Убежденность в том, что Иисус воскрес из мертвых, содержится в самых ранних свидетельствах христианского происхождения.[10][примечание 3]. Если Иисус Христос действительно воскрес, то только он один может знать ответ на вопросы о предназначении жизни и о том, что нас ждет после смерти. Благая Весть: Христос Воскрес! В Евангелии от Луки 24:5-8 написано. Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего.
Как отметить Лазареву субботу 27 апреля: главные традиции церковного праздника
Фактические данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа | "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша", — говорил апостол Павел в послании к есть парадокс: дату, призванную объединить всех "в радости воскресения", отмечают в разные дни. |
В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос | "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? |
Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году | На Пасху принято приветствие — обмен тремя поцелуями с фразой «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!». |
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года - Погода | Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный? |
Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)
"Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? а Иисус ТО Не На кресте воскрес, но в пещере. Иисус Христос говорит ей: «воскреснет брат твой». Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо.
Лазарь воскрес, что дальше?
- ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
- Свидетельства о Воскресении Христа
- Что такое Лазарева суббота, кто такой Лазарь и как он воскрес? | Вестник Кавказа
- Воскресение Иисуса Христа — Википедия
- Воскресение Христово
История православной Пасхи
Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье. Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся.
Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов.
Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться.
Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе. Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.
В подобной могиле был похоронен Иисус Христос Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим. Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса. Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее пещеру опечатать. Жены-мироносицы На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного. Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.
Ибо как смерть — чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый — в своем порядке: первенец Христос; потом — Христовы, в второе пришествие Его, — говорит Павел 1 Кор. Потому и неверующие восстают особенно против истины Воскресения Христа. Они знают, что это один из краеугольных камней нашей веры. Оттого они и стараются подорвать веру в действительность Христа. Оттого они и объявляют Его кощунственно «легендой», — вопреки фактам истории. Но пусть, мы все помним слова апостола Павла, сказанные им в Антиохии Писидийской, в иудейской синагоге: мужи, братие! Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые ныне суть свидетели Его пред народом. И кто же посмеет говорить, когда он слышит о будущей жизни: а кто оттуда приходил? Сам Господь приходил — и Воскрес, и Вознесся туда же, на небо.
Потому и мы поем: «Воскресение Христово видевше... Потому и освященные пасхи и куличи, как знамение будущего блаженства в Царстве Небесном, о котором Христос, еще на Тайной вечери, сказал нам чрез учеников: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами вино новое в Царстве Отца Моего Мф. И то же говорит и апостол Павел 1 Кор. Так и Церковь на Пасху поет: «О Пасха велия... Свидетелей, и притом несомненных, достоверных, святых, — множество! Христос воскрес! Воистину воскрес! Источник: Вениамин Федченков , митр. Царство Святой Троицы.
Он велел открыть пещеру и «воззвал громким голосом: Лазарь! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». Эти события верующие вспоминают каждый год на Лазареву субботу. Ее отмечают за неделю до Пасхи и перед Вербным воскресеньем — по этой причине праздник в народе иногда называют Вербной субботой. В 2024 году Лазарева выпадает на 27 апреля. В чем смысл Лазаревой субботы С эпизодом с воскрешением тесно связаны события, которые выпали на последнюю неделю земной жизни Христа, полную страданий и завершившуюся гибелью Иисуса на кресте, — в православной традиции этот период знают как Страстную неделю. Как следует из Евангелия от Иоанна, фарисеи и первосвященники сильно испугались произошедшего с Лазарем, опасались, что еще больше людей уверуют в Иисуса. С того дня Христа было велено схватить и задержать. О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба. Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение. Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю. За этим следует Божественная литургия и освящение артоса — специального хлеба, на котором изображен Крест, или Воскресение Христово. Артос хранится в храме до следующей субботы, после чего его раздают верующим. Одно из них гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца к месту захоронения Иисуса, а когда он явился к ней, яйца вдруг окрасились в красный цвет.
Согласно другой, более распространенной версии, Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о воскрешении Иисуса Христа и преподнести символический подарок — куриное яйцо. Тот не поверил — сказал, что это так же невероятно, как если бы яйцо вдруг стало красного цвета. В этот момент оно и поменяло цвет. Как бы то ни было, обе легенды настаивают на том, что яйцо из обычного вдруг стало красным. Именно поэтому куриные яйца традиционно красят либо в красный, либо в темно-коричневый цвет и ассоциируют их со смертью и воскрешением. Еще один атрибут, связанный с Христом, — это кулич. По преданию, на одной из трапез с апостолами Иисус назвал хлеб телом своим, поэтому после его вознесения апостолы всегда оставляли место Христа пустым и ставили туда хлеб.
Так хлеб стал прообразом артоса, а кулич, в свою очередь, его домашней вариацией. Изначально по виду он ничем не отличался от обычного хлеба, но в XVII веке в Польше стали популярны небольшие куличи, украшенные глазурью, затем такой формат полюбился верующим и в других странах. И, наконец, творожная пасха. Распространено мнение, что необычная форма этого блюда символизирует собой Гроб Господень, однако иерей Виктор Никишов в беседе с журналом «Фома» раскрыл иную версию. Форма в виде усеченной пирамиды олицетворяет Голгофу — холм, на котором был распят Спаситель, а с другой стороны — Горнее место, храмовый Божий престол. Творог и мед означают обещанную верующим землю, «где течет молоко и мед», и в то же время Иисуса Сладчайшего. Надписи и узоры — «ХВ», кресты, копья, колосья, ветви и цветы — образы и страданий, и воскресения Иисуса.
Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем». Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Воскрешение Лазаря из мертвых на четвертый день отсюда прозвание Лазаря четверодневным , совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы Иоанн 11:47-53.
Бог милостив. Он готов был простить всех, кто находился в Аду на момент Пришествия. Иисус сказал только одно: «Уверуйте».
Лишь одному человеку не был предоставлен выбор и не было даровано прощение. Этим человеком являлся удавившийся Иуда. Когда Господь спустился в Ад, самый грешный из людей находился в цепких лапах Диавола, испытывая невероятные мучения. Впрочем, за Спасителем последовали далеко не все: одни остались, боясь неизвестности, другие, осознав свои грехи и узрев Господа, раскаялись, и добровольно приняли муки Ада… Так или иначе, смертная жизнь Сына Божьего окончилась в Аду, откуда он ценой частички себя извлёк множество раскаявшихся душ. Что стало с телом Христа? Но что же стало с телом Христа, если душа Его отправилась в Ад?
На самом деле, ничего необычного… до определённого момента. Пришедшие после заката римляне сняли распятых с крестов, и приказали слугам организовать похороны. Вот только если разбойников похоронили как обычных людей, то над телом мессии издевались после смерти. На него плевали, его ругали, били, пинали ногами… А после надгругательства на голову Спасителя возложили терновый венец, ставший символом мученичества в христианстве. Примечание: в некоторых источниках говорится, что Иисус был в терновом венце при жизни. Однако, я склонен считать этот факт ложным, так как ни на одном современном да и старинном тоже изображении Распятия не видел на Христе венец.
Только сияющий нимб. Римляне ушли, оставляя тело Господа на растерзание падальщикам. Но один из учеников Христа, придя ночью, прочитал над телом необходимые молитвы, и укутал в свои собственные одежды. На следующее утро римляне вернулись, чтобы похоронить Христа. Местом его последнего упокоения должен был стать каменный гроб — пещера, вход в которую завалили камнями. Впрочем, на этом римляне не успокоились, и у обвала была выставлена стража.
На третий день к гробу пришли жёны-мироносцы. Они собирались расчистить путь и бальзамировать тело Господа, однако… Никакого завала не было. Жён встречал сам Христос, из плоти и крови, укутанный в белые пелены. Стражников, равно как и камней, видно не было - в священном ужасе они покинули окрестности пещеры. К ученикам Христа отправилась Благая Весть. В спешке они направились ко гробу Господню, чтобы своими глазами увидеть Чудо.
Узрев воскресение Христа, даже Фома Неверующий произнёс фразу, которую мы ранее слышали от раскаявшегося разбойника: «Верую, Господи. Вознесение Христа Попрощавшись со своими учениками, и завещав им нести свет в этот грешный мир, Иисус покинул землю. Отец, Сын и Святой Дух едины, и, оказавшись в Раю, Иисус Христос воцарился на Троне Божием, дабы самолично судить людей и «воздавать каждому, по делам его». Вот такой была история Великомученика Иисуса Христа, сошедшего с Небес на Землю во искупление грехов человеческих. Что хотелось бы сказать в конце? Пожалуй, только то, что меня эта история заставила задуматься.
И сейчас я делюсь ею с Вами вовсе не для того, чтобы что-то кому-то доказать. Я говорил уже не один раз, и повторю снова: Вера — личное дело каждого, и лезть к Вам в душу я не имею никакого права. Версия событий, приведённая мной, пусть и является несколько вольной трактовкой Писания, но суть отражает настолько правдиво, насколько это вообще возможно. Я думаю, что те, кому это действительно надо, извлекут для себя что-то полезное. Иисус Воскрес… Так и хочется продолжить фразу словами: «Воистину, Воскрес». Писание говорит нам, что все души людские восстанут из могил, когда на земле не останется ни одного грешника.
Разумеется, я не буду ни оспаривать данное заявление, ни соглашаться с ним: с научной точки зрения это невозможно, но всегда есть это самое «но»… Кстати о научной точке зрения: доподлинно известно, что в день воскресения Иисуса Христа Израиль потрясло мощнейшее землетрясение, что само по себе является нонсенсом в той области. Мало того, именно в этот день произошло солнечное затмение.
Но может Иисус просто впал в глубокий обморок? Некоторые утверждают, что Иисус в действительности не умер, и что опытные римские палачи просто ошиблись, полагая, что смерть имела место. Но действительно ли кто-то может поверить в то, что крайне ослабленный из-за ужасной казни и трёхдневного голода, лишённый всякой медицинской помощи Иисус мог разорвать пропитанные благовониями пелены весом свыше тридцати килограмм, сдвинуть с места огромный камень руками с ранами от гвоздей, напугать целый отряд воинов так, что они упали словно мёртвые , пройти израненными ногами целые мили и убедить Своих учеников, что Он воскрес из мёртвых?
В это тяжелее поверить, чем в само воскресение. Ещё более невероятной кажется мысль, что тело украли ученики. Ни Пётр, ни Фома который, кстати, сомневался и не верил в воскресение Иисуса не были готовы к тому, чтобы напасть на римскую охрану, освободить из пелен тело, умышлено проповедовать ложь, что Иисус жив, и затем умереть за эту ложь. Все эти теории крайне неправдоподобны. Охрана была слишком сильна, камень был слишком тяжёл, и ученики были слишком подавлены, чтобы решиться на нападение.
Иисус воистину воскрес! Многократные явления Иисуса Христа На протяжении сорока дней после Своей смерти Иисус являлся живым «со многими верными доказательствами» Деяния 1:3. Писание содержит как минимум десять упоминаний того, как воскресший Господь являлся отдельным лицам или группам людей. Кто осмелился бы писать все это в Библии, если бы Иисус оставался в гробнице? Этот факт развенчивает теорию, что явления Иисуса были просто галлюцинациями.
Среди свидетелей воскресения Христа были и мужчины, и женщины — причем, многие из них были скептически настроены к идее воскресения, пока им самим не явился Иисус в воскресшем теле.
Что такое Лазарева суббота, кто такой Лазарь и как он воскрес?
И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа | Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. |
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ | Смысл воскрешения Христа для христианской веры Воскрешение Христа является одной из главных и наиболее важных доктрин христианской веры. |
Свидетельства о Воскресении Христа | Убежденность в том, что Иисус воскрес из мертвых, содержится в самых ранних свидетельствах христианского происхождения.[10][примечание 3]. |
Как воскрес Иисус?
7. Воскресение Иисуса Христа стало прочной основой веры христиан. Убежденность в том, что Иисус воскрес из мертвых, содержится в самых ранних свидетельствах христианского происхождения.[10][примечание 3]. Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес!".
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. После чудесного воскрешения многие уверовали в Христа и на следующий день шумно встречали его при въезде в Иерусалим, бросая на дорогу пальмовые ветви. но уже не в теле человека. На Пасху принято приветствовать знакомых словами «Христос Воскрес!», а на их приветствие отвечать: «Воистину воскрес!».
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы
Обычно от поста освобождаются пожилые люди, маленькие дети и больные". Юлия Ковалева, религиовед Католики также не склонны придавать столь большого сакрального значения приготовлению пасхальных блюд. Рецепты и формы праздничной выпечки разнятся от страны к стране: где-то едят маленькие булочки с корицей, где-то — подают фруктовый торт или пекут «колоски». В некоторых западных странах одним из символов Пасхи стал кролик, образ которого не имеет отношения к религиозному содержанию праздника. По легенде он прячет в саду крашеные яйца.
Их поиск стал пасхальной детской игрой, которая популярна и сегодня. Как празднуют Пасху православные в других странах Греция. В этот день принято запускать салюты. В полночь перед торжеством люди собираются вокруг церквей, держа в руках свечи, которые зажигают от Святого Огня.
После ночной службы греки возвращаются домой, чтобы стукнуться красными яйцами и устроить застолье с традиционным супом — магирицей. В праздничный рацион обязательно включают жареную баранину. Пасхальные традиции в Сербии почти такие же, как в России: в Великий четверг красят яйца, в праздник стукаются ими, говоря «Христос Воскресе». В этой стране на Пасху готовят особое блюдо — чесницу — специальный хлеб, в который иногда вкладывают монетку для счастья.
Пасха в Эфиопии называется Фасика. После длительного поста, который продолжается 55 дней, верующие наряжаются в традиционные белые одеяния и отправляются на ночную службу, которая длится до утра. После этого семьи возвращаются домой для праздничного застолья с традиционными блюдами: доро ват курица в остром соусе и инджера кисловатые лепешки. В Румынии пасхальные традиции сочетают религиозные обряды с народными.
В ночь перед Пасхой обязательно проводят церковные службы. По пути домой принято идти с зажженными свечами, которые символизирую свет Господень. Пасхальные яйца украшают сложными узорами, используя восковую роспись. В пасхальном меню у жителей страны обязательно присутствует козунак — сладкий хлеб с изюмом и орехами.
В Армении Пасху называют Затик, что переводится как «избавляться», «освобождаться». Как и в России, к празднику красят яйца и устраивают на них «битвы». На стол обязательно ставят рис с изюмом, пасхальный хлеб чорек, рыбу и различные виды выпечки. Приметы на Пасху С Пасхой, как и с многими другими православными праздниками, связано множество народных обычаев и поверий.
Хотя Церковь такие практики не приветствует, справедливо замечая, что они не имеют отношения к христианству, некоторые из них прочно укоренились и стали частью традиции. Пасхальные поверья, связанные с привлечением удачи и благополучия: Считается, что если съесть верхушки кулича, то можно избавиться от неудач. Для пополнения в семье на стол ставят дополнительную тарелку с кусочком кулича, который затем отдают птицам. К пасхальным яйцам прикладывают драгоценности для привлечения достатка.
Факт вознесения именно в день воскрешения четко отмечается и другим евангелистом, Марком. Он пишет, что, вернувшись из Эммауса после прогулки с двумя учениками, Христос предстал перед апостолами, ведя с ними разговор. Затем, «…Господь после беседования с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога» [Мк. Тем самым Пасха предстает четверным праздничным днем, включающим важнейшие для христианства события: 1 воскрешение Христа, 2 вознесение Его на Небо, 3 пришествие на Землю, 4 снова вознесение на Небо. На восьмой день Он снова совершает пришествие на Землю, уже третье, и встречается с апостолами, включая Фому, который вложил перста в Его раны и убедился, что перед ним стоит живой Спаситель.
В последующие дни сведений о пребывании Христа на Земле нет. Едва ли Он скрывался тайно у родственников. Вероятнее всего, Иисус находился на Небе у Отца. Затем Он снова встречается с учениками на берегу Тивериадского моря. Здесь они ловили ночью рыбу и ничего не поймали.
Утром появляется Иисус, помогает поймать много рыбы, приготовил им еду, и они вместе трапезничали [И. А на сороковой день произошло уже третье зафиксированное апостолами вознесение, которое Лука описал в «Деяниях апостолов» короткой фразой: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их... Добросовестный автор Лука не мог допустить грубую ошибку несовпадения в Евангелии и в Деяниях мест и дат вознесения Христа. Значит, в своих повествованиях он рассказывал о разных вознесениях. Одно случилось у Вифании на Пусху, а другое — на сороковой день от вершины горы Елеон.
Елеонская или Масличная гора состоит из трех вершин, и самая большая — северная, с которой возносился Христос. Хотя она расположена недалеко от города, но имеет высоту более 800 метров над уровнем моря, из-за чего Лука оценил дистанцию до вершины «…в расстоянии субботнего пути» [Деяния 1:12] поз. Здесь позднее построили небольшую часовню, в которой до настоящего времени хранится камень, с которого взошел Христос, и имеется отпечаток Его ноги. По времени суток Господь возносился из Вифании поздно вечером или ночью, а с Масличной горы — днем, поскольку взобраться быстро в темноте на гору высотой «в три полета стрелы» апостолы не смогли бы. И они видели облако, взявшее Его.
Важно подчеркнуть, что и сороковым днем не заканчиваются вознесения и пришествия Спасителя. Когда в последний раз на Елеонской горе апостолы «…смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде». То были ангелы, которые сказали: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» [Деяния 1:9-11].
Апостол Иоанн свидетельствует: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» [И. Эту фразу можно отнести к первому пришествию Учителя, когда Он ходил с проповедью по Иудее. Но Иоанн тут же говорит уже в расширительной формулировке: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» [И. Обнаружение загадок Пасхи и доказательное их объяснение меняет представление о жизни Христа после распятия и воскрешения. Спаситель не завершил земное служение на сороковой день и не покинул человечество, как принято считать, а приступил к новой форме взаимодействия с людьми.
Со дня воскрешения началось Его пролонгированное Второе Пришествие, о чем Он ранее говорил неоднократно: «Вы слышали, что я сказал вам: «иду от вас и приду к вам» [И. Слова «вам», «от вас», «к вам» направлены непосредственно на тех, с кем ведется разговор. С какой целью свершилось Второе Пришествие, ведь главные задачи, казалось, были решены: проповедовано Евангелие, прощены человечеству грехи, верующие увидели, что Он воскрес? Но не это оказалось главным. Способностью воскрешения обладали и многие святые.
У Бога был другой замысел, понять который помогает изучение появившихся у Христа новых качеств, переданных Ему при первом вознесении к Отцу: — Всевышний дал Иисусу возможность наделять от Себя людей Святым Духом. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» [И. В воскресение Он возносится на Небо и тут же возвращается на Землю. Внезапно возникает среди людей при нужном разговоре: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» [Л. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них…» [И.
При море Тивериадском, «…когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». Никто из них «…не смел спросить Его: кто Ты? По дороге в селение Эммаус Он шел с учениками, глаза которых «…были удержаны, так что они не узнали Его». А позже «…открылись у них глаза, и они узнали Его» [Л. Важно подчеркнуть, что чудесные свойства появились и у тела Спасителя, способного возноситься на Небо и спускаться на Землю, мгновенно перемещаться по земле на любые расстояния, становиться невидимым, проникать через препятствия.
Теория, изложенная в Коране, противоречит ясному и недвусмысленному свидетельству четырех Евангелий о смерти Иисуса на кресте, Его погребении и воскресении. Теория глубокого обморока или летаргического сна, в который якобы впал Иисус, затем сумевший собственными силами выбраться из гробницы, вызвала критику вскоре после своего появления даже в среде теологов-рационалистов. Штраус писал по этому поводу: «Вышедший из гроба полуживым, ходящий в болезненном виде, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе, и, наконец, изнемогающий от томительных страданий, Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти и владыки жизни, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности. Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, какое Иисус производил на учеников при своей жизни и смерти, исторгло бы у них плачевные вопли, но никак не могло бы их скорбь превратить в воодушевление, их почитание к Нему довести до обожания»[18]. Теорию о том, что в основе всех рассказов о явлениях воскресшего Иисуса ученикам лежит свидетельство одной экзальтированной женщины — Марии Магдалины, — еще в III веке убедительно опроверг Ориген. Он показал, что рассказы о явлениях Воскресшего слишком разнообразны и многочисленны, чтобы их можно было свести к одному источнику[19]. Попутно Ориген опроверг мнение Цельса о том, что, если бы Иисус воскрес, «Он должен был бы явиться Своим врагам и судье, который Его осудил, вообще всем без исключения», а не только группе учеников[20]. Если Иисус при жизни отказывался совершить чудо для доказательства Своего всемогущества Мф. О них Он сказал в притче о богаче и Лазаре: «...
Теория, согласно которой рассказы о воскресении Иисуса многократно переписывались, не находит никакого подтверждения в текстологической традиции четырех Евангелий. Несмотря на то, что в поиск их более ранних прототипов были вложены колоссальные человеческие и финансовые ресурсы, этот поиск дал нулевой результат. Самые разнообразные домыслы относительно гипотетических первоисточников евангельских повествований высказывались учеными на протяжении XIX-XX столетий, но ни один такой первоисточник так и не был найден. Пожалуй, наиболее живучими оказались теории, согласно которым повествования Евангелий о воскресении Христа следует понимать метафорически — как свидетельства о том, что память об Иисусе бережно хранилась в сердцах Его последователей. В той или иной степени эти теории восприняты многими современными авторами из либерального лагеря, в том числе теми, что входили в печально известный «семинар по Иисусу», предпринявший грандиозный сизифов труд по демонтажу евангельского текста с целью доказать отсутствие исторического зерна в большинстве евангельских повествований. Один из этих авторов, Дж. Кроссан, считает, что изначальное «Евангелие креста», лежавшее в основе Евангелия от Марка, не содержало в себе описаний явлений воскресшего Иисуса. Богословие Марка основывалось на диаде Страстей и парусии второго пришествия , предвкушением которого было Преображение: места для воскресения в этом богословии якобы не было. Хотя в Евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна явления Воскресшего описываются, сами Евангелисты не одобряли эти рассказы[21].
Хромая логика неизбежно приводит к кривым выводам. Основанная на голословных утверждениях и подкрепленная лишь гипотетическими источниками[22] замысловатая и искусственная конструкция, созданная ученым, призвана доказать, что никакого воскресения не было. Подобной же хромой логике следует другой сторонник метафорического прочтения воскресения — Р. Аслан, представляющий Иисуса зилотом, который боролся за независимость Израиля от римлян, но потерпел поражение в этой борьбе и был распят на кресте. Чтобы восстановить его репутацию мессии, понадобилась история о воскресении, сформулированная раннехристианской общиной в качестве основного вероучительного постулата: на нем Павел в середине 50-х годов I века построил все здание христианского богословия. Когда же в середине 90-х годов того же столетия евангелисты создавали рассказы о явлениях воскресшего Иисуса, это делалось для того, чтобы «облечь плотью и костями уже сложившийся символ веры, создать повествования из уже сложившегося вероучения и в особенности — чтобы опровергнуть обвинения критиков». К тому времени «прошло шесть десятилетий с момента распятия», и евангелисты, наслышанные обо всех возможных возражениях против воскресения, смогли создать такие рассказы, которые опровергали каждое из них в отдельности[23]. Эту теорию с некоторыми модификациями воспроизводит Юлия Латынина[24], выдавая свою книгу о жизни Христа за какое-то новое «расследование», основанное на новых, полученных ею в ходе путешествия в Израиль, данных. Книга Латыниной вся от начала до конца построена на подтасовке одних очевидных фактов и игнорировании других.
Если воскресение не было историческим событием, — а именно это пытаются доказать авторы все новых и новых «революционных биографий» Иисуса, — то откуда взялась та уверенность в воскресении, которой пронизана вся раннехристианская проповедь? Действительно, вера в воскресение Христа была частью христианского символа веры с самого начала, и именно на этой вере была построена вся церковная жизнь первых христиан. Но пытаться доказать, что эта вера была сфабрикована одним человеком Павлом или что она основывалась на галлюцинациях одной экзальтированной женщины Марии Магдалины , или что в основе ее лежит обман небольшой группы учеников, выкравших тело Иисуса из могилы, значит идти против очевидности. Уникальность евангельских повествований заключается в том, что все они описывают события, имевшие место в истории. Вопреки мнению тех, кто считает, что воскресение Христа было исключительно предметом веры, а не историческим событием, Евангелисты утверждают прямо противоположное: оно было историческим событием, и именно это событие стало для учеников главным доказательством того, что распятый и умерший на кресте Иисус был Мессией-Христом, Спасителем мира и воплотившимся Богом. В то же время воскресение всегда оставалось и будет оставаться предметом веры. Мы не раз обращали внимание на то, что даже в общине учеников поначалу были сомневающиеся и терзаемые неверием. Евангелисты не только этого не скрывают, но каждый из них по-своему это подчеркивает Мф. Тем не менее, явления воскресшего Иисуса были достаточно многочисленными, чтобы сомнения рассеялись и на их место пришла твердая убежденность в факте воскресения — убежденность, которая духовно оплодотворила первохристианскую общину, дала ей второе дыхание после ухода ее Основателя.
Сомневающиеся и неверующие всегда были и всегда будут. Верить или не верить в историчность евангельских свидетельств — дело выбора каждого человека. Но нельзя не увидеть глубокую внутреннюю недоброкачественность в выводах авторов тех произведений научной и художественной литературы, в которых рассматриваются евангельские сюжеты, но при этом ставится под сомнение или отвергается достоверность свидетельства Евангелистов. Добровольно покидая твердую почву свидетельств очевидцев, основанных на неопровержимых по крайней мере, с точки зрения самих очевидцев исторических фактах, такие авторы становятся на зыбкий грунт домыслов и спекуляций, начинают выдвигать фантастические гипотезы, вынуждены придумывать несуществующие источники и слепо верить в них. Значение воскресения Христова для христианской Церкви Трудно переоценить значение, которое факт воскресения Христа из мертвых имел для развития христианской Церкви. Любые попытки найти объяснение возникновению и развитию Церкви за пределами этого события входят в конфликт с исторической правдой. Исследователи могут верить или не верить в воскресение — это их право и, как говорится, личное дело. Но доказывать, что ранние христиане в него не верили, что существовала первоначально некая секта, которая сплотилась вокруг распятого на кресте учителя нравственности и лишь впоследствии обожествила его и придумала миф о его воскресении, значит «идти против рожна» Деян. Между тем, именно так поступали многие авторы XIX века, такие как Шлейермахер, Гегель, Штраус, Ренан, Толстой, априорно отвергнувшие все евангельские чудеса и главное из них — воскресение Христа — как противоречащие естественным законам и потому заведомо недостоверные.
В Иисусе их привлекало, прежде всего, нравственное учение, которое каждый из них толковал на свой лад. А в научной библеистике появился миф о некоем утерянном письменном первоисточнике, из которого якобы и родилось христианство: этот первоисточник включал некоторые изречения Иисуса и истории из Его жизни, но в нем не было ни большинства чудес, ни воскресения. Если мы посмотрим на историю ранней Церкви, как она изложена в Книге Деяний и в посланиях апостола Павла, мы увидим, что в первоначальной христианской проповеди акцент делался отнюдь не на нравственном учении Иисуса. Апостолы говорили, прежде всего, о Его смерти и воскресении. Самая первая письменно зафиксированная христианская проповедь была произнесена Петром через пятьдесят дней после воскресения Христа. Проповедь сфокусирована исключительно на смерти и воскресении Христа: «Мужи Израильские! В следующей своей проповеди, произнесенной в притворе Соломоновом, Петр вновь говорит о том же: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» Деян. И на суде у первосвященников Анны и Каиафы, — тех самых, которые были виновниками суда над Иисусом, — он снова свидетельствует о воскресении Христа Деян.
Воскресение Христа является центральным пунктом проповеди апостола Павла. В рамках настоящей книги мы не можем даже бегло рассмотреть учение Павла о воскресении. Ограничимся наиболее известным и значимым текстом, в котором Павел излагает суть христианской проповеди: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» 1 Кор. Многочисленные и разнообразные свидетельства о воскресении, помноженные на личный опыт Павла, которому воскресший Иисус явился на пути в Дамаск, превратив его из гонителя Церкви в апостола Деян. Однако Павел не останавливается на этом, но идет дальше и делает утверждения, которые могут шокировать своей безапелляционностью: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших...
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» 1 Кор. Павел не боится заявить о том, что без веры в воскресение христианство не имеет никакого смысла: в этом случае тщетна и проповедь апостолов, и вера тех, кто на нее откликнулся. Разве недостаточно следовать нравственным принципам, установленным Христом, исполнять Его заповеди? Оказывается, нет. О нравственности вообще ничего не говорится в этом манифесте христианской веры: вся аргументация вращается вокруг воскресения. Павел объясняет: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Последний же враг истребится — смерть... Воскресение Христа представлено здесь как событие космического масштаба. Оно касается не только Его, но и всех людей. Адам представляет собой собирательный образ ветхого человечества, погибающего вследствие греха. Христос соединяет в Себе обновленное человечество, искупленное от греха Его смертью. Воскресение Христа открывает путь к воскресению из мертвых для всякого человека, и именно в этом — сердцевина евангельской проповеди, а отнюдь не в той или иной нравственной или социальной программе. Заключение «Нет мертвым воскресения»[25]. Эти слова древнегреческий драматург Эсхил вложил в уста Аполлона, выступающего в высшем суде Древней Греции — афинском ареопаге. За ними стоит твердое убеждение в том, что возвращение из загробного мира невозможно.
Спустя пятьсот лет после смерти Эсхила в том же ареопаге прозвучала проповедь апостола Павла, завершившаяся словами: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Проповедь не вызвала сочувственного отклика у афинских судей: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» Деян. Прошло восемьсот лет после смерти Эсхила, триста — после проповеди Павла, и мир стал свидетелем того, как вера в воскресение Христа, преодолевая сопротивление язычества, захватила умы миллионов людей. По всей Римской империи — и на Востоке, и на Западе, и в Риме, и в Афинах — начали строить храмы в честь Человека, распятого на кресте римскими воинами по приговору иудейского синедриона. Этот Человек, Которого после смерти ученики объявили воскресшим, неожиданно для многих становится центральной фигурой всей истории человечества, затмевая Собой самых знаменитых философов и мыслителей, а вера в Его воскресение — краеугольным камнем религии, которая с тех пор и по сей день сохраняет первое место в мире по количеству последователей. Именно от предполагаемого времени Его рождения все современное человечество ведет летоисчисление, так что каждая дата в нашем календаре, хотим мы этого или не хотим, привязана к Нему. Как могла произойти эта революция в сознании и мировоззрении миллионов людей? Что заставило их поверить в то, что казалось невозможным поколениям их предков? Что заставляет людей и в наш век научно-технического прогресса верить в это главное чудо человеческой истории и в пасхальную ночь тысячами собираться в храмах, чтобы услышать, как священник торжественно и многократно возглашает «Христос воскресе!
И почему, когда звучит этот ликующий возглас, на лицах людей появляются слезы радости, и они с не меньшим ликованием восклицают: «Воистину воскресе! Я дам на эти вопросы ответ, основанный на личном опыте. Мне посчастливилось тридцать пять лет служить в священном сане. За эти годы я имел возможность наблюдать, как христианская вера изменяет и преображает людей. Приходили в храм самые разные люди — мужчины и женщины, погрязшие в грехах и пороках, запутавшиеся, отчаявшиеся и потерявшие волю к жизни; наркоманы и алкоголики, утратившие человеческий облик. Медленно, но верно, а иногда и довольно быстро, происходило в этих людях изменение к лучшему, исцеление от физических, душевных и духовных недугов. Приходилось видеть, как смертельно больные выздоравливали, умирающие возвращались к жизни, страдающие тяжелыми формами зависимости освобождались от нее; как женщины, много лет страдавшие бесплодием, рожали детей; как восстанавливались семьи, надежда на воссоединение которых, казалось, давно была утрачена. И происходило это все не столько благодаря умело организованной приходской работе или пастырской терапии, сколько благодаря особой силе, которая действует в христианской общине и которая имеет сверхъестественный характер. Эта сила исходит от Самого Христа, распятого и воскресшего, незримо присутствующего в Своей Церкви.
Именно с Ним вступает в личное, живое общение всякий, кто уверует в Него как Бога и Спасителя. Атмосфера чуда, возникшая вокруг Иисуса при Его жизни, столь ярко изображенная четырьмя Евангелистами, не исчезла после Его смерти. В основанной Им Церкви она сохраняется по сей день. Завершая свою лекцию, я хотел бы напомнить о словах Иисуса, обращенных к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим» Ин. Вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя — ключ к восприятию евангельского текста, но одновременно и ключ к познанию Бога, а значит — к пониманию смысла жизни и смерти. Распятый, умерший и воскресший Иисус — это ответ Бога на основные вопросы человека: для чего он живет, зачем страдает, почему умирает? Суть христианства заключается в победе над главным врагом человека — смертью. Эту победу одержал Христос за всех людей. На протяжении веков человек не мог смириться с мыслью о смерти, протестовал против нее всей силой своего разума и чувства.
И, тем не менее, ни одному мудрецу не удалось найти лекарство от смерти, избавить от нее род человеческий. Христос это сделал, избавив людей от вечной смерти ценой собственной смерти. В свете Его жизни и смерти обретает смысл жизнь и смерть каждого человека. Омилия 18, в Неделю мироносиц PG 151, 241. Иудейские древности 4, 8, 15. Толкование на Евангелие от Иоанна 86, 1 PG 59, 469. Толкование на Евангелие от Иоанна 87, 1 PG 59, 474. Однако вполне возможно, что слова «умрем вместе с Ним» относятся не к Лазарю, а к Иисусу, поскольку в Ин. Воскресение Сына Божьего.
Толкование на Евангелие от Иоанна 87, 2 PG 59, 475. Против Цельса 2, 70 GCS 2, 192-193. Жизнь Иисуса. Jesus of Nazareth. On the Trial of Jesus. Бунтарь Иисус. Resurrecting Jesus. Das Leben Jesu. Вера в воскресение.
Против Цельса 2, 67 GCS 2, 188—189. The Historical Jesus. В качестве одного из доказательств своей теории автор ссылается на пресловутый несуществующий источник Q и на Евангелие от Марка без «длинного окончания». Историческое расследование. Эвмениды 650-651.
Что можно делать в период, когда верующие говорят друг другу «Христос Воскрес» В храмах бьют в колокола, а люди стараются делать добро, от чистого сердца, бескорыстно. Важно помогать каждому, кто в этом нуждается. Подавать милостыню, делиться тем, что есть у самого, кормить голодных людей и бездомных животных.
И не думать о том, что добро потом зачтется. Самое время для радости и веселья. Не стоит унывать, грустить и придаваться унынию. Это плохая примета. В первую неделю после Пасхи в храмах не венчают, но проводят обряд крещения. Период подходит для отдыха. Можно немного расслабиться, отложив тяжелую работу на потом. Нужно очистится от плохих мыслей и никому не делать ничего плохого.
Если позволяет погода, то ходить на пикники, выбираться за город шумной компанией или вместе с семьей. Это время радости, потому посетить могилы усопших родственников правильнее в специально предусмотренные для этого дни.
Вход Господень в Иерусалим
Эта история напоминает о том, что всякий верующий в Бога после смерти воскреснет. В Евангелие Христос так и говорит: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Верба и встреча с Христом Какие символы заключены в Вербном воскресенье? В этот день в храмах на богослужениях вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим, он описан всеми четырьмя евангелистами: Христос едет на осле, сопровождаемый своими учениками, а люди, радуясь, кидают ему под ноги свою одежду и пальмовые ветви — такого удостаивались только цари. Но через несколько дней эти же люди будут кричать: «Распни его! Вербное воскресенье символизирует признание миссии Христа и вход сына человеческого в рай. С одной стороны, этот праздник радостный: скоро наступит долгожданная Пасха, с другой — для верующих он покаянный, потому что Христос едет на верную погибель и знает это, а ликующая толпа предаст его.
В России цветущая верба заменяет пальму — знак воскресения Христова, символ, соединяющий земное и небесное. С веточкой вербы верующие «встречают» Христа на праздничном богослужении. Праздник Вербного воскресенья каждый год сдвигается в соответствии с Пасхой, но в народе говорят, что верба и это удивительно! Священнослужители просят верующих освящать вербу накануне — на Всенощном бдении в Лазареву субботу. Веточки вербы часто продают на улицах, на рынках и даже около храмов. Священники облачаются в зеленые одежды. Этот цвет символизирует вечную жизнь.
А на литургии читают отрывок из Евангелия, в котором говорится о входе Господа в Иерусалим. Поскольку Вербное воскресенье приходится на Великий пост, то в этот день верующие не едят пищу животного происхождения. Но пост в этот день менее строгий: можно есть икру, растительное масло, пить вино. Праздники и застолья в этот день считаются неуместными, как и уборка, и стирка. Верующие в этот день, как правило, приходят в храм. А еще посещают могилы близких, чтобы привести их в порядок после зимы. Вербное воскресенье: символы и суеверия В народе с освященной вербой связано много примет и обычаев.
Например, считается, что нужно обмести ею жилище, чтобы таким образом освятить его.
Пётр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» Лк. Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были.
Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос , которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.
Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является жёнам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус , расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает.
Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили. Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону. В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы , сквозь запертые двери из-за боязни иудеев. Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мёд.
Спустя 8 дней Антипасха , Фомина Неделя Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела.
Снятое с креста тело обвили плащаницей и положили в пещере.
Прежде Христос говорил о своем воскресении на третий день после окончания земной жизни, поэтому иудейские первосвященники попросили поставить на входе стражу — чтобы ученики не могли тайно вынести тело учителя. После субботнего покоя туда пришли жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сошел Ангел и отвалил от него камень.
Произошло землетрясение: стража была повергнута в страх, а Ангел сказал женам, что Христос воскрес. Тогда же Он явился своим ученикам, и вскоре благую весть услышали во всем мире. Как проходит пасхальное богослужение Торжественное богослужение начинается в ночь на воскресенье, немного позже 23:00.
Собравшийся в церкви народ встречает священника и диакона, которые служат короткую полунощницу. Проводится крестный ход — прихожане с зажженными свечами обходят храм, подпевая хору и разнося весть о Воскресении Христа. Затем люди возвращаются в храм, где служатся заутреня и литургия.
Пасхальное богослужение сопровождают особыми молитвами, стихами и песнопениями. Церковь обходят вслед за священнослужителями и с зажженной свечой. Иногда настоятель выносит огонь для прихожан из алтаря, но чаще всего люди сами зажигают свечи в храме.
Защитить руки от горячего воска помогает салфетка или листок бумаги, сквозь который продевается свеча. А чтобы обезопасить огонь от ветра, некоторые приносят с собой пасхальный фонарик из пластика или стекла.
Спаситель также открыл путь на небеса для тех, кто уверовал в него. О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой Страсти Христовы. Иконография В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах.
Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей. Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью. Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Иконография образа "Анастасис" сложилась к Х веку: на иконах изображен Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение "Сошествие во ад", на котором Спаситель спускается в черную бездну, протягивая руки людям, находящимся там.
Реже встречается другой тип иконы - "Воскресение Христово", заимствованный из западноевропейской традиции XIV века. На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры. Однако этот сюжет не является каноническим для Русской православной церкви.
Что такое Пасха и когда ее празднуют
- Три главнейших доказательства воскресения Иисуса Христа
- Сколько раз воскрес Христос : Интересное
- Когда умер Иисус Христос: во сколько лет, в каком году и где распят был
- Что такое Лазарева суббота?
- Близкие понятия
Рассылка новостей
- Казнь Иисуса Христа
- В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос | fkn+antitotal
- «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»
- «Днесь Вифания предвозвещает Воскресение Христа Жизнодавца, востанием Лазаревым ликовствующи»
- Рассылка новостей
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня
Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Воскрес Иисус Христос в третий день, как и Сам говорил. Христос Воскрес! Иисус умер за наши грехи и воскрес,чтобы стать нашим Ходатаем перед Богом. Все Евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, кáк это произошло. Главная» Новости» Христос воскрес 1 апреля.