Жизнь Матильды Кшесинской в воспоминаниях современников. Часть четвертая. Константин Севенард показывает два главных доказательства того, что его бабушка — дочь Николая II и Матильды Кшесинской. Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной. она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге.
Биография Кшесинской Матильды
Матильда Кшесинская росла в просторных квартирах благоустроенного Петербурга, летом с семьей отдыхала в загородном имении. Матильда Кшесинская прожила яркую жизнь, однако ее последние годы за границей были относительно спокойными. Жизнь в эмиграции: Матильда Кшесинская и Андрей Романов. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря.
Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская
Из воспоминаний Кшесинской: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" Муж С другим кузеном Николая Кшесинская познакомилась на своем бенефисе в 1900-м году. Андрей Владимирович был моложе балерины на шесть лет, но ни разница в возрасте, ни колкие замечания подруг "С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками? Отношения с этим из Романовых привели к беременности - в 1902 году Кшесинская родила сына Владимира. Великий Князь Сергей Михайлович был вынужден отойти в сторону, но все же остался балерине другом. После революции 1917 года Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции.
Уже здесь, в Каннах, в 1921 году состоялась ее свадьба с Андреем Владимировичем.
Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III. У него были свои представления о формировании личности наследника престола. Николай II Фото: wikipedia. Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II.
Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее. Это произошло 6 июля 1890 года, спустя два дня после выступления Кшесинской в театре. Балерина приложила все усилия, чтобы вскружить голову будущему императору. План сработал. Николай несколько раз бросал на неё взгляд в театре, а в дневнике отметил, что его очень интересует Кшесинская. В тот месяц они виделись ещё несколько раз во время представлений и коротких встреч. По записям Матильды, она старалась чаще попадаться на глаза цесаревичу.
Симпатия между ними постепенно нарастала. Во время антрактов наследник любил заходить за кулисы. Там они обменивались застенчивыми улыбками. Тем же летом Николай отправился на сборы, в кругосветное путешествие, а затем и в Данию. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства.
Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".
Теляковского В. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для Кшесинской... Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. Кшесинская была женщина бесспорно умная.
Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году.
Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»". Он ее баловал, защищал, спасал...
В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князьСергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания". Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. Там тоже были гроши.
В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне.
Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли», — писала ее коллега по сцене Тамара Карсавина. На Историческую сцену Большого театра вышли герои спектаклей великого хореографа Две части биографии 1917 год положил конец излишествам.
После трехлетних скитаний Кшесинская прибыла в Европу, имея в багаже несколько платьев и альбом с дорогими сердцу фотографиями. Один из ее покровителей — великий князь Сергей Михайлович — погиб в шахте в Алапаевске. С другим великим князем — Андреем Владимировичем, отцом ее сына Владимира — 49-летняя Кшесинская обвенчалась в эмиграции и стала именоваться светлейшей княгиней Красинской-Романовской. Ее биография разделилась на две части: роскошная жизнь в России и относительно скромное существование в Европе, где ей приходилось зарабатывать уроками.
Но и в этих условиях она сохраняла царственный апломб. Солист Большого театра Асаф Мессерер, встретившись с Кшесинской во Франции, был поражен излучаемым ею «блеском преуспевания». В 1929 году она открыла собственную балетную студию и энергично взялась за дело. В конце 1930-х там уже занималось 150 учеников, в том числе будущие звезды Марго Фонтейн и Иветт Шовире.
Матильда Кшесинская и Николай Солянников в балете «Пробуждение Флоры» Фото: РИА Новости Последняя, поздравляя любимого педагога с Рождеством, писала, что хотела бы повернуть время вспять и увидеть мадам на сцене, так как ее сценические фотографии не дают достаточного представления о балерине Кшесинской. Действительно, по постановочным кадрам, на которых Матильда Феликсовна в изящных позах блистает бриллиантами, трудно определить масштаб ее дарования. Премьер Большого театра Игорь Цвирко — о срочных вводах, белом трико, сериале про искусство и фирменном торте Было ли ее лидерство в театре следствием близости к высшим кругам или она действительно была артисткой экстра-класса? Судя по оставшимся на нашу долю описаниям ее танца, порой не самым к ней благоволящим, — да, была.
Из воспоминаний современников вырисовывается артистический портрет Кшесинской: виртуозная исполнительница сложнейших трюков она первая среди русских танцовщиц исполнила 32 фуэте , выдающаяся актриса и, говоря по-современному, трудоголик. Перед спектаклем она оставалась в постели 24 часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима».
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?
Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская. | Ее печаль перешла и в личную жизнь, и Кшесинская приняла решение расстаться с Сергеем Михайловичем. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. | Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. |
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь» | Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. |
Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II | Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. |
«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»
- Рассылка новостей
- РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской - Год Литературы
- Рассылка новостей
- 30 ноября 2020 Матильда Кшесинская. Подлинная история примы-балерины Мариинского театра
- Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Женские судьбы. Матильда Ксешинская
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. ~ Проза (Мемуары) | Матильда Кшесинская росла в просторных квартирах благоустроенного Петербурга, летом с семьей отдыхала в загородном имении. |
Матильда Кшесинская | Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. |
Женские судьбы. Матильда Ксешинская (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру | Князь Владимир Андреевич Кшесинский погиб холостым и поэтому прямых потомков у «великолепной Матильды» не осталось. |
Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская
Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г.
На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем. Звезда балета со скандальной репутацией Знаменитая прима-балерина В 1902 г. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу.
Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Справа — Матильда Кшесинская с сыном, 1916 Слева — М. Портрет Матильды Кшесинской, 1991.
Справа — Матильда Кшесинская, фото в цвете После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда — во Францию. В 1921 г. В 1929 г. Матильда Кшесинская в своей балетной школе Матильда Кшесинская, 1954 Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей.
Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Балерина голубых кровей По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами.
После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя. Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха.
В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский. Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских. С детства — к станку Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой.
Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс. Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия.
А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России , получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически — он умер от голода во время блокады Ленинграда.
Любовь с первого взгляда Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович , император громко спросил: "А где же Кшесинская? После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Молодой цесаревич Николай Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская.
Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения... Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.
Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала: Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...
Главное - напоминать о себе Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов позже он купил и подарил ей этот дом. Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже. А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем… В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу — куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи.
Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям — в этот день обычно царская семья посещала театры. Любовница на троих После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников.
Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем. Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем. В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством.
Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы. В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.
Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына: Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем... В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский — для Матильды это имело особый значение.
Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество. Готика на Виндзорщине Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок — имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей. Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.
Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль , если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.
Знакомство этой семьи с российскими самодержцами началось еще до ее рождения. В мемуарах балерина писала, что ее отец в 1835 г. В 1890 г. С наследником престола она познакомилась как раз во время выпускного экзамена.
Поначалу бесстрастные и краткие записи Николая в дневнике 1890 г. Был в театре, ходил на сцену». Кшесинская 2-я мне положительно очень нравится». Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания». Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке!
Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см! В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе. Заявления о взаимной любви «…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами» чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» дорогих вин, мебели, украшений — знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей и подарков от Ники «…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные». Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», — Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным. О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г.
Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты! Но теперь, когда Эдди Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ. В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе «…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко» и царице «…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга». При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе.
Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям.
К творческим людям относился и дедушка девочки, он пел в опере и был скрипачом. Детям в семье с раннего детства прививалась любовь к танцам. Как Матильду, так и ее брата с сестрой отдали на обучение в Императорское театральное училище. Император отметил выдающиеся способности девушки и сказал ей напутственные слова, возложив на нее большие надежды. Ей поручили множество ролей, как в балете, так и в опере. Все коллеги заметили ее потрясающую работоспособность, Матильда могла проводить за репетициями у станка долгие часы, не обращая внимания на усталость. Значительную роль в биографии Матильды Кшесинской сыграл итальянец Энрико Чеккетти, у которого она регулярно брала уроки танцев.
Именно с его помощью она смогла достичь грандиозного результата и исполнить 32 фуэте подряд. Таким способом она смогла сравняться в этом рекорде с итальянкой Пьериной Леньяни, больше повторить это в то время не удалось никому.
Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме.
Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил. После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.
Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать. Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.
Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит. Об отношениях Кшесинской с Романовыми Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит.
Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата. В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской — Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых.
Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей. Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем. Бенефис В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис.
Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее. В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме. Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет.
Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера Париж , демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы. Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем. Амбиции Кшесинской Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу.
В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке. Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская. Матильда Кшесинская с сыном Владимиром. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Жизнь Матильды Кшесинской в воспоминаниях современников. Часть четвертая. Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ.
151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
Матильда Кшесинская родилась 19 (31 по новому стилю) августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Князь Владимир Андреевич Кшесинский погиб холостым и поэтому прямых потомков у «великолепной Матильды» не осталось. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Он говорил всегда по-русски, хотя очень плохо его знал и так и не выучился за долгие годы пребывания в России. Ко всем он обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый плед и посвистывая… Выслушав мою просьбу о балете «Эсмеральда», он спросил: — А ты любил? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: — А ты страдал? Этот вопрос мне показался странным, и я тотчас ответила: — Конечно нет. Тогда он мне сказал то, что потом я вспоминала часто. Он объяснил, что, только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды.
Как горько я потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала моей лучшей ролью». Матильда была готова к тому, что расстаться с Николаем придется, но все равно мучилась, когда пришел час расплаты за мимолетное счастье. Она приехала в Москву на коронацию Николая и Александры, но вопреки фильму «Матильда», в котором Кшесинская пробирается в Успенский собор, где происходит торжество, не смогла пройти в Кремль, куда пускали только избранных, и потерянно бродила под его стенами. Она разогрела холодную нордическую кровь принца Датского по матери Николая, и, выходит, для другой женщины. К судьбе Кшесинской как нельзя лучше подходит третий стих 145-го псалма: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения». Смысл этой фразы — надейтесь на Бога. А вы, сыны человеческие, не обижайте балерин.
Через них в мир приходит радость. Что может сравниться с «Матильдой» твоей? До сих пор не слышно о съемках фильма, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Но уж лучше ничего не снимать, чем создавать «шедевр» типа «Матильды». Режиссеру Алексею Учителю, которого можно смело назвать учителем лжеистории, стоило дать фильму другое название: скажем, «Клотильда», и всем стало бы ясно: перед нами — фантазия. Анахронизмов, ляпов, подтасовок в фильме не счесть.
Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии. Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской. Прима-балерина Матильда Кшесинская Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей. Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Отстреленный нос В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко. Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны. Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала. Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год. Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам. Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную. Артистка по жизни Биография Матильды Кшесинской имела взлеты и падения. После бенефиса и ухода из Императорских театров она не работала всего год. В 1905 году дирекция позвала ее обратно. Но на этот раз Кшесинская была, так сказать, приходящей звездой. Все эти годы балерина выступала на юбилеях своих друзей. Также танцевала в паре со знаменитым Вацлавом Нижинским. Матильда выступала в Парижской опере, где ей рукоплескала Европа. Двадцатый юбилей В 1911 году Кшесинская праздновала свой 20-ый юбилей служения в Императорском театре. В тот вечер Матильда Феликсовна исполняла: первое действие балета «Дон Кихот»; 3-е действие балета «Пахита»; 2-е действие балета «Фиаметта». Конечно же, на балете присутствовал Государь Николай 2 с супругой. В качестве подарка на юбилей они преподнесли Матильде бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе для ношения на шее. Конечно же, она надела и танцевала в ней. Андрей Владимирович в честь юбилея подарил любимой бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами. А Сергей Михайлович коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которую были уложены желтые бриллианты. Тогда она имела оглушительный успех и купалась в овациях благодарной публики. И именно в этот вечер после спектакля из окна своей уборной она увидела, как Государь собирался ехать домой после спектакля. Тогда он несколько секунд смотрел в окна ее уборной. Именно в те окна, где она стояла 20 лет тому назад еще совсем юной девушкой и смотрела ему в ответ. Сказке конец Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже. Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны.
Уже в девять лет Матильда впервые выступила на сцене Мариинского театра, а затем стала его прима-балериной. Её техника, грация и эмоциональность вызывали восхищение зрителей. Устоять не смог и будущий император — Николай II. Первая встреча балерины и цесаревича Они впервые встретились 23 марта 1890 года на выпускном вечере театрального училища, где собралась вся царская семья. После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами. Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III. У него были свои представления о формировании личности наследника престола. Николай II Фото: wikipedia. Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II. Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее. Это произошло 6 июля 1890 года, спустя два дня после выступления Кшесинской в театре. Балерина приложила все усилия, чтобы вскружить голову будущему императору. План сработал. Николай несколько раз бросал на неё взгляд в театре, а в дневнике отметил, что его очень интересует Кшесинская. В тот месяц они виделись ещё несколько раз во время представлений и коротких встреч.
И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Кшесинская и театр Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова. Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти. Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь. В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда. Как Кшесинская готовилась к выступлениям Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима. Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность. Бриллиантовая балерина Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил. После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния. Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать. Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом. Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская?
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины
Матильда Кшесинская — биография балерины | Биографии известных людей | Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. |
Женские судьбы. Матильда Ксешинская (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру | она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской в Петербурге. |
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской - Российская газета | Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! |
Матильда Кшесинская
Жизнь в эмиграции: Матильда Кшесинская и Андрей Романов. Князь Владимир Андреевич Кшесинский погиб холостым и поэтому прямых потомков у «великолепной Матильды» не осталось. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд.