Новости рерих сокровище ангелов

Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов».

Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха

Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. Надо полагать, что и Рерих в “Сокровище ангелов” выразил своё понимание пути к Богочеловечеству. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна.

Файл:Treasure of angels.jpg

7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Русский: "Сокровище ангелов". Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor.

Держава Рерихов - Щит Культуры

Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище.

Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня разлетятся ангелы.

Сеча при Керженце Николай Рерих. Сеча при Керженце. Эскиз занавеса на тему оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Картон, темпера. Государственный Русский музей Между двух войн Русско-японской и Первой мировой проходят годы размышлений Рериха о судьбах человечества, развитии и гибели цивилизаций, подвиге и славе предков. Исторические и былинные сражения воплощаются мастером в полотнах «Сеча при Керженце», «Покорение Казани», а также в «Богатырском фризе» для особняка Филадельфа Геннадьевича Бажанова в Санкт-Петербурге. Фантастическое противоборство на земле и в небесах раскрывается в знаменитых картинах «Бой» и «Небесный бой».

В «Велениях неба» и «Звездных рунах» живет мечта о небесном заступничестве: взирая ввысь, в горячей молитве и светлой надежде пребывают рериховские герои. Архитектор Алексей Викторович Щусев, построивший Казанский вокзал в Москве, в конце 1912 года предложил Рериху оформление главной башни, повторявшей в своих формах башню Сююмбике Казанского кремля. На выбор Щусева оказал влияние театральный проект Сергея Павловича Дягилева 1911 года, для которого по эскизам Рериха был выполнен занавес «Сеча при Керженце», на его фоне исполнялся симфонический антракт из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В интерьере башни вокзала слева и справа от входа архитектор предложил разместить два живописных панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани».

Оба панно Рериха ввиду приостановки работ по оформлению вокзала после революции 1917 года были переданы в АХ СССР и позднее уничтожены при расформировании музея Академии художеств. Сохранились только эскизы. Пантелеймон-целитель Николай Рерих. Холст, темпера.

Государственная Третьяковская галерея Финалом рериховских «сказаний в красках», его благодарным прощальным приветом Руси и родине представляется картина-притча — «Пантелеймон-целитель». Трагедийность переживаемых страной событий войны, эпидемии, природные катаклизмы заставляет художников обратиться к вечным ценностям, воспевая мир, гармонию, любовь. Именно эти чувства заставили Николая Рериха обратиться к образу святого Пантелеймона в переводе с греческого — всемилостивый. Симптоматично, что героем картины становится не святой воин, а мудрый целитель.

Раннехристианский великомученик Пантелеймон из Никомидии слыл искусным врачом, лечившим по вере «от имени Христа». В православной традиции он изображается в образе юноши. У Рериха Пантелеймон — старец-отшельник, знахарь, убеленный сединами. Под высоким весенним небом идет Пантелеймон среди холмов, покрытых мхами, усеянных цветами, в поисках полезных растений.

Полотно не воспринимается безмятежным: далекой перспективе пустынных синих и зеленых холмов вторят белые караваны облаков, гонимые ветром над неподвижной землей, переливаются и светятся сине-голубые и зеленые оттенки с легкими точками лилового, желтого и сиреневого цвета. Фигура старца, склонившегося к земле, одухотворяет суровую красоту природы. Такого целителя, человека зрелого возраста, Рерих встретил позднее на Алтае в 1926 году. Вахрамей Семенович Артамонов стал проводником художника и его семьи во время их Центрально-Азиатского путешествия.

И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом. И гладит их, и ласково приговаривает об их полезности». Роспись храма Святого Духа в Талашкино В 1903 и 1904 годах летом Рерих совершил большие путешествия по городам Русского Севера, изучая древнерусские архитектурные памятники, запечатлевая их в живописных этюдах. В это же время он побывал в имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Талашкино и был потрясен ее просветительской и художественной деятельностью.

Вместе они разработали программу росписей небольшой церкви Святого Духа, построенной по проекту Сергея Малютина. Однако к работе художник смог приступить лишь спустя пять лет.

Иначе зачем лестница Нашего Братства?

Она уперлась в землю и затерялась в небесах» Озарение, 2-III-8. Человечество рождающейся новой, шестой расы, должно стать способным переживать на Земле явления Высших сфер, и Опыт Урусвати должен был послужить утверждению этой возможности: «Урусвати явит земли сочетание с небом. Урусвати явит красоты меру симфонией сфер.

Урусвати явит луч света, проникающий стены. Урусвати явит щит, показавший течение светил. Урусвати явит полет стрел духа.

Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они — без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями, и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится, или отсутствует. Но полузримый, невидимый — он везде. Пусть перед нами безлюдный пейзаж: пустынная природа севера, овраг, роща, серые валуны; или — в затейном узоре иконной росписи — не люди, а хмурые угодники, святые, ангел, строгая Оранта; или — просто этюд, рассказывающий сказку русско-византийской архитектуры.

Уклоны рисунка, символика очертаний, красок, светотени, неуловимый синтез художнического видения возвращает мысль к тому же образу — символу. К нему — все творчество Рериха. Кто же он, этот «безликий»? Какие эпохи отражаются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших «культ личности»? Мы смотрим. Чередуются замыслы.

Сколько их! В длинном ряду картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далекого язычества, сумраки жутко-таинственных волхований; времена норманских набегов; удельная и Московская Русь... Ночью, на поляне, озаренной заревом костра, сходятся старцы. Горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары. Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в темно-лазурном море.

Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях. Снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; темными вереницами тянутся лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы. А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине. О старине народной?

Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». В нем добро и зло. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника. Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй. Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России». И вправду, очарования было предостаточно. Картины «Зов Солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Св. Глеб», «Ангел последний», «Град обреченный» — всего 198 полотен. И в самом центре огромное панно — «Сокровище Ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П. Милюков, А. Последний из них, сам художник и художественный критик, писал о Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную». Первая выставка открылась в Нью Йорке, в Кингор галерее, 18 декабря 1920 года. На открытии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 , в Сан Франциско сентябрь 1921 , в Денвере декабрь 1921 , в Канзас Сити февраль 1922. Повсюду в каталогах первым в списке значилось «Сокровище Ангелов». Его стоимость, объявленная в прайс листах по окончании выставочного турне состоялась распродажа , оказалась одной из наиболее высоких — 4,5 тысячи долларов. Цена немалая по тем временам. Вошла в пятерку самых дорогих. Однако вряд ли этот шедевр можно оценивать даже в золотой валюте. В каталоге московской выставки «Мира искусства» 1911 свое «Сокровище» Рерих сопроводил словами: «За пределами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается». Как справедливо подметил Максимилиан Волошин, камень — символ Рериха. Извечная истина — трудно подступиться к сокровищу. У Рериха она не нова, совершенно естественна, вызвана детским притяжением к камням. В имении родителей в Изваре он вырастает в окружении суровой, каменистой природы. Там начинаются первые археологические опыты. Раскопки разбросанных на полях и в лесах курганов, составленных из внушительных камней галек. Положено начало коллекции «Каменный век». Скребки с маслянистым отливом, наконечники стрел и массивные каменные топоры. Этой коллекцией Рерих очень дорожил. Будучи уже в эмиграции, он просил своего брата в Петрограде вызволить «Каменный век» и переправить ему за границу. Юный Рерих записывает народные сказы о земных камнях, живущих колдовской жизнью. Собирает предания о поклонении Камню Кресту. Среди них: «Братство Святого леса» и «Копытный камень». Он повсюду находит камни, по виду крестообразные, с чашевидными углублениями, с надписями и орнаментом. Древние символы на камнях часто связаны с прославлением Иисуса Христа. Рерих является непосредственным продолжателем «каменного века». Его творческий рост как художника и как личности связан исключительно с естеством камня. Альфа и омега «каменной летописи». Наделенные смыслами камни были и до «Сокровища Ангелов», и после него. Вспомним хотя бы «Тропу прямоезжую» 1912. Одинокий путник стоит у придорожного камня, манящего неясным рисунком. Изображение сковывает его священным трепетом. Потом были на холстах северные валуны, поросшие мхом и лишайником, алтайские «бабы» и монгольские менгиры. Удивительные каменные формы запечатаны на картинах. Придорожные камни с годами перерастают в суровые скалы Карелии и горные громады Гималаев. Неприступные гималайские пики — выражение абсолютного духа. Для Рериха дух распростерт повсюду — от малых камней до величайших гор. Апофеоз камня в творчестве Рериха это картина «Сокровище мира — Чинтамани» 1924. Картина, написанная в Сиккиме, через десятилетие повторялась снова и снова. Ларец с камнем Чинтамани везет по скалистым уступам Конь счастья. Седло окружено сиянием. Камень, упавший со звезд Ориона и принесенный духами воздуха в дар земным Владыкам. Осколок древних символов и частица Дальних миров. Камень дышит огнем, он управляет стихиями и народами. Камень — подлинное Сокровище мира. И все же, в чем тайна камня на картине «Сокровище Ангелов»? Что заключает в себе эта глыба, перевесившая на чаше весов всех ангелов, всё вместе взятое поднебесное воинство... Синие и зеленые светы пылают на черном камне. Лучится подобие узорчатого распятия. Витиеватый орнамент, замысловатое сплетение виноградной лозы. От этой лозы — вино жизни. Вспыхивает сапфирным блеском нимб Христа. Стилизованное распятие и ясно обозначенное древо креста. Будто это уже не распятый Иисус, а воспарившая птица. Последняя телесная судорога, переходящая в духовный порыв. Сверкающая Птица Христос. Не случайно на райском дереве — сирины, птицы с ликом девы. Не случайно на щите ангела — изображение голубя, устремленного, подобно Иисусу, вверх. Три святыни — три птицы. Символ Святого Духа. Это и есть тот единственный дар, что оставил нам Сын Божий. Сокровище Духа Святого, неусыпно охраняемое ангелами. Камень движет судьбой картины. У «Сокровища Ангелов» она необыкновенна и драматична. Мы знаем ее прошлое и не ведаем будущего. Но все таки твердо верим, что будущее направляется силой, заключенной в картине. Огромное полотно было вывезено на выставку в Мальмё весной 1914 года и, возможно, из за войны так и не вернулось в Россию. Годы странствий, эмиграция, и повсюду с Рерихом его «Ангелы». Швеция, Дания, Англия и затем Соединенные Штаты. Наконец, картина водворилась в собственном Музее художника в Нью Йорке. Это произошло вскоре после официального открытия Музея в ноябре 1923 года. Сотрудники готовили постоянную экспозицию. И некоторые из них впервые увидели рериховское полотно. Мы были глубоко потрясены красотой и значением этой картины. Мы ее сегодня же повесили или, вернее, поставили к стене». На одной из старых фотографий интерьер Музея. У нижней лестницы, ведущей в выставочные залы, стоит Николай Рерих. За его спиной — «Сокровище Ангелов» напутствует приходящих. По замыслу на музейной стенке должны были красоваться буддийские ступы. Таков первоначальный архитектурный проект. Но что то не сложилось, и Будда уступил место Архангелу Михаилу. После разорения Музея в 1936 м картина, вместе с остальным имуществом, оказалась в руках финансиста Хорша. От владеющих она перешла к обладателям. Долгие десятилетия «Сокровище» пролежало под спудом. Его извлек из небытия американский коллекционер Александр Левин. Когда «Ангелов» достали из подвала Брандайс университета и развернули тугой рулон холста, намотанного на длинную палку, посыпалась сухая краска. Некоторые части картины были покрыты плесенью, некоторые зияли белизной грунта. Но все же из под сизых наплывов плесени сверкнуло «Сокровище Ангелов». Вскоре чудесная драгоценность была реставрирована и выставлена на аукцион Сотби. В том же необъяснимом Лондоне в 1998 году. Новыми владельцами картины стали музыканты Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. По рождению «Сокровище Ангелов» имело законную хозяйку. Оно принадлежало Елене Рерих, жене художника. Факт отражен в каталогах у Гидони и Эрнста. С 1905 года картина находилась в ее личной собственности. Явление закономерное. Все лучшее всегда приносится к стопам женщины, вдохновительницы и ведущей. Восприняв дары, она выводит творца на дальние горизонты. В Индии, вскоре после того как была написана упомянутая картина «Сокровище мира — Чинтамани», Елена Рерих записала в свой дневник, 21 февраля 1925: «Вернемся к несению камней и на каждом начертаем символ креста». История с камнем становится философской, тайной доктриной. Санкт Петербург, 1998 год 1. Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. Бенуа Александр. Музейные приобретения. Рерих на выставке «Салона». Мартен Милош. Письмо Н. Рериху, 18. Catalogue Nicholas Roerich Exhibition. San Francisco Museum of Art. Рерих Н. Письмо Е. Рерих, [4. Тенишева М. Рериху, 1. Хроника литературы, искусства и науки. Сокровище Ангелов. Koiransky A. May 6, 1920. Каталог выставки «Мир Искусства». Волошин Максимилиан. Лихтман М. Рериха Нью Йорк. Рерих Е. Note book, 20. Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н. Новокузнецк, 2006 г. Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, - символы чего начертаны на камне». На одной стороне его «изображен распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон». Отблески, 1999 г. Николай Константинович Рерих. Совершенно особое место в творчестве Рериха в это время занимает полотно "Сокровище ангелов. Эскиз стенописи" 1905 года. Картина представляет собою огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. На холсте изображены стройные ряды ангелов, поднимающиеся все выше и выше, к верхней зоне картины, а на первом плане - большой светящийся камень, на котором изображено "Распятие". Рядом - древо жизни с птицами на ветвях. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников 30. Согласно буддийскому учению, Шамбала - это центр духовного мира, символ царства сознания. В легенде о Шамбале отражены мечты народов Азии и стран Востока о прекрасной обетованной земле, где живут мудрецы, невидимо помогающие всему человечеству. Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на московской выставке "Мир искусства" в 1911 году. В каталоге название произведения сопровождалось рериховскими строчками "За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается" 31. В этой работе Рерих также впервые обратился к изображению "древа жизни", которое в дальнейшем будет основной темой в целом ряде его картин и панно. Образ "древа жизни" заключает в себе общечеловеческий, вселенский смысл доброго начала и вечной жизни. Он восходит к древнейшим временам и встречается в памятниках культуры различных народов "как символ Вселенной". Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди" 32. Образ "древа жизни" был известен и в дохристианской Руси. На предметах материальной культуры языческой Руси изображалось древо жизни как "явный символ плодородия, урожая, изобилия, или, по крайней мере если изображались не плоды, а листья полного расцвета" 33. Исследователи обнаружили, что в росписи русских крестьянских домов непременным элементом было древо жизни, как "символ добрых пожеланий и охранительный знак"34. Монголия и страна тангутов.

«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство

Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. Ангелы-демоны Рериха таят угрозу, но ее огненные чары не вырываются наружу, как ослепляющие молнии, в сумраке мерещатся только зарницы. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов.

Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.

В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов — Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень.

На нём мир стоит.

И помощь стала приходить в виде денежных пожертвований, в виде приезда к нам многих волонтеров, которые безвозмездно выполняли самую черновую работу на нашей стройке. Но самую значительную помощь, которая и определила в итоге выполнение воли Святослава Рериха по созданию общественного музея, оказал Борис Ильич Булочник. Он пришел к Людмиле Васильевне и спросил, чем может быть полезен будущему музею Рериха; единственный из представителей нарождающегося российского бизнеса. С этого все и началось… Борис Ильич взвалил на свои плечи все финансирование воссоздания усадьбы, и она начала «расти» на глазах. Главный дом.

Когда проводились раскопки, обнаружили фундамент красного крыльца XVII века — воссоздали и это уникальное архитектурное сооружение. Выполняя задание правительства Москвы, МЦР взял на себя обязательства до 2020 года полностью восстановить усадьбу в ее историческом виде и провести регенерацию ее хозяйственных построек. А это значит возвести еще два строения. И мы уже начали воссоздание разрушенного каретника усадьбы. Все эти работы финансируются Борисом Ильичем. Трудно в центре Москвы найти другую усадьбу, которая была бы так восстановлена и которая благодаря расположенному в ней музею всегда доступна для обзора и ознакомления.

Надо сказать, что за организацию и руководство воссозданием усадьбы Лопухиных наш генеральный директор Людмила Васильевна Шапошникова награждена не только Национальной премией «Культурное наследие», но и премией Евросоюза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы. И в этом огромная заслуга Бориса Ильича. Меценатская деятельность Бориса Ильича не ограничивается воссозданием усадьбы. Он, как истинный поклонник творчества Рерихов, финансирует нашу издательскую деятельность. МЦР выпустил около 200 наименований тиражом более 700 000 экз. Борис Булочник также финансирует и нашу выставочную деятельность как в России, так и за ее пределами.

На основании огромного успеха этой выставки МЦР в настоящий момент ведет переговоры о ее продолжении в других странах Европы. Он также финансирует издаваемый Центром Рериха ежеквартальный журнал «Культура и время», который по итогам Международной профессиональной выставки «Пресса-2008» награжден знаком отличия «Золотой фонд прессы — 2008». МЦР выпускает фильмы, посвященные творчеству Рерихов. В 2005 году фильм МЦР «Время собирать камни», посвященный 70-летию подписания международного договора «Об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников», известного под названием «Пакт Рериха», получил статус национального фильма России. Международная презентация этого фильма прошла в ноябре 2005 года в г. Брюгге Бельгия , где в начале 30-х годов прошлого столетия проходили первые учредительные конференции Пакта Рериха.

Короче, почти вся многогранная культурная деятельность Международного Центра Рерихов осуществляется за счет средств Бориса Ильича. Без его финансовой помощи мы бы не смогли все это сделать.

И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет. Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотою»17.

Редакция «Огонька» воспроизвела картину на страницах своего журнала с пояснением Рериха: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне»18. Краеугольный камень мироздания, изображённый художником, имеет свой прототип — уникальный шедевр искусства викингов, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Йеллингский камень с руническими надписями X века Дания. Это массивный трёхгранный кусок гранита с красными прожилками высотой около 2,5 м и весом около 10 т. Он установлен могущественным королём Харальдом I Синезубым около 986 года с надписью, гласящей, что «Харальд-король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей.

Этот камень является свидетельством эпохи перехода скандинавов от язычества к христианству. Дата установления камня очень близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославичем. С этого времени и викинги, и русичи вошли в мировое христианское сообщество. Руническая надпись выбита на одной из боковых граней камня, другую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трёх лапах, и охватившая его тело кольцами змея.

На центральной плоскости камня изображено распятие Христа. Раскинутые руки обвиты двойными ленточными полосами, по обеим сторонам головы и ног видны пронизывающие друг друга горизонтальные и вертикальные кольца. На фоне всех этих переплетений «фигура Христа, расположенная в центре камня, смотрится как некая уравновешивающая ось, призванная внести гармонию и порядок в волнующийся в неразрешимых противоречиях хаос мира»19. Рерих воспроизводит Йеллингский камень с документальной точностью, но окрашивает его в палитру цветов космического пространства — камень тёмно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками.

Это как будто осколок далёкого звёздного неба. Распятие — символ добра и любви, победивших всё зло мира, искупления греха человеческого. Образы льва и змеи на боковой грани могут быть трактованы двояко: каждый из них в отдельности может представлять как зло, так и противоборствующую с ним силу. Так, лев, страж святыни, может быть символом грядущего воскресения, и в то же время нередко лев воплощал идею зла и смерти.

Змея — мифологический символ плодородия, воды, небесного огня, мудрости; с другой стороны, она часто имеет черты дракона и служит воплощением нижнего, потустороннего мира, космического зла. В феврале 1911 года «Сокровище ангелов» экспонировалось на выставке «Мир искусства» в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Большой Дмитровке. С 15 мая по 4 октября 1914 года в шведском городе Мальмё проходила выставка промышленных достижений, искусств и народных промыслов Балтийских стран, в которой приняли участие Швеция, Дания, Германия и Россия. В Мальмё были показаны шедевры русского изобразительного искусства XX века и среди них 28 картин Николая Рериха в том числе и полотно «Сокровище ангелов».

Программа выставки ещё не подошла к концу, когда разразилась Первая мировая война, в которую оказались втянуты две страны-участницы — Россия и Германия. По этой причине выставка была закрыта. Рериха «Очарования России». На этой выставке были представлены картины мастера «Зов солнца», «Варяжское море», «Св.

Борис и Глеб», «Ангел последний», «Град обречённый» — всего 198 полотен. И в самом центре экспозиции находилось огромное панно — «Сокровище ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П.

Милюков, А. Последний из них, сам художник и критик, писал о Н. Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную»20.

В том же 1920 году собрание картин Николая Константиновича отправилось за океан, в Америку. Первая выставка открылась в Нью-Йорке 18 декабря 1920 года, при этом событии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 г. Всё это время картина считалась собственностью Елены Ивановны Рерих, а с 1923 года «Сокровище ангелов» стало частью экспозиции Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и вместе с ним было передано затем «американскому народу».

В 1935 году само здание музея и около 1000 картин в результате предательского захвата перешли к бывшему сподвижнику Рерихов Л. Хоршу и его семье. Только в 1971 году картина «Сокровище ангелов» в составе коллекции из сотни произведений Рериха была передана владельцем университету Брандайс в Массачусетсе и по 1997 г. Работа Н.

Рериха была просто свёрнута на валу. Когда её развернули, то на картине были видны места сгибов холста, оставшиеся после неправильного хранения полотна в сложенном виде, частично повреждёнными оказались красочный слой и края картины.

Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами.

Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир».

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)

Позднее, в 20е годы, Рерих привез полотно в США, где оно демонстрировалось в составе выставок. Данную работу соотносят с росписью для усыпальницы князя Тенишева. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, похожим на архангела Михаила, Рерих изображает памятник древних викингов.

Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.

Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит.

Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании. Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства.

Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке. Его площадь — больше 200 квадратных метров. Александра Орловская, художник-реставратор высшей категории: «Полотно приехало в Третьяковку в аварийном, в руинированном состоянии, и перед нашей мастерской встал вопрос, как реставрировать полотно. Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера.

Поэтому на аукционе будет несколько вещей, обозначенных как Russian school, After Andropov, Studio of Borovikovsky — и так далее.

Но это вовсе не фальшаки! Ни в коей мере! Просто на начальной стадии собирательства они иногда покупали вещи с неустановленным авторством. Да и доступа к международным аукционам с их строгим отбором у них еще не было. Но зато наряду с этим мы увидим в их собрании и абсолютные шедевры — Брюллова, Тропинина, Боровиковского, Рериха, Малявина, Гончарову, Ларионова, Александра Бенуа, Бориса Григорьева, Кустодиева, знаменитый репинский портрет Чуковского, еще более знаменитый портрет Феликса Юсупова работы Серова, уникальный фарфор императорского завода, вазы, люстры...

Сказка, а не аукцион! Я не раз видел, как на аукционах дилеры не сводили глаз с Вишневской, и, как только она начинала за что-то торговаться, пытались ее перебить. Ростроповича» — имея в виду купить всю коллекцию целиком и вернуть в Россию. Подумать только, что вся эта изумительная коллекция, которая собиралась пятьдесят лет, стоит меньше, чем один симпатичный молодой хулиган с пляжа Капокабана, насобачившийся ловко гонять футбольный мяч.

Сокровище ангелов

Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. Она стала результатом путешествия художника по древним городам России. Некоторые искусствоведы уверены, что «Сокровище ангелов» предназначалось для росписи Храма Святого Духа в Талашкине. Русский блоггер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий