В Петербурге незрячие посетители Русского музея теперь смогут ознакомиться с копией скульптуры Михаила Врубеля «Демон». Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. Голова Демона из собрания Русского музея – единственная сохранившаяся вариация из серии скульптур, которые Михаил Врубель создавал на протяжении нескольких лет как идеальную натуру мятущегося человеческого духа для своей живописи.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
К 165-летию Михаила Врубеля тут собрали почти все его хрестоматийные работы от «Царевны-лебедь», «Демона сидящего» и «Пана» до «Шестикрылого серафима», «Сирени» и. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. В 1890 году, после многих попыток подступиться к образу Демона в предшествующие годы, Врубель создал шедевр национальной живописи — холст «Демон (сидящий)».
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
В Новой Третьяковке проходит ретроспектива Михаила Врубеля, одного из самых загадочных авторов в истории русской живописи. ручная работа, handmade. Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя.
Что еще почитать
- «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля.
- «Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
- Курсы валюты:
- Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель
- Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
В 1890 году появляется первая большая работа на эту тему — «Демон сидящий». Художник считал, что демон не злой дух, а непонятая и страдающая душа. Картина приковывает взгляд — во многом благодаря чарующим глазам, напоминающим очи Эмилии Праховой. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного». За время работы над полотном живописец сильно изменился.
Он постоянно дорабатывал и перерисовывал картину даже после того, как она была представлена широкой публике и перевезена из Москвы в Санкт-Петербург. Образ демона не отпускал своего создателя. В этот период по совету друзей Врубель обращается к доктору, у него диагностируют психическое расстройство. Эмилия Прахова, его личный демон, пережила Михаила Врубеля на 17 лет.
Она разъехалась с мужем но не разошлась и обосновалась в том же доме, где когда-то жил молодой живописец. Она просила свою дочь сжечь все письма Врубеля после своей кончины. Дочь исполнила просьбу Эмилии Львовны. Черты женщины до сих пор просматриваются на таинственных полотнах гения.
Есть мнение, что и у «Царевны Лебеди» ее глаза. Как вы думаете, как сложилась бы судьба Михаила Врубеля, если бы Эмилия Прахова ответила ему взаимностью?
Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге.
Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина». Русские травести начала 20-го века Таким образом, у Врубеля лермонтовский Демон — герой максимально, как сейчас бы сказали, гетеронормативной истории вдруг стал предвестником новых времен: русская травести-сцена, зародившаяся еще при Петре I, в те годы наконец начинала выбираться из подполья. От написания картины до организации одного из первых домашних дрэг-ревю Петербурга, куда будут ходить премьер Мариинского театра Владимир Пономарев, поэт Михаил Кузмин и князь Георгий Авалов, оставалось чуть больше десяти лет.
На наших глазах как бы формируются поразительные по красоте минералы. Но радость бытия уходит вместе с тающими лучами зари. Холодными голубыми гранями поблескивают ребристые лепестки огромных цветов. И в этой душной багровой мгле неожиданно и пронзительно звучит кобальт ткани одежды юноши. Здесь синий - символ надежды. Врубель создал ещё два полотна о демоне.
Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время воплотилось в самое красивое и самое трагичное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...
Можно было бы принять это за некую театральность, которой Врубель был совсем не чужд. Но речь совсем не идет о шиллеровской Марии Стюарт. Последовательность исполнения рисунка говорит о том, что вначале были мастерски нарисованные декоративные складки спадающей простыни, а уж затем на них или из них выросла эта вполне реалистически выглядящая голова.
Грубо говоря, это все равно что вначале нарисовать виселицу, а потом в петлю запихнуть повешенного. Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо. Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия.
Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
О «Демоне» Врубеля и по какой неприличной причине художник сошёл с ума мы и поговорим в этой статье. Считается, что «Демон» Врубеля — это отражение особой атмосферы Русского Ренессанса. И дело тут не только в том, что тогда творили множество отличных русских художников — для творчества нужны заказы. Художники хотят кушать каждый день и подстраиваются под вкусы покупателей. Тогда во Флоренции процветали торговля и ремёсла, там жило множество богатых людей, которые стали всерьёз интересоваться искусством , что привлекало в этот город художников и скульпторов. Но заказчикам не очень-то были интересны классические иконы, которые заказывали деятели церкви — священники и высшее духовенство, для украшения храмов Божьих. То, что хорошо в церкви — стилизованные изображения, глухие наряды, не очень-то пригодно для светской жизни, для того чтобы повесить картину в гостиной, которую не стыдно будет показать гостям.
Потому и художники стали изображать Мадонн более человечными, похожими на очень красивых земных женщин, в обычной одежде, даже с открытыми плечами. Таковы многие Мадонны Рафаэля Санти. Мадонна в зелени фрагмент Это способствовало развитию живописи, появлению картин в технике сфумато, которую изобрёл Леонардо да Винчи. В России было нечто похожее. Заказчикам — богатым купцам и фабрикантам уже не очень-то были интересны классические картины передвижников , обличающие пороки общества. А Третьяков , который был покупателем картин передвижников, и под чьи вкусы художники подстраивались, не мог приобретать все представленные на рынке искусства картины.
Потому и появилось множество картин, написанных не для Третьякова — например, «Садко» Репина или «Неизвестная» Крамского. Иван Крамской. В русской живописи росло и национальное самосознание, художники стали больше интересоваться русскими сказками и языческими образами, как, например, Виктор Васнецов.
Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Эксцентричный живописец Автор картины "Демон сидящий" - М. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние. В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже.
Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий. Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный".
Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.
По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии.
Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге. Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году.
Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим.
Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
Акварельный эскиз к «Демону летящему» Михаил Врубель, 1891 «Демон летящий» Михаил Врубель, 1899 Самой интересной частью выставки является графика Врубеля, как минимум, потому что эти работы никогда не демонстрировались зрителю в таком объёме. С 1902 года начинается трагический период жизни художника — госпитализация в клинику для душевнобольных, периодические периоды выздоровления, за которыми следовали новые приступы. Именно рисунки, созданные в больничных стенах, производят наибольшее впечатление.
Точные, но очень нервные штрихи, которыми создаются лица санитаров и докторов, выражают ту боль и напряжение, которыми были ознаменованы эти годы. По своему настроению они вполне могут считаться предтечей экспрессионизма. Портрет доктора Усольцева на фоне иконы Михаил Врубель, 1904 Особое очарование имеет серия графических работ, изображающая раковину и созданная в 1904 году.
Многие рисунки этой серии двусторонние, и архитектором выставки была выстроена специальная конструкция, сама напоминающая раковину и позволяющая экспонировать их с обеих сторон. В этой серии Врубель приближается к абстрактной живописи, на первый взгляд рисунки кажутся нагромождением тонких энергичных штрихов. Тем не менее, по мере всматривания из этой массы отрывистых линий появляются очертания раковины, причём Врубелю поразительным образом удалось в графике передать переливы и мягкое сияние перламутра.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Через некоторое время Врубель уехал в Москву, где взялся за иллюстрацию лермонтовской поэмы. «Демон сидящий» (1890) Государственная Третьяковская галерея. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. И напрасно. Так вспомним этот жест: накачанный парень, чей низ прикрыт какой-то синей тканью (наш университетский преподаватель Михаил Алленов, лучший знаток Врубеля, подшучивал: «Демон в джинсах»), сидит сцепив пальцы. Символ русской интеллигенции, сексуальной революции и безумной природы гениальности – так скажут о «Демоне сидящем» последующие поколения, а сам Михаил Врубель говорил просто: «Демон – дух не столько злобный. Один из таких художников — Михаил Врубель, одна из таких картин — «Демон сидящий».
Демоны Врубеля
Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге. Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина». Русские травести начала 20-го века Таким образом, у Врубеля лермонтовский Демон — герой максимально, как сейчас бы сказали, гетеронормативной истории вдруг стал предвестником новых времен: русская травести-сцена, зародившаяся еще при Петре I, в те годы наконец начинала выбираться из подполья. От написания картины до организации одного из первых домашних дрэг-ревю Петербурга, куда будут ходить премьер Мариинского театра Владимир Пономарев, поэт Михаил Кузмин и князь Георгий Авалов, оставалось чуть больше десяти лет.
В этот период он расписал фрески и иконы для Кирилловской церкви и создал 150 рисунков для реставрации фигуры ангела на куполе Софийского собора. Эмилии Праховой на тот момент было 35 лет, у нее было 3 детей: сын и 2 дочери. Даму нельзя было назвать красавицей в классическом смысле слова: нос был крупным, скулы — заметными. По воспоминаниям правнука, очарование Праховой крылось в огромных глазах и пухлых губах. Последние были похожи на лепестки роз. Кроме необычной внешности и ума дама отличалась характером. Она была весьма эмоциональной: как-то раз гостья дома Праховых чем-то раздражала хозяйку, и Эмилия вылила на нее ведро воды.
Портрет Эмилии Праховой, Валентин Серов, 1879 год. Вскоре Адриан Прахов отправляет художника в Италию — у его подопечного быстро кончались деньги, а его интерес к Эмилии начинает бросаться в глаза. Живописец охотно поехал в Венецию, где несколько месяцев постигал тонкости иконописи. По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка».
Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру.
Холст, масло. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея. Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля. С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником. Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее. Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету.
Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп. Государственная Третьяковская галерея «Жемчужина», 1904, Государственная Третьяковская галерея "Собака. В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель. Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу.
В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Демоны Михаила Врубеля
«Поверженный демон» Михаила Врубеля | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям. |
«Демон сидящий», Врубель — Описание и ВидеоОбзор картины | Михаил Александрович Врубель1890. |
Печали и демоны Михаила Врубеля | Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную. |
Печали и демоны Михаила Врубеля | Демоны Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890), Михаил Врубель / Фото. |
Картины Врубеля на тему Демона
- «Демоны» Михаила Врубеля
- Демоны Врубеля - Сюльдяева Варвара
- «Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
- Эксцентричный живописец
«Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля.
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890 | Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. |
«Демоны» Михаила Врубеля | Демон (сидящий). |
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | К 165-летию Михаила Врубеля тут собрали почти все его хрестоматийные работы от «Царевны-лебедь», «Демона сидящего» и «Пана» до «Шестикрылого серафима», «Сирени» и. |
«Демоны» Михаила Врубеля
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля – Москва 24, 14.03.2016 | Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. |
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника | При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором – Самые лучшие и интересные новости по теме: Демон живописи, Михаил Врубель на развлекательном портале |
«Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. | Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. |
«Демон сидящий», Врубель — Описание и ВидеоОбзор картины | В Новой Третьяковке проходит ретроспектива Михаила Врубеля, одного из самых загадочных авторов в истории русской живописи. |
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля - 12.12.2023 Украина.ру | Тактильный макет скульптуры Михаила Врубеля "Демон" изготовлен с помощью 3D-принтера для Государственного Русского музея, чтобы с произведением могли познакомиться незрячие посетители. |
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Первый созданный Врубелем демон более всего походил на пожилую женщину, всклокоченную и ожесточенную, в ней отчетливо проглядывали черты Эмилии. Репродукция/Картина/Михаил Врубель "Демон сидящий"/Интерьерная фреска на доске/40х80 см. Под крылом Морозова Врубель вновь вернулся к своим демонам – его в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова.
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
Оставаясь в рамках фигуративного искусства, Врубель подошел к границе беспредметного. На выставке демонстрируется путь художника и русского искусства к беспредметному, представлено стремление мастера выразить невыразимое и безграничное. Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий.
Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора.
Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов.
Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты. Психическое состояние Михаила Александровича становится все хуже. Работу он дописывает уже на выставке, до самого дня ее открытия.
В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка. Жене и сестре было запрещено посещать его. Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса.
Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф.
Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году.
Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т.
Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство.
Позже он взялся за образ демона, но первый вариант полотна просуществовал недолго, его увидел только отец художника. Картина вызвала у него неприятные чувства: он считал, такого демона не оценит ни публика, ни Академия художеств. Вскоре художник уничтожил картину. Его работы восприняли неоднозначно, посчитав грубыми. В 1890 году появляется первая большая работа на эту тему — «Демон сидящий». Художник считал, что демон не злой дух, а непонятая и страдающая душа. Картина приковывает взгляд — во многом благодаря чарующим глазам, напоминающим очи Эмилии Праховой. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного».
За время работы над полотном живописец сильно изменился. Он постоянно дорабатывал и перерисовывал картину даже после того, как она была представлена широкой публике и перевезена из Москвы в Санкт-Петербург. Образ демона не отпускал своего создателя. В этот период по совету друзей Врубель обращается к доктору, у него диагностируют психическое расстройство. Эмилия Прахова, его личный демон, пережила Михаила Врубеля на 17 лет. Она разъехалась с мужем но не разошлась и обосновалась в том же доме, где когда-то жил молодой живописец. Она просила свою дочь сжечь все письма Врубеля после своей кончины. Дочь исполнила просьбу Эмилии Львовны.
Демон юн, полон сил, но грусть одиночества светится в его глазах, сковывает могучее тело.
К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Списки фильмов 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника Сказочно-мистический мир Врубеля , его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах! В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал. Демон первый. Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность. Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих.
Он описывал своего демона отцу как "духа не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, но при всём том Духа властного и величавого".
Художник показал своего "Сидящего Демона" уже в Москве, куда он приехал в 1889 году. В то время Врубель много работал над лицами. Как и вся живопись художника, его портреты остропсихологичны.
Мастера привлекал внутренний мир человека, которого он изображал. Он стремился заглянуть в душу. Возможно, именно поэтому круг моделей очень узок - только близкие знакомые художника.
Кстати, главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела. Он был влюблён в неё страстно, безумно. Врубель говорил, что если бы Надежда отвергла его предложение руки и сердца, он бы лишил себя жизни.
Она так же крепко любит мужа, и пишет сестре восторженные письма о добром нраве Врубеля и о том, как с ним легко и весело. Летом 1901 года у четы Врубелей родился первенец - сын Савва. Ребёнок родился с огромными голубыми глазами и...
Видимо, у мальчика было ещё множество патологий - он прожил всего два дня.
Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный.
Гениальность на грани безумия — так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства. Русское искусство почти никогда не могло жить без надрывного служения. А маэстрия художественного исполнения была как раз тем, к чему отечественные мастера стремились и в то же время к чему боялись приблизиться. Эта капризная дама не слишком-то считалась с содержанием.
А случалось, и мстила. Искусство модерна, говоря по совести, не слишком-то отличалось отменным вкусом. И это порой чувствуется у Врубеля, когда он, увлеченный содержанием или формой, просто забывал о здравом смысле. Можно сколько угодно петь дифирамбы «Демону сидящему», устанавливать его якобы родственные связи с «Христом в пустыне» Ивана Крамского да простится это невольное богохульство! И напрасно. Так вспомним этот жест: накачанный парень, чей низ прикрыт какой-то синей тканью наш университетский преподаватель Михаил Алленов, лучший знаток Врубеля, подшучивал: «Демон в джинсах» , сидит сцепив пальцы, жеманно вывернутые наружу вниз. Такой же манерный жест можно заметить хотя бы на портрете «Мадам Поль Пуарсон» 1885 кисти светского художника Джона Сарджента. Из этого следует то, что «Сидящий» элементарно позирует.