В Великий пост важно приходить на богослужения в выходные дни или хотя бы найти время в течение недели, о чем говорится в Священном Писании. На время Великого поста в нашей Церкви принято подавать постовые записки о своих близких, живых и умерших, чтобы они прочитывались каждый день священнослужителями в храмах. Богослужение в храме священномученика Серафима в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской 21.04.2024.
Богослужение родительской субботы Великого поста
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. После богослужения духовенство собора отслужили уставную заупокойную литию о всех почивших от века православных христианах. После богослужения духовенство собора отслужили уставную заупокойную литию о всех почивших от века православных христианах.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить в храм в майках и шортах, а также спортивных костюмах. По традиции мужчины входят в храм с непокрытой головой, а женщины, напротив, в головном уборе. Перед первым посещением храма лучше спросить своих воцерковлённых друзей и знакомых, куда ходят они и предупредить священника о мере своего христианского опыта, чтобы он понимал, какой совет будет Вам полезен, а какой давать ещё рано. По возможности, постарайтесь избегать монастырей, так как монашеский опыт не предназначается для неофитов. Как научиться внимать богослужению? Одним из главных условий молитвы является внимательность. Поэтому богослужению в храме нужно внимать, то есть сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем.
Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться ко всем подряд иконам целовать их , рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и так далее. Конечно, чтобы внимательно и с духовной пользой слушать молитвы и песнопения богослужений нужна предварительная подготовка. Знание наименований частей храма, облачений и священных предметов, библейской истории, чина литургии и других основных богослужений, церковно-славянского языка. Начать их изучение Вы можете с «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского и посещения воскресной школы для взрослых при храме, в который Вы ходите. Позднее священник порекомендует Вам «Православный катехизис» краткий богословский сборник и другие пособия для дальнейшего воцерковления.
Во время экскурсии детей сопровождали родители, бабушки и дедушки. Возглавили группу директор Воскресной школы, клирик храма священник Андрей Вавилов и помощник настоятеля Кирилл Мартюшов.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в IX веке. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе.
По окончании Литургии перед образом Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери "Умиление" был совершен чин молебного пения, который возглавил протоиерей Михаил Рязанцев. Затем отец Ключарь обратился к собравшимся прихожанам со словами проповеди. По окончании Богослужения доступ к Святыне был возобновлен и все желающие смогли приложиться к чудотворному образу. Затем, под пение величания Пресвятой Богородице, Серафимо-Дивеевская икона, торжественно была перенесена из Храма Христа Спасителя в автомобиль, который доставил святыню в крестовый храм Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке. В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Божественная литургия 4 июня 2023 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
Согласно другой, более распространенной версии, Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о воскрешении Иисуса Христа и преподнести символический подарок — куриное яйцо. Тот не поверил — сказал, что это так же невероятно, как если бы яйцо вдруг стало красного цвета. В этот момент оно и поменяло цвет. Как бы то ни было, обе легенды настаивают на том, что яйцо из обычного вдруг стало красным. Именно поэтому куриные яйца традиционно красят либо в красный, либо в темно-коричневый цвет и ассоциируют их со смертью и воскрешением.
Еще один атрибут, связанный с Христом, — это кулич. По преданию, на одной из трапез с апостолами Иисус назвал хлеб телом своим, поэтому после его вознесения апостолы всегда оставляли место Христа пустым и ставили туда хлеб. Так хлеб стал прообразом артоса, а кулич, в свою очередь, его домашней вариацией. Изначально по виду он ничем не отличался от обычного хлеба, но в XVII веке в Польше стали популярны небольшие куличи, украшенные глазурью, затем такой формат полюбился верующим и в других странах.
И, наконец, творожная пасха. Распространено мнение, что необычная форма этого блюда символизирует собой Гроб Господень, однако иерей Виктор Никишов в беседе с журналом «Фома» раскрыл иную версию. Форма в виде усеченной пирамиды олицетворяет Голгофу — холм, на котором был распят Спаситель, а с другой стороны — Горнее место, храмовый Божий престол. Творог и мед означают обещанную верующим землю, «где течет молоко и мед», и в то же время Иисуса Сладчайшего.
Надписи и узоры — «ХВ», кресты, копья, колосья, ветви и цветы — образы и страданий, и воскресения Иисуса. В итоге пасха из творога — это одновременно напоминание о жертве Христа, символ праздничного веселья и обещание сладости будущей райской жизни Виктор Никишовиерей Чем отличается Пасха у представителей разной веры 1. День празднования Католическая Пасха обычно отмечается раньше, потому что западные христиане используют для расчета другую календарную систему. У протестантов в целом нет единого правила празднования Пасхи, поскольку в протестантизме множество разных течений и каждое устанавливает свой порядок.
Длительность и строгость поста Протестанты и католики гораздо лояльнее подходят к Великому посту: если Восточная церковь требует соблюдать его семь недель, то Западная — всего три дня. Ограничения в пище тоже не такие строгие: верующим разрешается есть куриные яйца, молочные продукты и рыбу, а запрет на мясо распространяется только на отдельные дни. Пасхальные традиции Символы праздника у восточных и западных христиан тоже различаются: если у первых принято обмениваться куриными яйцами, то у вторых принято их прятать. По легенде, яйца вместе с другими сладостями и игрушками приносит пасхальный кролик — символ плодородия и возрождения к новой жизни.
Пасхальный кулич тоже не везде является главным угощением — часто его заменяют фруктовым тортом или маленькими булочками с корицей.
Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12 апреля 2024 Святейший Патриарх выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи 15 февраля 2024 К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2024 Патриарх «Благополучие семьи — этой малой Церкви — и умножение нашего народа является абсолютным императивом для выживания нашего Отечества. Семья — это богоустановленный образ организации жизни людей; она особенно нуждается в сохранении, поддержке и покровительстве».
После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Ученики Его сказали: Господи! Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи!
В обычные дни поста в храмах прекращается пение, как выражение ликования духа. Оно заменено чтением, содержание которого направлено на пробуждение покаянных чувств. Вместо радостного Евангелия Христова читаются ветхозаветные тексты. Особенно часто Великим постом звучит Псалтирь, которая благотворно влияет на наш дух, созидая молитвенное и покаянное настроение. Постоянно совершается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...
Царские врата отверзаются редко, священнослужители облачаются в черные ризы. Престол, жертвенник, аналогии и иконы покрыты черными облачениями, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Меняется колокольный звон. Слышатся только редкие, унылые удары одного колокола, которые дают нам знать о времени общественной покаянной молитвы. В дни Великого поста Церковь запрещает совершать браки, праздновать дни рождения 52-е правило Лаодикийского собора. Великим постом по воскресеньям во многих храмах совершатся скорбный и торжественный чин, называемый «Пассией» «Страданием». Эта служба состоит из чтения последних глав каждого Евангелия и песнопений Страстной седмицы. Кроме этого, во время поста, для подкрепления изможденного организма, совершается Таинство Соборования. Во время совершения Соборования Елеосвящения священниками освящается елей, и они семь раз помазывают елеем больных и немощных людей.
Верующий человек, приняв это Таинство, получает благодатную силу для укрепления своего тела и духа.
У православных верующих начинается Великий пост
В храме в честь Покрова Божией Матери в Московской духовной академии по средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда служится всенощное бдение). 26 апреля 2024 года, в канун Лазаревой субботы, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, временно управляющий Югорской епархией, совершил вечернее богослужение в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы п. Мортка Кондинского района. Пост в Православной Церкви — это не просто ограничения в еде.
Великопостное утреннее богослужение в четверг шестой седмицы Великого поста
В Иркутске обсудили вопросы сотрудничества с епархией Русской православной церкви. Завтра, 13 апреля, в храмах Русской Православной Церкви будут совершать Божественную литургию и затем панихиду. За богослужением епископ Кирилл совершил иерейскую хиротонию клирика храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. Мытищи диакона Димитрия Кузьмина. Архипастырское богослужение в день Смоленской иконы Божией Матери «Умиление» в храме Спаса Нерукотворного Образа. В РПЦ посоветовали россиянам посещать храмы в будни ради великопостных служб.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Что такое схождение Благодатного огня? Во время нее происходит чудо сошествия Благодатного огня, который символизирует воскрешение Иисуса. Считается, что храм, в котором проводится церемония, построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос. В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним Кувуклии , затем три раза обходят гробницу. На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь.
За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться. Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию. При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба. Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение.
Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю.
Семья — это богоустановленный образ организации жизни людей; она особенно нуждается в сохранении, поддержке и покровительстве».
По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи.
Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой?
Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.
Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути.
Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим.
Нередко случается, особенно с новоначальными христианами, что истинный смысл поста от нашего взора заслоняют разнообразные диетарные правила и монашеские традиции. Между тем, духовный труд подобен регулярному питанию — для человека полезнее понемногу молиться каждый день, нежели взвалить на себя разом огромную тяжесть аскетики, надорваться и навсегда забросить это дело. Начнём со смысла поста. Самое воздержание от пищи Он Бог заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Таким образом, ослабление тела через удаление от скоромной пищи на время поста служит не самоцелью, а лишь подспорьем в интенсификации нашей духовной жизни — молитвы, милостыни, чтения. Вступая в пост, стоит посоветоваться со своим духовником или, если такового нет, с приходским священником и определить свою меру поста. Она может и даже должна заметно различаться в зависимости от Вашего возраста, состояния здоровья, текущих жизненных обстоятельств и духовного опыта.
Так, не могут быть одинаковы посты ребёнка и взрослого, диабетика и здорового, служащего в армии и гражданского, новоначального и монаха-схимника. В пост принято больше времени посвящать посещению богослужений и чтению духовной литературы. Начать стоит, конечно же, с «Четвероевангелия» и толкований на него. Также неплохо читать «Псалтирь», которая учит нас восславлять Всевышнего. Из многочисленных наставлений святых отцов Вы можете почерпнуть "практическое" Евангелие, воплощенное жизнью православных святых. Лучшими из таких патериков считаются «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха.