Как заверяли сценарист картины Алексей Поярков и режиссер Игорь Зайцев, они очень долго собирали материал о Валерии Чкалове, провели много времени на его родине, в городе Чкаловске, изучали документы в местном музее. В конце концов Валерий Чкалов стал летчиком-истребителем Военно-воздушных сил Красной Армии. В мае 1924 года Валерий Чкалов окончил московскую школу на «отлично» и был направлен в Серпухов в «Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания», которую лётчики между собой называли «Стрельбомом». Тайна гибели летчика №1 Валерия Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции рпова.
Биография и достижения Валерия Чкалова — от нелегкого детства до легендарного летчика
Во время первой встречи с отважным летчиком-испытателем Сталин спросил Чкалова, почему он не пользуется парашютом для спасения из гибнущей машины. Популярность советского летчика Валерия Чкалова (1904-1938) не имеет временных границ. Тайна гибели летчика №1 Валерия Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции рпова. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. "Белые пятна" в биографии Про Чкалова написано очень много, поэтому мы попросили Валерия Борисовича рассказать о каких-либо малоизвестных фактах его биографии.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Так погиб на своем посту Валерий Павлович Чкалов, до конца выполнив свой долг летчика-испытателя. 18 июня 1937 года пилоты Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, а также штурман Александр Беляковс на самолете АНТ–25, сконструированном Туполевым, взяли курс через Северный полюс в Ванкувер (США). Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. О жизни и смерти летчика № 1 Советского Союза Валерия Чкалова написано немало. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом.
Подарил личный самолет
- Ленинградский трибунал
- Обстоятельства гибели
- Валерий Чкалов - биография, личная жизнь, фото, подвиг, причина смерти и последние новости
- Валерий Чкалов: Свой в небе
- Убийство Валерия Чкалова (Аркадий Белкин) / Проза.ру
Биография Валерия Павловича Чкалова
Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). Биография, голос и видео Валерия Павловича Чкалова; родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904; погиб 15 декабря 1938. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров.
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
В 1935 г. Подвиг Осенью 1935 г. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км.
За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2». Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон». В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету.
Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня. В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями. За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.
В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск. Личная жизнь Когда Валерию было 23 года он взял в жены Ольгу Терехову, которая была школьной учительницей. В этом браке у пары родились сын Игорь и 2 дочери — Валерия и Ольга. В будущем Игорь пойдет по стопам отца.
За годы биография Чкалов написал нескольких книг, на страницах которых подробно изложил собственные впечатления о перелетах. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г.
Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя.
Кроме конструктивных и технических вопросов, приходилось решать новые задачи, например решить, как обеспечить комфорт экипажа в длительном полете. Для расчетов освещения кабины привлекались специалисты-психофизиологи. Разработчиков консультировал опытный летчик М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой.
По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета. Было создано две машины, однако обе не дотягивали до рекордных показателей. Фрунзе сегодня — Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в составе Ростеха , специальный карбюратор, отполированы поверхности, а главное — по рекомендации выдающегося аэродинамиста М. Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км. К рекордам готов Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва—Тула—Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены — французы и итальянцы — летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км.
К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации.
И вовсе не за Троицкий мост, который, как известно, находится в Санкт-Петербурге, а не в Брянске. А первый суд состоялся 16 ноября 1925 года. Военный трибунал осудил В.
Чкалова к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном доме за то, что, «будучи военлетом 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал, шумел…». Согласно записям в учетно-воинском билете «24 марта 1925 г. Чкалов был «отстранен от должности за халатное отношение»,[21] а 17 марта 1926 г. Почему это произошло спустя 4 месяца после суда, не совсем ясно.
Известно также, что наказание Чкалов отбыл не полностью. Срок был снижен и 1 декабря 1926 г. Потом был известный воздушный парад в Москве, куда Чкалова командировали от эскадрильи, разрешив делать фигуры высшего пилотажа. В своем письме жене Чкалов написал об этом впечатляющем зрелище: «Лелик, ты себе не можешь представить, что я здесь сделал своим полетом.
Весь аэродром кричал и аплодировал мне за мои фигуры, и мне было разрешено на любой высоте и любую фигуру делать. То, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено особым приказом, в котором говорится: «Выдать денежную награду старшему летчику Чкалову за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа». Утверждают, что после этого кто-то из высокого военного начальства запретил сажать Чкалова под арест за его «художества». Тем не менее, впереди Валерия Павловича ждали не только дисциплинарные аресты, но и новый суд.
В том же году, участвуя на «Фоккере» в очередном учебном бою, Чкалов, нарушил установленную дистанцию и задел самолет военного летчика Дроздова. А когда тот стал снижаться, уходя от самолета Чкалова, последний продолжил его преследование и вынудил сесть. За это ЧП «воздушный хулиган» вновь оказался на гауптвахте. А потом, как отмечалось в акте врачебного освидетельствования, у него произошел нервный срыв.
После перевода Чкалова в 15 эскадрилью, дислоцированную в г. Брянске, в июле 1928 года, на гомельском аэродроме при посадке он зацепил хвостом край оврага. Затем, когда его звену поручили перегнать из Гомеля три самолета, он совершил во время перелета новое летное происшествие — решил «на бреющем» пролететь между телеграфными столбами. Но, видимо, не заметил, что один из проводов провис ниже остальных.
Самолет задел его и при падении был сильно поврежден. Кто-то в целях перестраховки в характеристике на Чкалова, прилагаемой к статистической карте аварии, связал это правонарушение с «незначительным шизоидным статусом, выражающимся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности». Во многих публикациях утверждается, что на этот раз Чкалова судили в ноябре 1928 г. Однако в материалах дела черным по белому написано, что суд состоялся в гор.
Брянске 30 октября 1928 года. Проведенным судебным следствием было установлено следующее: «Чкалов 28 июля сего 1928 г. При посадке этой Чкалов не проявил достаточной внимательности и не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта… 15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом… у разъезда Турбинки близь ст.
Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации не годным…». Присудили к одному году лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову».
Для нас большой интерес представляют доводы и аргументы, изложенные в Чкаловым в этой кассационной жалобе, приводя которые он считал вынесенный в отношении него приговор необоснованным: «Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы т. На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике.
В результате чего безусловно будет сбит противником. Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и потому необходимость сохранения материальной части дорогостоящий самолет , но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее — ухудшить боевую подготовку летчика-истребителя, учитывая и то обстоятельство, что будущая борьба с воздушным противником будет неравной с точки зрения разности качеств самолетов. А эта точка зрения квалифицируется командованием «хулиганством», недисциплинированностью». Чкалов писал о том, что его действия неправильно квалифицированы «судом как халатное отношение и невнимательность в полете», доказывал, что «халатность и невнимательность в бреющем полете исключена совершенно, так как полет на очень малой высоте требует максимум внимательности и напряженности».
Случившееся же объяснял тем, что «не учел наличия в этой местности проводов» и был переутомлен. Ульриху: «Признавая справедливость решения трибунала, признавшего виновность Чкалова, я считаю необходимым ходатайствовать о смягчении меры наказания в силу высших летных качеств т. Чкалова, как одного из лучших истребителей…». Между тем, 10 декабря 1928 года военная коллегия под председательством Камерона оставил приговор в силе и 2 января Алкснис вновь направил Ульриху «ходатайство об амнистии тов.
Свою просьбу Алкснис мотивировал следующим: «…тов. Чкалов принадлежит к числу тех не многочисленных исключительно решительных и смелых наших летчиков истребителей, которые нам крайне нужны будут в военное время как наши красные «ассы». Горя законным желанием выжать из вверенной машины в воздухе все, что только от нее возможно, законным желанием совершенствоваться в технике пилотирования и стать виртуозом этого дела и имея достаточно «перца» для всего этого, тов. Чкалов иногда проделывает эволюцию в воздухе ниже установленных нашими уставами и инструкциями высот, в этом главным образом и заключается его не дисциплинированность, за которую его прямые начальники все время арестовывали и сажали и за что он попал под суд…».
Чкалова во исполнение приговора военного трибунала заключили в Брянский исправдом. Отсидел он в нем по разным данным всего от 16 до 19 дней. Калининым о его досрочном освобождении. Звездный час Чкалова настал только после его перехода на испытательную работу, где его воздушные пируэты вызывали не осуждение, а неподдельное восхищение.
На параде 2 мая 1935 года он познакомился со Сталиным, который проявил к летчику благосклонность и дружеское расположение. Чкалов был официально признан летчиком-новатором, стал орденоносцем. Поистине всенародная слава обрушилась на него после двух знаменитых перелетов. Когда они вошли в зал, он даже попросил своих помощников поднять его с инвалидной коляски.
А потом сказал: «Никакая работа дипломатов не могла бы сделать и за десять лет того, что вы сделали своим перелетом для сближения народов»… Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н. Самолет этот создавался как скоростной одноместный истребитель, должен был заменить устаревавший И-16. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. В этот день резко похолодало — был мороз около 24 градусов.
Сталину и В. Молотову, говорилось: «Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200—250 метров и, набрав высоту 100—120 метров с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500—600 метров. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками.
Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем.
Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». На самом деле Чкалов жил еще, по разным данным, от 40 минут до двух часов.
Так, по свидетельству бортмеханика А. Захарченко: «Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам». И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.
Чкалов и его женщины. «Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова
Фактически от него зависело, пойдет ли дальше эта машина, что в ней надо доделать. Для него это была серьезная нагрузка, он с большой ответственностью относился к работе испытателя. У летчиков того времени было немного другое представление о происходящем, для них любое испытание могло оказаться последним. Такая у людей была работа, на земле просто невозможно проверить все системы. Действительно, гибель Валерия Чкалова окутана тайной. Много на тот момент произошло и политических событий, много вопросов до сих пор осталось без ответов. Действительно, многие люди завидовали прадеду. Ведь не случайно ему предлагали вообще перейти на политическую работу после перелетов. Чтобы был в безопасности! Этот трагический полет не был случайностью, хотя нельзя точно сказать ничего, ведь ничего не доказано. Дочь Чкалова Валерия Валерьевна много занималась архивами, искала материалы.
Ее книжка собрана по документам и сухим фактам. Так вот, на текущий момент, хотя прошло уже более 80 лет с момента гибели Валерия Чкалова и, казалось бы, должны рассекретить его дело, до сих пор есть часть документов по истории Валерия Павловича, которые находятся под грифом «секретно» без срока давности. Насколько мне известно, Валерии Валерьевне удалось почитать некоторые документы, но получить их копии и указать их в книге она не могла. В информации, полученной семьей, многое не сходится: было 3 комиссии по гибели Чкалова, и там расходится все — полетные задания, нанесенные маршруты, сведения, с какой стороны он упал. Комиссии написали совершенно разные вещи! К тому же в СССР на тот момент не было гражданской авиации, вся авиация была военной, но несмотря на это в 1938 году не было заключения Минобороны по факту гибели летчика Чкалова. Есть заключения отдельных комиссий. А официального заключения Минобороны по данной ситуации нет и не было. Сейчас по просьбе семьи Министерство обороны рассматривает возможность спустя столько лет написать заключение по имеющимся у них документам. Единственным человеком, который знал правду, как мне кажется, была Ольга Эразмовна.
Если не всю правду, то что-то она точно знала. Дело в том, что Валерия Павловича многие любили, и очень влиятельные люди после его гибели помогали семье. Многие документы подписаны Молотовым, он приезжал к прабабушке, есть этому документальное подтверждение. Я предполагаю, что Ольге Эразмовне должны были рассказать что-то, что она не могла себе позволить раскрыть. Есть книга воспоминаний, написанная прабабушкой. Фильм о Чкалове снят Калатозовым, а он был с прадедом лично знаком. О нем рассказывали и писали люди, которые его знали. Но есть также современный сериал, с которым категорически не согласна семья по ряду причин. Авторы ни с кем из родственников не консультировались, хотя было объявлено, что фильм создан при поддержке семьи. В сериале летчиков показали так, как в реальности быть не могло.
На аэродроме никто бы никогда никому не позволил пить. Никто не поставит стол на взлетно-посадочной полосе. В сериале много таких нюансов, они с художественной точки зрения, может, и привлекают внимание, но это то, чего не могло быть никогда.
В 1930 г. За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик. В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители. Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. Интересные факты Валерий Чкалов совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс в 1937 году. Этот перелёт стал мировым рекордом и прославил Чкалова на весь мир. Чкалов — один из первых летчиков, освоивших летную петлю Нестерова. В 1936 году он выполнил этот сложный маневр на самолёте И-16 на высоте 800 метров. Во время выполнения петли Нестерова скорость самолета Чкалова упала почти до нуля, однако он сумел набрать скорость и приземлиться благополучно. Чкалов был одним из первых лётчиков-испытателей в СССР. Чкалов был известен своим бесстрашием и готовностью рисковать своей жизнью ради достижения поставленных целей. Жил-был лётчик: правда и мифы о жизни легендарного Валерия Чкалова Подвиг Осенью 1935 г. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км.
На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета.
Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета. Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов. Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку. Летчик попытался приземлиться, но самолет зацепился за провода. Во время падения, Валерий Чкалов получил тяжелую травму головы и умер по дороге в больницу. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто был причастен к гибельным испытаниям, были осуждены на длительные сроки. Ссылки Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Родился 20 января 2 февраля 1904 года в Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии — погиб 15 декабря 1938 года в Москве. Советский лётчик-испытатель, комбриг 1938 , Герой Советского Союза. Валерий Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. По национальности — русский. Отец — Павел Григорьевич Чкалов, котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать — Ирина Ивановна Чкалова, домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер. Хорошо плавал — переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923—1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Junkers. Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Инструктор А. Жуков дал следующую характеристику Чкалову: «Закончил обучение с аттестацией «очень хорошо». Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова.
Подготовка к полетам
Во время первой встречи с отважным летчиком-испытателем Сталин спросил Чкалова, почему он не пользуется парашютом для спасения из гибнущей машины. В конце концов Валерий Чкалов стал летчиком-истребителем Военно-воздушных сил Красной Армии. Так погиб на своем посту Валерий Павлович Чкалов, до конца выполнив свой долг летчика-испытателя. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени.