гений, и все снятое им - априори гениально.
"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего. После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. Леонид Иович Гайдай (30 января 1923, г. Свободный Амурской области РСФСР, СССР – 19 ноября 1993, г. Москва, РФ) — кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Леонид Гайдай: биография, фильмы
Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение. Внучка Леонида Гайдая приняла участие во флешмобе к 100-летию режиссера в Иркутске. На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение.
Леонид Гайдай: биография, фильмы
В начале 1942-го Леонид Гайдай был призван в армию и отправлен служить на территорию Монголии. Для многих зрителей, чье детство пришлось на 60-70 годы прошлого века, Леонид Гайдай стал олицетворением самого доброго и веселого кино на свете. В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, после чего стал работать актером и осветителем. Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование.
Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая
/ Фотография Леонид Гайдай (photo Leonid Gaiday). читайте на нашем сайте. Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 в Амурской области в городе Свободный. Биография советского режиссера Леонида Иовича Гайдая: личная жизнь, юность фронтовика, национальность, жена.
95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай
В 1995 году по опросу телезрителей она была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет. Последним крупным кассовым успехом в его карьере и одновременно последним чисто комедийным фильмом Гайдая стала картина «Спортлото-82», которую посмотрело свыше 55 млн зрителей. После 1962 года новелла «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди» Гайдай не снимал трагических картин, однако неоднократно заявлял о желании больше не делать комедий. После успеха «Кавказской пленницы» он подал заявку на экранизацию пьесы Булгакова «Бег», однако в Главкино [1] ее не утвердили. В 1970-е и 1980-е годы он пытался экранизировать поэму Александра Твардовского «Василий Теркин», но сам отказался от съемок кино на военную тематику. Первой чисто драматической картиной Гайдая со времен его дебютной работы «Долгий путь» стала экранизация пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне», вышедшая в прокат в 1989 году. Фильм посмотрело менее 20 млн зрителей — для самого «кассового» режиссера в Советском Союзе это был явно финансовый провал, однако Гайдай не сдался, взявшись за подготовку своего самого амбициозного проекта. Его последним фильмом стала адаптация романа Достоевского «Идиот»: до того в 1958 году первую часть этого романа уже экранизировал Иван Пырьев — Гайдай же ставил перед собой задачу уместить на экране все четыре части. Работе над «Идиотом» он посвятил последние четыре года своей жизни — премьера первой серии почти четырехчасового фильма состоялась в 1993 году, незадолго до смерти режиссера.
Гайдай за камерой Скончался Гайдай 19 ноября 1993 года в возрасте 70 лет в больнице, где лечился от воспаления легких. Причиной смерти стал тромб, закупоривший легочную артерию — великий режиссер умер мгновенно. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Фильмография[ Начало творческого пути[ ] Первые работы Гайдая в кино — картины «Ляна» и «Долгий путь» — стали «пробой пера» будущего режиссера. При работе над ними он набирался необходимого опыта и еще не использовал приемы, которые со временем станут его отличительной чертой. Ни один из актеров, сыгравших в этих фильмах, не будет впоследствии приглашен Гайдаем на главные роли. Центральный персонаж — бюрократ Семен Петухов, — вернувшись на работу после трехдневного отсутствия, обнаруживает, что его признали умершим и похоронили, причем на совершенно законных основаниях: в день отъезда Петухова машиной был насмерть сбит человек — карманник, незадолго до того, укравший его бумажник. Из-за этого бумажника карманника принимают за Петухова и признают умершим, а главный герой оказывается вынужденным доказывать вчерашним сослуживцам — таким же бюрократам, как он сам, — что он на самом деле жив.
