По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном. Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. На избирательных участках в Москве и Подмосковье зафиксированы случаи задержания граждан, которые оставили надписи на бюллетенях. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
«Важное про выборы»: чем можно заполнять бюллетень
Чтобы испортить бюллетень, нужно сделать это прямо в кабине для голосования, а затем опустить испорченный бюллетень в урну для голосования. Согласно действующему законодательству, бюллетень признается недействительным, если избиратель поставил в нем знаки более чем напротив одного кандидата, списка кандидатов. При этом не имеет значения, каким именно образом будут сделаны отметки в бюллетене - галочками, крестиками, подписями. Главное - чтобы их было больше одной. Также бюллетень будет признан недействительным, если в нем имеются какие-либо посторонние записи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок напротив кандидатов. Правовые последствия испорченных бюллетеней Какие же правовые последствия наступают, если избиратель испортил бюллетень одним из вышеописанных способов? Во-первых, такой бюллетень не будет засчитан ни одному из кандидатов или партий, участвующих в выборах. При подсчете голосов испорченные бюллетени выделяют в отдельную категорию и не учитывают при распределении депутатских мандатов или определении победителя выборов. Во-вторых, испорченный бюллетень увеличивает явку избирателей на выборах.
Поскольку при подсчете явки учитываются все извлеченные из урн бюллетени, включая недействительные. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Поэтому высокая доля испорченных бюллетеней требует тщательной проверки и анализа. Как отличить ошибку от сознательной порчи бюллетеня При анализе испорченных бюллетеней важно понимать, какие из них были испорчены преднамеренно, а какие - по ошибке избирателя. К типичным непреднамеренным ошибкам можно отнести: Небрежную отметку, выходящую за границы квадрата напротив кандидата. Двойную отметку в результате рассеянности избирателя. Забывчивость поставить отметку вообще. А вот явные признаки сознательной порчи бюллетеня: Множественные отметки по всему бюллетеню.
Оскорбительные надписи в адрес кандидатов. Полностью зачеркнутый бюллетень. Испорченные бюллетени на выборах президента РФ Рассмотрим конкретный пример - испорченные бюллетени на выборах президента РФ.
Голосование вне помещения для голосования Если Вы по состоянию здоровья или инвалидности не имеете возможности самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то проголосовать вне помещения для голосования на дому Вы можете только в день голосования на основании своего письменного заявления или устного обращения в том числе переданного при содействии других лиц. Для этого Вам необходимо обратиться в УИК в любое время, начиная с 8 марта, но не позднее 14 часов по местному времени 18 марта 2018 года. Заявление устное обращение , поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем Вы либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, должны быть уведомлены устно непосредственно в момент принятия заявления устного обращения.
В заявлении устном обращении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования Вы должны указать причину инвалидность или болезнь , по которой Вы не можете прибыть в помещение для голосования. Для проведения голосования вне помещения для голосования к Вам на дом выезжают члены УИК, предварительно уведомив Вас о прибытии по контактному телефону. Также при проведении такого голосования могут присутствовать наблюдатели. В случае если Вы или Ваш представитель подавали устное обращение, то по прибытии членов УИК Вы должны написать письменное заявление. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования Вы указываете серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяете получение бюллетеня. В случае если Вы не можете самостоятельно написать заявление, Вы можете воспользоваться помощью другого лица.
С Вашего согласия или по Вашей просьбе серия и номер предъявляемого Вами паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом УИК. Члены УИК удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на Вашем письменном заявлении. Заполнив избирательный бюллетень, Вы опускаете его в переносной ящик для голосования. Если Вы, подав заявление о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, прибыли в помещение для голосования после выезда к Вам членов УИК, то Вы сможете проголосовать только после возвращения членов комиссии в помещение для голосования. Голосование по месту нахождения Если в день голосования Вы планируете находиться не по месту своего жительства, то Вы сможете проголосовать по месту своего фактического нахождения, в том числе и вне помещения для голосования то есть на дому.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень, не содержащий отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, или в котором знак проставлен более чем в одном квадрате, считается недействительным. Если вы ошиблись Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, то согласно п. Голосование на дому Проголосовать вне избирательного участка могут те избиратели, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном участке, но не могут по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Помните, что все заявления или устные обращения о голосовании вне избирательного участка должны быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за четыре часа до окончания времени голосования, то есть до 16 часов 2 марта 2008 года.
Каждый избирательный бюллетень оснастили специальной защитой, позволяющей установить ее подлинность. Как выглядит официальный избирательный бюллетень, за кого в нем можно проголосовать и как правильно заполнить — в материале «Известий». Текст размещен на одной стороне листа, информация напечатана на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта РФ, текст на бюллетене могут напечатать на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а также на языках народов России на территориях их компактного проживания. В верхней части документа указано, что бюллетень предназначен для голосования на выборах президента РФ, назначенных Советом Федерации на 17 марта 2024 года. В правом верхнем углу документа отведено место для наклеивания специального отличительного знака официального бюллетеня — марки, а также для подписей двух членов УИК с правом решающего голоса и печати УИК. Без них бюллетень при подсчете голосов будет считаться неофициальным, а сам голос не будет учитываться. Ниже располагается блок с памяткой о правильном заполнении бюллетеня для избирателей. Под ним разместили самую большую часть — информацию о зарегистрированных кандидатах и части для заполнения самими избирателями. Для сведений о каждом кандидате выделили одинаковые части бюллетеня и разделили информационные блоки прямой черной линией. В 2024 году ЦИК России допустила до участия в выборах четырех кандидатов. Фамилии кандидатов на бюллетене разместили в алфавитном порядке. В информационном блоке о кандидатах указали: — год рождения; — основное место работы, включая занимаемую должность; — способ выдвижения самовыдвижение или от политической партии ; — название партий тех кандидатов, кто к ним принадлежит, а также статус участников в них. По заявлению ЦИК, всего для выборов президента России будет напечатано более 113 млн бюллетеней.
Глава ЦИК объяснила, почему электронная урна не сразу приняла бюллетень у Путина
Что будет, если испортить бюллетень на выборах? | Заполнять избирательный бюллетень необходимо в отдельной кабинке. |
Если избиратель допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня то он вправе | В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени. |
Ответы : Помогите пожалуйста. | Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. |
Как правильно заполнить избирательный бюллетень | Избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда Вы не имеете возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень. |
Поговорим, как правильно заполнять бюллетень
Как заполнить избирательный бюллетень? Каждый избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам. агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя, в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней. Отказ участковой избирательной комиссии выдать бюллетень Иванову после того, как он обратился с заявлением на имя председателя, может быть неправомерным и нарушением избирательных прав Иванова. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках, может быть меньше числа избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования, в случае, если избиратель унес избирательный бюллетень. избирательный бюллетень — последние новости сегодня на избирательный бюллетень — все самые свежие новости по теме.
Поговорим, как правильно заполнять бюллетень
Надо признать, что в настоящее время российская избирательная система, по оценкам непредвзятых экспертов, является одной из самых эффективных и технологичных избирательных систем в мире. Если использовать терминологию бизнеса, то избирательная система России клиентоориентирована. Еще в прошлом году в Нижегородской области была внедрена и апробирована кампания «ИнформУИК» по адресному информированию избирателей в формате поквартирных подомовых обходов, с использованием специального мобильного приложения. В этом году с 17 февраля кампания «ИнформУИК» началась во всех районах области. По данным областной избирательной комиссии, 7 445 членов участковых избирательных комиссий УИК Нижегородской области задействованы в проекте «ИнформУИК» на территории региона в преддверии выборов президента РФ.
Уже известно, что на закупку 7566 планшетов из бюджета выделили 86,63 млн рублей. Кроме того, на дополнительную оплату за подомовой обход избирательным комиссиям региона выделили еще 175,13 млн рублей. В целях обеспечения безопасности нижегородцев, как сообщили в Облизбиркоме, участники проекта «ИнформУИК» в ходе поквартирных обходов должны соответствовать единым утвержденным стандартам. Как правило, посещения квартир и домов нижегородцев осуществляется по будням — в вечернее время с 17:00 до 20:00 , в выходные — в течение всего дня с 10:00 до 18:00.
В ходе такого обхода членам УИК предстоит дойти до каждого избирателя, пригласить на выборы, рассказать о кандидатах, проинформировать о дате и способах голосования, месте расположения и времени работы участковых избирательных комиссий. Часто задают вопрос о наличии в бюллетене графы «против всех». Такой графы в бюллетене нет. Еще в 2006 году данную графу отменили законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов».
Для того, чтобы заполнить бюллетень правильно, надо обратить внимание на то, что памятка по заполнению избирательного бюллетеня находится в его верхней части и называется «Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня». Для выражения своего волеизъявления, избирателю необходимо поставить любой знак в пустом квадрате справа от фамилии одного из зарегистрированных кандидатов, в пользу которого он решил проголосовать.
Члены УИК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям устным обращениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления устные обращения которых зарегистрированы в реестре или заверенной выписке из него, с которой они прибыли к избирателю. Время окончания голосования вне помещения 20-00, то есть последний голосующий — тот к кому Вы прибыли до 20-00.
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика прибытия в помещение УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие голосование вне помещения для голосования вносят в список избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, и проставляют в соответствующих графах списка избирателей отметку «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставят свои подписи. Указанные в акте лица подписывают составленный акт. После чего осуществляется возврат секретарю УИК неиспользованных и испорченных избирателями при заполнении избирательных бюллетеней, а также передача ему оформленного акта и письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения. При этом осуществляется проверка соответствия числа привезенных письменных заявлений избирателей числу проголосовавших вне помещения избирателей по данному выезду.
Если избиратель, от которого поступило заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению устному обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. При перепечатке и использовании информации ссылка на источник обязательна. Для сайтов и страниц сети Интернет обязательна активная гиперссылка на сайт сетевого издания «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края». Учредитель: избирательная комиссия Краснодарского края.
Фамилии кандидатов на бюллетене разместили в алфавитном порядке. В информационном блоке о кандидатах указали: — год рождения; — основное место работы, включая занимаемую должность; — способ выдвижения самовыдвижение или от политической партии ; — название партий тех кандидатов, кто к ним принадлежит, а также статус участников в них. По заявлению ЦИК, всего для выборов президента России будет напечатано более 113 млн бюллетеней. Графа «против всех» на выборах президента РФ 2024: будет или нет Пункт «против всех» обычно располагают в избирательном бюллетене после всех зарегистрированных кандидатов. С помощью него избиратель может принять участие в голосовании, не выбрав при этом ни одного из указанных в бюллетене кандидатов. В избирательном бюллетене для голосования на мартовских выборах президента России 2024 года графа «против всех» отсутствует.
В 2006 году президент РФ Владимир Путин отменил данную графу законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов». Как правильно заполнить избирательный бюллетень Памятка по заполнению избирательного бюллетеня находится в верхней части документа и называется «Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня». По ней избирателю необходимо поставить любой знак в пустом квадрате справа от фамилии одного зарегистрированного кандидата, в пользу которого он решил проголосовать. Если на избирательном участке, где проводится голосование, установлены прозрачные ящики для сбора бюллетеней, то в целях защиты тайны выбора избирателя заполненный бюллетень необходимо опускать в ящик лицевой стороной вниз. Также о том, как правильно заполнить бюллетень и куда его относить, избирателю разъяснят члены УИК. Кроме того, в помещении для голосования установят информационный стенд, на котором можно будет изучить образец правильно заполненного бюллетеня для голосования и информацию обо всех зарегистрированных кандидатах.
В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он может обратиться к члену УИК с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю.
При этом в современной электоральной истории Италии самым высоким данный показатель был в 2006 году — 5. В Кыргызстане в соответствии со статьей 39 Кодекса о выборах каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В соответствии со статьей 40 Кодекса о выборах в случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является высоким: так, при проведении парламентских выборов в 2007 году оно равнялось 0. Таким образом, за последние годы с 2007 года наблюдается резкий рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 7. В Латвии при проведении парламентских выборов в соответствии со статьей 23 Закона о выборах в Сейм в редакции от 23 июля 2011 года в случае, если избиратель испортил избирательный бюллетень или специальный конверт до вложения этого избирательного бюллетеня в конверт, взамен ему выдаются новый конверт для голосования или новые избирательные бюллетени, содержащие списки кандидатов, баллотирующихся в соответствующем избирательном округе. О повторном получении конверта для голосования избиратель расписывается в списке избирателей, подтверждая, и об этом делается отметка в протоколе хода голосования. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 0. Таким образом, за последние годы с 2003 года наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1. При этом в современной электоральной истории Латвии самым высоким данный показатель был в 2010 году — 2.
В Литве в соответствии со статьей 58 Закона о выборах Сейма в избирательном бюллетене должно быть напечатано, в частности, указание избирателю о том, как заполнять избирательный бюллетень, и выделены специальные места в избирательном бюллетене для изъявления воли избирателя. При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством статьей 66 указанного Закона по просьбе избирателя вместо испорченного избирательного бюллетеня ему выдается новый избирательный бюллетень. При этом лицевая сторона испорченного избирательного бюллетеня должна быть перечеркнута членом участковой избирательной комиссии, который также должен поставить на нем свою подпись. Взамен испорченного избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень. Испорченный избирательный бюллетень подлежит учету и упаковывается хранятся отдельно. В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени не учитываются при подсчете голосов избирателей. При этом, однако, в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирателей на избирательном участке имеются отдельные строки об аннулированных избирательных бюллетенях, а также об испорченных избирательных бюллетенях.
Так, при подсчете голосов избирателей на основании подписей в списке избирателей, удостоверений избирателя, листков о прибытии, испорченных избирателями и возвращенных для замены на пустые избирательные бюллетени производится проверка законности выдачи членом участковой избирательной комиссии всех избирательных бюллетеней. При этом испорченные избирательные бюллетени публично подсчитываются участковой избирательной комиссией, аннулируются путем обрезки правого верхнего угла, вкладываются в специально предназначенные для этого конверты и на этих конвертах проставляются печати. Число испорченных избирательных бюллетеней заносится в протокол подсчета голосов. В целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней, среди которых имеются избирательные бюллетени, выданные избирателям взамен испорченных, является довольно значительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 4. Таким образом, за последние годы с 2000 года наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0. При этом в современной электоральной истории Литвы самым высоким данный показатель был в 1990 году — 5. На Мальте при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
Таким образом, за последние годы с 2003 года наблюдается рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1. При этом в современной электоральной истории Мальты самым высоким данный показатель был в 2022 году — 2. В Молдове в соответствии со статьей 59 Кодекса о выборах от 21 ноября 1997 года в случае если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, участковое избирательное бюро по его просьбе аннулирует этот избирательный бюллетень и выдает ему новый избирательный бюллетень только один раз. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе о результатах подсчета голосов с указанием в строке «Количество неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней для голосования», а также в списке избирателей. На этой основе испорченные избирательные бюллетени отдельно не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 2. Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.
При этом в современной электоральной истории Молдовы самым высоким данный показатель был в 1995 году — 5. В Папуа — Новая Гвинеи в соответствии с законодательством при проведении выборов избиратель вправе получить другой избирательный бюллетень взамен испорченного. При этом сотрудник участкового избирательного органа вкладывает испорченный избирательный бюллетень в специальный конверт с надписью «Испорченные избирательные бюллетени». Вместе с тем, в целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 1982 году парламентских выборов недействительными было признано 1. В Словении при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 3. Таким образом, за последние годы с 2000 года наблюдается значительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2.
В США в соответствии с законодательством штатов при проведении выборов и голосования, в том числе по почте, избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного например, штаты Виргиния, Канзас, Техас. Для получения нового избирательного бюллетеня взамен испорченного избиратель, принимающий участие в голосовании по почте, должен не позднее окончания официального времени голосования на соответствующих выборах подать в избирательный орган графства непосредственно лично, либо по почте или в электронном виде заявление по установленной форме например, штат Монтана. Так, в штате Монтана в соответствии с законодательством в указанном заявлении избиратель должен указать, в частности, о том, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, либо что избирательный бюллетень поврежден, испорчен. В указанном заявлении избиратель также подтверждает, что он осознает ответственность, предусмотренную законодательством, за множественное голосование. Новый избирательный бюллетень взамен испорченного может быть получен избирателем непосредственно в помещении избирательного органа, либо по доверенности, выданной другому избирателю, либо выслан избирателю по почте по указанному избирателем почтовому адресу При этом в соответствии с законодательством штата Канзас избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, при этом особо оговаривается, что избирателю может быть произведена выдача нового избирательного бюллетеня не более двух раз. В законодательстве штата Техас закреплено положением о том, что сотрудник участкового избирательного органа должен вести реестр испорченных избирательных бюллетеней и выданных избирателям новых избирательных бюллетеней взамен испорченных. В целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 2000 году президентских выборов недействительными было признано 0.
В Таджикистане в соответствии со статьей 60 Конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» в случае, если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе попросить у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего ему избирательный бюллетень, выдать ему новый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдав ему новый избирательный бюллетень, делает в списке избирателей соответствующую отметку. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней являлся относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 0. В Туркменистане в соответствии со статьей 72 Избирательного кодекса от 4 мая 2013 года по просьбе избирателя ему может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
Памятка наблюдателя
Как выглядит бюллетень, и как правильно его заполнять, рассказали в Центральной избирательной комиссии. Пустой бюллетень, то есть бюллетень, не содержащий отметок в квадратах справа от наименований политических партий (сведений о кандидатах), входит в группу недействительных бюллетеней. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. Сверху листа указывается информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня и о том, какой бюллетень считается недействительным. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) не с первого раза принял бюллетень у российского лидера Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы, поскольку глава государства вкладывал документ заполненной стороной вверх.
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.
На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу — в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу — в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования. Федерального закона от 09. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования.
Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.
В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в установленном порядке.
КЭГ позволяет в последний момент изменить свое решение. Еще стоит отметить, что система значительно затруднит нечистым на руку комиссиям подделывать повторный протокол голосования, переписывая первый.
Однако, такая система не способна противостоять уже давно использующимся на участках способам фальсификации. Например, многократному голосованию одних и тех же избирателей в простонародье «карусель» , многократному голосованию по открепительному удостоверению и, конечно, принуждению к голосованию. А главное, нужно понимать, что электронный бюллетень — это программа. А, следовательно, электронное устройство можно запрограммировать таким образом, чтобы оно изначально считало голоса неправильно. В итоге получится, что как бы человек не проголосовал, программа засчитает голос в той графе, что прописана в заданных параметрах.
Как правильно заполнить избирательный бюллетень
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) принял заполненный бюллетень у президента России Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы с третьего раза из-за того, что глава государства вкладывал его заполненной стороной вверх. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя, в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней. Центральная избирательная комиссия приняла беспрецедентные меры по соблюдению тайны голосования и ввела многоступенчатые меры защиты избирательных бюллетеней.
Выборы президента в 2024: как голосовать, есть ли графа «против всех»
Избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую так, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. "Во-первых, мы четко должны понимать: заполненный бюллетень, который показан на публику, в интернет выложен либо на камеру – это уже нарушение тайны голосования. агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя, в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней. Сверху листа указывается информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня и о том, какой бюллетень считается недействительным. Суд отказался считать доказательством вбросов бюллетеней видео с ползущей на коленях к урне женщиной.
ЦИК снова разъяснил, почему нельзя фотографировать бюллетени на выборах
Когда проводится голосование на дому? Голосование на дому проводится только в день голосования — 10 сентября 2017 года и только на основании поступившего в участковую комиссию заявления или устного обращения избирателя. Если обращение в УИК передано устно например, по телефону , по прибытии членов УИК на дом к избирателю он пишет заявление о голосовании на дому. Какие сведения должны содержаться в письменном заявлении о предоставлении мне возможности проголосовать на дому?
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства. При получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении в его получении. Что делать если я не могу заполнить письменное заявление?
Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. УИК должна обеспечить прибытие к месту проведения голосования не менее чем двум членам УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями. Голосование вне помещения для голосования может проводиться одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, если при этом присутствует не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями.
После прибытия к избирателю он должен предъявить паспорт или документ его заменяющий и только тогда ему выдается бланк заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, указывает ту же причину голосования, которая ранее им была заявлена в устном обращении в УИК, и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса.
После чего избирателю выдается избирательный бюллетень, а члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней с учетом вида выборов и совмещения выборов — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, наблюдателем, например, родственника или иного находящегося в помещении лица.
В таком случае избиратель устно извещает прибывших о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня.
В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу в том числе в выходные и нерабочие дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений пункт 11 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено часть 7 статьи 241 КАС РФ. Административный истец до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела о защите избирательных прав в суде первой инстанции, вправе изменить дополнить основания административного иска о защите избирательных прав, в том числе после истечения сроков, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса.
В таких случаях суд вправе решить вопрос об истребовании доказательств для проверки дополнительных оснований, приведенных административным истцом, с учетом временных рамок избирательного или референдумного процесса и необходимости оперативного разрешения дела. Извещение лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав 44. В целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия части 1, 11 статьи 96 КАС РФ. Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной частной жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания предварительного судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 8, 10 статьи 96 КАС РФ. Указанные выше и иные лица, наделенные публичными полномочиями, могут извещаться судом также посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 11, 10 статьи 96, часть 6 статьи 99 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств часть 9 статьи 96 КАС РФ. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, в частности, путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда часть 1 статьи 243 КАС РФ.
Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованного лица статья 47, часть 4 статьи 243 КАС РФ. Рассмотрение дела о защите избирательных прав 47. Дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей пункт 11 части 1 статьи 20, часть 2 статьи 243 КАС РФ. Следует иметь в виду, что дела о защите избирательных прав не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного письменного производства часть 6 статьи 243, часть 2 статьи 291 КАС РФ.
Дела данной категории рассматриваются судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица и прокурора части 3 и 4 статьи 243 КАС РФ. При решении вопроса о круге лиц, участвующих в деле, в том числе о привлечении заинтересованных лиц, надлежит исходить из того, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав. По административному делу об оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением, данное избирательное объединение привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Суд вправе привлечь к участию в административном деле о защите избирательных прав ЦИК России для дачи заключения, за исключением случаев участия ЦИК России в административном деле в качестве административного истца, административного ответчика или заинтересованного лица часть 7 статьи 243 КАС РФ.
При этом суд не связан содержанием заключения ЦИК России и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон пункт 14 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ. При необходимости ознакомления с материалами административного дела лица, участвующего в деле, продолжительность и порядок такого ознакомления определяются судом с учетом срока рассмотрения дела и временных рамок избирательного или референдумного процесса. В случае, когда лицо принимает участие в деле по видео-конференц-связи, в целях оперативного рассмотрения дела и недопущения злоупотреблений правами со стороны участников судебного разбирательства, а также с учетом реальной возможности указанных лиц и их представителей прибыть в здание суда для ознакомления с материалами дела суд вправе огласить материалы в необходимом объеме в судебном заседании с занесением соответствующих сведений в протокол при наличии ходатайства об ознакомлении с материалами дела часть 4 статьи 2, статьи 142, 1421, 164, пункт 13 части 3 статьи 205 КАС РФ. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе на основании решения суда, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме.
При рассмотрении административного искового заявления о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе суд обязан оценить характер и степень допущенного им нарушения и его последствий для нормального осуществления возложенных на участковую комиссию полномочий. В случае принятия судом решения об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе такое лицо не должно допускаться к участию в деятельности комиссии. В частности, данное лицо не вправе выступать на заседании комиссии, знакомиться с документами и материалами, голосовать и требовать проведения голосования по вопросам, относящимся к компетенции комиссии. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе , создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ.
Доказательства и доказывание 53. Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в том числе в части вывода о недействительности и или недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих статьи 69, 77 КАС РФ. При проверке данных об избирателях, участниках референдума, указанных в подписном листе, в суд представляются паспорта избирателей, участников референдума в оригинале или в форме надлежаще заверенной копии на бумажном носителе.
Копии паспортов избирателей, участников референдума, не соответствующие указанным требованиям, признаются судом недопустимыми доказательствами пункт 11 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав, части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61, часть 2 статьи 70 КАС РФ. Отдельные вопросы материального права Выдвижение кандидата. Основания для отказа в регистрации кандидата 55. Необходимым условием для выдвижения кандидата в том числе в составе списка кандидатов является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки.
Эти заявление и документы кандидат кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов обязан представить лично и заверить лично статья 32, пункты 2, 22, 3, 31 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ. Представление и заверение указанных документов иными лицами в частности, секретарем избирательной комиссии являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены пункты 2 и 3 статьи 4, статья 32, пункты 2, 22, 3, 31, 51 статьи 33, подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копии паспорта отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности роде занятий , а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копий соответствующих документов пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, подпункт "в" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Документы о выдвижении находящегося под домашним арестом гражданина в качестве кандидата на выборах могут быть представлены в избирательную комиссию его защитником по уголовному делу, имеющим статус адвоката, на основании документов, подтверждающих полномочия защитника, а также иными лицами - на основании нотариально удостоверенной доверенности; вместе с документами о выдвижении гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию должна быть представлена копия постановления суда об избрании в отношении его меры пресечения в виде домашнего ареста. Подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копия паспорта, если закон требует ее представления, должны быть заверены нотариально пункты 2, 22, 3, 31 и 5 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках. С учетом этого суд, рассматривающий дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов в связи с представлением ими в избирательную комиссию документов для уведомления об их выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, должен учесть факт неизвещения несвоевременного извещения избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны кандидату, избирательному объединению пункт 11 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 77, 84 КАС РФ.
Очевидными являются недостатки, которые можно обнаружить в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах при непосредственном ознакомлении с их содержанием, в том числе при сравнении различных документов, представленных одним и тем же кандидатом, избирательным объединением пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, пункт 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. К таким нарушениям, например, относятся несоответствие паспортных данных, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, представленной в избирательную комиссию копии такого документа, неуказание в названном заявлении сведений об образовании при наличии в представленных в избирательную комиссию документах копии диплома об образовании. Избирательная комиссия в извещении о выявленных недостатках в документах, необходимых для регистрации кандидата, должна указать на конкретные недостатки в представленных сведениях, не ограничиваясь общими ссылками на наличие нарушений избирательного законодательства пункт 3 статьи 33, пункт 11 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Следует иметь в виду, что избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, принимая решение об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня и информационных материалов о кандидатах, не должна отказывать кандидату в учете представленных им либо лицом, которое законодательством о выборах уполномочено действовать в его интересах и не вызывающих сомнений в достоверности сведений об изменении после регистрации кандидата его должности по основному месту работы или службы, его основного места работы или службы, если это - с учетом времени представления названных сведений, способа их подтверждения, наличия необходимости проверить их достоверность - не нарушает установленных сроков принятия избирательной комиссией указанного решения пункт 11 статьи 38, подпункт "г" пункта 5, пункт 17 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ.
При проведении одних и тех же выборов кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Исключение составляют случаи, когда кандидат выдвинут избирательным объединением одновременно в составе списка кандидатов и по одномандатному многомандатному избирательному округу пункт 19 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. В связи с этим регистрация кандидата по одному избирательному округу является основанием для отказа в регистрации этого кандидата по другому избирательному округу подпункт "м" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Несоблюдение кандидатом требования о регистрации по одному избирательному округу на одних и тех же выборах является основанием для аннулирования избирательной комиссией всех решений о регистрации кандидата, за исключением первого.
В случае уклонения от принятия такого решения суд вправе возложить на избирательную комиссию соответствующую обязанность пункт 1 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункт 3 части 6 статьи 180 КАС РФ. Пункт 29 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав устанавливает, что в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения. При этом повторным должно быть именно выдвижение кандидата, под которым понимаются самовыдвижение кандидата либо инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ. Повторная подача кандидатом в избирательную комиссию того же пакета документов, который представлялся им при первичном выдвижении, не является повторным выдвижением.
Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, уполномоченные представители, в том числе уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, не могут являться иностранными агентами статья 11 Закона N 255-ФЗ. Сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума 63. Закон об основных гарантиях устанавливает в качестве формы поддержки выдвижения кандидатов, списка кандидатов на выборах, инициативы проведения референдума в том числе сбор подписей в поддержку такого выдвижения, а также порядок и правовые последствия его несоблюдения. В случаях, установленных законом, наличие поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов подтверждается необходимым количеством подписей избирателей, собранных посредством заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, которое определяется законом и является необходимым условием для регистрации кандидата, списка кандидатов пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ", с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 163 - 169 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав пункты 161, 162 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ. При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов. Недостоверность подписей избирателей, участников референдума 64. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо, если она выполнена от имени одного лица другим лицом, - недостоверной.
Установление данного факта комиссией осуществляется только на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума, а судом - на основании совокупности всех собранных по делу доказательств пункты 3, 61, 63 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Недействительность подписей избирателей, участников референдума 65. Подписи избирателей, участников референдума являются недействительными, если они не соответствуют требованиям, указанным в Законе об основных гарантиях избирательных прав. По результатам проверки подпись избирателя, участника референдума может быть признана одновременно недостоверной и недействительной.
Такая подпись однократно исключается из числа подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов для назначения референдума пункты 61, 63, 64 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума подпункт "а" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, в подписном листе признаются недействительными, например, в случае проставления подписи лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на день последний день голосования пункт 11 статьи 37, подпункт "б" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Расхождение сведений, указанных в подписном листе, со сведениями, представленными в официальной справке уполномоченного государственного органа, свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в подписном листе, и является основанием для признания такой подписи недействительной, например, расхождение в сведениях о фамилии избирателя, участника референдума.
Вместе с тем презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания. Суд, осуществляющий при рассмотрении административного дела повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, комиссии референдума не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, комиссией референдума - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии, комиссии референдума об их несоответствии действительности и должен принимать свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности пункт 3, подпункт "в" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 84 КАС РФ.
В частности, это имеет место в отношении избирательных бюллетеней, определенное количество которых может быть признано недействительным, но на действительности выборов это не отразится. Недействительность избирательных бюллетеней, а также нарушения порядка работы с данными юридическими документами не являются необходимыми основаниями для отмены результатов выборов, признания выборов недействительными. Возникает вопрос, какое количество недействительных избирательных бюллетеней повлияет на признание выборов недействительными. Недействительные избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются и волеизъявление избирателей определяется на основании действительных избирательных бюллетеней. Не вызывает сомнений, что незначительное количество недействительных или утраченных бюллетеней не может оказать существенного влияния на результаты выборов. Так, в Определении от 16 июня 2004 г. Избирательное законодательство разделяет бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
В частности, нормой п. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются п. Федеральное избирательное законодательство содержит разъяснения, что понимать под избирательными бюллетенями неустановленной формы. Согласно ч. Кроме того, в соответствии с ч. Процедура заверения избирательных бюллетеней предполагает проставление в правом верхнем углу на лицевой стороне каждого бюллетеня подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также заверение бюллетеня печатью участковой избирательной комиссии ч. Таким образом, недействительные избирательные бюллетени имеют дефекты, связанные с их неправильным заполнением избирателем, в связи с чем по ним нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя. Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление печати и подписей. Необходимо также обратить внимание на следующую проблему в использовании избирательного бюллетеня, возникшую в правоприменительной практике.
В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению п. Таким образом, в Российской Федерации в отличие от некоторых других государств избирательное право не рассматривается как обязанность избирателей принимать участие в голосовании, и за неучастие в голосовании к ним не применяются различные санкции [26]. Добровольность участия в выборах подразумевает право избирателя самостоятельно решить вопрос о целесообразности участия в голосовании. Принцип свободных выборов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает наличие у избирателей права выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами [27]. Следует согласиться с утверждением, согласно которому с предоставлением личности определенного избирательного права у нее возникает соответствующая этому праву обязанность - осуществление этого права производить согласно предписаниям закона, соблюдая установленные законом объем, пределы и другие условия возможного поведения, не злоупотреблять предоставленным правом в ущерб интересам других субъектов [28]. Вследствие этого актуальным представляется решение вопроса, является ли обязанностью избирателя, изъявившего желание проголосовать и получившего для этих целей избирательный бюллетень, выполнить предусмотренные в законе юридически значимые действия с данным избирательным документом. Так, Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав содержит следующие положения, касающиеся порядка голосования: голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате квадратах , относящемся относящихся к кандидату кандидатам или списку кандидатов, в пользу которого которых сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор п. Следует полагать, что избиратель, пожелавший проголосовать и получивший для этих целей избирательный бюллетень должен в соответствии со смыслом и назначением активного избирательного права выполнить установленные законодательством действия, направленные на реализацию данного права.
В научной литературе и правоприменительной практике встречаются прямо противоположные подходы к юридической оценке действий избирателей по выносу избирательно- ц1 32 го бюллетеня из помещения для голосования. Так, в связи с появлением случаев выноса избирательных бюллетеней избирателями председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Чуров отметил, что необходимо придать бюллетеню значение государственной бумаги на том основании, что бюллетень - это материальная ценность, на него затрачены бюджетные средства [29]. Для того, чтобы члены избирательной комиссии и сотрудники правоохранительных органов законно могли препятствовать попыткам выноса бюллетеня за пределы избирательного участка, предлагается даже дополнить Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав нормой, устанавливающей запрет на вынос неиспользованных избирательных бюллетеней с территории избирательного участка, и установить ответственность административную за нарушение данного запрета [30]. Лицо, выносящее избирательный бюллетень с избирательного участка, может попасть под подозрение в силу возможности в дальнейшем организовать процедуру по незаконному использованию избирательных бюллетеней. Так, избирателю перед входом в участок вручается заполненный бюллетень, который он должен опустить в ящик для голосования, а выданный ему чистый бюллетень вынести из помещения для голосования. После выноса чистого бюллетеня избиратель получает вознаграждение. Этот новый бюллетень, заполненный определенным образом, будет вручен следующему голосующему. Эта противоправная избирательная технология получила среди по-литтехнологов название «карусель» «вертушка» [31].
Буравченко полагает, что если избиратель пришел на участок и взял бюллетень, то он не может его использовать по своему усмотрению, а может только совершить с ним действия, предусмотренные избирательным законодательством [32]. В случае ненадлежащего оформления бюллетеня или его выноса из помещения избирательного участка голос избирателя не учитывается избирательной комиссией при подведении итогов голосования п. В литературе даже предлагается установить админи- стративную или уголовную ответственность для избирателя, голосующего определенным образом за вознаграждение в случае отмеченного круговорота бюллетеней [33]. Однако в настоящее время нет законных оснований, препятствующих избирателю вынести избирательный бюллетень в день голосования, не опуская его в ящик для голосования. После получения избирательного бюллетеня в избирательной комиссии избиратель может унести избирательный бюллетень с собой как сувенир. Колюшин даже обращает внимание на то, что отношения между избирателем и избирательной комиссии по поводу заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в ящик для голосования носят факультативный характер [34]. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по рассматриваемому вопросу занимает однозначную позицию о неправомерности выноса избирательного бюллетеня. Считается, что в федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подготовили в целях оказания помощи участковым избирательным комиссиям Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии далее - Рабочий блокнот , который содержит разъяснения отдельных вопросов организации и обеспечения деятельности участковых избирательных комиссий [35].
В Рабочем блокноте указывается, какие действия может предпринять участковая избирательная комиссия в случае попытки избирателя вынести бюллетень: член комиссии вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть в конечном счете в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения федерально- го закона о порядке голосования. Кроме того, об этой ситуации должен быть проинформирован председатель участковой избирательной комиссии, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования. Следует также отметить, что согласно рекомендациям Европейской комиссии за демократию через право Венецианской комиссии предлагается запретить государствам - членам Совета Европы вынос неиспользованных избирательных бюллетеней с территории избирательного участка [36]. По мнению международных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 г. Данное положение может быть истолковано как порядок голосования и как обязанность избирателя совершить указанные действия. Таким образом, предусмотренная законодателем последовательность действий, которые избиратель совершает на избирательном участке с избирательным бюллетенем, может рассматриваться как определенный порядок использования лицами избирательных прав. Однако не совсем четкое указание на границы избирательного права может служить препятствием к его активному использованию, а также привести в результате его использования к нарушению прав других субъектов избирательных правоотношений [38].
Как правильно заполнить бюллетень на выборах президента 2024. Инфографика
Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Передача избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям. Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. Следовательно, демонстрация заполненного избирательного бюллетеня может быть расценена как предвыборная агитация.