Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Увертюра Увертюра — инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. При этом часто вместо увертюры композитор создаёт просто маленькое вступление, где передаёт исключительно одну основную музыкальную мысль.
Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра
(Показательно, что здесь композитор вводит в дополнение к увертюре тематический материал, появляющийся затем в наиболее драматургически значительных моментах спектакля; так уже на заре оперной эры впервые намечаются будущие связи увертюры с музыкой оперы). открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. Моцарт одним из первых начал писать увертюры к своим творениям, после чего увертюра заняла достойное место в музыке. это самостоятельная о ркестровая пьеса (музыкальное произведение), а так же увертюрой называется вступление к опере или балету.
Музыкальная энциклопедия
Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1]. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Вам действительно стоит выучить это слово до начала ль опера: Dash KolosРежиссёр: Michael HarrisonАвтор сценария / Продюсер: Kimberly Hatch Harrison.
Значение слова «увертюра»
Улыбышев, страстный почитатель Моцарта, автор первого обстоятельного исследования его творчества. Но это толкование в корне неверно. В увертюре Моцарта вступительные аккорды — та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы. Декорации к опере В. Моцарта «Дон Джованни» «Дон Жуан» в Гранд-опера Таким образом, весь первый раздел увертюры — это картина развязки оперы в некоем поэтическом предвидении. В сущности, это гениальная художественная находка Моцарта, которая впоследствии, еще и с легкой руки Вебера в увертюре к его «Оберону» , стала художественным достоянием многих других композиторов. Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность.
Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта. Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение! Вебер Сцена из оперы «Оберон» К.
Мюнхенская опера. Так, вступительный мягкий зов рога — это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге. Быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются в опере для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие быстрый раздел увертюры, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль мы, к сожалению, не можем здесь подробно излагать весь сюжет оперы. Чудесная, похожая на молитвенную мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращается действительно в молитву героя, в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo, вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано — «Океан, ты могущественный монстр». Так Вебер в увертюре обозревает основные музыкальные образы оперы. Сцена из оперы «Фиделио» Л. Австрийский театр.
Первая — она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году. Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г. Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему. Она часто исполняется между двумя сценами второго действия.
Многим критикам предвосхищение в ней музыкальных и драматических эффектов, которые имеются в следующей за нею сцене, кажется художественным просчетом композитора. Но сама по себе эта увертюра столь сильна, столь драматична, столь действенна благодаря призыву трубы за сценой повторенному, конечно, в опере , что не нуждается ни в каких сценических действиях, чтобы передать музыкальное послание оперы.
Оперная увертюра в XIX веке[ править править код ] Опыт Бетховена получил своё дальнейшее развитие в творчестве немецких романтиков , которые не просто насыщали увертюру тематизмом оперы, но и отбирали для неё наиболее важные музыкальные образы, у Р.
Вагнера и его последователей, в том числе у Н. Римского-Корсакова , — лейтмотивы. Порою композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму», как увертюры к « Вольному стрелку » К.
Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р. Вагнера [18]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [19] [18].
Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [18]. Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р.
Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в « Лоэнгрине » Р. Вагнера или « Евгении Онегине » П.
Чайковского , с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере [18]. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями.
Аналогичное явление наблюдалось и в балете, и в оперетте [18]. Если в конце XIX века с новой формой вступления ещё соперничали увертюры, выдержанные в сонатной форме, то в XX столетии последние встречались уже крайне редко [20]. Концертная увертюра[ править править код ] Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века около 1730 года , в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании [21].
