Президент РФ Владимир Путин поручил комиссии по Научно-технологическому развитию (НТР) представить до 15 июня проекты перечней приоритетных направлений НТР и важнейших наукоемких технологий, следует из опубликованного на сайте Кремля перечня поручений.
Какой сигнал науке дает новая стратегия технологического развития
Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. Роль Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в изменении политики выбора приоритетов. Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан.
Президент России утвердил новую стратегию научно-технологического развития
Участие в конференции бесплатное. Доклады участников конференции, соответствующие требованиям ВАК по содержанию и оформлению научных статей, могут быть опубликованы в ежеквартальном научном журнале РИЭПП «Управление наукой и наукометрия». Дополнительно в дни проведения конференции будет открыта ссылка для онлайн просмотра 24 мая и 25 мая.
Действующий до настоящего времени указ президента РФ от 01.
В стратегии определены роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении её положения в мире; стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития; цель и основные задачи научно-технологического развития; ожидаемые результаты и этапы реализации стратегии; инструменты реализации; финансовое обеспечение; порядок мониторинга реализации стратегии и др. В документе отмечаются следующие негативные тенденции: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Указанные проблемы создают риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности.
Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам.
В каждой стране разработаны и приняты системы приоритетов и, безусловно, есть много направлений для будущих проектов. Важным вызовом сегодня, как было отмечено, является угроза утраты национальной идентичности, поэтому очень важны социогуманитарные аспекты сотрудничества между странами. Для успешного сотрудничества необходима как сопрягаемость научных повесток стран, так и механизм организации сотрудничества с реальной финансовой поддержкой. По итогам от участников сессии и молодых ученых МААН будет подготовлено предложение предусмотреть в рамках национальных институтов поддержки исследовательской деятельности международные конкурсы для молодых ученых по приоритетным научным тематикам. С подробной информацией о Конгрессе молодых ученых можно ознакомиться на официальном сайте: конгресс. Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Фонд Росконгресс.
Правительство РФ формирует мотивацию научных специалистов к реализации разного рода научным проектам. По результатам реализации проектов, поддержанных через гранты, растет доля молодых ученых в составе научных коллективов, количество публикаций в высокоцитируемых изданиях, и интерес ведущих иностранных ученых к ведению своей научной деятельности в России. Государственные субсидии на реализацию комплексных проектов и государственные контракты.
Субсидия представляет собой частичное финансирование научных проектов. Они, также, проходят конкурсных отбор и позволяют получить определенную сумму на реализацию того или иного научно-технического проекта, реализуемого в рамках научных организаций, центров или научных подразделений хозяйствующих субъектов. Обязательным условием предоставления субсидии является передача интеллектуальной собственности РИД инициатору проекта для дальнейшей коммерциализации с обязательством из собственных либо привлеченных средств обеспечить софинасирование проекта и выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции. Государственное задание бюджетным и автономным учреждениям.
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития РФ
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития РФ | 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. |
2023 Концепция технологического развития на период до 2030 года, Правительство Российской Федерации | Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». |
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ | ИТП «Град» | Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества. |
Поиск проектов | Российский научный фонд | Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках. |
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития России | В Новосибирске днем 22 августа началось пленарное заседание Международного форума «Технопром-2023» на тему «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». |
Приоритеты мирового научно-технического развития: взгляд в 2030 год
(согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.). 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. Прогноз разрабатывается консультативной группой по научно-технологическому развитию на 12 и более лет каждые 6 лет.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Члены Госсовета предложили разработать федеральный проект «Развитие научно-технологического потенциала субъектов РФ». Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества. рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными Конкурс на продление сроков выполнения проектов. Стратегию научно-технологического развития нужно менять.
Научно-технические приоритеты Российской Федерации
В документе отмечаются следующие негативные тенденции: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях; низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий; концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны; следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации. Указанные проблемы создают риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности. Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.
Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов.
Соответствующий законопроект размещен на официальном сайте правовых актов. В документе закрепляются цели, задачи, а также приоритеты научно-технологического развития государства. В Стратегии в том числе говорится о принципах, главных направлениях государственной политики в данной сфере и мерах по ее реализации.
На заседании поднимались вопросы, касающиеся текущих задач функционирования Совета, в частности: Результаты реализации программы развития научного центра мирового уровня НЦМУ — «Агротехнологии будущего» за 2022 год; Промежуточные итоги подготовки Предложения на разработку КНТППИЦ «Развитие технологий ионизирующей обработки для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также товаров народного потребления на период 2022-2026 гг. В перспективных планах Совета — продолжение работы по поиску, экспертизе и активному содействию реализации комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.
Как уточняется, правительству РФ поручено обеспечить финансирование стратегии за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на программу «Научно-технологического развития Российской Федерации». Кроме того, правительству поручено предусматривать в 2025—2030 годах при формировании проектов бюджета финансы для проведения прикладных научных исследований и других действий в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития страны. Попечительскому совету научного фонда предписано осуществлять контроль за реализацией стратегии и с 2025 года представлять президенту России ежегодный доклад о ходе ее реализации. Указ вступает в силу со дня его подписания.