Леонид Гайдай на съемках фильма «Жених с того света» Помимо Плятта, в фильме сыграло немалое количество других актеров, которых впоследствии Гайдай неоднократно приглашал в свои картины — Георгий Вицин заместитель Петухова Фикусов , Сергей Филиппов управдом Зазубрин , Рина Зеленая мать невесты главного героя и Евгений Моргунов эпизодическая роль нищего, который просит у пассажиров трамвая денег, после чего садится в собственную машину. Так же в одном из эпизодов свою единственную роль у Гайдая сыграла прославленная Фаина Раневская, которую режиссер впоследствии неоднократно называл своей любимой актрисой. В отличие от последующих гайдаевских комедий, юмор в «Женихе... Сатирический характер ленты, ввиду того, что высмеиваемый ей бюрократизм — явление, присущее любому времени и общественному строю, обеспечил ей успех у зрителя и ввел Гайдая в первую когорту режиссеров-комедиографов СССР. По сравнению с «Женихом с того света» это был явный шаг назад в творческом плане: пожалуй, единственной его примечательной особенностью стал персонаж директрисы школы — первая роль Нины Гребешковой в фильме собственного мужа. Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин — «Балбес», «Бывалый» и «Трус» — на озвучивании собственных персонажей Тем не менее, благодаря выходу этого фильма Гайдаю позволили вернуться к комедийному жанру. Вышедшие вслед за ним короткометражки в жанре слэпстика «Пес Барбос... Кроме того, в короткометражке «Пес Барбос...
Первая новелла — «Дороги, которые мы выбираем» — представляет собой классический вестерн, полностью лишенный комической составляющей и с трагической развязкой. Именно в ней звучит фраза «Боливар не выдержит двоих», ставшая народной поговоркой — первоначально она означала, что при выборе между выгодой и дружбой предпочтение отдается выгоде, однако в настоящее время ее употребляют в том смысле, что если становится тяжело сочетать одновременно два каких-либо варианта, то от одного из них необходимо избавиться. Вторая новелла — «Родственные души» — начинается как триллер, сюжет которого вращается вокруг попытки ограбления квартиры, однако к финалу превращается в комедию, когда вор и его жертва обнаруживают, что они оба страдают от ревматизма и проникаются друг к другу родственными чувствами. Этот фильм стал единственным в карьере Гайдая, сценарий к которому он написал один без соавторов, а так же последней его полностью черно-белой картиной. Гайдай не хотел вновь снимать похождения тройки, считая их «пройденным этапом», и предложил Слободскому и его соавтору Якову Костюковскому написать сюжет, в центре которого был бы положительный комедийный герой. В процессе обсуждения замысла будущего фильма авторы пришли к идее вновь создать киноальманах, части которого не будут иметь сквозного сюжета, а объединит их личность главного героя. В третьей новелле его предполагалось столкнуть с Трусом, Балбесом и Бывалым. Роль положительного героя — студента Шурика — досталась 27-летнему актеру Александру Демьяненко, который впоследствии повторит ее в «Кавказской пленнице» и «Понедельнике...
Так же именно в этом фильме Гайдай окончательно сформировал свой фирменный стиль, заключавшийся в максимальном насыщении кадра действием — чтобы темп повествования не провисал, режиссер даже прибегал к «ускоренной перемотке» тех сцен, где персонажи не разговаривают прежде всего погонь. Другой отличительной особенностью Гайдая как режиссера стало всяческое поощрение актеров к импровизации — например, сцена, в которой Шурик «ранит» Балбеса рапирой и из его груди течет «кровь» на самом деле — красное вино , и сцена со скелетом, щелкающим зубами, были полностью придуманы Юрием Никулиным и именно в таком варианте вошли в фильм. Последняя новелла, в которой Шурик в составе научной экспедиции отправляется на поиски йети, вскоре была забракована самим Гайдаем, ввиду того, что в 1961 году уже вышел фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с похожим сюжетом. Леонид Гайдай и Александр Демьяненко «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором появлялась принесшая ему популярность троица Труса, Балбеса и Бывалого, образы которых к тому моменту уже зажили собственной жизнью. Еще в 1964 году они появились в одном из эпизодов фильма Рязанова «Дайте жалобную книгу», а в 1968 году режиссер Евгений Карелов пригласит троицу в свою картину «Семь стариков и одна девушка». Кроме того, Никулин, Вицин и Моргунов в образах своих персонажей появлялись в целом ряде телеспектаклей, а в 1969 году в мультфильме «Бременские музыканты» их внешность была использована для создания персонажей разбойников. Так же «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором снимался Евгений Моргунов — во время съемок между режиссером и актером произошел конфликт, в результате чего роль Бывалого была значительно сокращена. Картина вызвала серьезные разногласия в Главкино, которое хотело присудить ей «вторую категорию» и выпустить ограниченным тиражом.
Причиной тому был образ главного антагониста Саахова, сыгранного Владимиром Этушем, в котором начальство увидело карикатуру на Сталина или же на Берию.
В начале Великой Отечественной войны он устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр. После службе на фронте он вернулся туда и попробовал себя уже в качестве актера, а спустя пару лет поехал в Москву и поступил во ВГИК. Уже после первой сессии его отчислили за плохое поведение — Гайдай часто подшучивал над студентами и преподавателями. Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова. В кино Гайдай начал работать еще во время учебы — он подрабатывал на съемочных площадках в качестве ассистента. А в 1955 году он получил роль в ленте Бориса Барнета «Ляна». Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации пригласили на студию «Мосфильм», где он снял свой первый фильм — драму «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света».
В них впервые появились персонажи Трус в исполнении Георгия Вицина , Балбес Юрий Никулин и Бывалый Евгений Моргунов , которые впоследствии были главными действующими лицами и в других фильмах режиссера. В 1962 г. Гайдай снял фильм "Деловые люди" по мотивам рассказов О. Дальнейшее творчество режиссера также было связано с жанром комедии. В "золотой фонд" отечественного кинематографа вошли его фильмы "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" 1965 , "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" 1966 , "Бриллиантовая рука" 1968 , "Двенадцать стульев" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова 1971 , "Иван Васильевич меняет профессию" по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич" 1973 , "Не может быть!
В 1977 г. В 1982 г. Последними лентами режиссера были "Опасно для жизни! В общей сложности Леонид Гайдай снял 18 фильмов. Он был автором или соавтором сценариев большинства своих картин, в некоторых исполнял эпизодические роли.
В 1980-х гг. Народный артист СССР 1989. Леонид Гайдай был награжден орденом Отечественной войны I степени 1985 , медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Первая: он всегда разбивал тарелку перед началом съёмок, а если тарелка не разбивалась — работу откладывали. Вторая: режиссёр считал, что чёрные кошки приносят ему удачу. Гайдай Леонид Гайдай иногда снимался в эпизодах своих фильмов. В «Трижды воскресшем» сыграл изобретателя, в «Бриллиантовой руке» видны только его ноги — это он был пьяницей, которого Семён Горбунков обнаружил в подворотне, в « Двенадцати стульях » сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. Последняя роль была в его же последнем фильме — « На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди », где он появился в образе спятившего игрока казино. Гайдай В 2012 году в Иркутске был установлен памятник Леониду Гайдаю.
Он входит в целую скульптурную композицию — стоит троица Трус, Балбес и Бывалый, а рядом на режиссёрском стуле сидит Леонид Гайдай, у ног которого примостился Пёс Барбос с динамитной шашкой в зубах. Ещё один памятник легендарному комедиографу стоит в городе Свободный — на родине режиссёра. Спустя 30 лет после ограбления Бостонского музея становится известно, где спрятана одна из картин… Кто найдет её первым — сорвёт куш!
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
Среди других фильмов: «Трижды воскресший» 1960 , «Не может быть! Гайдай — автор или соавтор сценариев своих фильмов. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых «за участие в создании ряда советских кинокомедий последних лет» награждён в 1970 г. Цымбал снял документально-биографический телефильм «Леонид Гайдай: от смешного до великого» 2001.
Одна из площадей на территории «Мосфильма» носит имя Гайдая. В 1999 г. В 2006 г.
Свободный установлен памятник Гайдаю скульпторы В. Разгоняев и Н. В 2012 г.
Миронов, Л.
Фильмы смотрят все, немногие стремятся «в артисты», режиссерами становятся единицы. У Леонида рано развился вкус на настоящее кино: из картин особо выделял чаплинские. Рано понял, что его призвание — киноискусство. Окончание средней школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Леонид тут же направился в военкомат, требуя направить его на фронт добровольцем. Предложили подождать.
На некоторое время юноша стал рабочим сцены в драмтеатре Иркутска. А там давал спектакли эвакуированный в Сибирь столичный Театр сатиры. Молодой человек по возможности не пропускал спектакли, общался с актерами, еще больше укрепился в своем решении. Леонид Гайдай в молодости Через несколько месяцев Леонид был призван на военную службу. Сначала в Монголии ухаживал за лошадьми, объезжал их, готовил для работы в армии. Затем был переведен на Калининский фронт под Москву. Был пехотинцем, разведчиком.
В 1942 году награжден медалью «За боевые заслуги». Через год, выполняя очередное разведзадание, подорвался на противопехотной мине. Рана оказалась тяжёлой, в госпитале боец провел несколько месяцев. Врачи настаивали на ампутации поврежденной ноги, но юноша отказался: это могло помешать ему стать актером. После нескольких операций был признан негодным к дальнейшей службе, демобилизован. Последствия ранения сказывались всю жизнь. Но Гайдай не жаловался и не рассказывал о своих проблемах.
Вернувшись в Иркутск, окончил театральную студию, немного поработал актером. Но приняли его во ВГИК. Он учился там в 1949-1955 годах. Ещё студентом участвовал в съёмках фильма как режиссёр-практикант. По мнению цензоров, картина оказалась провальной, и Гайдаю «перекрыли кислород», не предлагая работы.
Когда Гайдай уже стал известным режиссёром, его спрашивали, почему он снимает комедии, и ответ был примерно такой: «Может быть, мне и хотелось бы сделать какое-то глубокое кино, но как можно отказаться от комедии, если люди вокруг так тяжело живут». В 2012 году у нас открыли памятник, посвящённый самому режиссёру и персонажам, которых он придумал здесь, — Трусу, Балбесу и Бывалому. Иркутский памятник Леониду Гайдаю… …и его персонажам Трусу, Балбесу и Бывалому Фото: Оксана Цепилова Чего пока не удалось добиться, так это открытия полноценного музея. Хочется, чтобы он расположился в маленьком домике семьи Гайдаев, но договориться об этом с родственниками Леонида Иовича пока не получается. Поэтому иркутский режиссёр и продюсер Юрий Яшников и его команда в том же 2012 году придумали «ГайдайЦентр», который стал не только всячески прославлять режиссёра, но и развивать индустрию кино в Сибири — проводить фестивали, обучать молодых специалистов, снимать свои фильмы. В 2021 году презентовали онлайн-музей , где можно сыграть в квиз по биографии режиссёра и посмотреть «Гайдай-сериал». Получился очень крутой проект, сделанный в Иркутске полностью — от идеи до запуска. Мы заняли с ним второе место в международном фестивале «Музей для людей». Онлайн-музей Леонида Гайдая.
Одновременно занимался в театральной студии при Доме культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях. В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре молодого человека направили в действующую армию. Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях. В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — академический драматический театр им. Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра. Фильмы В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта.
Гайдай Леонид Иович
Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария. Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке. Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским.
Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот! Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю. Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова.
Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах. О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны.
В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой. Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет. Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином.
Как вспоминал актер Александр Демьяненко , перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей. Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, "Иван Васильевич" стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше его играет Юрий Яковлев , вору Жоржу Милославскому в исполнении Леонида Куравлева и их приключениям при дворе Ивана Грозного. Полноправной героиней фильма стала Москва. Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате тогда — проспект Калинина. В сцене, где Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой, видна панорама Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост.
А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, видны знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице.
С удовольствием, отвечаю. Мы часами играли…», — рассказывала Оксана Гайдай. Он любил игровые автоматы типа «однорукий бандит». Гайдай решил использовать в картине «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» тот факт, что в казино «Тадж-Махал» его приняли за чокнутого игрока. Они так громко спорили с оператором Вадимом Алисовым, что администраторы решили запретить им снимать. Но те их убедили, что это от восторга.
Во время съемки эпизода случилось неожиданное. Режиссер пропал! Оказалось, он пошел играть в рулетку и. Проиграл там все свои деньги. Еще одной плохой привычкой режиссера стало курение. Думаю, за день выкуривал 3—4 пачки», — вспоминала художник по костюмам Татьяна Беляковская, работавшая с ним на нескольких картинах. Новелла «Наваждение» заставила режиссера и операторов пойти на ухищрения, чтобы молодая актриса естественнее выглядела в кадре. Наталья рассердилась на замечание режиссера, и, в качестве доказательства своей стройности, сняла сарафан.
Операторам заранее дали команду снимать, поэтому сцена с раздеванием выглядит очень натурально. Леонид Гайдай нашел заметку о похищенной в Закавказье невесте и загорелся снять об этом фильм. То же самое произошло и с «Бриллиантовой рукой». В «Правде» режиссер увидел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе.
В действительности, если немного углубиться в родословную семьи, то выясняется, что Иов Исидорович был украинцем, батраком из села Полтавской губернии, а о происхождении своего необычного имени, полученного по имени библейского праведника и мученика, отец Гайдая рассказывал любопытную историю. При крещении любящий мзду поп заявил его родителям: «Дадите поросенка — запишу Гришкой, а нет, так пеняйте на себя, будет Иовом. Всю жизнь промучается! Поросенка у них не было… Полностью эту статью Вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама». Полная версия статьи.
Призван же он был осенью того же 41-го, но в документах указан 1942 год. Вторая дата кажется более достоверной, так как Л. Гайдай родился 30 января 1923 года, и его вполне могли призвать именно по достижении 19-летнего возраста. Гайдай в военные годы Леонид Гайдай первоначально проходил службу в Монголии, из которой пытался вырваться в действующую армию.
Когда военком приехал в их полк за пополнением для фронта, позднее вспоминал режиссер, то на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: «Я». По словам Гайдая, именно из этого случая позже и родился эпизод фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В боевых действиях Гайдай принял участие с 25 ноября 1942 года, когда 381-я дивизия в составе 3-й ударной армии перешла в наступление в ходе Великолукской наступательной операции.
Гайдай кратко – биография Великого киногения
Впрочем, понятно, что его настоящее отчество Иович было не особо привычно. Военная биография Леонида Гайдая оказалась достаточно короткой. Ранение было тяжелое, ногу спасли, но рана давала о себе знать всю оставшуюся жизнь. Дальше были госпитали, и военная служба на этом закончилась. Слава Богу, этот замечательный человек остался жив. Даже трудно представить, каким был бы наш мир без Леонида Гайдая! Поиск Найти: Учредители: Администрация г.
Как и следующие два фильма Гайдая — « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » 1966 года и « Бриллиантовая рука » 1968 года которые повторяют это достижение [2]. Детективная комедия Леонида Гайдая — « Бриллиантовая рука » в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей [3]. В 1970-х годах занимался экранизациями классических произведений И. Ильф и Е. Петров , М. Булгаков , М. Зощенко , Н. В 1981 — 1988 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала « Фитиль ». Также на экраны вышло несколько новых картин Гайдая.
К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер двадцать пять лет тому назад. Мне это неинтересно». Персонажи его картин немедленно становились героями анекдотов, а сами фильмы расходились на цитаты. Удивительно, но сам режиссер, по воспоминаниям тех, кто с ним часто общался, слыл человеком неулыбчивым и даже, порой, хмурым. Невозможно было представить, что он автор таких смешных фильмов. В своих картинах он играл в небольших эпизодах. В «Операции «Ы» Гайдай появляется в начальных кадрах, в «Иване Васильевиче» играет прохожего, а в «Бриллиантовой руке» он занят в массовом эпизоде, когда берут интервью у Семен Семеновича Горбункова. Самая большая эпизодическая роль у него в «12 стульях». Однажды тарелка не разбилась, и тогда съемки пришлось отложить. Его талисманом были черные кошки, он верил в мистическую силу этих животных и снимал их почти в каждой картине. Черный кот первым проникает из квартиры в царские палаты, в конце шапка Мономаха превращается в кота — это эпизоды из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». В «Бриллиантовой руке» черный кот появляется в страшном сне Козодоева. Сегодня экскурсоводы водят туристов по многочисленным местам съемок комедий Гайдая: Алушта, Изобильное, Лучистое, Симферополь, Феодосия. Именно в Крыму снималась знаменитая рыбалка из «Бриллиантовой руки». На берегу Черного моря в «12 стульях» рубит стулья из гарнитура генеральши Поповой отец Федор — актер Пуговкин. Режиссер умер через шесть месяцев после выхода картины в прокат. Историю о борьбе с русской мафией снимали в Америке. Работа над несколькими эпизодами картины шла в Атлантик-Сити, в знаменитом казино «Тадж-Махал», принадлежащем Трампу.
Леонид Гайдай - автор самых искрометных и популярных комедий 1960-х и 1970-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть! Булгаков, Михаил Зощенко, Н. Актёрский состав комедий Гайдая был поистине блистательным. После критики советскими чиновниками от кино гайдаевской экранизации "Ревизора" все последующие фильмы великого советского комедиографа имели хорошую прокатную судьбу, но не повторяли оглушительного успеха его ранних комедий В 1970-е и 1980-е годы Гайдай активно снимал сатирические сюжеты для киножурнала «Фитиль». Ушёл из жизни 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам
Картину снимали в Москве, Ленинграде, Ялте, Одессе. На роль студентки и комсомолки Нины долгое время не могли найти актрису — после 500 проб выбрали Наталью Варлей. Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко. Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи.
Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи. Не обошлось в процессе съемок и без цензуры. Так, например, фраза Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!
Соответственно, ногу ему сохранили и отправили домой. Полгода он ждал нового освидетельствования, мечтал вернуться на фронт, но новая медкомиссия списала его подчистую. Таким образом, военная карьера Леонида Гайдая завершилась.
В январе 1944 года Гайдая признали инвалидом второй группы, и он вернулся в Иркутск. Андрей Горбунов, историк, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы.
В начале Великой Отечественной войны он устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр. После службе на фронте он вернулся туда и попробовал себя уже в качестве актера, а спустя пару лет поехал в Москву и поступил во ВГИК. Уже после первой сессии его отчислили за плохое поведение — Гайдай часто подшучивал над студентами и преподавателями. Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова. В кино Гайдай начал работать еще во время учебы — он подрабатывал на съемочных площадках в качестве ассистента. А в 1955 году он получил роль в ленте Бориса Барнета «Ляна».
Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации пригласили на студию «Мосфильм», где он снял свой первый фильм — драму «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света».
Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет. Кстати, режиссер был расстроен, что супруга отказалась официально брать его фамилию, но Гребешкова объясняла свой отказ тем, что не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для актрисы это важно. В семье родилась дочь Оксана, которая впоследствии подарила Леониду и Нине внучку Ольгу. Смерть Последние годы Леонид Гайдай сильно болел. У него была незаживающая рана на ноге, а затем из-за пристрастия к курению режиссера стали беспокоить дыхательные пути.
В 1993 году режиссер заболел воспалением легких, попал в больницу, где и скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. В память о Леониде Гайдае кинотеатр в родном городке режиссера Свободном Амурской области был назван его именем, а также установлен монумент режиссеру. Имя Гайдая присвоили и крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, расположена красивая мемориальная доска. В Перми в 2010 году появился памятник Леониду Гайдаю — скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев кинорежиссера, которые переходили из фильма в фильм, установлена перед кинотеатром «Кристалл». Три комедийных героя изображены в полный рост, в движении, без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.