С эволюцией формы первая часть часто стала включать фанфаро-подобные элементы и приняла структуры "сонатины" сонатная форма без развития , медленная часть стала более расширенной и лирической. Итальянские увертюры часто отделены от свих опер и играются как независимые концертные произведения , с этой точки зрения они стали важным элементом в ранней истории развития симфонии. Во второй половине 18-го века композиторы стали использовать увертюру в качестве симфонического пролога к опере, раскрывая её содержание. Важное исследование значения увертюры произвёл Кристоф Виллибальд Глюк в предисловии к опере "Альцеста", отведя ей роль "вступительного обзора содержания". Одновременно происходит четкое разделение увертюры в сонатной форме и симфонии, это видно у Вольфганга Амадея Моцарта в зингшпиле "Похищение из сераля" и незаконченной "Обманутый жених". Последняя увертюра Моцарта к опере "Волшебная флейта" 1791 , предворяет модель увертюры 19-го века, которую установит Джоаккино Россини, с торжественным открытием и медленным, тяжелым введением, ведущим к весёлой основной теме. В работах Бетховена ещё больше увеличился разрыв между формой и стилем увертюры и симфонии. В начале девятнадцатого века Дж.
Россини разработал и усовершенствовал форму увертюры, в первую очередь для итальянской оперы-буффа, и заслужил репутацию грандмастера увертюры. Конечной точкой развития этого стиля стала опера "Вильгельм Телль" 1829 , ознаменовавшая конец классической эпохи в опере и послужившая моделью романтической увертюры 19-го века с революционными четырьмя частями, достигающей эффекта мини-симфонии. Чайковского "1812" и Оффенбаха "Орфей в преисподней". Уветрюра к опере "Вильгельм Телль" Дж. Россини В середине 19-го века получили распространение увертюры в форме попурри на основе главных мелодий, звучащих в основном произведении, с этой задачей мог справиться даже не композитор, а опытный оркестратор. Концертная увертюра.
Стиль чаще всего используется в прелюдии сюит и в непостановочных вокальных работах, например в начале хорала Баха "Nun komm, der Heiden Heiland". В Италии различные формы, которые назывались "увертюра", возникли в 1680-х годах и утвердились в операх Алессандро Скарлатти. Когда композитор пишет увертюру? История увертюры восходит к начальным этапам развития оперы. Принято считать, что первой увертюрой является вступление к опере итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей» точнее — «Сказание об Орфее». Для чего нужна увертюра? Их главная цель была в том, чтобы создать праздничное настроение. Таким образом привлекалось внимание зрителей к будущему действию на сцене. Позже увертюра стала использоваться, как пересказ краткого содержания к предстоящему сюжету оперы.
Что такое увертюра? презентация
Увертюра имеет важное значение в музыкальном произведении, так как она устанавливает настроение и атмосферу перед основной частью. Увертюра – это музыкальное произведение, представляющее собой симфоническое открытие к опере, балету или инструментальному концерту. В статье будет рассмотрена понятие увертюры в музыке, ее история и использование в разных музыкальных жанрах.
Преддверие – вот что такое увертюра
В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма У. Не следует смешивать У. Толковый словарь русского языка Алабугина увертюра Музыкальное вступление к оперному, театральному представлению или кинофильму. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта". Инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой опере, оперетте, балету , кантате или оратории, кинофильму. Концертная пьеса с определенными образными и композиционными качествами.
Словарь-справочник увертюра фр. Также самостоятельное концертное оркестровое произведение в сонатной форме.
Музыкально вступление к фильмам — второе рождение увертюры Но увертюры к фильмам заслуживают отдельных слов и внимания. Кому из проживающих на постсоветском пространстве людей не знакома музыка к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему на экраны в 1936 году? Эта увертюра настолько хороша, что ее сохранили и в сериале 1985 год , посвященном поискам все того же капитана. А кому сейчас не знакома увертюра к «Призраку оперы»? В начале 70-х годов XX века советскому зрителю был недоступен просмотр нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Но музыку, особенно увертюру, знали очень многие. Отечественных фильмов, ставших известными благодаря музыкальному сопровождению к титрам, очень много.
В кино увертюры создают особую атмосферу, делают фильм более запоминающимся. Чего стоит вступительная музыка ко всем сериям о Гарри Поттере! Очень часто в последнее время этот термин встречается в названиях популярных мультипликационных, художественных и документальных фильмов. Примером может служить аниме о героях Галактики. Встречается в заглавиях статей, особенно политических.
Концертное оркестровое произведение в сонатной форме. Испанская увертюра Глинки. Концертная увертюра. Бородин, Музыкальные заметки. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром.
Иногда после Allegro следовало опять Grave. Она состояла из Allegro, Andante и Allegro повторение первого. Гендель в своих ораториях расширил формы У. Но в некоторых ораториях, как напр. Еще большее внимание обратил на форму У. Полного расцвета достигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается в ясную форму сонаты или сонатины см. Но не всегда они придерживались этих форм в У. Отступления от установившейся позднейшей формы У. Многие У.
Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов
Кому из проживающих на постсоветском пространстве людей не знакома музыка к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему на экраны в 1936 году? Эта увертюра настолько хороша, что ее сохранили и в сериале 1985 год , посвященном поискам все того же капитана. А кому сейчас не знакома увертюра к «Призраку оперы»? В начале 70-х годов XX века советскому зрителю был недоступен просмотр нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Но музыку, особенно увертюру, знали очень многие.
Отечественных фильмов, ставших известными благодаря музыкальному сопровождению к титрам, очень много. В кино увертюры создают особую атмосферу, делают фильм более запоминающимся. Чего стоит вступительная музыка ко всем сериям о Гарри Поттере! Очень часто в последнее время этот термин встречается в названиях популярных мультипликационных, художественных и документальных фильмов.
Примером может служить аниме о героях Галактики. Встречается в заглавиях статей, особенно политических. Учитывая особенности нашего времени, можно сказать, что все мы живем в преддверии чего-то грандиозного, что вся наша жизнь — увертюра.
Известные увертюры, написанные Моцартом, включают «Увертюру к опере «Свадьба Фигаро»» и «Увертюру к опере «Волшебная флейта»». Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, один из великих музыкальных гении. Петр Ильич Чайковский — русский композитор-романтик, автор множества шедевров. Он написал увертюру к балету «Щелкунчик», которая стала одной из самых известных и популярных увертюр в истории.
Жак Оффенбах — французский композитор, известный своими опереттами. Он написал увертюры к своим опереттам «Орфей в аду» и «Генрик IV». Йоханн Штраусс младший — австрийский композитор и дирижер, известный своими вальсами и польками. Он также написал несколько известных увертюр, включая «Увертюру к оперетте «Цыганский барон»» и «Увертюру к оперетте «Аннасхльль». Их творчество вдохновляет и радует слушателей со всего мира. Функции увертюры в музыкальном произведении 1. Введение в музыкальную композицию.
Увертюра служит вступлением, которое готовит слушателя к основной части произведения. Она создает настроение, устанавливает тон и атмосферу, вводит в гармонию и мелодию произведения. Передача сюжета или темы. Часто увертюра содержит мотивы или фрагменты, которые предвещают главные музыкальные темы или идеи, связанные с содержанием произведения. Она может передать главные характеристики героев, атмосферу событий или основные драматические конфликты.
Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино.
Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации. За пушками и звуками марша слышна мелодия Российского национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее. Настоящая пушечная канонада, задуманная Чайковским, обычно заменяется басовым барабаном.
Иногда, однако, используется пушечная канонада. Впервые такую версию записал Симфонический оркестр Миннеаполиса в 1950-х гг. Впоследствии подобные записи были сделаны и другими группами, использовавшими прогресс в звуковой технике. Пушечная канонада с фейерверком используется в представлениях оркестра Boston Pops, посвященных Дню независимости США, и проводимых ежегодно 4 июля на берегах реки Чарльз-Ривер. Также она используется на ежегодном выпускном параде австралийской академии сил обороны в Канберре. Хотя это произведение никак не связано с историей США в том числе с англо-американской войной, начавшейся также в 1812 году , оно часто исполняется в США вместе с другой патриотической музыкой, особенно в День независимости.
Голосов: 44, Просмотров: 19989, Комментариев: 0 Комментарии:.
Он написал увертюры к своим опереттам «Орфей в аду» и «Генрик IV». Йоханн Штраусс младший — австрийский композитор и дирижер, известный своими вальсами и польками. Он также написал несколько известных увертюр, включая «Увертюру к оперетте «Цыганский барон»» и «Увертюру к оперетте «Аннасхльль». Их творчество вдохновляет и радует слушателей со всего мира. Функции увертюры в музыкальном произведении 1. Введение в музыкальную композицию. Увертюра служит вступлением, которое готовит слушателя к основной части произведения. Она создает настроение, устанавливает тон и атмосферу, вводит в гармонию и мелодию произведения.
Передача сюжета или темы. Часто увертюра содержит мотивы или фрагменты, которые предвещают главные музыкальные темы или идеи, связанные с содержанием произведения. Она может передать главные характеристики героев, атмосферу событий или основные драматические конфликты. Создание эмоциональной напряженности. Увертюра может использоваться для создания эмоциональной силы и напряженности, которые затем развиваются и усиливаются в основной части произведения. Она может включать динамичные пассажи, виртуозные фрагменты или драматические наклоны, чтобы привлечь внимание слушателя и подготовить его к главным музыкальным моментам. Оформление формы произведения. Увертюра может быть использована для определения формы и структуры всего музыкального произведения.
Что такое увертюра?
Монтеверди «Орфей» 1607. Показательно, что здесь композитор вводит в дополнение к увертюре тематический материал, появляющийся затем в наиболее драматургически значительных моментах спектакля; так уже на заре оперной эры впервые намечаются будущие связи увертюры с музыкой оперы. В XVII в. Во французской увертюре медленное торжественное вступление и такого же характера заключение обрамляли среднюю — быструю — часть обычно полифонического склада.
О Кремль! Твои святые стены И башни горды на стенах, Дворцы и храмы позлащенны И все, что древность освятила, По ветрам с дымом улетит! И град обширный, как могила Иль дебрь пустынна, замолчит!..
А гордый враг, оставя степи И груды пепла вкруг Москвы, Возвысит грозно меч и цепи И двипнет рать к брегам Невы... Нет, нет! Не будет пить он воды Из славных невских берегов: И трон царя стрежет любовь!
Друзья, бодрей! Уж близко мщенье: Уж вождь, любимец наш седой, Устроил мудро войск движенье И в тыл врагам грозит бедой! А мы, друзья, к творцу молитвы: О, дай, всесильный, нам, творец, Чтоб дивной сей народов битвы Венчали славою конец!
Между 1812-1816.
Увертюра является важным элементом введения и подготовки зрителей к грядущему спектаклю. Увертюра своими словами для детей Увертюра — это музыкальное произведение, которое исполняется перед началом театрального представления.
Она помогает зрителям войти в атмосферу и настроение, которое будет присутствовать на сцене. Увертюра напрямую не связана с сюжетом пьесы, но она передает общую идею и эмоции, которые зрители смогут увидеть на сцене. Увертюра обычно исполняется оркестром, то есть большим музыкальным коллективом, который играет различные инструменты, такие как скрипки, флейты, кларнеты и трубы.
Оркестр собирается на сцене перед тем, как занять свои места, и дирижер, который стоит перед ними, руководит исполнением музыки. Музыка увертюры может быть очень разной. Она может быть яркой и энергичной, создавая веселое и радостное настроение.
Какое значение увертюры в музыкально театральных спектаклях? Теперь понятно, что открывает увертюра — она призвана открывать то есть начинать спектакль — драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему. Когда звучит увертюра в опере? Увертюра часто сопровождалась серией танцевальных мелодий перед поднятием занавеса и часто исполнялась и после пролога, чтобы предварить собственно действие.
Так в опере Люлли «Тесей» увертюра начинает и завершает пролог оперы. Какую роль увертюра играет в опере? Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Что является началом оперы?
Увертюра — инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса.
Увертюра в современном искусстве
- Значение слова «Увертюра»
- Что такое Увертюра
- Что такое увертюра в музыке
- Увертюры - что это значит и какова их роль в музыке
- Что такое Увертюра простыми словами
- Что такое увертюра в музыке кратко? - Про деньги, инвестиции и расходы
Музыка. 6 класс
Что касается структуры увертюры к опере, то она может быть очень разнообразной. Она может представлять собой серию коротких музыкальных фрагментов, которые сменяют друг друга, или же быть более цельным произведением. Увертюра к опере может быть динамичной и энергичной, чтобы привлечь внимание зрителя, или же медитативной и задумчивой, чтобы помочь ему погрузиться в атмосферу оперы. Увертюра к балету В области балета увертюра играет важную роль. Она, как правило, звучит перед началом самого спектакля и служит для создания атмосферы и введения зрителей в основную тему и сюжет балета. Зачастую, увертюра к балету представляет собой своеобразное оглавление, в котором звучат музыкальные мотивы, стилизующие тематику балета. Примером может служить увертюра к балету «Лебединое озеро» П. В этом произведении композитор представляет слушателю главные музыкальные темы и мотивы, используемые в дальнейшем развитии сюжета. Уже из самой увертюры зритель может сделать предположения о том, что ждет его дальше — драматическая история о принцессе-лебеде и ее взаимоотношениях с принцем.
Знаменитые увертюры Некоторые увертюры стали настолько популярными, что стали известными как самостоятельные произведения. Они являются истинными шедеврами музыкального искусства и нередко исполняются отдельно от основного спектакля. Вот некоторые известные увертюры, которые заслуживают особого внимания: Увертюра «Вильгельм Телль» — Гиацинто Россини Увертюра «1776» — Шерман Эдвардс Увертюра «Времена года» — Антонио Вивальди Увертюра «Утренняя хмара» — Рихард Вагнер Увертюра «Жизель» — Адольф Адан Каждая из этих увертюр обладает уникальным стилем и настроением, а также является отражением таланта и гениальности своих авторов. Их исполнение всегда вызывает сильные эмоции и радость в сердцах слушателей. Что касается увертюр в целом, они зачастую являются первым впечатлением, которое слушатель получает от произведения и имеют важное значение для его успеха. Оцените статью.
Увертюра своими словами для детей Увертюра — это музыкальное произведение, которое исполняется перед началом театрального представления. Она помогает зрителям войти в атмосферу и настроение, которое будет присутствовать на сцене. Увертюра напрямую не связана с сюжетом пьесы, но она передает общую идею и эмоции, которые зрители смогут увидеть на сцене. Увертюра обычно исполняется оркестром, то есть большим музыкальным коллективом, который играет различные инструменты, такие как скрипки, флейты, кларнеты и трубы. Оркестр собирается на сцене перед тем, как занять свои места, и дирижер, который стоит перед ними, руководит исполнением музыки. Музыка увертюры может быть очень разной. Она может быть яркой и энергичной, создавая веселое и радостное настроение. Или она может быть медленной и трогательной, вызывая у зрителей грусть или волнение.
Поэтому уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С.
Мировую славу приобрела и другая его увертюра к пьесе Коллина «Кориолан». Не менее известно музыкальное вступление Балакирева к трагедии Шекспира «Король Лир» и Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Вообще, увертюры последнего названного композитора заслоняли собой многие драматические произведения, к которым они были написаны. Взнос гениев в популярность увертюры Над совершенствованием формы, точности передачи смысла и настроения последующей оперы, балета или другого произведения трудились все музыкальные авторитеты — Люлли, Скарлатти, Глюк, Моцарт, Россини. Всех просто невозможно перечислить. Отечественные композиторы Глиер, Хачатурян, Шостакович - авторы торжественных, праздничных, приветственных увертюр. Музыкальное начало любого крупного произведения, ярко передающего его суть — вот что такое увертюра. Отдельного слова заслуживает вся музыка, в том числе и вступительная часть, Роберта Шумана к произведению Байрона «Манфред», а также, предварительные части к операм Керубини, вступление украинского композитора Лысенко к опере «Тарас Бульба». Даже если вскользь упоминать всех великих музыкальных мастеров, внесших свою лепту в развитие этого жанра, не хватит отведенных времени и места. Музыкально вступление к фильмам — второе рождение увертюры Но увертюры к фильмам заслуживают отдельных слов и внимания. Кому из проживающих на постсоветском пространстве людей не знакома музыка к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему на экраны в 1936 году? Эта увертюра настолько хороша, что ее сохранили и в сериале 1985 год , посвященном поискам все того же капитана.