К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Так Россия стала империей. Свежие новости в России и мире. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV.
Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил
Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Достаточно сказать, что сам Пожарский пытался стать царем и активно пытался купить себе сторонников. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии.
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
«»: Михаил Романов стал третьим и последним выборным царем в истории России. Свежие новости в России и мире. Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Кто первый царь. Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. все новости чемпионатов.
Первый русский царь в истории России
Заседания проходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Выбор в итоге пал на юного Михаила Романова. Михаил Федорович родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича Романова впоследствии — патриарха Филарета и его жены Ксении Ивановны. Приходился внучатым племянником Ивану Грозному и двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви Рюриковичей Федору Ивановичу. По мнению ряда историков, решающую роль в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые именно в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков тогда возникло движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Романова.
При избрании на престол участники Земского собора учитывали родство Романовых с Рюриковичами — восторжествовала извечная идея «природного» царя. Сказалась и безупречная репутация: род Романовых, выбитый из политической жизни еще при Борисе Годунове, не принимал практически никакого серьезного участия в политических делах и событиях Смутного времени. Романовы не запятнали себя и сотрудничеством с поляками, в отличие от того же Федора Мстиславского, участвовавшего в избрании царем польского королевича Владислава.
В составе комиссии были митрополит Крутицкий Геласий, князь Василий Шуйский, недавно возвращённый из ссылки, и его родственник окольничий Клешнин. Боярская дума согласилась с выводами комиссии, а угличан, виновных в самоуправстве и гибели людей, сурово наказали. В 1598 г. Царице Ирине было предложено стать главой государства, но она отказалась, ушла в монастырь. Земский собор, с благословения патриарха Иова, избрал на царство Бориса Годунова. Он — первый избранный царь в России.
Земский собор, на котором и был избран Борис Годунов, отличался от предыдущих Соборов тем, что составлялся не из особых лиц, выбранных от различных сословий Русского государства, как это было раньше, а из тех лиц, которые стояли во главе этих сословий по выборам или по назначению. На Соборе было немалое количество людей, лично обязанных Борису. Но на эти факты стали обращать внимание гораздо позже. Венчание Бориса Годунова на царство совершилось 1 сентября — в первый день нового, 1598 г. Тогда новый год в России вплоть до времён Петра I начинался не в январе, а в сентябре. Свою политическую деятельность при Фёдоре Борис Годунов начал удачно. Он смог отразить нашествие хана Казы-Гирея. В честь этого события в Москве был построен Донской монастырь. Война со Швецией окончилась возвращением России городов Ям, Иван город и др.
Годунов заложил на Белом море Архангельскую пристань — с тех пор туда могли приходить иностранные суда. Он способствовал освоению Сибири: давал льготы переселенцам в эти новые, необжитые районы страны. При нем строились там города Тобольск, Берёзов и др. Борис Годунов понимал необходимость дальнейшего развития образования в стране. Он посылал молодых людей учиться за границу, приглашал иностранных специалистов. Он даже хотел открыть школы, даже, возможно, университет, где преподавались бы иностранные языки, но духовенство не одобрило этого плана. Очевидно, оно опасалось проникновения идей католицизма, протестантизма в православную Россию.
Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности. На фото — Иван III.
Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.
Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества.
Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!
Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его.
На первых порах знать поддержала кандидатуру сына короля Речи Посполитой. Но вскоре случился конфликт, и Минину с Пожарским пришлось изгонять из Москвы интервентов.
Для установления государственности необходимо было срочно возводить на престол царя. В январе 1613-го за дело взялся Земский собор, задачей которого были царские выборы в затянувшейся Смуте. Простолюдины однозначно выступили против иностранных королевичей, требуя «своего» государя. Решено было делать ставку на представителя знатного русского рода. Одним из претендентов был Дмитрий Пожарский, освободивший Москву князь с незапятнанной в Смуту репутацией. Но такой выбор не совсем устраивал русскую знать, успевшую присягнуть Лжедмитрию и полякам. Удобен был человек из такого рода, который тоже был замешан в скользких делах. Это было залогом безопасности. Под такие требования лучше всего подошли Романовы, служившие Лжедмитрию II, участвовавшие в Семибоярщине и поддерживавшие польского королевича.
Михаил Романов являлся ближайшим родственником последнему законному московскому правителю из династии Рюриковичей. Почему иностранцы не одобряли выбор Земского Совета Избрание юного Михаила на царствование. Некогда великую державу разбила Смута. Нового царя даже поначалу негде было поселить, так как Кремль был разграблен и разрушен поляками. Палаты с хоромами стояли без полов и крыш, для восстановления не было пригодных материалов, казна опустела. Объективно оценивая плачевность обстановки, иностранцы скептично отзывались о выборе русских, предсказывая им с молодым царём окончательную гибель. Голландец Исаак Масса на старте правления Михаила писал, что не дает 16-летнему царю и года. Вспоминая методы Ивана Васильевича, он утверждал, что России нужен только такой царь.
Год венчания на царство первого русского царя
Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Михаил Романов – первый царь из династии Романовых. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис.
Михаил Фёдорович
Так Россия стала империей. Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца. Личной трагедией царя стал разрыв с наследником.
Новости и события Российского исторического общества
История России с древнейших времен. Том 6, глава 2. Помазание на царство проходило в Успенском соборе Московского Кремля. Кстати, Макарий, как и большинство участников рады, умерли, сгинули, были казнены в годы Опричнины.
Весь обряд венчания был построен на основе византийских обычаев. В этом и была преемственность. Царь теперь считался не иначе как помазанником божьим на земле, и это был еще один шаг на пути к империи.
Выше царя только Господь Бог. Кстати, стоит помнить, что Иван Грозный стал царем по своему желанию, остальных царей, кроме его сына Федора Иоанновича в ближайшие несколько десятилетий будет выбирать Земский собор демократическим путем! Земский собор тоже учредил новый царь, а также провел и другие реформы.
Например, был принят новый Судебник. А с внешней политикой Ивана Четвертого, вы можете ознакомиться здесь.
Это дало возможность разгромить на Волге последние остатки Золотой Орды, какими были Астраханское и Казанское царства. Одновременно с этим были и большие минусы. Речь идет о неудачах России в Ливонской войне за выход к Балтийскому морю, неурожаях в шестидесятых годах 16 века, голоде и чуме, которые опустошили страну. Нельзя не вспомнить и о раздоре первого русского царя с боярами. Одними из самых больших минусов были: раздел государства на опричнину и земщину; козни опричников и казни 1656-72 годов, ослабившие страну. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Годом его появления на свет является 1530-й. В 1533 году умер его отец, а затем недолго правила мать, при которой велась борьба с удельными князьями.
И будущий первый царь видел перед собой ожесточенную борьбу за власть между могущественными знатными боярскими группировками — Бельскими и Шуйскими в 1538-1547 годах. Самодержавным правителем большой страны, которая перешла к нему, как наследие предков, Иван IV стал в 1547 году. Но он не просто взошел на трон, ему выпала судьба стать первым русским царем, которого венчали на царство. Новая форма царского венчания при Иване Грозном С вступлением на трон Ивана IV старинный обряд посвящения на царство, который выражался в «посажении на стол», изжил себя. Он уступил место новой для Руси форме венчания царей, соответствующей древнему цареградскому византийскому чину, сопровождаемому миропомазанием. Почему произошли такие изменения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому времени, когда будущий царь еще не появился на свет. Следует вспомнить период, когда земля Русская была раздираема политическими распрями и раздроблена. Необходимо идеологическое обоснование первенства Москвы Прежде чем Москва стала важным политическим центром, собрав вокруг себя земли в единую крепкую державу, потребовался ряд войн, дипломатических ходов и множество прочих факторов. Но этого было еще мало.
Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя.
Четыреста девять лет назад, 3 марта 21 февраля по старому стилю 1613 года, произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии. Надо признать, что Михаил особенно яркой личностью не являлся.
Большую часть жизни он выступал выразителем желаний и политики своего отца, умного и властолюбивого патриарха Филарета. Однако именно Михаил и стоявшие вокруг него люди смогли принести покой и тишину стране, незадолго перед тем поставленной Смутным временем на край гибели. А династия, родоначальником которой оказался Михаил, через поколение дала России его внука — великого царя-преобразователя Петра I.
Многотрудное детство Михаил принадлежал к боярскому клану Романовых — Захарьиных — Юрьевых. Но хотя этот клан считался к началу XVII века в России одним из самых могущественных, поначалу мало кто мог вообразить хилого отрока Мишу Романова в роли самодержца. Впрочем, его отец Фёдор Никитич Романов, человек большого ума, представительной внешности и сильной воли, амбицию стать государём имел совершенно точно.
Имелись у него и реальные шансы на это. В 1598 году со смертью бездетного и слабоумного царя Фёдора Ивановича пресеклась династия потомков Ивана Калиты, менее чем за триста лет превратившая захудалое сначала Московское княжество в одно из самых больших и мощных государств мира. Дальнейшую судьбу страны решал срочно созванный Земский собор, призванный назвать имя следующего монарха.
И Собор вручил шапку Мономаха боярину Борису Годунову, в годы жизни Фёдора Ивановича являвшегося фактическим правителем страны, а также его шурином. Избрание состоялось не без интриг со стороны Годунова, но тогда Борис и в самом деле пользовался большой популярностью. Фёдор Никитич же, также приходившийся последнему Калитичу роднёй мать царя Фёдора Ивановича Анастасия происходила из рода Романовых остался, естественно, крайне недоволен своим проигрышем — и недовольства своего не скрывал.
Хотя формально избрание Годунова признал. Есть сведения, что, когда в 1600 году новый царь серьёзно занемог, Романовы изготовились к продолжению борьбы за власть. В частности, на стол к Годунову лёг донос на младшего брата Фёдора Никитича — Александра: якобы он хранит у себя «волшебные коренья», с помощью которых намеревается «испортить» государеву семью.
Борис, узнав об этом, обрушил на Романовых репрессии. В частности, Фёдора Никитича отправили в отдалённый Антониев-Сийский монастырь близ Северной Двины, где насильно постригли в монахи под именем Филарета. Там он пребывал в злости на гонителей и в отчаянии за судьбу своей семьи.
Гнев прорывался в действиях: приставленных к нему монахов Фёдор Никитич ругал последними словами и выгонял палкой из своей кельи… Жену же Фёдора Ксению постригли под именем Марфы и сослали в Заонежье. Их отпрысков Михаила и Татьяну остальные четверо умерли в младенчестве взяла на воспитание сестра Фёдора Марфа Никитична Черкасская, увёзшая детей в село Клин Юрьевского уезда. Причём Александр, Михаил и Василий скончались в заточении, — как шептались люди, умереть братьям явно «помогли».
Положение Михаила и его родителей изменилось после свержения Годуновых в 1605 году. Беглый диакон Гришка Отрепьев, воцарившийся под именем «чудесно спасённого государя» Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного, велел вернуть из ссылки уцелевших Романовых — своих мнимых «родственников». А в скором времени жестоко убитого Лжедмитрия сменил «боярский царь» Василий Шуйский, последний на российском троне представитель великого рода Рюриковичей.
Но царь Василий отличался крайней несчастливостью — всего через четыре года те, кто возводил на престол, его же и свергли. Потом бывшего царя выдали в плен полякам, войско которых вторглось в Россию в сентябре 1609-го и осадило Смоленск. Обратились во врагов России и прежние союзники-шведы.
Обстановка складывалась критическая. Страну терзали польские, шведские интервенты, шайки разбойников-казаков и новый самозванец Лжедмитрий II он же Тушинский вор. Фёдор-Филарет, невзирая на смену статуса, в полной мере сохранил страсть к политике и власти.
В 1608-м он, будучи уже митрополитом Ростовским, был захвачен людьми Лжедмитрия II.
Петр удалился в подмосковное село Преображенское. Увлекшись военным делом, он создал «потешные» полки, вооруженные и одетые по западноевропейскому образцу: Преображенский и Семеновский. В будущем они станут полками императорской гвардии. В 1689 г. В том же году вспыхнул конфликт Петра с Софьей, во время которого царю удалось пресечь попытку сестры расправиться с его окружением.
Софья была отстранена от власти. Теперь Петр мог считать себя самодержцем. Брат Иван не пытался вмешиваться в политику. Деятельность Стремясь получить для России выход в Черное море, Петр I совершил два похода против турецкой крепости Азов в 1695 и 1696 гг. Взять ее удалось с помощью кораблей. Началось строительство русского военного флота.
В 1697-1698 гг. Склонить европейские государства к союзу против Турции Петру не удалось. Однако был заключен союз с Польшей и Саксонией. В ходе посольства Петр познакомился с жизнью Западной Европы и проникся убеждением в необходимости глубоких реформ в России.
Михаил Фёдорович
В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Свежие новости в России и мире. Иван стал первым русским царём. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской.