Новости кто написал оперу хованщина

Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин. Отдельно она упомянула, что, еще не написав ни одной строчки "Хованщины", Модест Мусоргский посвятил ее (в сущности, чистый лист бумаги) Стасову. Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра. Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. Жаль, что неизбежные в «Хованщине» купюры не дали прозвучать трагичному «Поезду Голицына» — он мог бы стать откровением.

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска.

Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда. Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него. Входит Шакловитый с приглашением на тайный совет к царевне Софье.

Князь приказывает подать парадные одежды, но на пороге падает, сражённый предательским ударом. Пятая картина Площадь у собора Василия Блаженного. Царь Пётр решительно чинит расправу над заговорщиками. Провозят в ссылку опального князя Голицына. Ведутся приготовления к казни стрельцов. Петровцам дан приказ окружить раскольничьи скиты.

Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене.

Конец XVII века. Стрельцы и их начальник — спесивый, тупой князь Иван Хованский — опьянены недавней победой над враждебной им придворной группировкой. Но непрочен их успех. Россия созрела для петровских преобразований, и не остановить хода истории ни старому боярству во главе с Иваном Хованским, ни темным, обманутым стрельцам, ни фанатичным раскольникам с их руководителем старцем Досифеем. В лагере победителей нет единства.

Князь Иван и его сын Андрей готовы на преступление из-за приглянувшейся им обоим девушки Эммы. Жестокую обиду наносит князь Андрей страстно любящей его раскольнице Марфе, духовной дочери Досифея. Московский люд боится и не любит стрельцов. Над их головою собирается гроза: начальник розыскного приказа Шакловитый диктует старому хитрому подьячему тайный донос на Хованских. Второе действие.

Кабинет князя Голицына, любовника временной правительницы государства царевны Софьи. По приказу князя к нему впускают Марфу для тайного гаданья. Зловеще звучат предсказания Марфы, хорошо знающей положение дел и зорко предвидящей недалекое будущее: неминуемая опала ждет князя. Суеверный и жестокий Голицын приказывает слуге утопить предсказательницу. Собираются созванные Голицыным на совет Иван Хованский и Досифей.

Сюжетной основой оперы послужил заговор князя Хованского против юного царя Петра. Краткое вступление к опере, которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке»,— это не только пейзажная зарисовка удивительной красоты, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Работа растянулась на восемь лет.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым.

Режиссер Александр Титель со сценографом Владимиром Арефьевым не мудрствуя лукаво поместили действие внутрь гигантского сруба и нарядили исполнительские массы более 100 артистов на сцене в более или менее исторические костюмы художник по костюмам — Мария Данилова. В таких условиях посредством мощнейших хоров и тяжеловесных соло живописуется неприлично актуальная история про доносы, репресси.

Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы.

Вторая картина Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе. Голицын — дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. По просьбе Голицына приходит Марфа.

Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что ей открылось, он велит своему клеврету Варсонофьеву утопить Марфу. Появляется Иван Хованский.

Он обвиняет князя в неуважении к боярской чести. Голицын возражает, что борется лишь с боярской строптивостью. Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать. Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей.

Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами.

Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни.

Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением.

В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года он и дал название опере и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать».

Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты.

Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно.

Поворачиваясь то к хору, "перебрехиваясь" с толпой, то успевая петь в сторону, не забывал при этом обращаться к публике. Лариса Гоголевская Сусанна убедительно и страстно провела свою сцену. И хотя, как таковой, голос был пестрый по диапазону и давал "петухов", это было даже уместно в создании образа. Евгений Никитин Шакловитый нарисовал нещадного подлеца в сцене убийства Ивана Хованского всеми возможными сценическими средствами. Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия.

Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами.

А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета.

Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских.

В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен.

В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар.

Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать.

Мусоргского «Хованщина» — характеристика оперы М. Мусоргского 15. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве. Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд.

Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.

Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам

России Л. Тадтаева Балетмейстер — лауреат Всерос. Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности.

Чем муки терпеть на царской дыбе, лучше добровольно уйти в райские кущи к Отцу Небесеному. Апогея всеобщая тревога достигает в сцене в вотчине Ивана Хованского! Самое прекрасное место в опере - изумительный хор "Батя, батя, выйди к нам!

Впечатляющий Иван Хованский Михаила Петренко заставил зрителей понервничать в первом действии, когда под ним, исполняющим выходную арию, явственно заходила лошадь, пытавшаяся то ли рвануть в оркестровую яму, то ли встать на дыбы, чтобы избавиться от поющего седока и укрыться от громовых раскатов музыки. Финал оперы всегда потрясает - массовое самоубийство раскольников в скиту, огонь, пожирающий небольшое церковное строение вместе с людьми, Досифей Владимир Ванеев как духовная твердыня и верный пастырь своих последователей, по своей воле идущих на смерть. Владимир Ванеев явил нам прекрасного Досифея, достойного памяти великого Шаляпина! Спектакль в честь 150-летнего юбилея прославленного русского баса состоялся и прошел успешно! Грандиозная "Хованщина" в очередной раз покорила зрителей и вызвала бурную овацию.

Эту же партию в «Хованщине» когда-то исполнял и Федор Шаляпин. С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано.

Мусоргский почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского.

Из истории оперы «Хованщина»

25 оперных шедевров, опера Хованщина, история создания оперы Хованщина, композитор Мусоргский. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. Хорошо ли то, что либретто оперы написал не большой поэт Жуковский, а скромный рифмоплёт Розен? Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий