Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным.
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии
Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. Новость от 13.08.2023: В Стамбуле закроют Галатский мост. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети. Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет!
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за 8 десятилетий совершен намаз — таравих (Таравих (араб. — перерыв, отдых, передышка) — желательный намаз. Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Смотрите онлайн видео «Собор святой Софии в Стамбуле: архитектурная экскурсия» на канале «Кулинарная Лаборатория» в хорошем качестве, опубликованное 16 июля 2023 г. 13. Смотрите онлайн видео «Собор святой Софии в Стамбуле: архитектурная экскурсия» на канале «Кулинарная Лаборатория» в хорошем качестве, опубликованное 16 июля 2023 г. 13.
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений
То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет. Турецкие власти заявили о готовности вновь превратить в мечеть Святую Софию Константинопольскую, одну из главных исторических православных святынь. Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Каждый раз, посещая Стамбул (Константинополь), невозможно перестать восхищаться чудом архитектурного искусства, главным императорским собором Византийской империи Айя. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма. Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Смотрите онлайн видео «Собор святой Софии в Стамбуле: архитектурная экскурсия» на канале «Кулинарная Лаборатория» в хорошем качестве, опубликованное 16 июля 2023 г. 13. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Поместные христианские церкви и их представители, включая РПЦ, не согласились с этим и выразили сожаление. В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея. Как он заявил, страны, независимо от политических, экономических и культурных особенностей, должны воздерживаться от изменения статуса памятников культуры. Софийский собор возвели в Стамбуле в 532—537 годах, в 1453 году он стал мечетью, в 1935 году — музеем.
В таком качестве она существовала до XX века. В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году. Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава.
Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов. На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»... В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей. Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград.
С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом. И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь. И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии.
Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует. Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными. Интересный эпизод: когда в XIV веке Константинополь признал существование Галицкой митрополии в противовес усиливавшейся Владимирской по факту — Московской , московский князь Симеон Гордый отправил в Царьград крупную денежную сумму на восстановление упавшей в 1345 году восточной апсиды Святой Софии. В ответ византийцы сразу же признали Галицкую митрополию незаконной... Новая страница восприятия храма Святой Софии на Руси началась после падения Константинополя и последовавшего брака Ивана III и дочери последнего византийского императора Софьи Палеолог. Иван III перенес в Москву многие византийские порядки и регалии, в том числе и двуглавого орла.
Неудивительно, что вскоре в русском государстве появилась теория о «Москве — третьем Риме», новом центре мирового православия. Правда, московские цари относились к ней достаточно скептически, поскольку ее «продвигали» главным образом церковные деятели и она работала на усиление их влияния, а вовсе не московского престола. При этом, как писал историк Антон Карташев, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода, «коренная русская среда, московская и провинциальная, не увлекалась никакими мировыми горизонтами и мечтой о кресте на куполе Св. Так что, честно говоря, в нашей истории София Константинопольская вовсе не являлась краеугольным камнем и смыслом существования нации. Вот тогда-то и развернулась во всю свою силу идея о возвращении константинопольского храма Святой Софии православным. За этим стояло и расширение границ Российской империи на юг. Впоследствии идея водрузить православный крест на Святую Софию инспирировалась сверху и подхватывалась массами в рамках идеологии «православной империи» XIX — начала XX веков.
Она переплелась с популярной теорией панславизма — идеей единения славянских народов.
Первые постройки. Фрагменты базилики Феодосия Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. По мнению Н. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира, соответственно что отражает позднеантичную традицию обожествления абстрактных понятий. Первый храм Софии сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах и богатом мраморном убранстве.
Также, основываясь на древних описаниях, археологи сделали вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно базилике Святой Ирины. Юстинианова базилика. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол.
Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид.
Вдоль изображения протянуты тросы, на которых этот "парус" поднимают, чтобы закрыть лик и не смущать мусульман, по канонам которых изображение живых существ запрещено. Я уже знаю, что пройти на галереи, где сохранились прекрасные исторические мозаики, нельзя. Так что не скрытый "парусами" Спаситель — настоящая удача. Но радость длится недолго. Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой. Этой атмосферы больше нет. Каменный пол, напоминавший море, закрыт ярко-зеленым ковром. Ковер пушист и приятен на ощупь, но ядовитый цвет напоминает то ли коридор недорогой гостиницы, то ли чистую зону аэропорта.
Сходство усиливают раздвижные заборчики, которые разделяют бывший музей на несколько "загонов". Носить свою обувь в руках можно только в самом первом, дальше не пустят, пока не оставишь кроссовки в ящике у входа. В "загон" напротив алтарной части пускают только мужчин. Слева и справа заборчики выстроены змейкой и ведут в "загоны" у колонн. Подойти к колоннам нельзя. Да, знаменитая "колонна желаний", в отверстие которой надо было вложить большой палец, описать ладонью круг и почувствовать влагу, больше недоступна, и теперь плачет своими волшебными слезами в полном одиночестве. В каждом "загоне" сидят и даже лежат прямо на ковре босые люди. Многие из них все утро ходили по жаре за экскурсоводом. Внутри Святой Софии пахнет немытыми ногами и потными носками, - в отличие от мусульман, туристы не привыкли к омовениям в специальном фонтане перед входом в мечеть.
Всего этого Иисус уже не видит, потому что его младенческий образ на руках у Богородицы в апсиде над бывшей алтарной частью надежно закрыт "парусами". Люстры спущены чуть ли не на головы посетителям, вытяни руку — и сможешь коснуться плафона. Под центральной, самой большой, собираются туристические группы. В этот момент у меня, придавленной между люстрами и ядовитым ковром, возникает некоторый вопрос. Задать его хочется криком. Но я молчу. Если я внезапно ощутила себя крестоносцем без отряда, случайно запертым в теле сорокалетней тетеньки, то остальные-то тут при чем. Спустя минут пятнадцать над зеленым ковром и лежащими на головах люстрами проносится механический голос. По-турецки и по-английски он сообщает, что время туристов истекло и помещение необходимо освободить для верующих.
Затем на зеленый ковер выходит охранник в форме. Выкриками и жестами он сопровождает посетителей к выходу. Изгоняет, так сказать, из храма. Замечаю, что справа, высоко, на недоступной теперь галерее за перилами, стоит кто-то невысокий и подглядывает за этой странной процедурой. Но там никого нет и быть не может.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Здание на полном основании считается одним из чудес света, поскольку при его строительстве использовались самые современные на тот момент знания и технологии, позволившие создать столь колоссальное сооружение. Храм символизировал силу и мощь Римской империи Юстиниан отвоевал большую часть бывших римских земель в Европе и Северной Африке и силу единой имперской религии — христианства. Нелишним будет вспомнить, что незадолго до правления Юстиниана были попытки вернуться к прежнему римскому язычеству. Можно вспомнить и императора Юлиана Отступника 361 — 363 гг. Только Юстиниан окончательно запретил языческие обряды на территории империи, и возведение Святой Софии ставило точку в этом внутригосударственном вопросе. Статья по теме: Благодати не жди. Последствия церковного конфликта между Константинополем, Киевом и Москвой Храм почти тысячу лет являлся одним из главных центров христианства, хотя и не единственным: к концу I тысячелетия усилились разногласия между восточными патриархами и Папой Римским, под окормлением которого находились молодые «варварские» королевства Западной Европы. Так что другим мощным религиозным центром был Рим.
И сейчас собор Святого Петра в Риме является самым крупным христианским храмом в мире. Однако с момента провозглашения в 1054 году схизмы — разделения христианства на православие и католичество — Святая София стала святыней для восточных христиан, православных. Крестоносцам, которые были западными христианами, ничего не помешало разграбить собор в 1204 году... Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками, они переделали Святую Софию в мечеть Айя-София, рядом возвели минареты. В таком качестве она существовала до XX века. В 1922 году в Турции был ликвидирован султанат, к власти пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, он объявил страну светским государством и занялся ее модернизацией по европейскому образцу. В рамках этого и появилось решение о музеефикации храма, осуществленное в 1935 году.
Речь о военных походах князей Олега, Игоря и Святослава. Эти походы мало чем отличались от прочих набегов других соседствовавших с Византией «варварских», по мнению греков, народов. На Руси Константинополь называли Царьградом. Откуда пошло это название? На Руси византийских императоров называли именно «царями». Соответственно, город, где находился царь, называли «Царьградом»... В дальнейшем отношение русских к константинопольской Софии было напрямую связано с отношениями с самой Византийской империей.
Так, княгиня Ольга в отличие от предшествовавших правителей взяла курс на сближение с Византией: в 952 году она освятила в Киеве христианский храм во имя «Цареградской Софии», а в 957 году предприняла масштабный дипломатический визит в Царьград. С ней кроме «династической свиты» и юного Святослава прибыли 20 послов и 43 чиновника. Интересно, что золотое блюдо, подаренное тогда Ольгой, долгое время хранилось в Святой Софии: его описывал посещавший Константинополь в конце XII века новгородский архиепископ Антоний. А вот крестивший Русь князь Владимир не принял византийской церковной юрисдикции, объявив своим покровителем болгарского патриарха. Владимир, чье войско спасло византийского императора Василия II от сторонников объявившего себя царем Варды Фоки, чувствовал себя ровней императору и не хотел быть в какой-либо подчиненности от него, да и от Византии в целом. И, приняв христианство, Владимир решил, что коль скоро нужен церковный архипастырь, пусть им будет не византиец, а болгарин, который не сможет на него «давить». При Владимире главным храмом в Киеве была Десятинная церковь.
И только при князе Ярославе там в соответствии с изменившимся политическим курсом стали строить новый храм, названный в подражание Константинополю — во имя Святой Софии. Напомним читателям: в разделе «История» мы уже обращались к этой теме три года назад... Однако и переоценивать его тоже не следует. Ведь в разные времена отношения с константинопольскими патриархами были отнюдь не безоблачными.
Конечно, турецкий гид лукавил: мусульмане в Стамбуле не то что «хотят», а чувствуют себя в полном своем праве молиться где угодно. Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам.
Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами.
Лики трех ангелов были замазаны еще при Османской Империи, а четвертый — теперь за строительными лесами. Храм Святой Софии раньше ежегодно посещали от 4 до 10 миллионов туристов. Это было самое посещаемое историческое сооружение в стране. По словам гидов, в ближайшее время собор могут вообще закрыть для посетителей. Ожидается очередная реконструкция.
Только после этого станет ясна судьба мирового памятника. Картина дня.
В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея. Как он заявил, страны, независимо от политических, экономических и культурных особенностей, должны воздерживаться от изменения статуса памятников культуры. Софийский собор возвели в Стамбуле в 532—537 годах, в 1453 году он стал мечетью, в 1935 году — музеем.
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений
С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение. Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси.
Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия.
Сделали столицей новой империи — Османской. Позже появилась популярная теория Москва — Третий Рим, столица мирового Православия. После первого — настоящего, второго — Константинополя. Так длилось до 20-х годов прошлого века. Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую. В 1923 году была создана светская Турецкая республика. Со столицей в Анкаре.
В 1934-м президент Ататюрк подписал указ о превращении мечети в Музей Айя-София. Чтобы сгладить напряжение между двумя мировыми религиями. Мудрый был человек. Ведь это может усилить напряжение между мусульманами и христианами. На разговор он согласился при условии анонимности. Мало того, уже более десяти лет в Айя-София действует небольшая мечеть. Формально — для сотрудников музея. Попасть в нее можно не через центральный вход, а сбоку.
В 2010 году я сфотографировался на фоне этого скромного входа. Но Эрдоган спокойно решал свои вопросы и без Святой Софии. Понимал, что это может вызвать крупные неприятности. Президент Эрдоган обещал, что доступ к памятнику будет открыт для всех желающих. Президентские и парламентские. С 2002 года Эрдоган легко побеждал, не давая оппозиции объединиться. Ловко играл на их противоречиях. Опытный политик.
Но сейчас действительно припекло. В последнее время от него ушли ближайшие соратники-тяжеловесы, занимавшие ключевые посты в стране. По большому счету, ставленники Эрдогана. Но, видно, опека надоела, захотели самостоятельности. Абдуллах Гюль, экс-президент, премьер, министр иностранных дел. Ахмет Давутоглу - бывший лидер правящей Партии справедливости и развития, созданной Эрдоганом, вице-премьер, министр иностранных дел. Али Бабаджан — бывший вице-премьер, министр иностранных дел, экономики, известный экономист, пользующийся популярностью на Западе. Двое последних создали свои партии.
И, судя по опросам, начинают щипать с разных сторон электорат Эрдогана. На президентских выборах, в пику бывшему шефу, они, похоже, выдвинут общего кандидата Гюля, уже побывавшего на этой должности. Поэтому Эрдоган решил сделать ход конем. Снова превратив музей в грандиозную мечеть, он укрепит свой электорат и получит новый. Из среды радикальных исламистов. Заодно решит внешнеполитические проблемы. Не все благополучно складывается для него в Сирии, Ливии, Средиземноморье. История с Айя-Софией даст Реджепу новых сторонников в других мусульманских странах.
Фактически он станет лидером мусульманского мира. Есть еще один мотив, личный. Президентские выборы пройдут в 2023 году. В год столетнего юбилея создания Ататюрком современной Турецкой республики. Честолюбивый Реджеп просто не имеет права проиграть. За это время много воды утечет. История с Айя-Софией может оказаться банальным фальстартом. В парламенте у его партии — по-прежнему большинство.
В любой момент она может объявить досрочные парламентские выборы. Затем президентские. Куй железо, пока горячо! Все законно, по конституции. Такие трюки Эрдоган уже проворачивал в прошлом , не давая времени оппозиции на подготовку. Последние досрочные выборы проходили в 2018 г. Похоже, этот трюк повторится сейчас, чтобы в очередной раз дезорганизовать оппозицию. Вот почему Эрдоган погнал коней, срочно превратил знаменитый музей в христианском храме в громадную мечеть, абсолютно игнорируя критику из-за рубежа, включая заявления Патриарха Кирилла, Госдумы РФ.
Мнение других стран не повлияет на превращение храма Святой Софии в Стамбуле в мечеть! В эти дни очень популярными в Сети ожидаемо стали пророчества Паисия Святогорца о скором конце Турции.
Однако турецкие власти демонстративно читают здесь суры из Корана. В Евангелии есть знаменитый сюжет о троекратном отречении: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение. Но не только ничего не закончилось, а и отречение вошло в привычку и стало приносить своеобразное удовольствие.
В конце марта президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял разговор о том, что храм следует превратить в мечеть. В благотворительных целях, конечно: чтобы можно было не платить за вход. Очевидно, в тех же благотворительных целях здесь снова начали читать Коран во время Рамадана. Как же отреагировала Россия? Официально Россия не отреагировала. Но вот некоторые российские СМИ федерального значения проявили себя с замечательным бесстыдством.
Кое-кто написал о «переменах в главной мечети Турции» и «изменении статуса главной мечети Турции». Кто-то написал о «преобразовании» собора и о том, что он «уже был мечетью, Эрдоган предложил снова превратить его в мечеть». Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов! Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Что же до благотворительности — не надо обманываться.
Также будут очищены наружные бетонные стены строения. Все это время двери мечети будут открыты как для верующих мусульман, так и для экскурсантов. Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя ныне Стамбула в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев - Новости | Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. |
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция) | тогда ещё не было такого наплыва туристов. |
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн | Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. |
Айя-София не закроется во время реставрации | Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма | Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. |
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, и почему вокруг постройки возник скандал | В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев | тогда ещё не было такого наплыва туристов. |