Два штурмовика Воздушно-космических сил России Су-25 сбросили авиационные фугасные бомбы ФАБ-500 на позиции ВСУ в Авдеевке в ДНР, сообщил корреспонденту РИА Новости российский военнослужащий. Однако в ряде случаев без авиабомб серии ФАБ от 500 и более килограмм обойтись невозможно. В том числе и ФАБ 500 — облегченная версия высокоточных фугасных бомб. ФАБ-1500, крупнейшая из серии планирующих бомб, куда также входят ФАБ-250 и ФАБ-500, весит 1 550 килограммов и имеет радиус поражения до 500 метров, написал блогер.
Авиационные царь-бомбы. На что способны боеприпасы, находящиеся на вооружении ВКС России
"Сейчас активно проверяется работоспособность бомбы весом в полтонны, так называемой ФАБ-500". Су-35 сбросили на противника бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, которые были переоборудованы в управляемые планирующие бомбы. Неразорвавшуюся авиабомбу ФАБ-500 нашли во дворе дома 15 по улице Шаландина на глубине 5–7 м. Российская ФАБ (фугасная авиационная бомба), одна из самых мощных вариантов которой — УПАБ-1500Б (управляемая планирующая авиационная бомба весом 1 500 килограмм), применена в ходе специальной военной операции на Украине. Основные типоразмеры бомб ФАБ-500 в сравнении ©Altoing.
Управляемые, фугасные авиационные бомбы (ФАБ) остановят контрнаступление ВСУ
По сравнению с моделями УМПК для бомб ФАБ-250 500/1500, габариты оборудования для планирования серьёзно увеличены. На сегодняшний день ФАБ-250 и ФАБ-500 выпускаются в трех основных модификациях. Тупоконечные бомбы предназначены для массированных бомбардировок большим количеством боеприпасов. Разрушительная мощь ФАБ-500 впечатляет. Э — экспортная). Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение. Сегодня УМПК ставят на 500-килограммовые бомбы, но логично предположить, что и на бомбах больших калибров — например, на ФАБ-1500 — подобное техническое решение может увеличить избирательность этого мощного оружия.
Обзор Советской бомбы ФАБ-500
Два штурмовика Воздушно-космических сил России Су-25 сбросили авиационные фугасные бомбы ФАБ-500 на позиции ВСУ в Авдеевке в ДНР, сообщил корреспонденту РИА Новости российский военнослужащий. Следующую серьезную модернизацию бомбы ФАБ-500М провели в 1943 г., этот вариант назывался ФАБ-500М43. Характеристики ФАБ-500Т таковы. Российская авиационная фугасная бомба ФАБ-1500 вызвала настоящую панику.
ФАБ-500 — главная авиационная бомба РФ
Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. На сегодняшний день ФАБ-250 и ФАБ-500 выпускаются в трех основных модификациях. Тупоконечные бомбы предназначены для массированных бомбардировок большим количеством боеприпасов. ФАБ-500 — советская 500-килограммовая авиационная бомба с фугасной боеголовкой, которую в основном используют ВКС России, бывшие участники СССР и страны-заказчики. Фугасная авиационная бомба ФАБ-500 М-62 предназначена для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, легкобронированной и легкоуязвимой техники, живой силы, военно-полевых сооружений. И самая универсальная из фугасных, это бомба калибра 500 кг.
На что способны российские авиабомбы серии ФАБ
Толстостенная бомба ФАБ-1500-2500ТС имела литую боевую часть с толщиной стенок около 100 мм. Фугасные авиабомбы ФАБ-500М-62 имеют удобообтекаемую удлиненную форму и подвешиваются главным образом на внешние бомбодержатели. ФАБ-9000 – самая мощная отечественная неядерная бомба. Источник: Дешево и сердито По вполне понятным причинам фугасные авиабомбы калибром от 500 кг до последнего времени в ходе «Спецоперации Z» применялись нечасто. Изначально ФАБ-500 — неуправляемая бомба, но благодаря недавней модернизации превратилась в умную, или планирующую.
ФАБ-500 М62- управляемая опытная бомба с модулями планирования и коррекции
В 1981-1985 годы были в основном готовы бомбы второго и третьего поколений с различными типами систем наведения и боевых частей: КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и бетонобойной БЧ; КАБ-1500Л-Ф, КАБ-1500Л-Пр с полуактивной лазерной головкой самонаведения и боевыми частями фугасного и проникающего типа. Во всех образцах, кроме КАБ-500, используются бипланные рули — как наиболее эффективные для управления бомбами. Концепция применения таких рулей предусматривает поражение важных максимально защищенных целей. Боевая часть проникающего типа, выполнена в толстостенном корпусе. Она обладает еще и вторичным, осколочным действием. Военный эксперт о том, когда именно Россия будет бомбить польские аэродромыАвиационная техника может обслуживаться только на аэродромах, с которых она летает.
Поэтому если самолеты ВВС Украины, с которых будут наноситься удары по российским войскам, будут располагаться в Польше или Румынии, у нас будут все основания наносить по ним удары, рассказал военный эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев в интервью Украина. Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было. В ВКС России существует своеобразная градация авиабомб. Среди них, например, ФАБ — фугасная авиационная бомба. Она предназначена для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной.
Одно из наиболее распространенных и универсальных средств для уничтожения наземных сил. Калибр колеблется от 50 до 9000 кг. ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба. Отличается от ФАБ специальной конструкцией корпуса, которая обеспечивает лучшее равномерное дробление его частей, превращая их в тысячи осколков. Область применения та же.
Калибр колеблется от 100 до 500 кг. ОДАБ — объемно-детонирующая авиационная бомба. При столкновении с поверхностью специальный заряд, именуемый диспергирующим, распыляет жидкое взрывчатое вещество, которое образует вокруг места падения бомбы топливовоздушную смесь. После достаточного распространения смеси, в том числе и в укрытия противника, срабатывает второй детонирующий заряд, который воспламеняет это топливное облако.
Изначально ФАБ-500 — неуправляемая бомба, но благодаря недавней модернизации превратилась в умную, или планирующую. Для улучшения взяли версию ФАБ-500 М62, предназначенную для крепления на внешних узлах самолёта первые варианты предполагались для внутренней транспортировки на тяжёлых бомбардировщиках. Kuzmin КАБ-1500 — бомба большой мощности, способная поражать цели на расстоянии до 30 километров от места сброса как на земле, так и на воде. Бомба массой 1500 килограммов способна разрушить железобетонные сооружения, а также нанести ущерб вражеской технике и живой силе.
Но нигде в служебной литературе такого термина нет. В любом техописании на ту же "штурмовую" АБ она обозначается без подобного термина, просто по своему назначению - осколочно-фугасная, фугасная, бетонобойная.. К стати вам вопрос на засыпку - например в ФАБ-500ТС-М минимальная высота применения является 50 м, при том никакими тормозными устройствами она не оснащается.
Настоящей царь-бомбой можно назвать появившуюся в период холодной войны девятитонную ФАБ ФАБ-9000М-54 , прозванную за гигантские размеры "слоном". Боевое крещение ФАБ-9000, начиненная более чем 4 т взрывчатки, прошла в Афганистане, где с ее помощью удавалось обрушивать целые ущелья. Сегодня самой массовой из российских фугасных авиационных бомб считается ФАБ-500. Корректируемое возмездие ФАБ принято относить к свободнопадающим авиационным бомбам. Для их применения летчику необходимо подойти к объекту уничтожения на максимально близкое расстояние, что сопряжено с определенным риском как для пилота, так и для боевой машины. Для того чтобы советские летчики могли поражать цели, не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника, в 1970-х началась разработка новых корректируемых авиабомб КАБ. Вскоре на вооружение фронтовой авиации поступила КАБ-500Л, оснащенная лазерной головкой самонаведения. Для поражения цели самолет подсвечивает ее лучом лазера, а затем летчик производит сброс. Следом была разработана и запущена в серийное производство КАБ-500Кр с телевизионным каналом управления. Эта авиабомба предназначена в том числе и для замаскированных целей. Она может применяться одиночно и залпом по нескольким целям из горизонтального положения самолета, пикирования или кабрирования полета с набором высоты и задранным выше горизонта носом.
Newsweek: российская авиабомба ФАБ-1500 усилит давление на украинскую ПВО
Для исследования фугасного действия бомбы, окончательно снаряженные взрывателями АПУВ с установкой замедления 0,3 с, сбрасывали с самолета Ил-4 на супесчаный грунт. Для этого лишь необходимо усилить бортовые плиты бомбодержателей и системы подъема бомб. Для Пе-2 также потребовалось немного расширить бомбовый отсек, для прочих машин особых изменений не было. Именно с 1943 г. Этот вариант и стал окончательным «военным» вариантом, выпускавшимся до конца Великой Отечественной. Интересно, что в последующем, уже в послевоенном выпуске бомб ФАБ-500, за основу были взяты не ФАБ-500М44, а её предшественник образца 1943 года. От оригинала ее отличал головной запальный стакан, который устанавливали исключительно на резьбе для снаряжания авиабомбы через головную часть и стабилизатор, приваренный к корпусу боеприпаса сплошным швом Цельнокованные авиабомбы ФАБ-500 Как и фугасные бомбы меньшего калибра, для ФАБ-500 была предпринята попытка удешевить и упростить производство, вытягивая её корпус из труб большого диаметра. Боеприпасы продемонстрировали очень сильное фугасное действие, превзойдя все ожидания испытателей. Кроме того, эти авиабомбы были прочнее сварных, а также проще в производстве. Виной всему было недостаточное количество бесшовных труб большого диаметра, отсутствие ротационно-ковочных станков с массой падающих частей молота более 2000 кг, низкой производительности труда при ковке и других, сугубо технологических ограничений. В 1954 году была выпущена очередная модель М-54 предназначенная для тяжелых бомбардировщиков везущих свой груз «по старинке» — в бомболюке.
Характерная особенность этой бомбы — кольцеобразное утолщение в носовой части бомбы баллистическое кольцо , которое действует как стабилизатор бомбы в полете. Современная авиабомба ФАБ-500 типа М-62 Современная авиабомба ФАБ-500 типа М-54 В 1962 году была модернизирована форма корпуса для уменьшения лобового сопротивления и как следствие — возможность её внешней подвески модель М-62 и авиабомба ФАБ-500 приобрела в общем-то современный вид, знакомый по кадрам новостных передач с репортажами из Сирии и других горячих точек. Модели М-54 и М-62 отличаются формой — М-54 для внутренней, а М-62 для внешней подвески на бомбардировщик. Впрочем, их легко можно поменять местами. Авиабомбы ФАБ-500 заметьте — старые на внешней подвеске бомбардировщика Ту-16. За раз он может нести 18 таких бомб. Бомба ФАБ-500 неуправляемая, имеет один носовой взрыватель и совместима с точками подвески большинства российских самолетов.
Первый — тупоконечные бомбы, используемые для массированных бомбардировок.
Они допускают сбрасывание на дозвуковых скоростях. Есть еще удлиненные бомбы, устанавливаемые на подвеску самолетов. Они отличаются большей точностью, а бомбометание ими можно осуществлять на сверхзвуковой скорости. И, наконец, толстостенные бомбы ФАБ служат для поражения хорошо укрепленных районов и объектов. Их можно отличить по гораздо более массивной головной части.
При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным.
Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели. Корпус Заряд ВВ Взрыватель вариант с головным взрывателем Датчик цели вариант со головодонным взрывательным устройством Предохранительно-исполнительный механизм.
Аналогичная система уставлена на американском комплексе JDAM»,предполагают авторы материала. Однако стоит напомнить, что для высокоточного бомбометания свободнопадающих неуправляемых бомб в России уже несколько лет существует прицельно-навигационный комплекс СВП. В частности, речь идет о прицеле СВП-24, который в различных модификациях может использоваться на различных типах бомбардировщиков и штурмовиков. Именно эти высокоточные прицелы в совокупности с мощностью боевого заряда не оставляют никаких шансов своим целям.
Чьи бомбы самые умные и самые мощные?
Основная цель огнеметов — уничтожения массовых скоплений техники и живой силы на открытых пространствах и в легких фортификационных сооружениях. Как и ракеты систем «Град», «Ураган» и «Смерч», термобарические боеприпасы не способны проникнуть на 5—10 метров вглубь бетонированного укрытия. Настоящим «подарком» для укронацистов стали 240-мм минометы 2С4 «Тюльпан», способные обрушить на цель 228-килограммовые боеприпасы. Однако даже в самом тяжелом исполнении активно-реактивная мина 3ВФ2 несет с собой не более 50 кг взрывчатки. Впечатляет, конечно, но для мариупольских заводов далеко не всегда достаточно. Тем более что сами минометные установки, к слову, потенциально уязвимы для ДРГ противника. Многие еще в довоенное время. Если говорить сухим казенным языком, то преимуществами неуправляемых фугасных авиабомб являются высокая эффективность поражения целей, практическое отсутствие ограничений по условиям боевого применения, простота конструкции, отсутствие необходимости проведения регламентных работ в течение гарантийного срока хранения, относительно низкая стоимость, а также широкие возможности серийного производства. От себя стоит добавить, что именно фугасные авиабомбы стараниями российской авиации внесли существенный вклад в массовую сдачу украинских военных в плен. Апрель 2022 г. Результат работы одной из фугасных авиабомб.
Украина теоретически может нанести удар даже полуторатонными фугасами, но есть некоторые ограничения. Во-первых, фронтовые бомбардировщики Су-24, единственные носители такого орудия, если и остались, то считанные единицы. Разве что транспортные «Антоновы». Последний случай уничтожения украинского бомбардировщика из ПЗРК говорит о том, что машина вынуждена была идти на низкой высоте, что исключает большие калибры. Максимум, что может использовать Су-24 в таких условиях, это объемно-детонирующие боеприпасы серии ОДАБ, оснащенные парашютной системой. Либо что-то из сравнительной «мелочи» — ФАБ-500 в различных модификациях. Тот самый «чугуний» Россия уже несколько раз использовала стратегические Ту-22М3 для ударов тяжелыми бомбами по «Азовстали».
Действительно, тротиловый эквивалент в 44 тонны слабым не назовёшь.
Однако применение такой бомбы не сказывается на радиационном фоне, в отличие от боеприпаса с ядерной начинкой. В горах такие бомбы отличаются особой эффективностью: скальная поверхность способствуют значительному усилению ударной волны благодаря переотражениям. В теории, используя ударный беспилотник "Сириус" или С-70 "Охотник" российская армия может поразить цель в любом уголке Украины. Вероятность использования такого оружия по целям в черте города крайне низка — слишком высок шанс поражения мирного населения. Человеческий организм поражается не только ударной волной, но также и тепловым воздействием. Особенно уязвимы внутренние органы, а также органы слуха. Поражение происходит вплоть до 600 метров от эпицентра взрыва. В эпицентре действия бомбы также сгорает весь кислород — выжившие, находящиеся в помещении быстро задыхаются от дефицита воздуха.
В 1976 году ООН назвало подобные бомбы негуманным средством.
При отказе лидера, взрыв произойдет при встрече АБ с преградой. Авиабомба ФАБ-500ШН предназначена для поражения позиций баллистических ракет, атомной и тяжелой артиллерии, ВПП аэродромов, автострад, мостов и переправ, железнодорожных узлов, промышленных и городских сооружений, военно-морских баз, военных кораблей и транспортных судов, складов ГСП и боеприпасов, РЛС и т.
Снаряжена взрывательным устройством АВУ-551. При касании поверхности происходит подрыв АБ, при его отказе взрыв произойдет по истечению штурмового замедления ВУ. Виды действия взрывателя: со штурмовым замедлением 20-32 с.
Но там их не спешили использовать - не было опыта. До этого ФАБ-500Ш почти никто в ВВС не применял, и они пролежали долгое время на открытом воздухе, что сказалось на надежности срабатывания парашютной системы. При её отказе взрыватель бомбы срабатывал с замедлением 34 с, и отрикошетив от твердой почвы, бомба взрывалась через полминуты за несколько километров от цели.
Поэтому впоследствии от применения штурмовых бомб с предельно малых высот пришлось отказаться. Попытки применения этих бомб с горизонтального полета с высоты 100 м показали, что цель, отлично наблюдаемая с большей высоты, часто терялась летчиком при снижении на боевом курсе и обнаруживалась за доли секунды перед сбросом. Это обеспечило возможность прицельного бомбометания, однако точность была все же ниже, чем при сбросе с пикирования.
Система авиационных бомб конструктора В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 году система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. В России появились не только мощные бомбы, но и их носители - четырёхмоторные бомбардировщики «Илья Муромец» , которые как раз и могли брать на борт бомбы весом 640 кг. В конце Первой мировой войны тяжёлые бомбардировщики стран Западной Европы поднимали одну или даже несколько бомб по 1000 кг каждая. Первоначально бомбы выбрасывали вручную, потом их стали подвешивать на специальных держателях в фюзеляжах или под самолётом. Сброс в этом случае производился через бомболюки.
Внутренняя подвеска бомб впервые осуществлена на самолётах «Илья Муромец». А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года. Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация. Вес её составлял 1758 кг, длина - 2096 мм, диаметр - 457 мм.
Бомба содержала 147 кг пикрата аммония.
Управляемые, фугасные авиационные бомбы (ФАБ) остановят контрнаступление ВСУ
При встрече с преградой такая бомба разделяется на две части и через время, необходимое для поднятия на несколько метров, подрывается [1]. ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя , образующаяся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки, которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстоянии, называемом фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют встроенное взрывательное устройство с датчиком цели [1].
А наиболее крупнокалиберная из семейства ФАБов считается авиабомба ФАБ-9000, её вес составляет почто что девять тонн и снаряжена она 4297кг тротила. К сравнению масса взрывчатого вещества в ФАБ-500 составляет 220 кг.
Самыми опасными и мощными по праву стали фугасные авиабомбы ФАБ. Они представлены несколькими вариантами, отличающимися весом и калибром. ФАБ-5000 Конструкция авиационных бомб ФАБ имеет несколько особенностей, благодаря которым они остаются самыми мощными. Прежде всего, вес взрывчатки может достигать половины общего веса бомбы. Кроме того, у них корпус достаточно прочный для того, чтобы пробить укрепления значительной толщины. Так, ФАБ-500 без проблем пробивает толщу бетона до 2 метров.
Kuzmin КАБ-1500 — бомба большой мощности, способная поражать цели на расстоянии до 30 километров от места сброса как на земле, так и на воде. Бомба массой 1500 килограммов способна разрушить железобетонные сооружения, а также нанести ущерб вражеской технике и живой силе.
Боеприпас массой 500 килограммов представляет собой бетонобойную бомбу с устройством для пробивания отверстий в жёстких материалах с последующим взрывом заряда внутри. Бомба способна поражать объекты на расстоянии до 30 километров с высокой точностью, что позволяет использовать её как эффективное оружие для уничтожения подземных укреплений и бункеров.