Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Ошибочная атрибуция возбуждения — понятие в психологии, которое объясняет, почему люди часто приходят к неправильным выводам о характере своих чувств и причинах их появления. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации.
Все публикации
Нарушение памяти - причины, симптомы, диагностика и лечение | Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. |
Нарушение памяти: недостаточное или плохое запоминание | Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. |
Нарушение непосредственной памяти
Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин. Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю. Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог. Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе.
Иначе бы откуда вы ее знали? Ложные воспоминания Вживление ложных воспоминаний о том, чего никогда не было, выглядит научной фантастикой. Кажется, что подобное может происходить только в фантастических фильмах яркий пример — фильм «Начало» или «Вспомнить все». В действительности же, сама идея о вживлении ложных воспоминаний в чью-то голову вполне реалистична!
Самое удивительное, что для этого даже не нужны всякие там высокие технологии и специальное оборудование. По сути, необходимо лишь несколько бесед с человеком, который ставит себе такую цель — имплантировать кому-то несуществующие воспоминания. Конечно, эти воспоминания будут не столь фантастичны, как в вышеперечисленных фильмах. Существует немало экспериментов, доказывающих возможность вживления ложных воспоминаний. По разным подсчетам, от 20-ти до 40-ка процентов людей готовы принять их за свои. В одном из опытов абсолютно здоровых психически участников просили вспомнить одно конкретное событие, которое якобы произошло в их детстве. В этом им помогали психологи, которые «напоминали» людям о том, что каждый из них потерялся в раннем возрасте в супермаркете чего, конечно, не было. Каждому участнику эксперимента психологи говорили, что информация об этом событии была получена от кого-то из ее или его близких родственников.
В результате почти 30 процентов людей не просто вспоминали этот случай, но и добавляли много красочных подробностей из этого «воспоминания». Однако есть еще более шокирующие случаи вживления ложных воспоминаний, которые приводят к самооговору. Известный американский профессор психологии Сол Кассин Saul Kassin , специализирующийся в уголовной сфере, провел немало экспериментов, в результате которых выяснилось, что больше 40-ка процентов обвиняемых в каких-либо злодеяниях брали на себя и другие отягощающие обстоятельства, если на этом настаивали подставные свидетели преступлений. И не просто брали, а описывали в деталях, что и как они делали. Что влияет на память человека? Стереотипы, меняющие воспоминания Возможно, вы удивитесь, узнав, что стереотипы способны оказать влияние не только на наши мысли, но и на наши воспоминания. На самом деле, в этом нет ничего удивительного: ведь наши воспоминания постоянно искажаются из-за того, во что вы верите именно в этот период жизни; из-за того, что представляет ценность для вас именно сейчас. В одном из исследований участникам дали списки мужских и женских фамилий.
Затем, когда их попросили припомнить фамилии, которые, по их мнению, принадлежали успешным и известным людям, участники эксперимента чаще вспоминали именно мужские фамилии. И это притом, что список состоял из одинакового количества фамилий успешных и знаменитых представителей обоих полов. Нередко можно увидеть на практике, как стереотипы, связанные с негативными суждениями по отношению, к примеру, к определенным расовым или национальным группам, способны повлиять на свидетельские показания свидетелей и даже на целую группу свидетелей. И дело тут не в осознанных предубеждениях, как таковых, а в том, как эти предубеждения неосознанно меняют воспоминания свидетелей. Различные исследования также не раз демонстрировали влияние на свидетельские показания стереотипов, связанных с полом подозреваемого и его внешностью. Вспоминая подробности того или иного происшествия, связанного с группой преступников, свидетели, глядя на фотографии подозреваемых, «вспоминали», как этот мужчина «со злым взглядом и низким лбом» творил наказуемые деяния. Хотя, на самом деле, эти деяния были на совести женщин с вполне невинной внешностью. Воспоминания, которые ухудшаются со временем Каждый знает, что воспоминания со временем стираются, становятся менее отчетливыми.
По определенным причинам даже воспоминания о каком-либо важном событии становятся все менее детальными по прошествии времени; и вот уже вы можете вспомнить только основную суть событий, но не их детали. Это прозвучит странно, но мы зачастую не нуждаемся в полной детализации событий. Возможно, в тот момент, когда это событие имело место быть, вам казалась важной каждая мелочь. Однако нет никакой необходимости всегда помнить все детали своей жизни: какая, к примеру, погода была в день вашего первого знакомства с любимым человеком; или в какого цвета ванночке вы искупали первый раз своего ребенка. Существует такое понятие в психологии — кривая забывания или кривая Эббингауза, по имени немецкого психолога Германа Эббингауза, получившего эту кривую экспериментальным путем. По сути, это график, который демонстрирует то, как ухудшается человеческая память в зависимости от времени, в течение которого сохраняются воспоминания о каком-либо событии. Если изучить любой пример этой кривой, связанной с каким-то событием, то можно сделать вывод, что мы быстрее забываем детали события лишь в самом начале. Однако со временем, когда наименее важная информация уже была утрачена, скорость забывания снижается.
Нарушение обмена веществ. Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество. Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты. По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода.
Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное.
В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
Она не против. Конечно, она была бы не против. У нее будет белое брюшко, продолжал я. На брюшке будет изображение носорога с черными волосами. Уилл перевернул мышь и сказал, что да, у нее белое брюшко с черноволосым носорогом.
Учтите, что окраска брюшка и носорога были уточнены позже, когда Уилл давно уже вышел из состояния гипнотического транса. Несмотря на это, характеристики сообщились и позже, были положены на желание увидеть и однозначно помнятся по сей день. В моем случае гипнотически индуцированные галлюцинации проявились случайно во время уроков в высшей школе. Мои глаза потускнели, как это обычно происходило во время лекций и не только в высшей школе. На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке.
Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет. Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими». Носорогомышь Уилла это один пример. Такие воспоминания могут возникать из снов и кошмаров, также как и из галлюцинаций. Галлюцинации могут вызываться не только гипнотическим внушением, но также воздействием психоделических наркотиков, вроде ЛСД или Salvia divinorum, психическими расстройствами вроде шизофрении и мании, мистическим и религиозным переживанием, а также клинической смертью.
Иногда эти воспоминания полностью меняют людей, которые считают их абсолютно реальными. Как писал хорошо известный невролог Оливер Сакс, «галлюцинации, обычные или особенные, не имеют сверхъестественного происхождения; они часть нормального диапазона человеческого сознания и опыта». Это может случиться с каждым. Ведущий эксперт в сфере памяти Лофтус сама рассказала со слов своего дяди, что когда ей было 14 лет, она трагическим образом обнаружила мать, утонувшую в бассейне. Ужасные воспоминания вернулись. Но потом дядя признался, что солгал, а родственники подтвердили: тело нашла тетя.
Нарушение памяти
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать | Поскольку любое нарушение памяти – это ответ организма, а точнее головного мозга, на раздражитель, все факторы развития связаны с воздействием на головной мозг. |
Ухудшение памяти: причины, лечение | МРТ Эксперт | Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. |
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать | Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. |
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
Снижение памяти может сопровождаться качественными мнестическими нарушениями (парамнезиями), которые характеризуются ослаблением функции запоминания. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Опухоли головного мозга. Характерна амнезия на период приступа. Профилактика прогрессирования потери памяти Прогрессирующую потерю памяти при различных деменциях, в том числе и болезни Альцгеймера, возможно замедлить. Симптом связан с повреждением нейронной сети в головном мозге. Восстановить утраченные связи невозможно, однако можно создать новые. Поэтому лучшие результаты показывают больные, которые не лишены общения с близкими, а также те, чья жизнь наполнена событиями. Новые эмоции, впечатления, разговоры могут даваться с трудом, но все же приносят свою пользу. Прогрессирование заболевания у одиноких людей идет быстрее. У здорового человека потеря клеток мозга начинается приблизительно с 20-летнего возраста. Однако, мозг способен обучаться, в частности, перепрофилировать другие клетки, передавать им функции утраченных, выстраивать новые нейронные связи. На эти процессы благотворно влияют: Чтение.
Получение новых навыков в том числе и физических, связанных с моторной памятью: танцы, шитье, обучение игре на музыкальных инструментах и прочее. Изучение иностранных языков. Решение кроссвордов и других головоломок исследования показали, что это может замедлить процесс потери памяти в среднем на 2,5 года. Активная социальная жизнь с постоянным общением. Кроме этого, важно уменьшить воздействие факторов, усугубляющих состояния, связанные с потерей памяти. Исключить алкоголь и наркотики, спать не менее 8 часов, регулярно питаться например, не пропускать завтрак , разнообразить меню овощами и фруктами. Подборка сайтов для тренировки памяти Можно тренировать свой ум и с помощью специальных онлайн-тренажеров. Занимательные головоломки, тесты, игры способствуют развитию различных возможностей человеческого мозга: памяти, скорости мышления, внимательности и вычислительных навыков. MedAboutMe рекомендует 7 популярных интернет-ресурсов для тренировки интеллекта: Риск развития старческой деменцииСтарческая деменция — это серьезный диагноз, прогрессирование этой патологии приводит не только к снижению качества жизни самого пожилого человека, но и к множеству хлопот для его близких родственников. Насколько велики риски подобных расстройств нервной системы именно у вас, поможет оценить наш тест, его результаты помогут в проведении активных профилактических мер.
Симптомы и лечение амнезии потери памяти Провалы в памяти — одно из загадочных явлений наших дней. В младенчестве мало кто из нас помнит о происходящих событиях. Память пропадает у молодых, здоровых парней и у пожилых. Причины амнезии, так называют потерю памяти, бывают самыми разными, и они не все изучены досконально. Утрата воспоминаний о важных событиях, неспособность восстановить мысленно обстоятельства, приводит человека в состояние шока, пугает. В одних случаях индивидуум не может восстановить полную картину происшествия, помнит лишь отдельные части события. Абсолютная потеря памяти приводит к тому, что субъект забывает лица и имена родственников, свое имя, биографию. Такие люди часто начинают жизнь на новом месте, с новыми друзьями, под другим именем. Возвращаются воспоминания тоже по-разному, вскоре, через несколько минут или через несколько лет. В таком случае человек может позабыть новую биографию и друзей.
Что такое амнезия или потеря памяти Острая потеря памяти знакома нам по рассказам о бабушке, которая вышла из своего подъезда и забыла, как вернуться домой, где она живет. У молодых людей такое тоже случается, при алкогольном опьянении. Правда пьяницы таинственным образом возвращаются домой на «автопилоте». Но зато совсем не помнят, что творили под воздействием алкоголя. Читать еще: Болит голова после прогулки на морозе — причины, лечение, профилактика В одних случаях воспоминания возвращаются быстро, через несколько часов или минут. Такие сюжеты называют: кратковременная потеря памяти. Но бывают случаи, когда память теряется медленно и верно, навсегда, это касается пожилых людей. И не всегда это происходит от старости, причиной может быть травма головы, заболевание головного мозга. Симптомы амнезии проявляются по-разному. Один человек помнит, как его зовут, но вдруг забывает, что он прекрасный портной.
Другой помнит все, что было с ним в пятом классе и девочку, которой нес портфель, но не знает, что делал полчаса тому назад. Виды амнезии Различают виды амнезии по скорости ее появления, забытым навыкам, распространенности, длительности и по тем событиям, что исчезли из головы: По продолжительности Утрата памяти делится на кратковременную, когда амнезия наблюдается краткий отрезок времени, и долгосрочную. Во втором случае воспоминания человека теряются на долго. По распространенности Амнезия бывает частичной, если произошла потеря незначительных фрагментов воспоминаний, и полной, когда потеряны все воспоминания. По событиям, утраченным из памяти Описываемую проблему относят к ретроградной и антероградной. Ретроградная форма заключается в потере воспоминаний о том, что случилось до появления причины болезни. Потеря памяти у пожилых людей относится к этой разновидности недуга. Она случается, если у человека диагностируется болезнь Пика, Альцгеймера, токсическая энцефалопатия. Антероградная амнезия Не дает вспомнить индивидууму все, что было с ним после травмы, хотя, он прекрасно знает, что было до нее. Такие изменения в памяти случаются после черепно-мозговых травм, ужасных психических потрясений, эмоциональных стрессов, длятся короткое время.
По скорости развития Рассматриваемый недуг бывает острым, внезапным, наступившим вследствие неожиданного происшествия — это травматическая амнезия, другими словами — конградная. Ее причиной может стать сильный ушиб, падение на голову. Конградная амнезия — часто временное нарушение памяти. Медленный, постепенный процесс, как следствие наступления слабоумия, угасания мозговой деятельности приходит со старостью. Естественное старение может закончится потерей воспоминаний на долгое время, навсегда. По забытым навыкам Потеря памяти классифицируется на: семантическую, процедурную, эпизодическую, профессиональную. Семантическая амнезия мешает общему пониманию окружающего мира. Тогда человек не способен различать растения или мебель окружают его. Процедурная характеризуется потерей воспоминаний о простых манипуляциях. Субъект не помнит, как расчесывают волосы.
Человек, страдающий эпизодической амнезией, никак не вспомнит отдельные моменты и части происходящего. Мужчина, не способный ориентироваться на своем рабочем месте, страдает профессиональной амнезией. Музыкант разучивается играть и даже не узнает ноты. Антероретроградная амнезия Простое сочетание ретроградной патологии с антероградной. Фиксационная амнезия Потеря воспоминаний о текущих событиях, на некоторое время, но больше, чем на 5 минут.
Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков.
Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты. Курение разрушает мозг. Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление. Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга. Безопасно употреблять до 4 бокалов красного сухого вина в неделю. Наркотики — нейротоксичные вещества, нарушают процесс получения, обработки и отправления информации. Даже при однократном употреблении часто возникают необратимые разрушения в серотониновой системе мозга. Сопутствующие симптомы Забывчивость, неспособность запоминать и воспроизводить информацию — не единственные признаки плохой памяти.
При каких симптомах нужно обратиться к врачу: не усваивается информация, которая не имеет личного значения; провалы в памяти — забываются большие или малые фрагменты из прошлого; теряется грань между прошлым и настоящим; беспокоят ложные воспоминания, частые приступы дежавю; проблемы с краткосрочной памятью, человек не может вспомнить куда шел, отыскать нужную вещь; сложности с сосредоточением, формулировкой мысли, поскольку не удается вспомнить нужное слово; человек часто повторяется, путает дни недели месяцы; повышенная тревожность из-за того, что невозможно вспомнить, закрыл ли дверь, выключил утюг, воду. Нередко проблемы с памятью сопровождаются приступами мигрени, шумом в ушах, ухудшением слуха и зрения, нарушением сердечного ритма, хронической усталостью. Как решить проблемы с памятью Если память часто подводит, необходимо посетить невропатолога. После осмотра, сбора анамнеза и первичной диагностики может потребоваться консультация терапевта, нейропсихолога, психотерапевта, онколога. Нейромониторинг начинается с оценки неврологического статуса. Врач проверяет работу черепно-мозговых нервов, определяет амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценивает мимические и произвольные движения. Проводят оценку слуха, зрения, обоняния, рефлексов, речи. Для диагностики расстройств памяти используют тесты, которые показывают способность запоминать и воспроизводить новую информацию. Для выявления нарушения когнитивных функций врач назначает общий и биохимический анализ крови, исследование спинномозговой жидкости, ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга.
В еде с пищевыми красителями содержится алюминий. Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат — ухудшение памяти, мышления, внимания. Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков. Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты. Курение разрушает мозг. Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление.
Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга. Безопасно употреблять до 4 бокалов красного сухого вина в неделю. Наркотики — нейротоксичные вещества, нарушают процесс получения, обработки и отправления информации. Даже при однократном употреблении часто возникают необратимые разрушения в серотониновой системе мозга. Сопутствующие симптомы Забывчивость, неспособность запоминать и воспроизводить информацию — не единственные признаки плохой памяти. При каких симптомах нужно обратиться к врачу: не усваивается информация, которая не имеет личного значения; провалы в памяти — забываются большие или малые фрагменты из прошлого; теряется грань между прошлым и настоящим; беспокоят ложные воспоминания, частые приступы дежавю; проблемы с краткосрочной памятью, человек не может вспомнить куда шел, отыскать нужную вещь; сложности с сосредоточением, формулировкой мысли, поскольку не удается вспомнить нужное слово; человек часто повторяется, путает дни недели месяцы; повышенная тревожность из-за того, что невозможно вспомнить, закрыл ли дверь, выключил утюг, воду. Нередко проблемы с памятью сопровождаются приступами мигрени, шумом в ушах, ухудшением слуха и зрения, нарушением сердечного ритма, хронической усталостью. Как решить проблемы с памятью Если память часто подводит, необходимо посетить невропатолога. После осмотра, сбора анамнеза и первичной диагностики может потребоваться консультация терапевта, нейропсихолога, психотерапевта, онколога.
Нейромониторинг начинается с оценки неврологического статуса. Врач проверяет работу черепно-мозговых нервов, определяет амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценивает мимические и произвольные движения.
Мозговая тренировка. Постоянное обучение и интеллектуальные задачи помогают укрепить связи между нейронами и улучшить работу памяти.
Решайте кроссворды, играйте в головоломки и учите новые навыки. Управление стрессом. Стресс имеет негативное влияние на память. Используйте разные методы управления стрессом, медитацию, глубокое дыхание и йогу.
Поддерживайте социальные связи. Взаимодействие с другими людьми и поддержка социальных связей помогают сохранить здоровье памяти. Ограничение потребления алкоголя и никотина. Эти вещества негативно влияют на работу памяти и общую функцию мозга.
Эти рекомендации являются общими и не гарантируют предотвращение всех нарушений памяти. Если у вас возникли серьезные проблемы с памятью, рекомендуется обратиться к врачу для более точного диагноза и назначения соответствующего лечения. Варианты лечения нарушений памяти в клинике Госпитальная Консультация ВРАЧА психиатра Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму беседа для точного определения проблемы; избрание оптимальной схемы лечения; разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.
6 причин, почему память иногда подводит нас
У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. это проявления расстройства памяти, которое возникает на фоне помрачения сознания или другого психического расстройства спустя неопределенный срок. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта.
Появление провалов в памяти
Лечение Что такое амнезия Память — это важное нейрофизиологическое свойство нервной системы, благодаря которому мы сохраняем информацию, поступающую извне и имеем возможность многократно ее воспроизводить. Механизм памяти условно делится на 3 процесса: приём новой информации, формирование новых связей в головном мозге и кодирование информации и непосредственно процесс воспроизведения информации. Среди множества различных видов памяти выделяют кратковременную хранение ограниченного объёма информации в течение короткого промежутка времени и долговременную благодаря этому механизму мозга можно хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. За кратковременную память в нашем головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп, а за хранение информации на долгосрочный период отвечает кора головного мозга. Амнезия — это вид нарушения памяти, при котором происходит частичная или полная утрата способности головного мозга воспроизводить полученную в прошлом информацию.
По словам главного внештатного невролога комитета по здравоохранению Петербурга Игоря Вознюка, есть и другие ранние, но не совсем очевидные признаки болезни, которые не стоит игнорировать. Игорь Вознюк, главный невролог комитета по здравоохранению Петербурга. Специалист перечислил три таких признака: Замедленность в решении задач, которые раньше не вызывали у человека проблем. Если ранее на их решение требовалось мало времени, то теперь стало уходить всё больше и больше. Трудности с выбором.
Человеку становится всё сложнее с чем-то определиться, выбрать какую-то из позиций. По словам Игоря Вознюка, проблема выбора связана с ассоциативным мышлением, которое при болезни страдает одним из первых. Резкое сужение круга интересов, количества звонков, событий, выходов на контакт с другими людьми. По словам специалиста, такое резкое изменение в поведении человека не стоит списывать на то, что он просто загрустил.
У них достаточно часто затруднена социальная адаптация. Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков. Нарушение памяти в пожилом возрасте У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани. Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность. В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой или иной умственной деятельностью и состоянием в старости. Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей. Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros. Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик? Но все может быть страшнее. Манипулирование мнением присяжных, политические махинации, выдавливание из свидетеля ложных показаний в суде — это минимум. Беспринципные прокуроры и так не очень хороши, но история показывает, что политические партизаны, ничего не говоря и не заявляя, манипулировали мнением огромного количества людей. Китайское правительство систематически предпринимало попытки изменить воспоминания о резне на площади Тяньаньмэнь 1989 года в масштабе всего государства. Инструменты включали врачевание фотографиями и вызов людей, рассказывающих ложные версии событий. Мощность этого метода основана на известной возможности социального давления для изменения памяти. Происходят ли манипуляции с памятью в мире? Хитрые политические партизаны, как всем известно, могут уйти ни с чем. Если в будущем им удастся подтасовать факты, изменить воспоминания общества в соответствии со своими целями, они так и сделают. Но принять ложь за правду — это же абсолютное безумие, которого следует остерегаться. Гипноз и галлюцинация Вот еще история, интересная и достоверная. Пролистав добрую часть инструкции и предупреждений, я сразу перешел к экспериментам с другом, который оказался хорошо податливым к гипнозу. Давайте назовем его Уилл. Мы потеряли связь десятки лет назад, но этот случай Уилл точно вспомнит. Под гипнозом я сказал ему, что когда он проснется, здесь будет мышь — хорошая мышь — которая будет бродить вокруг него, видимая и бесстрашная.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения.
Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста.
По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке.
Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945.
Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т.
Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…».
Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются.
Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации.
Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени.
То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом. Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции.
Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе».
Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе». Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах. Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным.
Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза. При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение. При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями. Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение. Больному 70 лет, никогда ранее не обнаруживал признаков психического расстройства. Несколько месяцев назад вдруг «вспомнил», что жена, будучи еще молодой женщиной, изменила ему с каким-то офицером.
Память «подсказала» множество других подробностей мнимого события, в том числе личное признание жены. Воспоминания отличались яркостью, спонтанным появлением, образностью, четкой локализацией во времени, абсолютной уверенностью в непогрешимости памяти. Внимание было целиком приковано к факту «измены», нарушилось поведение. Больной требовал у жены признаний, объяснений, угрожал расправой, искал подтверждения своей правоты у знакомых, находил компрометирующие сведения в семейном архиве, расценивал различные детали прошлого и настоящего поведения жены в плане идей ревности, в связи с чем был госпитализирован. В другом наблюдении девушка «вдруг вспомнила», как неделю назад, ночью, к ней в комнату в общежитии проник знакомый юноша и стал брить ей лобок безопасной бритвой. Она испугалась, прогнала его, сообщила о случившемся вахтеру и тот вызвал милицию.
Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном.
Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь. К июлю мисс Тейлор почувствовала себя лучше и сказала своему начальнику, что может вернуться к работе. Но после очередного «белого эпизода» написала ему: «Мне страшно. Я действительно хочу вернуться к работе.
Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия. Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени. Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое. Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума». Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом. Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции. Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления.
Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время. В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции. При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
Это всегда симптомы какого-либо расстройства и нарушения в работе мозга. Однако точная причина не всегда очевидна. Оформить заявку на диагностику и лечение Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных. Разобраться в причинах нарушения памяти поможет только специалист. Например, провалы в памяти бывают и при алкоголизме, и при деменции. Но вот симптоматика, сопутствующие проявления и общая картина будут несколько отличаться. Если симптомы деменции проявляются, когда человек старше 60 лет, то провалы при алкоголизме случаются и у 20-летних злоупотребляющих спиртным - здесь возраст особого значения не имеет.
Как работает человеческая память? Чтобы понять суть нарушений памяти, сначала необходимо понимать, как работает человеческая память. Прежде всего следует отметить, что это чрезвычайно сложный и не до конца изученный механизм.
И как раз в этот момент извлечение памяти, в данном случае моторного навыка, сопровождается ее реконструкцией, рекатегоризацией и реконсолидацией: запускается воспроизведения давно знакомого в изменившихся условиях, в мозге начинают работать гены, которые заново создают модифицированный след того, что мы считаем одной и той же памятью.
Теория К. Анохина описывает устройство этой нервной структуры гиперсети , принципы ее возникновения и функционирования. Или же нейрон может быть тем же, но работающим через другие входы. Поэтому даже если нейроны остались теми же, хотя обычно и часть нейронов разная, это все равно новое для них событие, ведь работать в этом воспоминании нейроны заставили другие партнеры, то есть конфигурация нейронного ансамбля изменилась.
Все это приводит к тому, что событие запоминается заново. При этом поначалу мы думали, что старый след в это время стирается. В первые годы исследований моей гипотезой было то, что старый след стирается, а вместо него формируется новый. Но результаты экспериментов заставили нас отказаться от этой идеи.
Мы неожиданно обнаружили, что при определенных условиях старая, казалось бы, стертая память возвращается [10]. На основе этого у меня возникла гипотеза множественных следов памяти, согласно которой каждая реактивация в условиях новизны создает новую копию воспоминания. Это похоже на торт «Наполеон», и такое ощущение, что самый последний, верхний слой этого торта вытесняет в момент обращения к памяти предыдущие, доминирует над ними. Если вы искусственно, как мы делаем в экспериментах, не дадите последнему слою сформироваться, то старые воспоминания все равно будут подавлены, уйдут в запас, но новые не образуются.
Получается, у вас полна «кладовка» старых следов, но выбраться они не могут, потому что вы фармакологически или какими-то другими способами не дали сформироваться последней копии воспоминания. При этом нельзя сказать, что старые воспоминания стерлись. Похоже, что старые следы подавляются естественным процессом в момент попытки создания нового, а когда мы мешаем новому следу сформироваться, мы заставляем таким образом замолчать весь этот «бутерброд» из многих слоев. Это ведь гипотеза, которую необходимо проверять.
Предположение заключается в том, что для того, чтобы активировать описанные выше процессы, нужно вспоминать в условиях новой необычной ситуации или новой информации. А каким образом вы эту новизну создадите — это уже другой вопрос. Назову еще одно ограничительное обстоятельство для моей гипотезы: возможно, эта новизна должна находиться по содержанию в том же регистре, что и само воспоминание. Представим нашу память в виде дерева.
Если вы создадите новизну как условие изменения старых воспоминаний, но начнете это делать не на той ветке, где нужно, то толку, вероятно, не будет. Скажем, ваше исходное воспоминание лежит в сфере межличностных отношений, а вы добавляете новизну из области восприятия живописи или поэзии. Тогда то новое, что вы создали на этой ветке своего опыта, никак не отзовется, не достигнет другой ветки, которую вы хотите сделать лабильной и изменить. Может быть, нужно подбирать такое новое воздействие и такую новую информацию, которые были бы родственны исходному воспоминанию.
Так, если вы хотите поменять какие-то из своих воспоминаний, скажем, о школьных днях и отношениях с кем-то в этот период, то, может быть, нужно воспользоваться какой-то новизной в виде напоминаний об этой школе, например, фотографией школьного класса, то есть обращаться к той же ветке, к тому же ансамблю нервных клеток, где лежит исходное воспоминание. Сработает это или нет, не знаю, но я бы сделал ставку именно на этот момент. В целом, однако, в нейробиологических экспериментах эта область практически не изведана. И мы видим это в экспериментах с участием животных, даже если над памятью поработали медикаментозно.
Почему воспоминания не стираются навсегда? Такое ощущение, что контроль ослабевает и они выползают из «чулана» сами, независимо от экспериментатора, то есть за этим стоит некая собственная динамика мозга, внутренняя жизнь следа памяти. В экспериментах мы видим, что через некоторое время животное вспоминает исходное событие чуть-чуть лучше, потом еще лучше, а затем вообще все воспоминание возвращается назад. У цыплят это происходит быстрее, за сутки, а у мышей занимает около двух недель.
Возможно, это некое спонтанное ослабевание подавляющего контроля, который возник в момент реактивации на фоне невозможности запомнить новый след старой памяти. И это происходит не всегда. У меня пока нет хорошего объяснения этому. Кроме того, по ряду фактов и наблюдений, возвращение старой памяти может зависеть от напоминающих воздействий, с помощью которых мы можем в эксперименте по нашей воле вернуть назад воспоминания у животных.
В целом, я бы сейчас с большей вероятностью, чем раньше, сказал, что однократными воздействиями на старую память в момент ее извлечения решить проблему вряд ли можно. Есть, видимо, другие способы сделать так, чтобы память разрушилась и ушла. Представляете, какая это огромная страна!
Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше.
В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться.
На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка.
Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением.
Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно.
Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки.
Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование.
Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло.
Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели.
Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии.
Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи.
Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии.
Эпигенетические механизмы. Эпигенетика в настоящее время привлекает все больше внимания в связи с ее ролью в изучении психических заболеваний, и она может дать определенное понимание причин как шизофрении, так и когнитивной дисфункции.
Понимание эпигенетики стабильности хроматина, регуляции генов, ответа на факторы окружающей среды и болезненных состояний быстро выросло за последние два десятилетия. Эпигенетические механизмы жестко контролируют экспрессию и репрессию генов без каких-либо изменений в последовательности ДНК и, что важно, могут служить механизмом, объясняющим отсутствие наследственности при шизофрении. Эпигенетика — сложный биологический процесс, который регулирует доступность ДНК и транскрипцию генов. Хроматин регулируется метилированием ДНК и посттрансляционной модификацией гистонов. Эти модификации изменяют транскрипцию генов и могут быть очень стабильными и наследственными.
Напротив, модификация гистонов является более динамичным и сложным процессом с большим количеством посттрансляционных модификаций. Регуляция гистоновых хвостов более обратима, чем метилирование ДНК, и, вероятно, играет важную роль в нейропластичности и патогенезе заболеваний. Дисфункция нейромедиаторных систем. Это связано с нарушением нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток. Дисфункция систем нейротрансмиттеров, нарушение нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток, являются прямым следствием нарушений генетических и эпигенетических механизмов, связанных со снижением когнитивных функций.
В основе всех когнитивных процессов лежат дискретные нейронные сети, функционирующие посредством нейромедиаторных систем. Понимание нейробиологических процессов, лежащих в основе когнитивных функций, необходимо для интерпретации поведения как здоровых, так и психически больных людей. Большинство психических расстройств и, следовательно, когнитивных дисфункций имеют воспалительный компонент. Заболеванию сопутствуют воспалительные процессы, однако некоторые исследователи считают, что нейровоспаление может играть ключевую роль в патогенезе заболевания.
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания. Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем.