Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
Славянская Богиня Мара Великая славянская богиня Мара отвечала за многие важные дела. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).
Кто такая богиня Мара?
В мифологии Морана представлена как властная и беспощадная богиня, которая привносит смерть и холод в мир. Она управляет судьбами людей, но чаще всего её влияние проявляется в зимние месяцы, когда природа замирает под её властью. Морана отвечает за угасание жизни, за то, что всё сущее в конце концов возвращается в землю. В славянской мифологии Морана имеет двойственное значение: с одной стороны, она символизирует смерть и уничтожение, но с другой стороны, она является источником обновления и возрождения. Зима, которую она приносит, предваряет весну, когда природа оживает и новая жизнь начинает пробуждаться.
Таким образом, Морана несёт в себе идею цикличности и вечного обновления.
Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной. Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи. Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров.
В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня! Мара, следуя своему имени, была злым духом. Мара в славянской мифологии — низший дух Божества у древних славян делились на высшие и низшие.
Пантеон высших богов — единый, что свидетельствует о его формировании в эпоху, когда славяне еще не разделились на три ветви. Высшие славянские боги олицетворяли силы природы, ее мощь и ее стихию. Перун, бог-громовник, олицетворял грозу. Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо.
Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце. Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом. Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти.
Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды. У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии.
У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым. У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары.
По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду. Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара». В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов.
Как Мара попала в обряды колеса года Славяне, подобно иным арийским народам, понимали круговорот времён года как непрерывную череду борьбы и побед тёмных и светлых сил. Началом годичного цикла у них было рождение нового солнца в весеннее равноденствие — время пробуждения природы, и отсчет колеса года с весенних месяцев сохранялся до 1492 года. Победа света над тьмой, весны над зимой, тепла над холодом воплощалась образом умирающего и воскресающего божества, и таким божеством стала Мара, которую чехи называли вторым именем — Smrtka. Ее возвышение имеет вполне объясняемые истоки: в богиню Мара превратилась из-за соприкосновения славянской языческой картины мира с античной мифологией.
Сам же ритуал олицетворения природы и торжества сил плодородия осуществлялся обрядом сожжения чучела, символизирующего зиму, холод, смерть. Посвящение Мары в божество Ритуал инициации низшего духа Марены-Маржаны в божество случился благодаря находчивости западных славян, владеющих грамотой. В письменных источниках они сблизили ее с античными богинями. Ян Длугош в хрониках «Польская история» ХV в.
Древние чехи в фиктивных глоссах из «Mater Verborum» отождествили свою Морану с древнегреческими олимпийскими богинями Гекатой и Персефоной. Первая — верховная богиня луны, колдовства; вторая — богиня плодородия, и обе были богинями смерти — владычицами преисподней и царства мёртвых. Постепенно в представлениях славян утвердилось несколько версий божественного происхождения Мары. Наиболее популярная признавала ее дочерью бога небесного огня Сварога и Лады — богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви, которую ученый мир считает научной фикцией ХV века.
Мара — одна из их трех дочерей, рожденных из искр, высеченных Сварогом ударом молота о священный камень. Несостоятельным признано утверждение, что Мара — дочь Кощея, потому что он — персонаж русских волшебных сказок, возникших в более поздние времена. Образ Мары похож на образы других богинь, ассоциировавшихся со смертью и темными силами. Не случайно, в отличие от верхних богов, у нее не было святилища.
Ей поклонялись тайком, её идола для обряда ставили на землю. После завершения действа все, что было в этом месте, включая идола, сжигали или топили в воде. Может, потому позднее Мара и стала олицетворением зимы и смерти, владычицей ночи, символом гаданий. Красавица или старуха: функция и образ богини Мары Мифологическое восприятие мира утверждает непрерывность круговорота полярной пары жизнь — смерть; их взаимодополняемость обеспечивает равновесие бытия.
Смерть властна над всем живым. Поэтому в языческом сознании древних она воспринималась как обязательный отрезок для продолжения жизни, начала нового существования.
Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.
Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну Богумиру , посылая ему змея с маленькими живыми яблоками.
Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави. Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост , а другие ворота — в горах великан Святогор стережет. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется.
Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем.
Олег удивленно моргнул.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет. Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы.
Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти. Все арийские народы видели в круговороте времен года модель жизни. От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти- такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство.
Но многое можно попытаться предугадать, как бы заглянув в будущее. Например, задать вопрос: «Сколько мне осталось жить? Эта птица у древних индусов провозглашала решения бога Индры, кому сколько жить, у германцев — служила громовержцу Тору, у греков в нее превращался сам Зевс.
Леля Ляля - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой.
Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами.
Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей Лялей. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.
Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, которая оберегает людей. Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен.
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости заметно созвучие слов «скала» и «скелет» ; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.
Кто такая богиня Мара?
Морана, Morana | Морана богиня в славянской мифологии. |
Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции | Славянская Богиня Мара Великая славянская богиня Мара отвечала за многие важные дела. |
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы — Развивай себя | богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности. |
Славянская Богиня Мара - Богиня Смерти. Мифология, Символы и Ритуалы | Мара считается одной из самых старых богинь славян, она является неотъемлемой частью славянской мифологии и культуры. |
Славянская богиня зимы, ночи и смерти Морана | Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии. |
МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Морана Славянская мифология | Богиня смерти Морана положила начало многим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. |
Мара — кто она? | В статье рассказывается о девяти русских Богинях, которые часто встречаются и известны из славянской мифологии. |
Богини славянской мифологии | славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы. |
Богиня Марена, или Мара – Женская Санга | В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян. |
Родные боги : Морана или Мара, Морена | Морана богиня в славянской мифологии. |
Мара – славянская богиня смерти
Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.
Это были продукты питания: кутья, блины, крашенные яйца, варенье, мед и предметы обихода, сделанные своими руками. Оставляли требу у места захоронения усопших либо опускали в воду. Считалось что по воде пища попадет в мир нави. Мара Славяне почитали Мару Морену, хоть и побаивались. Богиня зимней стужи и смерти обрезает нить жизни и переводит через ремородину по калинову мосту, что охраняет трехглавый дракон. Мара является женой Кащея, сестрой Живы и Лели. Смерть не воспринималась как зло, считалось что на место старому. Изжившему себя приходит новое. Как сменяются природные циклы где за постепенным увяданием приходит возрождение, так и люди, умерев на земле, рождались вновь.
Смерть — это шанс на перерождение. Души умерших людей позже воплощаются в реальность через новую жизнь. Кроме того Мара обладает огромной магической силой и многому научила людей, в том числе ворожбе да целительству. Не любит она лукавства да лжи. Гниль человеческих душ насквозь видит и насылает на таких людей неприятности да хвори через свою свиту нечисти. По вере славян богиня смерти также являлась богиней справедливости. Язычники почитали Мару, ведь всем в итоге суждено с ней встретиться. Живущих праведной жизнью богиня смерти провожала через калинов мост. Без ее помощи очень сложно перейти душе умершего в царство нави День Мары День Морены празднуется 1 марта. Это последняя дата посвященная темным богам.
В этот день не время вспоминать весну, навий день предназначен богини смерти. Именно с этим связаны все обряды. Лучшее, что можно сделать сегодня — вспомнить ушедших родных. В день Мары принято ходить на могилки, поминать усопших, приводить в порядок место захоронения. Последний день Мары — навий день В древности в этот день проводили обряды дающие силу богу весеннего солнца Ярило. Считалось что в день осеннего равноденствия Мара одерживает победу над Ярило, а весной он возвращается вновь и возвращает тепло. Западные славяне в этот день делали соломенное чучело, символизирующее зиму. Символ зимы подлежал сожжению, захоронению в земле либо потоплению. Этот ритуал был не только символом окончания лютой стужи, но и являлся знаком начала нового, плодородного года. Следующий день поминания предков после навьего дня — радоница радуница.
Приметы на 1 марта Гадание по оконным узорам на 1 марта. Если «листья» стремятся вверх, будут еще морозы. Пожилые люди помнят много премет на славянские праздники. По погоде на 1 марта также можно предсказать урожайность и погоду на весну. Если 1 марта метель весь день — ближайшие 2 недели выдадутся вьюжными; в полдень в небе яркое солнце — ждите раннюю да бурную весну; поля заснежены — ждите хороший урожай хлебов; если на улице мороз, но рамы окон запотели — весна будет медленно, но верно набирать силу. Потепление придет постепенно, но не уступит больше место морозам; морозные узоры направленны вверх — будут еще морозы. При рисунке стремящемся вниз, будет оттепель. Посмотреть данную примету сегодня может не каждый. Пластиковые окна уже не показывают узора, однако жители деревень еще могут видеть замерзшие окна. Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков.
Вообще, славяне — крайне миролюбивый народ. Мы неоднократно рассказывали о том, что даже с богами темной стороны наши предки умели находить общий язык. И именно о темной богине Маре мы и хотим вам сегодня рассказать в нашей статье, в попытках собрать все крупицы информации, которые «дожили» до наших дней. Происхождение Мары На сегодняшний день мы доподлинно не знаем точное происхождение этой богини. Однако существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них является столь же правдоподобной, сколь и вымышленной. Каждая выглядит интересно, но на каждую находятся свои противоречивые данные. Давайте же рассмотрим все версии происхождения данной богини. Согласно одной из теорий, Мара является представительницей высшей и старшей категории славянских богов. В этой версии богиня являлась богиней тьмы изначально и именно из этой тьмы и зародился свет, а уже с него — жизнь.
Данную версию частично подтверждают ведические источники, ибо у них также упоминается космический бог Мара, но там он выступает демоном тьмы. Так что, либо Мара — это его перевоплощенная сущность на земле, либо это просто случайное совпадение имен. Есть теория, в которой Мару называют дочерью Кощея. Но и тут все выглядит достаточно неправдоподобно. В теории — Кощей также относился к темным богам и вполне мог быть отцом Мары. Но есть древние упоминания о том, что Мара и Кощей были женаты. Это у европейцев в порядке вещей, когда родители женились или выходили замуж за собственных детей, а у славян инцест не поощрялся. Есть версия, что Мара — это дочь Сварога и Лады. В теории — это вполне вероятно, но на практике — уж слишком сильна была Мара, как для младшей богини. По силе она не уступала ни Ладе, ни Живе, так что эта версия тоже маловероятно Одной из самых ходовых и распространенных версий является то, что Мара являлась сестрой Лады и Живы.
Все они были созданы из искр, которые появились в результате удара молота Сварога по Алатырь-камню, о котором мы писали в одной из предыдущих наших статей. А вот если делать упор на славяно-арийские легенды и мифологию, то вполне можно предположить, что Мара — это дочь Черного Змея и Ящера — повелителя подземного мира. Становление и значение Мары в славянской мифологии Какую бы теорию происхождения богини вы не брали за основу, а в любом случае своей родословной она может гордиться. Не удивительно, что впоследствии она заняла очень важную точку правления. Вообще Мара считалась темной богиней. У славян было принято делить времена года, между богами. И Мара стала единоправной владычицей зимы, которая напрямую с ней же и отождествлялась. Но, как мы уже сказали выше, славяне жили в мире с любыми богами, да и отношение к смерти у них было не столь чуждое, как у тех же греков. Славяне верили, что любая смерть — это лишь начало новой жизни. Так и зима, какой бы лютой она не была, всегда сменяется весною.
Мара — это не единственное имя богини. Нередко она упоминается, как Морана или Марена, а у восточных европейцев ее кличут Моржаной или Мармуриеной.
В весенних обрядах славян Марой или Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти мора и зимы, которое топили разрывали, сжигали во время празднования древнего праздника Масленицы, имевшего языческие корни, а также в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай. Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Надеюсь, что мои прогулки по темному и загадочному миру верований древних славян на этом закончены. Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых идей и приключений, а нас всех поздравляю с приближением исконно русского праздника - старого Нового года! Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если плоды моих трудов и моя статья нашла отклик в душе, поставьте, пожалуйста, лайк, а если зацепила, то не сочтите за труд закомментировать и поделиться своим мнением! Богата наша история на предания и поверья! Очень интересно! Освежили в памяти! И Даля очень уважаю! Со старым Новым годом! Пусть исполнятся все мечты и желания!
Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел. Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница. Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества. Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их. Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает. До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра. Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели. Символика богини Мары. Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств. Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать. Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини. Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите. Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего. Существует так же оберег богини Мары.
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост.
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. [1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции [2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь.
Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти
В этот день на каждом дворе открывали ворота и зажигали костер, как символ того, что люди не боятся жестокую богиню. К огню мог подойти и погреться любой прохожий. На многих иллюстрациях Морана изображена с серпом в руках. По преданию она им жнет жизни тех людей, которые замерзают от стужи и во время вьюги. Идет богиня по человеческим черепам. Этим она показывает, как безразлична ей человеческая жизнь. А над головой Мары месяц, ведь ночь — это время, когда она очень сильна. Марена с серпом в руках идет по человеческим черепам Считалось, что божество дружит с черным вороном — вестником беды и волком. Морана отправляет стаи серых хищников бродить зимой по лесам и дорогам, чтобы они погубили как можно больше людей. Помогают Маре черный ворон и волк Защитные свойства амулета Мары Существует несколько амулетов богини Мары: Первый выглядит как круг с магическими символами и находящейся сверху изогнутой линией с четырьмя вершинами.
Практикующие экстрасенсы считают, что данный символ является мостом между Явью реальным миром и Навью прибежищем душ. С его помощью умершие родственники могут ментально помогать человеку. Амулет Мораны — мост между миром живых и мертвых Второй оберег представляет окружность с символическим крестом посередине. Этот магический предмет является талисманом удачи. Индивида, который носит его, ждет успех во всех делах. Амулет Мораны притягивает удачу Знахари и экстрасенсы давно знакомы с мощными магическими свойствами амулета богини Мары. Он способен помочь владельцу: удержаться от принятия необдуманных решений; наладить отношения с близкими; подружиться с сослуживцами и начальством; начать подъем по карьерной лестнице. Самое главное, что талисман способен привнести в жизнь хозяина гармонию. Оберег Морены и значение ее символов На обереге может быть изображено несколько символов, имеющих разное значение.
Волны — зигзагообразные ломаные линии, изображающие воды реки Смородины. Это место соединения реального и загробного мира. Волны — символ воды Знак Мара-Вий — 2 равнобедренных треугольника, соединяющихся вершинами. Это символ жизни и смерти, и неизбежности перехода от первой ко второй.
После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала.
Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной.
Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло».
Все начинает оживать, наполняться силами — природа пробуждается, медведи выбираются из своих берлог, а души предков прилетают на птичьих крыльях из небесного Ирия навестить нас, своих потомков. Я много раз проводила Масленицу в разных местах, создавала чучела Масленицы в Абрау-Дюрсо с такими творческими личностями, как художница Анна Чигарова, архитектор Андрей Волков и дизайнер Анастасия Волкова, делала чучела Масленицы из разных материалов и даже из виноградной лозы. Декорировала чучела в стиле традиционной русской росписи разных областей России с художниками Александром Аржановым и Алексеем Медной, они украшали пространство перед Государственным историческим музеем на выходе с Красной площади. За все эти годы я собрала много любопытной информации об этом языческом празднике Масленица или Комоедица?
Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А. Медной Истинное название праздника — Комоедица, а вовсе не Масленица. Это один из древнейших славянских праздников. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю.
Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время. До христианства прощание с зимой, сжигание чучела Мары и торжественная встреча весны проходили перед днями весеннего равноденствия, в марте, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа. Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е. Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица.
Медведь просыпался в своей берлоге, и народ нес ему подношения в виде еды. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» и «комы-обрядовые» — хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Первые блины и комы раскладывали на пеньках не только для медведя, но и для духов деревьев. Великому Медовому Зверю приносили жертвы — требы. После этого начиналось праздничное пиршество.
Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков. Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо. Чигарова Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый блинчик.
Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Отсюда же, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика. После проводили зачин.
Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия. Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая.
Смерть, даруемая Мареной, не была полным прерываниям жизни как таковой, а выступала переходом к жизни иной, к новому Началу, ибо так уж положено, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... Согласно поверьям древних славян, Мара не уступала в красоте богине весны, любви и домашнего очага Ладе, и вопреки распространенному мнению не являлась ее антиподом. Также Мара не противостояла Лели Живе , хотя, по сути, воплощала в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти три богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и древними славянами. Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность. Фото из открытых источников Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность.
Фото из открытых источников Мара представлялась нашим предкам светлокожей, темноволосой и черноглазой красавицей, воплощением льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Такой был образ Мары в начале зимы.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Решил сам познакомиться с девушкой. Этого-то Мара и дожидалась. Переодетая богиня назначила красавцу свидание недалеко от реки Смородины. Как только пришёл Прокофий, скинула с себя ведьма простую одежду, предстала в своем истинном обличие и утащила молодого человека в свое царство. Так бы и погиб крестьянский сын в потустороннем мире, но упросили девушки у Мары, чтобы отпустила она возлюбленного. Устала богиня от плача, отпустила Прокофия. Все в деревне диву дались, когда молодой человек из мертвых восстал. Рассказал он о Маре и ее проделке, а впредь больше не очаровывал девушек, опасаясь повторной кары ведьмы. Вместо того, начал он прилежное поклонение могущественной повелительнице смерти, благодаря чему дожил до преклонного возраста. Древние люди верили, что божество может и наказать любого человека, а может и помочь Как изображали богиню Образ Мораны так же, как и ее сущность, был не однозначен.
Славяне изображали ее по-разному, в зависимости от времени года. Осенней порой это белокожая красавица с черными волосами и карими глазами, одетая в прекрасные одежды. Она радуется богатому урожаю смертей. Ведь в прежние времена множество людей погибали во время зимней стужи. А в конце зимы, когда заканчивался срок ее правления над людьми, Морена — это старуха в лохмотьях. Славяне изображали Марену по-разному Праздник в честь богини Мары Чтобы грозная богиня стала благосклонна к людскому роду, в определенные дни люди вспоминали ее. Марену чествовали два раза в год. Первый раз — в первые весенние сутки. Считалось, что в этот праздник на Земле появляются все не угомонившиеся души.
Они бродят по городам и деревням, пытаются привлечь к себе внимание. А самые озлобившиеся вселяются в живых. Чтобы этого не случилось, люди старались преобразиться — надевали звериные маски, чтобы злые духи не узнали живых и не навредили им. Обязательно в каждом доме готовили поминальный стол и вспоминали усопших предков.
Мара считается одной из самых старых богинь славян, она является неотъемлемой частью славянской мифологии и культуры. Богиня Мара: Культ смерти у древних славян Мара была центральной фигурой в культе смерти у древних славян. Верили, что она приходит за душами умерших и проводит их в иной мир.
При этом Мара не была злой богиней, но и не доброй. Она была просто неизбежной частью жизненного цикла, символизируя окончание жизни. Образ Мары в славянской мифологии: богини и духа В славянской мифологии образ Мары неоднозначен. Она представлена как богиня, так и дух. Как богиня, она владеет душами умерших и правит миром мертвых. Как дух, она является проводником между миром живых и миром мертвых. Взгляд на Мару: фото и изображения богини смерти в славянской культуре Изображения Мары в славянской культуре разнообразны.
Она может быть изображена как женщина с косами и с косой в руках, как старуха или как девушка в черном. Иногда Мара изображается как существо с когтями и зубами, что подчеркивает ее связь со смертью. Символика Мары: Знаки и обереги богини у славян Знаки и обереги Мары были распространены у славян. Они использовались для защиты от смерти и болезней. К основным символам Мары относятся коса, череп и крест. Мифические существа в славянской культуре: Мара и Кикимора Мара и Кикимора — два ключевых мифических существа в славянской культуре. Мара символизировала смерть, а Кикимора была духом домашнего очага.
Обе они играли важную роль в повседневной жизни славян. Языческая богиня Мара: Божество жизни и смерти Несмотря на то что Мара обычно ассоциируется со смертью, она также являлась богиней жизни. Было верование, что Мара приносит новую жизнь, будучи связанной с рождением и обновлением. Кто такая Мара? Познакомьтесь с древней богиней смерти Мара — это древняя богиня смерти в славянской мифологии. Она воплощает смерть, но также связана с жизнью. Мара — это богиня, которую славяне уважали и боялись, она была неотъемлемой частью их жизни.
Мара в мифологии славян: от божества до мифического существа В славянской мифологии Мара прошла путь от божества до мифического существа. Вначале она была богиней, но со временем превратилась в духа, который приносит смерть. Богиня Мара и ее роль в славянской мифологии Мара играла важную роль в славянской мифологии. Она была богиней смерти, но также и жизни. Мара была неотъемлемой частью славянского мира, символизируя конец и начало, смерть и рождение. Мара — низшее языческое божество древних славян Если бы Мара была лицом историческим, за прошедшие века ей приписали бы невероятные деяния. Но она пришла из мифологии, и потому всё, что о ней известно, не противоречит ключевому свойству мифа — вымыслу.
Этот удивительнейший персонаж славянского язычества изначально был призраком, позже связан с сезонными земледельческими обрядами, олицетворял холод, темноту, увядание и возрождение природы, символизировал плодоносные силы. Все фантастические ипостаси Мары более поздних эпох имеют мало общего с поверьями древних славян. Она полюбилась ведунам, ворожеям, кудесникам, которые постепенно превратили символ плодородия в божество, связанное с потусторонними силами. Не последнюю роль в этом сыграло то, как ее нарекли. По имени — житие У этого имени много вариантов. В фольклорных текстах южных славян, например, у болгар, есть героиня — Марава. Среди восточных славян русские и белорусы знают ее как Мару, украинцы — как Марену.
Каждая ветвь западных славян называет ее по-своему: у поляков она Маржана, у словаков — Морена, у чехов — Морана. Вариации ее имени восходят к древнему индоевропейскому корню mer- 3500 — 2500 гг. Слово mara со значениями «призрак», «кошмар» обнаружено в праславянском языке III-II тысячелетия до н. Все значения красноречиво говорят о месте и роли Мары, которые ей отводили древние славяне в своих мифах. Как и всякая иная мифология, она отражала мировоззрение ее создателей — их представления о мироустройстве, об окружающем мире, о месте человека в нём. Ее источником стала языческая религия. Основу религиозных убеждений древних славян составляли «три кита».
Язычники были убеждены в одушевлённости природы и, как следствие, верили в многобожие, в то, что всем окружающим управляют разные божества. Они верили в сверхъестественные силы, в то, что те сопровождают человека на протяжении всей его жизни, а его душу — после смерти. Они поклонялись умершим предкам, веря в их магическое участие в жизни потомков. То есть мифология славян, основанная на язычестве, слагалась из культа предков, обоготворения и олицетворения сил природы.
Иногда образ богини натыкали на колья, и в сопровождении печального пения и жалобного голоса торжественно бросали чучело в воду, надеясь, что благодаря таким действиям молодые жены вскоре смогут родить детей, весной будет хороший урожай, а город, вместе с его жителями, очистится от всяких проблем и болезней.
Морана имеет свои символы, которые напоминают знаки воды. Речь идет о двух волнистых линиях. Бытовало мнение, что люди приходят в этот мир из воды, и согласно определенным погребальным традициям, человек покидал этот мир, войдя в воду, дабы очиститься перед новой жизнью. Еще среди символов Мораны выделяют серп, которым богиня пользуется для подрезания нити жизни человека. Поэтому, дабы богиня была благосклонна к роду человеческому, для нее строили специальные курганы, жертвенники, которые наполняли всяческими материальными ценностями.
Как сообщают достоверные источники, многим историкам и исследователям удалось узнать, что один из таких курганов для Мораны находился на месте теперешней Останкинской башни. Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории. Читайте также:.
Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья. Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше. Груды разбитых черепов призваны нагонять страх и вызывать трепет, ведь кажется, что в них затаилась сама Смерть. Он представляет собой пересечение двух линий, возле концов которых есть небольшие штрихи. Это означает остановку, заморозку: линии креста не могут продолжаться в бесконечность.
Оберег с таким изображением призван защищать от бед и вселять в человека уверенность. Они являются своеобразным мостом между мирами мертвых и живых. Знак часто используют люди, связанные с магией. Весьма распространен и символ Зимы, состоящий из 2-х треугольников, касающихся вершинами. Он называется Вий и призван напоминать о неизбежности смерти.
Это символ 4-х сторон света, 4-х стихий, 4-х времен года. Амулет с таким знаком предназначен сохранять жизненные силы владельца и сглаживать крайности в поведении и чертах характера. Кому покровительствует? Однако и любой другой может сделать ее своим защитником. Особенно она подойдет тем, кто обладает предприимчивостью, целеустремленностью, богатым воображением, стремится познавать новое, не обделен гордостью и бесцеремонностью.
Поэтому отношения с окружающими не ладятся. Морена поможет укротить нрав, научиться на ошибках, найти способ самовыражаться без вреда для себя и близких. Ведь она сама не до конца смогла избавиться от черного колдовства из-за гордости.
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.