Пуритане были английской протестантской группой 16-го и 17-го века под влиянием учения кальвинизма до определенной степени. Любой, кто случайно создает дискомфорт — своими методами обучения, рабочими требованиями, мнением или характером, — может внезапно оказаться в оппозиции не только к студенту или коллеге, но к бюрократической машине, созданной для отсеивания неудобных. Пуритане были изгнаны из Нидерландов из-за их нетерпимости к католикам и евреям. Пуританами называли протестантов, которые хотели очистить английскую церковь от ненужной роскоши и лишних обрядов.
Пуритане: их история, вера и влияние на развитие Новой Англии
Во время конфликта пресвитериане были доминирующим религиозным элементом в рядах сторонников парламента. Их усилия по достижению согласия в области вероучения привели к появлению Вестминстерского исповедания, которое стало символом веры английских и американских пресвитериан. Однако рост антишотландских настроений, распространение духа индепендентства в рядах т. Армии новой модели парламентской армии Кромвеля и возвышение генерала-индепендента Оливера Кромвеля позволили индепендентам потеснить своих соперников в ходе Второй гражданской войны 1648. Оба течения отвергали всякого рода развлечения. Театры были закрыты, травля собаками привязанных быков или медведей запрещена, строго соблюдался воскресный покой. Непопулярность пуританского режима вызвала реакцию, которая вскоре после смерти Кромвеля привела к реставрации Стюартов и восшествию на престол Карла II 1660-1685. Хотя пресвитериане и объединились с англиканами, приглашая короля-изгнанника вернуться в Англию, после Реставрации для пресвитериан не оставалось места в государственной Церкви Англии. С того времени они вместе с индепендентами стали называться "нонконформистами".
В результате возникла оппозиция королеве Елизавете 1558-1603 и ее преемникам, Стюартам. Конфликт усугубился проблемой церковного управления: Томас Картрайт ок. Попытки пуритан учредить тайные пресвитерии в официальной церкви были подавлены в 1580-х годах. После восшествия на престол Якова I 1603 пуритане подали петицию королю, в результате чего была созвана Хамптонкортская конференция с участием короля, однако и эта попытка оказалась безрезультатной.
Духовенство государственной епископальной церкви было обязано соблюдать предписанный порядок богослужения, а его нарушители могли лишиться своих постов. Хотя большинство пуритан продолжали верить в возможность существования охватывающей всех церкви по пресвитерианскому образцу, неудачные попытки обеспечить согласие англиканских церковных властей на введение желаемых форм богослужения и церковного управления привели к тому, что незначительное число пуритан все же поддерживало церковный сепаратизм - стремление безотлагательно учредить независимые общины конгрегации ; правда они надеялись, что конгрегациональный тип церковного управления вскоре завоюет всеобщую поддержку и впоследствии будет насаждаться магистратами. Так среди пуритан выделилось два направления: более радикальное - индепенденты другие названия - сепаратисты, броунисты, конгрегационалисты и более умеренное - пресвитериане. Репрессивные меры, принятые после Хамптонкортской конференции, не только привели многих пуритан в лагерь сепаратистов, но и вынудили их эмигрировать.
В 1630-х годах многие пуритане эмигрировали в Бостон в Колонии Массачусетского залива. Хотя большинство этих пуритан были пресвитерианами, они обнаружили, что система индепендентов хорошо подходит к жизни на фронтире. По образцу пуритан из Плимута они начали учреждать церковные общины индепендентов, поддерживаемые общественными фондами. Восстание в Шотландии, побудившее Карла I 1625-1649 созвать т.
Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: апертурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возникновение пуританства связано с попытками части английского духовенства инициировать более радикальную церковную реформу во время заседаний парламента 1559 г. С начала 1570-х гг. Идею их замены пресвитерианским устройством Церкви высказал в 1570 г.
Картрайт около 1535 — 1603 в своих лекциях в Кембриджском университете , позднее она была выражена в «Наставлении парламенту» «Admonition to the Parliament» , написанном Т. Уилкоксом около 1549 — 1608 и Дж.
Пуритане это кто
Кто такие пуритане и как возникло пуританское движение. Пуритане английские протестантские христиане, жили преимущественно в XVI – XVIII веках, они утверждали, что англиканская церковь недостаточно дистанцировалас. Кто такие пуритане и почему они появились в Англии: различные течения пуританизма. Пуритане ценили тяжелый труд, относились с подозрением к чрезмерным развлечениям и не делали попыток скрыть свое отвращение к ленивым и нерадивым: «Благословен каждый, кто боится Господа и ходит путями Его, и считающий, что должен кормиться трудом рук своих.
Кто такие настоящие пуритане
Первая зима была суровой, многие не перенесли её. Жить приходилось на корабле. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал, где водится дичь и ловится рыба.
Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить. Первый День благодарения. Они восприняли это как подарок свыше.
Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник индейцев. Трапеза, которую люди разделили в тот день, стала первым празднованием Дня благодарения.
Позже этот обычай распространился и на другие колонии в Америке, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днём благодарения.
Ведь именно женщин чаще всего так называют. Итак, пуританка — это кто? Давайте попробуем разобраться. Пуританка — это женщина-консерватор Дама с таким статусом по большей части знакома нам из старинных произведений или художественных постановок, где она неизменно подавалась как хранительница домашнего очага, строгих моральных устоев и религиозных убеждений. В те времена женщин с таким мировоззрением и жизненной философией было предостаточно. Не последнюю роль в формировании пуританского образа жизни сыграли церковь и консервативное воспитание. Консерватизм — это наиболее стойкая ассоциация, возникающая при взгляде на женщину-пуританку. Он присутствует во всем: в стиле одежды, манере поведения, способе подачи себя в обществе, во взглядах на жизнь, на семью, отношения, любовь, на роль женщины в обществе и так далее. Пуританка — значение слова Конечно, пуританка в чистом виде - явление редкое.
Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Участник религиозно-политического движения английской буржуазии в 16 - 17 вв. Вообще - последователь какой-нибудь из разновидностей протестантизма, проповедующих аскетическую строгость нравов, быта книж. Человек, являющийся сторонником чрезвычайно строгого, аскетического уклада жизни книж. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка.
Марина Королева: Слово "пуританин" произошло от латинского purus - чистый
Кто такие пуритане и почему они появились в Англии: различные течения пуританизма. "чистый"), приверженцы "очищенной" религии, прежде всего английские протестанты 16 и 17 вв. и их последователи в Новой Англии, стремившиеся очистить богослужение от следов католической обрядности. Пуритане были английской протестантской группой 16-го и 17-го века под влиянием учения кальвинизма до определенной степени. Кто такие пуритане и почему они появились в Англии: различные течения пуританизма. На следующей неделе наш славный коллектив ПуриТане порадует вас сразу двумя событиями Гиперионе! Оставаясь в глубине души пуританином, он в то же время презирал типично американские ханжеские предрассудки.
Кто такие пуритане 7 класс история кратко
Пуритане ценили тяжелый труд, относились с подозрением к чрезмерным развлечениям и не делали попыток скрыть свое отвращение к ленивым и нерадивым: «Благословен каждый, кто боится Господа и ходит путями Его, и считающий, что должен кормиться трудом рук своих. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трех сил: умеренной (пресвитериане), радикальной (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры). Кто такие эти великие мужи веры, пуритане Когда они жили Чему они учили Чего добились Эрол Халз поставил перед собой задачу напомнить. Пуритане обладали дисциплинированностью, страстным стремлением к почитанию Бога и желанием духовного возрождения[2]. Пуритане согласились бы со страстным желанием фундаменталистов отстаивать и провозглашать основные истины, такие как достоверность и непогрешимость Писания, триединство Бога и божественность Христа. Пуритане обладали дисциплинированностью, страстным стремлением к почитанию Бога и желанием духовного возрождения[28].
Кто такие пуритане 7 класс история кратко
Единственный пока альбом «Ничего Нового» вышел в 2021 году, но к гастролям «Пуритане» возвращаются только сейчас, после внушительного перерыва. Пуритане — это последователи протестантизма, которые стремились очистить богослужение от следов католической обрядности. Значение слова Пуритане на это Пуритане Пуритане (, от «чистота») — английские протестанты, не признававшие авторитет официальной церкви, последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII веках. Пуритане были недовольны ограниченным объемом английской Реформации и терпимостью Англиканской церкви к определенным практикам, связанным с римским Католическая церковь. Кто такие пуритане? Вопрос-ответ Кто такие пуритане? Пуритане — это группа протестантских религиозных движений, которые возникли в Англии в XVI веке.
Марина Королева: Слово "пуританин" произошло от латинского purus - чистый
Второе пришествие Христа, грядущего судить мир, конец света, всеобщее физическое воскресение мертвых, вечная жизнь на небесах и вечные мучения в аду — вот главные истины, от которых мы не можем отказаться. При этом невозможно обрисовать в мельчайших деталях будущие события. Можно представить лишь общую схему. Единство евангельских верующих весьма драгоценно, и нам не следует разрушать его, споря о том, что не является основным. Фундаменталисты также запрещают употребление алкогольных напитков, игру в карты, курение табака, танцы и посещение театров.
Все это приводит к бесконечным раздорам и разделениям. Например, Библия учит умеренности в употреблении алкоголя, а не полному отказу от него. Вино используется при совершении Вечери Господней. Некоторые фундаменталисты даже пытаются по-иному толковать значение слова «вино», чтобы поддержать свое учение о полном воздержании от спиртного.
Пуританизм — это противоядие против вредных и ненужных разделений, происходящих вследствие того, что люди добавляют к Писанию собственные законы и правила.
От Кальвина их позиция отличалась тем, что пуританские богословы и пасторы, принадлежавшие этой традиции, стали искать опытного подтверждения того, является ли человек избранным, Кальвин же не рекомендовал делать этого. Проповедующие пуританские священники в своих пастырских нуждах стали разрабатывать идею, что уже при жизни в душе можно обнаружить признаки того, что человек избран к спасению. Это было новшеством, внесенным пуританами в английский кальвинизм. Исследователи пуританизма установили и другие отличия пуритан от англикан в богословских взглядах. Кулидж считал, что пуритане своеобразно понимали предписания Библии. Они не соглашались с лоллардами, а также с взглядами сектантов XVI в. Отличалась их 60 Haller, W. The Rise of Puritanism. New York, 3.
Origins of Puritanism. Church History, 20 1 :37-57. Minneapolis, 5. Calvin and English Calvinism to 1649. Oxford, 79. Пуритане, считает Кулидж, выработали свое понятие adiaphora: эти второстепенные вопросы не могут быть оставлены просто на усмотрение церковных властей. Аргумент этот, очевидно, был направлен против попыток властей в англиканской церкви выгородить сферу adiaphora из-под критики пуритан, а к ней англикане отнесли и литургию, и строй управления в церкви, рассматривавшийся пуританами как остатки "папизма"65. Отличалось от англиканского, по Кулиджу, и понимание пуританами свободы. Свобода христианина для пуританина состояла в выполнении повелений Бога, англикане же в гораздо большей степени были озабочены возможностью существования свободы выбора для человека66. Оригинальную особенность в богословских взглядах пуритан отметил Дж.
Он показал, что в своих проповедях и других сочинениях пуритане, в отличие от англикан, занимаются преимущественно толкованием первых четырех из Десяти заповедей, касающихся отношений человека и Бога, англикане же толковали прежде всего шесть остальных заповедей, определяющих отношения людей между собой67. Американский исследователь Б. Берри разъяснил еще одну из позиций пуритан — возражения на то, чтобы в церкви верующие кланялись при упоминании имени Иисуса. На первый взгляд, послание к Филиппий-цам апостола Павла 2:10 не оставляет сомнений на этот счет: "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних". Пуритане же видели в имени Иисус воплощение человеческого начала в Спасителе, а Христос представлял Божественное начало, поэтому, на их взгляд, человеческому кланяться не пристало для верующего"68. В определении пуританизма был испробован еще один путь — взять несколько общеизвестных фигур из числа проповедников, публицистов-полемистов второй половины XVI — начала XVII вв. Таким путем, используя индуктивный метод, попытались пойти Д. Эусден69 и М. Лейк, построивший свое исследование о пуританах умеренного толка подобным образом, не скрыл, что этот метод имеет свои слабости и не избавляет от необходимости предварительного определения пуританизма — для репрезентативного подбора фигур уже заранее нужно составить предварительное представление о пуританизме71. The Pauline Renaissanse in England.
New Haven. Baltimore, 23. A Mirror of England. Cambridge Mass. Moderate Puritans and the Elizabethan Church. Cambridge — New York. Многие исследователи пуританизма предлагают свои определения пуританизма. Обычно эти определения носят описательный характер. Так, Л. Тринтеруд включает в состав пуритан 1 первоначальную партию, выступившую в середине 1560-х гг.
Портер видит пуританизм эпохи Елизаветы в составе следующих направлений религиозной мысли: 1 сепаратисты, и он находит эту традицию даже наиболее интересной, поскольку из нее вырос американский пуританизм, интересующий Портера в связи с этим следует отметить, что американский пуританизм, по мнению английских и американских историков, не был прямым продуктом основной линии пуританского движения при Елизавете, поскольку большинство пуритан не одобряли отделение от англиканской церкви ; 2 группа, называемая Портером "евангелические пуритане" — они настаивали на использовании Писания как твердой основы религиозной практики, оставались в англиканской церкви и не требовали ее радикальной трансформации; 3 традиция английских диссентеров, которую Портер проводил от лоллардов к раннему английскому реформатору Уильяму Тиндейлу 1494-1536 и к пуританам; 4 пресвитерианское движение 1570-1580-х гг. Сасек так описывает свою позицию в понимании пуританизма. Пуританизм — это термин, прежде всего, религиозный. Для некоторых исследователей существуют пуританские политические группировки, многие находят пуританскую мораль или пуританскую социальную этику. Но слово "пуританизм" используется в исследовании такого века, в котором ни один аспект жизни не мог быть отделен от религии, когда религия определяла политические пристрастия и, более или менее совершенно, также и мораль, этику, социальное поведение. Нет возможности со всей точностью определить богословскую систему пуритан, немногие из них пытались быть систематическими богословами, пуританизм вообще не дал масштабных мыслителей европейского значения. Обычно богословские идеи пуритан имплицитно содержались в их трудах, действиях. Сосредоточиться следует на религиозной практике пуритан: именно в ней можно найти конкретные, определенные предложения реформ, которые помогут отличить пуритан от других религиозных направлений. В качестве отправной точки исследования Сасек предлагает взять "Тысячную петицию" 1603 г. Этот американский исследователь также считает, что не следует непременно добиваться точного определения пуританизма на все случаи.
Достаточно, если определение обеспечивает начальную стадию продуктивного исследования, по ходу его можно корректировать. Определение, выведенное в одном исследовании, может плохо подходить к другому, так что читатель должен быть предупреждён 72 Elizabethan Puritanism 1971. Trinterud L. New York. London, 9-10. Как видно, это чисто операционалистское понимание определения, проникающее в методологию некоторых английских и американских историков. По мнению П. Коллинсона, "пуританизм был более чем движением, это был уже институт, церковь внутри церкви со своими собственными стандартами и рождающимися традициями, даже своей дисциплиной и управлением. Во многих отношениях английские пуритане составляли секту со всем тем, что подразумевает солидарность узкого круга избранных, но это была секта с верой в возможности официальной церкви. Эта парадоксальная комбинация черт, которые Э.
Трёльч различал как христианство "церковного типа" и "сектантского типа", была характерной чертой раннего пуританизма"75. Одной из наиболее удачных попыток определения того, кто такие пуритане, Дж. Генри Паркер выделял четыре варианта современного ему использования понятия "пуританин": 1 "церковные пуритане", которые хотели очистить церковь от церемоний, напоминавших римско-католическую церковь; 2 пуритане, отличавшиеся, в первую очередь, особым рвением в антипапистских выступлениях; 3 "политические пуритане", которые противостояли политике Карла I Стюарта 1625-1649 в управлении церковью и государством; 4 "этические, моральные пуритане", которые подчеркивали необходимость придерживаться моральных добродетелей. Некоторые люди могли попадать во все четыре такие категории — эти группы не были замкнутыми и непроницаемыми. Генри Паркер отмечал также субъективность в использовании понятия "пуританин" его современниками, которые чаще всего вкладывали в него этический смысл. Он рассматривал первоначальный пуританизм как движение среди духовных лиц76. Согласно "Оксфордскому словарю английского языка", первое печатное употребление слова "пуританин" в таком этическом смысле относится к 1592 г. London, 1592 77. Заметный вклад в исследование пуританизма внес К. Хилл 1912-2003.
Он попытался расширить рамки определения пуританизма и показать также нерелигиозные причины того, почему люди во второй половине XVI — начале XVII вв. Хилл напоминал о мысли Жана Бодена 1530-1596 , согласно которой движущими силами реформации были причины экономические и политические, и в меньшей степени религиозные, что применимо также к Англии. По мнению К. Хилла, существовали экономические, политические причины недовольства епископатом, церковными судами в англиканской церкви — первые обладали 74 Images of English Puritanism. Baton Rouge-London, 6, 24-25. London-New York, 14. London, 17. Hamden Connecticut , 101, 141-142. Сепаратистов Хилл не включал в число пуритан. Хилл стремился также показать, что пуританизм отвечал интересам "третьего сословия", "трудолюбивых людей".
Британский историк отмечал, что "неверным было бы обсуждать пуританизм только в религиозных терминах. Пуританизм был образом жизни, крепко и глубоко укоренённым в английском обществе своего времени. Отсюда глубокие различия в практике при сходстве на уровне доктрины между пуританизмом и континентальным протестантизмом. Чтобы понять пуританизм, мы должны понять нужды, надежды, опасения и стремления набожных ремесленников, купцов, йоменов, джентльменов, священников и их жён, которые поддерживали пуританские доктрины. Пуританизм был действенным для них только тогда, когда они чувствовали его в своем пульсе. Он казался им указывающим путь на небеса потому, что он помогал людям жить на земле"79. Солидаризируясь с такой оценкой, П. Зивер объяснял популярность пуританских священников тем, что они стали выполнять функции, которые раньше принадлежали странствующим монахам — проповеди, утешения, поскольку ХУ1-ХУ11 вв. Хилл так определял пуританизм: "я согласен с современниками в том, что в Англии в течение жизни двух или трех поколений до гражданской войны существовал корпус мнений, который с пользой может быть назван пуританским, и в нем уделялось внимание религии, управлению церковью, говорилось о необходимости очищения церкви изнутри. Эта доктрина по разным причинам завоевала поддержку существенной и растущей группы светских лиц.
Пресвитерианство было главным образом движением духовенства и в 1590-е гг. Тезисы К. Хилла подвергаются критике. Коллинсон считал вопрос о социальной природе пуританизма очень непростым, а связь пуритан с зарождающимся капиталистическим элементом в социальной структуре очень неоднозначной. По словам П. Коллинсона, "религия пуритан была основой глубоко консервативного мировоззрения, а радикальной её считают по грандиозному недоразумению"82. Хилл, уделяя внимание секу-лярным факторам, способствовавшим формированию пуританизма, не забывал и о его религиозном характере: "пуританизм не был бы исторической силой, — писал он, — если бы он был лишь отражением экономической ситуации. Мужество и мученичество пуритан были посвящены очень различным целям, но ни одна из них не может быть просто описана в экономических терминах"83. Как пишет Д. Мак-Каллок, не следует сбрасывать 78 Hill, Ch.
The Economic Problems of the Church. From Archbishop Whitgift to the Long Parliament. Oxford, IX-XI. New York, 510-511. The Puritan Lectureships. The Politics of Religious Dissent, 1560-1662. New York, 28. London, 6. Oxford, XIII. По мнению Х.
Кирни, работы Хилла ограничивают феномен пуританизма 1590-1640 гг. Из определения пуританизма Хиллом исключалось пресвитерианское "классное движение" 1570-1580 гг. В итоге, как считал Кирни, у Хилла получалось не объяснение религиозного содержания пуританизма экономическими причинами, а элиминация его религиозного содержания, и пуританизм превращался в нечто более однородное, но такое определение отдалялось от его понимания85. Как писал Х. Кирни, "на мой взгляд, пуританизм состоял из различных перекрестных течений мысли и чувства, в общем окрашенных в кальвинистские тона и обладавших определенной преемственностью с 1560-х гг. Мне кажется, что многое в пуританской мысли было по окраске клерикальным, многое — антиклерикальным. Часть ее была академической, часть находилась в оппозиции к знанию. Многие пуритане были пресвитерианами, другие — индепен-дентами. Некоторые были милленаристами, некоторые ими не были". По его словам, "пуританизм больше напоминает неопределённый набор не всегда последовательных утверждений, чем точное, недвусмысленное понятие...
Если нужно иметь определение, я определил бы пуританизм как растущий круг недовольства внутри и вне установленной церкви, возникший в 1560-е гг. Он простирался от академического пуританизма Картрайта и Гринхэма до народных вульгарных высказываний в трактатах Мартина Марпрелата, которые в образованных кругах осуждались. Общим для всех пуритан было стремление к тому, чтобы церковь была избавлена от внешних и несущественных деталей, отличались же пуритане между собой и нельзя сказать, что различия среди их были незначительными пониманием того, что именно является несущественным"86. Кирни раскритиковал также понимание Хиллом связи пуританизма с научной деятельностью: в представлении Кирни, пуританизм 84 MacCulloch, D. The Later Reformation in England, 1547-1603. New York, 82. Puritanism and Science: Problems of Definition. Past and Present, 31, 106. Индуктивная наука XVII в. Бэкона одной из своих главных задач ставила овладение человеком силами природы, а разве пуритане, спрашивает Кирни, планировали улучшение человеческой доли в этом мире?
По мнению Кирни, обобщённое представление о пуританизме как о некой "революционной", "прогрессивной" силе, прямо связанной с выработкой характерного для Нового времени индивидуалистического мироощущения, сказывавшегося во всех областях, от науки до политики, не выдерживает эмпирической проверки. Кирни, ссылаясь на работу Э. Тейлор87, обращает внимание, что число людей, постоянно занимавшихся математикой, в эту эпоху было крайне мало, составляло около 150 человек. Они нуждались в покровителях и жили главным образом у землевладельцев из среды дворянства, выполняя при них некоторые практические работы, главным образом землемерные. Оказывали некоторую помощь учёным также крупные купеческие компании, но обычно на жёстких финансовых условиях. В работе "Интеллектуальные корни английской революции" 1962 89 Хилл утверждал, что гражданская война в Англии происходила между "приверженцами разных школ в астрономии — между парламентариями-сторонниками гелиоцентрической системы и роялистами-сторонниками системы Птолемея". Хилл обращал также внимание на основание в 1596 г. Исследуя преподавательский состав Грешем Колледжа и его учебные программы, Кирни приходит к выводу, что он был учебным заведением, схожим с университетом. Образование в колледже, университетское по своему характеру, было адаптировано к потребностям населения Лондона, программы обучения включали не только риторику, богословие и гражданское право, но и математику, навигацию. В Грешем Колледже некоторые преподаватели имели священнический сан, как и в университетах, а в отношении религиозных настроений в этом учебном заведении они были, скорее, усреднённо протестантскими, чем пуританскими.
Гре-шем Колледж выступает у Х. Кирни не новым образовательным учре- 87 Taylor, E. Cambridge, XI, 442 p. The Intellectual Origins of the English Revolution. Особые возражения у Кирни встречает утверждение Хилла о прямой связи пуританизма с наукой. Кирни считает, что пуританизм принес с начала XVII в. Пуританизм в этом смысле нашёл выражение во взглядах индепендентов с характерной для них ярой ненавистью к университетам, к использованию учёности в религиозных делах, и стремлением к простому стилю религиозных проповедей без использования ученых аллюзий и образов. Гарвею, Р. Бойлю, И. Ньютону, то можно убедиться, что они принадлежали к совершенно иной традиции религиозной мысли, которую можно назвать латитудинаристской, широкой и умеренной.
В религии они отводили больше места разуму, чем эмоциональному опыту. Современные историки вообще подчеркивают большой удельный вес традиционных компонентов в мировоззрении пуритан. Так, английский историк Д. Пэллизер считает, что "главной темой в пуританизме было индивидуальное спасение, а не изменения в светском обществе, экономическое учение пуританизма практически неотличимо от традиционного учения средневековой католической церкви, и было в действительности ультра-консервативным, а в конечном счете — бесполезным. Интеллектуальный плюрализм и свобода произошли, в итоге, из столкновений пуритан и их противников, но такой результат совсем не входил в намерения пуритан, которые страстно верили в свою истину, достигнутую путем самостоятельного истолкования Библии, и осуждали соперников. У пуритан было стремление к знанию, но оно было узким, неглубоким и примечательно традиционным по содержанию. Такие же трудности встречаются при идентификации пуританизма с "протестантским духом", с подъемом средних классов, предпринимательства, ростом капитализма"91. Пэллизер считает, что буржуазия не доминировала в Англии в начале Нового времени, хотя справедливо и то, что пуританизм утверждался, прежде всего, в Лондоне и в более развитых в экономическом отношении крупнейших городах. Для пуритан был характерен и яростный анти-аристотелизм, так как философия Аристотеля отдавала предпочтение умозрительным видам знания над практическими. На формирование практических наклонностей в мировоззрении пуритан, считает Кирни, повлиял французский философ и логик Пьер Раме 1515-1572.
Из аристотелевской логики он убрал все её черты, которые, по его мнению, были беспо- 90 Kearney, H. Puritanism, Capitalism and Scientific Revolution. Past and Present, 28, 85-89.
В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйлауэрское соглашение», по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу».
Жан Ферри, 1899. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут. Первый День благодарения.
Они восприняли это как подарок свыше. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник индейцев.
Russian Journal of Church History. In Russ. В связи с этим неудивительно, что британские и американские историки пуританизма уделяют огромное внимание его определению.
По словам американского исследователя Дж. В отечественной исторической науке понятийно-терминологические исследования в изучении истории Реформации и пуританизма пока что привлекают внимание совсем немногих исследователей2. Следует отметить, что путаница с использованием понятия "пуританизм" возникла сразу с его появлением в середине XVI в. Cambridge, 9. Первоначальный смысл термина протестантизм: историко-философское исследование. Новая и новейшая история, 5, 5-25; Исаев, С.
Новая и новейшая история, 2, 5-18. Исследователи отмечают, что слово пуританин и в XVI в. Употребление ярлыка "пуританин" в отношении кого-либо могло быть просто клеймом в полемике, а не точным определением4. Известный британский историк К. Хилл 1912-2003 писал даже, что "слово "пуританин" является замечательным средством избежать ясности мысли"5. Разнообразие мнений на этот счет действительно велико, что и дало М.
Кнаппену повод пошутить: ситуация напоминает притчу о четырех слепых, прикасавшихся к разным частям туловища слона, и потом говоривших, что это за животное6. Общепризнанного краткого определения понятия пуританизма по сей день не сформулировано. В недавно опубликованной обобщающей работе по истории пуританизма, в подготовке которой принял участие ряд известных британских и американских его исследователей, коллективными усилиями было предложено определение пуританизма, которое в очередной раз принесло мало ясности в понимание этого явления: "пуританизм — это название, используемое по отношению к самобытной, отличавшейся особенно интенсивной религиозностью, разновидности протестантов в Церкви Англии раннего Нового времени, которая возникла в уникальном контексте истории этого периода, при этом вышла за рамки Церкви Англии и разветвилась в различные еще далее отдаляющиеся друг от друга раскольнические течения, распространившиеся в других странах"7. Как будет показано в статье, такие очень обобщенные определения пуританизма обусловлены сложностью и многогранностью самого этого явления. Такая ситуация не закрывает путей к изучению пуританизма — трудно лишь сформулировать для всех приемлемое его определение, но в целом вполне ясно, где искать пуритан, хотя и в этом есть свои нюансы8. Британский историк П.
Коллинсон 1929-2011 , один из классиков в изучении пуританизма, отметил, что в эпоху Елизаветы не были распространены абстрактные термины, и то или иное явление связывалось, чаще всего, с именем лица, занимавшего эту позицию9. Кнаппен обращал внимание на то, что в исторических терминах есть элемент конвен-циональности, условности, и за религиозными течениями в Англии XVI- 3 Reese, M. The Puritan Impulse. The English Revolution, 1559-1660. London, 10; Rose, E. Cases of Conscience.
Cambridge, 6. The English Sabbath. Cambridge, 158. Society and Puritanism in Pre-Revolutionary England. New York, 13. Tudor Puritanism.
A Chapter in the History of Idealism. Chicago, 339. Cambridge, 1-2. A Collection of Contemporary Sources, 1589-1646 1989. Baton Rouge-London, 3. The Elizabethan Puritan Movement.
London-New York, 13. XVII вв. Установлено, что до появления термина "пуританизм" в отношении тех сторонников более радикальных религиозных реформ в направлении сближения Церкви Англии с континентальными реформированными церквами, которые были не довольны принятым в парламенте Англии в апреле 1559 г. Относительно термина "сепаратизм", тоже появившегося в контексте этого процесса сепаратистами стали именовать тех, кто, в отличие от пуритан, с конца 1560-х гг. Термин "англиканский" в религиозном смысле слова впервые появляется в "Оксфордском словаре английского языка" с 1797 г. Рассел находил термин "англиканский" уже в 1635 г.
В отношении вопроса о начале употребления терминов "пуританин" и "пуританизм" исследователи сравнительно единодушны. Эти понятия вошли в оборот после того, как архиепископ Кентерберийский Мэтью Паркер 1559-1575 с 1565 г. События эти описаны историками XVII в. Питером Хейлином 1599-1662 и Томасом Фуллером 1654-1734. Фуллер относил начало употребления термина к 1564 г. В "Оксфордском словаре английского языка" термин и его появление относят к 1567 г.
Современные исследователи, в частности, американский историк Р. Гривз, считают, что термин "пуританизм" был впервые употреблен в католических кругах: его использовал английский католик-эмигрант Томас Стэплтон в сочинении "Крепость веры" Антверпен, 1565 как эпитет по отношению к английским протестантам, выступившим против ношения традиционных облачений священников. Chicago, 491. Elizabeth and the English Reformation. The Struggle for a Stable Settlement of Religion. Cambridge, 53.
The Causes of the English Civil War. Oxford, 84. Thomas Cartwright and Elizabethan Puritanism, 1535-1603. Gloucester Mass. London-New York, 86. Хейлин, опираясь на данные современников событий, утверждал, что первым термин "пуританин" употребил иезуит Николас Сандерс 1530-1581 19.
Первое обнаруженное упоминание термина церковными властями в Англии относится к 1572 г. По отношению к ним он использовал и другие выражения: "эти глупые отказники recusants ", "эти добрые духовные лица", этот "педантичный народ", "формалисты"20. Употребление и понимание термина "пуританизм" эволюционировало с течением времени. Американский историк А. Симпсон следующим образом резюмировал историю использования этого понятия: "оно появилось как насмешка, затем использовалось для самозащиты, и в итоге установилось, как удобное обозначение"21. Портер проделал работу по сбору высказываний о пуританах, относящихся ко второй половине XVI в.
Само название новой секты — пуритане, происходящее от латинского слова purus чистый , в переводе на греческий язык, по мнению англиканских апологетов, выявляло идейные корни пуританизма. Далее история этой идеи и соответствующей религиозной практики прослеживалась через альбигойцев, в идейные соратники пуритан богословы Церкви Англии зачислили также анабаптистов, чтобы пуританское движение выглядело угрожающим и разрушительным для общества. В качестве предшественников пуритан приводилась в пример и секта донатистов, которые настаивали на необходимости личного совершенства священнослужителей и полагали, что таинства, совершаемые недостойным священником, недействительны23. Идейное сходство с такими далеко не почтенными, по их собственным понятиям, предшественниками сильно уязвило пуритан. Образованные богословы Церкви Англии очень эффектно полемизировали с ними. Как писал, например, архиепископ Кентерберийский Джон Уитгифт 15831604 , "имя пуритан дано этим людям очень удачно.
Не потому, что они чисты, они чисты не более, чем те еретики, которых называли катары, но потому, что они считают себя чище других, как и катары, и отделяют себя от всех других церквей и общин, как запятнанных и загрязненных; потому, что они думают, что церковь, которую они создают, будет без всякой нечи- 18 Greaves, R. Society and Religion in Elizabethan England. Minneapolis, 4. English Puritanism. London, 8. Puritanism in Old and New England.
Chicago, 1. Puritanism in Tudor England. Почему они не приходят на наши проповеди и в наши церкви? Почему они не разделяют с нами таинства, не приветствуют нас на улицах, а плюют нам в лицо и открыто оскорбляют нас? Почему они проводят свои тайные сборища? Вы знаете, что для части их это справедливо.
Такие обвинения вынуждали пуритан в 1570-1580-е гг. Хилл приводит выдержку из петиции пуритан в Тайный совет в 1580 г. Сами же пуритане называли себя в 15601570-е гг. По словам Л. Сасека, имя пуритан стало почтительным только в ретроспективе, для современников же такое прозвище было крайне неодобрительным — "очень немногие стали бы хвастаться тем, что они пуритане, но теперь многие гордятся тем, что происходят от пуритан"27. По поводу термина "пуританизм" высказывался также один из крупнейших отечественных специалистов по истории Англии М.
Барг 1915-1991. По его мнению, одиозность прозвища "пуританин" в глазах властей объясняется политическими причинами, поскольку в области догматики пуритане были не столь уж далеки от англикан28. В эпоху же Елизаветы I Тюдор 1558-1603 пуританизм оставался по преимуществу религиозным явлением, и такая оценка М. Барга его секуляризирует, хотя и при Елизавете, когда к 1580-м гг. В пресвитерианских планах по организации управления церковью через систему провинциальных синодов во главе с национальным синодом не просматривалось никакого места для монарха как главы Церкви Англии. Появление пуританизма стало вызывать отклик в английском обществе.
В период правления Елизаветы английские интеллектуалы, испытавшие влияние идей Ренессанса, придерживались невысокого мнения о пуританах, считая их любопытными, лезущими в личную жизнь людей, глупыми и лицемерными29. Часто в связи с этим исследователи приводят фразу одного из персонажей "Двенадцатой ночи" Уильяма Шекспира: "Ты 24 Ibid. New York, 14. Baton Rouge-London, 2. Великая английская революция в портретах ее деятелей. London, 7.
Епископ Керл определил пуританина как того, кто "любит Бога всей душой и ненавидит соседа всем сердцем". В начале XVII в. Например, в первой пьесе пуритане настолько глупы и доверчивы, что верят алхимику, обещающему дать средства на дело, за которое борются "братья", и требующему от них платить за то, что он берется изготовить для них золото, самим же золотом — им невдомек, что человеку, умеющему делать золото, вряд ли кто-либо еще нужен, и он не будет вытягивать золото в качестве платы из других, а уединится для его изготовления32. Едкие характеристики в адрес пуритан звучали довольно долго, и еще в XIX в. Маколей писал об отношении пуритан к развлечениям, отмечая, что "пуритане ненавидят травлю медведей не потому, что больно зверю, а потому, что зрелище приносит удовольствие зрителям"33. Негативная смысловая нагрузка в термине "пуританизм" исчезала постепенно.
Одним из первых свидетельств того, что пуритане начинают принимать этот ярлык в качестве самоназвания, но наполняют его другим содержанием, был выход в 1605 г. В первой половине XVII в. В период Реставрации Стюартов некоторое распространение получило отождествление терминов "пуританин" и "кальвинист", и в 1676 г. После 1688 г. К этому времени сгладилась и острота противостояния в религиозных вопросах. Симпсон приводит в связи с этим высказывание Вольтера об особенностях религиозной ситуации в стране, в сущности, образное, но также информативное: "Если бы в Англии была только одна религия, ее 30 Collinson, P.
London, 9. New York, 23. Anti-Puritan Satire, 1572-1642. Hamden Connecticut , 2. Baton Rouge-London, 18. Если бы было две, то их сторонники перерезали бы друг другу горло.
Но, поскольку их тридцать, они живут мирно и счастливо"36. В обстановке утверждавшейся веротерпимости стал возможен выход книги Дэниела Нила "История пуритан, или Протестантских нонконформистов" в пяти томах, публикация которой началась с 1732 г. Эта работа содержала уже хвалебные отзывы о пуританах, в такой степени, что современный американский историк Ч. Джордж назвал ее агиогра- фией37. В XIX в. Грин 1837-1883 в "Краткой истории английского народа" 1874 представляет его как одно из самых ценных явлений английской жизни и культуры, источник морали и благочестия в прошлом и для настоящего.
Грин, однако, критиковал действия известного пуританина Томаса Картрайта 1535-1603 и пресвитериан, считая их радикалами, нетерпимыми к чужим мнениям38. Таким образом, термин "пуританизм" достался современности используемым в благоприятном смысле, но в самом широком значении и неопре-деленно39. Современные историки вносят свои нюансы в его определение. Как писал П. Макграт, "каждый чувствует, что такое пуританизм, но а, может быть, как раз по этой причине , существует почти столько же "пурита-низмов", сколько историков, изучающих пуританизм"40. Характеризуя разницу во мнениях, Дж.
Морган пишет, что "между таким историками, как Дж. Нью "Англикане и пуритане" 41, которые находят пуритан диаметрально противоположными "ортодоксальным" членам англиканской церкви, и позицией таких исследователей, как Ч. Джордж "Протестантский характер английской реформации, 1570-1640" 42, которые видят мало отличительных черт в пуританской позиции и действиях, существует очень широкий спектр оттенков мнений"43. Особенность позиции Дж. Нью состоит в последовательном рассмотрении явных разногласий между пуританами и англиканами. Так, он обращает внимание, что в понимании природы человека пуритане считали, что силой своего разума, без Божественной благодати, человек ничего не может достигнуть, англикане же, хотя и считали рациональное начало в человеке подчиненным, несравнимым с тем, что может дать вера, не отказывали человеческому разуму в способности действовать своими 36 Simpson, A.
Chicago, 42. Puritanism as History and Historiography. Past and Present, 41, 94. Baton Rouge-London, 4. Papists and Puritans under Elizabeth I. London, 45.
Anglican and Puritan. The Basis of Their Opposition, 1558-1640. George K. The Protestant Mind of the English Reformation, 1570-1640. Princeton N. Пуритане считали реальной невидимую церковь избранных, англикане стремились не вдаваться в обсуждение таких вопросов, поскольку отсюда были выходы к сепаратистским идеям45.
Англикане в службе делали ставку на совершение таинств, пуритане — на проповедь46. В целом Дж. Нью аргументированно выявил ряд отличий пуритан от англикан. В то же время Ч. Джордж стремился сблизить пуритан и англикан, вплоть до их неразличения. Насколько можно судить по методологическим взглядам американского историка, он боролся с неосновательным образованием общих понятий, не подкрепленных эмпирическим содержанием, и такого рода не имеющим достаточной фактической базы общим термином ему представлялся пуританизм.
По его мнению, пуритане отличались от англикан лишь более интенсивным проявлением приверженности к осуществлению общих для всех английских протестантов целей, у них не было какой-либо отчетливо сформулированной доктрины. За весь период 1570-1640 гг. Джордж, пуританизм, в самом деле, существовал, как легко отличимое и, несомненно, поддающееся определению явление — это был период публикации трактатов Мартина Марпрелата и подъема пресвитерианского движения в конце 1580-х гг.
Кто такие настоящие пуритане
Иеремия описал потерю Израилем верности и предупредил о грядущих ужасных судах. Большинство пуританских иеремиад проповедовались не во время обычных богослужений, а в особых случаях, назначенных правительством. Проповеди были произнесены в дни выборов. Были проповеди об артиллерии в дни, когда должен был состояться смотр колониальной милиции. Иеремиада — это риторическая традиция — даже литературный жанр, — которая появлялась на всех этапах американской истории. Как только мы узнаем, что она существует в Америке, она кажется неотделимой от коммуникации нынешнего американского политического класса, в частности неоконсервативного движения. Мы можем вернуться точно в 1978 год. Когда Американский Иеремия Саквана Берковича, впервые появившегося в 1978 году, оно было провозглашено знаковым исследованием инакомыслия и культурного становления в Америке, от сочинений пуритан до основных литературных произведений довоенной эпохи.
Действительно, от проповедей Рейгана Бушу до Хиллари Клинтон и Камалы Харрис классическое исследование Берковича о роли политической проповеди, или иеремиады, в Америке вызывает сильный резонанс. Полемические, антиутопические и апокалиптические нарративы, которыми так изобилуют средства массовой информации, являются частью укоренившейся традиции нытья, которая объясняет несчастья общества наказанием за его социальные и моральные недуги, подчеркивая при этом исключительность Америки. От текстов из первых дней Америки до связанных произведений американской литературы и научной фантастики XNUMX-го и XNUMX-го веков, все они затрагивают проблемы американского национализма и создают и укрепляют американскую идентичность. Сегодня угрюмый подход к науке о климате уже не актуален. Холодная война была семидесятилетней иремиадой, которая эффективно реализовывала двойной императив полемической риторики и исключительности, чтобы сформировать то, как американцы понимали мир. Гимн войне во имя Бога. Пуританство 101.
Без нытья "серьезные люди" просто не могут. Потому что они называют это «политологией», и это окупает их БМВ. Хаос в Соединенных Штатах сегодня можно отнести к фанатичным пуританским евреям в Канаде. Семена безумного евангелического движения 1980-х годов и кошмара морального большинства в Соединенных Штатах были посажены канадским евреем по имени Сакван Беркович. Пуритане и евреи История Соединенных Штатов и еврейского народа переплетаются уже более трех столетий. Новый Иерусалим и Новый Сион, которые пуритане хотел построить в Новой Англии свидетельствуют о страстном отождествлении этих первых поселенцев с Ветхим Заветом. А евреи Европы уже давно считают новую землю самим Ханааном.
Сегодня Соединенные Штаты и Израиль переплетены, и события, которые привели к их нынешним отношениям, представляют собой саму американскую политику — проект Израиля. La Пуританская традиция способствовала чтобы сформировать основу движения в поддержку возвращения евреев в Израиль. Люди верят, что пуританство действительно и полностью закончилось поражением английской пуританской революции в 1660-х годах и, в частности, официальным отделением теократии Новой Англии от конгрегационалистской церкви в 1830-х годах, но его наследие, следы и влияние были исчерпаны. В частности, официальное подавление пуританской новоанглийской теократии после ровно двух долгих столетий существования с 1620-30 по 1833 год означало лишь формальный, но не существенный конец присутствия и подавляющего значения пуританства в Америке. Между 1620 и 1833 годами у пуритан было самое мощное лобби в стране. Они открыто правили Америкой, от 13 колоний до Золотого века. Потом они спрятались.
Сегодня много написано об их прихвостнях, уродливых неоконсерваторах, но мало о пуританах вообще. Мы раскроем этот кошмар в другой раз. Мы обратимся к страшному Пуританский призрак Оливера Кромвеля. Общий вопрос о сионизме, пожалуй, самый важный в современной американской политике. Сионизм должен быть крепким орешком. Это правда. Пуритане считается первым «серьезным человеком» в Америке.
Сегодняшние сионисты — наследие колониальных пуритан, которые изначально покинули Англию, потому что были нетерпимы к религиозной терпимости в Англии. Пуритане рассматривали шаманские практики коренных американцев как культы колдовства и дьявола и считали эту культуру одновременно сатанинской и дегенеративной. Полный отказ от возможности культурного сосуществования со своими «индейскими» соседями. Это наследие нетерпимости существует в сионизме и сегодня. Как показывают постколониальные исследования, отказ от притязаний коренных народов на историю, землю, человечество и т. На самом деле ложь — неотъемлемая часть сионистской идеологии. Это базовая коммуникационная стратегия, которую сионисты используют практически для всего.
Это изнурительно и трудоемко, а также непреднамеренно разоблачает задействованные в нем части сионистской машины, а именно средства массовой информации. Сионисты давно потеряли связь с реальностью. Пора пользоваться языком психиатрии объяснять этим людям не политику или этническую принадлежность и уж тем более не религию. Пожалуйста, не поощряйте ненависть к евреям! Информируйте других об опасностях расистского политического сионизма. Настоящие евреи, сами являющиеся жертвами сионизма, не имеют ничего общего с сионистскими мошенничествами, которые несут ответственность за величайшие преступления против человечества в истории, включая Холокост. Пакт Мэйфлауэр К счастью, президент США Трамп меняет парадигму и ниспровергает пуританскую идеологию, господствовавшую в нашей стране на протяжении двух столетий.
Таким образом, системная оппозиция президенту Трампу представляет собой глубокую проблему англосаксонской культуры: пуританский фанатизм. Дональд Трамп буквально вытащил пуритан из темного чулана и восстанавливает мирную ветвь протестантизма. Намеренно или нет, но это все равно происходит. Я дышу свободно, зная, что ничего из этого не ново.
Я не ставлю под сомнение все новые правила общения, которые привели к увольнению этих людей или их практически полной изоляции», — отмечает журналистка. У «нового пуританства» есть сходства с периодом раннего коммунизма и авторитарными режимами Эпплбаум — специалистка по странам Восточной Европы, поэтому она обнаруживает неожиданные сходства нынешней ситуации в США с периодами истории XX века. Во-первых, политический конформизм раннего коммунистического периода во многом был результатом не насилия или прямого государственного принуждения, а давления со стороны общества. Даже без риска для своей жизни люди чувствовали себя обязанными повторять лозунги, которым не верили, или демонстрировать уважение к политической партии. Во-вторых, закрытые процедуры, которые осуществляются вне закона и оставляют обвиняемых беспомощными и изолированными, на протяжении столетия являлись элементом управления при авторитарных режимах. Публичная онлайн-сфера — место слишком быстрых выводов Вместо судов приходит возмездие из-за закрытых дверей.
Однако в соцсетях никто не проверяет факты и не предоставляет контекст. Например, журналистку Алекси Маккаммонд назначили главным редактором Teen Vogue, но пользователи нашли и повторно разместили ее старые антиазиатские и гомофобные твиты. Она писала их десять лет назад, еще будучи подростком. Маккаммонд не успела приступить к работе, ей пришлось оставить пост. Brooklyn Museum. Public Domain Mark 1. Молчание, увольнение, извинения, сплетни: этапы «отлучения» жертвы от общества Первое, что происходит с человеком, которого обвиняют в нарушении правил общения, — с ним все перестают разговаривать, включая коллег и друзей. Второе: даже если человека не отстранили, не наказали или не признали виновным в чем-либо, он теряет возможность работать по профессии. Преподаватели остаются без студентов и цитируемости «Аспиранты дали мне понять, что я не человек и терпеть меня никто не будет» , журналисты — без изданий.
Так среди пуритан выделилось два направления: более радикальное - индепенденты другие названия - сепаратисты, броунисты, конгрегационалисты и более умеренное - пресвитериане. Репрессивные меры, принятые после Хамптонкортской конференции, не только привели многих пуритан в лагерь сепаратистов, но и вынудили их эмигрировать. В 1630-х годах многие пуритане эмигрировали в Бостон в Колонии Массачусетского залива. Хотя большинство этих пуритан были пресвитерианами, они обнаружили, что система индепендентов хорошо подходит к жизни на фронтире. По образцу пуритан из Плимута они начали учреждать церковные общины индепендентов, поддерживаемые общественными фондами. Восстание в Шотландии, побудившее Карла I 1625-1649 созвать т. Долгий парламент, предоставило английским пуританам возможность для укрепления своих позиций. Их требование искоренить епископат привело к Первой гражданской войне 1642-1646. Во время конфликта пресвитериане были доминирующим религиозным элементом в рядах сторонников парламента.
Пуритане занимали в основном постмилленианистскую позицию. Лишь небольшое число придерживалось премилленианизма. Однако вопросы эсхатологии не были поводом для раздоров. Пуритане умели не придавать большого значения второстепенным вещам. Второе пришествие Христа, грядущего судить мир, конец света, всеобщее физическое воскресение мертвых, вечная жизнь на небесах и вечные мучения в аду — вот главные истины, от которых мы не можем отказаться. При этом невозможно обрисовать в мельчайших деталях будущие события. Можно представить лишь общую схему. Единство евангельских верующих весьма драгоценно, и нам не следует разрушать его, споря о том, что не является основным. Фундаменталисты также запрещают употребление алкогольных напитков, игру в карты, курение табака, танцы и посещение театров. Все это приводит к бесконечным раздорам и разделениям.