Новости башкирские народные праздники

это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. В номинации «Лучший традиционный башкирский народный женский костюм» — Народный башкирский фольклорный коллектив «Кош юлы» (рук. Культурные и религиозные праздники Башкирская культура богата традициями, поэтому в календаре праздников Башкирии вы найдете не только государственные даты, но и дни, связанные с народными и религиозными обычаями.

Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан

Главная» Новости» Башкирские праздники коротко. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Самый распространённый и любимый народный праздник башкир, который известен с глубокой древности, а ныне проводится на государственном уровне, – это Һабантуй –Сабантуй. Самый распространённый и любимый народный праздник башкир, который известен с глубокой древности, а ныне проводится на государственном уровне, – это Һабантуй –Сабантуй.

Башкирский праздник Йыйын

Во вторую пятницу сентября, в этом году – 8 сентября, в Башкирии будут отмечать День национального костюма народов республики. У гостей будет возможность принять участие во флешмобе по народным танцам и сфотографироваться в традиционном башкирском костюме. На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей. 6 июля 2019 года в селе Башкирское Канчерово прошел национальный обрядовый праздник «Йыйын» (народное собрание).

Башкирский народный праздник – Сабантуй

Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах. Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая. Лепехин, И. Георги, в своих работах отметили наличие у башкир такого праздника, как Сабантуй. Например, И. Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским. Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными».

Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины 18 века В. Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы - всех возрастов и полов - собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу б изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже — по известному сигналу — бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу. Скаковой приз состоит обыкновенно из бумажного, шелкового или полотняного — вышитого шелком и разноцветными нитками, платка, который привязывается на столб и отдается в руки женщин и детей.

Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга. По традиции, у башкиров Урала действует патриархат.

Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом. Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне.

Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом. Свадьба По традиции, башкирская свадьба — это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались.

Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя. По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял: лошадь для отца; лошадь для приготовления свадебного угощения; платья для снох; водка для братьев невесты. В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки.

Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения кольца, серьги , которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала. Непосредственно перед светской свадьбой по законам шариата проводится обряд Никах. Он проходит на стороне девушки. В это время в доме собираются гости, обязательно на церемонии присутствуют два свидетеля и один опекун от невесты и родители жениха. Мулла читает молитву, которая, по сути, является разрешением на вступление в брак.

Традиции сабантуя идут из глубины веков и олицетворяют веру человечества в торжество добра. Все это укоренилось в сознании нашего народа и сохраняется до сих пор. В советские времена был период, когда сабантуи не проводились, но любовь народа к своим традициям победила. Приятно, что сегодня начали проводить безалкогольные сабантуи.

Это, я считаю, положительный пример — возвращение к иману, вере, отказу от вредных привычек». Известная башкирская поэтесса, журналист, главный редактор республиканского детского журнала «Акбузат» Лариса Абдуллина в беседе с корреспондентом « Башинформа » поделилась, что в этом году еще не успела принять участие в народном празднике. Она сказала, что приглашена на сабантуй в Мелеузовском районе и уже настроена на поездку. Сама Лариса Абдуллина уже не первый год ратует за возрождение в Башкирии детских сабантуев.

Дети могли выезжать за пределы своих деревень, районов, общаться со своими сверстниками со всей республики, знакомиться с достопримечательностями родного края.

А мальчики и девочки играли в любимые подвижные игры. Все на празднике ели кашу, а остаток оставляли воронам.

В Башкирском историко-культурном центре им. Юные гостьи играли с самодельными куклами воронами, изучали крупы и слушали рассказы активистов центра.

В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики

Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. Народные праздники Или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. отмечается Курбан Байрам. Башкирские традиции – не только часть истории башкирского народа, это часть современной жизни России.

Башкирский народный фольклорный праздник«Ҡарға бутҡаһы”

Уфа, проспект Октября, д. У, У1. Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний. Работа в этих направлениях будет продолжена. Современное бытование Места бытования. Современное место бытования: Российская Федерация, Республика Башкортостан.

Место распространения: Республика Башкортостан. Идрис и дер. Даты бытования: 1910 год Сведения об особенностях Состояние бытования Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг. XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана и Татарстана.

Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, а были праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится интернациональным праздником, частью массовой культуры двух республик. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят Федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства. Состязания и их формы не менялись многие тысячелетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках сабантуев сохранились и продолжают культивироваться народные виды спорта, особенно куреш, конные скачки байга. Сабантуи стали общенародными праздниками весны, добра и мира, плодородия и будущих успехов.

Риск исчезнования самого праздника сабантуй не велик. Стоит проблема возрождения традиции народного самоуправления, выражаемой в йыйынах и сабантуях. В последние годы наметилась тенденция возрождения родовых йыйынов и проведения их совместно с сабантуем, что встречает хороший отклик у населения. Массовое проведение сабантуев в последние годы, отчуждение самих людей от состязаний ввиду высокого уровня участников, превращение их в простых зрителей многими оценивается негативно. Способы передачи традиции Через проведение образцовых республиканских сабантуев происходит трансляция традиции, в последние годы сабантуи, йыйыны начали проводиться силами и по инициативе местных жителей. Так, ежегодно проводится Йыйын самарских башкир возле реки Иргиз в Самарской области.

Элементы сабантуя широко используются при проведении других народных праздников, таких как «Шежере-байрам» Праздник родословной , «Хаумыхыгыз, ауылдаштар! Исторический аспект Несмотря на то, что первое письменное упоминание о башкирском сабантуе относится к XVIII веку, исследования ученых убедительно доказали древний, хтонический характер происхождения праздника у башкир.

У них там сабантуй... А между тем это слово с тюркского языка переводится как "свадьба плуга" и означает вполне конкретное событие в жизни татар, башкир и ещё некоторых народов, которое отмечают ежегодно в первый летний месяц года. Давайте разберёмся, какого числа будет отмечаться Сабантуй в этом году, где и как пройдёт праздник, каковы его истоки и традиции. Когда впервые начали отмечать Сабантуй Считается, что история Сабантуя насчитывает более тысячи лет. Истоки праздника кроются в седой древности и тесно связаны с аграрным культом. Первоначально событие имело сакральное значение: во время обрядов задабривали духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю. Проводили церемонию перед началом сева в конце апреля. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины.

Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием. Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности. Молодые люди и подростки верхом объезжают деревенские дворы, собирая подарки.

Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял: лошадь для отца; лошадь для приготовления свадебного угощения; платья для снох; водка для братьев невесты. В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения кольца, серьги , которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала. Непосредственно перед светской свадьбой по законам шариата проводится обряд Никах.

Он проходит на стороне девушки. В это время в доме собираются гости, обязательно на церемонии присутствуют два свидетеля и один опекун от невесты и родители жениха. Мулла читает молитву, которая, по сути, является разрешением на вступление в брак. В наши дни Никах совершают редко, обычно все сводится к традиционной светской свадьбе. А ведь с этим обычаем у башкирского народа связано немало интересных традиций. Например, обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой.

Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной. Еще один шуточный обычай — топить баню для молодых.

Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы. Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй — у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом. Праздники Самый известный национальный праздник башкирского народа — сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков. В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» — плуг и «туй» — праздник.

Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой.

Его смысл — задобрить, накормить птиц, чтобы был богатый урожай.

Этот праздник и сейчас проводится во вмногих населенных пунктах. Решили провести обряд и в селе Минзитарово. Цель праздника — возрождение, сохранение обычаев и обрядов, воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры.

Руководитель районного курултая башкир Рауф Калимуллин коротко рассказал гостям о селе Минзитарово, о башкирском роде мин и волшебной воде реки Лобовка, которая протекает рядом с селом. С утра на территории Минзитаровской школы играла веселая музыка, звучали народные песни. Были оформлены башкирские юрты.

Гостей приветствовала глава администрации района Гюзель Насырова.

В Иглинском районе прошел республиканский обрядовый праздник «Ҡарға бутҡаһы»

Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой — здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» «Семирод». На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. До нас дошли названия башкирских сборов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода.

Читаем фольклор». В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Познакомились с праздником Науруз, вспомнили в какие игры играют на сабантуе.

В программе праздника — конные скачки, борьба куреш и другие спортивные состязания, игры, выставки-ярмарки, выступления артистов художественной самодеятельности. На празднике по традиции награждают передовиков посевной кампании. Полный график проведения сабантуев в республике читайте в предыдущем материале «Башинформа».

Дата и время проведения мероприятия с 30. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй "Грачиный праздник ",в то время когда прилнтают грачи,смысл праздника -это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также поводобратиться к силам приролы с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенных полевых работ,все жители селения приходят на открытую местность и участвуют на различных соревнованиях.

Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй

На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей. Во вторую пятницу сентября, в этом году – 8 сентября, в Башкирии будут отмечать День национального костюма народов республики. Культурные и религиозные праздники Башкирская культура богата традициями, поэтому в календаре праздников Башкирии вы найдете не только государственные даты, но и дни, связанные с народными и религиозными обычаями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий