Датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация была подавлена с необоснованной жестокостью. Иран до исламской революции (24 фотографии) Фотографии Ирана до исламской кая революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. 3 июня 1989 года в своей резиденции под Тегераном умер Высший руководитель Ирана, вдохновитель Исламской революции Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни, известный во всем мире как аятолла Хомейни. Во время Исламской революции виноградники по всей стране были усердно вырублены, в том числе в древнем центре виноделия — Ширазе, но запретить виноград целиком нельзя, а значит, и ширазское вино. Исламская революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, свержение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.
Иран отмечает 45-летие Исламской революции. Какой она была и что сделала со страной
Средний Восток в новейшее время. Иран до и после исламской революции - презентация онлайн | Исламская революция 1979 года принесла в Иран сейсмические изменения, не в последнюю очередь для женщин. |
Иран до и после исламской революции фото | новости мира. ислам. революция. |
Вы точно человек? | Последние 40 лет монархии, выпавшие на долю иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, стали чересчур прозападными для широких народных масс и мусульманского шиитского духовенства, что привело к революции 1979 (1357 по иранскому календарю) года. |
Революция в Иране глазами гражданина СССР | Исламскую революцию в Иране можно назвать одной из самых продолжительных революций в новейшей истории. |
Революция в Иране глазами гражданина СССР | Однако, жизнь в Иране до исламской революции была отнюдь не безопасной и безпроблемной. |
Иран до и после Исламской революции: история в фотографиях
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Фото ирана до исламской революции и после революции. «На всех этих фото, кроме последней, Иран до Исламской революции. На заглавном фото великолепная Лорен Хаттон позирует для Vogue в Персеполе в 1969 году – это одна из самый известных фотосессий в истории журнала. Исламская революция, происходившая в Иране в 1978-1979 годах, не могла победить без участия в ней элитных военных формирований.
Иран до исламской революции, 1970-е годы.
Но солдаты «Хезболлы» были настолько уверены в своей идеологии и победе, что заставили сионистских и американских солдат бросить оружие и бежать. Они признали, что всегда готовы сотрудничать и помогать тем странам, которые борются против американского и сионистского режимов. Один из примеров заключается в том, что в войне между Южной Осетией и Грузией «Хезболла» заявила о готовности помочь Осетии. Я говорю вам с уверенностью, что мы увидим «Хезболлу» на поле боя этой продолжающейся войны, и если «Хезболла» продемонстрирует всю свою силу, сионистский режим очень об этом пожалеет. Более того, в Штатах прозвучали призывы некоторых политиков и сенаторов «наказать» Иран и нанести удары по Исламской Республике. Америка никогда не идет на открытую войну ни с одной страной, она пытается защитить свою гегемонию, делая другие страны жертвами своей игре. Америка пролила кровь невинных людей на Украине, опустошила страну и теперь начала приносить в жертву сионистов, которых она поддерживала годами.
Что касается вашего вопроса, могут ли Америка и Израиль напасть на Иран. Действительно, это сон, которую они видят годами. Но если они захотят реализовать эту мечту, мы сделаем так, чтобы они никогда больше не проснутся от этого сна. Примечание: Российская Федерация официально признает Государство Израиль и поддерживает с ним дипломатические отношения.
Ну, конечно, забивать людей камнями и жить в грязи и нищете это на твой взгляд и есть то самое желание самоопределения и аутентичности Иранского народа? Если бы ты хоть немного был в курсе, то знал что гос переворот в своё время устроил именно простой народ. И не надо лить воду, оставь это для других. Вчера народ привел к власти исламистов радикалов, а сегодня, спустя много лет тот же самый народ хочет изменений и гуманизации в своей стране!
Почему на твой взгляд народ Ирана сегодня не прав? В нормальном обществе при системе конкурентной политики власть каждые 4-6 лет сменяется. В Иране де-факто власть не менялась с 1979 года!
Показываем, как выглядели иранки до того, как ношение хиджаба стало условием спокойной жизни. Юриста признали виновной сразу по нескольким статьям, среди которых сговор против национальной безопасности, антигосударственная пропаганда, поощрение коррупции, а также отказ от ношения хиджаба и призывы другим поступать так же. Сторонники Сотуде были шокированы таким произволом, ведь, по мнению большинства, она вела мирную деятельность за права женщин и хотела добиться лишь справедливости. Таков современный Иран. Однако еще полсотни лет назад это государство было светским и выглядело совсем иначе. Иранские женщины не просто могли не надевать хиджаб.
Они свободно выходили на улицу в мини, позировали в белье на съемках, свободно общались с мужчинами и становились секс-символами кино. До 1979 года, а именно тогда в Иране произошла исламская революция, изменившая облик этой страны, у власти находился последний шах Мохаммед Реза Пехлеви.
А это — модный иранский журнал дореволюционных лет. Ещё один журнал, рассказывающий о моде: И вот ещё. Вы верите, что это Иран?
А это Иран. Тогда в массовой культуре арабские надписи на черном фоне больше ассоциировались с модными журналами, а не с флагами всяких террористов. Иранские модели позируют на фоне каких-то исторических построек. Вот ещё, из этой же серии. Смотрите, какая красота: А это витрина магазина одежды в Тегеране, где можно было купить модные наряды: Иранская молодежь на крыльце какой-то старинной исторической постройки.
И одежда, и причёски — всё в духе привычных нам европейских семидесятых. Прохоже на улице в Тегеране, семидесятые годы. Это уже не студенты, а просто разномастные прохожие.
Иран отмечает 45-летие Исламской революции. Какой она была и что сделала со страной
Прирост населения возобновился, но преимущественно в крупных городах. В Тегеране, например, проживает более 12 млн человек. По экономике больно ударил кризис нефтедобывающей индустрии, вызванный ирано-иракским конфликтом. В конце 2010-х годов Иран экспортировал в первую очередь нефтепродукты и деривативы, активно импортируя продукты питания. Их стоимость по отношению к зарплатам выросла: если в 1978 году на минимальную зарплату иранец мог купить 74 кг красного мяса, то в 2019 году этих денег стало хватать лишь на 10 кг. За год в стране выпадает около 228 мм осадков — в пять раз меньше среднего показателя по миру. Растущие крупные города требуют все больше водных ресурсов, что приводит к иссушению ближайших рек: например, река Зайендеруд, когда-то протекавшая через третий по величине город Исфахан, так обмелела, что уже не достигает городской черты. Уровень разводов при этом с 1978 года вырос в четыре раза.
Но на рынке труда женщинам не рады: безработица среди них в Иране вдвое превышает мужскую. С учетом роста населения доступность большого экрана резко упала: если раньше на один кинотеатр приходилось 80 тысяч зрителей, то сейчас — 208 тысяч. Схожая тенденция прослеживается и на книжном рынке: в 1980-х годах каждая книга в Иране печаталась средним тиражом в 7 тысяч экземпляров, то сейчас выходит около 200 тысяч экземпляров. Подавляющее большинство сельхозугодий по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть их составляет мусульманское духовенство. Мемориальная экспозиция во время митинга англо-иранской общины в поддержку стремления иранского народа к новой революции. Англо-иранская община вместе со сторонниками Национального совета сопротивления Ирана NCRI отметила 45-ю годовщину демократической революции в Иране, подавленной теократическим режимом в 1979 году. У себя дома они часто занимаются делами, которые муллы явно бы не одобрили», — утверждал в 2009 году бывший британский дипломат Кристофер Рандл.
Как и россияне после начала военной операции на Украине, иранцы активно пользуются VPN, а зарубежные фильмы нелегально завозятся в страну и дублируются местными озвучальщиками. Большинство иностранных фирм, включая сети общепита, ушли с иранского рынка или вообще туда не заходили, но их замещает местный фастфуд с блюдами национальной кухни.
Отнимали земли у духовенства в пользу открытия светских школ не медресе всяких. Из этих же времён все эти фотографии с иранскими красотками, которые в юбках по колено и с открытыми лицами. Но почему же всё пошло по одному месту? А потому что темпы роста экономики начали снижаться существенно на фоне нефтяного кризиса.
Традиционный иранский календарь решено было заменить на тот, по которому летоисчисление велось с момента прихода к власти Кира Великого. Во время празднования 2500-летия персидской монархии в 1971 году, которое происходило в Персеполисе, археологическом комплексе, проходил специальный прием, куда были приглашены гости из-за рубежа. Для приема шахское правительство заготовило больше тонны осетровой икры, тогда как на этом фоне в Фарсе, Белуджистане и Систане, где проводились торжества, в результате засухи наблюдалась реальная угроза голода. На 1973 год пришелся нефтяной бум, который последовал сразу за кризисом, и из-за него стала наблюдаться небывалая инфляция. Были приглашены несколько десятков тысяч специалистов из-за границы, которые внедряли в стране американское оборудование для нефтедобычи. Смерть сына Рухоллы Хомейни Мустафы по официальной версии, он умер от сердечного приступа, но в народе больше была распространена версия, что его убили , которая сопровождалась противоречивыми обстоятельствами, стала последней каплей для исламского революционного движения. Нарастание оппозиционных настроений Когда к власти в Соединенных Штатах Америки пришел президент Джимми Картер в 1977 году, он настоял, чтобы иранский шах ослабил свои репрессии против тех, кто критиковал его режим, и в результате были освобождены сотни политзаключенных. После этого в Иране начала появляться политическая оппозиция на легальной или полулегальной основе. Среди оппозиции были исламисты, марксисты и конституционалисты. Протестные настроения в Иране были направлены на притеснение церкви, на то, какой внутриполитический курс, ориентированный на проамериканскую внешнюю политику и персидский национализм, был избран в стране, а также на политику государственного капитализма, которая контрастировала с массовой бедностью в стране. В основе оппозиционной группы стояло духовенство, а также интеллигенция, которые у народа пользовались доверием — это было особенно заметно в Лурестане и Курдистане, то есть национальных автономиях. Центральной идеей оппозиции была идея национального исламского социализма, и она трансформировалась в определенную сторону с разным процентом радикализма в зависимости от того, какая политическая партия ее культивировала. Коммунисты Костяк конституционалистов составлял Национальный фронт Ирана, и они выступали за то, чтобы была создана конституционная монархия, при которой проводились бы демократические парламентские выборы. Позиции марксистов постепенно сдавались, поскольку у них не было хорошей организации. Эта партия выступала за то, чтобы власть была отменена силовым путем, а шах был устранен физически. Этой партии принадлежит значительная роль в победе революции, но ее представители не вошли в первый парламент, который был избран свободно, поскольку придерживались антиклерикальной позиции. Исламисты Исламисты были наиболее весомо представлены Движением за свободный Иран, и в рядах этого движения был и Мехди Базарган, первый будущий премьер-министр, после произошедшей исламской революции. Это движение выступало за то, чтобы власть была сменена по закону, без крови и применения силы. Те же, кто следовал за Хомейни, образовали Общество борющегося духовенства. В это общество вошли такие люди, как Али Акбар Хашеми Рафсанджани, Мохаммад Бехешти и Мортеза Мотахари, и все они после того, как революция одержит победу, займут высокие государственные посты. Преимущества Хомейни Аятола Хомейни и его сторонники Мусульманское духовенство, которое возглавлял аятолла Хомейни, базировалось на том, что большинство населения Ирана придерживалось традиционалистских взглядов. Им на руку было и то, что в представлении шиитов власть шаха не является сакрализованной. С тех пор, как в стране была принята первая иранская Конституция в 1906 году, власть в государстве разделялась по выгодному для духовенства принципу: у шаха были функции исполнительной власти, ее главы, а главой духовным был двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Когда появился Хомейни, его восприняли как «скрытого» Имама, который явился для спасения человечества посредством перехода к исламскому пути развития. Когда на внутриполитическом небосклоне Ирана появилась оппозиция во главе с Хомейни, она на фоне диктата власти шаха выглядела как умеренно-мусульманская.
Итальянская актриса Джина Лоллобриджида и ее муж позируют фотографу с иранскими спортсменами, Персия, 20 мая 1963 года. Уинстон Черчилль с шахом и королевой в своей официальной лондонской резиденции. Шах Мохаммад Реза Пехлеви венчает императрицу Фарах на коронации в 1967 году. Высокие цены на нефть и относительная стабильность на Ближнем Востоке способствовали росту благосостояния элиты в крупных городах. Бассейн в гостевом доме Иранской национальной нефтяной компании.
Иран: страна и люди до "революции 1979 года" (фотографии из коллекции Максима Мировича)
В 1979 году в Иране произошла исламская революция, в результате которой был свергнут шах. После Исламской революции Иран прекратил союзнические отношения с Израилем и встал на сторону палестинцев, символом чего стала передача израильского посольства в Тегеране для нужд Организации освобождения Палестины. Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. За десятилетия до исламской революции 1979 года Ираном правил шах, чья диктатура подавляла инакомыслие и ограничивала политические свободы. До исламской революции 1979 года столица Ирана была одной из самых культурно продвинутых в мире.
Иран до и после исламской революции фото
с момента революции 1979 года, когда фундаменталисты. Однако, жизнь в Иране до исламской революции была отнюдь не безопасной и безпроблемной. до и после исламской революции Без религии хорошие люди будут делать добро, и плохие люди будут делать зло.
ИРАН ДО ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Женщины могут занимать в Иране все должности, кроме президента и судей. Сегодня больше половины иранских студентов - женщины. В бизнесе, парламенте, армии, банках, университетах множество женщин. Они водят машины и занимаются наукой, искусством и управлением. Но никогда не стоят за прилавком на базаре или в магазине и не работают на тяжелых работах.
Более того, патрули полиции нравов исчезли почти повсеместно с улиц иранских городов. Я побывал в Иране уже после окончания массовых протестов. В Тегеране новую реальность или новую нормальность иранской столицы, как выражались местные жители, мне показывала моя местная приятельница — участница прошедших акций протеста. Повсеместно она ходила без хиджаба. Да к тому же с иностранцем. Мы проходили мимо мечетей, мимо немногочисленных патрулей КСИР, которые дежурили на перекрестках в самом центре города, бывали на базарах и в модных местах района Дарбанд.
Нигде моя приятельница не закрывала волосы, никто при этом ее не останавливал и не подвергал критике И таких девушек, которые всюду ходят без головных платков, в Тегеране можно было увидеть тысячи. Совершенно немыслимое дело даже летом прошлого года — то есть до начала протестов. Еще одной яркой чертой новой нормальности после протестов прошлой осени стало то, что парочки — вне зависимости от возраста — стали открыто и даже показательно гулять за руки в общественных местах. Тоже вещь совершенно нетипичная для Ирана до прошлогодних волнений. Гулять за руку — это тоже у нас форма протеста против режима Мехри имя изменено жительница Тегерана Имелись и нюансы. Иранцы и иранки — это, на мой взгляд, мировые чемпионы по количеству селфи.
Такого количества селфи-палок на душу населения, как в Иране, пожалуй, нет ни в одной другой стране мира. При этом после окончания протестов девушки с непокрытыми волосами фотографировались в общественных местах обычно со спины, чтобы не показывать лиц. Мы пока не победили до конца режим, поэтому за снимки без хиджабов, размещенные в сети, потом могут арестовать. Такое уже бывало раньше Мехри имя изменено жительница Тегерана Несмотря на то что участники и участницы протестов добились того, что хиджаб фактически перестал быть обязательным, а патрули полиции нравов исчезли с улиц, законодательно эти изменения в Исламской Республике закреплены не были. В разных концах страны, как следовало из сообщений в социальных сетях, происходили нападения религиозных радикалов на девушек без хиджабов.
Эта образованная и элегантная женщина всегда со вкусом одевалась, благодаря чему ее нередко сравнивали с Жаклин Кеннеди.
Однако Фарах никогда не была просто красивой женой шаха. Она интересовалась искусством, способствовала открытию новых музеев, возвращала в Иран вывезенные шедевры. После революции шах и его супруга не могли оставаться в стране и нашли временное убежище в Египте. Фарах Пехлеви и шах Мохаммед Реза Пехлеви Сложно поверить, но 45 лет назад иранки действительно были самыми эмансипированным женщинами на Востоке, а Тегеран сравнивали с прогрессивными европейскими столицами. В моде была одежда западного образца, короткие платья, открытые купальники. Женщины свободно получали образование, посещали общественные бассейны с мужчинами и без стеснения купались.
Хиджаб считался пережитком прошлого.
Это возмутило иранского режима. В январе Хади Мирзаи глава управления музеев Тегерана пригрозил Британскому музею судебным иском и добавил «Объект столь культурного значения для Ирана не может быть доверен Израилю», стране против которой Исламская Республика недавно нанесла воздушные удары. Сегодня Кир стал символом лидеров, особенно американских и дружественно настроенных по отношению к Израилю. Биньямин Нетаньяху и многие консервативные христиане сравнили Дональда Трампа с персидским королем после того, как он перенес американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2018 году. Гарри Трумэн, первый мировой лидер признавший государство Израиль в 1948 году пошел еще дальше, сказал , «Я Кир! Ее религиозные лидеры предпочитают считаться мусульманами. Цилиндр Кира рассматривается как первое воплощение прав человека которые не очень ценятся в Исламской Республике. Равно как и поддержка Киром возвращения евреев в Сион.
ИРАН ДО ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Бегство шаха и возвращение аятоллы Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года — на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел». Бегство премьер-министра Бахтияр предложил Хомейни создать правительство «национального единства», но Хомейни отверг это предложение. Он посетил тегеранское кладбище Бехеште-Захра, где выступил с двадцатиминутной речью, в ходе которой назвали незаконными премьер-министра Бахтияра и его парламент и пообещал, что «выбьет зубы этому режиму». Он назначил своего премьер-министра Мехди Базаргана, а после стычки, которая произошла в аэропорту между последователями Хомейни и гвардейцами, которые были на стороне Бахтияра, и которая превратилась в городские уличные бои, хомейнисты взяли контроль над всеми силовыми структурами и полицией, населению начали раздавать оружие. Генштаб или Высший военный Совет объявил 11 февраля о своем нейтралитете. Бахтияр бежал в Европу, где основал во Франции Национальное движение сопротивления, но был убит в 1991 году.
Когда в 1979 году вышла новая Конституция Ирана, в ней власть была закреплена за Хомейни официально, и должна была после его смерти перейти к его преемнику. За Президентом закреплялись прерогативы гражданской политический власти, а с ним и за Премьер-министром, и за Меджлисом. Новая Конституция узаконила теократический режим в стране и все его атрибуты. Исламская культурная революция Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен, властям было необходимо подчинить себе сознание народа и обеспечить его постоянное послушание. Новые власти начали проведение в рамках культурной революции исламизацию всех сфер жизни: как духовной, так и бытовой сферы. Культурная революция предполагала наступление исламской массовой культуры по всем фронтам: существующая система высшего образования была разрушена, поскольку именно среди преподавателей и студентов высших учебных заведений были сосредоточены основные силы, противостоящие исламскому режиму. За начало исламской культурной революции считают 5 июня 1980 года — в этот день все высшие учебные заведения были закрыты на неопределенный срок, и 12 июня было объявлено о создании исламской культурной революции. В революционный штаб вошли Шамс Ахмад, журналист, Али Шариатмадари, который ранее занимал должность министра культуры, Хасан Хабиби, ранее занимавший должность министра образования, и теоретик Исламской революции ходжат уль-ислам Бахонар. В исламской культурной революции приняли участие как традиционные шиитские институты Ислама — медресе, мечети, паломнические центры, так и революционные органы, которые были созданы вновь. Профессорско-преподавательский состав и студенты, которые получали американское образование, подверглись гонениям.
Хомейни назвал университеты «центрами разврата» и призвал организовать «подлинные исламские учебные центры». Десятки тысяч студентов и тысячи преподавателей были изгнаны из учебных заведений. Эти меры переросли в уличные столкновения между пасдарами и муллами, преподавателями и студентами вузов 20 июня 1980 года. Сотни студентов были ранены и убиты в результате подавления этих восстаний.
Иногда люди из КСИР переходили в регулярную армию для ведения боевых действий. Часть стражей билась с военными из Ирака в период с 1980-го по 1988 год. КСИР помогал государству в подготовке народного ополчения Басидж. Женская спортивная команда. В состав Корпуса стражей исламской революции входят не только сухопутные войска, но и военно-воздушные и военно-морские силы. У КСИР есть свой главнокомандующий, назначаемый рахбаром, и совет командования.
За религиозным аспектом деятельности Корпуса стражей следил ходжат-оль-эслам — один из высших представителей иранского духовенства. По сути, он назначал для каждого звена КСИР наиболее достойного человека из сферы духовенства.
Кроме того, многие азербайджанцы , участвовавшие в революции, протестовали на своем родном языке и призывали к коллективным этническим правам. Например, 28 ноября 1977 года участники демонстрации на базаре в Тебризе несли плакаты с антишахскими лозунгами и выкрикивали требования на азербайджанском языке. Многие жители у Тебризского базара выразили свою поддержку демонстрантам. Вслед за этим, 3 декабря 1977 года, группа учителей и работников образования устроила акцию протеста перед зданием Высшего управления образования в Тебризе. Среди их требований было освобождение из тюрьмы оппозиционных писателей и создание профессиональных союзов, которые защищали бы их интересы и права [11].
Переговоры с лидерами протестующих во время Исламской революции в Тебризе , 1979 год. Тебриз , с самым большим азербайджанским населением в Иране, был центром революционной активности, которая ускорила падение режима Пехлеви. Азербайджанцы воспользовались ослаблением власти режима над их деятельностью, чтобы выразить этническую идентичность и выдвинуть требования, основанные на этнической принадлежности, и многие публикации появились на азербайджанском языке. Тебризский университет был центром наиболее агрессивной антиправительственной деятельности в этот период [11]. Начиная с декабря 1977 года студенты подняли волну протестов против режима Пехлеви. Студенты выбрали 12 декабря 21 Азара по иранскому календарю для организации одной из своих самых важных демонстраций. Эта дата имеет важное значение для азербайджанцев , так как она служит напоминанием как о дне установления, так и дне падения Регионального Правительства Азербайджана в Иране в 1945—1946 годах соответственно.
Несмотря на то, что большинство их лозунгов отстаивали общие цели иранцев, выбор даты демонстрирует их азербайджанское самосознание и важность, которую они придавали борьбе своих предшественников. Чувствительный к любым признакам этнической политической деятельности, режим Пехлеви написал в газете « Эттелаат », что демонстрация состоялась 19 декабря [12]. Антиправительственные демонстрации в Иранском Азербайджане не ограничились Тебризом. В феврале 1978 года студенты провели ряд демонстраций в Университете Резайе Урмия. В течение 1978—1979 годов азербайджанские ашуги часто появлялись в автобусах в Иране, пропагандируя революцию своими стихами. В Тебризе деятельность против шахского режима вступила в новую фазу 18 февраля 1978 года. В ответ на убийство примерно 162 демонстрантов в Куме 9 января, аятолла Шариатмадари призвал население Ирана к забастовке на сороковой день траура по жертвам.
Демонстрации были проведены по всей стране, но протест в Тебризе был наиболее ожесточенным и сопровождался насилием. За инцидентами в Тебризе последовала череда волнений по всему Ирану, которая усиливались, поднимая уровень конфронтации с режимом Пехлеви [12]. Аятолла Мохаммед Казем Шариатмадари с аятоллами Мусави-Тебризи [en] и Хомейни , 6 апреля 1962 года Во время инцидентов в Тебризе местная полиция отказалась стрелять по демонстрантам, поэтому шах перебросил вооруженные силы из-за пределов азербайджанских провинций для подавления демонстраций. Предположительно, это в основном азербайджанцы. После беспорядков сотрудники местной полиции, отказавшиеся отдать приказ открыть огонь по демонстрантам, были переброшены из Азербайджана. В местных рядах сил безопасности САВАК была проведена чистка, поскольку ряд ее членов не желали выступать против демонстрантов в Тебризе. Демонстрация вскоре переросла в восстание, и город был парализован забастовками фабрик, базаров и школ.
Демонстранты, разгневанные убийством одного из протестующих, напали на собственность по всему городу. Представители разных слоев населения Азербайджана участвовали в инцидентах в Тебризе, где прозвучали призывы «Смерть шаху! Лозунги демонстрации отражают различные цели и формы идентичности, преобладающие среди азербайджанцев в то время. С одной стороны, люди откликнулись на призыв религиозного руководства к демонстрации, и многие из их лозунгов были происламскими. Тем не менее, многие другие лозунги призывали к демократизации, и даже левые организации, такие как Муджахедин Халг, играли особенно активную роль. Большинство лозунгов было озвучено на азербайджанском языке, демонстрируя цель культурного самовыражения и центральную роль азербайджанского языка для народа. Режим ответил на восстание в Тебризе массовыми репрессиями и арестами.
На подавление столкновений силам безопасности потребовалось два полных дня, сотни людей погибли или были ранены. Шах обвинил этнический сепаратизм как фактор в демонстрациях. Он добавил, что «в некоторых географических регионах нет альтернативы, кроме шовинизма. Иран — один из таких регионов; в противном случае вы бы исчезли, и ваше имя было бы больше не Иран, а Иранистан». Демонстрация в Тебризе положила начало сорокадневному циклу подобных мероприятий по всему Ирану в ознаменование «Тебризской резни» [13]. После восстания в Тебризе антишахская активность вспыхнула по всему Ирану. Это было одним из катализаторов, разрушивших контроль над режимом Пехлеви.
В Тегеране азербайджанские базаари [en] сыграли важную роль в организации забастовки на базаре в знак протеста против убийств в Куме. Азербайджанцы опубликовали заявление в поддержку забастовки, игнорируя указания аятоллы Хонсари [en] , самого высокопоставленного религиозного лидера Тегерана в то время, который возражал против такой акции. Однако главный этнический азербайджанец аятолла Шариатмадари призвал к протесту [14]. Большинство преподавателей и сотрудников университета поддержали студенческие протесты. Многие азербайджанцы пришли в ярость во время траура. Они преследовали группу протестующих и застрелили двух студентов-теологов в доме аятоллы Шариатмадари в Куме. Одна из крупнейших демонстраций революции прошла 10 декабря в Тебризе; в этой демонстрации участвовало 700 000 человек.
В тот же день крупные демонстрации прошли также в Ардебиле и Зенджане. Затем к демонстрациям присоединились дополнительные солдаты. Одна из крупнейших демонстраций революции прошла 10 декабря в Тебризе, в которой участвовало 700 000 человек. В демонстрации 18 декабря в Тебризе, в которой приняли участие 15 000 протестующих, к ним присоединились солдаты Тебризского гарнизона, чья работа заключалась в подавлении демонстраций. Шах Мохаммед Реза Пехлеви покинул страну 16 января [14]. Слева направо: аятолла Хусейн Мусави-Тебризи [en] , Абулгасым Хойи , Али Хаменеи , Садек Халхали и первый премьер-министр Исламской республики Мехди Базарган На следующий день азербайджанские активисты сразу же начали издавать первую азербайджаноязычную газету того периода «Ulduz» в газете также были статьи на персидском языке. Авторы призвали в «Ulduz» к предоставлению этнических прав, в частности права использовать азербайджанский язык, наряду с общими иранскими целями.
Быстрая публикация «Ulduz» доказывает, что требования по этническому признаку существовали и раньше, и что многие азербайджанцы считали, что революция предоставит им культурную свободу. Действия и выражения азербайджанцев в начальный период после возвращения аятоллы Хомейни и официального учреждения Исламской Республики раскрывают разнообразие их идентичностей. Азербайджанские лидеры Исламской Республики придерживались основной иранской и исламской идентичности, тогда как лидеры движения за либеральную демократию в Иране и левых движений выражали как иранскую идентичность, так и классовую идентичность, в то время как многие также придерживались партикулярной азербайджанской идентичности. Те, кто участвовал в азербайджанских движениях за автономию, обычно обладали как азербайджанской, так и иранской идентичностью, и считали, что демократизация в Иране обеспечит автономию. Они боролись за демократию по всему Ирану, полагая, что это приведёт к автономии Азербайджана. Лозунги исламской революции о равенстве между всеми этническими группами и её упор на универсализм ислама заставили многих представителей этнических меньшинств поверить в то, что они будут на равных с персами при новом режиме. Режим шаха ассоциировался с персидской политикой и жестким подавлением различных этнических меньшинств; новый режим ненавидел политику Пехлеви , поэтому многие члены этнических меньшинств были вынуждены поверить в то, что он отменит эту политику.
Первоначальный авангард Исламской Республики состоял из значительного числа азербайджанцев, которые, казалось, разделяли в первую очередь исламскую и иранскую идентичность. Существование этой группы и их преобладающая роль в революции указывает на то, что значительная часть азербайджанского населения придерживалась в основном исламской и иранской идентичности [15]. Тем не менее, многие члены этой группы сыграли важную роль в формировании азербайджанской идентичности. Азербайджанские представители духовной элиты, такие как Мусави-Ардебели и Халхали, использовали азербайджанский язык публично и в интервью Тебризской прессе. По мнению многих азербайджанцев , которые были в Иране в этот период, это был важный фактор, сделавший приемлемым использование неперсидских языков в общественных местах, и привил им чувство гордости и легитимность использования их языка; это было резким контрастом с отношениями в период Пехлеви. Кроме того, некоторые священнослужители азербайджанского происхождения открыто осудили унизительные оскорбления, обычно используемые в отношении азербайджанского населения в Иране. Революция привела к власти многих провинциальных священнослужителей второго ранга.
Более того, представители нового режима хотели общаться с азербайджанскими массами, многие из которых не знали персидского языка. Тем не менее их решение говорить публично на азербайджанском языке имело большое значение [16]. Когда в начальный революционный период в азербайджанских провинциях возникали проблемы, азербайджанских священнослужителей обычно отправляли представлять режим или обращаться к жителям от имени режима из-за их особой связи с местом своего рождения и их способности говорить по-азербайджански. Премьер-министр Базарган был азербайджанцем по происхождению, но был воспитан как говорящий на персидском языке и большую часть своей карьеры провел, работая над общими иранскими проблемами. Однако Базарган проиллюстрировал свою поддержку культурных прав этнических меньшинств в Иране на митинге 25 марта 1979 года в Тебризе и извинился за свое обращение на персидском языке : «Я бы хотел — и это было бы более подходящим — чтобы говорили на тюркском языке ». Базарган не был против предоставления ограниченной формы автономии провинциям, включая местное самоуправление и контроль над школами. Он заявил, что местные права, предоставленные Исламской республике , выходят далеко за рамки прав, предоставленных режимом Пехлеви [16].
Как и в прошлом, члены этнических групп были склонны подражать мнениям аятолл, принадлежащих к этническим группам, и принимать их. В революционный период многие традиционные и светские азербайджанцы очень уважали аятоллу Казема Шариатмадари. Аятолла Шариатмадари не был частью нового режима и не стремился занимать политическую позицию в Исламской республике. Он считал, что священнослужители не должны становиться профессиональными политиками, а должны давать им советы и помогать. Спор о желаемой роли клерикалов в политике и степени централизации режима был основным вопросом, разделявшим аятоллу Шариатмадари и аятоллу Хомейни. Очевидно, что на противодействие Шариатмадари централизации режима в Иране повлияло его происхождение как азербайджанца, который провел большую часть своей жизни в азербайджанской провинции [17]. Аятолла Хомейни спускается по трапу в аэропорту Мехрабад , утро 1 февраля 1979 В стране провели референдум , следствием которого стало провозглашение 1 апреля 1979 года Исламской Республики Иран.
В декабре 1979 года приняли новую конституцию страны , в которой специально оговорили, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни после его смерти — его преемнику , а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер [18]. Внутриполитические последствия[ править править код ] Государственная , кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики.
За несколько десятилетий страна стала совершенно другой. Иран Исламская Республика Иран — государство в передней Азии, которое до 1935 года было известно ещё и как Персия. Столицей Ирана является город Тегеран. История Ирана-Персии охватывает почти пять тысяч лет.
На протяжении двух тысячелетий был одним из влиятельнейших политических и культурных центров мира. До 16 века главенствующей религией здесь был зороастризм.