, некоторые — просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасны. Согласно общепринятой теории, Зоны были созданы представителями внеземной цивилизации; строится множество гипотез, так или иначе объясняющих происхождение Зон и цель их создания. Один из героев книги, лауреат Нобелевской премии доктор Валентин Пильман, образно предполагает, что все артефакты, которые находят на территориях — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения.
Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян… Одна из Зон образовалась как раз невдалеке от города Хармонт.
Главный герой книги Рэдрик Шухарт, житель Хармонта, становится сталкером, то есть, зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты. Сюжет произведения построен как описание ключевых моментов в жизни Шухарта от 23 лет до 31 года; в основном это ходки в Зону. У Рэдрика есть дочь Мария. Она, как и абсолютное большинство детей сталкеров, родилась с отклонением — её кожа покрыта короткой оранжевой шёрсткой, и сама девочка внешне напоминает мартышку. Собственно, другие дети так её и зовут, Мартышка. Рэдрик любит свою семью, но периодически теряет контакт с ней из-за тюремных сроков. Тем не менее, он не может отказаться от походов в Зону — отчасти из-за желания получать большие деньги и не считать их, но главным образом — из-за магнетического притяжения Зоны, понятного только настоящему сталкеру. В Зоне он чувствует себя на своём месте и без неё уже не может.
В заключительной главе книги Шухарт осуществляет свою последнюю ходку в Зоне: он решает найти «Золотой шар» — артефакт, который, согласно легенде, может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Сложность состоит не только в том, что дорога к «Шару» смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни.
Предположительно, её площадь достигает сотен квадратных километров. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных «ловушек», представляющих опасность для человека.
Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, несмотря на то, что в присутствии людей зона кажется «статичной». У Зоны есть собственная чётко очерченная граница, то есть никакие аномалии например, переносимый ветром «жгучий пух» , на первый взгляд беспорядочно перемещающиеся по Зоне, никогда не пересекают её границ. Зона также окружена «периметром», который охраняется военными. Официально в неё можно было попасть через «предзонник» расположенного рядом с ней Международного института внеземных культур.
Повышенного электромагнитного или радиационного фона в Зоне не наблюдается. Сталкеры, которые посещают Зону на свой страх и риск, ориентируются в ней благодаря своим чрезвычайно развитым рефлексам, интуиции и, возможно, какой-то сверхчувствительности Рэдрик Шухарт описывает у самого себя внезапные приступы, когда он начинал различать запахи так же хорошо, как собака. Типичный способ прокладывать новый маршрут в Зоне — это бросать перед собой гайки, которые могут выявить опасные флуктуации типа «комариных плешей» областей усиленной гравитации. Характер главного героя [ править править код ] Сюжетное напряжение «Пикника на обочине» поддерживается не столько событийным рядом, сколько эволюцией характера Рэдрика Шухарта.
Его характер неоднозначен и незауряден: храбрость, достигающая отчаянности, хладнокровность, решимость и ловкость в его случае это профессионально необходимые качества , в какой-то мере — самоотверженность и честность. Однако при этом Рэд — явный индивидуалист и не может понять простую истину: если человек — только за себя, рано или поздно логика жизни приведёт его к тому, что он неизбежно станет опасностью для других. Несмотря на множество положительных черт характера, Рэдрик обладает такими качествами, как социальная примитивность, неумение критически отнестись к действительности фактически он безоговорочно её принимает, пусть и нарушает некоторые законы и правила. Он смутно ощущает, что что-то в его жизни, его мировоззрении неверно, и отсюда невольное уважение к Кириллу Панову — бескорыстному человеку, преданному науке [16] :25—26.
На глазах читателя Рэдрик проходит тяжёлый путь познания: пребывание в тюрьме; смерть людей; боль, которую он испытывает, глядя на свою дочь-мутанта. И виной тому — не Зона и пришельцы, а люди. Стругацкие показывают ситуацию вполне реальную, многократно описанную в нефантастической литературе: человек, субъективно добрый и честный, приносит себе и окружающим зло из-за своей социальной близорукости. Фантастическое допущение Зона придаёт этой ситуации особую остроту, поскольку действия героя при учёте этого допущения могут повлиять на судьбу человечества [16] :26—27.
В конце повести, размышляя около Золотого шара, Рэдрик осознаёт, что не готов духовно и нравственно к встрече с артефактом, исполняющим желания. В финальном сбивчивом, спотыкающемся внутреннем монологе Рэдрика выражена одна из важнейших проблем современности — диспропорция между физическим могуществом человека и уровнем его социально-этического развития. На этом завершается событийный ряд, исчерпывается приключенческий сюжет, и остаётся только драма характера, предельно острый внутренний конфликт. Хотя Рэдрик осознавал и ранее, что мало разбирается в природе общества, в котором он живёт, он ранее не считал это существенным — и лишь сейчас, в финале, начинает воспринимать это как недостаток, даже как трагедию [16] :27—28.
В отличие от внешнего событийного ряда, драма характера не заканчивается в финале — напротив, можно представить себе несколько продолжений, несколько вариантов поведения Рэдрика в будущем. Герой Стругацких так же самостоятелен, способен к саморазвитию характера, как и герой нефантастической литературы. Сложность его характера во многом связана с проблематикой повести: в «Пикнике на обочине» фантастика не самоценна, а выступает в качестве метафоры НТР , и неизбежно встаёт вопрос, как сможет человек распорядиться собственным открытием достижениями внеземного разума , насколько он социально подготовлен к новой ситуации. Рэдрик Шухарт перед Золотым шаром похож на дикаря перед компьютером, но это невежество — следствие как личных его качеств, так и социальных обстоятельств, определяющих уровень его самосознания.
Однако учёный Валентин Пильман, которого интересует только сам факт посещения Земли внеземной цивилизацией, а не его последствия, тоже вряд ли сумел бы найти нужные слова, окажись он на месте Рэдрика Шухарта перед Золотым шаром, поскольку уровень их социального развития примерно одинаков [16] :28—30. Но Рэдрик Шухарт — не только воплощение характерологических признаков определённой социальной группы; он — личность, незаурядная и интересная. Именно такой герой, вызывающий не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик читателя, требовался самой логикой повести. Интеллектуально-философского диспута на актуальную тему, как в более традиционной научной фантастике, уже недостаточно, требуется герой, само присутствие которого в тексте предполагает сопереживание человеку, на себе испытывающему злободневность темы [16] :30.
Потребность в таком герое возникает в фантастике тогда, когда социальные проблемы, затрагиваемые автором, приобретают ярко выраженную этическую окраску. Этические проблемы, носящие абстрактный, не наполненный конкретным личностным содержанием характер, вряд ли могут быть адекватно воплощены в художественном произведении, поэтому фантастике, затрагивающей этические аспекты НТР, герой-личность стал необходим. Герою повести необходимо решать этические проблемы — отсюда психологизм повести, более углублённый, чем в предыдущих произведениях Стругацких [16] :36. Финал повести может показаться менее оптимистичным, чем характерно для многих других современных Стругацким научно-фантастических произведений.
Однако связан этот кажущийся пессимизм с тем, что фантастическая ситуация в повести ставит перед героем задачу найти нравственную панацею для человечества — задачу, неразрешимую не только для героя, но и для общества, в котором он живёт. Тем не менее важнее тут — нравственное и интеллектуальное бесстрашие героя, пытающегося справиться с этой задачей и делающего всё от него зависящее, чтобы она была рано или поздно разрешена. Важнее то, что, несмотря на свой индивидуализм, Рэдрик Шухарт вдруг осознаёт: его счастье каким-то образом связано со счастьем всех, живущих на Земле, и пробует отыскать формулу всеобщего счастья, вместо того чтобы попросить у Золотого шара исполнения личных желаний [16] :37. Персонажи произведения [ править править код ] Алоиз Макно — полномочный агент Бюро эмиграции.
Агитировал хармонтцев уехать из окрестностей Зоны. При этом Бюро обеспечивало подъёмные средства, трудоустройство, а молодым — возможность учиться. Впоследствии, с установлением связи роста числа эмигрантов из Зон в отдельных регионах с увеличением в них количества природных и техногенных неблагоприятных происшествий и катастроф, эмиграция была запрещена. Артур Барбридж в некоторых вариантах книги — Арчибальд — сын Стервятника Барбриджа.
Был «выпрошен» папашей у Золотого шара. Молодой идеалист. Рэдрик Шухарт был о нём крайне низкого мнения — ещё один романтичный дурак, который «увлёкся Зоной», не зная, что это такое. Но после гибели Артура у Золотого шара Шухарт решает повторить его фразу… К чему это привело и возможно ли вообще «счастье для всех», авторы умалчивают — книга на этом заканчивается.
Бенни — работник в бардачке Ричарда Г. Точный род занятий не упоминается — что-то среднее между швейцаром, официантом и вышибалой. Плохо слышит. Сам Нунан считает его стариком и подумывает, не отправить ли его на пенсию.
Господин Лемхен — начальник Ричарда Нунана как агента. Сам Нунан намекает на его генеральское звание. Руководит секретной службой, контролирующей поступление артефактов из Зоны. Знает каждого сталкера по имени и прозвищу.
Гута Шухарт — жена Рэда Шухарта и объект его постоянной заботы. Сильный и волевой человек. Выдерживает свалившиеся на неё беды. Гуталин — огромный негр, друг Рэда, координатор общества Воинствующих Ангелов.
Джеймс Каттерфилд, Мясник — хирург, светило своего штата. Первый в мире врач — специалист по нечеловеческим заболеваниям человека. Смог добиться этого, когда изучал на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма. Плату брал не только деньгами, но и «хабаром» артефактами , который применял в своей медицине.
Дина Барбридж — дочь Стервятника Барбриджа.
Отчаянные смельчаки-сталкеры, как продукты Зоны, тоже имели прозвища «Стервятник», «Суслик», «Гуталин» , которые еще больше отдаляли их от реального мира, где люди обыкновенные носили нормальные имена. Несмотря на предельную лаконичность, я оказалась в восторге в том числе и от слога писателей. Они умудрились в минимум строчек вложить максимум смысла.
Вот уж воистину — правильно подобранные слова важнее их количества. Авторы блестяще демонстрировали свой литературный талант, превращая текст то в притчу, то в гадание, то в молитву. Здесь на одной строчке мог соседствовать «Бог» и «Черт», реалистичность задуманного подпитывалась пессимизмом происходящего, а жизнелюбивая ироничность граничила с едва уловимой меланхоличной трагедией. Что создал вторую природу?
Что привёл в движение силы, почти космические? Что в ничтожные сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Тем, что, несмотря на всё это, уцелел и намерен уцелеть и далее. Где мы, и где 1971 год написания этого произведения?
И все же повесть в каждой своей фразе звенела от актуальности, а высказанные в ней мысли завораживали отсутствием банальности. При этом Стругацкие вели интересную игру с читателями, поднимая массу важных вопросов и не давая ни одного вразумительного ответа. Например, вступившие в кульминационную дискуссию на сюжетообразующие темы герои рюмка за рюмкой выдвигали каждый свои, все более емкие аргументы, которые в конечном итоге не привели ни к одному окончательному выводу. Думайте сами, милостивые господа читатели!
Проблемы космического масштаба плавно перетекали в общечеловеческие, которые в свою очередь находили отражение в тонкой психологии отдельно взятого индивидуума и вопросах морали. На мой взгляд, «Пикник на обочине» можно читать абсолютно разновозрастной категории любителей книг. Одни будут в восторге от динамичного сюжета, другие — от необычного взгляда фантастов на вопрос вселенского общения с братьями по разуму, третьи — от политической аллегории. Те же читатели, кто предпочитают философские размышления, могут с легкость разбросать все сказанное авторами по осям системы координат своего личного мировоззрения, чтобы чуть глубже задуматься об истинном значении происходящего.
Другими словами, каждый сможет найти здесь что-то свое, и никто не уйдет отсюда обиженным и оскорбленным. Это та самая книга, которая, без сомнения, имеет все шансы дать читателю еще больше интересных мыслей с каждым новым ее прочтением. Дайте человеку крайне упрощённую систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощённой модели. Такой подход не требует никаких знаний.
Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая смётка и так называемый здравый смысл. Я до сих пор закрываю глаза и с ужасом представляю себя на месте главного героя, оказавшегося лицом к лицу с купелью предельного числа возможностей. Его бессилие и отчаяние находило в тот момент во мне свое продолжение. Жарило солнце, перед глазами плавали красные пятна, дрожал воздух на дне карьера, и в этом дрожании казалось, будто окружающая нас действительность приплясывала на месте.
Я думала над тем, как внутри собственного сердца найти то самое заветное желание, когда какие-то темные силы мгновенно сминали то самое хорошее, что когда-то было в душе, оставляя в сознании одни только рыла, рыла, рыла...? Поэтому для меня горькая правда повести заключается в том, что планета Земля погрязла в бесконечных Стервятниках, алчущих набить свою утробу за счет жизни окружающих людей, и каждый винтик этого смрадного мира надо когда-то менять. Так стоит ли удивляться, что в контексте этой повести братья по разуму в лучшем случае повернулись к нам спиной, а в худшем — даже не заметили нашего существования? Завершить свои впечатления от этого произведения решила вместе с советским фантастическим фильмом-притчей Андрея Тарковского под названием «Сталкер», снятым по оригинальному сценарию самих братьев Стругацких.
Оказалось, что киниматографическое произведение не менее шедеврально, чем его литературный вдохновитель. Всем хороших фильмов и книг! Плевать на годы, мы не замечаем, как всё меняется. Мы знаем, что всё меняется, нас с детства учат, что всё меняется, мы много раз видели своими глазами, как всё меняется, и в то же время мы совершенно не способны заметить тот момент, когда происходит изменение, или ищем изменение не там, где следовало бы.
Почитав отзывы, в очередной раз поражаюсь насколько по разному все воспринимают творчество АБС. Каждый находит в их книгах что-то свое кто-то, конечно, не находит ничего. Поделюсь и своим мнением, не с целью поспорить, но для того чтобы вы могли взглянуть на произведение с другой стороны. Спойлеры, дальше много спойлеров.
Книга эта, по моему мнению, является огромной человеческой трагедией Рэдрика Шухарта, описанием того как Зона Зона здесь это, конечно, метафора ломает человеческую личность и человеческую жизнь. Главный герой этой книги, по первому взгляду, кажется обычным люмпеном, мелким преступником, таскающим из Зоны всякий хлам ради наживы. Но давайте взглянем на него внимательнее. ГГ вырос в семье рабочего, он, по сути, обычный дворовой парень, без образования, предоставленный самому себе, никем не обученный, не имеющий представления о добре и зле, в нашем понимании.
Но тем не менее у него присутствует настоящий моральный стержень — вспомним, как он реагирует на то, что кто-то хочет вынести из Зоны ведьмин студень. Он говорит, что это последняя мерзость и даже Стервятник на это не пойдет, и что он даже сам бы на такого человека донес. Вспомним, что Рэд является другом Кирилла. Для любого человека из круга Рэдрика это покажется смешным — ученый, ботаник, рассуждающий о благе Человечества, просто дурак и предмет для насмешек.
Но что-то в душе Рэда ищет это самое добро и не хочет мириться с подлостью вокруг. И тут Зона наносит герою первый удар. Спойлер раскрытие сюжета кликните по нему, чтобы увидеть Кирилл погибает и погибает по вине самого Шухарта Рэд уходит из института, с теплого места не в силах принять утрату. Снова обращаем как он изменился — этот главный задира на районе, всегда готовый отвесить любому кто не так на него посмотрит, полностью меняет свое поведение и ради своей семьи подлизывается ко всем соседям — ради комфортной жизни для своей дочки.
Ради дочки он готов на все. Но походы в Зону продолжаются и Зона продолжает свое темное дело. Оказавшись под угрозой ареста, Рэдрик вынужден отказываться от своих принципов и отдать ведьмин студень Хрипатому. Ведь это именно студень был в фарфоровом контейнере, и только понимая что его семья остается без денег пока он сидит в тюрьме, Рэд, до последнего колеблясь, идет на жуткую подлость, как он сам это понимает.
И только ужасные жизненные обстоятельства и забота о своей дочери толкают его на это. Преданный человеком, которого он считает своим другом Ричард Г. Нуннан , Рэд отправляется в тюрьму. Ну и финальный аккорд.
Спойлер раскрытие сюжета кликните по нему, чтобы увидеть Беда приключается с его дочерью, она уже не человек, Зона забирает и ее Выход есть, но выход этот претит натуре Рэда. Единственное что нужно, чтобы спасти дочь это отправить на смерть другого человека. Любого, незнакомого, но живого человека. Казалось бы, какой тут выбор, о чем можно вообще думать?
Но Рэд колеблется до последнего, не желая играть по правилам Стервятника. Но выхода нет и так Зона окончательно ломает нашего героя. В качестве последней попытки уменьшить это страшное зло, которое он согласился совершить, Рэд выбирает в качестве жертвы сына Стервятника. В его помраченном сознании это кажется единственной возможностью «уменьшить ущерб» А может и нет, может это просто месть человеку, который заставляет предать все во что он верит?
Кто знает? И последняя сцена Спойлер раскрытие сюжета кликните по нему, чтобы увидеть Убив невинного человека, Шухарт приходит к Шару чтобы попросить о самом важном, самом сокровенном, и не может попросить о своей дочери. Счастья всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным Что такое Зона в этой книге? Что она символизирует?
Каждый волен трактовать по своему, кажется этого и хотят авторы. Может это бесчеловечное государство, выжимающее из человека последнее? Советский Союз? Или сама Жизнь, жестокая и беспощадная?
Оценка: 10 [ 26 ] TheKnife , 20 октября 2016 г. Великая сила «Пикника» заключается в том, что ему сразу веришь. Случайность и необъяснимость «контакта», смертельно опасный покинутый индустриальный пейзаж, реакция человечества — от прекраснодушных ученых с горящими глазами до «продавцов смерти» с глазами мертвыми, от военных с пулеметами вдоль Зоны до сталкеров, чей инструментарий выживания заканчивается на мешочке гаек, наметанном глазе и куче суеверий, от бессмысленных безымянных жертв первых дней до напуганных и озлобленных соседей по дому — все это стоит железобетонной стеной даже не правдоподобности — достоверности. При этом «Пикник» — это мастер-класс по тому, как подать сложную фантастическую тему не разжевывая каждую деталь.
Недосказанности, опущенные события и даже пропущенные года — всё это рисует картину почти в той же степени что и само повествование. Всё это завернуто в, как всегда, прекрасный язык Стругацких и украшено самыми живыми диалогами по эту сторону научной фантастики. Как всё это помещается в такой небольшой повести — большая загадка. Оценка: 10 [ 9 ] forest777 , 20 сентября 2023 г.
Рэдрик встречается со своими клиентами в шикарном отеле, продавая им свежую порцию артефактов Зоны, но на самом деле они ищут «адскую слизь». Намекнули, что они хотят его для военных исследований. Рэдрик утверждает, что у него его еще нет, и уходит. Вскоре после этого Рэдрика арестовывают, но он сбегает. Затем он связывается со своими клиентами, рассказывая им, где он спрятал образец «слизи», который ранее контрабандой вывез. Рэдрик настаивает на том, чтобы все вырученные от продажи средства были направлены Гуте. Он понимает, что «слизь» будет использоваться для какого-то оружия массового уничтожения , но решает, что должен обеспечить свою семью. Затем он сдается полиции. Раздел 3 Старый друг Рэдрика Ричард Нунан подрядчик по поставкам с офисами внутри Института раскрывается как тайный агент неназванной, предположительно правительственной, секретной организации, работающей над пресечением контрабанды.
Полагая, что он приближается к успешному завершению своего многолетнего задания, он сталкивается и ругает своего начальника, который показывает ему, что поток сильнее, чем когда-либо, и ему поручено выяснить, кто несет ответственность и как они действуют. Выяснилось, что сталкеры теперь организованы под прикрытием бизнеса «пикники для туристов на выходных», организованного Бербриджем. Они в шутку называют это «воскресной школой». Нунан встречается с доктором Валентином Пильманом за обедом, и они подробно обсуждают Посещение и человечество в целом. Здесь артикулируется идея «Посещение как пикник на обочине». Рэдрик снова дома, отсидев свое время. Бербридж регулярно навещает его, пытаясь увлечь его каким-нибудь секретным проектом, но Рэдрик отказывается. Гута в депрессии, потому что их дочь почти потеряла человечность и способность говорить, все больше и больше напоминающая настоящую обезьяну. Также присутствует мертвый отец Рэдрика, который вернулся домой с кладбища внутри Зоны, так как другие очень медленно движущиеся и совершенно безобидные реанимированные мертвые теперь возвращаются в свои дома по всему городу.
Обычно они уничтожаются властями, как только обнаруживаются; Рэдрику, однако, удалось силой защитить своего отца от увезения. Раздел 4 Рэдрик входит в Зону в последний раз, чтобы достичь исполняющей желания «Золотой Сферы». У него есть карта, подаренная ему Барбриджем, сын которого Артур присоединяется к нему в экспедиции. Рэдрик знает, что один из них должен умереть, чтобы временно деактивировать явление, известное как «мясорубка», чтобы другой смог добраться до сферы, но он держит это в секрете от Артура, которого он намеревается пожертвовать ради него, чтобы загадывать желание вернуть его дочь в нормальное состояние. После того, как они добираются до места, преодолевая множество препятствий, Артур устремляется к сфере, выкрикивая бескорыстные пожелания лучшего мира, но мясоруб жестоко убивает его. Перед «Золотой Сферой» измученный Рэдрик в замешательстве и горечи оглядывается на всю свою жизнь отчаянного выживания в суровом мире, свое рабство и отсутствие свободы воли и обнаруживает, что не может сформулировать, чего он на самом деле хочет. Впервые он был опубликован в литературном журнале «Аврора» в 1972 году, номера 7—10. Часть его Раздел 1 была опубликована в 25 томе Библиотеки современной научной фантастики в 1973 году.
Смысл книги «Пикник на обочине» Стругацких
это то что Вам нужно. В 1989 году в издательстве «Юридическая литература» вышел двумя изданиями под разными обложками[13][14] авторский сборник с «Пикником на обочине», текст которого значительно отличался от всех ранее и впоследствии опубликованных вариантов — это было обусловлено. «Пикни́к на обо́чине» — философская фантастическая повесть братьев Стругацких, впервые изданная в 1972 году. Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству. Отзыв на повесть "Пикник на обочине" братьев Стругацких Шёл 2020 пандемийно-коронавирусный год. Все сидели по своим многоэтажным норам и нос казать наружу боялись.