На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. 7 августа в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре Лысковской епархии состоялись торжества, посвященные дню памяти основавшего обитель преподобного. День Ангела прп. Макария. 1 февраля всегда был в монастыре праздничным днем.
Памяти Святителя Макария
Память одного из столпов православного монашества – преподобного Макария Великого празднует православная церковь сегодня, 1 февраля. новости прихода. Преподобный Макарий с честью похоронил убиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Макария Жабынского, своего небесного покровителя, настоятель нашего храма иеромонах Макарий совершил Божественную Литургию.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Макария Жабынского, своего небесного покровителя, настоятель нашего храма иеромонах Макарий совершил Божественную Литургию. Православные верующие 1 февраля вспоминают преподобного Макария Великого, Египетского. По преданию, он ходил в этот день по дворам, морозил землю и воздух, а на стариков напускал разные хвори.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
6 августа, в канун дня памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского, в Казанской епархии состоялся крестный ход по Тропе Макария. В народе этот день еще часто называют Макарьев день или день Макария Весноуказчика, поскольку по погоде в этот период судили о приходе весны. До наших дней из 12 томов сохранилось 9 книг, утрачены тома за декабрь, январь и апрель. Православная церковь 1 марта вспоминает святителя Макария. В народе отмечают день Макария, или Макарьев день.
День памяти Святителя Макария
6 августа, в канун дня памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского, в Казанской епархии состоялся крестный ход по Тропе Макария. 29 февраля, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, городской храм, освященный в 2003 году в честь просветителя Алтая, отметил прест. празднования 1000-летия Крещения Руси.
Великие деяния святителя Макария, митрополита Московского
В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей в монашестве Афанасий , будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых. Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г. Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, — Василий Блаженный пам.
Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в. Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Троическим снисхождением — посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его житие, а еще через 2 года, т. Преподобный Александр, таким образом принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизировал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади храм Василия Блаженного в 1560 г.
С именами этих двух святых связано одно малоизвестное повествование игумена Иродиона. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочинути, и уснул: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господен: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: «О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа, Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу том; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща и ведуща конь, впряжен в сани, и в них седяща Макариа, митрополита Московскаго иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знам же бяше тогда преподобному , в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его, глаголя: «О святый Владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око? Егда же преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворится двери церкове, и ктому невидимы быша». Это благодатное явление двух светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г.
Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В 1555 г. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.
Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды в Успенском соборе после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повелел отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех Святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению. Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. Один из неизвестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное...
В народе известен был как миссионер, в народе называли его апостолом Алтая. Умер в глубокой старости — в 90 лет. Утром 1 марта нужно сходить в церковь, а также начать копить деньги. Хорошей приметой считается провести вечер в кругу семьи, попить чай с домашним вареньем. В этот день действуют запреты, которые наши предки старались соблюдать.
Проповедь перед причащением произнёс иерей Павел Мотовичёв. В конце Литургии по обычаю празднования престольных праздников состоялся крестный ход, во время которого владыки окропили богомольцев святой водой. Затем было совершено молебное славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами. Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех, пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества. В ответном слове епископ Алексий поблагодарил собратьев архипастырей за совместное богослужение, а также поздравил собравшихся с праздником. Он скончался 95-летним старцем, основав три обители, оставив после себя множество учеников.
Собравшаяся община нуждалась в собственном храме, и преподобный Макарий с братией, оставив «старую пустынь», перешел выше по течению реки Письмы. Здесь на возвышенности над изгибом реки был воздвигнут храм во имя Преображения Господня вероятно, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Рядом с храмом строились монашеские кельи и хозяйственные постройки; так на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна — скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия. Место погребения святого — в Преображенском храме монастыря — на протяжении веков привлекало к себе многочисленных богомольцев.
В Лавре почтили память Патриархов Алексия Ι и Пимена
Святитель стал одним из тех, кто поддержал юного царя Ивана Грозного. За годы деятельности будущий святой многое сделал для систематизации и сохранения богослужебной церковной литературы. Ему удалось инициировать мощное развитие славянской письменности. Митрополит Макарий запомнился русскому православному сообществу как миссионер, правдолюбец и сторонник Иосифа Волоцкого. Святитель оставался митрополитом на протяжении многих лет, начиная с 1542 года.
Много сил и забот отдавал он служению ближним. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена.
В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. Вопрос снабжения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало очень много различных житийных списков и их редакций. Святитель Макарий в 1529 году предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьи Миней. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1542 г.
Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества. В ответном слове епископ Алексий поблагодарил собратьев-архипастырей за совместное богослужение и также поздравил собравшихся с праздником.
В 1810 году в Площанской пустыни будущий светильник Церкви русской встретился со старцем Афанасием, ставшим впоследствии его духовным наставником. Больше в мир Михаил не вернулся. Последовал постриг и рукоположение в священнический сан. Советы отца Афанасия и близкое знакомство с аскетическими творениями укрепили иеромонаха Макария в его призвании. Такая серьезная духовная работа над собой не осталась не замечена и в 1827 году его назначают духовником Севского Троицкого женского монастыря. Именно в этот промежуток времени духовным наставником отца Макария становится старец Леонид, который сразу увидел в молодом монахе своего преемника. Однажды он так выразился о степени духовного совершенства оптинских подвижников: «Отец Моисей и отец Антоний — великие люди, а Макарий — свят». Их духовное единение было настолько крепким, что когда отца Леонида перевели в Оптину, общение с преподобным они продолжили в переписке. А в 1834 году отец Макарий получил указ о перемещении его из Площанской пустыни в Оптину и 5 февраля прибыл в Предтеченский скит, где подвязался до конца своих дней.
Православные верующие отметят 1 февраля Макарьев день в России
Люди верили, что такие валенки быстро излечат. Паром от самовара с той же целью обдавали и одежду больного. В ночь на Макарьев день были особенно внимательны к снам. Люди считали, что они вещие и предсказывают будущее. В этот день люди вообще были склонны ждать чудес и приятных событий. Что нельзя делать 1 февраля В Макарьев день избегали любого тяжелого труда, а женщины не прикасались к рукоделию. В святой праздник нельзя совершать дурные поступки, думать о плохом, ругаться и злоупотреблять алкогольными напитками.
Нельзя в этот день надевать черную одежду и подстригать волосы. Считалось, что это может навлечь беду. В Макарьев день в дом не пускали незнакомцев, чужих людей, чтобы не спугнуть счастье. Зимнее солнышко в этот день предвещает раннюю весну. На Руси верили, что Макарий Великий помогает в болезнях и смягчает жестокие сердца. Этот праздник проводили в заботе о своем здоровье, встречались за чаепитием с родными, пекли праздничные караваи.
Печь топили большим количеством сухих поленьев, полагая, что золотые языки пламени символизируют богатство. И если поленья быстро прогорят, в семью придет достаток.
Помощь батюшки не имеет границ в прямом смысле, она беспредельна. Он обучал нас компьютерным программам и вытирал наши слезы, писал книги и таскал мешки с одеждой, молился за нас грешных и работал водителем, давал трезвые оценки и советы и мчался по первому звонку крестить, причащать, в общем спасать! Здоровья, сил, терпения и благодатной любви подай Господи дорогому отцу Макарию на долгие годы!
Иоаким возвратился домой, и вскоре его супруга, действительно, родила девочку. Имя Мария получила лишь на 15-ый день по иудейскому обычаю. К слову, назвали ее так, как повелел сделать ангел, сказав, что имя дочери Анны и Иоакима уготовил сам господь. Помимо этого, в церковном календаре день 7 августа связан с личностью преподобного МакарияУнженского, Желтоводского, который родился в Нижнем Новгороде и проповедовал христианство на территории Чувашии. Был монахом по времена правления князя Василия Иоанновича и прожил 95 лет.
Умер в 1504 году. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями.
После окончания духовной семинарии за высокую успеваемость мог поступить духовную академию, однако отказался продолжать учебу ради практического служения Христу. После Февральской революции 1917 года митрополита Макария уволили со службы. После смерти епископа его нетленные мощи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Так как епископ активно служил Церкви до 82 лет, считается, что он может разгневаться на лентяев. Кроме того, запрещено ругаться и с близкими и сплетничать.
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария Великого
Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку епархиального съезда духовенства, заботится о приемных экзаменах в Ливенское и Севское Духовные училища, систематически через «Орловские Епархиальные Ведомости» обращается с Архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския». В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в «Орловских Епархиальных Ведомостях», озаглавленном «Правда и безпристрастие — основа и источник истиной свободы», Владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение Владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал. Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария. В мае епископ Макарий возвращается в Орел.
Вскоре против Владыки начались преследования за монархические взгляды и деятельность. Ордер на арест епископа Макария 22 августа 1918 года Владыка все-таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. Святителя в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле.
Они должны заварить чай из зверобоя, душицы, иван-чая и шиповника. Чтобы все были здоровы на протяжении года, женщины угощали детей и других членов семьи этим чудотворным чаем. Считалось, что 1 февраля ни в коем случае нельзя впускать в дом незнакомцев. Помимо этого, считалось, что всю работу лучше отложить на другой день. Чтобы удача присутствовала на протяжении всего года, люди окружали себя светлыми цветами, а темные считались предвестниками несчастья. Также на Макаров день нельзя употреблять нецензурную лексику и выяснять отношения. Нежелательно стричь волосы в этот день. Приметы на Макария Весноуказчика 1 февраля Наши предки по погоде 1 февраля определяли, какой будет весна: Если вокруг солнца были круги, это предвещало сильную метель; Если солнце было ярким в этот день, то весна придет рано, а весь февраль будет теплым; Если небо было звездным, зима должна была быть продолжительной; Метель на Макаров день говорила о том, что весна будет поздней в предстоящем году; Капель на Макаров день предвещала раннюю весну.
Как при жизни, так и по кончине по молитвам к митрополиту Макарию свершались чудеса. Поделиться статьей с друзьями: Деяния святителя Макария при жизни Напомним, что митрополит Макарий прославился не только своими трудами по организации на Руси книгопечатания и что именно он открыл первую в Москве для печати церковных книг типографию. Макарий лично способствовал работе по составлению нового Владычного летописного свода церковно-государственной летописи наиболее значимых событий. Им же была проведена работа по собиранию и редактированию всех книг житий святых в единое издание «Макарьевских миней в 12 томах». В 1541 г. В 1547 и 1549 гг. Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий провели в Москве два Собора, где произошла канонизация многих русских святых. Составление житий новопрославленных святых происходило под непосредственным руководством Макария. В 1551 году при участии святителя прошел знаменитый в истории русской Православной Церкви Стоглавый Поместный собор — Стоглав поскольку на нем рассматривалось сто важнейших вопросов «глав». В декабре 1563 г. Царь лично явился к любимому им митрополиту и умолял остаться на митрополичьей кафедре.
Кроме того, погода на Макара предсказывала погоду на весь февраль. Но холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным. С именем Макара связано много поговорок на разные темы. Например: «Валенком Макар раздувает самовар»; «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал»; «На бедного Макара везде беда напала».
В Макарьевском монастыре прошла литургия памяти преподобного Макария Желтоводского
Также был особый способ заваривания чая — на самовар надевали валенок. Дым и пар, образующиеся в процессе, прокуривали одежду и обувь, которые затем надевали на больного. В народе верили, что после этого ритуала болезнь уйдет, и больной быстро поправится. Считалось, что в Макарьев день могут происходить чудеса и людям могут присниться вещие сны. Поэтому многие старались запомнить сны и разгадать их смысл, чтобы узнать, что произойдет в будущем. В этот день принято ходить в церковь, чтобы помолиться святому Макарию.
Были возведены каменные церкви и в Пскове, кроме того в городе были выстроены новые крепостные стены и отреставрированы старые. Много потрудился владыка и для прославления местных святых. Большую работу вел архиепископ Макарий с языческими обычаями и языческим богослужением на западных землях Водской пятины территории, расположенной между реками Волхов и Луга, получившей свое название по финно-угорскому народу водь, проживавшему на этих землях. Архиепископ Макарий был возведен на митрополичий престол 19 марта 1542 года. О его высоком статусе говорит тот факт, что он лично венчал на царство первого русского царя — Иоанна Грозного. В 1547 и 1549 годах митрополит Макарий созвал в Москве два Собора, справедливо называемые историками «Макарьевскими». На Соборе 1547 года решался вопрос о принципе прославления на будущее время, но главным стало торжественное прославление новых русских святых. В связи с этим была продолжена работа по составлению их житий, начатая владыкой еще в Новгороде. Были написаны новые жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым.
Зачастую духовные писатели трудились по благословению самого митрополита Макария. Множество писцов переписывали рукописи. На Соборе 1549 года была продолжена канонизация святых. Эти Соборы — новая страница в истории канонизации русских святых, они вызвали большой духовный подъем в русском обществе и, несомненно, способствовали и развитию русской культуры, книжности, литературы и иконописи. В 1551 году по инициативе митрополита Макария был созван знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, названный так по разделенным на сто глав его определениям.
Он даже замыслил убить Макария, но внезапно тяжело заболел. Коляга раскаялся, просил прощения у монаха и сам отдал обители часть угодий. Молва об этой удивительной истории быстро разошлась и к пустыни потянулись жаждущие спасения и духовного руководства. Впоследствии Макарий был избран игуменом монастыря.
Избави, Господи, муки вёчныя, огня негасимаго, и чёрвия неусыпающаго, и смолы кипящия. Господи, Ты создал мя еси, Господи, Ты помилуй. Господи, Твоё есмь создание. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя.