Новости кто придумал крещение

Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала.

988 год: кто и зачем крестил Русь?

Крещение Господне в 2024 году Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление.
Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане | Братская епархия - официальный сайт Кто придумал крещение. Крещение Господне купание в проруби 2021.
Крещение: а как его праздновали раньше? | Культура | ШколаЖизни.ру Верующие отмечают день Крещения Руси 28 июля – это значимое событие стало новой вехой в истории.
Кем было установлено таинство крещения 🚩 Религия Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала.
Крещение Руси в 988 году и распространение христианства | Diletant Популярные крещенские обычаи включают крещенское пение, меление двери мелом, благословение своего дома, употребление пирога "Три царя", зимнее купание, а также посещение церковных служб.[15].

Крещение Господне в 2024 году

В истории иудаизма были разные ситуации, по которым совершалась твила: принятие иудаизма, очищение тела после родов, очищение перед главным иудейским праздником Йом-Кипуром. Твила в микве Твила в микве Рекомендуется, чтобы твила происходила в водоемах естественного происхождения или в микве. Миква - это специальная ванна для ритуального омовения, которая имеет естественный источник наполнения. Твила в иудаизме может происходить многократно.

В ветхозаветные времена она была особенно популярна. Когда у женщины происходили различного рода выделения по женской части, а мужчин по мужской части, то так они входили в состояние ритуальной нечистоты. Очищением служило ритуальное погружение в воду.

Во времена Иоанна Крестителя в народе были популярны мысли о конце света, поэтому Иоанн Креститель совершал ритуальное очищение через воду.

Важно то, что активно распространялась кириллица — это алфавит, который ныне используется для записи слов русского, белорусского и некоторых других славянских языков. Также развивалась книжная традиция. Примечательно то, что после того, как Владимир крестил Русь, стали появляться памятники древнерусской письменности. Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно. Подобное суждение нельзя назвать справедливым. Действительно, в «Повести временных лет» говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов. При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование.

Известную фразу по поводу крещения «огнем и мечом» можно отнести разве что к крещению Новгорода. Именно в этом городе было особенно развито язычество. Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере. При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период. Как сейчас отмечают крещение Руси? Датой крещения Руси сейчас считается 28 июля. Эта же дата является днём памяти князя Владимира — его причислили к лику святых за заслуги перед страной и верой. В 2008 году патриарх Алексий II предложил добавить 28 июля в перечень особо важных для государства дат.

Так и случилось уже в 2010 году, когда президент Д. Медведев подписал соответствующий указ. Сейчас по обычаю каждый год 28 июля в 12 часов дня звонят в колокол. В столице России по традиции устраивают крестный ход к памятнику кн. Владимиру, который расположен на Боровицком холме. Именно там проводится праздничный молебен. В эту же дату во всех храмах проводятся торжественные службы. Их транслируют на православных каналах по телевизору. В разных городах проходят концерты и лекции, также организуются различные мероприятия.

Крещение Руси — это, безусловно, важное событие, которое сказалось на будущем государства. Ушли многие проблемы, связанные с приношением жертв, а также кровной местью. У людей появилась единая вера, укрепилась государственная власть. Сама Русь за счёт данного решения смогла приобрести сильного союзника в виде Византии.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Очевидно, что фарисеи понимали смысл водного крещения, которое предлагал Иоанн Креститель. Они были очень консервативными людьми религиозными фанатиками и никогда бы не совершили ритуал, который не был бы описан в Законе Моисеевом или в комментариях к нему. И вот, что все это означало: "Согласно Торе, когда человек ритуально осквернялся, он должен был погрузиться в воду, - это была часть его очищения см. Левит 15:16.

Впрочем, христиански воспитывать своих детей — внуков Ольги — матери Святослав, видимо, никогда не запрещал. Кириллов, 1993 год Почему князь Владимир решил принять Крещение Известно, что первоначально он не имел таких намерений: борясь за великокняжеский престол с братьями князь как раз апеллирует к «отеческой вере». Позже его позиция меняется. Перечислите главные причины К их числу относятся, прежде всего, политические: большая часть европейских государств включая культурно близкие Руси славянские страны — Болгарию, Моравию, другие к этому времени приняли христианство; военные, экономические, политические контакты сильно затруднялись из-за конфессионального фактора; Владимир не мог не видеть, что язычество, основанное на почитании племенных божеств, политически разъединяет страну; необходима была общая духовная основа; попытка князя насильственным путем утвердить культ бога дружинников Перуна полностью провалилась: население просто не восприняло эту «реформу»; наконец, имея территорию, а также экономический потенциал, сравнимый с Византией, Русь еще со времен Ольги имела вполне определенные великодержавные амбиции, которым мешала… сама же Русь, духовно разъединенная, раздираемая усобицами племен, тогда как христианская Византия была на тот момент единственной мировой державой; выбор веры казался вполне очевидным. Кроме этих, у Владимира были также личные мотивы. Возможно, это: свято хранимая память об Ольге, уважение к которой элиты, народа было чрезвычайно велико; наличие христиан внутри дружины самого князя; многие предполагают, что его особо потрясла гибель лучших воинов, варягов Феодора и Иоанна, которые предпочли смерть участию в жертвоприношении бесовским силам, как именовали христиане «богов»; «Первые христианские мученики при Святом Владимире»Картина Павла Сорокина. Холст, масло. Размер: 179,5 x 225 см. Третьяковская галерея наконец, покрыто тайной личное обращение самого Владимира; летописец описывает это, говоря, что князь внезапно потерял зрение накануне Таинства, а прозрел в купели; метафора это, либо речь идет о реальном чуде, но личность князя после принятия веры изменилась до неузнаваемости. Князь крестивший Русь Вот молитва князя Владимира при Крещении киевлян, а ведь его можно было считать тогда только новоначальным: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Зачем крестили Русь? Князь полагал, что новая вера давала фундамент для будущего духовного единства русичей. Именно поэтому он не ограничился личным принятием христианства , а активно занялся просвещением не только политической элиты, но — всего населения. Где происходило первое крещение народа Очевидно, это случилось непосредственно по возвращении князя к Киеву из Херсонеса Корсуня , где крестился он сам. Летописец указывает, что после этого правитель призвал к принятию веры всех жителей столицы Руси. Таинство происходило массово, а вот о месте его существуют разные мнения: на реке Почайне — это приток Днепра, ныне практически исчезнувший с карты города. На месте бывшей реки проходит улица Набережно-Крещатицкая; непосредственно на Днепре. Обе версии содержат разные списки Повести временных лет, что, возможно, говорит о том, что мест могло быть несколько. Сам процесс летописи описывают, как вполне добровольный. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г. Как была крещена вся Русь Судя по всему, при христианизации страны дело не обходилось без противостояния язычества с новой верой.

Самое читаемое

  • Кто придумал крещение?
  • Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение
  • Термин Крещение, значение таинства, корни
  • Кто «придумал» Церковь – Александро-Невский храм
  • Как принято отмечать праздник Крещения

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение. Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях – «иорданях».

Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение

Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте. Как и почему возник обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи. Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» Алмазов, 592 стр.

Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним. Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии».

Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения. Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это?

В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе — не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке. Что говорит о крещении детей Слово Божие?

Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» Лук. Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» Мф. Павел говорит, что дети освящаются родителями — христианами 1Кор.

Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю.

Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же то есть послы были в восхищении, дивились и хвалили их службу. Они же вернулись в землю свою. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

Архитектура Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы. Поставленные в XI веке церкви до сего времени являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т. Никакие последующие храмы и строения не затмили собой того, что было построено в XI веке. Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI веке, не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической мысли, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками.

Единственная страна с высокой архитектурой, сложной и по технике и по красоте, которая может считаться помимо Византии предшественницей Руси в искусстве,— это Болгария с ее монументальными строениями в Плиске и Преславе. Большие каменные храмы строились в Северной Италии в Ломбардии, на севере Испании, в Англии и в прирейнской области, но это далеко. Не совсем ясным представляется вопрос о том, почему в прилегающих к Руси странах были распространены в XI веке преимущественно храмы-ротонды: то ли это делалось в подражание ротонде, построенной Карлом Великим в Ахене, то ли в честь храма Гроба Господня в Иерусалиме, то ли считалось, что ротонда более всего подходит для совершения обряда крещения. Во всяком случае храмы базиликального типа сменяют храмы-ротонды, и можно считать, что в XII веке примыкающие страны ведут уже обширное строительство и догоняют Русь, которая все же продолжает сохранять первенство вплоть до татаро-монгольского завоевания. В этом описании не все точно, но можно поверить общему впечатлению, которое производил храм Софии на иностранца, видевшего храмы и Малой Азии и Балканского полуострова. Можно думать, что художественный момент не был случаен в христианстве Руси. Эстетический момент играл особенно важную роль в византийском возрождении IX—XI веков, то есть как раз в то время, когда Русь принимала крещение.

Патриарх константинопольский Фотий в IX веке в обращении к болгарскому князю Борису настойчиво высказывает мысль, что красота, гармоническое единство и гармония в целом отличают христианскую веру, которая именно этим разнится от ереси. В совершенстве человеческого лица ничего нельзя ни прибавить, ни убавить — так и в христианской вере. Невнимание к художественной стороне богослужения в глазах греков IX—XI веков было оскорблением божественного достоинства. Русская культура очевидным образом была подготовлена к восприятию этого эстетического момента, ибо он надолго удержался в ней и стал ее определяющим элементом. Вспомним, что в течение многих веков русская философия теснейшим образом была связана с литературой и поэзией. Поэтому изучать ее надо в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским… Русская иконопись была умозрением в красках, выражала прежде всего миропонимание. Философией была и русская музыка.

Мусоргский — величайший и далеко не раскрытый еще мыслитель, в частности исторический мыслитель. Что же дало принятое из Византии христианство русской истории? Не стоит перечислять все случаи нравственного воздействия церкви на русских князей. Они общеизвестны для всех, кто так или иначе, в большей или меньшей степени беспристрастно и непредвзято интересуется русской историей. Скажу кратко, что принятие христианства Владимиром из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Хорошо это или плохо — пусть судят читатели. Но бесспорно одно: прекрасно организованная болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.

Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли оттягивать юбилейные даты в глубь времен? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими мировыми достижениями в области всех видов искусств вряд ли такая дата чем-либо возвысит русскую культуру. Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие.

Остальное — лишь предполагаемые ценности. Русь появилась со своим Киевом, соперником Константинополя, на мировой арене именно тысячу лет назад. Тысячу лет назад появились у нас и высокая живопись и высокое прикладное искусство — как раз те области, в которых никакого отставания у восточнославянской культуры и не было. Знаем мы и то, что Русь была высокограмотной страной, иначе откуда у нее образовалась бы уже на заре XI века столь высокая литература? Попытки обосновать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены сколько-нибудь научной документальности и носят явно тенденциозный характер. Неясно только одно: какое это могло иметь значение, если вся христианская культура была принята нами из Византии и в результате сношений Руси именно с Византией. Из самого факта, что крещение было принято на Руси до формального разделения христианских церквей на византийско-восточную и католическо-западную в 1054 году, вывести ничего нельзя.

Ничего нельзя вывести и из того факта, что Владимир и Ярослав выдавали дочерей за королей, примыкавших к западному христианскому миру. Разве русские цари в XIX веке не женились на немецких и датских принцессах, не выдавали своих дочерей за западных владетельных особ? Зато следует принять во внимание, что Россия никак не соглашалась на унию. Как бы мы ни рассматривали отказ великого князя московского Василия Васильевича принять Флорентийскую унию 1439 года с римско-католической церковью, для своего времени это был акт величайшего политического значения. Ибо это не только помогло сохранить свою собственную культуру, но и способствовало воссоединению трех восточнославянских народов, а в начале XVII века, в эпоху польской интервенции, помогло сохранению русской государственности. Мысль эту, как всегда у него, четко выразил С. Верность древнему благочестию, провозглашенная великим князем Василием Васильевичем, поддержала самостоятельность северо-восточной Руси в 1612 году, сделала невозможным вступление на московский престол польского королевича, повела к борьбе за веру в польских владениях.

Не смог смыть грань национальных украинской и белорусской культур Униатский собор 1596 года в зловещем Брест-Литовске. Не смогли смыть грань самобытности и западнические реформы Петра I, хотя и они были необходимы для России. Скороспелые и легкомысленно задуманные церковные реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона привели к расколу русской культуры, единством которой было пожертвовано ради церковного, чисто обрядового единения России с Украиной и Белоруссией. И если понять, что под историей Пушкин разумел прежде всего историю культуры, то положение Пушкина в известном смысле правильно и для России. Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы, как изменчиво было на Руси и само православие. Однако, учитывая то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в орбите христианской мысли, христианских споров и христианских тем, совершенно ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль. У нас есть небольшая просьба.

Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

История Что можно и чего нельзя делать на Крещение Нет в России другого такого церковного праздника, с которым было бы связано столько поверий. И особенно они касались крещенской воды. Что нельзя делать в этот праздник, и какие есть обычаи, запреты, приметы — в материале Life. Например, на Крещение уходит прочь Коляда, уезжает на трёх белых конях. Поэтому в деревнях пекли обрядовую выпечку в виде коней и рисовали коней на запотевших или заиндевевших окнах. А колядующие в Крещенский сочельник ходили по деревне и просили подать им "Конька, золотого гребенька! Хозяева печёных коней раздавали с удовольствием, да и себя не забывали: оставляли в доме столько коньков, сколько было в семье лошадей.

Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань. Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году. Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай. Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней. Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти. А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек.

Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти.

Спустя миг с небес спустился белый голубь — символ кротости и чистоты, а в небе раздался голос. Он нарекал Иисуса своим сыном.

Кроме того, его называют Богоявлением, потому что именно в этот день народ услышал глас Божий и увидел Сына Его — Мессию. Это явление получило название Богоявления или Святой Троицы. После этого Иисус ушел в пустыню на 40 дней.

Там он постился и готовился к тому, чтобы исполнить свою роль. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Дата Крещения Господня в 2022 году Точная дата крещения Иисуса достоверно неизвестна.

Однако верующие настаивают, что это не так. Принято считать, что число и месяц события установлены. В отличие от Пасхи и той же Масленицы, торжество имеет закрепленную дату.

В 2022 году Крещение Господне состоится 19 января. Традиционно праздник Богоявления пройдет в соответствии с древними обычаями и согласно священным традициям. При этом купание в проруби на крещенские морозы в России — относительно молодой ритуал.

По некоторым источникам само слово «крещение» происходит от не от слова «крест», но от «кресала», то есть огнива.

Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы

Согласно летописному рассказу, крещение в Киеве сопровождалось «радостью и ликованием» его жителей. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Люди стали совершать крещенские купания, вспоминая о Иорданском Крещении Спасителя.

Как крещение появилось в христианстве

В отличие от тех крещений, крещение Иоанна — уникальный ритуал, который совершается один раз в жизни. Первое крещение Руси состоялось в 860 году. Крещение, единственное таинство, которое может совершить не священник, а мирянин.

Крещение Руси

В это время в храме читали 13 отрывков из книг Ветхого Завета о пророчествах, а новокрещённые в белых рубахах входили в храм из притвора, держа в руках свечи. Их встречали пением "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Эти слова до сих пор поют на Крещение и Рождество. Праздник Крещения появился уже в I—II веках. Сначала его стали очень активно праздновать на Востоке, а в Европу он пришёл позже. Экстрасенс объяснила, о какой опасности предупреждает багровый рассвет перед Крещением Крещенская вода.

Что говорят учёные Российские ученые давно заинтересовались свойствами крещенской воды. Они выяснили, что на Крещение показатели обычной воды действительно изменяются. Начинается это 17 января и заканчивается 20-го. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН, в воде растёт уровень ион-радикалов, из-за чего она приобретает свойства искусственно созданного электролита. Пик активности приходится на Крещенский сочельник.

Ученые предполагают, что это связано с большой концентрацией ион-радикалов в литосфере Земли, которая поразительным образом возникает на Крещение. Традиция окунаться в прорубь на Крещение превратилась из религиозного обряда в массовый флешмоб. Ученые предположили, что такая вода может благотворно влиять на онкобольных. Правда, эксперименты они проводили уже не с природной водой, а искусственно очищенной. Простые люди, в отличие от учёных, и так знали: крещенская вода — это чудо.

Её связывали со светом, со святыней. Крещенская вода славилась силой изгонять бесов.

В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. После литургии начинается Великое освящение воды.

Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать. Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы.

Набрав воду на Крещение, люди используют ее круглый год: пьют для исцеления от недугов и очищения от грехов; окропляют дома и храмы; дают пить людям, которые не могут быть допущены ко Святому Причастию. Крещенскую воду нельзя использовать для уборки или стирки, а также других бытовых нужд. Держать ее следует в специально отведенном месте в квартире не стоит ставить емкости с водой на пол. По народной традиции на Крещение люди купаются в специально оборудованных для этого купелях.

Такие купания начинаются в ночь с 18 на 19 января и продолжаются весь праздничный день. Но важно помнить: обычай омовения в ледяной воде — не исконная часть религиозного праздника. И уж точно одно лишь купание в проруби не может автоматически смыть с человека грехи. Крещение — это не языческий обряд, а духовное событие, и значение имеет только внутреннее омовение от грехов в своей душе.

Крещенские запреты В праздник Крещения нельзя желать зла другому человеку, отказывать нуждающимся в помощи, ругаться с окружающими. Если ссориться в этот день, то можно навлечь на себя беды. Злые мысли тоже могут воплотиться в реальность и навредить в будущем. Нельзя убирать в доме.

Окунаться в такую купель ее еще называют иорданью - в честь реки Иордан, где крестился Иисус следует троекратно со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". И хотя СМИ последние годы невероятно разрекламировали этот зимний и по виду вроде даже православный экстрим, Церковь подобных подвигов от верующих не ждет и уж тем более не требует: от того, что ты искупнешься в крещенский мороз, святым не станешь. Потому что народная забава имеет не христианские, а языческие корни.

Дело в том, что на Святки - святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье!

Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться. Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься.

Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно! Купание в проруби в мороз не спасет.

Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу обычая не может говорить и верование в целебную, очистительную силу воды, освященной в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой - значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем".

Что нельзя делать в этот праздник, и какие есть обычаи, запреты, приметы — в материале Life. Например, на Крещение уходит прочь Коляда, уезжает на трёх белых конях. Поэтому в деревнях пекли обрядовую выпечку в виде коней и рисовали коней на запотевших или заиндевевших окнах. А колядующие в Крещенский сочельник ходили по деревне и просили подать им "Конька, золотого гребенька! Хозяева печёных коней раздавали с удовольствием, да и себя не забывали: оставляли в доме столько коньков, сколько было в семье лошадей. Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань.

Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году. Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай. Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней. Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти.

А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек. Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти. А вдовушка и рада: вместо чёрта с копытами видит она в Змее умершего мужа. Спасение от Змея одно — в молитве.

