Этот Славянский Ведический праздник посвящен Додоле – Перунице. Его празднуют 2 февраля, через 40 дней после Рождества Божича Коляды.
Славянский праздник Громницы
В славянской культуре аналогом праздника свечей и факелов стала Громница, которая тоже отмечается с 1 на 2 февраля. Громница (Громницы) один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. славянский праздник. 01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год. 02 Февраля «Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии.
Громницы — народный праздник, который отмечают 15 февраля
При его отсутствии, по некоторым данным, такую задачу выполняла женщина вдова. Свеча была обязательно большой — около 10 ладоней в высоту. Ее относили на капище, там зажигали и приносили в дом. Если капища поблизости не было, то ставили в «красный» угол — на домашний алтарь, после того, как мужчина обошел с ней дом, двор, подворье и своих домочадцев. Свечу тушили и оставляли на алтаре, зажигая по большим праздникам.
Славянские народы верили, что огонь такой свечки защищает жилище, привлекает благополучие, дает здоровье. Девичья «косичка» Такую свечу изготавливали девушки. Это можно было сделать и заранее — в последнюю субботу перед Громницей, а освятить и заговорить в праздник. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички — три тонких восковых свечи сплетались между собой.
Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички Для этого нить макали в растопленный воск до тех пор, пока на ней не образовывался нужный слой. Девичьих свечей могло быть несколько, но все они обязательно заговаривались. Заклички Весны и «продажа» ребенка Народные обычаи, известные на сегодняшний день, не оканчивались изготовлением громничных свечей. В этот день февраля закликали весну.
В обряде принимали участие только девушки и дети. Они собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну: Девушки и дети собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну Чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым, матери приглашали знахарку.
В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Второе название этого праздника "Комоедица" бел.
Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному языческому , а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью.
В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. У православных христиан на эту дату приходился день Иоанна Лествичника. На Руси в этот день было принято печь "лествицы лесенки для будущего восхождения на небо" из постного ржаного теста.
Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году". Тако же в этот день старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи либо до первых петухов Домового. Апрель Цветень, Кветень 3 апреля цветеня отмечается праздник Водопол Именины Водяного - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола.
В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней.
Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло. Наступает весеннее тепло, просыпаются сверчки. Славяне отмечают Стрибог Вешний. Православные христиане отмечали в этот день Федула Ветреника и Федору Ветреницу.
В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. С 16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь.
О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви. С 22 апреля цветеня по 10 мая травеня отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки.
Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей. В этот день Ярила "отмыкает" оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.
С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды... После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.
Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Май Травень 1 мая травеня , заполночь начинается праздник - Живин День. Жива сокр.
Дочь Лады, супруги Дажьбога. Она - Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница. С 1 по 7 мая травеня проходят Вешние Деды Навья Седмица - череда святодней, предшествующих Дню Земли, седмица поминовения Предков, когда навии души умерших посещают живых на Земле.
Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов. Ещё несколько дней назад земля была пуста - и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. Весна пришла на Русскую Землю!
В этот день почитают русалок, на травах образуется особенная роса, потому они и считаются целебными. На Киевщине в Русалкин четверг с восходом солнца девушки шли в поле, предварительно взяв с собой ржаной хлеб и священной воды. В поле девушки делили хлеб поровну. Потом каждая шла на жатву своего отца.
Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци. По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа.
Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу. Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница.
В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники.
Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода. В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае. С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь.
Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада. О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы.
В начале июня природа радует глаз буйством красок.
Свечи хранили в укромном месте в течение года и зажигали по праздникам и большим событиям. На 15 февраля выпадали не только Громницы, но и православный праздник Сретение. Слово "сретение" означает встречу. В народе это отразилось представлением о том, что 15 февраля встречаются зима и весна. Люди говорили: «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя».
Интересно, что в православной церкви есть традиция освящать свечи на Сретение, сообщает foma. Она пришла из католической церкви, где введением крестных ходов с зажженными светильниками старались отвлечь людей от языческих праздников, которые связаны с почитанием огня.
Верующие в этот день вспоминают о том, как много лет назад, на 40-й день после Рождества, в храм Иерусалима принесли Иисуса Христа. В народе праздник прозвали Громница. Торжество имеет славянские корни. В давние времена его считали особенным днем, ведь согласно поверьям, 15 февраля зима встречалась с летом.
Многие отправлялись в этот день в церковь на праздничную службу освятить воду и свечи. Считалось, что освященные свечи обязательно должны быть в каждом доме, ведь они выполняли особую функцию. Содержание статьи Празднование народного праздника Громница 15 февраля: главные традиции и обряды дня Наши предки с самого утра отправлялись в храм, где проходили специальные службы в честь великого двунадесятого праздника.
Славянские праздники. Громница 2 февраля
Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля: mul9l — LiveJournal | Языческий праздник Громница – один из старинных славянских праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. |
Громница. Ритуал три свечи | Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. |
Как славяне отмечали праздник Громница или Сретенье Господне? | Громница – славянский праздник свечей и живого огня. |
Сретение (Громница) | Что за праздник такой Громница, и почему этот день выпадает на зимний месяц февраль? |
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. В деревне Грибаны Могилевского района воссоздали аутентичный славянский праздник Громницы. В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. Рассказываем, что за праздник Громницы и зачем славяне делали свечи и сжигали соломенное чучело 15 февраля.
Громницы или Сретение, Сустретьев день
Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. 01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год. 02 Февраля «Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии. Встреча зимы с весной» на канале «Народное Славянское радио» в хорошем качестве, опубликованное 5 февраля 2023 г. 20:00 длительностью 00:41:49 на видеохостинге RUTUBE. славянский праздник, узнайте его историю, символизм, традиции и значение.
30 апреля - 1 мая "Живин день", "Бельтайн", "Вальпургиева ночь", "Ночь костров".
Солнцеву сестру. Если закликаемое "солнышко-вёдрышко" действительно выглянет перед закатом своим "из-за гор-горы", то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы". Громницы в Белоруссии Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» белор.
Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди. После суровой зимы веяло робким теплом. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска.
Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков пол метра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков.
Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».
На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень. Чешские обряды. Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом.
Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно. Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом.
С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста. Но во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года. Поговорки и приметы В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась белорус.
Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце. Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового Власьего дня, то есть после 11 февраля. Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны. Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи.
Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы.
Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе. Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего. Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу.
Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы.
В этот день сконцентрированно происходило почитание Додолы-Маланьицы Молнии — богини молнии и питания детей, жены Перуна. Ведь Громница в самом сердце зимы напоминает о том, что даже в самые темные времена всегда есть светлый луч — как лучезарная молния среди морозной зимы. Всегда остается надежда. Славяне почитали Маланьицу за ее способность дарить надежду на быстрый приход весны.
Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний.
По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне. Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам — к Диве Додоле. В славянских мифах её упоминают как верную спутницу Бога Грозы.
Во время грозы Перун посылает молнии, а Дива-Додола — небесную влагу, необходимую для плодородия земли. Кроме того, Диву-Додолу почитают как одну из Богинь Лета, которое начинается с первыми грозами, и молодости.