и -чт-При произношении сочетания букв ч и н нередко допускаются ошибки.
Мягкий согласный звук [ч']. Буква Ч, ч
Буква Ч (ч) имеет значение порядкового числительного «двадцать третий»: пункт «ч», сектор Ч. Из этого следует, что нет никакого смысла писать йотированные буквы я [йа], ю [йу], е [йэ] и ё [йо], обозначающие мягкость предшествующей согласной буквы, после всегда мягких согласных букв ч, щ и й. В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие. Звук [ч?] всегда мягкий! "Буква ч звонкая или глухая?" есть на нашей странице! Подробно рассмотрим задачу и пути ее решения! Когда буква Ч мягкая Буква Ч в русском языке может быть как твердой, так и мягкой.
Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры
Ч, щ, й всегда звучат мягко (даже если за ними стоит гласная, дающая твердость). чк чн без мягкого знака отсюда следует что ч мягкая буква т. к смягчает за ней стояшие. Вся информация о букве Ч русского алфавита: название, звук, номер в алфавите, старославянское название, коды html и Unicode. Ч, щ, й всегда звучат мягко(даже если за ними стоит гласная, дающая твердость). Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буква ч всегда мягкая?
При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов. Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки.
Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки. Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
Всего в русском языке есть 21 согласная буква. Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими. Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении.
Вот, к примеру, «чадо» — слово устаревшее, но все еще нам понятное.
Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок — «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история.
Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время — это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо» , а второй — к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.
Правило сплошных исключений В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало».
После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой. При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку то есть за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и , то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами то есть за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы. При их произношении улыбки не получатся.
Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук — веселый — значит, он мягкий, если не веселый — значит, твердый. Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме. Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие — мягкие Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО
Таблица твердых и мягких звуков 6. Развивающие игры для закрепления материала 7. Вместо заключения Как научиться различать твердые и мягкие звуки Русский язык — один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого — со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой кроме исключений.
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы.
А при произношении слов эти согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки, смягчая их. У многих людей при написании сочетаний «чт», «чн», «чк», «нщ», «нч», «щн», «рщ» сразу возникает мысль нужно ли писать мягкий знак. А давайте обратимся к правилу русского языка!
Пишется щ, а произносится обычно ш в слове помощник от помощь. Слово всенощная от нощь — церковнославянская форма слова ночь также пишется с буквой щ, хотя может произноситься ш. Список литературы.
Например: журнальчик, штопальщик. В сочетаниях чн, чк, щн, нч, нщ, чт буква ь не пишется, так как буквы ч, щ обозначают всегда мягкие звуки и не нуждаются в дополнительном смягчении с помощью ь. Например: отличник, печка, хищник, почти, птенчик, каменщик, нянчить. На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком ь : Например: тетрадь, конь Буква ь пишетсяч перед суффиксами -чик, -щик только после л Например: пальчик, стульчик, пильщик, стекольщик, но одуванчик, балкончик, банщик, каменщик.
В буквосочетаниях чк, чн, щн мягккий знак не пишется. Например: Нет Сочетания букв жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, рщ на письме воспроизводятся всегда в одном и том же виде в любой части слова. Например: Нет 5-9 класс. УМК под редакцией В. Бабайцева, Л.
Перед мягкими согласными в середине слова мягкость согласных обозначается не всегда: песня, вести, гвозди. УМК под редакцией А. Авторы: А. Шмелёв, Э. Флоренская, Ф.
Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч
Слова на Ы в русском языке Особо ценны комментарии, в которых содержатся уточнения, дается более расширенная информация от компетентного читателя. Кто работал с аудиторией, знает, как здорово, когда слушатели задают вопросы, спорят, хотят что-то узнать, уточнить, выяснить. Из этих вопросов рождаются порой новые идеи, а сама тема лучше, объёмнее видится впоследствии и докладчику. Следующий рассказ - о двух редких звуках русского языка, существование которых для многих остается тайной. Живут себе они незамеченными, но встреча с ними аудиторией всегда воспринимается с интересом, а то и с восторгом имеются в виду старшие школьники и студенты-первокурсники филологического факультета. Итак, с первого класса мы знаем, что согласные в русском языке бывают парными по твёрдости - мягкости.
Над чем мы будем работать сегодня?
Построение проекта выхода из затруднения — Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? Узнать правописание сочетания -чк-. Правописание сочетаний -чк-, -чн-. Ответы детей. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради.
Отгадайте загадку: 1. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. И развеял этот шар. Одуванчик -нч- 2.
Правописание слов с сочетанием согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» 9816 Мягкие непарные согласные буквы «ч» и «щ» в словах воздействуют на рядом стоящую согласную, смягчая ее. Посмотрим, какие сочетания с этими согласными встречаются в словах: «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» Правило написания слов с сочетанием согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» Несмотря на мягкое звучание, в этих сочетаниях мягкий знак не пишется.
Давайте также вспомним для ясности, что согласные буквы имеют парность по мягкости-твердости. Например, лоб — боль, рота — пить. То есть, буквы могут произноситься с и без смягчения. Запомните: Буква «Ч» не имеет пары по твердости!
То есть, она всегда мягкая. Поэтому на письме нет необходимости дополнительно акцентировать внимание на ее мягкости с помощью мягкого знака. Поскольку Ч не имеет парного твердого При этом рядом стоящие буквы также смягчатся. То же самое касается и буквы «Щ», которая также всегда выступает мягкой. Примеры использования слов с ЧК: Дочка с внучкой жили, словно две подруги.
Парные согласные буквы и непарные, мягкие и твёрдые, звонкие, глухие, таблицы звуков
В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все? А в чём, собственно, дело? Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными. Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться. Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие.
Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно. Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов: Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид. В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие.
Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции. Теория Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым варежка, топот, губы, сыгранный , а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче метель, пёсик, мята, Киев. Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки.
Поэтому зависит всё от этой самой гласной. Непарные согласные Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт. Ломай систему! В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам. Запоминаем А теперь перейдём к методам изучения и запоминания.
Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов. Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно.
Когда всё под рукой, гораздо же легче. Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание. Подручный материал Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф. В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми.
Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким. Запоминаем дальше Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании. Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка. Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные.
Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория. Ещё одна игра Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье — лакей — ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные.
И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Править — воля — лом выписываются пр, в, л. Томат — роль — топь выписываются т, р, т. Выпь — соня — сено выписываются в, с, н. Заключение В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими это было видно из приведённой выше таблицы. Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания.
Повторять с ней будет гораздо легче. Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится. Знакомство ребенка с русским алфавитом — это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей. Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя! И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.
И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита. Гласные и согласные звуки и буквы Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные. Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука. Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке. Гласные звуки Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока. Сколько всего гласных букв в русском языке?
Ударные и безударные Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением. Сколько согласных букв и звуков в русском языке? Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37. Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.
В английском тоже своя аффриката — [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J — звонкое и твердое. А наше Ч — противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш]. Родственные связи Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y ипсилон. Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц — тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой.
На письме мягкость выражается двумя способами: с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков; с помощью мягкого знака ь. Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким. Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы. Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки.
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку то есть за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и , то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами то есть за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы. При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук — веселый — значит, он мягкий, если не веселый — значит, твердый. Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме. Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие — мягкие Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму: ж ш ц ч щ й Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц».
Твердый и мягкий согласный звук — понятие и основные отличия
Звук [ч’] является глухим согласным и всегда мягким. Город букв Скороговорка Чтение с изученными буквами Стр.74. Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Презентация для всех учителей, учителя начальных классов для 1 класса. Учебно-методические материалы по Чтению для 1 класса.