Новости праздник комоедица у славян

Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием — это великий праздник вступления в свои права.

Весеннее Равноденствие у славян: Комоедица 🍂

Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. Комоедица В день весеннего равноденствия у славян праздник Комоедица.

Народные праздники и приметы в марте 2024

Потому отпраздновать Комоедицу можно в течение нескольких дней до или после Весеннего Равноденствия. Традиционно Масленицу празднуют целую неделю. Чаще всего празднование начинается в сам день Равноденствия или за день до него, а заканчивается 27 марта. Иногда Масленицу празднуют семь дней с понедельника по воскресенье, в этом случае Равноденствие может прийтись на середину или конец празднования. Существовала ли Масленица до крещения Руси Полагаем, что Масленица — древний языческий праздник. В традициях Комоедицы мы и нынче видим черты, которые не близки православию. Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые. Православная церковь никогда не приветствовала традицию ряжения, справедливо полагая, что она связана с древней языческой культурой, а вовсе не с христианской традицией. Потому считаем важны определиться, что ближе вам: древний праздник Комоедица или Масленица в том виде, в котором она существует сегодня. Дата славянской Комоедицы отличается от той Масленицы, которую праздную христиане.

Дата Комоедицы определяется по движению солнца. Православная Масленица привязана к церковным праздникам и приходится на неделю перед Великим Постом. Изначально христиане праздновали Масленицу, как неделю подготовки к посту. В это время было запрещено есть мясо, но ещё разрешались молочные продукты, потому люди лакомились блинами. Однако, и в привычных обрядах празднования народной Масленицы в наших современных городах мы видим отголоски древних языческих традиций. Несмотря на недовольство церкви, люди не хотели отказываться от традиций праздника Комоедицы, потому сохранили часть обычаев славян: сжигание чучела зимы, катание с горок, выступления ряженых и состязания-зимоборы, которые встарь были призваны изгнать холод. Комоедица у славян: значение праздника Комоедица почиталась одним из самых крупных праздников. Чаще всего такой праздник справляли не одним селом, а всей округой.

На Комоедицу запрещено было заниматься домашними делами и работой. В этот день было принято совершать добрые поступки, наводить в доме порядок и посещать баню. Традиции и обычаи на Комоедицу 20 марта Традиции на Комоедицу немного схожи с Масленицей. На торжество было принято устраивать шумные гулянья, и веселиться на протяжении всего праздника. В некоторых регионах до сих пор есть последователи Комоедицы, которые продолжают отмечать это событие. Важно было в этот день проводить много времени со своей семьей и близкими. На улице устраивались гулянья, так как считалось, что сидеть в тишине в доме, пока все веселятся, непозволительно. Главной традицией на Комоедицу была победа над чучелом зимы, которое прозвали Мареной. Ее надо было поместить в специальную «крепость», охраняемую ряжеными девушками.

На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу. В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян. До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление. Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая. Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы. Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Из древнерусского фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной!

Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Медной Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха» — устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности.

Остались вопросы?

  • Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
  • Коляда - история и традиции славянского праздника — 09.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
  • Языческая Громница и христианское Сретенье | Русский след
  • Призвали весну по языческим традициям хабаровчане (ФОТО; ВИДЕО)
  • Суть праздника Велесова Среча
  • Масленица — Комоедица — DRIVE2

Как появился праздник Комоедица

  • 12 марта – Велесова Среча | Календарь языческих праздников
  • Что такое языческая Масленица
  • 🍀 Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица): традиции и обряды
  • Славянская Комоедица в 2023 году, какого числа, праздник, 20 марта

Авторизация

Комоедица — древнейший славянский праздник, Комоедица, Масленица — Новый год у древних славян, который связан с наступлением посевной, пробуждением природы, отступлением холодов.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки Один из древнейших славянских праздников Комоедица — символ священного вступления весны в свои права.
Откройте свой Мир! На день весеннего равноденствия приходится один из самых ярких праздников у славян – Масленица или Комоедица!

Дни зимнего солнцеворота у древних славян. Праздник Коляды

А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. Обряды на Коляду Основное предназначение Коляды — это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются: облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами; игры молодых людей; гадания незамужних девушек.

Еда на Коляду Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением. Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю.

Сначала праздновали бедную постную кутью, затем богатую щедрую , третья кутья снова была постной водяной.

Комоедица — Весеннее Равноденствие 19-21 марта — начало Весны. В это время славяне прощались с Зимой сжигали чучело Мары-Марены — богини Смерти и Перерождения , чтобы торжественно встретить Весну. В день Весеннего Равноденствия Солнце-младенец Коляда родившееся после Зимнего Солнцестояния , набрав сил за долгую зиму, становится юным Солнцем-Ярилой, побеждающим Зиму и растапливающим снега. День Весеннего Равноденствия Комоедица попадает на христианский Великий пост когда все праздники запрещены аж на 7 недель , русский народ невольно стал праздновать Комоедицу во время Масленицы перед постом. Так встреча Весны была сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и утратила древний природный смысл. Ведь Масленица начинается не ранее 23 января 8 февраля — когда Зима ещё в самом разгаре.

Купало — Летнее Солцестояние 20-22 июня — начало Лета. В этот день наши предки провожали весну и встречали красное лето. Именно поэтому Купалу почитают как бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом. Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю то есть по Юлианскому календарю , дата рождения Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю у нее приходится на 7 июля по новому стилю. В этот день зрелое Солнце-Купало становится мудрым Солнцем-старцем Световитом.

Это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Так Солнце из "взрослого" состояния от Летнего Солнцестояния до Осеннего Равноденствия переходило в "старческое", которое продолжалось от Осеннего Равноденствия до Зимнего Солнцестояния до Карачуна и нового перерождения Солнца в образе младенца-Коляды. Этот праздник подменён церковниками на Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября по новому стилю 8 сентября по старому стилю. Конечно, никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др. Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.

В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

Одного из основных древнейших солнечных праздников славян до принятия христианства. Именно так и поступает церковь назначая дни для своих праздников. На самом же деле извращаются народные древнейшие традициии искореняются из памяти людей подменой и введением новых церковных праздников. Масленица внедрялась первыми Романовыми,а светское празднование Масленицы было учреждено царским указом Петра по образу и подобию европейских каранавалов.

Обращение к своему наследию ,к тому что дошло до нас от предков передано нам со сказками,песнями,с обычаями,праздниками. Это позволяет оставаться нам такими какими мы есть.

У славян Дед Мороз был суровым и страшным, называли его и Трескун, и Студенец.

Чтобы умилостивить грозного духа, ему на окно ставили кутью, блины, кисель. Магическое число 12. Коляду праздновали 12 дней.

Это сакральное число использовалось во многих новогодних обрядах: ритуал встречи Коляды проводили 12 волхвов, о будущем урожае гадали по 12-ти снопам. Украшение жилищ еловыми ветвями. Ель считалась Древом Мироздания.

Заостренная макушка — первичная точка Мира, от которой кругами расходятся ветви. Неширокие вверху символизировали духовное начало, а большие разлапистые нижние ветви — материальный мир. Многие славянские традиции ушли безвозвратно, но часть из них, видоизменившись со временем, продолжает соблюдаться и по сей день.

Интересные статьи:.

Готовимся к празднику Масленицы-Комоедицы!

Праздник Комоедица (Масленица) уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его ещё задолго до крещения Руси (в 988 г.), по скольку праздник этот изначально не религиозный а народный. Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали образ грозной Богини. На второй день праздника (23 Дайлетъ), провожая Богиню Марену в ее Ледяные Чертоги, славяне сжигали в огне маленькие куколки плетеные из соломы.

Красногор-Масленица-Комоедица: провожая зиму, встречаем весну

Комоедица — незабытый праздник встречи весны у древних славян: история возникновения, традиции на Руси, мировые аналоги, день весеннего равноденствия. Праздник Комоедица (Масленица) уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его ещё задолго до крещения Руси (в 988 г.), по скольку праздник этот изначально не религиозный а народный. Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. Комоедица – это славянский праздник в честь Дня весеннего равноденствия (20 марта).

Масленица-Комоедица - древний славянский праздник

Однако, традиции праздника встречи весны на этом не заканчиваются. Масленица знаменита не только богатыми угощениями, но и шумными гуляниями, играми молодёжи и важными обрядами, которые помогали сохранить достаток в доме на целый год. На Комоедицу не только угощали блинами зятя. В этот праздник было принято чествовать молодых — семьи, поженившиеся в течение прошедшего года с прошлого праздника Масленицы. Катание с гор — это ещё один распространённый обычай праздника. Часто молодёжь старалась украсить санки для катания и расписать их яркими красками. Те, у кого в хозяйстве есть лошадь да сани, устраивали в дни Масленицы и катания на санях, запряжённых вычесанными и богато украшенными лошадьми. А вот известный многим обычай сжигания куклы-Масленицы был распространён вовсе не повсеместно! В образе этой куклы представляли Морену, Богиню Зимы. В северных регионах, там, где зима особенно сурова, люди старались не гневить её. Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали из веток образ грозной Богини.

Обряды на Комоедицу Часть празднования Комоедицы была скрыта от посторонних глаз. Эти обряды проводили дома, в кругу семьи. Они, как и другие обряды годового круга, должны были обеспечить достаток в хозяйстве и здоровье домочадцев. Перед Масленицей, как и перед другими важными праздниками, хозяйка обязательно наводила порядок в доме. Комоедица — время прощаться с зимой и впускать в дом весеннее обновление, но сперва нужно освободить место для нового счастья. Перед праздником обязательно мыли полы, столы и лавки. Выметали весь сор из углов дома.

Древние славяне называли медведя Ком отсюда правило: «первый блин — комам», то есть медведям. Также медведь-ком был для славян олицетворением далёкого предка. На Комоедицу также принято спускать с горы горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Такое колесо было символом Солнца и тепла, Весны и пробуждения. Так наши мудрые предки провожали Зиму и встречали Весну. Смена летоисчислений: как стирали народную память Надо сказать, власти и церковники очень постарались исказить миропонимание славян путём смены летоисчислений. В этот день славяне праздновали рождение «нового» Солнца и начало нового цикла жизни, славили и чтили богов и приносили им пожертвования. Однако вместе с христианством на Руси был введён римский Юлианский календарь, по которому год начинался 1 января. Но на Руси отмечать начало года стали 1 марта — в соответствии с Римским календарём, предшествовавшим Юлианскому. Почему это произошло? Вероятно, потому, что власти решили коренным образом изменить мировоззрение славянского народа: 1 января было слишком близкой датой к Коляде обычно этот праздник отмечается через 3 дня после Зимнего Солнцестояния — то есть 25 декабря. Стало быть, «спустив сверху» решение перенести Новолетие лишь на неделю вперёд, властители не смогли бы вытравить из народной памяти культ Солнца-младенца Коляды. А вот сместив Новолетие на 1 марта на 2 с лишним месяца вперёд , они посеяли в народе духовную смуту: а что праздновать-то? Коляду — поздно, Комоедицу — рано… Однако на этом власти не остановились. В Византии откуда христианство и было принесено на Русь ещё в 462 г. Соответственно, на территории Киевской Руси, куда пришла Византийская христианская церковь, во времена «крестителя» князя Владимира с конца Х века использовалось и римское летосчисление с начала марта , и византийское с начала сентября. Римский и Юлианский календарь Интересно, что по первому Римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. Считается, что этот календарь был заимствован у греков: согласно легенде, его ввёл основатель и первый царь Рима, Ромул, в 738 году до н. Десять месяцев Римского календаря следовали в таком порядке: Martius в честь бога войны Марса , Aprilis от лат. Юлий Цезарь в 46 году до н. Так появился Юлианский календарь. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год.

Ей предшествуют еще 2 церковные седмицы подготовки к Великому посту — «всеядная» и «рябая». Точной даты празднование церковной седмицы нет. Так как этот праздник проходит в зависимости от даты Великого поста, а тот в свою очередь зависит от празднования Пасхи. Великий пост продолжается шесть недель плюс седьмая — Страстная неделя. Зная дату начала Великого поста, можно выяснить дату начала церковной седмицы. Народная Масленица Проводимый в дни церковной сырной седмицы 8-дневный разгульный, пьяный и обжорный русский светский праздник c воскресенья «мясного заговенья» по «прощеное» воскресенье. Светское празднование Масленицы учреждено царским Указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов. Масленица или Комоедица во времена религии друидов волхвов и до XVI века — языческое празднование, после которого день начинает становиться длиннее ночи. Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа. Кроме основного празднования Масленицы или Комоедицы , в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками, приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Предки называли медведя «Ком» отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. На протяжении многих веков Масленица или Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Со временем игры и гулянья постепенно изменялись, перешли за-тем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чу-чела Зимы. Сразу же после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.

Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается "скомканным", а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: "Первый блин и тот комом" 1736 ; "Первый блин да комом" 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно». В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице "для родителей", в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших». Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием. Да, выражение действительно может быть связано с обрядами, но совсем не с теми, что описывает растиражированная байка про «комов»!

Призвали весну по языческим традициям хабаровчане (ФОТО; ВИДЕО)

Готовили овсяный кисель, поскольку считалось, что медведь неравнодушен к овсу. Традиционными на Комоедицу были комы. Распаренный в печи горох растирали до состояния пюре, добавляли муку и формировали из него «комы», которые запекали в печи до появления корочки. Блюдо получалось вкусное и очень сытное. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Один из древнейших славянских праздников Комоедица — символ священного вступления весны в свои права. После обеда все «сямейнiкi» ложились спать, периодически переворачивались с бока на бок, стараясь как можно больше «прыладзiцца да паварочвання мядзведзя». Церемония эта продолжалась около двух часов.

Празднование шло и далее: «сяляне» не занимались обычными делами, а встречали медведя с «добразычаннямi».

Ряженому медведю полагалось догнать обидчиц, которые могли укрыться в снежной крепости. Крепость обороняли исключительно девушки и женщины чаще всего скрывающиеся под разными личинами. Мужчинам, обряженным в медведей, надлежало взять крепость приступом непременно в три захода , сорвать маски, изображающие различных зверей. Для очищения тела, Духа и Души разжигали отдельный костер и совершали прыжки через него.

Дальше следовало всеобщее веселье, катанье с гор, на качелях, конях, устраивались игрища и, конечно, водились хороводы и пелись песни. А теперь разберемся, что скрывается под словом Красногор. Гора — возвышенность, символ Матери-Земли. Холмы и пригорки по весне первыми освобождались от снега, там больше припекало Ярило-Солнце. Именно на пригорках собирались для праздничных гуляний, украшая их яркими лентами, Заметим, что и погосты на Руси принято было устраивать на возвышенности, вспомним также древние погребальные курганы.

То есть, тут прослеживается связь еще и с культом Предков. Посвятившая свою жизнь поиску древнейших славянских корней Н. Гусева утверждала, что «все ритуальные действия праздника неотделимы от магии плодородия и исторически восходят к доиндийскому периоду жизни арьев». Итак, Красногор связывает воедино почитание Предков, культ плодородия, прославления Ярилы. В этой связи он считался и праздником молодоженов, была даже примета, что найти своего суженого в это время — к большому счастью.

С гор, прежде всего, скатывались женщины, зачастую на прялках, что тоже имело глубокий сакральный смысл — они символизировали женскую природу Матери-Земли. Затем наступала очередь молодоженов, которые катались попарно. Всем неженатым и незамужним на руку повязывали яркие веревки, чтобы снять этот знак, нужно было «откупиться». Часто с гор скатывали горящее колесо. Принято было в это время кататься на конях это действие тоже посвящали Солнечному Богу Ярило.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот - один из самых "несчастливых" дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, о сию пору на волю "отпускаются" Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави. На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме "поселилось" Лихо, обращаются к Домовому за помощью. В этот день славяне купались в холодной речной воде и делали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.

Славят Небесную Сваргу - мир всех Богов. Если же в этот день не почтить Домового, он может "обидеться" и перестать помогать домочадцам, дедушка-суседушка из доброго хранителя домашнего очага может превратится в достаточно лихого духа. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Чтобы почтить Домового, после ужина для него оставляют горшок каши на столе, который обкладывают горячими углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда тот придёт из-под печи ужинать. С той поры он весь год смирный. Февраль Лютень, Снежень 1 2 февраля лютеня, снеженя отмечается славянский праздник "Громница" - встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут "Свjетло". Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице Молнии - богине молнии и кормления детей.

В это день воздают ей требы таковы: соль, чеснок, курятина, каша, хлеб, цветы мака. Громница также почитается первыми закличками Весны. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе говорили: "Семён с Анной сбрую починяют, а Власий коней седлает". По народным поверьям, на Власия Домовой "заезжает" лошадей "Лихой Домовой, ночью заезжает лошадей" , и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи. Домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Сей день именуется так же "Починками", потому как о сию пору осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говориться: "Готовь телегу зимой, а сани летом".

В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями... С 12 по 18 февраля лютеня проходят "Велесовы Дни" - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи. У православных христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору потворницу Морены и Макоши, супругу Домового , чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: "На Маремьяну Ярило - с вилами". Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич "воздевает зиму на вилы".

В пору двоеверия на эту дату приходился день Тимофея Весновея. В народе говорили: "Весновей теплом привечает", "Тимофей Весновей - уж тепло у дверей", "Февральские Тимофеи - Весновеи, как ни злись метелица, всё весной повеивает", "Дожить до Весновея, а там и зима не страшна", "Весновей вешнюю ярь приносит", "Тимофей Весновей - вестник тёплых дней", "Теплом привечает - тепло веет, стариков греет", "Вешнее тепло веет - старого греет", "Дует с юга вешний ветер перемен" и призывали: "Весновей, весновей, на село тепло навей", "Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал". В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Март Березол, Сухый 1 марта березола, сухыя отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны. У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны. С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: "Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует".

Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц от того праздник сей зовётся Сороками , знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. С 18 по 24 марта березола на славянской земле проходит Масленичная седмица неделя , которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну. Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Второе название этого праздника "Комоедица" бел.

Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному языческому , а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. У православных христиан на эту дату приходился день Иоанна Лествичника. На Руси в этот день было принято печь "лествицы лесенки для будущего восхождения на небо" из постного ржаного теста.

Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году". Тако же в этот день старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи либо до первых петухов Домового. Апрель Цветень, Кветень 3 апреля цветеня отмечается праздник Водопол Именины Водяного - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней.

Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло. Наступает весеннее тепло, просыпаются сверчки. Славяне отмечают Стрибог Вешний. Православные христиане отмечали в этот день Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. С16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь.

О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви.

А также разобраться — почему христианская церковь приняла языческий праздник Комоедица в число церковных. Комоедицу праздновали в день весеннего равноденствия. Медведи, просыпающиеся от зимней спячки, являлись символом пробуждения весны. Поэтому первый обрядовый блин, который готовили хозяйки на праздник, старались отнести лесному зверю. Отсюда и пошло выражение «первый блин комам то есть медведям ».

Далее всем знакомая поговорка несла следующее выражение — «второй блин знакомым, третий родне, а четвертый мне». Гулянья на Масленицу. В этот период люди веселились, устраивали богатые застолья, танцевали, пели песни, проводили разнообразные ритуалы и прыгали через костер. Мужчины на Комоедицу прославляли Ярилу. В его честь они скатывали с горки огненные колеса. Если колесо скатывалось донизу и ни разу не падало, то это в новом году сулило им успех во всех начинаниях. Холостых же парней и девушек ловили веревками, освободиться от которой можно было только дав некий выкуп, или же быстро выбрав себе пару. В этот праздник люди проводили ритуал, с помощью которого предсказывали погоду на предстоящую весну.

Жрица Марены богини смерти и зимы брала бокал с сурьей заговоренное молоко с добавленными в него колдовскими травами и несла его к сооруженному алтарю. Там ее ждала жрица Живы богини молодости, жизни и весны и старалась выбить тот бокал с напитком из рук.

12 марта – Велесова Среча | Календарь языческих праздников

Так как славянская Масленица-Комоедица встречи Весны попадала на иудо-христианский «великий пост перед пасхой», когда праздники и веселья иудо-христианской церковью строго запрещены. 20 марта славяне отмечают праздник Комоедицу, день весеннего равноденствия |. У славян этот день назывался "Велик день" или "Комоедица", а у кельтов "Остара" а теперь подробнее. день весеннего равноденствия. На день весеннего равноденствия приходится один из самых ярких праздников у славян – Комоедица! На день весеннего равноденствия приходится один из самых ярких праздников у славян – Масленица или Комоедица!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий