7 февраля президент Ирана Эбрахим Раиси на встрече с главами дипломатических миссий заявил, что республика будет и дальше отстаивать свои законные права на мирное развитие ядерной программы, несмотря на попытки других стран ее в этом ограничить. но речь идет именно о мирном использовании атомной энергии, а не о создании ядерного оружия. Иран представит свои ядерные достижения на выставке в Вене. Представитель Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения Вооруженных сил Ирана — предупредил: армии известно месторасположение израильских «ядерных центров». Как сообщало ИА Регнум, соглашение по ядерной программе Тегерана группа 5+1 (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай плюс Германия) и Иран подписали в 2015 году.
Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана
Иран и Израиль в день конференции по ДНЯО объявили о намерении развивать ядерные программы | Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами заявил, что Иран вернется ко всем обязательствам по ядерному соглашению, когда санкции будут полностью сняты, передает ИРНА. |
Stuxnet: война 2.0 / Хабр | Очень важный момент: сейчас именно Израиль провоцирует Иран на эти действия, чтобы нанести удар по территории исламского государства, как они это делали ранее, и свернуть иранскую ядерную программу. |
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля | Иранская ядерная программа – это исследовательские работы, проводимые на территории Ирана с целью развития мирного атома. |
Как будет выглядеть война между Израилем и Ираном
В этом случае речь может идти только о тактическом ядерном вооружении малой мощности. Эта ракета является иранской модификацией советско-российской стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет дальность до 2 тысяч километров. Морские носители ядерной триады Ирана могут быть как многочисленными фрегатами, так и и подводными лодками. Вероятно, что ВМС Ирана используют свою разработку баллистической ракеты морского базирования, наименование которой пока неизвестно. Читайте нас в Telegram Актуальное.
Реклама Он не исключил, что что израильско-иранских конфликт может перерасти в фазу ядерного противостояния. Издание также приводит мнение эксперта Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, по мнению которой, Иран уже в течение ближайших дней нарастит объем урана, достаточный для создания ядерной бомбы.
В 1980-х гг. В 1990-х гг. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы.
В период правления президента Ирана Мохаммада Хатами 1997—2005 страна взяла курс на улучшение отношений с западными странами: между правительством Хатами и «европейской тройкой» Франция, Германия и Великобритания были заключены Саадабадский договор 2003 и Парижское соглашение 2004 о временном приостановлении Ираном работы по обогащению и переработке урана. Махмуд Ахмадинежад, сменивший в 2005 г. Хатами, отменил прежние договорённости с «европейской тройкой», заявив о праве Ирана на создание полного ядерного цикла: в январе 2006 г. Нетензе, в августе 2006 г. Эрак, в 2009 г. В 2006—2010 гг. Ахмадинежада и добиться выполнения ранее взятых обязательств Совет Безопасности ООН принял 6 резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них 4 предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. В 2010—2012 гг. Иран подвергся целой серии односторонних санкций, в первую очередь со стороны США и ЕС: запрет на техническую помощь в развитии иранской нефтяной и газовой промышленности, нефтяное эмбарго, блокировка счетов Центрального банка Ирана в европейских банках, отключение Ирана от системы всемирных межбанковских финансовых каналов связи и т.
Ранее Гросси заявил, что наличие у Ирана обогащенного урана не говорит об обладании ядерным оружием. Глава МАГАТЭ также подчеркнул, что технически идентичный оружейному масштаб запасов обогащенного урана в распоряжении Тегерана "вызывает настороженность и вопросы у международного сообщества".
О компании
- Иран у дверей ядерного клуба
- Блинкен: США считают, что напряжённость после ударов Ирана и Израиля спадёт — РТ на русском
- Совместный всеобъемлющий план действий
- Иран: две недели до вхождения в клуб ядерных держав? - Экспертные мнения на
СМИ: Байден уговорил Нетаньяху отложить ответный удар Израиля по Ирану
Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. Ядерная программа Ирана. В 2015 году Иран, Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Соглашение предусматривает отказ Тегерана от ядерной программы. Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами заявил, что Иран вернется ко всем обязательствам по ядерному соглашению, когда санкции будут полностью сняты, передает ИРНА. Дональд Трамп не послушал никого и все-таки вывел США из ядерной сделки с Ираном. О том, что известно об иранской ядерной программе и как радикальное решение американского лидера вдруг поставило Россию и Евросоюз на одну сторону, — в материале Сергея Морозова. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел.
Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
Please wait while your request is being verified... | недоверие Запада к мирному характеру ядерной программы Ирана, санкции в отношении Ирана из-за обогащения урана; теракты и убийства, связанные с атомной инфраструктурой страны, — последние новости и все самое важное о ядерной программе Ирана в теме «Ъ». |
Ядерная сделка с Ираном: Совместный всеобъемлющий план действий — 25.08.2022 — Статьи на РЕН ТВ | Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). |
Ядерная программа Ирана - все материалы сюжета / ИА REX | Новости Эфир Телепрограмма Фильмы Программы Лица. |
РСМД :: Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров | Духовный лидер Ирана Али Хаменеи неожиданно заявил, что в соглашении с Западом по ядерной программе «нет ничего плохого». |
Иран пытаются уличить в обогащении урана до оружейного уровня - Ведомости | Проблема ядерной программы Ирана. Ядерная программа Ирана столкнулась с проблемой, вызванной изменением климата. |
В иранском МИДе рассказали о развитии ядерной программы страны
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), что предполагало снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана. Ядерная программа Ирана. В 2015 году Иран, Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Соглашение предусматривает отказ Тегерана от ядерной программы. Эксперт Долгов: Удар Ирана по ядерным объектам станет для Израиля национальной катастрофой. Иран представит свои ядерные достижения на выставке в Вене.
«Несколько недель». Иран оказался в шаге от создания ядерного оружия
Иран приступил к обогащению урана до 60% на иранском ядерном объекте в Фордо с использованием каскада центрифуг IR-6. Об этом 23 ноября сообщило государственное агентство ISNA со ссылкой на Организацию по атомной энергии Ирана, передает ТАСС. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – это политическое соглашение между Ираном и группой государств, известной как "5+1", относительно ядерной программы Ирана. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). Израиль намерен ударить по ядерным объектам Ирана до того, как тот получит от России истребители СУ-35 и комплексы С-400.
Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
Соглашение предполагало снятие экономических ограничений с Тегерана в обмен на ограничение иранской ядерной программы. Будущее договора оказалось под вопросом после одностороннего выхода из него США в мае 2018 года и введения Вашингтоном санкций в отношении иранских властей в сфере нефтяного экспорта. В частности, речь идёт об обогащении урана и прекращении его продаж.
Представитель Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения Вооруженных сил Ирана — предупредил: армии известно месторасположение израильских «ядерных центров». И в случае, если вдруг Тель-Авив, как сказано, «совершит акт агрессии», иранские силы тут же запустят мощные ракеты, чтобы уничтожить эти цели.
Последний пример в первую очередь красивая иллюстрация, в масштабах макромира квантовые эффекты не действуют. Но если поискать аналогии в сфере международной безопасности, то нельзя не заметить параллели с ситуацией вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и с ирано-американскими отношениями в целом, пишет консультант ПИР-Центра, аналитик Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Баклицкий по итогам IV Российско-иранского диалога, который Валдайский клуб провёл 15 июля в партнёрстве с Институтом политических и международных исследований IPIS. По согласованию с США европейские участники СВПД инициировали принятие Советом управляющих резолюции с требованием к Ирану строго соблюдать свои обязательства по соглашению о гарантиях и допустить инспекторов агентства на несколько ядерных объектов для проверки фактов «возможной незаявленной ядерной деятельности» Тегерана в прошлом. Поскольку Иран отказывается это делать, мотивируя свой отказ принятым агентством в 2015 году решением закрыть вопрос о прошлой ядерной деятельности Тегерана, США намерены склонять МАГАТЭ вести дело к передаче вопроса о «невыполнении Ираном своих обязательств» в СБ ООН для последующего принятия санкционных решений. Обстановку накаляют и диверсии, совершённые против иранских ядерных объектов в Натанзе и Парчине, в организации которых подозревают Израиль и США. Правительство Хасана Рухани, несмотря на растущую критику со стороны иранских консерваторов и радикалов, требующих резкой ответной реакции на давление США вплоть до выхода из СВПД, проявляет выдержку и не спешит облегчать американцам задачу изоляции Ирана. Принимая во внимание обостряющуюся внутриполитическую борьбу в США, иранский президент явно дожидается развязки президентской гонки. В случае победы демократа Джо Байдена, обещавшего вернуться в СВПД, Рухани и поддерживающие его иранские прагматики могут в оставшееся до президентских выборов в ИРИ время попытаться реанимировать ядерную сделку, если, конечно, обещания Байдена не являются чисто тактическим ходом в борьбе за президентский пост. Шанс реанимировать СВПД ещё остаётся в том случае, если США не будут обусловливать своё возвращение в него новыми дополнительными требованиями, выходящими за рамки достигнутых в Вене в 2015 году договорённостей, а отложат их рассмотрение до создания более благоприятной атмосферы для обсуждения взаимных озабоченностей.
Между Израилем и Хезболой начались почти ежедневные артиллерийские и ракетные дуэли. В ходе гражданской войны в Сирии Иран, как известно, поддержал президента Асада. Сирия, через которую Тегеран переправлял оружие для Хезболы, на 10 лет стала главным фронтом в необъявленной израильско-иранской войне. После 7 октября 2023 года проиранские отряды в Сирии выдвинулись к границе с Израилем, после чего израильская армия активизировалась и в этой ближневосточной стране. В Тегеране ракетный удар по «шпионской» базе Израиля в иракском Курдистане называли возмездием за удар израильских ВВС 25 декабря 2023 года по Дамаску, в ходе которого был убит высокопоставленный офицер КСИР. Но вообще Иран начал энергично наносить удары по территории иракского Курдистана еще в конце 2022 года. Он обвиняет курдов в направленном против него сотрудничестве с разведслужбами еврейского государства. Израильтяне действительно неоднократно использовали север Ирака для сбора тайной информации об Иране. Одной из особенностей теневой войны между Израилем и Ираном являются многочисленные удары возмездия по торговым судам, которые начались в 2019 году. Конечно, ни Тель-Авив, ни Тегеран не брали на себя ответственность за эти нападения, но этот факт всегда был секретом полишинеля.
Как будет выглядеть война между Израилем и Ираном
Кто принимает решения и влияет на выработку политики в этой сфере? В контексте американо-иранских контактов о возврате к Совместному всеобъемлющему плану действий СВПД и консультаций по новому соглашению автор изучает участников иранского внешнеполитического процесса и их мотивацию развивать ядерную программу или вести переговоры по её ограничению. Иранская власть на бумаге и в реальности Внешняя политика Ирана — результат гибкого сочетания формального межведомственного взаимодействия и неформальных процедур. Последние часто опережали юридическую реальность и позже фиксировались документально: так, после смерти основателя Исламской республики Рухоллы Хомейни состоялся единственный после революции транзит власти, а затем появилась обновлённая конституция [1]. Конституционные органы власти и их полномочия неизменны до сих пор рисунок 1.
Формально система власти в Исламской Республике децентрализована: она повторяет принцип разделения властей, но за счёт специфических органов и политико-правовой доктрины велайат-е факих , проработанной ещё до революции аятоллой Хомейни, прямо или косвенно закрепляет главное полномочие верховного лидера — влиять на кадровые назначения и тем самым поддерживать баланс между различными органами власти и представленными в них политическими силами. Верховный лидер принимает решения по ключевым вопросам, командует армией, объявляет войну и мир, задаёт ориентиры во внутренней и внешней политике и продвигает их как самостоятельно, так и через представителей а их примерно 2 тысячи в федеральных и региональных органах власти. Он назначается на неопределённый срок и может сместить избираемый населением Совет экспертов из 88 шиитских правоведов-богословов, который в составе шести комиссий собирается дважды в год и в закрытом режиме обсуждает ситуацию в стране. Когда на внеочередном заседании Совета экспертов в 1989 г.
Однако сравнительно слабый с точки зрения личного авторитета Хаменеи был удобен управленческим кругам, поскольку вместо продвижения собственной повестки он был сосредоточен на поддержании статус-кво, от которого зависело и его положение. Несоответствие формальных полномочий и реального веса Хаменеи определило стиль его руководства — главной задачей стал поиск консенсуса и равновесие политической системы. Находясь у власти три десятилетия, аятолла Хаменеи укрепил влияние, но сохранил осторожность, которая не была присуща Хомейни: верховный лидер не высказывается первым даже по главным политическим вопросам, предпочитает излагать консенсусную позицию, не допускает чрезмерного усиления каких-либо политических сил, попеременно поддерживая позиции разных сторон. Именно поэтому в его выступлениях можно найти противоположные по смыслу высказывания, к которым он апеллирует при необходимости — с позиции «а я вас предупреждал».
Один из двух органов, который позволил укрепиться Али Хаменеи — Наблюдательный совет, известный также как Совет стражей конституции. Шесть его членов — исламских правоведов назначает верховный лидер и ещё шесть гражданских юристов со знанием исламского права — избранный народом парламент по представлению главы судебной власти, назначенного верховным лидером. Круг замыкается, поскольку члены Наблюдательного совета ветируют — часто произвольно — кандидатов на выборах, включая выборы в Совет экспертов, который назначает и смещает верховного лидера. Более того, без одобрения Наблюдательного совета законы, принятые однопалатным меджлисом, не имеют силы.
Если между парламентом и Наблюдательным советом или между другими органами власти возникает спор, его решает Ассамблея по определению государственной целесообразности, в которую верховный лидер назначает в силу занимаемой должности или личных заслуг 36 государственных деятелей — их задача в том, чтобы занять позицию «над схваткой» в межведомственных разногласиях и межэлитных противоречиях и предложить верховному лидеру и истеблишменту консенсусное решение, соответствующее национальным интересам Ирана, конституции и нормам ислама. Консенсусные решения по вопросам национальной стратегии и безопасности в штатном режиме вырабатываются в Высшем совете национальной безопасности ВСНБ [2]. Формально им руководит президент, и большинство членов совета входят в него в силу занимаемой ими руководящей должности в других структурах, но председателя совета «уравновешивает» секретарь, которого вместе с ещё одним членом совета назначает по своему усмотрению верховный лидер. С 2013 г.
В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны — Корпус стражей исламской революции КСИР.
Обстрел начался в 23. Днем 13 апреля в прессе! Впрочем, даже и без «слива» в прессу якобы секретной информации, и без данных разведок было ясно, что Тегеран пойдет в атаку после мусульманского праздника разговения Ораза айт, поэтому противовоздушная оборона Израиля, а также страхующие их американские и британские комплексы ПРО и авиации были заблаговременно приведены в полную боевую готовность. Читайте также Иран пошел в наступление: Израиль атаковали сотни дронов-камикадзе и ракет. Тегеран обещает повтор, если Тель-Авив ответит.
Онлайн Персы мстят за нападение на свое диппредставительство в Сирии Окажется ли этот ночной удар лишь одним из эпизодов вялотекущей ирано-израильской войны, которая фактически продолжается с Исламской революции конца 1970-х годов ну, разменялись очередными «уколами» — и довольно , или — открывается новая страница противостояния? Есть факт: идет ирано-израильская война, идет она по инициативе Исламской Республики Иран. Уничтожение Израиля, его ликвидация — это поставлено в центр идеологии Тегерана, который не признает существования «незаконного сионистского образования». Они даже слово — Израиль — не используют. После нее жизнь хуже стала, страну мучают санкциями. Шаха зачем свергли? Чтобы коррупции не было — а ее только больше стало.
И получается: единственное, что можно сказать населению — а вот шах с Израилем поддерживал отношения, за это его Аллах покарал. Это очень примитивное объяснение, без подробностей всех раскладов в иранской элите, но оно достаточно верное.
Байдена Тегеран даже пошёл на некоторые уступки Вашингтону, согласившись на переговоры в Вене, пусть даже и с неформальным участием США. Представляется, что Тегеран садился за стол переговоров, полагая, что имеет преимущество перед США. Во-первых, на стороне Ирана выступало катастрофическое решение президента Д.
