Список стран-членов НАТО включает в себя всеобъемлющую компиляцию списка членов НАТО, и страны-члены НАТО 2023 года специально выделены в этом списке.
НАТО – последние новости
В 2024 году альянс может расшириться за счет принятия Швеции. Какие страны вышли из НАТО? В июле 1966 года Париж покинул альянс, оставаясь при этом его участником на политическом уровне. Кто во главе НАТО? Что такое НАТО? НАТО — военно-политическая организация ряда европейских и американских государств. Цель альянса — гарантия безопасности своих членов через политические и военные средства. Для чего было создано НАТО?
Начиная с момента своего появления, альянс ориентировался на противодействие СССР и членам образовавшейся в 1955 году Организации Варшавского договора. Цель — защита Европы от "красной угрозы".
Тогда и начнется третья мировая. Тое мнение в материале для Asia Times высказал бывший заместитель помощника министра обороны США по политическим вопросам Стивен Брайен. По его словам, Североатлантический альянс начинает вводить на Украину боевые части — военнослужащие из Польши, Франции, Британии, Финляндии и других стран-членов НАТО "прибывают в больших количествах".
По данным издания, почти вся украинская ПВО находится под контролем НАТО и большая часть расчетов — это кадровые военнослужащие из стран Североатлантического альянса. Так, издание The Spectractor недавно заверило читателей, что военная интервенция военнослужащих альянса на Украину не приведет к серьезной эскалации конфликта.
На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и.
«Инструмент военной гегемонии»: как США используют НАТО для подчинения Европы
Будут приложены все усилия, чтобы избежать прямого столкновения сил НАТО и Союзного государства России и Белоруссии. Главные новости блока НАТО с переводом на русский язык. Обзор зарубежных СМИ о противостоянии с Россией и войне на Украине. Главные новости блока НАТО с переводом на русский язык. Обзор зарубежных СМИ о противостоянии с Россией и войне на Украине.
НАТО сделало войну с Россией неизбежной — эксперт
Его официальные цели заключаются в повышении благосостояния региона, создании системы коллективной безопасности и упрочения стабильности, однако фактически альянс с самого начала своего возникновения был направлен на противодействие СССР, ограничение распространения его влияния, создание военного контингента для возможной войны с СССР и его союзниками. В 50-х годах на фоне «потепления» в отношениях между СССР и США, советское руководство и дипломатия предприняли попытку присоединения к НАТО, как структуре, обеспечивающей коллективную безопасность в Европе и в потенциале во всем мире, однако получили отказ. Советская сторона справедливо указала, что создание односторонних военных организаций, разделяющих государства с политико-идеологической точки зрения не будет способствовать установлению мира и стабильности, но напротив повлечет за собой нарастание напряжения и противостояния между сторонами. Также в период «холодной войны» силы НАТО официально не участвовали и не проводили военных операций.
В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выходе страны из военной организации НАТО [12]. В 2009 году она вернулась во все структуры НАТО [13]. Статья 5 Североатлантического договора, которая требует от государств-членов прийти на помощь любому государству-члену, подвергшемуся вооружённому нападению, была впервые и единственный раз применена в 2001 году в ответ на террористические атаки 11 сентября против США [3]. Карта, изображающая план развёртывания многонациональных сил НАТО на случай войны в Европе в 1980-е годы До окончания Холодной войны официально силы НАТО не участвовали ни в одной военной операции [18].
При этом принятый американским руководством уже в 2012 году документ под названием «Поддержание глобального американского лидерства: приоритеты обороны в XXI веке» прямо указывал, что центр тяжести американской военно-политической стратегии, а значит и НАТО, смещается в сторону противостояния России и стран АТР. Напомню, что Совет, начавший функционировать после саммита в Италии в 2002 году, активно способствовал координации усилий НАТО и России на важнейших направлениях борьбы с международным терроризмом и кибербезопасностью. Однако, после инициированного Грузией военного конфликта с Россией в качестве ограничительной меры против России страны НАТО приостановили работу Совета, а после воссоединения Крыма и России и событий на юго-востоке Украины долгосрочное партнерство между Россией и НАТО было заморожено. Об этом также заявил и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который подтвердил первоочередность задачи создания командных пунктов и сил быстрого реагирования в шести странах Восточной Европы.
Напомню, что в период только с 2015 по 2022 год НАТО провели 37 военных учений и маневров у границ с Россией, включая учения «Атлантическая решимость» в Прибалтике, морские и сухопутные маневры в Румынии, Польше и Болгарии. Вот некоторые примеры. Учения уже проводятся в 8 странах Восточной Европы и непосредственно у российских границ. Всего в маневрах и учениях в текущем году будут задействованы 45 тысяч военнослужащих из 20 стран-членов альянса.
По сообщениям британского военного командования, Великобритания уже направила 8 тысяч военных для участия в учениях на территории Польши и Северной Македонии. Предполагается, что они будут посвящены отработке противодействия гипотетической «российской агрессии», причем в маневрах планируют задействовать «небольшое количество украинских и грузинских военнослужащих». В пресс-релизе Национальных вооруженных сил страны сказано, что командование союзников направило туда моторизованные и десантные подразделения, артиллерию, авиацию, а также представителей оперативного планирования и материально-технического обеспечения. К немецким маневрам присоединились Финляндия и Швеция, которые заявили о намерении вступить в Альянс.
Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом. И австрийцы пока не хотят нарушать эти условия. Что же касается Ирландии, то она не вступила в НАТО исключительно в пику Великобритании, с которой у неё до сих пор остаётся нерешённым территориальный спор о Северной Ирландии. Ирландцы не захотели становиться официальными союзниками англичан, которые, по их мнению, незаконно оккупируют ирландскую территорию. Как расширялось НАТО Несмотря на постоянные декларации о стремлении к миру, НАТО проводит откровенно агрессивную политику, создавая всё новые и новые угрозы странам, которые, по мнению руководства США, определяющего политику альянса, могут представлять опасность для интересов Вашингтона.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Европы и СНГ, в частности через принятую в 1994 программу «Партнёрство во имя мира». В 2002 в Риме принята Декларация глав гос-в и пр-в РФ и стран - чл. НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантич. Вместе с тем воен. В 2002 принято решение о приглашении в НАТО ещё 7 восточно-европ.
Там уже создаются блоковые структуры, которые воспроизводят натовскую психологию, натовский менталитет», — сказал министр. Большинство стран мира понимает опасность такого подхода, считает Лавров.
В стратегии США наиболее заметно укрепление именно европейской ОСЗ, что в Брюсселе обосновывают необходимостью сдерживания России и противодействия гибридным угрозам, которые якобы исходят от Москвы. Лишаясь преимуществ ведущей в НАТО группы государств, эти страны вынуждены «скрепя сердце и со скрежетом зубовным» поддерживать проекты и инициативы, навязываемые США и реализуемые странами Южной, Центральной, Восточной и Северной Европы при локальном лидерстве Польши. Варшава, забыв приписываемый Черчиллю тезис: «Польша всегда стремится проглотить больше, чем в состоянии переварить», уже мнит себя столицей Речи Посполитой от моря и до моря.
Накануне июльского саммита НАТО там обсуждались вопросы гарантий Украине и ее возможное вступление в альянс. Был разыгран еще один фарс с целью вдохнуть в киевские «элиты» надежду на неизменную поддержку со стороны НАТО. Амбиции польских элит без всякого восторга воспринимаются Германией и рядом других стран НАТО и ЕС, которые не без оснований считают действия Варшавы попыткой примерить роль «троянского коня» США в Европе, которую ранее выполняла Великобритания. США, НАТО и ЕС в соответствии с согласованной на саммитах альянса стратегии противодействия России намерены объединить усилия своих правительств, силовых структур и разведок под эгидой Вашингтона в рамках «всеобъемлющей межведомственной, межправительственной и международной стратегии». Планируется максимально эффективно использовать методы политического, экономического, военного и психологического давления — с учетом того, что ГВ представляет собой использование комбинации обычных, нерегулярных и асимметричных средств в сочетании с постоянными манипуляциями конфликтом. Основополагающая роль в ГВ отводится вооруженным силам, для чего НАТО и ЕС договорились углубить координацию планов военных учений по отработке задачи противодействия гибридным угрозам. Однако насколько готов ЕС к такой роли? НАТО остается военным инструментом сдерживания. В военной сфере вес ЕС пока незначителен.
Во-первых, одна из ключевых проблем при формировании объединенных ВС в составе ЕС связана с хроническим недофинансированием национальных ВС. Пока не удается найти согласованные решения, которые могли бы исправить положение. В последние годы ЕС увеличивает оборонный бюджет, пытаясь уменьшить зависимость в сфере обороны от США. В 2021 году оборонные расходы ЕС впервые превысили отметку в 200 млрд евро и составили 214 млрд. К 2025 году планируется увеличить расходы еще на 70 млрд. Берлин планирует лишь к 2031 году выйти на этот «норматив». Ряд государств опасаются, что наращивание военного бюджета поставит Германию на место ведущего военного игрока в Европе. Не приветствуют перспективы экономического возвышения Германии в Вашингтоне и Лондоне. Именно поэтому были взорваны газопроводы в Северном море, а Берлину предложили покупать сжиженный газ у США по гораздо большей цене.
Оттесняя Германию и снижая ее конкурентоспособность, в качестве своего «троянского коня» на континенте Вашингтон усиленно проталкивает Польшу, полную честолюбивых замыслов. Озадаченные европейцы с тревогой всматриваются в сгущающийся туман: как бы своих не перестрелять! Так что на вопрос, «кто и против кого ведет гибридную войну в Европе», немцам и другим жителям Старого Света еще предстоит ответить. Но вернемся к военным потугам Евросоюза. Во-вторых, в ЕС низкой остается военная мобильность. Считается, что переброска бронетанковой бригады из Британии, Франции или Германии в Прибалтику займет один месяц. Это делает европейские страны зависимыми от военно-транспортной авиации США. В-третьих, проблемой создания объединенных ВС остается дублирование возможностей национальных армий. Ныне каждая европейская страна имеет собственную стратегию, вооружение, органы тылового обеспечения, систему подготовки, инфраструктуру, органы военного управления.
На вооружении ВС стран Европы находятся 178 различных систем оружия по сравнению с 30 у американцев. У европейцев 17 различных типов основного танка у США всего один тип.
Де Голль потребовал реорганизации НАТО с целью ограничения доминирования в нём американцев и усиления французских позиций, но эти планы были отвергнуты США и Великобританией. В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выходе страны из военной организации НАТО [12].
В 2009 году она вернулась во все структуры НАТО [13]. Статья 5 Североатлантического договора, которая требует от государств-членов прийти на помощь любому государству-члену, подвергшемуся вооружённому нападению, была впервые и единственный раз применена в 2001 году в ответ на террористические атаки 11 сентября против США [3]. Карта, изображающая план развёртывания многонациональных сил НАТО на случай войны в Европе в 1980-е годы До окончания Холодной войны официально силы НАТО не участвовали ни в одной военной операции [18].
США и НАТО готовятся к операциям в многодоменном пространстве
ПА НАТО напрямую взаимодействует с парламентскими структурами национальных правительств государств-членов, которые назначают постоянных членов или послов при НАТО. НАТО: читайте последние новости об организации в ленте новостей на сайте MK. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Главная» Новости» Казахстан нато новости. В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории.
AT: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России
Структура НАТО. Генерал НАТО заявил, что поставки вооружений Украине не изменят ситуации на поле боя. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. ПА НАТО напрямую взаимодействует с парламентскими структурами национальных правительств государств-членов, которые назначают постоянных членов или послов при НАТО. Йенс Столтенберг Мир Европа 23 апреля в 18:31 Столтенберг раскрыл планы НАТО по размещению ядерных сил в Польше.
Организация Североатлантического договора
При этом Вестон заявлял о необходимости ответа на запросы бывших сателлитов СССР, обеспокоенных возможными «реваншистскими настроениями в Советском Союзе или в России», а также гипотетическими конфликтами между восточноевропейскими государствами. Зейтц, в свою очередь, предупреждал об опасности роста антизападных настроений в СССР в случае, если страны НАТО воспользуются выводом советских войск из Восточной Европы, но при этом говорил о необходимости более тесного сотрудничества как между отдельными государствами Западной и Восточной Европы, так и укреплении связей НАТО со странами бывшего Восточного блока. Как видно из содержания документа, участники встречи высказывались против принятия стран Восточной Европы в НАТО в частности, звучала конкретная формулировка «не предлагать членство» , но при этом выступали за расширение отношений между Альянсом и бывшими сателлитами СССР. Отметим, что участники встречи не имели полномочий для принятия соответствующих решений, да и не планировали их принимать. Об этом свидетельствует последняя фраза протокола: «Было достигнуто согласие, что дискуссии в НАТО должны идти примерно в этом русле». Как и другие протоколы встреч, на которых затрагивался вопрос возможного расширения НАТО на восток, интересующий нас документ оставляет простор для интерпретаций. С одной стороны, в нём зафиксированы неодобрительные высказывания участников о формальном или неформальном расширении. С другой стороны, участники встречи говорят о необходимости установления более тесных отношений со странами Восточной Европы, проведения круглых столов, семинаров и курсов как гражданской, так и военной тематики и даже о перспективе продажи вооружений что в целом можно трактовать как неформальное расширение. Наконец, участники встречи отдают себе отчёт в том, что решения должны приниматься коллегиально членами НАТО, а их непосредственная задача — лишь примерно задать тренд будущей дискуссии. Однако ни этот, ни другие протоколы встреч высокопоставленных лиц не содержат и не могут содержать каких-то официальных гарантий и обязательств, которые в них могут «вчитывать» более поздние интерпретаторы. Так или иначе официальный статус имеет именно соглашение об объединении Германии, а другие документы наподобие протокола, обнаруженного Шифринсоном могут свидетельствовать лишь о ходе дискуссии, но не о наличии каких-то договорённостей, заверений или гарантий.
Первичная, но не единственная задача, которую перед собой ставил военно-политический блок — защита от советской угрозы, пишут РИА Новости. При создании союзники заявляли о борьбе с возрождением нацизма и обеспечение роста политической интеграции Европы. Государства-участники связаны друг с другом договором. Отрывок из 5 статьи Североатлантического договора: Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону НАТО открытые источники в интернете. Варшавский договор и угроза российской безопасности В 1955 году, спустя 6 лет после создания военного блока, Советский союз и страны Центральной и Восточной Европы кроме Югославии , тоже объединились — в Организацию Варшавского договора ОВД. Такой шаг был своеобразным ответом на военную угрозу НАТО.
Тревогу у России может вызвать только размещение на территории этих стран инфраструктуры альянса, однако и в этом случае, России есть чем ответить. Новостью последних минут можно назвать смягчение позиции Эрдогана и подписание трехстороннего договора с Финляндией и Швецией, где подробно указаны все действия, которые должны предпринять скандинавские страны. После этого Анкара направила им приглашение на вступление в Североатлантический альянс, а 16 августа 2022 года страны подпишут протокол о вступлении. Обычно от приглашения до полноценного вступления стран в Альянс уходит год, но в связи с ситуацией на Украине эксперты прогнозируют сокращение сроков вплоть до конца 2022 года. Нападет ли НАТО на Россию: прогнозы экспертов Несмотря на явно агрессивную политику, и назначение России главной угрозой для организации, нападать на Россию, по крайней мере, в ближайшее время, альянс не собирается. Об этом говорят по обе стороны Атлантики — генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял о том, что посылать войска блока на Украину никто не станет. Ранее, премьер-министр Великобритании Б. Джонсон завил, что был вынужден отказать Украине в просьбе закрыть небо над ней, так как это неизбежно приведет к прямому столкновению альянса с Россией. Со стороны США, президент Байден заявил, что он, как опытный политик, понимает всю тяжесть возможного военного конфликта, поэтому предпочитает войну санкций. Российский депутат Госдумы, М. Делягин, и вовсе заявил, что войны не будет, потому что целью разжигания украинского кризиса было не устранение России, а подрыв экономической мощи Франции и Германии, как экономических центров Европы. НАТО готовится к войне с Россией 2024 Большинство экспертов склоняются к тому, что на саммите организации, запланированном на 28-16 августа 2022 года, альянс откажется от всех формальных самоограничений и будет действовать на основе собственных мнений о мнимой «российской угрозе». Это будет означать увеличение штатной численности и количества воинских частей НАТО на границах с Россией. Однако дальнейшее развитие отношений будет складываться из серьезных опасений США о возможном военном сближении России и Китая. Там же, на саммите, будет принята новая концепция организации, согласно которой, реальной угрозой для альянса будет считаться не только Россия, но и Китай. Многие эксперты считают, что блоку следует предпринять четыре основных шага для укрепления своей оборонной стратегии. Обеспечение устойчивости альянса путем диверсификации энергоснабжения и защитой от кибератак. Укрепление дипломатических и военных связей внутри альянса. Жесткий и единый контроль над вооружениями. Понимание современных угроз и новых технологических вызовов. Одним из факторов, свидетельствующих о присутствии в умах руководства организации желания подготовиться к войне с Россией, можно считать именно стремление к изменению стратегической концепции альянса. В таблице приведена численность 6 основных, самых крупных армий альянса. Армии других стран-членов не превышают 100 тыс.
Сегодня же ключевые темы для обсуждения — контроль над вооружениями и снижение рисков военных инцидентов. К сдерживанию относится совершенствование оперативной совместимости вооруженных сил государств-членов альянса, военные учения, укрепление сотрудничества в сферах киберпространства и космоса, развитие таких инициатив как «Расширенное передовое присутствие» в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Объединенная оперативная группа повышенной готовности, ПРО НАТО, «4 по 30» и других. Этой же цели служат и контакты альянса с государствами на постсоветском пространстве — в первую очередь с Украиной и Грузией. Еще одним вызовом является Китай. Он был включен в повестку НАТО в 2019 г. В 2020 г. В докладе говорится, что альянсу необходимо создать в своей структуре институциональное образование для оценки последствий технологического развития Китая, отслеживания и защиты от любых его действий, которые могут повлиять на коллективную оборону или стрессоустойчивость НАТО. Важно отметить, что ряд новых решений, инициированных американской стороной в прошлые годы, напрямую затрагивают интересы Китая. Среди них — включение космического пространства в сферу ответственности НАТО и обновление базовых требований организации к гражданским коммуникациям, включая сети 5G. Остальные угрозы можно перечислить кратко: развитие технологий, актуальные проблемы в борьбе с терроризмом, нестабильность в регионах к югу от границ НАТО, вопросы контроля над вооружениями и ядерного сдерживания, изменение климата. Важно отметить, что этот доклад — не официальный документ НАТО, а лишь рекомендация экспертов. Более того, инициатива его разработки принадлежит Генеральному секретарю организации, а не государствам-членам. НАТО как международная организация является производной совокупности волеизъявлений ее государств-членов.
Asia Times: военные НАТО уже активно участвуют в боях на Украине
Шеф Пентагона Ллойд Остин подтвердил планы заказать для Украины новые вооружения на шесть миллиардов долларов. В обмен на предоставленный новый пакет помощи США могут потребовать от ВСУ начать новое наступление, однако из-за острой нехватки людей в украинской армии эту кампанию начнут европейские военные, заявил американский журналист Клейтон Моррис в эфире своего шоу Redacted. Войска Североатлантического альянса вплотную приблизились к российским границам, что создает дополнительные угрозы военной безопасности. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Варшава, забыв приписываемый Черчиллю тезис: «Польша всегда стремится проглотить больше, чем в состоянии переварить», уже мнит себя столицей Речи Посполитой от моря и до моря. Накануне июльского саммита НАТО там обсуждались вопросы гарантий Украине и ее возможное вступление в альянс. Был разыгран еще один фарс с целью вдохнуть в киевские «элиты» надежду на неизменную поддержку со стороны НАТО. Амбиции польских элит без всякого восторга воспринимаются Германией и рядом других стран НАТО и ЕС, которые не без оснований считают действия Варшавы попыткой примерить роль «троянского коня» США в Европе, которую ранее выполняла Великобритания. США, НАТО и ЕС в соответствии с согласованной на саммитах альянса стратегии противодействия России намерены объединить усилия своих правительств, силовых структур и разведок под эгидой Вашингтона в рамках «всеобъемлющей межведомственной, межправительственной и международной стратегии». Планируется максимально эффективно использовать методы политического, экономического, военного и психологического давления — с учетом того, что ГВ представляет собой использование комбинации обычных, нерегулярных и асимметричных средств в сочетании с постоянными манипуляциями конфликтом. Основополагающая роль в ГВ отводится вооруженным силам, для чего НАТО и ЕС договорились углубить координацию планов военных учений по отработке задачи противодействия гибридным угрозам. Однако насколько готов ЕС к такой роли?
НАТО остается военным инструментом сдерживания. В военной сфере вес ЕС пока незначителен. Во-первых, одна из ключевых проблем при формировании объединенных ВС в составе ЕС связана с хроническим недофинансированием национальных ВС. Пока не удается найти согласованные решения, которые могли бы исправить положение. В последние годы ЕС увеличивает оборонный бюджет, пытаясь уменьшить зависимость в сфере обороны от США. В 2021 году оборонные расходы ЕС впервые превысили отметку в 200 млрд евро и составили 214 млрд. К 2025 году планируется увеличить расходы еще на 70 млрд. Берлин планирует лишь к 2031 году выйти на этот «норматив».
Ряд государств опасаются, что наращивание военного бюджета поставит Германию на место ведущего военного игрока в Европе. Не приветствуют перспективы экономического возвышения Германии в Вашингтоне и Лондоне. Именно поэтому были взорваны газопроводы в Северном море, а Берлину предложили покупать сжиженный газ у США по гораздо большей цене. Оттесняя Германию и снижая ее конкурентоспособность, в качестве своего «троянского коня» на континенте Вашингтон усиленно проталкивает Польшу, полную честолюбивых замыслов. Озадаченные европейцы с тревогой всматриваются в сгущающийся туман: как бы своих не перестрелять! Так что на вопрос, «кто и против кого ведет гибридную войну в Европе», немцам и другим жителям Старого Света еще предстоит ответить. Но вернемся к военным потугам Евросоюза. Во-вторых, в ЕС низкой остается военная мобильность.
Считается, что переброска бронетанковой бригады из Британии, Франции или Германии в Прибалтику займет один месяц. Это делает европейские страны зависимыми от военно-транспортной авиации США. В-третьих, проблемой создания объединенных ВС остается дублирование возможностей национальных армий. Ныне каждая европейская страна имеет собственную стратегию, вооружение, органы тылового обеспечения, систему подготовки, инфраструктуру, органы военного управления. На вооружении ВС стран Европы находятся 178 различных систем оружия по сравнению с 30 у американцев. У европейцев 17 различных типов основного танка у США всего один тип. В-четвертых, ЕС потребуется наладить сотрудничество в производстве военной техники. До сих пор не вышли на заданный уровень программы производства истребителя «Еврофайтер», вертолета NH90 и военно-транспортного самолета А400М.
Таким образом, постоянное военное присутствие США в Польше, Германии и Италии возрастет более чем на 1000 военнослужащих и гражданских лиц. А к трем бригадным боевым группам США в Европе двум постоянным[12] и одной ротационной[13] добавятся еще две ротационные[14]. Заключение Из сказанного можно сделать следующие основные выводы: 1. НАТО в новой модели сил делает основной упор на повышение готовности к боевому развертыванию и передислокации на восточный фланг НАТО уже существующих сил, которые будут в мирное время дислоцироваться на территории своих государств. При этом, если раньше в течение 15 дней могло быть развернуто до 40 тыс. Для ускорения передислокации создаются предварительно складированные запасы вооружения и военной техники в странах Восточной Европы. В Восточной Европе будет продолжено усиленное передовое присутствие на ротационной основе многонациональных военных формирований НАТО. При этом число размещенных там ротационных американских бригадных боевых групп удвоится с одной до двух [15].
В Польше в дополнение к постоянной базе ПРО США Редзиково, основанной в 2016 г, появятся новые постоянно дислоцированные американские подразделения, а общая численность постоянно дислоцированных в этой стране американских войск и гражданских служащих Пентагона достигнет более чем 700 чел. Как считает председатель Объединенного комитета начальников штабов, генерал Марк А. Милли, будущее американского присутствия на восточном фланге НАТО может быть связано с ротацией экспедиционных сил на передовых постоянных базах. Это, с одной стороны, даст эффект постоянства за счет циклической смены ротационных сил на этих постоянных базах, а с другой — позволит избежать расходов на перемещение членов семей военнослужащих, на жилье и школы для них и тому подобное. Все эти приготовления направлены против России, которая в новой Стратегической концепции НАТО, утвержденной на саммите в Мадриде 29 июня 2022 г. И в сочетании с увеличением готовности сил НАТО к переброске на восточный фланг и наращиванием уже сейчас сил США и НАТО на этом фланге утверждение из Стратегической концепции о том, что «НАТО не стремится к конфронтации и не представляет никакой угрозы для Российской Федерации» выглядит, мягко говоря, не внушающим доверия. В связи с этим Россия и союзная Белоруссия, несомненно, предпримут меры по укреплению своей обороноспособности адекватно возросшим угрозам и вызовам национальной безопасности двух государств. Юрий Зверев, главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им.
Канта [1] Его передовые подразделения расположены в Адажи Латвия , а остальная часть штаба находится в Карупе Дания. На июнь 2022 г. Объявлено о ее плановой замене по ротации на боевую авиационную бригаду 1-й бронетанковой дивизии Форт-Блисс, штат Техас.
Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта.
В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности. Действия в Эгейском море - миссия заключается в оказании поддержки греческим властям для управления миграционными потоками. Тренировочная миссия НАТО в Ираке направлена на обучение и подготовку вооруженных сил Ирака для борьбы с международным терроризмом. В ней задействованы инструкторы блока, которые обучают местные силы безопасности инженерной подготовке, военной медицине, а также оказывают консультативную помощь в организации военно-гражданского планирования. В частности, проводится обучение и подготовка сил быстрого реагирования АС. Блок также направляет военных советников в миротворческие подразделения в Сомали и Эфиопии. Патрулирование воздушного пространства - постоянно действующая миссия по контролю за воздушным пространством. В ее рамках силы ВВС НАТО находятся в постоянной готовности пресечь несанкционированное пересечение границ воздушного пространства стран-членов.
В настоящий момент блок значительно наращивает свои силы и средства в рамках воздушного патрулирования на своем восточном фланге для предотвращения "угрозы со стороны России". В последнее время руководство блока при проведении маневров и учений делает акцент на отработке сценариев коллективной обороны, то есть задействования войск всех стран альянса для отражения агрессии против любого из членов альянса. Учения Steadfast Defender-2024 В 2024 году Альянс проводит масштабные учения Steadfast Defender-2024, которые являются самыми масштабными маневрами со времен окончания холодной войны. В них задействовано более 41 тысячи военнослужащих, а также более 50 кораблей. В российском МИД указали, что сценарий учений сформулирован таким образом, что "не оставляет сомнений в том, что это часть приготовлений к военному столкновению с Россией". В рамках маневров блок намерен сымитировать "крупномасштабный конфликт с противником на востоке", отработать переброску войск из США и Южной Европы на восточный и северный фланги, а также спрогнозировать эффективность боевых действий с "сопоставимым по силе противником". В документе указывается, что "наиболее серьезной угрозой безопасности" блоку является Россия. В качестве приоритетных направлений борьбы с этой "угрозой" в альянсе видят противодействие России в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском, Черном и Средиземном морях, а также в Беларуси.
Кроме того, "вызов интересам" стран НАТО бросает Китай, который, якобы, намерен "подорвать основанный на правилах международный порядок". Главной же целью организации обозначено "обеспечение коллективной защиты от всевозможных угроз со всех направлений 360 градусов ". В Концепции также подтверждена готовность блока к дальнейшему расширению за счет присоединения Боснии и Герцеговины, Грузии и Украины. В ее рамках блок намерен выделять Киеву 500 миллионов долларов в год для модернизации армии и ее перехода на стандарты НАТО. Кроме того, начал работу Совет Украина-НАТО, в рамках которого будут проходить консультации по вступлению бывшей советской республики в альянс. В НАТО утвердили новый план коллективной обороны, а также региональные планы. Их содержание не раскрывается, однако эксперты отмечают, что они направлены на усиление военного присутствия НАТО на восточном фланге. Эти планы описывают, как НАТО будет защищать конкретную территорию от "агрессии со стороны России" и как будет происходить управление войсками "в масштабах театра военных действий".
Кроме того, руководство блока согласовало резкое увеличение численности союзных сил реагирования. Теперь этот контингент будет насчитывать 300 тысяч человек. Затронули в Вильнюсе и болезненный финансовый вопрос. В очередной раз было согласовано, что каждый член НАТО должен тратить на оборону не менее 2 процентов национального ВВП - показатель, который многие члены блока не могут достичь уже много лет.