Славяне называли медведя Комом. У славянских народов праздник связан с днем весеннего равноденствия, окончания зимы и встречей весны.
Кома это медведь
Славяне называли медведя Комом. У славянских народов праздник связан с днем весеннего равноденствия, окончания зимы и встречей весны. Медведь тотемное животное древних славян. Ком медведь у славян. Пожаловаться. Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. Ком медведь у славян. Пожаловаться.
Комы медведи ударение
Для славян пробуждение медведя от спячки – такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь – ведающий мёд, бер – отсюда берлога (логово бера) и ком. Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. Древние славяне называли медведя "ком". Отсюда и поговорка: "Первый блин комам".
Комы медведи ударение
Как раз на Масленицу в России просыпаются медведи, которые в это время голодны и очень опасны. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин — комам», то есть медведям. Если продолжить это выражение, то второй блин отдавали знакомым, третий — дальней родне, «а четвёртый — мне» — так заканчивается старинная поговорка. День благословления На Руси в Комоедницу считали необходимым благословлять ближних. Считалось, что если раздать благословления, то в течение всего года они вернутся к человеку в двойном объёме. У древних славян существовало даже своё заклинание.
Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Его-то и отметили хабаровчане на площадке в одном из дворов на улице Калараша. Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица — не просто встреча весны. Раньше на Руси она называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Оно в современном календаре приходится на 20 или 21 марта — один из четырех главных праздников года в языческой традиции и один из самых древних. По сути — это земледельческий Новый год. Основные обряды на весеннее равноденствие у славян связаны с чествованием богов: Ярилы бог Весеннего Солнца и Лёли богиня Весны.
Так, ранним утром люди отправлялись к капищу, а на перекрёстке бросали горсть зерна — считалось, что умершие в праздник являются в обличии сорок, для которых и оставляли угощение. Затем накрывались праздничные столы, обязательно с блинами, пятую часть от всех кушаний также оставляли умершим. А по вечерам разводили костры и прыгали через них, веря, что это позволит очиститься от всего плохого. Незамужних девушек и парней ловили верёвками, освободиться от которых можно было, только если заплатить выкуп или быстро выбрать себе пару. Белорусский праздник Комоедицы отмечался не так масштабно. Согласно записям Симеона Нечаева, в этот день, 6 апреля, следует подавать особые блюда, которые соответствуют тому, как питаются медведи. Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. Отсюда, согласно этой версии, и получил название праздник Комоедицы. Затем, после трапезы, нужно было лечь на лавку, но не спать, а медленно перекатываться с боку на бок, подражая тому, как в своей берлоге поворачивается медведь. По поверью, именно на следующий день, на Благовещение, медведи начинали просыпаться от зимней спячки. Суть Комоедицы Какая бы версия происхождения праздника ни казалась наиболее достоверной, их все объединяют две общие черты — это встреча весны и почитание медведя. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Именно поэтому к медведям относились с большим почтением и старались их ублажить, что и показывает Комоедица. Приметы на Комоедицу Приметы на Комоедицу в основном связаны с днём весеннего равноденствия — о том, были ли таковые на белорусскую Комоедицу 6 апреля, сведений нет. В это время, 20 или 21 марта, внимательно следили за погодой — она, по примете, предскажет, какими будут грядущая весна и скорое лето.
Медведи-комы выходят наверх из берлог. У входа в берлогу их клали на круглые пни. Потом брались за пиры, за потехи и игрища: Бой кулачный, а кто ловчее — лазил на столб, Молодецкую удаль-лихость казали да силищу.
Комоедица – Медвежий праздник славян
Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. обычное название медведя у славян, как и Медведь, Бер, Косолапый, Мишка, Мишутка, Топтыгин. Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. И вот так у них медведь становится не только бером, но и комом.
Кома это медведь
Ее языческая основа в историческом, гностическом и обрядовом отношении — маздеизм — формировался в гораздо более раннем периоде — в 5-3 тысячелетии до н. Пророк Заратуштра Заратустра начал проповедовать свои откровения примерно в 1200-х годах до н. Дошедшие до нас сведения об астрономических знаниях древних зороастристов удивляют и ныне их глубиной и точностью. В частности, им было известно не только явление прецессии оси вращения Земли, но даже ее период, который тогда полагали в 25 920 лет современное точное значение — 25 776 лет. Отсюда более поздний древнеславянский круг Сварога.
Знания древнего зороастризма широко использовались в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне, позднее они легли в основу античной науки. У зороастристов учились многие знаменитые ученые раннего Средневековья. Одно из знаменитых химических изобретений зороастристов — греческий огонь , боевая зажигательная смесь, не только горевшая даже в воде, но и самовоспламенявшаяся в ней. Потому греческий огонь невозможно было погасить.
Эта смесь состояла из нефти и селитры с добавкой смеси серы, негашеной извести и фосфида кальция для самовоспламенения в воде. В морских боях действие греческого огня на деревянные корабли было просто ужасающим, и после его изобретения морские границы Византии стали надежно защищены от вражеских нападений. Впервые стрелявшие греческим огнем сифоны были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней: «...
Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнем, и корабли-носители сифонов... Арабы были потрясены... Они бежали в великом страхе».
В 941 византийцы с помощью греческого огня разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. Впоследствии греческий огонь зороастрийцев стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемётов. После прихода воинствующего ислама зороастризм и его научные знания были практически уничтожены вместе с носителями этих знаний, записи сожжены. Дотла разгромленный мусульманами зороастризм в течение 2-3 столетий превратился в отсталое догматическое учение с нынешним весьма небольшим количеством приверженцев.
В настоящее время приверженцы учения Заратуштры — парсы — живут в Афганистане, Пакистане, Иране, Индии. В нынешнем независимом Азербайджане храмы огнепоклонников-зороастристов старательно сохраняют и восстанавливают как свою национальную отличительную особенность , привлекательную для туристов. Некоторые нынешние русские патриоты полагают, что русские являются духовными и генетическими наследниками древних ариев, принявших зороастризм, но это лишь их личные патриотические домыслы, подкрашивающие скудность нынешнего российского бытия. Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта , после которого день становится длиннее ночи , когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Нынешние энтузиасты изучения древней славянской истории, объединенные в так называемые «родноверческие общины», почему-то отмечают этот праздник 23 марта — у наших древних предков были более точные знания астрономии и даты дня весеннего равноденствия. Празднование Комоедицы Восстановленная по разным фрагментарным источникам одна из современных версий сценария праздника; за многие столетия жестоких христианских гонений истинные исторические обычаи этого древнего славянского праздника утрачены безвозвратно. Начало праздничного дня Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно.
Это делалось для того, чтобы на вьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок».
Мокиенко в книге "Давайте правильно говорить по-русски! Он утверждает, что чисто "материалистическое" объяснение русской пословицы, вступает в противоречие с ее древними, исходными вариантами, поскольку в старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: "Первый блин и тот комом" 1736 ; "Первый блин да комом" 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб " - написано в книге Мокиенко. В той же книге описаны обряды Тамбовской губернии, где такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ.
А в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице "для родителей". В других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших", "Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием.
Было еще одно название — «Ком», именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу. Наши предки старались задобрить топтуна символами набирающего силы солнышка. О том, как на Руси отмечали начало Комоедицы — сообщает издание «Аргументы и Факты». Комоедица — Масленица 20 марта: как на Руси отмечали праздник Комоедица знаменовала наступление весеннего равноденствия, пишет pronedra. По своей сути, это был земледельческий новый год. С этого дня светлое время суток увеличивалось, снег таял, и в скором времени начинались полевые работы. Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы.
Пословица "первый блин комам" не зафиксирована ни в национальном корпусе русского языка, ни в сборниках пословиц и поговорок, ни в одном из самых известных сборников, книге В. Даля "Пословицы русского народа". Зато "полный вариант пословицы" — "первый блин комом, а второй знакомым…" действительно существует. Но только в припеве авторской песенки бабушки Варвары из фильма "Вот моя деревня" 1972 года. А праздник Комоедица? А он, вполне вероятно, существовал и даже действительно был связан с медведями. Шейна "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края" 1902 года, довольно популярной в свое время. Книга содержит выдержку из статьи некоего священника Симеона Нечаева о суевериях в Бегомльском приходе Борисовского уезда. Из этого можно сделать вывод, что праздник этот был местечковым, отмечался в отдельных деревнях тогдашней Белоруссии. В честь медведей готовили растительную пищу, варили овсяный кисель и блюдо из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица". Однако в лес никто не ходил, все это ели дома.
Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте?
Велес Бог славян арт. Славянские девушки. Девушка и медведь. Славянка с медведем.
Фотосессия в Славянском стиле. Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь.
Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Славянские боги Ожиганов Велес.
Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология. Велес Бог у славян картины.
Русский мужик с медведем. Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне.
Славянский медведь. Бестиарий волк. Старославянский медведь.
Бестиарий медведь. Боги Руси Велес. Велес Бог боги славян.
Древний Славянский Бог Велес. Скандинавский Берсеркер. Славянские Берсерки рыкари.
Ульфхеднар Берсерк. День пробуждения медведя. День пробуждения медведя Славянский праздник.
Праздники славян медведь. Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт.
Бог Велес медведь. Славянский воин медведь. Медведь тотемное животное славян.
Славянские Тотемы животных. Медведь с самоваром. Чаепитие в живописи.
Велес скотий Бог. Велес — языческий Бог богатства. Картина Максима Кулешова "Богатырская застава.
Богатырская застава Кулешов. Тотемные столбы древних славян. Тотемы славян волк медведь.
Тотем тотемизм. Тотемизм у древних славян. Кулачный бой с медведем на Руси.
Битва медведей. Картины славянской тематики. Боевой медведь.
Масленица состязания. Русские забавы на Масленицу. Спортивные состязания на Масленицу.
Перетягивание Канатна Масленица.
Со страдной порой, с цветами, с травой! Издавна наступление Весны, а с ней и Новолетия на Руси связывали с днём весеннего равноденствия, что по нашему календарю выпадает на 20 или 21 марта. Ночь становится короче дня и это определяет все изменения в природе. Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна.
Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния самой долгой ночи в году , пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом. Утратив свою связь с законами природы, этот праздник утратил и свое истинное назначение.
То, что устраивается сейчас в виде широкого гулянья, распития алкогольных напитков, всеобщего шабаша пришло к нам во время царствования Петра I, который обязал все людно проводить масленицу по образу и подобию традиционных европейских карнавалов.
Празднующие начинают водить вокруг медведя хоровод, громко крича и стараясь разбудить грозного зверя, кидая в него снежки. Но медведь спит до тех пор пока ему не спину не сядет одна из красавиц. И только тогда медведь просыпается и устраивает погоню за убежавшей от него девушкой, прихватившей с собой часть его шкуры. Поймав красавицу, помешавшую ему спать, медведь заключает ее в свои объятия медвежьей хваткой. На этом "пробуди" заканчиваются, а гуляния и игрища продолжаются плавно переходя в праздничный пир. Как видно Комоедица достаточно сильно отличается от Масленницы, пришедшей к ней на смену. Но если вдуматься, то основные элементы праздника перешли из одного в другой. Оба праздника - праздники встречи Весны и проводов Зимы.
Народные гуляния, снежные забавы и игрища похожи. Сжигание Морены-Масленицы, хоть потеряло часть изначального смысла, осталось. А "пробудни" явно трансформировались в масленичные "заигрыши" и смотрины. Вернемся к названию "Комоедица", от куда оно все-таки произошло? До происхождения слова "масленица" мы так и не добрались еще. Бытующее объяснение о связи блинов с маслом, меня лично не устраивают. Но пока про Комоедицу, про начало "комо-" уже упомянули, от слова "ком"-медведь. От сюда и пословица - "Первый были комом" "Если и седьмой блин комом...
В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В древние времена двухнедельное празднование Комоедицы имело для славян-земледельцев большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года, вплоть до Осеннего Равноденствия. Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара. В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца. Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества. Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы. Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства.
Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком отсюда правило: «первый блин — комам», то есть медведям. Также медведь-ком был для славян олицетворением далёкого предка. На Комоедицу также принято спускать с горы горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод.
18-24 марта - масленица-комоедица
Фотосессия в Славянском стиле. Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь. Легенда о медведе.
Медведь в мифологии. Славянские боги Ожиганов Велес. Ожиганов Славянская мифология.
Берендей Славянская мифология. Велес Бог у славян картины. Русский мужик с медведем.
Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне. Славянский медведь.
Бестиарий волк. Старославянский медведь. Бестиарий медведь.
Боги Руси Велес. Велес Бог боги славян. Древний Славянский Бог Велес.
Скандинавский Берсеркер. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Берсерк.
День пробуждения медведя. День пробуждения медведя Славянский праздник. Праздники славян медведь.
Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт. Бог Велес медведь.
Славянский воин медведь. Медведь тотемное животное славян. Славянские Тотемы животных.
Медведь с самоваром. Чаепитие в живописи. Велес скотий Бог.
Велес — языческий Бог богатства. Картина Максима Кулешова "Богатырская застава. Богатырская застава Кулешов.
Тотемные столбы древних славян. Тотемы славян волк медведь. Тотем тотемизм.
Тотемизм у древних славян. Кулачный бой с медведем на Руси. Битва медведей.
Картины славянской тематики. Боевой медведь. Масленица состязания.
Русские забавы на Масленицу. Спортивные состязания на Масленицу. Перетягивание Канатна Масленица.
Ульфхеднар Скандинавская мифология. Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг.
Берендей оборотень медведь.
Второе - названия. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица сырная седмица предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально же праздник назывался Комоедица и отмечался, как я уже упоминала, в день весеннего равноденствия 20 или 21 марта по современному календарю , после которого день ачинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям.
Первый масленичный блин полагалось относить в лес. В этот день на столы выставлялись не только блины, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником — гороховые каши и овсяные кисели. Жители таежные считали, что после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку.
Медведь у древних славян — властелин леса, зверь, воплощающий силу и могущество. Славяне ассоциировали зверя с Велесом — покровителем междумирья, богом, которому подвласны Явь и Навь. Зимой Велес бродил по лесам в обличье большого черного медведя, а весной оборачивался человеком. Знак Велеса — бычья голова или медвежья лапа. Ком — медведь, но не совсем. По легендам, это волшебный медведь, дух леса, живущий внизу в утолщении ствола.
От того же корня образовано слово «комель» — толстая часть ствола у корневища. Деревья спиливали «под комель». Команика или куманика — ягода, растущая на лесных опушках и по берегам рек. Как и простой медведь, он был голоден и слаб. Чтобы напитать хозяина леса силой, женщины пекли обрядовые блины, которые и несли на опушку. Клали на пни, жилище духа, с тем, чтобы хозяин леса распределил подношение среди нуждающихся лесных обитателей. Из этого обычая возникла пословица «первый блин комам», т. Вместе с тем весенний обряд мог быть частью культа почитания предков. Культ медведя — один из самых древних культов поклонения животным-предкам.
Он существовал у славян, финнов, саамов, нивхов, айнов. Археологические находки свидетельствуют, что медведю поклонялись еще древние неандертальцы. Средневековые финны верили в то, что медведи — это божества, спустившиеся с небес, способные перевоплощаться. Поэтому, убивая медведя, они просто позволяли божеству отправиться домой. Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство. Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам. Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника — «Комоедица», т. Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта 6 апреля. Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге.
Автор описания — этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год. Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье — поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Традиции празднования Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое — сушеный репник травянистое растение семейства крестоцветных. Второе блюдо — овсяный кисель. Третье — гороховые блины или «комы». Первое символизирует растительную пищу в принципе. Второе и третье — продукты, которыми угощали хозяина леса и старались задобрить.
После обеда совершали ритуал пробуждения медведя. Каждая семья укладывалась «спать», но не спала, а перекатывалась с боку на бок, имитируя поведение медведя в берлоге. Однако тот факт, что описание встречается только в единственном экземпляре, заставляет этнографов сомневаться в его правдивости. В некоторых интернет-источниках Комоедицу объединяют с Масленицей. Но праздники не совпадают по датам и смыслу. Масленица — это проводы зимы. Комоедица — встреча весны, которая приходится на момент весеннего равноденствия. Объединяют их блины как пища, которой угощались сами, угощали друзей и подносили предкам. Народные приметы Комоедицу связывают с весенним равноденствием, которое приходится в 2022 году на 20 марта.
Солнце перейдет в созвездие Рыб в 18:33 по московскому времени, и в Северном полушарии наступит астрономическая весна. Как и на Масленицу, в этот день прыгали через костры и катали огненное колесо, символизирующее солнце. Цель действа — очищение. Очищение человека от бед и неудач, а также города или деревни от всего темного и негативного. Приметы, связанные с равноденствием: если стоит теплая погода, то следующие 40 дней будет тепло, а если ударил мороз, то и следующие дни будут морозными; дождь в этот день — к ранней весне; сильный ветер — будет ветрено следующие 2 недели; если облака плывут высоко в небе, легко и быстро, то лето будет теплым, а год — удачным для крестьянина; наблюдать стаи летящих птиц — к урожаю зерновых. Читайте такжеНавруз — древний праздник и факты о нем: история, традиции, значение Приметам, связанным с птицами, весной придавали особое значение. Жаворонок — вестник весны. Увидеть жаворонка — к счастью. Ласточки летают стайками.
Увидеть стайку — к счастью, одинокую ласточку — весь год оставаться одиноким. Вместе с комами в лесу на равноденствие просыпались и другие лесные духи. Поэтому в этот день не завязывали на одежде узлы. Завяжешь — на весь год долю запечатаешь. Что нельзя делать в день весеннего равноденствия: лениться — весна не любит безделья; отказывать нуждающимся — иначе год пройдет в нищете; ругаться и злословить — удача отвернется. Другие праздники в день весеннего равноденствия Комоедица, описанная Симеоном Нечаевым и Шейном, не единственный праздник весеннего равноденствия, равно как и не единственный медвежий праздник у древних народов. В финском эпосе «Калевала» встречаются упоминания о медвежьем культе. Дохристианские финны верили, что медведь пришел со звезд на землю. После удачной охоты на хищника они устраивали праздник Karhunpeijaiset.
В переводе его название означает «праздник медведя». Цель празднования заключалась в том, чтобы задобрить хищное божество и убедить его — охотник «уважает медведей», а убийство произошло случайно. После того, как мясо съедали, кости закапывали, однако череп, который содержал душу зверя, помещали высоко на ветви сосны. Возможно, сосна символизировала мировое древо, а размещение черепа на верхушке — доставку души медведя на небо, домой. Сохранился медвежий фестиваль и на Пиренейском полуострове. Во время праздника мужчины, одетые как медведи, имитируют нападения на людей на улицах. В Арле разыгрывается театрализованное представление.
Под чучелом подразумевается Марена-Зима, после сожжения которой в мир приходит Весна, а с ней и расцвет Земли-матушки. Изготавливали чучело только девушки, наряжая его в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых. Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры стенка на стенку, перетягивание каната и т. Как же проходила «главная игра» Комоедицы? Находясь в крепости, Марена была под защитой своих слуг — девушек, ряженых в «хари» обрядовые маски. За Весну же в этой битве боролись парни — «Слуги Ярилы», задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости проходил в три захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевал отвоёвывание одного из миров Явь, Навь и Правь. После третьего захода воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего чучело сжигали. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и всё плохое. Но Масленицей он стал именоваться лишь с XVI века, когда был включён в церковные праздники.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
- Комоедица (праздник) — Википедия
- Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
- Блин комАм и прочие языческие странности
- Кого называли комами?
- «Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям?
Комоедица у славян
Дело в том, что христиане — «лунники», поэтому многие праздники получаются с плавающими датами, так как зависят именно от лунных циклов. То есть основные праздники приходились на дни солнечной активности. И Масленица, которая тогда называлась Комоедицей, праздновалась в день весеннего равноденствия, то есть 21 марта, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света, пробуждение природы, когда Ярило-Солнце растапливает снега. Комоедица — это, по сути, языческий Новый год. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считалось, что олицетворение солнца — мальчик Коляда становится солнцем-юношей Ярилой.
Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Древние славяне называли медведя комом. Отсюда и название праздника Комоедица.
Мало кто знает эту пословицу в полном варианте. Но первую фразу «Первый блин комом» знает каждый.
Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы.
Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы.
Согласно древним преданиям, медведь был символом Русской земли, и его изображение можно найти на гербах разных княжеств. Медведь также часто упоминается в литературных произведениях, народных сказках и песнях. Такое множественное употребление этого животного в культуре Руси привело к появлению устойчивой фразеологической единицы « медведь ком «. Термин «ком» в данном случае имеет несколько значений. Во-первых, это может быть связано с философским представлением о медведе, который считался спящим существом, обитающим в кровати с мхом и покрытом глубокой спячкой. Таким образом, медведь ком становится символом покоя, безопасности и умиротворения. Во-вторых, слово «ком» может быть связано с одеждой. В древней Руси «ком» — это своеобразное пальто, ношенное на русскую землю или другие восточные народы.
Они талантливы, и каждый из них хочет не просто добиться успеха в искусстве, но и создать настоящую красоту. Есть две молодые женщины — Нинон и Виолетта, олицетворяющие два полярных женских характера, и ошибка в любви, которую совершил художник Рауль, ослепленный красотой своей натурщицы. Начало в 18:30. Каждая по-своему мечтает: одной надобно, чтоб жених «принцем был, все ее капризы исполнял да леденцы всегда дарил», а другая хочет такого человека встретить, «чтобы только раз глянуть — и колокольчики в голове на всю жизнь, а любовь такая, что не наколдуешь». Начало — в 11:00. Мюзикл в двух действиях «В джазе только девушки» Два друга-музыканта крутятся как могут, чтобы подзаработать и расплатиться с долгами. Когда-то они работали в цыганской чайной и носили серьги, а потом в гавайском ансамбле и носили юбки… Судьба подталкивает их к решению превратиться из Джо и Джерри в Дафну и Джозефину, ведь в этом джазе только девушки. Оркестр Милашки Сью отправляется в Майами, а это шанс и подзаработать, и скрыться от гангстеров. Почтенный бизнесмен Эдмонд Фонтаж желает выдать дочь за делового партнера, но Кристиана уже давно влюблена в отцовского секретаря — доброго и порядочного, но небогатого Огюстена. Голова отца семейства идет кругом, а тут в доме Фонтаж возникает информация, что у Эдмонда есть внук. Проблемы отцов и детей становятся совсем запутанными, когда у отпрысков появляются... По-французски легкая и остроумная комедия «Просто бэби, или Любовь по-французски» — это извечная история о той неразберихе, которая происходит в каждом семействе, когда родители обнаруживают, что послушные малыши внезапно повзрослели Начало в 19:00. От 2100 рублей. С первых минут действия зрители попадают на сказочный праздник, где черт крадет месяц с неба, летают вареники и танцуют мешки… Зрелище пестрит яркими красками костюмов и декораций, звучит задорная музыка, песни и танцы — одним словом, здесь есть всё, чтобы отдохнуть и отвлечься от рядовых будней. От 350 рублей. Молодежный театр 1 мая Сказка «Кот в сапогах» Он умен, остроумен, находчив и предан другу, и, наконец, он в сапогах. Конечно, речь идет о любимце детей многих поколений, Коте в сапогах, который достался в наследство младшему из сыновей мельника и принес своему хозяину богатство и счастье. Начало в 12:00. Новый экспериментальный театр 27 и 28 апреля Драма «Космос» Татьяна живет в провинциальном городке Бугульма и работает учителем английского в той же школе, которую когда-то окончила сама. Ее жизнь — как бесконечный «день сурка»: унылые серые дни тянутся один за другим: школа-дом-школа-дом. Муж давно погиб, сын вырос и отдалился. Но внезапно она узнает, что в городок собирается приехать знаменитый космонавт, он же — ее бывший одноклассник и первая любовь. И, конечно, он зайдет в родную школу. Жизнь Татьяны больше не будет прежней — в ней просыпается желание счастья и надежда на чудо. От 200 рублей.