Новости название народного промысла

Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад.

Получите, распишитесь: история русских народных промыслов

Промыслы – Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов • Arzamas Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора.

Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны

Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона.

Художественные промыслы России

  • Народные промыслы
  • Авторизация
  • Виды русских народных промыслов
  • Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
  • Народные промыслы
  • Современные народные промыслы в России

Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе. Покрытая черными, алыми и золотыми узорами хохлома напоминала драгоценную посуду. Ценили ее и за практичность: дерево не трескалось от высоких температур, поэтому такой ложкой было удобно есть горячие щи. Косынка «Балахнинские напевы». Шелковые нити, плетение на коклюшках. Балахнинский уезд, ХХ векМузейно-выставочный центр «Микула» «…В самой Балахне мещанки занимаются изготовлением шелковых блонд и нитяных кружев весьма замечательной отделки. Я не берусь сравнивать здешние кружева с брюссельскими кружевами и с валансьенскими блондами, но, сколько мне случалось видеть на своем веку этого товара, балахнинские произведения далеко обогнали саксонские изделия этого рода; а что касается до цен, то, по всей вероятности, балахнинские кружева не уступят, а еще превзойдут по своей дешевизне цены французских и бельгийских кружев».

Павел Небольсин. Кружево из Балахны, уездного города в Нижегородской губернии, считалось лучшим в Российской империи. Не очень добросовестные торговки в XIX веке зарабатывали тем, что закупали московское кружево, разъезжали по городам и продавали его под видом балахнинского. Чего только не делали нижегородские мастерицы — рюши, шарфы, шапочки, перчатки, галстуки, кофты, платья и косынки с виноградным узором, пользовавшиеся особой популярностью. В орнаменте преобладали растительные элементы — деревья, цветы, плоды. Главными мотивами стали «балахнинская роза» и «огурец». Мы привыкли к светлому кружеву, но в Балахне его плели преимущественно из черных нитей. Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев.

Больше всего ценилось кружево из шелка. В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев.

Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени.

В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов.

Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе.

Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего.

Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых.

Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

Тесным образом с развитием народных художественных промыслов связана реализация проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Постоянно расширяется ассортимент выпускаемой сувенирной продукции, в т.

Ведется работа по насыщению вотчины Деда Мороза изделиями НХП и сувенирами, изготовленными на предприятиях области. Ежегодно предприятия и мастера народных художественных промыслов Вологодчины при поддержке Правительства области экспонируют свои изделия на Всероссийской выставке «Ладья».

При этом каждый промысел уникален. Сегодня художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и народным творчеством. Уже в XVIII столетии сложились художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц.

Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия.

Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных.

Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили.

В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края. Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати и царских особ — из слоновой кости. Украшались самовары и цветной эмалью. С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность.

Знаменитая русская «Матрёшка». Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С. Малютин, иллюстратор детских книг.

Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно.

Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей. Он направлен на поддержку и сохранение художественных ремёсел страны. Благодаря этому проекту многие народные промыслы прошли регистрацию в Роспатенте и охраняются российским законодательством. Гжельская роспись Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду. Изделия изготавливаются в несколько этапов: Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их. Далее осуществляют роспись.

Самый знаменитый музей хохломской росписи находится в городе Семенове Нижегородской области, который также называют столицей золотой хохломы. Гжель История гжели берет свое начало из одноименной волости в шестидесяти километрах от Москвы, где занимались изготовлением майоликовой посуды для Аптекарского приказа еще при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, а само гончарное мастерство развивалось здесь еще с начала XIV столетия. Уже в XIX веке гжельские мастера изобрели фаянс и фарфор, и особенно стали цениться изделия, расписанные синей подглазурной краской. Сначала гипсовые модели будущих изделий вытачивают на специальных станках, а затем жидкую фарфоровую массу — шликер — льют в полученные формы и предварительно обжигают. Мастера гжели пишут по керамике окисью кобальта, имеющей синий цвет. И это главные отличия гжели от остальных живописных народных промыслов — материал, на который наносится рисунок, и колорит. Часто на вазы, тарелки, кружки, кувшины наносятся растительные орнаменты — например, цветы и бутоны, — геометрические узоры, которые могут служить окантовкой, а также животные мотивы. Из последних часто встречаются птицы. Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная.

Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново. Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур.

Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы

Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается.
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации.
10 самых народных промыслов Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий.
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы».

Художественные промыслы.

одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Новости и СМИ. Обучение. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др.

7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Красная книга народных художественных промыслов VOICE Shopping — это 50 предприятий, которые вместе с редакцией делали этот номер: присылали из самых разных и удаленных мест свои. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера.

Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы

Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью. Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др. Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники. Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей.

Где купить: в фирменном магазине в Ростове-на-Дону, ул. У мастерской есть собственное историческое прошлое: столярным делом и резьбой по дереву занимались прадед, дед и отец нынешнего хозяина. Сайт: страница во «Вконтакте» woodmagazine Где купить: в мастерской в Тоншалове или с доставкой до нужного города, предварительно договорившись с мастерами «Дымов Керамика» Суздаль, Владимирская область Производство в Суздале появилось недавно, в 2003 году, но в своих изделиях мастера воссоздают традиционные для России формы керамики. Сайт: dymovceramic. Солнечная, 7 и в Гостином Дворе ул. Ленина, 63А Tatarcha casual Казань Бренд выпускает платья, платки, сумки и даже обувь с национальными татарскими узорами. Все вещи в основном женские, но есть мужские и детские свитшоты и футболки. Сайт: страница во «Вконтакте» tatarchacasual Где купить: в мастерской в Казани на ул. Бурхана Шахиди, 17, 4-й этаж, офис 409 Мастерская семьи Щипановых Балахна, Нижегородская область В семейной мастерской в часе езды от Нижнего Новгорода делают посуду в традиции казариновской чернолощеной керамики. К XX веку мастеров, владеющих этой технологией подготовки и обжига глины, практически не осталось, однако в 1980-е семья Щипановых взялась восстановить промысел. Сайт: страница во «Вконтакте» shkeramika Где купить: в мастерской в Балахне по предварительной договоренности с хозяевами «Скопинская керамика» Скопин, Рязанская область Так вышло, что скопинская керамика появилась раньше самого Скопина: в этих местах большие залежи глины, изделия из нее создавались местными мастерами еще во времена Киевской Руси. Гончарный промысел развивался, к началу XX века в городе работали десятки мастерских. Некоторые из них объединились в артель, на базе которой открылась фабрика художественной керамики — она работает и по сей день. Где купить: в фирменном магазине в Скопине на ул. Пушкина, 93 «Гипюр» Чкаловск, Нижегородская область Строчевой промысел, или вышивка по сетке, сложился в окрестностях села Василёво теперь город Чкаловск в конце XIX века. Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул.

Статьи Художественные промыслы России Народные промыслы, как особая форма творческой деятельности, с древнейших времен являлись неотъемлемой частью жизни людей. Сочетая в себе практическое изготовление повседневных бытовых предметов с художественными технологиями их последующего оформления, данное социальное явление, по сути, наглядно отображает, как исторический, так и духовно-культурный аспект общества. Отдельного внимания заслуживают художественные промыслы европейской части России. Городецкая и Палехская, Гжельская и Жостовская, Хохломская и Мезенская росписи, на сегодняшний день, являются невероятно узнаваемыми и востребованными не только в нашей стране, но и в различных уголках мира. В данной статье вы не только найдете основную информацию о наиболее известных направлениях русских художественных промыслов, но и научитесь самостоятельно разбираться в их разновидностях. Городецкая роспись Зародившаяся в середине XIX столетия в городецком районе тогда еще Нижегородской губернии, эта роспись характеризуется лаконичностью и, вместе с тем, яркостью. Основной ее тематикой являются сказочные сюжеты, а также различные бытовые сцены из жизни представителей купеческого и крестьянского сословий. Как правило, городецкой росписью, базирующейся на свободном мазке с черной и белой обводкой, оформляли предметы быта прялки, мебель, сундуки , а также игрушки и т. Гжельская роспись Керамика — уникальный материал для производства самых различных изделий и, главным образом, посуды, известный человеку с незапамятных времен.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу. Вологодское кружево, Вологодская область Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением на старейших образцах птиц и льва [4]. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный [1]. Палехская роспись табакерки художником И. Голиковым , 1924 год Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.

Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1].

Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1]. Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок.

Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором.

Есть и скульптурные композиции на темы родной природы. Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода.

Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки.

В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок.

Не только топливо, не только строительный материал - лес дал нижегородцам сырье для прикладного искусства, которое наполнило их дома полезными и прекрасными предметами. Со временем в отдельных селах возникли ремесленные школы, на базе которых были созданы промышленные предприятия.

Он давно имеет всемирную известность, недаром еще в 1920-х гг. С течением времени искусство хохломской росписи распространяется по всему Заволжью. А само село Хохлома в Ковернинском районе становится местом базаров, где оптом продаются готовые расписанные изделия, а мастера приобретают заготовки. В начале ХХ в. Семенова объединяются в артели, под руководством художника Г. Матвеева создается школа росписи и токарного искусства.

Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками".

Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно.

Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу.

Он знакомит нас лишь с несколькими из них. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть. Середина XIX в.

Вологодская губерния Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния Конец полотенца.

Вологодская губерния Туес. Начало XIX в. Северная Двина М.

Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни». Конец XIX в.

Тульская губерния А. Архангельская область, Холмогоры Набор ковшей. Горьковская область, г.

История возникновения народных промыслов

  • Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок»
  • Традиционные промыслы
  • Промыслы и ремёсла Владимирской области
  • Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?

Как возник народный промысел?

  • Художественные промыслы России
  • Современные народные промыслы в России
  • Городецкая роспись
  • Русские народные промыслы — Википедия
  • Путеводитель по народным промыслам России

У вас включен VPN?

По всей территории России созданы уникальные центры народных промыслов, специализирующиеся на изготовлении удобных и красивых изделий. В Год культурного наследия народов России портал Культура. РФ подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них.

Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов.

Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе — полностью создан воображением автора. Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов при Жостовской фабрике.

Павловопосадский платок Адрес: Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. Оно появилось в Павловском Посаде в 1795 году.

Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах XIX века. Эти платки сразу приковали к себе внимание — настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии. Конечно, с тех времен технология нанесения рисунка стала точнее и тоньше, а оттенков и узоров стало в разы больше.

Сейчас мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка. Увидеть самые оригинальные и старинные образцы можно в Музее истории русского платка и шали. Кроме того, там проводятся мастер-классы — можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку.

Русская матрешка Адрес: Сергиев Посад, ул. История матрешки началась в конце XIX века. По одной из версий, прототипом стала фигурка японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными в неё копиями.

Первая русская фигурка появилась в образе крестьянской девочки, держащей в руках петуха. Ее сделал Василий Звездочкин — токарь-умелец из Сергиева Посада. Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева — липа, ольха, береза.

Это сказывается на показателях — по объему выпущенной продукции местные предприятия НХП занимают первое место в Приволжском федеральном округе и третье в России после Московской области и Дагестана. Региональные власти совместно с местным Фондом развития народных художественных промыслов и мастерами проводят регулярную работу по поддержке и развитию предприятий, которые сохраняют наследие предков и вплетают его в современность. Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок. Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий.

Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту. В регионе действуют десятки предприятий, где работают мастера, сохраняющие древние традиции. Многие из этих организаций охотно принимают у себя гостей, поддерживая и развивая туристический потенциал мест традиционного бытования промыслов. В прошлом году в Нижнем Новгороде и Семёнове состоялся первый Форум креативных территорий, который, в частности, стал площадкой для обсуждения государственно-частного партнерства в сфере НХП. Нам важно развивать и поддерживать эту отрасль производства, в том числе и за счет крупных мероприятий и фестивалей, которые повышают интерес к региону», — отмечал глава региона Глеб Никитин.

Как уже говорилось, Нижегородская область лидирует по количеству сохранённых видов промыслов, а по производству продукции уступает только двум регионам.

Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки». Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту. Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник.

Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку. Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия.

Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные. Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином. Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий