Кабмин внес в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения (ПО). Сильнее всего бюджет на безопасность вырос среди компаний, которые относятся к критической инфраструктуре – 39% опрошенных представителей субъектов КИИ сообщили об этом. Процесс категорирования объектов КИИ проводится внутренней комиссией по категорированию субъекта КИИ, в результате чего формируется список объектов КИИ с категориями значимости. Что важно делать всем субъектам КИИ, и кто такие субъекты вообще. До 1 января 2030 г. субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязаны перевести принадлежащие им значимые объекты на доверенные программно-аппаратные.
Переход критической инфраструктуры на отечественный софт и программно-аппаратные комплексы
Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры | субъекты КИИ) на принадлежащих им значимых объектах не. |
ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ | Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. |
Подписан закон об изменении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры | Ответственность возлагается на должностных лиц субъекта КИИ. |
Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости | Современные вызовы КИИ российской промышленности», сообщает пресс-служба Ассоциация КП ПОО. |
Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ | Было проверено более 400 объектов КИИ, принадлежащие 73 субъектам. |
О критической информационной инфраструктуре (КИИ)
Сейчас субъекты КИИ регулярно и специально снижают степень значимости имеющихся в их распоряжении объектов КИИ, и эту проблему отмечают в Правительстве РФ уже давно. По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. Также вспомним определение объекта КИИ, приведенное в 187-ФЗ, согласно которому объектами КИИ является некое множество ИС/ИТ/АСУ, принадлежащих субъекту КИИ.
От аудитов к делу
- Неделя HR в Казани
- ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЫ СУБЪЕКТ КИИ?
- Что изменится
- К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818
Использование мобильного приложения для указанных целей осуществляется гражданами добровольно. Согласно проекту, Президент РФ постановляет Правительству РФ определить порядок и условия применения мобильного приложения, а также состав и порядок обработки и защиты предъявляемых сведений. При этом для использования мобильного приложения необходимо применять шифровальные криптографические средства защиты, указанные в ч1. Проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы. Приказ вносит ряд изменений, в том числе: уточнены критерии проверки требований, предъявляемых к организации обработки персональных данных далее — ПДн по поручению; уточнены критерии проверки выполнения требований в части трансграничной передачи данных; добавлена проверка обязательности обслуживания клиента при его отказе в предоставлении биометрических ПДн; добавлены критерии проверки соблюдения требований по уведомлению об инцидентах защиты ПДн; добавлены критерии проверки соблюдения требований по процедурам прекращения обработки ПДн и их уничтожению и т. Цифровые отпечатки в финансовых сервисах Центральный Банк Российской Федерации опубликовал Стандарт обеспечения безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств. Стандарт устанавливает рекомендации по формированию цифровых отпечатков устройств в рамках дистанционного предоставления финансовых и банковских услуг для кредитных и некредитных финансовых организаций. Под цифровым отпечатком в стандарте понимается идентификатор устройства, сформированный в виде производного значения из значений параметров устройства, позволяющий идентифицировать устройство пользователя при получении им банковских и финансовых услуг.
Стандарт формируется для противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, расследования инцидентов защиты информации, использования в качестве фактора аутентификации. Стандарт содержит общее описание технологии цифрового отпечатка и ограничения ее использования, алгоритм формирования отпечатка, рекомендации по его хранению и применению. Административные регламенты ФСТЭК России Опубликован проект приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации далее — ФСТЭК России , предлагающий отменить административные регламенты по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при: осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации. Службой также опубликованы для общественного обсуждения проекты приказов, предлагающие утвердить сроки и последовательность административных процедур при осуществлении лицензионного контроля: «Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации в пределах компетенции ФСТЭК России ». Скорректированы формулировки предмета лицензионного контроля, наименование административных процедур. Исключена блок-схема исполнения государственной функции. Согласно проектам для осуществления контрольных мероприятий предлагается возможность привлечения сторонних экспертов по решению директора ФСТЭК России.
Такие эксперты не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией или быть аффилированными лицами лицензиата. Основанием для включения в ежегодный план проведения проверок теперь является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя ранее был установлен срок — по истечении одного года ; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя осталось без изменений. Публичное обсуждение проектов завершилось 25 апреля. Действующее постановление Правительства Российской Федерации от 03.
Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и или иные процессы в рамках выполнения функций полномочий или осуществления видов деятельности субъектов КИИ.
Что в себя включает категорирование объектов КИИ? Категорирование объекта КИИ предполагает определение его категории значимости на основе ряда критериев и показателей. Всего устанавливается три категории — первая, вторая или третья в порядке убывания значимости. Если объект КИИ не соответствует ни одному из установленных критериев, ему категория не присваивается. В реестр включается следующая информация: наименование значимого объекта КИИ; сведения о взаимодействии значимого объекта КИИ и сетей электросвязи; сведения о лице, эксплуатирующем значимый объект КИИ; присвоенная категория значимости; сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте КИИ; меры, применяемые для обеспечения безопасности значимого объекта КИИ.
Важно отметить, что если в процессе категорирования было определено отсутствие категории значимости у объекта КИИ, результаты категорирования все равно должны быть представлены во ФСТЭК России. Регулятор проверяет представленные материалы и при необходимости направляет замечания, которые должен учесть субъект КИИ. Как проводить категорирование объектов КИИ? Показатели критериев значимости, а также порядок и сроки категорирования определены в «Правилах категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» утверждённых соответствующим постановлением правительства от 8 февраля 2018 г. Правила регламентируют процедуру категорирования, а также содержат перечень критериев и их показатели для значимых объектов КИИ первой, второй и третьей категории.
Согласно Правилам, процедура категорирования включает в себя: Определение субъектом КИИ перечня всех процессов, выполняемых в рамках своей деятельности. Выявление критических процессов, то есть тех процессов, нарушение и или прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
Минпромторг установил порядок проведения оценки и критерии определения организаций, привлекаемых к оценке. Создается рабочая группа, включающая представителей Минпромторга и или представителей отраслевого центра компетенций по информационной безопасности в промышленности, образованного на базе подведомственной Министерству организации, включенной в перечень юрлиц, привлекаемых к оценке. Обозначены этапы управления уязвимостями.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17. При этом, основанием для проведения плановой проверки будет являться истечение 3 лет со дня: а внесения сведений об объекте КИИ в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; б окончания осуществления последней плановой проверки в отношении значимого объекта критической информационной инфраструктуры. Основаниями для внеплановых проверок являются: а истечение срока выполнения субъектом КИИ выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению безопасности; б возникновение компьютерного инцидента на значимом объекте КИИ, повлекшего негативные последствия; в приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора об осуществлении внеплановой проверки. При этом ежегодный план проведения плановых проверок будет утверждаться до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и выписка из плана проверок будет направляться субъектам КИИ в срок до 1 января года проведения данных проверок.
Обновление подборки законодательства о КИИ на сентябрь 2023
При внедрении организационных мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляются: организация контроля физического доступа к программно-аппаратным средствам значимого объекта и его линиям связи; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа, и введение ограничений на действия пользователей, а также на изменение условий эксплуатации, состава и конфигурации программных и программно-аппаратных средств; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по безопасности значимых объектов действий пользователей и администраторов значимого объекта по реализации организационных мер; определение администратора безопасности значимого объекта; отработка действий пользователей и администраторов значимого объекта по реализации мер по обеспечению безопасности значимого объекта. При этом анализу подлежат уязвимости кода, конфигурации и архитектуры значимого объекта. Анализ уязвимостей проводится для всех программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, значимого объекта. При проведении анализа уязвимостей применяются следующие способы их выявления: анализ проектной, рабочей эксплуатационной документации и организационно-распорядительных документов по безопасности значимого объекта; анализ настроек программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, значимого объекта; выявление известных уязвимостей программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, посредством анализа состава установленного программного обеспечения и обновлений безопасности с применением средств контроля анализа защищенности и или иных средств защиты информации; выявление известных уязвимостей программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации, сетевых служб, доступных для сетевого взаимодействия, с применением средств контроля анализа защищенности; тестирование на проникновение в условиях, соответствующих возможностям нарушителей, определенных в модели угроз безопасности информации. Допускается проведение анализа уязвимостей на макете в тестовой зоне значимого объекта или макетах отдельных сегментов значимого объекта. В случае выявления уязвимостей значимого объекта, которые могут быть использованы для реализации способствовать возникновению угроз безопасности информации, принимаются меры, направленные на их устранение или исключающие возможность использования эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей. По результатам анализа уязвимостей должно быть подтверждено, что в значимом объекте, отсутствуют уязвимости, как минимум содержащиеся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России или выявленные уязвимости не приводят к возникновению угроз безопасности информации в отношении значимого объекта.
В ходе приемочных испытаний значимого объекта и его подсистемы безопасности должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие значимого объекта и его подсистемы безопасности требованиям П-239, а также требованиям ТЗ на создание значимого объекта и или ТЗ частного технического задания на создание подсистемы безопасности значимого объекта. Ввод в действие значимого объекта и его подсистемы безопасности осуществляется при положительном заключении выводе в акте приемки или в аттестате соответствия о соответствии значимого объекта установленным требованиям по обеспечению безопасности. Силы обеспечения безопасности значимых объектов КИИ В соответствии с п. Руководитель субъекта КИИ определяет состав и структуру системы безопасности, а также функции ее участников при обеспечении безопасности значимых объектов КИИ в зависимости от количества значимых объектов КИИ , а также особенностей деятельности субъекта КИИ. Структурное подразделение по безопасности, специалисты по безопасности должны осуществлять следующие функции: разрабатывать предложения по совершенствованию организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов и представлять их руководителю субъекта КИИ уполномоченному лицу ; проводить анализ угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ и выявлять уязвимости в них; обеспечивать реализацию требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ , установленных в соответствии со ст. Структурное подразделение по безопасности, специалисты по безопасности реализуют вышеуказанные функции во взаимодействии с подразделениями работниками , эксплуатирующими значимые объекты КИИ , и подразделениями работниками , обеспечивающими функционирование значимых объектов КИИ.
Для выполнения вышеупомянутых функций, субъектами КИИ могут привлекаться организации, имеющие в зависимости от информации, обрабатываемой значимым объектом КИИ , лицензию на деятельность по технической защите информации, составляющей государственную тайну, и или на деятельность по технической защите конфиденциальной информации далее - лицензии в области защиты информации. Работники структурного подразделения по безопасности, специалисты по безопасности должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ в соответствии с требованиями П-235. Обязанности, возлагаемые на работников структурного подразделения по безопасности, специалистов по безопасности, должны быть определены в их должностных регламентах инструкциях.
Кроме того, к ним относятся информационные системы, информационно—телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, а также российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей. Юрист, экономист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков добавляет, что объекты КИИ категорируются исходя из их социальной значимости и величины возможного ущерба интересам России в вопросах внутренней и внешней политики; экономической значимости и возможного причинения прямого и косвенного ущерба бюджетам страны; экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду.
А также значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка. В зависимости от этого объектам присваивается категория — первая, вторая или третья. Для узкого круга лиц Все опрошенные юристы отмечают, что новые поправки не имеют никакого отношения к закрытию Единого государственного реестра недвижимости, которое произошло в июле 2022 года. В результате стало невозможным просто так получить выписку из ЕГРН. Тогда же внесли изменения и в закон о нотариате, поскольку нотариус теперь является одним из немногих лиц, которое может получить доступ к данным о недвижимости.
Поэтому включение оператора реестра недвижимости в перечень субъектов российской КИИ не сильно влияет на текущее положение дел", — подчёркивает Максим Али. При этом он отмечает, что в сфере регистрации недвижимости этот закон вряд ли как—то критически повлияет на текущее положение дел. Поэтому это важно для достаточно узкого круга лиц", — полагает он.
Там публикуются сообщения, в которых дается ссылка на источник скачивания обновлений, указываются идентификаторы уязвимостей, а также даются ссылки на инструкции по устранению уязвимостей и проведению дополнительных мероприятий.
Оповещение конечного пользователя об окончании жизненного цикла ПО. К примеру, в специальном разделе сайта разработчика могут быть организованы специальные «фильтры» по продуктам, которые ведут на страницы с планами по поддержке ПО в ходе жизненного цикла. На рис. Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла.
Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности. В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов.
На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь. На втором этапе проводится аудит текущих бизнес-процессов разработки, формируется целевое состояние процессов разработки, исходя из требований регулятора либо бизнес-потребностей, далее выявляются несоответствия и формируются рекомендации по внедрению организационных и технических мероприятий. На третьем этапе рекомендации ранжируются по степени их реализуемости и сводятся в дорожную карту. Настоятельно рекомендуем разрабатывать детальный план перехода и пояснительную записку с обоснованием принятых решений, чтобы всегда можно было поднять историю и причины принятых решений.
Четвертый этап — это уже непосредственно работа проектной команды, которая движется по дорожной карте. Исходя из практики, оптимальным вариантом является тот, в котором техническое лидерство в проекте остается за разработчиками, а организационное лидерство, то есть руководство проектом, возложено на специалиста по информационной безопасности. В этом случае происходит тесная интеграция компетенций безопасников и разработчиков.
Госкомпании начнут согласовывать приобретение зарубежного софта с Минцифры В требованиях Минцифры не указана доля российского ПО и оборудования, которая должна использоваться на предприятиях. На запрос ТАСС в пресс-службе ведомства уточнили: "При обосновании, в котором могут быть описаны все риски для бесперебойной, безопасной и эффективной работы объектов КИИ, субъект КИИ вправе продолжить использовать иностранное ПО, телекоммуникационное оборудование и радиоэлектронную продукцию. Преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и или оборудованием приоритет должен отдаваться российским продуктам. Проект постановления правительства предусматривает ряд исключений, учитывающих специфику всех отраслей, а также отсутствие на сегодняшний день отдельных российских аналогов используемых на объектах КИИ оборудования, продукции и ПО. При переходе на преимущественное использование российского ПО и или оборудования должны учитываться в том числе текущие сроки амортизации используемого субъектом КИИ оборудования и сроки действия прав на использование ПО в отношении используемого ПО и или оборудования, сведения о которых не включены в реестры".
Что такое объекты КИИ? При этом объекты КИИ подразделяются на категории — первую, вторую, третью — по важности для информационной безопасности, также есть объекты КИИ, которым не присвоена категория. Этот момент вызывает отдельные споры: одна из главных просьб бизнеса — не налагать обязательства по импортозамещению на КИИ третьей категории.
Кабмин внёс законопроект о переходе субъектов критической инфраструктуры на российский софт
СУБД 4 класса защиты - 1 категории значимости. Многофункциональные МЭ уровня сети 5 класса защиты - 2 категории значимости. Многофункциональные МЭ уровня сети 4 класса защиты - 1 категории значимости.
Подписывайтесь на «Газету.
Ru» в Дзен и Telegram.
Подтверждением отсутствия произведенных в РФ доверенных программно-аппаратных комплексов, являющихся аналогами приобретенных, являются заключения, выданные Минпромторгом России Определен перечень федеральных органов исполнительной власти и российских юридических лиц, ответственных за организацию перехода субъектов КИИ на принадлежащих им значимых объектах на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов в соответствующих сферах областях деятельности. Дата публикации на сайте: 17.
Формальная модель управления доступом. Часть 3. Часть 4. Руководство по управлению рисками информационной безопасности. Защита информации от утечки из программной среды информационных и автоматизированных систем.
Общие положения». Система управления информационной безопасностью. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества». Системы автоматизированного управления учетными записями и правами доступа. Классификация средств защиты информации от несанкционированного доступа и номенклатура показателей качества». Разосланы на рассмотрение в организации-члены ТК 362 проект Рекомендаций по стандартизации «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Защищенный протокол взаимодействия квантово-криптографической аппаратуры выработки и распределения ключей и средства криптографической защиты информации».
Плановый срок рассмотрения - апрель 2023 года. Представлены председателю ТК 362 для принятия решения об организации их публичного обсуждения проекты национальных стандартов: ГОСТ Р «Защита информации. Система менеджмента информационной безопасности. Представлен председателю ТК 362 для принятия решения об организации голосования по вопросу его представления в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт на утверждение проект национального стандарта ГОСТ Р «Защита информации. Система организации и управления защитой информации.
Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости
Мы рассмотрели, кто такой субъект критической информационной инфраструктуры, что такое объект КИИ и какие необходимо выполнить действия для выполнения требований ФСТЭК. Значимые субъекты КИИ должны перейти к использованию доверенных программно-аппаратных комплексов на своих объектах до 1 января 2030 года. Для подключения субъекта КИИ к ГосСОПКА необходимо направить письменный запрос в ФСБ России по адресу: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка д. 1/3.
Владельцы социально значимых объектов КИИ будут использовать ПАК
2. Создание и бесплатное распространение для субъектов КИИ автоматизированной системы федерального уровня по передаче информации об объектах КИИ (на связанных с ГТ) 3. в) работники субъекта КИИ, на которых возложены функции обеспечения безопасности (информационной безопасности) объектов критической информационной инфраструктуры. Самих себя субъекты КИИ как владельцы информации, информационных систем или киберфизических систем как-то защищают, причем, скорее всего, вполне адекватно.
Безопасность критической информационной инфраструктуры
Среди требований к производителю и разработчику: собственная сеть сервисных центров на территории РФ; наличие прав на документацию, технологию, патентов и исключительных прав на ПО; поддержка продукта на протяжении всего жизненного цикла. Также отдельно Евгений Абакумов остановился на требованиях к аппаратному и программному обеспечению ПАК. Старший вице-президент по информационным технологиям Ростелекома Кирилл Меньшов акцентировал внимание на предназначении ПАКов: Мне кажется, что решить вопрос ПАКов без понимания того, что они из себя представляют — невозможно. Они появились для специализированных задач, которые нельзя решить с помощью универсальных серверов.
Поэтому ПАКи между собой различаются радикально. Либо нам придется делать много классов ПАКов, либо мы подойдем к решению издалека, сделаем более абстрактно, но тогда нам сложно будет соответствовать. Чтобы нам удалось прийти к итогу, важна работа всех участников сегодняшней дискуссии: потребителей, разработчиков и органов государственной власти.
Генеральный директор АНО «Консорциум «Вычислительная техника» Светлана Легостаева обратила особое внимание на доверие со стороны заказчика к оборудованию, которое обязательно должно быть чем-то подтверждено: Нужно развивать институт центров тестирования. Они будут решать задачу доказательства того, что функционал, который задекларирован на бумаге производителем действительно выдержал нагрузочные испытания и соответствует всем заявленным характеристикам. Полигон должен занять важное место в системе создания и внедрения решений для КИИ.
Президент Ассоциации разработчиков компьютерных технологий доверия и безопасности «Доверенная платформа» Андрей Тихонов заявил о необходимости создания единой карты рисков: Необходимо сформировать единую картину рисков и угроз КИИ, которые связаны не только с информационной безопасностью, но и с технологической независимостью. На основе этого должны быть сформированы требования доверенного и безопасного жизненного цикла продукции и систем — начиная от дизайна и разработки, через внедрение и модернизацию, вплоть до вывода из эксплуатации.
Однако власти предусмотрели ряд исключений для ПАК.
Например, разрешено не пользоваться программой, приобретенной до этой даты, или если у этого ПАК нет аналогов из списка доверенных. Правила перехода субъектов КИИ к эксплуатации ПАК Чтобы перейти на преимущественное использование программно-аппаратных комплексов, необходимо следовать специальному плану перехода. При этом госорганы требуют индивидуального подхода к составлению в зависимости от сферы деятельности компании.
Такие документы называются отраслевыми. Итак, после утверждения отраслевого плана уполномоченные органы в течение 20 рабочих суток направляют готовый вариант организации, работающей с субъектом КИИ.
К субъектам КИИ относятся государственные органы и организации из областей здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сферы, а также топливно-энергетического комплекса, которые владеют объектами критической инфраструктуры. Субъекты могут сами определять значимость объектов и не относить их к КИИ. Инициатива должна ускорить переход субъектов КИИ на отечественное ПО и оборудование, упростить этот процесс и внести в него определённость, объяснил «СенатИнформ» зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по госстроительству и законодательству Артём Шейкин.
Он отметил, что поправок ждут с осени 2022 года, и они просто необходимы для ускорения реализации положений Указов Президента РФ об обеспечении технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры страны, перехода на отечественный софт и «железо».
При этом он отмечает, что в сфере регистрации недвижимости этот закон вряд ли как—то критически повлияет на текущее положение дел. Поэтому это важно для достаточно узкого круга лиц", — полагает он. На объекте недвижимого имущества может быть инфраструктура, которая подвергается атакам, поэтому внесение в список КИИ тут видится логичным, убеждён Павел Катков. Возможно, депутаты пытаются защитить эти системы от хакерских атак, которые могли бы осуществляться в целях срыва этих сделок. Может, это ещё окажет воздействие на риелторов, но косвенное, ведь они не регистрируют сделки непосредственно", — рассуждает эксперт.
Ценный опыт Если говорить общими словами, то раньше компания сама разбиралась со своими проблемами, связанными с безопасностью, а сейчас обязана уведомлять и информировать о них вышестоящие инстанции, комментирует законодательную новеллу Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК Itglobal. Если раньше компания могла где—то безответственно подходить к безопасности, то теперь она обязана выполнять требования к безопасности. А значит и безопасность данных, в том числе в области недвижимости, станет выше", — считает она. С этим согласен Данияр Исхаков, заместитель директора департамента консалтинга IT—компании Innostage: "Активная позиция государственных регуляторов в области защиты информации, а также отраслевых регуляторов например, Минэнерго заставляет организации уделять вопросам обеспечения информационной безопасности всё большее внимание. Вместе с тем сами организации, осознавая необходимость устойчивого функционирования в условиях постоянных кибератак, зачастую транслируют полученный опыт в защите значимых объектов КИИ, а также реализованные организационные и технические меры по защите информации на всю инфраструктуру организации".
Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ
Как правило, в информационных системах разработки заводятся тикеты. По данным тикетам разработчикам ставится в план задача по устранению критических уязвимостей и уязвимостей, имеющих высокий приоритет. Устранив уязвимость, разработчик в комментариях может сделать пометку с идентификатором тикета. Тем самым будет обеспечена прослеживаемость закрытия выявленных уязвимостей. Информирование о выявленных уязвимостях и компенсирующих мероприятиях конечных пользователей. В качестве примера можно привести сообщения на сайтах крупных разработчиков средств защиты информации. Там публикуются сообщения, в которых дается ссылка на источник скачивания обновлений, указываются идентификаторы уязвимостей, а также даются ссылки на инструкции по устранению уязвимостей и проведению дополнительных мероприятий. Оповещение конечного пользователя об окончании жизненного цикла ПО. К примеру, в специальном разделе сайта разработчика могут быть организованы специальные «фильтры» по продуктам, которые ведут на страницы с планами по поддержке ПО в ходе жизненного цикла.
На рис. Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла. Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности. В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь.
Отраслевые планы перехода, начиная с 2026 года, содержат информацию о мерах по переходу субъектов критической рабочей силы по использованию доверенных программно-аппаратных комплексов и о долях этих комплексов в их общем количестве.
Уполномоченные органы должны ежегодно до 1 мая обновлять эти планы. После утверждения они направляют их субъектам КИИ.
Постановление Правительства РФ от 14. Подтверждением отсутствия произведенных в РФ доверенных программно-аппаратных комплексов, являющихся аналогами приобретенных, являются заключения, выданные Минпромторгом России Определен перечень федеральных органов исполнительной власти и российских юридических лиц, ответственных за организацию перехода субъектов КИИ на принадлежащих им значимых объектах на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов в соответствующих сферах областях деятельности.
Заметим, уловка не нова, такое же прикрытие в начале года использовал MetaStealer. Для верности жертву в заключение еще раз проводят по тому же кругу, но уже в другом домене — n0wpay[. Выбор хостинга для Android-трояна, по словам аналитиков, необычен: это украинский сервис Ucoz, а не российский или европейский дата-центр, которым отдают предпочтение фишеры рунета. Работа осуществляется в фоновом режиме, через 10 секунд после старта иконка исчезает из списка приложений.
Соблюдение цифрового суверенитета на объектах КИИ
- Подписан закон об изменении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры
- Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры
- Что такое КИИ?
- Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры
Почему это важно
- Постановление Правительства PФ от 14 ноября 2023 г. № 1912 | Новости RTM Group
- Соблюдение цифрового суверенитета на объектах КИИ
- Как и кому необходимо подключаться к ГосСОПКА
- 24 ИЮНЯ 2024 БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ 187-ФЗ — ВсеПрофи24
ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ
До 1 января 2030 г. субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязаны перевести принадлежащие им значимые объекты на доверенные программно-аппаратные. Новые субъекты КИИ, индикаторы риска нарушения требований при обработке ПДн, сертификация МЭ уровня сети и СУБД, импортозамещение в финансовой сфере. По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ.