Там было написано, что на составление добротного бизнес-плана необходимо от 70 до 120 человеко-часов. Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования. Статья рассказывает о 4 основных этапах составления бизнес-плана, включая анализ рынка и конкурентов, сбор информации, финансовое моделирование и написание плана. Хорошо составленный и всесторонне продуманный бизнес-план — основа для сделки.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Информация о том, что представляет собой бизнес-план, каковы его основные функции и как правильно его составить. Правильно составленный бизнес-план является опорой для открытия и поддержки своего дела. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. Составить краткий бизнес-план можно в качестве первого подхода к написанию подробной стратегии.
Разработка бизнес-планов
Не имея никакого опыта, можно серьёзно «напортачить» в своём первом бизнес плане. А ведь он может оказаться очень важным для вас. Ведь в случае отрицательного решения о финансировании, ваш проект серьёзно затормозится. Стоит ли так рисковать? Помощь специалиста Доверить составление бизнес-плана профессионалам — разумное решение. Плюсы: Вы экономите своё время и тратите его на более значимые вещи например, регистрацию ООО, поиск поставщиков, поиск офиса, налаживание сбыта, изучение конкурентов и т. Вам подготовят документ, с которым вы смело пойдёте в банк, к инвестору или в государственные службы — он будет безошибочно составлен в соответствии со всеми требованиями. Минусы: Стоимость. В некоторых фирмах за подобную услугу могут заломить серьёзную сумму.
У вас нет 100-процентной уверенности в том, что вас не подведут со сроками. Найти хорошего специалиста, который занимается разработкой бизнес-планов, не так-то просто. Это довольно узкая специализация, и тут придётся поискать. Хорошо, когда кто-то может порекомендовать вам надёжного человека. А если нет? Как видите, нюансов много.
Также важные факторы в выборе ниши — размер стартового капитала, востребованность вашей услуги или товара на рынке, наличие конкурентов. Шаг 3. Постановка целей Без постановки цели невозможно планировать бизнес. Если у вас есть четкие цели, развивать свое дело будет намного проще. Они должны быть конкретными, ограниченными во времени, достижимыми, важными или значимыми для вас, а также измеримыми, чтобы вы могли оценить динамику продвижения к их достижению. Пример правильной формулировки цели: Открыть второй магазин в своем городе к концу 2021 года. Пример неправильной формулировки: Открыть новые магазины. Сравните обе цели. Первая звучит конкретно и стимулирует активизироваться для ее достижения, ставит рамки. Вторая звучит абстрактно, расслабляет, кажется, что на ее реализацию есть много времени и когда-нибудь она обязательно состоится. Оптимальный отрезок времени для планирования — 5 лет. Этот период нужно разбить на более короткие отрезки времени: 3, 6, 12 месяцев, 2, 5 лет и поставить цели для каждого из них. Помните, что цели должны быть измеримыми и «мерилом» их служат два критерия: общая выгода и ваша личная прибыль. В формулировке цели не должно быть обтекаемых, размытых выражений. Используйте для ее описания глаголы действия «создать», «открыть», «расширить», «запустить». Measurable измеримый. Используйте меры: денежную, количественную, процентную. Attainable достижимый. Оценивайте свои возможности в постановке цели. Она должна быть реализуемой, достижимой, иначе вы перестанете к ней идти, не видя приближающегося результата. Relevant значимые. Ставьте важные, значимые для вас цели. Time-bound ограниченные во времени. Ставьте конкретные сроки для реализации целей. Вопросы: «Что сделать? Для правильного определения цели задавайте себе вопросы, насколько она значима, выполнима, кто будет ее выполнять и как, к какому времени. Шаг 4. Анализируем целевую аудиторию Целевая аудитория — основные клиенты вашего бизнеса, те, кому ваш товар или услуги интересны. Чтобы ваш бизнес был востребованным, с целевой аудиторией нужно правильно взаимодействовать, предлагая выгодные условия покупки, высокое качество товара и другие «фишки», которые помогут вам обойти конкурентов. Для определения этих «фишек» нужен портрет ЦА. Аналогичным образом портрет ЦА составляется, если ваш бизнес относится к сегменту B2B и ваша аудитория — компании, предприятия. Описывайте не реальную уже работающую с вами ЦА , а ту, которую вы хотите получить. Такой подход к составлению портрета — дополнительный стимул для вас работать лучше, «гореть», выкладываться по-полной. Ваши интересы, предпочтения, проблемы могут не совпадать с ЦА, но бизнес вы должны строить, опираясь на ее мнение и делать его таким, каким его хотят видеть ваши клиенты. Для вашего удобства предлагаю скачать таблицу-шаблон по составлению портрета клиента.
Организационный план Для полноценного функционирования компании в бизнес-плане нужно расписать: из каких отделов и специалистов состоит компания; каковы задачи отделов и специалистов; что сотрудники будут делать каждый день; как они это будут делать; и другие операции. Например, если у компании есть склад, нужно подробно описать: как будут храниться ваши товары; как и через какие программы и сервисы вы будете вести учет остатков; как будет организован процесс маркировки; и т. Маркетинговый план После того, как вы провели анализ отрасли, ваших конкурентов и рынка, можно переходить к разработке своего маркетингового плана. В нем необходимо описать: где вы продаете; по какой цене вы продаете; какие каналы рекламы используете; каковы ваши конкурентные преимущества; как вы позиционируете ваш продукт и компанию. Говоря про позиционирование, ещё важно учитывать потребности человека и помнить, что вы, например, продаете клиентам не просто «мебель для кухни», а: «прочную, функциональную и красивую мебель для кухни из безопасных для здоровья материалов с фасадами, которые не оставляют на поверхности следов от пальцев». Маркетинг проекта очень важен, так как от него напрямую зависит ваша выручка и прибыль. Не будет стратегии маркетинга — не будет продаж. Финансовый план.
Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой. Нужно изучить, что происходит с основными участниками рынка — растут или падают их обороты. Если растут, то результат анализа может выглядеть так: «Как можно видеть, обороты всех конкурентов растут. Значит, у нас тоже всё будет хорошо». Если падают, можно сделать такой вывод: «Как можно видеть из анализа, основные конкуренты теряют позиции — это облегчает нам выход на рынок». Анализ рынка в бизнес-плане — это не научный срез ситуации. Его главная цель — обосновать, почему вы считаете, что ваш бизнес или проект будут успешными. Соответственно, нужно использовать все факты, которые это подтверждают. Продукт или услуга В этом разделе подробно описывают продукт или услугу, которые предлагает компания. И акцентируют внимание на уникальных конкурентных преимуществах, если они есть. Нужно включить в него ответы на такие вопросы: Какую услугу оказывает компания или какой товар продаёт. В чём преимущества товара или услуги с точки зрения клиентов — почему клиенты придут именно к вам. Какой у продукта или услуги жизненный цикл — что вы предлагаете делать, чтобы продлить их жизнеспособность. Какой путь проходит продукт или услуга, прежде чем найти клиента, и что вы предлагаете, чтобы ускорить этот процесс. В этом разделе нужно максимально чётко рассказать о том, что вы будете продавать. Читатель должен хорошо понять, что производит компания.
Взвесить шансы: как написать бизнес-план
Тем временем, в последние годы особенно популярны стали платформы. Вы берете на себя разработку и интеграции, а также обеспечиваете продажи вместе с партнерами. После этого вы делите выручку и не задумываетесь о том, как построены предложения партнеров. По принципу платформ работают интернет-магазины, такие как Amazon Marketplace, eBay или Alibaba, а также российские Wildberries или Ozon.
Точно такую же бизнес-модель используют маркетплейсы приложений Apple Store и Google Play. Быть маркетплейсом удобно — cторонние компании зарабатывают для вас, но при этом все расходы на интеграцию и технические вопросы ложатся на ваши плечи. Подписка — одна из самых распространенных бизнес-моделей современности.
Фактически вы разрабатываете сервис и получаете регулярные платежи. В случае если вы занимаетесь развитием сервиса, улучшаете характеристики своего продукта, подписка дает прогнозируемую и стабильную прибыль. К слову сказать, если хотите привлекать инвестиции — эта модель одна из самых привлекательных для инвесторов и дает больший мультипликатор к рыночной капитализации.
Есть еще модель «бритвы и лезвия». Этот метод продаж был придуман еще в начале 20 века и предлагает продавать базовый товар по очень низкой цене «бритву» , чтобы заработать на повторяющихся оплатах за расходные материалы по высокой цене «лезвия». Кроме непосредственно премиальных бритв которые как раз продаются по такой модели , подобным образом работают продажи капсульных кофеварок, в которых одноразовые порции окупают продажи самих кофемашин по относительно низким ценам.
Во многих странах можно купить недорого самый современный смартфон, но подписавшись на дорогостоящий тариф на год или даже больше. Производители принтеров продают бюджетные модели, но зато ломят деньги на картриджи, а высокая стоимость игр для Xbox и Sony Playstation говорит сама за себя, объясняя доступную по цене саму консоль. Наконец, может оказаться, что за ваш продукт платят вообще не основные его пользователи.
Например, Adobe Acrobat Reader изначально распространялся бесплатно, и поэтому формат PDF получил достаточно большое распространение. Сегодня, конечно, немало альтернативных PDF-редакторов, но когда Adobe только начинали, эта бизнес-модель работала очень хорошо. В мире Open Source также часто бывают ситуации, когда за развитие широко используемого продукта платят крупные компании.
Это могут быть платежи за поддержку или индивидуальную доработку продукта. А иногда создаются платные версии бесплатных решений, но зато с регулярным обновлением, саппортом и гарантированным качеством — например продукт Virtuozzo и его бесплатная версия OpenVZ. Бизнес модель нужна любому продукту Нужно грамотно продумать бизнес-модель, потому что иначе вы можете столкнуться с нежеланием аудитории платить за ваш продукт.
Читайте книгу «Финансовая грамотность. Из каких составляющих состоит создание бизнес-плана? Для чего необходим бизнес-план? Об этом мы поговорим в сегодняшнем видео. Вы узнаете, как написать бизнес-план самостоятельно и на какой срок ориентироваться. Создание бизнес-плана - это необходимый процесс, к которому следует подходить со всей ответственностью.
Бизнес-план — это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны инвестиционного рынка. Бизнес-план — это вопрос контроля и управления. Если есть необходимость что-то менять. Есть три варианта получить бизнес — план: купить; написать самому; написать самому, но с привлечением экспертов.
Два последних варианта — наилучшие.
После титульных страниц нужно содержание с разделением на главы: не каждый предполагаемый инвестор, партнер или сотрудник захочет досконально разбираться во всех подробностях вашего проекта. В состав стандартного бизнес-плана обычно входят следующие разделы: — резюме, в основе которого четкие цифры и данные. Цель — дать представление о проекте и заинтересовать; — описание продукции или услуги.
Включает основные характеристики, показывает уникальность и отличие от конкурентов; — анализ рынка. Планируемый объем продаж, каналы сбыта, уровень конкуренции; — план маркетинга. Здесь должна быть информация о стратегии продвижения товара или услуги, системе ценообразования, схеме распространения, методах стимулирования продаж; — план производства. Каким образом будет организован процесс — от закупки сырья до выпуска готовой продукции; — организационный план.
Подробное описание всех структур предприятия и их взаимодействия между собой; — финансовый план. Следует указать бюджет доходов и расходов, график финансирования проекта и расчет основных показателей эффективности; — риски — в чем они заключаются и как их минимизировать. Как правильно составить бизнес-план Разработка бизнес-плана — процесс, который займет время, и к этому надо подойти со всей ответственностью. После предоставления подробной информации о компании, ее структуре и миссии составителю нужно указать основные характеристики и уникальность продукции или услуги.
Следующий шаг: проанализировать рынок, определить конкурентную способность товара или услуги, а затем ответить самому себе на вопросы: кто, почему, за какую цену и какими объемами будет покупать товар или использовать услугу.
Что такое хороший бизнес план?
Наш бизнес-план написан экспертами с многолетним опытом привлечения инвестиций, а не копирайтерами. Как составить бизнес-план: практические рекомендации, лайфхаки, необходимые шаги. Составить краткий бизнес-план можно в качестве первого подхода к написанию подробной стратегии. Как составить бизнес-план самому: образец оглавления. Бизнес-план фитнес-центра на 40 листах по стандарту UNIDO.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Таким образом, бизнес-план нужно обновлять: составлять на определенный период, а затем пересматривать. Узнайте как стать специалистом по бизнес-планированию и разработке бизнес-планов, где получить образование. Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать. Мы гарантируем, что ваш бизнес-план будет разработан с учетом всех необходимых требований и государственных стандартов. Составлять бизнес-план следует с учетом множества нюансов, и чем тщательнее будет проведена его подготовка, тем больше шансов на успех предприятия. Хорошо составленный и всесторонне продуманный бизнес-план — основа для сделки.
Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
Отказ в заключении социального контракта В предоставлении субсидии могут отказать в следующих случаях: средний душевой доход выше прожиточного минимума в регионе; у гражданина в собственности много имущества; представлен неполный пакет документов или недействительные документы; документы содержат исправления или недостоверные сведения; заявитель прописан в другом регионе; исчерпан бюджетный лимит средств на соцконтракты; не истек срок с момента заключения предыдущего контракта. Решение о заключении соцконтракта или об отказе в этом озвучивается по завершении комиссии. Отказ оформляется в письменном виде. Пример бизнес-плана по соцконтракту для маникюрного кабинета, мастера маникюра Этот вид деятельности набирает всё большую популярность. Тем более его подготовительный этап не является затратным. Есть мастера, которые на начальном этапе даже не арендуют помещение, а услуги маникюра предоставляют на дому. Кроме того, чтобы начать бизнес, не требуется больших вложений. Достаточно приобрести необходимое оборудование, инструменты, материалы и пройти обучающие курсы.
Далее бизнес можно развивать, улучшая качество услуг, ведь опыт приходит со временем. Скачать бизнес-план по соцконтракту для маникюрного кабинета Пример бизнес-плана по соцконтракту для парикмахера Одной из хорошо развитых предпринимательских сфер являются парикмахерские услуги. Парикмахерскими пользуются все — мужчины, женщины, дети, а потому данный вид бизнеса всегда востребован и достаточно прибылен. Этот вид оказываемых услуг требует умеренных вложений, что значительно облегчает создание своего бизнеса. Однако стать парикмахером может не каждый. Данному мастерству нужно обучиться. Как правило, человек решается открыть свое дело, проработав некоторое время в найме и получив ценный опыт.
Скачать бизнес-план по соцконтракту для парикмахера Особенности бизнес-плана для ЛПХ Достаточно неплохо государство поддерживает сельское хозяйство.
Но никто не проявил должного интереса в течении месяца. Михаил через знакомых выходит на представителя одного из инвесторов и договаривается о встрече. Встреча проходит довольно компактно и совсем не так, как планировал Михаил, готовясь презентовать свой проект во всей красе. Представитель инвестора взглянув на бизнес-план, даёт несколько общих рекомендаций, которые Михаил быстро записывает на бумажке и через несколько минут, даже не допив кофе, прощается с Михаилом и кидает фразу из разряда: «Ну, как сделаете нормальный документ, приходите… Такое я даже руководителю отдела не могу показать - меня засмеют». Михаил, придя домой, сразу же написал большое «гневное» письмо своему специалисту с требованиями переделать бизнес-план, вываливает много фраз о сомнениях в его компетенциях и… получает лишь «ок» и новый счёт. После долгих дебатов и переписок, Михаил требует возврата своих «кровных» 20К за то, что документ сделан некачественно. Специалист, ссылаясь на договор и на то, что все требования формально выполнены, перестает поднимать трубку и отвечать на почту… В общем, очередной рассказ о несправедливости в этом мире, о том, как обманули мошенники и просьбой помочь внести минимальные корректировки, чтобы бизнес-план всё таки стали рассматривать. Надежда ведь умирает последней, как и понимание того, что покупая швейцарские часы на рынке по китайской цене не даёт качества швейцарского производителя. Открываем его новый документ и идём по разделам.
Я задаю по нескольку вопросов по каждому вопросу о том, есть ли там информация соответствующего содержания. Получаю отрицательные ответы. Михаил уже сам осознал, что эти 20К он не потерял, а заплатил за новый опыт. Михаил сам посмеялся с того, что такой опыт стоит довольно дорого, зато объясняет доходчиво. К сожалению, в случае с Михаилом, документ нужно писать с самого начала. Получившийся документ я не читал, его читал Михаил и, не смог ответить не на один из вопросов, которые я ему задавал. То есть, те вопросы, которые обычно интересуют инвесторов… И вот мы подошли к важному вопросу: Кто виноват в том, что Михаил потерял свои деньги? Михаил сам или он стал жертвой обмана недобросовестного специалиста? На мой взгляд, ответ очевиден и прост: Михаил сам виноват и дело тут не в специалистах, а в формальном подходе к документу с его стороны и желании сэкономить. Ведь бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
Допускаю, что многие начнут со мной спорить на этот счёт. Приложу максимум усилий, чтобы ответить на Ваши комментарии и сообщения. Если конечно они будут предполагать мой ответ. Я, как и любой человек цифр, поясню всё на двух примерах калькуляции.
Сложность масштабность самого проекта. Никого не надо убеждать в том, что бизнес-план касательно открытия автомойки или строительства и ввод в эксплуатацию кирпичного завода по сложности и масштабности - это «разные» бизнес-планы. В связи с этим, стоимость услуг может значительно разниться из-за несоизмеримых трудозатрат. В связи с этим маленькая ремарка. Некоторые заказчики считают, что стоимость бизнес-плана линейно или нелинейно зависит от суммы инвестиционных затрат. Спешу огорчить или обрадовать, это не так! Доступность и наличие необходимой информации. Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что наличие объективной информации по бизнес-проекту — один из ключевых моментов, делающий бизнес-план ярким, информационным, конструктивным и запоминающимся. Согласитесь, что если необходимая информация для написания бизнес-плана уже имеется у заказчика, то это несколько снижает трудозатраты по написанию со стороны разработчика. Другое дело, если необходимой информации нет и её необходимо добыть… Возможно, купить. Чувствуете разницу? Необходимость или отсутствие необходимости в серьезных маркетинговых или иных исследованиях. Описание рынка, на котором работает или собирается работать предприятие — это важная информация! Она должна быть достоверной и представлена в объеме, необходимом и достаточном для понимания общей «картинки» рынка. Обычно, данная информация размещается в разделе «Анализ рынка».
Бизнес план — это документ, искусством составления которого должен овладеть каждый уважающий себя предприниматель. Особенно это важно для студентов, и вот почему. Зачем нужен бизнес-план? Молодежь — это будущее страны. В головах студентов постоянно роится масса мыслей, планов, проектов, идей, о которых так и хочется сообщить всему миру. Но чтобы начать воплощать свои самые смелые мечты в реальность, эти идеи нужно грамотно презентовать тем, кто хочет и может вложить в них деньги: инвесторам. Бизнес-план — это «визитная карточка» вашей идеи, проекта. В нем будет содержаться ответ на вопрос, так сильно интересующий капиталовладельцев: будет ли от этого прибыль? И если ответ утвердительный, они с радостью вложатся в проект. Если же прийти к важным людям с устным предложением отдать вам деньги и таким же устным обещанием эти средства отбить, это просто непрофессионально и незрело. А еще отсутствие структуры бизнес-плана шпаргалки по технической стороне вашего проекта расскажет им о недостаточной проработке идеи. Цель или суть бизнес-плана — привлечение капитала для развития бизнес-идеи. Как должен выглядеть бизнес-план? Итак, у вас есть прекрасная мысль.