Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.
Все новости сайта за 6 февраля 2004
- Новости за 6 февраля 2004. Первый канал
- От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России
- Архив новостей за 6 февраля 2004 – Утро.ру
- Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
- Все новости за 06.02.2004
- Архив 6 февраля 2004
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
Этот и каждый последующий пресс-релиз заканчивался призывом к водителям личного автотранспорта, по возможности, пользоваться маршрутами объезда и уступать дорогу общественному транспорту. Днем число машин на маршрутах М превысило 200. Были замечены также дополнительные автобусы на Ленинградском проспекте, следовавшие в центр к «Павелецкой». В середине дня компенсирующие маршруты были организованы следующим образом: М-1: с остановками у станций метро: «Красногвардейская» — «Домодедовская» — «Орехово» — «Каширская» — «Нагатинская». По Ореховому бульвару, Шипиловскому проезду, Шипиловской улице, улице Маршала Захарова или напрямую по Шипиловской улице с выездом на Каширское шоссе , Каширскому шоссе и Варшавскому шоссе.
Часть машин следовала от «Домодедовской» по Каширскому шоссе без заезда к метро «Орехово». М-2: «Красногвардейская» —«Марьино». Также встречались экспрессные варианты этого маршрута с движением как по улице Мусы Джалиля, так и через Задонский проезд. М-2: с остановками у станций метро: «Царицыно» — «Кантемировская» — «Каширская» — «Коломенская» — «Пролетарская».
Разворот кольцом по Каспийской, Севанской и Товарищеской улицам, далее по Луганской улице, Пролетарскому проспекту, проспекту Андропова, улице Сайкина, Велозаводской улице, Симоновскому валу, Новоспасскому проезду, 3-му Крутицкому переулку. Кроме того, часть машин следовала от станции метро «Царицыно» до «Павелецкой». М-3: «Автозаводская» —«Пролетарская». Экспрессом по улице Мастеркова, улице Ленинская слобода, Велозаводской улице, Симоновскому валу, Новоспасскому проезду, 3-му Крутицкому переулку.
Почти сразу после пуска этих маршрутов у станций метро «Красногвардейская», «Домодедовская», «Орехово» и «Каширская» были установлены остановочные трафареты, но, вопреки обещаниям руководства ГУП «Мосгортранс», почти нигде пассажирам не сообщалось о том, что маршруты «М» работают бесплатно. Более того, в некоторых автобусах в дневное время работали кондукторы, собирающие плату за проезд в полном объеме. На остановки у станций метро были оперативно подтянуты сотрудники отделов БД безопасности движения и ТДО территориально-диспетчерских отделов ГУП «Мосгортранс», которые с помощью мегафонов оповещали пассажиров о пунктах следования подходивших автобусов. Они же определяли конечную остановку для каждого автобуса.
Так, например, ближе к 14-15 часам у станции метро «Нагатинская» машины отправлялись через одну до «Красногвардейской» и до «Царицына». В дневное время основные задержки движения автобусов были на проспекте Андропова у метро «Каширская» и на развороте у метро «Царицыно» время разворота — около 1 часа , правда, последнее на перевозке пассажиров почти не сказывалось. Заметим, что перегруженности наземного транспорта, в районах, лишенных метро, в дневное время не наблюдалось. Небольшие интервалы автобусов-экспрессов позволяли пассажирам добираться до ближайших открытых станций метро с комфортом.
К началу вечернего часа «пик» все автобусы М стали направлять в центр — до станции метро «Новокузнецкая» по следующим маршрутам: М-1 продлевался от метро «Нагатинская» по Варшавскому шоссе, Большой Тульской улице, далее по кольцу: Подольское шоссе, Большая Серпуховская улица, Пятницкая улица, Чугунный мост, Лубочный переулок, Малый Москворецкий мост, улица Большая Ордынка, Люсиновская улица с остановками у станций метро «Тульская», «Серпуховская», «Новокузнецкая». М-2 следовал прежней трассой от станции метро «Царицыно» до станции метро «Каширская», далее по трассе маршрута М-1 до станции метро «Новокузнецкая». Трасса следования маршрута: Шипиловский проезд, Шипиловская улица, улица Маршала Захарова, Каширское шоссе, Проспект Андропова, улица Сайкина, Велозаводская улица, Автозаводская улица, Большая Тульская улица, далее по кольцу: Подольское шоссе, Большая Серпуховская улица, заезд по Садовому кольцу к метро «Павелецкая» разворот под Большим Краснохолмским мостом , Пятницкая улица, Чугунный мост, Лубочный переулок, Малый Москворецкий мост, улица Большая Ордынка, Люсиновская улица. У станции метро «Новокузнецкая» также дежурили сотрудники ГУП «Мосгортранс», которые, в числе прочего, определяли пункт назначения каждого автобуса и выдавали водителям печатные аналоги трафаретов с номерами маршрутов.
Водителям пришлось проявить немалую выносливость: многие из них работали с начала движения без перерыва до 20:00, некоторые — постоянно меняя маршрут. При этом не во всем организация была безупречной, в частности, не до конца были продуманы трассы маршрутов и не была налажена централизованная связь диспетчеров, ревизоров, в результате чего некоторые водители вечерней смены не могли найти машины, чтобы сменить своих предшественников. Стоит отметить, что в отличие от предыдущего происшествия на Замоскворецкой линии, когда произошёл выброс грунтовых вод в туннель на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская», на обычных маршрутах, связывающих Орехово-Борисово, Бирюлёво, Царицыно, Братеево и другие районы с действующими станциями и линиями метро, выпуск значительно сокращён не был. На маршрутах «М» были замечены машины всех автобусных парков, кроме 2-го.
Вместе с тем, руководство Европейского центра по вопросам разведки и безопасности опять призвало российские власти к «политическому решению» чеченского вопроса, высказавшись за борьбу с терроризмом с использованием «всех имеющихся средств». В работе сессии приняла участие в качестве наблюдателя российская межведомственная делегация. Русская линия В московском метрополитене от взрыва погибли люди На Замоскворецкой линии Московского метрополитена в электропоезде в пятницу в 8:32 утра произошел взрыв. Это случилось во 2-м вагоне электропоезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Предполагается, что осуществила его террористка-смертница, сообщает Newsru. Взорванный вагон покорежен настолько сильно, что пока нет возможности подогнать его к станции. По предварительным данным, 40 человек погибли, более 150 пострадали.
В больницы поступают люди в тяжелом и критическом состоянии. Число погибших и раненых может исчисляться сотнями, поскольку горел весь состав. Взрыв произошел в 500 метрах от станции. После взрыва поезд продолжал двигаться еще около 300 метров. По предварительным данным, мощность взрывного устройства соответствовала почти 2 кг в тротиловом эквиваленте. Об этом сообщил представитель оперативного штаба по расследованию. По информации источника в городской администрации, взрывное устройство, по предварительным данным, находилось в большом чемодане.
Всего в составе эектропоезда, в вагоне которого произошел взрыв, было до 1500 человек. Эвакуация живых людей к 10:15 утра завершена. На поверхность выведены около 700 человек. В настоящее время спасатели выносят трупы. После взрыва в тоннеле возник сильный пожар. К 10:45 его удалось потушить. Движение на Замоскворецкой линии, одной из самых оживленных столичного метрополитена, было полностью остановлено.
Движение транспорта на юге Москвы затруднено, из-за остановки метро на улицах возникли пробки. На автобусных остановках толпы, двери в автобусах не закрываются. Мобильная связь на юге столицы работает с перебоями. Мосгортранс в связи со взрывом в метро выделил дополнительно 160 автобусов для перемещения пассажиров между станциями метро «Красногвардейская» и «Новокузнецкая». По факту взрыва в московском метрополитене прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ст. Президенту России Владимиру Путину доложили о теракте. Он намерен лично ознакомиться с ситуацией на месте, выслушать доклады оперативных служб города и, в случае необходимости, принимать экстренные решения по ликвидации данной чрезвычайной ситуации.
Сотрудники правоохранительных органов изымают изображения с сервера компьютерной системы видеонаблюдения Замоскворецкой линии в московского метро. Видеокамерами на Замоскворецкой линии оборудованы вестибюли, перроны и другие помещения. Сотрудники правоохранительных органов надеются при помощи видеоизображения установить предполагаемую террористку или террористов, а также их сообщников. Правоохранительным органам через опросы свидетелей удалось составить предварительное описание лиц, которые могут быть причастны к событиям в метро. По наиболее вероятной версии, взрывное устройство с осколочным наполнителем привела в действие террористка или террорист-смертник во втором вагоне от головы поезда. Церемония состоится 9 февраля с. Сбор участников у сего креста возле Храма Всех Святых на Соколе.
Крест «Георгиевским кавалерам» является элементом единственного в России и в мире православного мемориала «Примирение народов, воевавших в двух мировых, локальных и гражданских войнах и конфликтах XX столетия», посвященного памяти 100 миллионов погибших воинов и мирных жителей России и других государств. Этот мемориал был создан с 1987 по 1999 гг. По завершении заупокойной службы памяти героев русско-японской войны у Храма Всех Святых верующие обратятся с молитвой к Господу о недопущении кощунственного строительства торгового центра и дороги на территории Всехсвятского приходского кладбища на месте православного мемориала «Примирение народов» в нескольких метрах от алтарной стены церкви , а также проведут православное шествие вокруг храма. Оргкомитет поминального мероприятия прислал в редакцию РЛ свое обращение в связи с ситуацией вокруг этого кощунственного строительства. В настоящее время руководство этой фирмы пытается организовать беспрецедентное давление на настоятеля Храма Всех Святых протоиерея Василия Бабурина с целью заставить его дать письменное согласие на строительство торгового центра и прокладку дороги на вышеуказанной территории в охранной зоне памятника истории и архитектуры — Храма Всех Святых. В результате готовящегося строительства будет полностью уничтожено около половины Всехсвятского приходского кладбища, находящегося в охранной зоне памятника архитектуры — Храма Всех Святых, включая сохранившиеся в земле захоронения, и несколько старинных памятников. Фундамент Храма Всех Святых стоит на песчаной почве с крайне неустойчивым геологическим балансом, серьезно нарушенным в советское время при строительстве близлежащих многоэтажных зданий.
Поэтому строительство торгового центра особенно — рытье котлована приведет к необратимым подвижкам почвы и фундамента церкви, что вызовет полное обрушение храма и его уникальной наклонной колокольни. Как сообщили в Главном управлении охраны памятников г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной район Арбатецкого парка у пос. Сокол ; 3 Всероссийское военное братское кладбище героев I Мировой войны более 17 500 погребенных , основанное в 1915 г. Почти все кресты и надгробия на этих кладбищах были снесены в советское время. Но сама территория этих уникальных некрополей не была застроена и большей частью сохранилась. Значительная часть погребений в земле не была вскрыта и уничтожена.
Эта святая земля по-прежнему хранит в себе гробы с прахом героев». Обращение подписали: Гицевич Лев Александрович, председатель Общественного комитета, участник и инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы, участник войны с Японией и освобождения Порт-Артура в 1945 г. Русская линия В Ростове вводят в программу школьного образования курс по истории религий В донских школах, возможно, будут изучать историю религий. Министерство образования России внедряет этот предмет в школьную программу. В некоторых учебных заведениях Ростова этот курс уже введён в качестве эксперимента. В министерстве образования Ростовской области считают, что этот предмет требует хорошей подготовки учителей. Поэтому сейчас преподаватели проходят курсы повышения квалификации.
Субъекты федераций будут сами решать, вводить этот предмет в школах или нет. По словам министра образования России Владимира Филиппова, единого учебника по основам Православия пока нет. Каждый регион будет разрабатывать программу самостоятельно. Российские предприниматели положительно оценивают решения Собора, считают в РПЦ Принятый VIII Всемирным русским народным собором «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» уже получил положительный отклик среди российского бизнес-сообщества, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. По его словам, «эти 10 заповедей носят условный характер и не обязательны для исполнения, подобно заповедям закона Божьего». В Курске реставрируют собор, построенный родителями преподобного Серафима Саровского К 250-летию Серафима Саровского на его малой родине — в Курске реставрируют Сергиево-Казанский собор, построенный его родителями. Это заложено в плане Всероссийского оргкомитета по подготовке юбилея святого.
Со строительных лесов этого храма 10-летний Прохор Машнин Серафим Саровский упал и остался жив. Будет реставрирован и Воскресенско-Ильинский храм, где крестили святого Серафима. Во славу преподобного в Курске к июню будет заложена аллея, а на месте дома его родителей — Исидора и Агафьи Машниных установят мемориальный знак. В рамках юбилея уже в марте откроется Пасхальный фестиваль православных хоров. Курское отделение международного фонда славянской письменности и культуры уже приступило к изданию «Жития Серафима Саровского». На факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в СМИ» 5 февраля на факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в средствах массовой информации». В работе круглого стола приняли участие заместители декана факультета журналистики Л.
Кашинская и М. Лукина, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С. Щипков, зам. Кырлежев и др. На круглом столе были подведены итоги освещения религиозной тематики в светских СМИ в 2003 г. Религия и СМИ В Новомосковске прошла презентация «Православной энциклопедии» 4 февраля в читальном зале Центральной районной библиотеки г. Новомосковска Тульской области состоялся семинар библиотечных работников города и района.
В рамках семинара состоялась презентация «Православной энциклопедии». Издание передано Тульской областной библиотекой в дар Новомосковской центральной библиотечной системе в количестве 15 экземпляров. Для представления «Православной энциклопедии» на семинар был приглашен насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковска иеромонах Хризостом. Он рассказал собравшимся о том, что издание этого систематического свода знаний по всем отраслям церковной жизни осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента РФ В. В работе над Энциклопедией объединяются усилия крупных церковных и светских ученых, как российских, так и зарубежных. Завершить выпуск «Православной энциклопедии» намечено в 2012 г.
Планируется, что она будет состоять из 25 томов.
Террорист-смертник Анзор Ижаев приехал в Москву на междугородном автобусе под видом «челнока». По данным ФСБ России руководителем террористической группы и непосредственным куратором Ижаева был уроженец Волгоградской области, курсант военного училища, принявший ислам и сбежавший в Чечню Павел Косолапов. По некоторым данным, двое «опознанных» собственными женами с целью получить компенсацию и первоначально включенных в списки погибших - Олег Луньков и Вячеслав Г.
За участие в совершении теракта, а также взрыва у станции метро «Рижская» 31 августа того же года, Тамбий Хубиев, Максим Понарьин и Мурад Шаваев 2 февраля 2007 года были приговорены Московским городским судом к пожизненному заключению.
Долгожитель" призывает всех, кто помнит нелегкие военные годы, поделиться личными воспоминаниями и внести свою лепту в создание народной истории войны. Ваши рассказы будут опубликованы на страницах "Долгожителя" и сборников "Народная война".
Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция
- Архив материалов за undefined - Ведомости
- Теракт в Театре на Дубровке, 2002
- Пластиковое ведро с бомбой: кто взорвал московское метро в 2004-м
- Российскими орденами награждены пять ученых-филологов Вильнюсского университета
- Архив новостей за 6 февраля 2004 года |
Два года назад прогремел взрыв в московском метро
6 февраля 2024 - Новости Ростова-на-Дону - 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. В феврале 2004 года на Замоскворецкой линии столичного метрополитена был взорван вагон электропоезда. 6 февраля 2004 года в Москве во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" произошел взрыв.
Основные мероприятия Министерства транспорта Российской Федерации с 2 по 6 февраля 2004 года
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро | RT на русском | Дзен | 9 февраля 2004 года указом мэра Москвы Юрия Лужкова объявлен в Москве днём траура. |
Русская линия / Новости / Полная сводка новостей от 06.02.2004 | 9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро. |
Взрыв в Московском метрополитене (февраль 2004) — Википедия | Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро. |
Новости России и мира за 6 февраля 2004 | Аргументы и Факты | 6 февраля 2004. |
Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая - Новости | Ровно 15 лет назад — 6 февраля 2004 года в одном из поездов московского метрополитена во время движения от станции «Автозаводской» к станции «Павелецкая» прогремел взрыв: сработало взрывное устройство, которое привел в действие террорист-смертник. |
20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"
6 февраля 2024 - Новости Великого Новгорода - Взрыв в Московском метрополитене произошел 6 февраля 2004 года. 21:14, 5 февраля 2004 года. В Новгородской области идет подготовка предложений по реализации закона о местном самоуправлении. 6 февраля 2004года — произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» московского метро. В январе-феврале россияне взяли автокредитов почти на 273 млрд руб. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года — ретроспектива
6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт. 6 февраля в 8 часов 30 минут в одном из вагонов поезда на Замоскворецкой линии метро во время движения от станции "Автозаводская" к "Павелецкой" женщина-камикадзе совершила теракт>>. 6 февраля 2024 - Новости Великого Новгорода - Взрыв в Московском метрополитене произошел 6 февраля 2004 года. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным.
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро
При этом для пассажиров в тоннеле сохранялась еще одна угроза — контактный рельс: любое прикосновение к нему из-за высокого напряжения грозило летальным исходом. Началась паника, крики. Кто-то пытался выбраться и бежал по тем, кто лежал. Я тоже лежала, и кто-то прошел прямо по мне. Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи. Там умирали, это было очевидно Анна пассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая».
Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой. Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам.
Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас.
Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса. Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб. К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита». Один из пострадавших при теракте в московском метро 6 февраля 2004 года.
В основном пассажиры получили черепно-мозговые и баротравмы, ожоги, а также ранения мелкими металлическими предметами и осколками. Тем пострадавшим, кому не требовалась госпитализация, — в основном с небольшими резаными ранами — оказывали помощь в медпункте, организованном на площади Павелецкого вокзала. Как теракт 6 февраля 2004 года повлиял на движение транспорта в Москве: справка «Ленты. Чтобы избежать транспортного коллапса, столичные власти запустили 130 автобусов. Они стали курсировать между станциями метро «Красногвардейская» и «Павелецкая».
Кроме того, дополнительные поезда были запущены на Серпуховско-Тимирязевской и Каховской линиях метрополитена. К 10:30 было восстановлено движение поездов от «Речного вокзала» до «Новокузнецкой».
Вдобавок следователи допросили всех работников Замоскворецкой линии метро и просмотрели записи с установленных на ней камер, но не смогли обнаружить никаких новых улик [28]. Ответственность за теракт[ править править код ] Правоохранительные органы с самого начала расследования стали подозревать одного из лидеров чеченских боевиков Шамиля Басаева в организации теракта на перегоне у «Автозаводской». Ранее ФСБ не раз получала информацию о том, что Басаев угрожал устроить взрыв в московском метро [6]. Однако в своём заявлении, опубликованном в конце февраля 2004 года, он лишь отметил, что «озабочен» произошедшим 6 февраля взрывом и готов выделить российской столице «спецподразделения для охраны правопорядка» [34]. В начале марта 2004 года на сайте « Кавказ-центр » было размещено заявление некоего Лом-Али Чеченского, представившегося главарём группировки « Мюриды газавата » — военного крыла неназванного суфийского ордена [35]. В заявлении было сказано, что эта группировка стояла за взрывом в вагоне возле станции метро «Автозаводская», а сам теракт являлся местью за массовое убийство 5 февраля 2000 года в Новых Алдах , которое, по данным правозащитников, совершили российские военные. Специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев назвал послание группы «Мюриды газавата» «провокацией», направленной на очернение чеченцев. Согласно редакции «Кавказ-центра», данное письмо поступило на почту сайта ещё 8 февраля 2004 года, но редакция поначалу отказалась публиковать его из-за сомнений в достоверности этой информации [36].
В январе 2005 года журналист газеты « Время новостей » Александр Шварёв опубликовал статью, в которой со ссылкой на сотрудников спецслужб говорилось о возможной причастности русского ваххабита Павла Косолапова к теракту в столичном метрополитене в феврале 2004 года. По словам Шварёва, именно Косолапов якобы являлся куратором террориста-смертника и сопровождал последнего к месту взрыва [37]. Представители следствия не подтвердили эти данные, подчеркнув, что Косолапов вообще не фигурировал в материалах уголовного дела о теракте у метро «Автозаводская» [38]. Также не нашли подтверждения распространённые СМИ в марте того же года сообщения, согласно которым организатором взрыва 6 февраля 2004 года мог быть бывший связной Масхадова Руслан Ибрагимов. По данным следствия, Ибрагимов подозревался в подготовке совсем другого теракта в московском метро, запланированного на февраль 2005 года, и не имел отношения ко взрыву в вагоне поезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» [39]. Ошибки при опознании погибших[ править править код ] Помимо розыска организаторов теракта органы правопорядка занимались и организацией опознания погибших. Следователей не хватало, и в идентификации находившихся в морге фрагментов тел пришлось участвовать даже сотрудникам военной прокуратуры [40]. Вдобавок к этому шло рассмотрение поступавших от населения запросов о поиске людей, которые пропали без вести в день взрыва в метро. Хотя оба мужчины были живы, а Луньков более 10 лет даже не пользовался метро, разведённая с Гальченко Дробышевская и бывшая тёща Лунькова опознали их среди жертв взрыва у «Автозаводской», а затем захоронили выданные им части тел [41] [40]. Кроме того, как родственницы погибших в теракте они получили финансовую компенсацию от правительства Москвы.
Когда прокуратуре стало известно о том, что Гальченко и Лунькова не было среди погибших пассажиров метро, Дробышевской и Тимофеевой пришлось вернуть полученные ими ранее деньги [41] [42]. Прокуратура не стала начинать уголовное преследование Елены Дробышевской, так как оперативники не нашли достаточно доказательств злонамеренности её действий [41]. Однако на Тимофееву и её мать 1 августа 2004 года завели уголовное дело: они присвоили почти 400 тысяч рублей бюджетных отчислений, получив не только компенсацию за якобы погибшего Лунькова, но и другие выплаты и льготы, пользуясь своим статусом родственниц жертвы теракта. В октябре 2006 года Савёловский суд г. Москвы осудил обеих женщин за мошенничество на 2 с половиной года заключения условно [42]. По мнению Гальченко и Лунькова, главным мотивом их бывших жён было не получение денежных компенсаций от мэрии, а завладение квартирами, в которых разведённые супруги ранее проживали вместе [41] [40]. Террорист-смертник[ править править код ] Другим направлением работы оперативно-следственной группы было установление личности террориста, осуществившего взрыв в вагоне поезда у станции «Автозаводская». С места теракта в морг была вывезена сотня оторванных частей тел; из них особое значение для спецслужб имели те, которые были обнаружены в эпицентре взрыва. С течением времени следователям с помощью генетических экспертиз удалось установить принадлежность почти всех фрагментов, кроме пяти: маски лица с обрывком шеи, двух оторванных кусков нижней половины тела, а также ещё одного неустановленного фрагмента. Все они, по мнению судмедэкспертов, были останками повреждённого взрывом трупа молодого мужчины.
Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45]. Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47]. Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. Безвременная кончина отца в 1997 году очень потрясла Анзора.
По мнению его матери, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына. В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50]. Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48]. Преподаватели делали акцент на радикальном толковании Корана [47] , а посещавшую занятия молодёжь настраивали против традиционного карачаевского духовенства [49] [48]. Эркенов пытался повлиять на Анзора через беседы о религии, однако ему не удалось убедить последнего изменить свои взгляды [47]. В 15 лет Анзор Ижаев отправился на одну из тренировочных баз, открытых Хаттабом в Чечне , где усердно тренировался и научился стрелять из автомата лучше, чем кто-либо ещё из обучавшихся на базе боевиков [3]. В 1999 году Ижаев принял участие во вторжении чеченских боевиков в Дагестан. Он воевал в одном отряде со своим односельчанином Тамбием Хубиевым — подрывником, который сконструировал бомбу, взорванную Ижаевым в вагоне метро [4]. Когда Анзор перешёл в 9 класс, он познакомился с карачаевским боевиком Азретом Хубиевым по прозвищу «Расул» — участником отряда Шамиля Басаева.
Получив от Басаева несколько десятков тысяч долларов, Хубиев прибыл в Учкекен, чтобы создать в селе подпольный джамаат , который должен был заниматься диверсионно-террористической деятельностью. На выделенные деньги Хубиев купил в Учкекене дом, где начали собираться местные ваххабиты. Анзор Ижаев тоже вступил в джамаат; члены группы дали ему новое имя «Абдул-Джабар». Задачей участников джамаата была разведка объектов будущих терактов: они выезжали в различные города на юге России , в том числе Ростов , Минеральные Воды и Ставрополь , фотографируя подходящие места и изучая топографию окружающей их местности. Вся собранная ими информация через Хубиева стекалась к Басаеву [44]. По сведениям прокуратуры, уже тогда Шамиль Басаев рассматривал кандидатуру Ижаева как исполнителя одного из терактов, запланированных в Ставропольском крае [51]. В начале весны 2000 года Ижаев неожиданно прекратил приходить на уроки в школе и исчез из села. Сначала Татьяна Ижаева объясняла прогулы болезнью сына, а затем утверждала, что тот уехал погостить к родственникам в Нальчик. После того, как Анзор пропустил несколько месяцев занятий, школьная администрация пригрозила его матери, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних. В конце мая 2000 года Ижаев вернулся в Учкекен и с большим трудом сдал выпускные экзамены за 9 класс.
По воспоминаниям директора школы Ибрагима Эркенова, возвратившийся в село Ижаев выглядел «совершенно зомбированным». Милиция стала следить и за его младшим братом, который вместе с Анзором учился в учкекенском медресе [47]. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку.
И все, в реанимацию, а там уже часа через два или три у меня первая клиническая смерть была, и через час еще одна была", — вспоминает один из пострадавших Андрей Алимов. Большего количества жертв удалось избежать благодаря грамотным действиям машиниста и пассажиров, среди которых оказался сотрудник МЧС. Он предотвратил панику и организовал группу, которая сразу же начала оказывать первую помощь пострадавшим. Отличившихся наградили орденами мужества.
Поделиться В России вспоминают жертв теракта в столичном метро в 2004 году В России вспоминают жертв теракта в столичном метро в 2004 году Ударная волна превратила два вагона в груду металла, в остальных выбило стекла. Возник пожар, который в замкнутом пространстве тоннеля был в разы опаснее — все заволокло едким дымом. И все, отключился. Когда в себя пришел, вагон дымился, горел.
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
После этого Панарьин выехал в Москву, чтобы принять участие в изготовлении бомбы, взорванной смертницей возле станции метро « Рижская » [58]. Затем он вернулся в Воронеж. Сотрудники спецслужб начали слежку за Панарьиным, надеясь выявить остальных членов его террористической группы. Когда в мае 2005 года поступили данные, что Максим Панарьин собирается устроить взрыв во время празднования Дня Победы , было принято решение задержать террориста. В том же мае 2005 года в Московской области был арестован карачаевский террорист Тамбий Хубиев исламское имя — «Абду-Салям» [4] [59] , а в Нальчике — судебный пристав Мурат Шаваев, который ранее уже проходил подозреваемым по делу о теракте возле станции метро «Рижская» [4]. Хубиев, изучавший минно-взрывное дело в учебном центре Хаттаба « Кавказ », рассказал на допросах, что Шаваев доставлял в Москву компоненты СВУ не только перед взрывом у «Рижской», но и в ходе подготовки к теракту в вагоне метро в феврале 2004 года, а в последнем случае также помогал конструировать бомбу, взорванную Ижаевым. Тамбий Хубиев сознался в том, что изготовил взрывные устройства для обоих терактов [4] в августе 2004 года бомбу для теракта он собирал вместе с Панарьиным и Кипкеевым [52]. Кроме того, согласно Управлению ФСБ по Краснодарскому краю , куда Хубиев был этапирован после своего ареста, Тамбий нёс ответственность за подрывы автобусных остановок в Краснодаре 25 августа 2003 года.
По признанию Хубиева, эти взрывы являлись лишь отвлекающим манёвром и должны были побудить спецслужбы перебросить в Краснодар часть сил из Кабардино-Балкарии. Тем самым террористы рассчитывали дать Шамилю Басаеву, блокированному в тот день в одном из частных домов города Баксан , возможность вырваться из окружения и беспрепятственно покинуть территорию республики [59]. В июне 2005 года Генеральная прокуратура объединила уголовные дела Хубиева, Шаваева и Панарьина в одно производство, так как все трое обвиняемых были участниками одной и той же террористической группировки [4]. Показания подсудимых о взрыве в вагоне метро[ править править код ] В августе 2003 года на совещании Маджлисуль Шуры лидеры чеченских сепаратистов приняли решение организовать в России очередную серию терактов, направленных против гражданского населения. Координация действий террористов была поручена арабу Ахмеду Самбиеву, известному по прозвищам «Марван» и «Белый араб» [60]. По показаниям Тамбия Хубиева, в том же 2003 году он получил от Самбиева приказ перебраться в Москву и начать подготовку нового теракта. Приехав в столицу, Хубиев поселился в съёмной квартире на Бирюлёвской улице.
Вскоре он приступил к закупке необходимых электронных компонентов СВУ с целью их последующей переправки в Нальчик, а также приобрёл селитру вместе с алюминиевой пудрой, которые использовал при изготовлении бомбы [4]. Завербованный террористами судебный пристав Мурат Шаваев в декабре 2003 года привёз Хубиеву из Нальчика взрывчатку, электродетонаторы и пластит , полученные от амира Карачаевского джамаата Идриса Глоова [61] [к 1]. В январе 2004 года в Москву приехал и сам Глоов [4] ; по свидетельству арестованных террористов, именно он руководил подготовкой теракта в московском метро [61]. Собравшись на съёмной квартире, Глоов, Хубиев и Шаваев, которого Тамбий ранее лично обучал паянию часового механизма для бомб [61] , вместе сконструировали взрывное устройство большой мощности [4]. По утверждению Хубиева, общий вес бомбы составил почти 19 килограммов. В её конструкцию входили поражающие элементы — болты и гайки. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4].
Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3]. Узнав из новостей по телевизору, что в тоннеле метро возле станции «Автозаводская» был взорван вагон поезда, Хубиев, Шаваев и Глоов сразу же покинули столицу [4]. Во время отъезда из Москвы Идрис Глоов едва не был задержан милицией при проверке документов. После того, как находившийся вместе с Глоовым Мурат Шаваев, сотрудник Министерства юстиции, показал милиционерам своё служебное удостоверение, террористам позволили уйти. В марте 2004 года Глоов и несколько боевиков из его группы были ликвидированы в ходе спецоперации в Ставропольском крае [61]. Суд над террористами[ править править код ] Арестованные участники Карачаевского джамаата обвинялись в терроризме, бандитизме, убийстве, незаконном приобретении оружия и изготовлении бомб. Вдобавок Максиму Панарьину и Тамбию Хубиеву инкриминировали участие в незаконных вооружённых формированиях и подделку документов [55].
Хубиев получил отдельное обвинение в вооружённом мятеже [55] , организации взрывов у станций метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и подрывах автобусных остановок в Краснодаре [62] [63]. Панарьин, по данным следственной группы, участвовал в подготовке теракта у метро «Рижская» и серии взрывов на остановках автобусов в Воронеже [62] [63]. Шаваев обвинялся в том, что содействовал Тамбию Хубиеву и Максиму Панарьину в организации московских терактов: пользуясь служебным положением, он ввозил в столицу компоненты взрывных устройств [62] [63]. Уголовное дело против террористов строилось на признательных показаниях Хубиева и Панарьина; Мурат Шаваев наотрез отказался признавать свою вину [62]. До начала суда Хубиев, Шаваев и Панарьин содержались в Лефортовской тюрьме. Во время пребывания в Лефортово Максим Панарьин некоторое время сидел в одной камере с мошенником Григорием Грабовым , возглавлявшим собственную секту. Грабовой предложил террористу тоже стать её членом, но получил отказ [61].
Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62]. Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63]. Председателем процесса над террористами стал судья Владимир Усов [55] , а доказательство их виновности было возложено на гособвинителя Александра Коблякова [56]. В конце декабря 2006 года, выступая на прениях с адвокатами террористов, государственный обвинитель настаивал на пожизненных сроках для Хубиева, Панарьина и Шаваева [55] , потому что после введённого Конституционным судом моратория им нельзя было назначить смертную казнь [64]. В ответ адвокат Тамбия Хубиева попросил судью смягчить наказание для его подзащитного, так как после ареста Хубиев охотно давал показания, идя на сотрудничество со следствием, а также полностью признал свою вину во вменяемых ему преступлениях.
Максим Панарьин согласился на частичное признание вины, взяв на себя ответственность за нарушение четырёх статей Уголовного кодекса, и вместе со своим адвокатом пожелал, чтобы его оправдали по всем остальным. Мурат Шаваев настаивал на своей непричастности к терактам, требуя снять с него все обвинения [64]. На заключительном перед вынесением приговора заседании Мосгорсуда, прошедшем 9 января 2007 года, обвиняемые получили возможность выступить перед пострадавшими в терактах людьми. Хубиев обратился с соболезнованиями к семьям погибших и заявил о раскаянии в содеянном, добавив, что после теракта в Беслане ему удалось осознать «всю пагубность терроризма» [65]. Панарьин в свою очередь подчеркнул, что изготавливал бомбы лишь вынужденно, а не по собственной воле. На предварительном следствии он говорил, что сообщники принудили его участвовать в подготовке взрывов, угрожая расправой над семьёй Панарьина в случае его отказа повиноваться [62]. В январе 2007 года Максим Панарьин начал утверждать, что стать террористом его вынудила нехватка средств к существованию: он не смог найти работу в Москве, и поэтому, чтобы заработать денег, решил собрать взорванную у метро «Рижская» бомбу [56].
После этих слов родственники жертв теракта набросились на подсудимых, попытавшись избить их прямо во время заседания [66] [56]. Приговор[ править править код ] 2 февраля 2007 года судья Владимир Усов вынес приговор террористам: все трое обвиняемых должны были провести всю оставшуюся жизнь в колонии особого режима [55]. Хубиев и Шаваев, организовавшие взрывы у станций метро «Автозаводская» и «Рижская», оба получили два пожизненных срока — по одному за каждый из этих терактов [55]. Панарьин был приговорён к пожизненному лишению свободы за подготовку теракта у метро «Рижская» [55]. Вдобавок к пожизненным срокам Шаваева приговорили ещё к 100, Хубиева — к 150, а Панарьина — к 200 годам тюремного заключения по остальным статьям обвинения [55]. Кроме того, по приговору суда террористы должны были выплатить пострадавшим в теракте свыше 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда [55] изначальная сумма, которую требовали 12 потерпевших, составляла 36 миллионов 200 тысяч рублей [64]. Обжалование приговора, новые судебные разбирательства[ править править код ] Осуждённые террористы посчитали вынесенный им приговор слишком суровым и через своих адвокатов подали кассационные жалобы в Верховный суд , стремясь добиться либо полной отмены приговора, либо смягчения наказания [67] [68].
Шаваев полагал, что его виновность в суде доказана не была, а Хубиев был не согласен с тем, что в составе организованной преступной группы он совершил убийство «с особой жестокостью», и просил убрать эту формулировку из приговора. Панарьин указывал на своё содействие в расследовании терактов и наличие у него малолетнего ребёнка как на достаточные основания для смягчения меры наказания [68]. В конце августа 2007 года сотрудники Верховного суда отказали террористам в обжаловании приговора, оставив вердикт судьи Усова практически без изменений: из его текста была исключена лишь статья 327 «Подделка документов» , так как на момент вынесения приговора срок давности по этому преступлению уже истёк [67]. Не добившись пересмотра приговора в Верховном суде, адвокаты террористов объявили о намерении составить иск в Европейский суд по правам человека [67].
Традиционно, пассажирам рекомендовали воспользоваться наземным транспортом. Наибольшую нагрузку приняли на себя маршруты, связывающие районы, оказавшиеся без метро, со станциями других линий.
При этом метро лишились не только районы юга столицы Орехово-Борисово, Зябликово, Бирюлёво-Восточное, Царицыно, Нагатинский Затон и другие , но и на некоторое время районы вблизи северной части Замоскворецкой линии. Впрочем, движение метро на севере было восстановлено быстро и уже днем на Ленинградском проспекте все было как в обычный будний день. Пассажиры метро, которых высаживали на «Коломенской», «Каширской» и других станциях, наземный транспорт брали штурмом. Из воспоминаний очевидцев. Водитель маршрутного такси: «Вы чего, я дальше не еду! Пассажиры, набившиеся внутрь: «Едешь, куда ты денешься!
При этом переполненные автобусы и троллейбусы надолго застревали в пробках на оживленных магистралях — Каширском шоссе, Ленинградском и Пролетарском проспектах, проспекте Андропова, на пересечении Братеевской улицы и Бесединского шоссе. Немного лучше ситуация обстояла с трамваями, следовавшими по выделенным линиям на Нагатинской улице, по Варшавскому шоссе и Ленинградскому проспекту, хотя и у трамваев случались задержки у метро «Коломенская», а также на площади Павелецкого вокзала, куда были стянуты все оперативные службы города. Некоторые машины ГУП «Мострансавто» оперативно изменяли маршрут следования и направлялись до станций метро «Марьино» и «Пролетарская» вместо «Домодедовской». Приблизительно через час после взрыва, поступили сообщения о выделении Мосгортрансом 130 автобусов для компенсации перевозок. Этот и каждый последующий пресс-релиз заканчивался призывом к водителям личного автотранспорта, по возможности, пользоваться маршрутами объезда и уступать дорогу общественному транспорту. Днем число машин на маршрутах М превысило 200.
Были замечены также дополнительные автобусы на Ленинградском проспекте, следовавшие в центр к «Павелецкой». В середине дня компенсирующие маршруты были организованы следующим образом: М-1: с остановками у станций метро: «Красногвардейская» — «Домодедовская» — «Орехово» — «Каширская» — «Нагатинская». По Ореховому бульвару, Шипиловскому проезду, Шипиловской улице, улице Маршала Захарова или напрямую по Шипиловской улице с выездом на Каширское шоссе , Каширскому шоссе и Варшавскому шоссе. Часть машин следовала от «Домодедовской» по Каширскому шоссе без заезда к метро «Орехово». М-2: «Красногвардейская» —«Марьино». Также встречались экспрессные варианты этого маршрута с движением как по улице Мусы Джалиля, так и через Задонский проезд.
М-2: с остановками у станций метро: «Царицыно» — «Кантемировская» — «Каширская» — «Коломенская» — «Пролетарская». Разворот кольцом по Каспийской, Севанской и Товарищеской улицам, далее по Луганской улице, Пролетарскому проспекту, проспекту Андропова, улице Сайкина, Велозаводской улице, Симоновскому валу, Новоспасскому проезду, 3-му Крутицкому переулку. Кроме того, часть машин следовала от станции метро «Царицыно» до «Павелецкой». М-3: «Автозаводская» —«Пролетарская». Экспрессом по улице Мастеркова, улице Ленинская слобода, Велозаводской улице, Симоновскому валу, Новоспасскому проезду, 3-му Крутицкому переулку. Почти сразу после пуска этих маршрутов у станций метро «Красногвардейская», «Домодедовская», «Орехово» и «Каширская» были установлены остановочные трафареты, но, вопреки обещаниям руководства ГУП «Мосгортранс», почти нигде пассажирам не сообщалось о том, что маршруты «М» работают бесплатно.
Более того, в некоторых автобусах в дневное время работали кондукторы, собирающие плату за проезд в полном объеме. На остановки у станций метро были оперативно подтянуты сотрудники отделов БД безопасности движения и ТДО территориально-диспетчерских отделов ГУП «Мосгортранс», которые с помощью мегафонов оповещали пассажиров о пунктах следования подходивших автобусов. Они же определяли конечную остановку для каждого автобуса.
В июне 2005 года Генеральная прокуратура объединила уголовные дела Хубиева, Шаваева и Панарьина в одно производство, так как все трое обвиняемых были участниками одной и той же террористической группировки [4]. Показания подсудимых о взрыве в вагоне метро[ править править код ] В августе 2003 года на совещании Маджлисуль Шуры лидеры чеченских сепаратистов приняли решение организовать в России очередную серию терактов, направленных против гражданского населения. Координация действий террористов была поручена арабу Ахмеду Самбиеву, известному по прозвищам «Марван» и «Белый араб» [60]. По показаниям Тамбия Хубиева, в том же 2003 году он получил от Самбиева приказ перебраться в Москву и начать подготовку нового теракта. Приехав в столицу, Хубиев поселился в съёмной квартире на Бирюлёвской улице.
Вскоре он приступил к закупке необходимых электронных компонентов СВУ с целью их последующей переправки в Нальчик, а также приобрёл селитру вместе с алюминиевой пудрой, которые использовал при изготовлении бомбы [4]. Завербованный террористами судебный пристав Мурат Шаваев в декабре 2003 года привёз Хубиеву из Нальчика взрывчатку, электродетонаторы и пластит , полученные от амира Карачаевского джамаата Идриса Глоова [61] [к 1]. В январе 2004 года в Москву приехал и сам Глоов [4] ; по свидетельству арестованных террористов, именно он руководил подготовкой теракта в московском метро [61]. Собравшись на съёмной квартире, Глоов, Хубиев и Шаваев, которого Тамбий ранее лично обучал паянию часового механизма для бомб [61] , вместе сконструировали взрывное устройство большой мощности [4]. По утверждению Хубиева, общий вес бомбы составил почти 19 килограммов. В её конструкцию входили поражающие элементы — болты и гайки. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4]. Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3].
Узнав из новостей по телевизору, что в тоннеле метро возле станции «Автозаводская» был взорван вагон поезда, Хубиев, Шаваев и Глоов сразу же покинули столицу [4]. Во время отъезда из Москвы Идрис Глоов едва не был задержан милицией при проверке документов. После того, как находившийся вместе с Глоовым Мурат Шаваев, сотрудник Министерства юстиции, показал милиционерам своё служебное удостоверение, террористам позволили уйти. В марте 2004 года Глоов и несколько боевиков из его группы были ликвидированы в ходе спецоперации в Ставропольском крае [61]. Суд над террористами[ править править код ] Арестованные участники Карачаевского джамаата обвинялись в терроризме, бандитизме, убийстве, незаконном приобретении оружия и изготовлении бомб. Вдобавок Максиму Панарьину и Тамбию Хубиеву инкриминировали участие в незаконных вооружённых формированиях и подделку документов [55]. Хубиев получил отдельное обвинение в вооружённом мятеже [55] , организации взрывов у станций метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и подрывах автобусных остановок в Краснодаре [62] [63]. Панарьин, по данным следственной группы, участвовал в подготовке теракта у метро «Рижская» и серии взрывов на остановках автобусов в Воронеже [62] [63].
Шаваев обвинялся в том, что содействовал Тамбию Хубиеву и Максиму Панарьину в организации московских терактов: пользуясь служебным положением, он ввозил в столицу компоненты взрывных устройств [62] [63]. Уголовное дело против террористов строилось на признательных показаниях Хубиева и Панарьина; Мурат Шаваев наотрез отказался признавать свою вину [62]. До начала суда Хубиев, Шаваев и Панарьин содержались в Лефортовской тюрьме. Во время пребывания в Лефортово Максим Панарьин некоторое время сидел в одной камере с мошенником Григорием Грабовым , возглавлявшим собственную секту. Грабовой предложил террористу тоже стать её членом, но получил отказ [61]. Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62].
Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63]. Председателем процесса над террористами стал судья Владимир Усов [55] , а доказательство их виновности было возложено на гособвинителя Александра Коблякова [56]. В конце декабря 2006 года, выступая на прениях с адвокатами террористов, государственный обвинитель настаивал на пожизненных сроках для Хубиева, Панарьина и Шаваева [55] , потому что после введённого Конституционным судом моратория им нельзя было назначить смертную казнь [64]. В ответ адвокат Тамбия Хубиева попросил судью смягчить наказание для его подзащитного, так как после ареста Хубиев охотно давал показания, идя на сотрудничество со следствием, а также полностью признал свою вину во вменяемых ему преступлениях. Максим Панарьин согласился на частичное признание вины, взяв на себя ответственность за нарушение четырёх статей Уголовного кодекса, и вместе со своим адвокатом пожелал, чтобы его оправдали по всем остальным. Мурат Шаваев настаивал на своей непричастности к терактам, требуя снять с него все обвинения [64]. На заключительном перед вынесением приговора заседании Мосгорсуда, прошедшем 9 января 2007 года, обвиняемые получили возможность выступить перед пострадавшими в терактах людьми. Хубиев обратился с соболезнованиями к семьям погибших и заявил о раскаянии в содеянном, добавив, что после теракта в Беслане ему удалось осознать «всю пагубность терроризма» [65].
Панарьин в свою очередь подчеркнул, что изготавливал бомбы лишь вынужденно, а не по собственной воле. На предварительном следствии он говорил, что сообщники принудили его участвовать в подготовке взрывов, угрожая расправой над семьёй Панарьина в случае его отказа повиноваться [62]. В январе 2007 года Максим Панарьин начал утверждать, что стать террористом его вынудила нехватка средств к существованию: он не смог найти работу в Москве, и поэтому, чтобы заработать денег, решил собрать взорванную у метро «Рижская» бомбу [56]. После этих слов родственники жертв теракта набросились на подсудимых, попытавшись избить их прямо во время заседания [66] [56]. Приговор[ править править код ] 2 февраля 2007 года судья Владимир Усов вынес приговор террористам: все трое обвиняемых должны были провести всю оставшуюся жизнь в колонии особого режима [55]. Хубиев и Шаваев, организовавшие взрывы у станций метро «Автозаводская» и «Рижская», оба получили два пожизненных срока — по одному за каждый из этих терактов [55]. Панарьин был приговорён к пожизненному лишению свободы за подготовку теракта у метро «Рижская» [55]. Вдобавок к пожизненным срокам Шаваева приговорили ещё к 100, Хубиева — к 150, а Панарьина — к 200 годам тюремного заключения по остальным статьям обвинения [55].
Кроме того, по приговору суда террористы должны были выплатить пострадавшим в теракте свыше 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда [55] изначальная сумма, которую требовали 12 потерпевших, составляла 36 миллионов 200 тысяч рублей [64]. Обжалование приговора, новые судебные разбирательства[ править править код ] Осуждённые террористы посчитали вынесенный им приговор слишком суровым и через своих адвокатов подали кассационные жалобы в Верховный суд , стремясь добиться либо полной отмены приговора, либо смягчения наказания [67] [68]. Шаваев полагал, что его виновность в суде доказана не была, а Хубиев был не согласен с тем, что в составе организованной преступной группы он совершил убийство «с особой жестокостью», и просил убрать эту формулировку из приговора. Панарьин указывал на своё содействие в расследовании терактов и наличие у него малолетнего ребёнка как на достаточные основания для смягчения меры наказания [68]. В конце августа 2007 года сотрудники Верховного суда отказали террористам в обжаловании приговора, оставив вердикт судьи Усова практически без изменений: из его текста была исключена лишь статья 327 «Подделка документов» , так как на момент вынесения приговора срок давности по этому преступлению уже истёк [67]. Не добившись пересмотра приговора в Верховном суде, адвокаты террористов объявили о намерении составить иск в Европейский суд по правам человека [67]. В 2010 году жалобу в Страсбург направила правозащитная организация «Правовая инициатива». По мнению её сотрудников, при рассмотрении гражданского иска к Мурату Шаваеву о возмещении морального вреда была нарушена статья 6 Европейской конвенции по защите прав человека «Право на справедливое судебное разбирательство» , так как ни Шаваеву, ни его адвокату не дали присутствовать на судебном заседании.
В июле 2016 года ЕСПЧ посчитал жалобу обоснованной и постановил выплатить Мурату 1500 евро в качестве компенсации [69]. В 2016—2017 годах Тамбий Хубиев и Максим Панарьин были осуждены Шатойским районным судом за нападение на псковских десантников во время боя у высоты 776 в феврале — марте 2000 года. Обоих террористов приговорили к 13 годам лишения свободы, однако с учётом ранее совершённых ими преступлений мера наказания была заменена на пожизненное заключение в колонии особого режима [70] [71]. В августе 2022 года Веденский районный суд приговорил Панарьина к пожизненному заключению за участие в нападении на колонну пермского ОМОНа у Джани-Ведено 29 марта 2000 года [72]. Иск Киселёвых к правительству Москвы[ править править код ] В марте 2004 года в Тверской суд г. Москвы был подан иск к городскому правительству от семьи одной из жертв теракта на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Несовершеннолетний сын и престарелые родители погибшей Натальи Киселёвой — руководительницы юридического отдела в Центризбиркоме — просили мэрию возместить им материальный и моральный ущерб, причинённый утратой единственного кормильца. Истцы оценивали сумму компенсации морального вреда в 1 миллион долларов, а материального — в 110 тысяч рублей, и добивались назначения новых пенсий для всех членов семьи.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Перед глазами части тел
- Форма поиска
- Теракт в Беслане, 2004
- Вести (Россия, 6.02.2004) Спецвыпуск о теракте на Автозаводской - Старый Телевизор
- Новости за 6 февраля 2004. Первый канал
- Российскими орденами награждены пять ученых-филологов Вильнюсского университета
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
Жертвы теракта и очевидцы до сих пор не могут забыть события, произошедшие 6 февраля 2004 года. 6 Февраля 2004 года взрыв в вагоне московского метро, произошедший между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», унес жизни 41 человек. 6 февраля 2004 года в московском метро произошел теракт на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". В феврале 2004 года на Замоскворецкой линии столичного метрополитена произошел взрыв в вагоне электропоезда. 6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Еще спустя полгода, 31 августа 2004 года, террористка-смертница привела в действие взрывное устройство при входе на станцию метро «Рижская».
Новости за 06 февраля 2004 года
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. 6 февраля 2024 - Новости Ростова-на-Дону - 6 февраля 2004 года в 08.30 на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв, жертвами которого стали 41 человек, еще 148 получили ранения. 6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии Московского метрополитена на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в вагоне поезда произошел взрыв. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. 6 ФЕВРАЛЯ 4 года со дня смерти свингового барабанщика Гаса Джонсона. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным.