Им разрешили разрабатывать два из трех литиевых солончаков – крупнейшее в мире месторождение Уюни, на которое приходится порядка четверти мировых запасов, и Койпаса. | — Крупнейшее в мире месторождение лития было обнаружено внутри древнего супервулкана в США, образовавшегося примерно 16 млн лет назад, пишет Business Insider. Только на Колмозерском месторождении планируется к тому же 2030 году добывать до 45-50 тыс. тонн лития. Крупнейшие месторождение лития в мире.
Открытие крупнейшего в мире месторождения лития в США(13:09:2023)
При этом, по ее словам, быстро заместить прежние поставки лития вряд ли получится даже несмотря на то, что ранее в литиевую гонку включился и «Газпром», заявивший о планах добывать этот металл на Ковыткинском месторождении. Если на восточных и южно-восточных частях прогнозируются коренные месторождения лития, то, минерализованные рассолы Аральского осадочного бассейна, по первичным сведениям, весьма благоприятны на литий. «Росатом» договорился о строительстве в Боливии промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития стоимостью $600 млн. В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны.
Стратегическое сырье. Россия возрождает добычу лития
Литиевое «золотое дно» привело к росту цен на карбонат лития более чем в шесть раз, а сподумена — почти в десять раз всего за два года. добыча лития из подземных вод Ковыктинского месторождения Газпрома. Это количество превышает объем соляных шахт в Боливии, что делает кальдеру крупнейшим в мире месторождением лития. На сайте "Арктического лития" сообщается, что подтвержденный объем оксида лития на Полмостундровском месторождении составляет 350 тысяч тонн. Корейские ученые нашли в Казахстане крупное месторождение лития, передает со ссылкой на The Korea Times. Месторождение считается одним из крупнейших месторождений лития в мире.
США: открытие крупнейшего в мире месторождения лития в супервулкане
Для масштабного развертывания литиевой добычи на нефтегазовых месторождениях в условиях отсутствия отечественного промыслового опыта необходимо опробовать различные технологические решения на пилотных проектах. А еще это — самое большое в мире месторождение лития. Планируется освоение литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшая глубокая переработка литиевого сырья. Примечательно, что первыми о значительных месторождениях лития вдоль горного хребта Гиндукуш в Афганистане сообщили в 1960-х годах советские геологи.
Крупное месторождение лития нашли в Казахстане корейские ученые
В мире литий обычно добывается или из твёрдых минеральных соединений, или из так называемой рапы — концентрированных минеральных растворов в соляных озёрах. Удивительно, но при такой востребованности лития в промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения литиевых месторождений нет. В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны.
Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
В свою очередь, литий из шахты в западной Австралии имеет содержание 2,1 процента", - пишут в The Korea Times. Литий является одним из наиболее важных минералов для индустрии электромобилей и других современных производств, поскольку является главным компонентом аккумуляторов. KIGAM планирует подать заявку на право бурения на месторождении, чтобы в следующем году начать добычу лития. Детали компании не разглашаются.
Из новости ценно лишь кликбейтное утверждение "корейская компания". Кстати, этот Enertech International за свою "бурную" историю успел несколько раз сменить название: "Enertech International, Inc. На южнокорейском сайте занятости эта компания имеет чрезвычайно низкий рейтинг около двух баллов из пяти. Новостной раздел их сайта не обновлялся с 2019 года, видимо, в преддверии очередной по счёту реструктуризации, перерегистрации. На этот раз уже под крылом Росатома.
На самом деле, даже если в кальдере Макдермитта находится крупнейшее в мире месторождение лития, неясно, будет ли экономически целесообразно добывать литий, являющийся ключевым компонентом аккумуляторов для различных устройств - от смартфонов до электромобилей. Компания Lithium Americas планирует начать добычу лития на руднике Tucker Pass в 2026 году.
По данным геологов, площадь месторождения составляет 1,6 квадратного километра и находится на востоке Казахстана. Институт изучал этот район с мая прошлого года по запросу правительства Казахстана, учитывая, что тантал обычно появляется вместе с литием и цезием. Стоимость обнаруженных ресурсов оценивается примерно в 15,7 миллиарда долларов. В свою очередь, литий из шахты в западной Австралии имеет содержание 2,1 процента", - пишут в The Korea Times.
Открытие крупнейшего в мире месторождения лития в США(13:09:2023)
Подробнее здесь. Разработана технология добычи лития из старых нефтяных месторождений В середине июня 2023 года канадская компания Volt Lithium сообщила о разработке новой технологии добычи лития из старых нефтяных месторождений. Предполагается, что предложенный способ обеспечит более высокую эффективность при меньшей стоимости по сравнению с традиционными методами. В Иране открыто второе по величине в мире месторождение лития В начале марта 2023 года появилась информация, что в Иране обнаружено одно из крупнейших в мире месторождений лития. По данным Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана MIMT , месторождение может содержать около 8,5 млн т пригодного к добыче лития, что делает его вторым по величине на планете. С учетом этого Иран опережает Австралию и на март 2023 года занимает второе место в мире по запасам лития после Чили. Глава отдела геологоразведки MIMT Эбрахим Али Молабейги, заявил, что еще больше запасов литиевой руды может находиться в Хамедане, регионе с большими залежами глинистых пород. Кроме того, Молабейги надеется, что Иран найдет экономически выгодный способ добычи этого сырья в связи с его растущим спросом на мировых рынках. Молабейги добавил, что в современном мире этот стратегический и ценный металл имеет большое значение для развития передовых технологий. Этот минерал обычно обнаруживают в глинистой местности, что делает обнаруженные залежи уникальными для всей нашей страны.
В последнее время обратили внимание на концентрацию лития в рассолах некоторых водоносных горизонтов Западной и Восточной Сибири, Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Здесь она выше минимальных промышленных содержаний, исходя из текущих мировых цен на литий. Данные ресурсы пока не оценены и никак не учитываются на государственном балансе. За счет высокой комплексной минерализации рассолов можно получать дополнительную продукцию: бром, йод, марганец, кальций и другие элементы. Если организовать комплексную добычу компонентов в рамках инфраструктуры нефтегазового промысла, себестоимость добычи лития будет сопоставимой с себестоимостью его добычи в Южной Америке. Возможно, именно с этим направлением будут связаны основные перспективы собственной добычи лития в России. И существуют ли сегодня в России эффективные технологии добычи этого редкоземельного металла? И к тому же не в полной мере соответствуют современным подходам к охране окружающей среды. В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны.
В идеале они должны быть комплексными. Так, открытое в 1947 году Колмозерское месторождение, кроме лития, содержит бериллий, ниобий и тантал. Освоение таких источников требует более сложных технологических решений по обогащению. Но позволяет за счет добычи комплекса других востребованных металлов выходить на положительную экономическую оценку. Естественно, добыча лития не исключение. В Боливии, Чили и Аргентине она уже нанесла вред экосистеме этих мест, особенно пустыне Атакама, расположенной на севере Чили. Извлечение металла из рассола озер истощает водные запасы. Из-за нехватки влаги территории лишаются пастбищной травы, а это создает угрозу существованию фермерских хозяйств. Еще одна серьезная проблема — химические стоки, загрязняющие реки и водоемы.
Поэтому любое предприятие, которое возьмется за освоение месторождения лития, должно будет вкладывать существенные средства в разработку технологии добычи и обогащения лития. И основным требованием будет минимальное воздействие на окружающую среду. Насколько мне известно, пока таких технологий нет — и начинать придется практически с нуля.
Которое такими темпами может наступить намного позже, чем хотят экологи и заявляют корпорации. Как же так вышло? С момента открытия в 1817 году и до середины XX века литий был мало кому интересен — пока в конце 1950-х мировые сверхдержавы не начали его использовать для создания водородных бомб.
После окончания холодной волны спрос снова упал, чтобы возродиться уже в 1990-х: если вы читаете этот текст с мобильника или ноутбука, внутри точно стоит литий-ионный аккумулятор, как и во всей портативной электронике. Аналогичные элементы питания используются и в электромобилях — только масштабы там намного, намного больше. По данным Bloomberg , в 2021 году на производство всей пользовательской электроники ушло 66 тыс. То есть на них пришлось более половины общего объема. И это только начало. В 2020 году мировые продажи электрокаров составили 2,3 млн экземпляров, в 2021-ом их было уже почти 5 млн, а прогноз на конец этого года составляет около 8 млн.
К 2025-му, согласно предсказаниям аналитиков, этот показатель должен вырасти до 20 млн, а к 2030-му — перевалить за отметку в 30 млн экземпляров ежегодно. Фото: Shutterstock Это значит, что и лития для производства аккумуляторов понадобится в шесть раз больше — около 1,7 млн тонн в год. Казалось бы, в чем проблема? О грядущем нашествии электромобилей говорили уже давно, практически все мировые производители несколько лет обозначили стратегические планы, и вот теперь от слов индустрия перешла к делу — особенно китайская, где развитие машин на батарейках является вопросом государственной важности. Неужели нельзя было загодя озаботиться добычей нужного сырья? Выражаясь простым языком, автомобильные компании проспали момент — совсем как с полупроводниками, заказы на которые были массово отменены в начале пандемии, а затем начался дефицит , который сказывается до сих пор.
В 2018-2020 годах, когда продажи электромобилей даже близко не были сравнимы с нынешними, на литиевом рынке случился обвал: цена металла упала вдвое, что повлекло за собой резкое снижение инвестиций в индустрию. Теперь же, когда потребность в литии кратно возросла, нужно наращивать добычу — только вот дело это далеко не быстрое. Как добывают литий Основных способов два.
Первый широко используется в так называемом «литиевом треугольнике» — Аргентине, Боливии и Чили, где содержится более половины мировых запасов. Из-под земли выкачивается богатый литием рассол, после чего ему дают естественным образом выпариваться в огромных бассейнах, пока не получится суспензия, пригодная к дальнейшей переработке. Фото: Shutterstock Вторая технология распространена в Австралии и Канаде — это горные шахты, где добывается минерал под названием сподумен.
Руду отправляют главным образом в Китай, где производится больше всего аккумуляторов в мире, а там она уже перерабатывается в гидроксид или карбонат лития, пригодный для изготовления электродов или электролита. Главная проблема в том, что быстро увеличить объемы добычи физически невозможно. Легко подсчитать, что выпаривание само по себе принесет результат только через год-два — это если представить, что у компаний нет никаких ограничений, и они прямо сейчас могут организовать много дополнительных бассейнов что, разумеется, не так.
Строительство новой шахты может занимать до десяти лет, разведка новых месторождений — процесс тоже крайне небыстрый. Например, китайцы недавно обнаружили в горах Тибета залежи примерно на миллион тонн чистого лития, но добыть его смогут очень нескоро. Еще одно препятствие — негативная реакция общественности.
Той самой, которая борется за экологию и педалирует скорейшее развитие электромобилей. Дело в том, что добыча лития — дело далеко не безвредное для природы, ведь при добыче методом выпаривания на тонну продукта расходуется около 70 тонн воды — это притом, что месторождения находятся в чертовски засушливых местах вроде пустыни Атакама. Разработка горных пород еще хуже: она очень энергозатратна, а вместе с переработкой руды суммарные выбросы CO2 получаются в 3,5 раза выше, чем при выпаривании.
7 стран, лидирующих по производству лития
Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС? Стационарные системы накопления энергии — для них в Калининграде тоже собираются делать аккумуляторы — аналогичная фантастика. Тут также требуется электроника, причём даже более сложная и намного мощней. Её в РФ, как несложно догадаться, в принципе не производят. И для кого эти самые системы накопления?
Та же «народная» солнечная энергетика в РФ не получила распространения даже в благоприятных для неё регионах по причине того, что власти сделали всё, чтобы таковая не появилась. Читайте также Караул! Беглые российские олигархи возмущены британским «беспределом» Мэр Лондона хочет конфисковать имущество крупных бизнесменов, сколотивших состояние в РФ, для помощи украинским беженцам Окупить домашнюю солнечную электростанцию невозможно — её просто не подключат к сетям, и точка. Поэтому никто эти микрогенерации не создаёт — дурных нема. На больших солнечных электростанциях накопители не нужны, таковые требуются только в системах автономного «энергоэффективного» дома. Но таковые по означенной выше причине невозможны — их не дают окупать.
Посему никакого спроса на накопители быть не может, и точка. Кстати, очень интересно — какие именно «современные технологии» собираются использовать на заводе в Немане? Ещё свежи воспоминания о том, как «Роснано» скупило за копейки устаревшее оборудование для производства солнечных батарей, в десятки раз завысила его стоимость, а потом открыла производство никому не нужных изделий. При «конской» цене их энергоэффективность по сравнению с современными аналогами ужасает, товар сбывают лишь по попильным госконтрактам. Таким образом, всё в совокупности попахивает «маниловщиной». Литий добывать будут, но что и зачем производить из него станут в итоге — вопрос.
Даже не факт, что завод достроят, сколько таких примеров уже было. Как обычно, чиновники всё спишут на санкции проклятых западников, а сырьё начнёт утекать из страны.
Так считает Полина Морозова — аспирантка «Сколтеха», соосновательница стартапа «К-плюс», который занимается разработкой калий-ионных аккумуляторов Полина Морозова аспирантка «Сколтеха», соосновательница стартапа «К-плюс», который занимается разработкой калий-ионных аккумуляторов «Боюсь, что нет. Потому что все-таки ценовую политику диктует производитель, и даже внешнеполитические союзы не всегда помогают контролировать, ставить свою цену. Возможно, будут какие-то скидки для покупки Россией, но чтобы Россия полностью диктовала условия, мне это видится маловероятным. По сравнению с прошлым годом цена лития поднялась почти в 60 раз, и это естественно отразилось на стоимости электродных материалов, именно катодных, для производства в литий-ионных аккумуляторах. Возможное диктование Россией цен видится мне маловероятным именно по той самой причине, что производителю выгодно продать литий подороже, и какая разница кому, потому что Россия не самый большой покупатель». Сейчас на боливийский литий претендуют шесть компаний, но ни одна из них ранее не занималась добычей этого металла в промышленных масштабах.
В свою очередь, литий из шахты в западной Австралии имеет содержание 2,1 процента", - пишут в The Korea Times. Литий является одним из наиболее важных минералов для индустрии электромобилей и других современных производств, поскольку является главным компонентом аккумуляторов. KIGAM планирует подать заявку на право бурения на месторождении, чтобы в следующем году начать добычу лития. Детали компании не разглашаются.
Возможно, с помощью России, что было бы весьма ценно в условиях санкционного произвола коллективного Запада. Электрокары, электрические самолёты и аэротакси... Теперь зайдём с другой стороны. Что ждёт Европу? Европарламент вот-вот проголосует за введение так называемого климатического пакета. Евродепутаты хотят запретить с 2035 года продажу новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями то есть весьма скоро - всего-то через 13 лет , открыв широкую дорогу электромобилям. А тут без лития никак нельзя. Да что там авто! В 2024 году, как ожидается, начнётся принципиально новая эпоха регулярных коммерческих полётов на электрических самолётах и аэротакси. Во всяком случае, на эту революцию нацелены сразу три международных проекта с участием немецких фирм. Один реализует всемирно известная компания экспресс-доставки грузов DHL, входящая в состав немецкого почтового и логистического концерна Deutsche Post DHL. В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолётов Alice для безэмиссионных воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способна перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров. Потребуется около 30 минут, чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полёта. Каждый электролёт стоит порядка 3,5 млн евро. Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов.
Внешняя торговля
- Где найти «литиевую кровь» экономики будущего
- 7 стран, лидирующих по производству лития
- Сообщество
- Подпишитесь на нашу рассылку
Популярное за неделю
- Как Россия осталась без лития и почему им бредит весь мир: Статьи экономики ➕1, 25.01.2023
- Автор Die Welt заподозрил РФ в попытке создать новую ловушку для Запада
- Война за батарейки. Кому достанутся месторождения лития на Украине - 21.06.2023 Украина.ру
- Минприроды в ближайшие два года лицензирует еще семь месторождений лития
- Литий: тематические новости металлургии.