Трампа в одностороннем порядке выйти из СВПД. Хотя решение и не было принято администрацией Дж. Байдена, Иран рассматривал его как один из факторов, способных вынудить США пойти на некоторые уступки, так как именно они первыми нарушили заключенное соглашение. Во-вторых, Тегеран чувствовал, что время находится на его стороне. За многие десятилетия нахождения под жестким санкционным режимом экономика государства во многом смогла адаптироваться к экономическим ограничениям, частично при помощи развития внутреннего производства, частично за счёт разработки новых механизмов преодоления санкционных ограничений.
И если в 2018 г. Экономического коллапса Исламской Республики не случилось, а интенсивные протесты в стране удалось подавить. В Тегеране прекрасно понимали, что администрация Байдена вряд ли решится на эскалацию конфликта до нанесения военных ударов по ядерным объектам Ирана. При этом Иран как пострадавшая сторона вряд ли подвергнется жесткому давлению со стороны остальных подписантов СВПД в связи с нарушением его условий. Таким образом, постепенно повышая ставки игры, Тегеран надеялся вынудить Вашингтон согласиться на дополнительные уступки в новой ядерной сделке.
На практике же, несмотря на стремительное развитие Ираном его ядерных возможностей, Соединённые Штаты так и не решились поддаться иранскому давлению и фактически закончили переговорный процесс по вопросу восстановления СВПД. На сегодняшний день Иран весьма заинтересован в продолжении диалога по ядерной сделке, но вряд ли согласится на ее возобновление на тех условиях, которые США находят приемлемыми. Хотя экономика Ирана и смогла успешно адаптироваться к жизни в условиях санкционного давления, приток инвестиций в страну, разморозка активов и открытие иранского рынка для мира могут в значительной степени поспособствовать восстановлению экономики страны. Тем не менее после событий 2022 г. Первая причина этому — уверенность Запада в том, что Тегеран поставляет Москве дроны-камикадзе собственного производства для использования в украинском конфликте.
Совет Безопасности наделил бы таких инспекторов полномочиями в соответствии с положениями Главы VI Устава ООН а именно, его статьи 36 и предоставил бы определенное ограниченное время на проведение оценки. На начальном этапе объем полномочий не предусматривал бы какой-либо ссылки на применение экономических санкций или угрозы использования военной силы. Однако, в случае обнаружения инспекционной группой признаков запрещенной деятельности в ядерной сфере, у Совета Безопасности появились бы более серьезные основания рассматривать возможность санкционного или даже силового воздействия.
Что могло бы побудить Иран к сотрудничеству в проведении таких специальных инспекций? С одной стороны, Иран может стремиться к сохранению неопределенности, благодаря чему его ядерная программа смогла бы выглядеть более впечатляющей, нежели в действительности. Тегеран значительно выиграет, если предоставит МАГАТЭ или международному сообществу возможность проведения более тщательных инспекций.
При этом репутация Ирана не пострадает, и новые экономические санкции к нему применены не будут. Есть сигналы о том, что Иран в принципе готов при определенных условиях готов разрешить самые интрузивные инспекции на своих ядерных объектах и ограничить обогащение ядерных материалов таким образом, чтобы они были бы пригодны для энергетических нужд, но не для целей создания вооружений. Мировое сообщество и российская дипломатия будут вынуждены вести переговоры на условиях допустимости иранской исследовательской деятельности в ядерной области.
Если Иран даст согласие на проведение инспекций на любых своих объектах, которые инспекторы признают подозрительными, в ответ международное сообщество позволит Ирану иметь собственную ограниченную программу ядерного обогащения. Предложение также должно предусматривать возможность непрерывного контроля на месте за выполнением Ираном данной программы. Предлагаемый подход переводит иранский кризис в разряд ситуаций, урегулирование которых лежит в плоскости переговорного процесса, и будет способствовать окончательному устранению спекуляций о возможности вооруженного вмешательства.
Иран можно склонить к принятию такого режима постоянного контроля на местах в обмен на возможность осуществления им ограниченной и подконтрольной программы по обогащению, которая будет сводиться, например, к одному каскаду из 6 000 центрифуг. Естественно, запуск такой программы должен быть отложен до момента, когда будут прояснены все технические вопросы. В результате престиж исламского государства не пострадает.
Иран будет вынужден замедлить реализацию своей программы обогащения и предоставить соответствующий доступ специальной инспекционной комиссии для проведения оценки характера своей ядерной программы на основе предоставления исчерпывающей информации. Данный план нашел многочисленных сторонников среди экспертов, заинтересованных в мирном разрешении иранского ядерного кризиса. Как писал в августе 2006 г.
Киссинджер: «Приостановка программы обогащения урана не должна означать свертывания всего процесса. На следующем этапе должна быть создана глобальная система ядерного обогащения, осуществляемого в специально предусматриваемых центрах по всему миру под контролем международного сообщества, по примеру, предложенному Россией для Ирана. Такое положение дел избавило бы Иран от опасной дискриминации и создавало бы конкретный пример развития атомной энергетики, исключающий кризисные ситуации при вступлении в состав участников каждого нового претендента»14.
В случае согласия представителей США в будущем на проведение Ираном ограниченной программы обогащения, которую большинство экспертов в настоящее время уже считают свершившимся фактом , создавалась бы международная структура с беспрецедентными контроль-ными и управленческими полномочиями, к тому же, функционирующая непосредственно в Иране. Был бы образован специальный международный консорциум под эгидой ЕС, России и, возможно, некоторых государств региона в целях реализации исследовательской ядерной программы в Иране на территории этой страны. В порядке дополнительной инициативы России также следовало бы предложить провести многосторонние переговоры с участием, как минимум, Ирана, новой администрации США, Европейского Союза и, разумеется, России.
К ним могут присоединиться Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива. При всей кажущейся идеалистичности подобного решения иранской проблемы, оно, как представляется, существенным образом укрепляло бы режим ДНЯО и практически устраняло на ближайшую перспективу возможность появления новых кандидатов в ядерные «пролиферанты». Более того, урегулирование иранского «ядерного узла» открывало бы дорогу к практической проработке и дальнейшей реализации комплекса идей об осуществлении ядерного топливного цикла исключительно под международным контролем.
Victor I. The Nuclear Problem of Iran: choices possible The article is tackling one of the most salient issues of the current world politics - the nuclear program of Iran. The article suggest creating a kind ofin-ternational consortium in the territory of Iran which would realize the idea of international nuclear fuel cycle centers as a possible means to prevent such unwarranted developments.
Sadjadpour Karim, Perkovich George. Iran and NuclearSecurity. Сажин В.
Иран: апрель—2009. Acton James M. Стенографический отчет о встрече Д.
Медведева со студентами и преподавателями Питтсбургского университета 25 сентября 2009 года. Можно упомянуть в частности вызывающую неоднозначные оценки и во многом политически замотивированную Национальную разведывательную оценку США 2007 г. Постола с главным тезисом о достижении иранцами некоего потолка в развитии ракетных программ.
Riedel Bruce, Samore Gary. Из ответов Президента РФ В. Путина на вопросы журналистов входе «большой пресс-конференции» для российских и иностранных СМИ.
Путин делает заявление о мирном использовании ядерной энергии. Steinberg Gerald. Non-Proliferation: Time for Regional Approaches?
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля
Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана | В ночь на воскресенье, 14 апреля, Иран атаковал Израиль сотнями дронов и ракет за воздушный удар по иранскому консульству в Дамаске. |
Американские эксперты сообщили, что Иран может создать ядерную бомбу за неделю | Соглашение по ядерной программе Ирана вступило в силу. |
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет - Парламентская газета | Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует. |
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет | Ситуация, обуславливающая визит Интерес к иранской ядерной программе вновь возрос после сообщений о том, что в Иране обнаружен уран, обогащенный до 84%. |
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля | После нападения Израиля на консульство Ирана в Дамаске 1 апреля некоторые политики страны заявили, что фетва Хаменеи может измениться и что Иран также может создать ядерное оружие. |
Абдоллахиан и Боррель сверили часы по ядерной программе Ирана
Ситуация вокруг иранской ядерной программы рассматривается ПИР-Центром с разных углов. Внимание уделяется и непосредственно дискуссиям по ядерной проблематике внутри Ирана. Израиль пытается развязать войну с Ираном, чтобы уничтожить их ядерную программу. А в день начала ооновской конференции премьер страны Яир Лапид еще и намекнул, что израильская ядерная программа будет развиваться дальше. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). После нападения Израиля на консульство Ирана в Дамаске 1 апреля некоторые политики страны заявили, что фетва Хаменеи может измениться и что Иран также может создать ядерное оружие. В то же время он отметил, что по некоторым проблемам, включая ядерную программу Ирана, Соединенные Штаты продолжают считать дипломатию лучшим способом достижения «устойчивых результатов».
Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана
Необходимо обеспечить стабильное проведение НИОКР в ядерной сфере — международное сообщество признаёт неотъемлемое право Ирана на мирный атом. Судьба ядерной сделки В 2018 г. Пять шагов Ирана по сокращению своих обязательств оказались скромными — во многом из-за риска спровоцировать военный конфликт при администрации Дональда Трампа и потерять дипломатическую поддержку на международной арене. После убийства генерала Касема Сулеймани в январе 2020 г. Тегеран ограничился ракетным обстрелом американских баз и силовыми акциями против союзников США в регионе. Лишь убийство физика-ядерщика Мохсена Фахризаде в декабре того же года, совпавшее с разработкой законопроекта о снятии санкций против Ирана и победой Джо Байдена на президентских выборах, привело к тому, что Иран начал вновь обогащать уран до 20 процентов [3] , а затем — после диверсии на обогатительном комплексе в Натанзе — до 60 процентов впервые за историю ядерной программы , а также производить его в металлической форме и ограничил инспекционную деятельность МАГАТЭ рамками «обычного» соглашения о гарантиях, сняв с себя добровольное обязательство соблюдать условия дополнительного протокола к нему. Законопроект меджлиса об увеличении производства низкообогащённого урана обозреватели изначально воспринимали как очередную инициативу с целью продемонстрировать свою роль во внешней политике Ирана, но считали, что текст документа либо не будет одобрен, либо правительству удастся его обойти уже после принятия. Ожидания не оправдались: вопреки пожеланиям команды Хасана Роухани Наблюдательный совет одобрил документ с одной поправкой, чем вынудил правительство соблюдать его неукоснительно — за уклонение от имплементации закона грозит уголовная ответственность. Поведение меджлиса можно было бы объяснить предвыборными амбициями его спикера, но когда законопроект стал законом, он оказался основой консенсуса всей политической системы Ирана по поводу ядерной программы. Тот, кто выступит против закона после его одобрения, противопоставит себя не меджлису, а всему режиму во главе с верховным лидером. Чем руководствуется Тегеран, повышая ставки накануне диалога с Вашингтоном по ядерной программе?
Во-первых, стремлением ликвидировать дисбаланс за столом переговоров: Соединённые Штаты благодаря администрации Трампа не только сохранили рычаги давления, которые были у администрации Обамы, но и приумножили их, а вынужденная приверженность Ирана ядерному соглашению привела к тому, что на переговоры о возвращении в сделку иранцы вышли бы без каких-либо козырей. К тому же новый закон позволяет накопить ещё больше знаний о ядерных технологиях и полезен Ирану с точки зрения технологического развития — об этом, специально оставляя политические вопросы за скобками и не скрывая своего удовлетворения, заявил глава иранской атомной программы Али Акбар Салехи. Во-вторых, администрация Байдена дала понять, что её не устраивает просто возврат к СВПД — за этим последуют настойчивые призывы к переговорам по ракетной и региональной проблематике. Демократическая администрация, как и республиканская, планирует обрушить в обмен на более глубокое снятие санкций три столпа иранской стратегической политики [4]. В Иране это понимают, публично такого сценария не допускают, но, вероятно, готовятся к нему. Пусть и в совершенно других условиях, в 2003 г. В-третьих, иранским элитам важно сохранить лицо и не быть обманутыми дважды. По внутриполитическим причинам Иран не может предпринять шаги по возврату к СВПД первым, ведь выходили из сделки американцы — им и нужно проявить инициативу. Более того, необходимы гарантии того, что сценарий с Трампом не повторится и ядерная сделка не окажется вновь заложницей президентских циклов в Соединённых Штатах. Очерёдность действий и механизмы политических гарантий определяют в диалоге с участием других членов СВПД.
И даже в этом случае останется проблема «компенсации», которую иранцы требуют то в форме денежной выплаты, то в виде инвестиций или других гарантий получения экономической выгоды. С учётом того, что 23 мая 2021 г.
Для начала: ядерная программа Ирана началась задолго до исламской революции 1979 года и насчитывает уже более 60 лет.
Инициирование исследований в ядерной сфере являлось амбициозной инициативой иранского шаха Мохаммада Резы Пехлеви, задумавшего широкомасштабный проект по развитию ядерных технологий Ирана. Исламская революция, свергнувшая монархию и отправившая шаха в изгнание, временно отменила планы Ирана в этой области. После её победы научно-исследовательские работы и создание ядерной инфраструктуры Ирана заморозил лично лидер исламской революции аятолла Хомейни.
Однако в середине 80-х, в разгар ирано-иракской войны, когда армия Саддама Хуссейна использовала против Ирана химическое оружие в результате чего тот едва не потерпел поражение из-за деморализующе огромных человеческих потерь , иранское руководство задумалось о создании собственного оружия массового поражения. Впрочем, правда в том, что подобные разработки не устраивали американцев и их союзников вне зависимости от политического строя в Тегеране. Им в принципе не нужен был сильный Иран в качестве региональной сверхдержавы, тем более с ядерными технологиями.
Как, впрочем, и нам тоже. Тем не менее, ядерная программа стала прекрасным поводом для наложения на страну санкций и наведения на неё международной изоляции. Однако Иран выдержал, и США при Обаме пошли с ним на компромисс, заключив ту самую «ядерную сделку» со следующими пунктами: - вывоз большей части иранского обогащённого урана за границу; - мониторинг достижений Ирана в сфере ядерного вооружения; - сохранение всех ядерных объектов в Иране; - перестройка завода по обогащению топлива Фордо в научно-исследовательский центр ядерной физики без мощностей по обогащению урана; - доступ МАГАТЭ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 20 лет; - полная отмена санкций США, Евросоюза и Совета Безопасности ООН после заключения всеобъемлющего договора относительно ядерной программы Ирана; - особо зафиксировано, что Иран будет рассматривать повторное введение любых санкций, связанных с ядерной сферой, в качестве основания для прекращения выполнения своих обязательств полностью или частично.
Опасения среди официальных лиц США и ЕС усилились после того, как в этом месяце сторонники жесткой линии закрепили свои позиции по итогам парламентских выборов в Иране. Оппозиционные организации, действующие за рубежом, утверждают, что реальная явка скорее всего гораздо ниже. Дело в том, что электорат испытывает апатию не только на фоне объективных экономических трудностей, с которыми сталкивается Исламская Республика, но и репрессивной политики высшего руководства.
Несмотря на то что влияние Меджлиса на механизм принятия государственных решений в Иране крайне ограничено и сосредоточено преимущественно на социальных и экономических вопросах, парламентские выборы по-прежнему остаются красноречивым индикатором общественных настроений. По его словам, явный бойкот со стороны электората за последние годы набрал масштаб и не может оставаться незамеченным со стороны истеблишмента. Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует.
Уже в марте гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси проинформировал Совет управляющих, что «агентство утратило непрерывность информации о производстве и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжелой воды и концентрата урановой руды» в Иране. В одном из интервью отставного чиновника спросили, обрел ли Тегеран возможность разработать ядерную бомбу.
Согласно новым правилам, Ирану было запрещено инвестировать в ряд отраслей, а также введено условие о возможности досмотра иранских судов. В 2015 году в обмен на отмену санкций Иран пошел на уступки. Между постоянными членами СБ ООН и Ираном было заключено соглашение, по которому большая часть обогащенного урана должна была быть вывезена за границу, при этом ядерные объекты продолжат свою работу. Объекты, занимающиеся обогащением топлива должны стать научно-исследовательскими центрами, а обогащение отменено. Так же было предусмотрено, что западные страны откажутся от повторного введения санкций против иранской стороны. На сегодняшний день в Иране действует несколько ядерных объектов. Есть исследовательские центры, центры по обогащению руды, заводы по обогащению урана и топлива.
Действует ядерный опытный реактор, атомная электростанция в Бушере, завод ядерного топлива. Таким образом, ядерная программа Ирана зависит от действующего в текущем периоде геополитического курса. Западные страны на протяжении последних сорока лет выступают против разработок в Иране, полагая, что это нанесет урон мировой безопасности.