Крещение Руси

Кириллица История установления таинства крещения «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.

Ветхозаветное крещение История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане.

Иисус Христос, приняв это крещение от Иоанна Крестителя в водах Иорданских, тем самым освятил его. Новозаветное Крещение Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой.

А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Крещению в апостольские времена предшествовало изучение основ Православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенных правил совершения Таинства.

Из Нового Завета известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем по прямому указанию Христа.

По одной из версий, Адальберта изгнали язычники во главе с самим князем Святославом сыном Ольги , чем нанесли ему страшное оскорбление. Следующим претендентом на роль государственной религии Руси считался ислам, но и он не пришелся по душе Владимиру.

Князь счел мусульманское учение неподходящим для своих подданных. Приняв ислам, духовную и повседневную жизнь пришлось бы кардинально менять, что население почти наверняка встретило бы враждебно. В летописи сохранились слова князя «Руси есть веселие пити», хотя дело было далеко не только в запрете на употребление хмельных напитков и свинины.

Наконец, иудаизм не устроил Владимира, потому что его проповедники не имели собственного государства. Хазарский каганат был покорен Святославом Игоревичем в 960-х годах, и с тех пор местная знать называла себя «потерянными коленами». Владимир Святославич, искавший в новой религии источник силы, такой риторикой явно не вдохновился.

Выбор князя пал на православное христианство по двум причинам — политической и личной. Во-первых, Византийская империя, направившая в Киев священников для беседы с князем, была «старшим партнером» Древнерусского государства. В Константинополе находилось значительное количество русских купцов и воинов-наемников.

Во-вторых, за 30 лет до описываемых в «Повести…» событий в столице Византии приняла крещение княгиня Ольга. Иван Акимов. В «Повести временных лет» говорится, что император Византии Константин VII Багрянородный якобы пожелал взять ее в жены, однако овдовевшая княгиня ответила отказом, сославшись на то, что является язычницей.

Тогда вазилевс предложил Ольге креститься, и та согласилась при условии, что обряд проведет сам патриарх, а крестным отцом будет Константин. Вполне вероятно, что эта версия событий не совсем точна в деталях, но сегодня принято считать, что в 957 году княгиня Ольга, крестившись под именем Елена, стала первой православной правительницей Руси. После этого предложение Константина о браке, если таковое действительно было, стало неактуальным, ведь теперь Ольга была его духовной дочерью.

После обряда император отпустил ее с дарами на родину. Убедить сына последовать ее примеру Ольга не смогла: князь Святослав наотрез отказался принимать православие. В летописи сказано, что он опасался быть поднятым на смех своей дружиной.

Также улучшилась связь с государствами, находящимися на Западе. Помимо этого, проведение крещения сказалось также на социальной жизни людей. Важным стал принцип божественной природы верховной власти. Церковь стала сильной опорой для правительства.

Удавалось за счёт этого соединить в духовном плане все государства. Активно освящалась вся система общественных отношений. Благодаря принятию христианства удалось быстро укрепить государственные институты. Именно крещение способствовало объединению нации, а также помогало развивать культурную сферу.

Это способствовало улучшению зодчества и живописи. Стала проникать византийская культура, которая являлась наследницей античной традиции. Важно то, что активно распространялась кириллица — это алфавит, который ныне используется для записи слов русского, белорусского и некоторых других славянских языков. Также развивалась книжная традиция.

Примечательно то, что после того, как Владимир крестил Русь, стали появляться памятники древнерусской письменности. Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно. Подобное суждение нельзя назвать справедливым. Действительно, в «Повести временных лет» говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов.

При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование. Известную фразу по поводу крещения «огнем и мечом» можно отнести разве что к крещению Новгорода. Именно в этом городе было особенно развито язычество.

Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере. При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период. Как сейчас отмечают крещение Руси?

Датой крещения Руси сейчас считается 28 июля. Эта же дата является днём памяти князя Владимира — его причислили к лику святых за заслуги перед страной и верой. В 2008 году патриарх Алексий II предложил добавить 28 июля в перечень особо важных для государства дат. Так и случилось уже в 2010 году, когда президент Д.

Медведев подписал соответствующий указ. Сейчас по обычаю каждый год 28 июля в 12 часов дня звонят в колокол.

Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным. Однако и оснований полагать, что крещение Руси было сопряжено с каким-то массовым сверхъестественным насилием, у нас тоже нет. Ничего этого не было. Конечно, крещение было непростым процессом и включало в себя какие-то акты насилия, вероятно, даже какие-то случаи убийств, разрушались древние святилища, но доказать, что имело место жесткое насилие, мы тоже не можем.

Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности? Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт.

Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы. Князь Владимир избирает религию. Картина Ивана Эггинка А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? И что это значит? Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много.

Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда. Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество? В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям.

Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.

Крещение Руси: от идолов к вере

Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение Состоялось крещение Руси на территории Киева, в водах Днепра.
Как родился праздник Крещения Господня / Первые упоминания о погружениях на Крещение идут из Египта, где, возможно, такая традиция существовала еще в дохристианскую эпоху.
Крещение Руси в 988 году - почему Владимир выбрал хрисианство? Главные мифы о крещении в интервью «» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.

Кто «придумал» Церковь

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение. Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. Кто придумал крещение?

Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций

Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты В этот день нельзя ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые мысли и отказывать в просьбе попить воды. Запрещено заниматься уборкой и стиркой. Освященную в храме воду возбраняется использовать для бытовых нужд, например мытья посуды. Хранить ее следует в доме, желательно возле икон. Существует примета, что не только вода, но и снег в этот день обладает целительной силой. Поэтому им можно растереть лицо и руки, чтобы придать коже сияющий вид и укрепить здоровье. В деревнях часто кидают снег в колодцы и подмешивают в корм домашнему скоту и птице. Крещение Господне — 2024: народные приметы С праздником в народе связано немало примет.

По погоде на Крещение определяли, какими будут предстоящие месяцы. Так, если в ночь на 19 января ясно и морозно — лето будет сухим и жарким.

Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв. Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа. С 6—7 вв. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца , другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один. В миниатюре из «Слов» Григория Богослова 3-я четверть 11 в. Начиная с 11—12 вв. Крещение Господне. Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде.

Фото: G. На Афоне встречаются иконы со змеями в воде соответствует Пс. В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв.

Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным. Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы. Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Но вернемся к вопросу о варяго-русских. Русские варяги — это наименование, которое должно быть принято, чтобы отделить их от англо-варягов, которые в дальнейшем сменили собой русских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось.

Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей. Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа. Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории. Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца Деян 2:46. Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба благодарите так : благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне». Агапа — трапеза любви. Фреска из катакомбы св. Присциллы, Рим, II век Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин. Таким образом, Церковь — это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди. Нет, Церковь — это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие в евхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти и составить всем вместе экклесию, причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность и был вне экклесии, вне Церкви. Именно такое чувство глубокой взаимоответственности среди христиан иерусалимской общины укрепляло их столь удивительное единодушие, о котором мы уже говорили выше и которое не устает подчеркивать апостол Лука: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа Деян 4:32. Идеал единства пронизывал общину во всем. И та общность имущества, которая была у ранних христиан, — это одно из проявлений их полного единства и взаимной любви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни с какими внешними экономическими или социальными соображениями; и все потуги связать отказ от частной собственности в раннехристианской общине с каким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность в ее мелких бытовых деталях, с ее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад — лад любви. Отсюда, в частности, и желание снять преграды частной собственности. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан. С какими трудностями столкнулись первые христиане? Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне — от гонителей и врагов Церкви. Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами и последователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться к этой, как они думали, новой «секте».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий