Прощёным воскресением именуется в народе Неделя сыропустная — последнее подготовительное воскресенье перед Великим постом, которое в этом году пришлось на 26 февраля.
Сайт общественно-политической газеты Славянского района.
Прощеное воскресенье: языческие и православные традиции | | 26 февраля, в Прощеное воскресенье, Рогожская община по традиции будет готовиться к наступающему Великому посту. |
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают | Нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? |
Как провести Прощеное воскресенье правильно: зачем прощать и что делать никогда нельзя | Древний Славянский праздник Вербохлест был распространенным и любимым праздником славян, который в народной жизни приобрёл этнические самобытные черты. |
Прощенное воскресенье у славян | Прощеное воскресенье — это последнее из четырех воскресений подготовки к Великому посту. |
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня | Прощеное воскресенье — день подготовки к телесному и духовному посту и символического очищения. |
Масленица древний праздник наших предков!
Седьмой день – прощеное воскресенье, или проводы. Воскресенье считается кульминацией масленичных гуляний. – Вербное воскресенье – одно из главных праздничных событий у православных. В Прощеное воскресенье люди, и не только воцерковленные, ищут примирения в любых обстоятельствах. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.
Навигация по записям
- Масленица — не безобидный праздник
- Прощеное воскресенье — Русская вера
- Обычаи Прощеного воскресенья: что такое «тещины каральки»?
- Telegram: Contact @Live_Ether
- Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня // Статьи НТВ
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
Поэтому приметами рекомендуется провести в этот день генеральную уборку — подмести или пропылесосить, помыть полы и вытрусить коврики. Тогда все плохое из дома надолго уйдет. Хотя и грустить тоже не стоит, иначе тоска заберется в душу и не выйдет оттуда, мучая и терзая сердце. Лучше признание отложить на другой день. Этим можно навлечь на себя большие семейные проблемы, ссоры со второй половинкой, детьми или родителями. Известно, что умер в 475 году. Родился в Ликии современная Турция. Родом из богатой семьи.
В миру носил другое имя — Григорий. При том, что с детства был достаточно обеспеченным, оставил богатство и стал монахом. Основал на берегу реки Иордан в Палестине монастырь, стал его настоятелем. Известен тем, что вылечил от ран дикого льва и приручил его. Впоследствии лев регулярно приходил к святому, брал от него пищу, а после его смерти, пришёл на могилу Герасима и здесь же умер. Льва похоронили рядом с преподобным. Согласно церковному календарю, в эту дату вспоминают преподобных Герасима Иорданского и Вологодского.
В народе отмечают день Кикиморы, Герасима-грачевника. Существует в народе поверье, что именно 17 марта возвращаются из теплых стран грачи, а потому люди примечали их поведение. Если они садились в старые гнезда, то крестьяне начинала готовиться к предстоящему через три недели посеву, зная, что снег сойдет весь сразу. Если же грачи высаживались в гнезда, но вскоре снова улетали, то это означало, что зима еще немного поцарствует и нагонит короткий, но сильный холод. На Герасима традиционно выгоняли из дома кикимор, которые вечно наносили различный вред — били посуду, ощипывали домашнюю птицу, кидались овощами, вынутыми из погреба, и творили другие пакости. Самая любимая забава этой нечисти — безобразничать с пряжей. Могут кикиморы запутать нитки, замусолить их или же поджечь кудель, хотя чаще они вредят тем мастерицам, которые после окончания работы забывали крестить рукоделие и себя.
Но не всегда Кикимора занималась вредительством, она часто помогала хорошим хозяйкам убаюкивать в ночное время малышей, перемывала посуду. Кстати, Кикимора очень не любит мужчин, старается по-всякому выжить их из дома. Поэтому и пытались хозяева поскорее с ней распрощаться. Защитить от пакостей Кикиморы мог амулет: камень куриный бог, горлышко от бутылки, потрепанный лапоть. Старики считали, что проверенным средством, оберегающим от капризов мифического существа, является верблюжья шерсть, положенная под порог дома. Однако, самым верным способом избавиться от духа считался ритуал, проведенный 17 марта в день Герасима. Ритуал, чтобы Кикимору выгнать из дома На рассвете 17 марта вся семья уходила из дома.
Оставалась в избе только самая старшая женщина, которая тщательно выметала мусор из всех уголков, а затем обметала печь, приговаривая слова заговора: «Ах ты, Кикимора, нежданная гостья, уходи, больше в наш дом не заходи. Сожгу тебя, окаянную, в печи, чтобы больше к нам не могла прийти. Затем выносила мусор к дереву, на котором поселился грач. После все углы сбрызгивала святой водой. Каждый входящий в дом должен был у входной двери перекреститься, чтобы Кикимора, которая могла прицепиться к одежде, снова не оказалась в избе. Масленица в 2024 году Начало Масленицы — понедельник 11 марта. По традиции, Масленица длится на протяжении всей недели, но главный праздник, когда сжигается чучело, проходят проводы зимы и другие праздничные мероприятия, отмечается в воскресенье.
В 2024 году — воскресенье Масленицы выпадает на 17 марта. Соответственно христианскому календарю, сразу после Масленицы, начиная с 18 числа, начинается Великий пост, который продлится до 4 мая, а 5 мая — Пасха. Вся Масленичная неделя поделена на определённые этапы, каждый день имеет свои традиции и обычаи.
В этот день не рекомендуется употреблять мясо и любые продукты его содержащие. Рыба и молочные продукты разрешены.
Хозяйки пекут блины, которые являются одним из основных блюд на праздничном столе. Питаться можно фруктами, овощами, хлебом и пирогами. Молитва на Прощеное воскресенье С чистой душой и открытым сердцем люди молятся в этот день и произносят такие слова: Почитаемая нами, Святая Богородица, не гневайся на нас, земных грешных, надеемся мы всецело на Твою милость: погаси пламя, нас раздирающее, своим покаянием окропи наши сердца, пусть ум наш очиститься от дурных помыслов, примы молитвы наши. Икона Икона с ангелом «Изгнание из Рая» Приметы на Прощеное воскресенье В какие приметы верили в этот день: Какая погода стоит на дворе, таким и лето будет. Если ясное небо в этот день, то пшеницы много уродится.
Коли ветер южный, то лето дождливым будет. Если северный — то не видать ни тепла, ни жары. С крыш капель капает, лето будет хорошим. Снег валит — много грибов осенью уродится. Стоят лужи у порога — будет много меда.
Вопросы и ответы В течение всего праздничного дня. Что отвечать батюшке в прощеное воскресенье? Воспоминание адамова изгнания — что значит это? А все люди — его потомки — грустят по утраченному счастью и той радости, которая окружает там каждого. Какая связь Масленицы и Прощеным воскресеньем?
Он является последним днем Масленицы. Какие слова говорят в Прощеное воскресенье? Или как еще можно правильно извиняться: «в прощеный день прошу простить».
Нельзя заниматься тяжёлой работой. Уборкой по дому можно заняться, но она не должна носить глобальный масштаб. Кроме запретов в Прощёное воскресенье есть ряд обязательных дел, которые должны выполнить все. Это делают сразу же с утра, и в первую очередь просят прощения у родственников и близких людей.
Часто человека может мучить совесть о словах или поступках по отношению к тем, кого уже нет в живых. Но у них точно так же можно попросить прощения. При искренней молитве каждый будет услышан. Кто-то вас тоже мог обидеть. И если человек просит прощения искренне, он заслуживает того, чтобы его простили. Для этого ходят в баню, прибираются по дому и переходят на более постное меню питания. Важно присутствовать на богослужении, когда священнослужители и прихожане взаимно просят прощения друг у друга.
Масленичные гулянья — отголосок языческого прошлого В воскресенье на Масленичной неделе происходят самые широкие народные гулянья, маскарады, веселые катания на санях и, разумеется, кульминация всего действа — сжигание чучела Масленицы. Его мастерили еще в первый день Масленичной недели. Делали его из соломы и тряпок, усаживали на сани и оставляли на самом высоком месте в деревне — там Масленица стояла до воскресенья...
В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим». Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения "Да воскреснет Бог" и "Пасха Священная нам днесь показася...
Они ободряет немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова. Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего! Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце мое, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего! Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного, руками ударяя себя по лицу, и возглашал: «Милостивый, помилуй меня, падшего!
Том 1. Окончил курс в СПб. Кроме статей по обозрению церковной жизни и богословской науки на Западе, помещенных в «Страннике», «Православном обозрении» и «Духе христианина», ему принадлежит обширная книга «Православное собеседовательное богословие или практическая гомилетика» СПб. Редакцией журнала «Странник» это сочинение издано вновь, в исправленном и дополненном виде в приложении к журналу — «Общедоступной богословской библиотеке», 1898 и 1899. Иоанн Толмачев написал еще: «Взаимные обязанности христианских супругов, или руководство к временному и вечному благополучию в супружеской жизни» СПб. Практический очерк содержания рядового чтения В эту последнюю подготовительную к посту неделю, называемую «преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предпутием поста,» Служба в седмицу Сыропустную Святая Церковь, напутствуя чад своих на подвиги Четыредесятницы, заповедует им в евангельском чтении украситься по преимуществу тремя добродетелями, без которых невозможно проводить в чистоте и святости великие дни Четыредесятницы. Эти добродетели: незлобие, пост и милостыня. Оно обнаруживается в искреннем прощении обид и оскорблений, причиненных нам ближними.
Отец небесный готов простить нам все грехи, если только мы с своей стороны прощаем нашим ближним. Отец небесный готов простить нам все величайшие грехи, a мы не хотим простить нашим ближним мелких прегрешений, к которым, быть может, мы сами же подали повод. Поэтому: "будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас " Еф. Многие из христиан отказываются от соблюдения поста, но слово Божье не только предписывает пост, но и научает, как поститься. Лицемеры постятся для того, чтобы заслужить от людской молвы славу великих постников, чего они и достигают: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ст. Они принимают унылые лица, a ты «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ст. Они хотят своим постом заслужить похвалу от людей; a ты постись не для людей, a для Бога, не только телесно, но и духовно: «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ст. Что делается на показ для людей, за то и слава людская; a что делается для Бога, за то от Бога и мздовоздаяние.
Отец небесный за твои тайные подвиги поста «воздаст тебе явно:» пошлет в душу постящегося сладостный мир и тихую радость, явно свидетельствующую о близости Божьей к нему. При наступлении Четыредесятницы, когда все мирские развлечения прекращаются, многие из христиан обращаются к усиленной деятельности в области других земных занятий. Но евангелие, предохраняя нас от излишней заботливостии о земном, направляет нашу деятельность, преимущественно к делам милосердия и благотворительности. Земные сокровища тленны и непостоянны; их моль точит, и ржа истребляет, и воры подкапывают и крадут. И вот эти то сокровища мы «скрываем», собираем «на земле», когда не разделяем их с другими по скупости, или расточаем их на суетные удовольствия, или, наконец, отказывая себе во всем, ищем их одних, как бы в них заключалась вся цель жизни. Но благоразумно ли это? Кто дал нам земные сокровища и для чего? Благоразумие требует искать такого сокровища, которое не подлежит порче и тлению, которое остается неизменным при всех случайностях и переменах времени.
Таким сокровищем служат дела милостыни и благотворения. Раздробляя алчущим хлеб и удовлетворяя нуждам несчастных, мы собираем «себе сокровища на небе», потому что руки бедных — «влагалища неветшающие»: "Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Связанный постоянной мыслью и заботами о своем золоте, может ли человек стремиться к небу и домогаться нетленных, небесных сокровищ? Его сердце зарывается в своих богатствах, как улитка в скорлупе, не имеющая ни желания, ни даже возможности расстаться с ней. Таким образом, незлобие или прощение обид, пост и милостыня — вот главные истины, о которых проповедник может беседовать с церковной кафедры, на основании дневного евангелия. Каждая из этих истин дает повод к богатым и разнообразным нравственным применениям, в виду наступающих подвигов покаяния, поста и молитвы. О прощении обид и о милостыни будет подробно сказано нами в неделю 11 и 18 по Троице, a здесь мы обращаем преимущественное внимание на гомилетическую разработку темы о посте.
В нынешнем евангельском чтении Иисус Христос не только заповедует нам пост, но и учит, как нужно поститься. Между тем, ни одна заповедь так мало не соблюдается, как заповедь о посте. Многие совершенно пренебрегают ею, другие считают достаточным для себя умеренное употребление всякой пищи и пития в пост, a иные ограничиваются лишь тем, что отказываются от некоторых удовольствий в дни Четыредесятницы. Но можно ли так легкомысленно относиться к установленному Богом посту? История поста. Пророки также призывали народ к посту в великих нуждах. Наконец, каждый благочестивый израильтянин налагал на себя добровольный пост, часто два раза в неделю Молитва фарисея. Он сам строго и часто постился.
Возражения против поста. Достоинство и цель поста. Пост во все времена христианства составлял и составляет непременную обязанность всех христиан. Пост необходим для обуздания плоти и чувственных похотей. Наша греховная плоть воюет в членах наших и влечет нас ко злу. Что лучше поста может укротить плотские страсти? Как елей смягчает мускулы тела, так пост утишает греховную похоть. Пост необходим для укрепления нашей слабой воли и наших нравственных сил.
Кто не может отказать себе в какой-нибудь пище, в каком-нибудь питье, тот слаб, y того нет духовных сил, тем совершенно владеет чувственность. Кто не может отказать себе ни в чем, чего желает и чем может удовлетворить себя, y того нет господства над чувственностью, тот часто даже не думает, что у него есть какая-нибудь нравственная сила, тот не противится и не решается противиться никакому искушению, потому что он всегда живет в «похотях» плоти, «исполняя желания плоти и помыслов»: "между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" Еф. Пост и в этом случае служит спасительным средством к укреплению нравственных сил. Приучаясь к лишениям в пище и питье, требуемым Церковью, человек приобретает нравственную крепость к подвигам добродетели. Пост необходим, как естественный, неразлучный спутник истинного покаяния и сетования о грехах. Когда душа поглощается сильной скорбью, тогда забывается тело с его потребностями, забывается пища и питье, — становятся невыносимыми радости и удовольствия. Истинно скорбящий человек, для удовлетворения своих насущных потребностей ищет пищи грубой и питья неизысканного, отвращаясь от сладких снедей и питий, подобно псалмопевцу, который в дни скорби «пепел как хлеб ел и питье с плачем растворял»: "Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами" Пс. Пресыщение всегда раждает веселие и смех; вино веселит сердце человека.
Как поле не производит никакого плода, если на него падает много семени или дождя, так остается бесплоден для покаяния и тот, кто много пьет и ест. Пост необходим, как средство для приближения к Богу и привлечения Его милосердия. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством, удостаивались высоких видений и откровений, именно после строгого поста, который, одухотворяя их и ослабляя тяготение к земному, греховному, облегчал для них соприкосновение с Богом и низводил на них милости Божии. Моисей, во время сорокадневного пребывания на горе Синае, в строгом посте, получил от Бога закон для израильского народа: "Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей" Исх. Израильтяне всякий раз прибегали к посту, когда желали удостоиться какой-либо милости от Бога или избежать Его гнева. При таком значении поста можем ли не поститься мы, непрестанно оскорбляющие Бога своими тяжкими грехами? Итак, «поститесь, потому что вы согрешили; поститесь, чтобы получить благодать Божью; поститесь, наконец, для того, чтобы сохранить полученные милости. Самая молитва ваша о прощении грехов при посте «удобнее проникает на небо» Святой Исидор Пелусиот о высочайшем благе «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» ст.
С нынешнего дня Святая Церковь напутствует нас на подвиги Великого Поста. Он отказывается от многих удовольствий и постится. Это существенное условие поста. Этого требует Церковь. Иначе и быть не может в дни плача и сокрушения о грехах. Но есть в известном смысле троякий пост: а Пост чрева. Святая Церковь точно определяет род и меру пищи, дозволенной в пост. Только для слабых и больных делается исключение.
Кто в пост употребляет без разбора всякую пищу, как и в прочее время года, пресыщает свой желудок всякими яствами и питьями, тот не имеет никакого уважения к святости поста. Тут для человека пробный камень. Надо управлять оком, чтобы оно не взирало с похотию. Надо закрывать ухо, чтобы оно не внимало пустым, нецеломудренным речам. Надо удерживать язык, чтобы он не лгал, не проклинал, не осуждал и проч. Надо вообще господствовать над телом, дабы оно отказалось от всякой неги и ленности, рано вставало для исправления необходимых дел и имело еще время для посещения богослужения. Постящийся должен отказаться от всякой гордости и тщеславия, быть послушным, сокрушенным и смиренным. Он должен оставить земные попечения и не думать о наживе и барышах.
Он старается загладить свои грехи. Пост представляет для этого самое удобное время. Одного только раскаяния и одного исповедания недостаточно. Надо все указанное делать совместно. Бог, по своему милосердию, прощает, потому что «Он не хочет смерти грешника» и проч. Он прощает ради заслуг Иисуса Христа, «раздравшего на кресте согрешений наших рукописание». Он устами служителя своего разрешает от грехов, прощает и милует. Святая Четыредесятница есть поистине самое благоприятное время, в которое мы, при некоторых усилиях и подвигах, можем загладить все грехи, уплатить весь долг Богу!
Он соединяется со Христом в таинстве святого причащения. Он не только хочет получить отпущение долга от своего Царя, но и быть причастником Его вечери, как друг. Он отлагает в сторону всякие толкования иноверных и принимает буквально слова Спасителя: «сие есть тело мое, сия есть кровь моя», согласно с верой всей церкви. Чудо пресуществления не кажется для него слишком непостяжимым, когда он видит, как в его собственном теле обыкновенный хлеб обращается в плоть и обыкновенное вино — в кровь. И может ли он не пламенеть любовью, когда Господь в установлении таинства евхаристии явил нам величайшую любовь свою! Благочестивый христианин приемлет в себя Христа и не хочет расстаться с Ним. Он становится новым, воскресшим человеком. Как Христос восстал из гроба, так и христианин восстает теперь от греха.
Но навсегда ли он расстался с ним? Неуклонно ли пребывает в новой, духовной жизни? Не смотря на самые лучшие намерения и предположения, тяжкие испытания могут опять привести воскресшего человека к тяжкому падению. Но, однако же, все прежние грехи уже изглажены! Горькие опыты прошлого удержат его от новых тяжких грехов. A грехи немощи, неведения не разлучают от Бога, не удаляют Его благодати! Сравните человека, который в дни поста ничего не сделал для спасения своей души, с человеком, который сделал все возможное для очищения себя от грехов. Там беспокойство и недовольство, здесь мир и счастье!
Как мы должны оказывать дела благотворения в Великий Пост «Собирайте себе сокровища на небе» ст. Святая Церковь в нынешнем евангелии призывает нас к делам милостыни и благотворения в настоящие дни Великого Поста. Щедрой рукой. Кто дает щедрой рукой, тот дает столько, сколько может, a в великой нужде даже с избытком. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» 2Кор. Вы имеете мало времени для молитвы: делайте так, чтобы ваша милостыня вместо молитвы возносилась к небу. Тавифа, воскрешенная апостолом Петром, очень много благотворила, a она была только бедная швея. Бедные могут просить за других бедных, разделять с ними свой хлеб, трудиться за них, помогать даже зажиточным в болезни, нужде, преследованиях.
О чем спросит Судья на страшном суде? С открытым сердцем. Они спрашивают, достойны ли просящие милостыни, не сами ли виновны в своей нищете и т. Тут дает разум, a не сердце. Отец небесный дает нам много, хотя мы и недостойны. Иисус Христос насыщал тысячи, между которыми было много недостойных. Если бы мы захотели благотворить только невинно-бедным, то наша благотворительность была бы слишком ограничена! Неужели так много духовно и телесно искалеченных, которые решительно не в состоянии добывать себе куска хлеба?
Итак, будем подавать милостыню с открытым сердцем. С веселым лицом. Многие благотворят, но неохотно, с досадой и укорами. Почему нужно давать с веселым лицом? Кто дает бедным, тот дает Спасителю. Русский народ искони твердо соблюдает посты, но как соблюдает? Только наружно, постясь постом телесным, но не духовным. На этот вопрос отвечает нам Святая Церковь см.
Истинный пост есть злых отчуждение: воздержание языка, укрощение страстей и похотей, удаление клеветы, лжи и клятвопреступления: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, a ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же, не перестает грешить» Святитель Василий Великий о посте. Что пользы, если мы наружно постимся, a внутренне остаемся с теми же греховными привычками и страстями? Tо же самое бывает и с теми, которые изнуряют свое тело постом, но в своих внутренних желаниях служат миру» Святого Григория Двоеслова послание к Маркеллу. Истинный пост состоит в братском прощении со всеми. Истинный пост состоит в делах благотворения: «Дадим алчущим хлеб, нищие бескровные введем в домы» ibid «Пост без милостыни то же, что лампада без елея» «Хотите ли, чтобы ваша молитва восходила к небесам, дайте ей крылья милостыни и поста» Блаженного Августина беседа на Пс. Мать целомудрия. Обличитель грехов.
Проповедник покаяния. Жительство ангелов, т. Спасение человеков. Размышляйте часто о примере Иисуса Христа и святых. Думайте о грубости плотских удовольствий, которые низводят нас на степень неразумных животных. Остерегайтесь плотской и духовной ленности. Обращайте внимание на благотворные плоды поста. Возражения против поста 1.
Высочайшее Существо не обращает внимания на такие мелочи». Но возражающие таким образом, очевидно, сомневаются в богоустановленной цели поста. Если Бог заповедует нам или запрещает что-либо, то делает это для нашего усовершенствования и испытания нашего послушания, хотя бы предмет заповеди или запрещения был, по-видимому, самый ничтожный. Как неважен, например, был предмет, употребление которого было запрещено нашим прародителям в раю! И, однако, какие ужасные последствия произошли от вкушения запретного плода! Так нужно смотреть и на запрещение мясной пищи в дни поста. Заповедь дана, и кто ее не соблюдает, тот подлежит наказанию, как нарушитель заповеди. Притом Святая Церковь не без причины заповедует нам пост.
Каждый знает, что благодаря употреблению мясной пищи, особенно в излишестве, возбуждаются и питаются плотские похоти и пожелания, которые часто доводят человека до самых грубых пороков. Следовательно, если Церковь, как чадолюбивая мать, предохраняет нас от такого зла, то мы обязаны с охотой повиноваться ей. В состоянии ли делать это люди, считающие себя слабыми и хворыми для подвигов поста? Напрасно, впрочем, считают пост разрушительным для здоровья. Пост разрушает только удовольствия тела, но не самое тело. Великие постники жили до глубокой старости. Все мы, конечно, желаем долгой жизни, a долголетие обещано Богом тем, которые почитают отца и мать. Наш Отец есть Бог, a наша мать — Святая Церковь.
Как провести Прощеное воскресенье правильно: зачем прощать и что делать никогда нельзя
Обряды на Прощенное воскресенье: Если вы присутствуете на массовом сожжении чучела Масленицы, то встаньте поближе к костру, чтобы вас пот прошиб, и утирайте от пота лицо платком. Про себя говорите при этом такие слова: ,,Семь потов с меня беги, голод-холод прочь уходи, огонь, подымайся, весна, зачинайся. Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить. На пачку положите записку: «Я бросил курить». Сверху — пустой коробок из-под спичек. Теперь ложитесь спать.
Говорят, что утром тяги к курению не будет и в помине. Или На площади где сжигают чучело, нужно обойти вокруг чучела три раза и бросить в костер свою пачку сигарет, сказав: «Табак сжигаю, себя для курения закрываю, новой жизни открываю. Жизнь без табака — дорога моя! Ритуалы на финансовое благополучие: В понедельник, следующий за последним днем Масленицы — Прощеным воскресеньем — отправляйтесь на место, где проходили народные гулянья. Походите, тщательно приглядываясь: вам необходимо найти любую монетку, хоть копейку.
Подняв ее левой рукой, промолвите заговор: «Шел шла да нашел нашла , Как я, назовите свое имя , к этим деньгам шел шла , так чтоб и деньги ко мне шли. Как нынче много людей было здесь в честь святой Масленицы, так бы всегда много было у меня денег. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ныне, и присно, и во веки веков. Заговоренную монетку храните в течение всего года, до следующего первого понедельника после Масленицы.
Этот талисман будет притягивать к вам деньги, оберегать от финансовых неудач. По истечении указанного срока «потеряйте» отработавшее свое денежку там же, где подобрали. Заговор на исполнение желания на Прощеное воскресение: В Прощеное воскресенье нужно лечь до захода солнца, но прежде прочесть такой заговор: «Зажгись звезда яркая на небосклоне, на радость всему крещеному миру, засветись огнем негасимым на утеху православным! Загляни звезда и в мой дом, в дом раба Божьего ваше имя , освети своим светом негасимым мой дом, желание мое услышь сказать желание и исполнить помоги! Заговор нужно читать трижды, каждый раз крестясь.
Заговор для очищения и возвращения счастья: Этот заговор на Прощеное воскресенье, читали те, у кого в этом году жизнь изменилась к лучшему. Он направлен на коррекцию судьбы — скажем, чтобы вернуть себе здоровье или мужа, который ушел из семьи, или достаток, которого неожиданно лишились в течение года.
По церковным канонам Масленица должна начинаться за 8 недель перед Пасхой и длиться одну неделю 7 дней с понедельника по воскресенье, которое называется «Прощенное воскресенье». По древним же народным традициям, Масленица должна начинаться на день раньше — в воскресенье, на так называемое «мясное заговение», когда православному люду в последний раз допустимо есть мясные блюда, то есть длится она будет 8 дней. Вслед за Масленицей начинаются 7 недель Великого поста, длящегося до воскресенья праздника Пасхи точнее, Великий пост будет длится 7 недель без одного дня, с Чистого понедельника до последней субботы перед Пасхой включительно, до появления первой вечерней звезды. А какого числа, спросите Вы, будет праздноваться Масленица в 2015 году в Украине, по церковным канонам? Дата праздника по православному календарю на 2015 год приходится на период с 16 по 22 февраля.
Продлится Масленичная неделя, как и положено — 7 дней, с понедельника по воскресенье. А уже на следующий день то есть 23 февраля наступит Великий пост 2015, который в свою очередь также привязан к дате празднования Пасхи. Откуда же взялся этот праздник и почему он был назван нашими предками Масленицей? Кандидат филологических наук И. Грачев из Рязани, так характеризует этот праздник: «Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена». У древних славян, название Масленица связывалось с празднованием встречи весны, то есть начала нового года 1 марта 21-23 марта до 15-16 в. В эту пору вся природа оживала, а домашние животные приводили приплод. Телились коровы, и у них было много молока, это означало, в доме было достаточно - сливочного масла. Слово масло пошло от изначального слова мазало, то есть то, чем мажут блин.
Мазало или масло стало символом достатка и благополучия, нового богатого и сытого года. Славяне делали блины на Масленицу, которые своей округлой формой олицетворяли земное отражение солнца.
Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным. Вся четыредесятница время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно и Страстная седмица являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост — радостное время.
На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами: Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей воздерживаясь от пищи , но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху. Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье Любовь и прощение взаимных обид — главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой Мф. Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной, которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.
Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане — и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул: Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!
В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» Митерикон. Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы.
Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость — светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий. Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки — ненадмевающееся мудрование.
Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» «Лествица», слово 14. Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника — обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом.
Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета.
В этот день не рекомендуется употреблять мясо и любые продукты его содержащие. Рыба и молочные продукты разрешены. Хозяйки пекут блины, которые являются одним из основных блюд на праздничном столе. Питаться можно фруктами, овощами, хлебом и пирогами. Молитва на Прощеное воскресенье С чистой душой и открытым сердцем люди молятся в этот день и произносят такие слова: Почитаемая нами, Святая Богородица, не гневайся на нас, земных грешных, надеемся мы всецело на Твою милость: погаси пламя, нас раздирающее, своим покаянием окропи наши сердца, пусть ум наш очиститься от дурных помыслов, примы молитвы наши. Икона Икона с ангелом «Изгнание из Рая» Приметы на Прощеное воскресенье В какие приметы верили в этот день: Какая погода стоит на дворе, таким и лето будет.
Если ясное небо в этот день, то пшеницы много уродится. Коли ветер южный, то лето дождливым будет. Если северный — то не видать ни тепла, ни жары. С крыш капель капает, лето будет хорошим. Снег валит — много грибов осенью уродится. Стоят лужи у порога — будет много меда. Вопросы и ответы В течение всего праздничного дня. Что отвечать батюшке в прощеное воскресенье?
Воспоминание адамова изгнания — что значит это? А все люди — его потомки — грустят по утраченному счастью и той радости, которая окружает там каждого. Какая связь Масленицы и Прощеным воскресеньем? Он является последним днем Масленицы. Какие слова говорят в Прощеное воскресенье? Или как еще можно правильно извиняться: «в прощеный день прошу простить».
Прощеное воскресенье 2023: что нельзя делать и перед кем можно не извиняться
Прощеное воскресенье: языческие и православные традиции | | Прощёное воскресенье – день перед Великим постом, последний день Масленицы. |
Смысл и традиции Масленицы - Новости | Нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? |
Прощёное воскресенье - православная энциклопедия «Азбука веры» | последний перед началом Великого поста. |
В Прощённое воскресенье продолжают гибнуть православные люди | это не праздник, просто у каждого подготовительного дня перед постом есть литургическое название. |
Прощеное воскресенье 2023: что нельзя делать и перед кем можно не извиняться
Главная» Новости» 19 февраля прощенное воскресенье. – Вербное воскресенье – одно из главных праздничных событий у православных. В Прощеное воскресенье нужно лечь до захода солнца, но прежде прочесть такой заговор.
В Прощённое воскресенье на Украине продолжают гибнуть православные люди
Суть прощёного воскресенья, значение, происхождение слов воскресенье, прощение, когда у православных, какого числа прощёное воскресенье, масленица. С древности в Прощеное воскресенье принято ходить на могилы умерших родственников. В последний день масленичной недели россияне традиционно отмечают Прощеное воскресенье. Согласно церковным канонам, без очищения души от обид не имеет особого смысла следовать пищевым ограничениям во время Великого поста. Все Прощеное воскресенье нельзя предаваться плохим мыслям, жаловаться и ругаться, чтобы войти в пост с чистыми мыслями. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. В Прощёное воскресенье организовывали масштабные гуляния, соревнованиях в кулачных боях.
Почему Прощеное воскресенье не имеет ничего общего с Масленицей?
Если же не только сам ты не прощаешь оскорбившего тебя, но и Бога умоляешь против него, то какую будешь иметь надежду спасения, коль скоро в то время, когда должен умилостивлять Бога, оскорбляешь Его, принимая на себя вид молящегося, а между тем испуская зверские крики и бросая против себя самого стрелы лукавого? Но есть люди, которые дошли до такого безумия, что не только молятся против врагов, но и детей их проклинают, и самые тела их готовы бы пожрать, если бы возможно было, или даже и пожирают. Не говори мне, что ты не вонзил зубов в тело оскорбившего. Ты гораздо хуже сделал, когда со всею ревностью молил, чтобы гнев свыше пришел на него, и чтобы он предан был вечному наказанию и погиб со всем домом своим.
Разве это не больнее всяких угрызений? Не язвительнее всяких стрел? Не тому научил тебя Христос; Он не велел так окровавлять уст.
Таковые языки лютее уст, окровавленных терзанием человеческих тел. Как же ты станешь лобызать брата? Как коснешься жертвы?
Как вкусишь кровь Господню, имея столько яда в сердце? Ведь когда ты говоришь: растерзай его, разрушь дом, истреби все, и желаешь ему бесчисленных погибелей, то ты ничем не отличаешься от человекоубийцы, или даже от зверя, пожирающего людей. Итак, проси у Бога прощения своих грехов, но чтобы молитва твоя легче и свободнее возносилась к Богу, дай ей крылья; - одно крыло это и есть милостыня, милосердие, любовь даже ко врагам; - другое крыло - это пост.
Кто искренно скорбит душой о своих грехах, тому не придет на ум и пища. Вот почему покаяние неразлучно с постом. Сама скорбящая, кающаяся душа требует поста.
Тело тленное отягощает душу - говорит Премудрый. Адам и в раю постился: Бог запретил ему вкушать от древа познания добра и зла; он не употреблял в пищу ни мяса, ни рыбы, питался только пищей от плодов райских. Значит, и в раю, даже для невинного человека, был нужен пост, чтобы быть ближе к Богу.
Тем более он стал нужен для человека, который был поврежден и удален от Бога грехом. После этого - нам ли не нужен пост? Когда апостолы спросили Господа, почему они не могли изгнать немого и глухого беса, Он ответил им: "сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста Мк.
Если апостолам он нужен, то нам не нужен ли? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным духом зла он содействует; не более ли будет способствовать укрощению плоти, воюющей на духа?
Толкование Евфимия Зигабена Повторил, как мы сказали, речь о том же предмете и расширил ее, показывая, что это дело весьма желательно Богу. И обрати внимание на величие человеколюбия. В нашей власти Он поставил прощение согрешающих против нас.
Но, может быть, ты скажешь, что грехи обидевшего тебя многочисленны и велики? Но твои еще многочисленнее и значительнее. Притом же, он согрешил против такого же самого раба, а ты — против Господа; ты отпускаешь, сам нуждаясь в отпущении, а Бог — не нуждаясь.
Поэтому, если ты отпустишь, то освободишь самого себя, так как ты потушил гнев, изгнал злопамятство, ввел человеколюбие, умилостивил Бога и устроил собственное прощение. Толкование святителя Николая Сербского Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Так начинается сегодняшнее Евангелие.
Почему оно так начинается? Вы спросите: «Как это связано с постом? Ибо, если понимать пост в истинно христианском, а не законническом и фарисейском смысле, тогда и прощение обид, и воздержание от сребролюбия суть пост, и притом главный пост, или, если хотите, главный плод поста.
Потому что, воистину, малую цену имеет воздержание от пищи без воздержания от воздаяния обидою за обиду и без воздержания от ослепления земными благами. Господь не повелевает нам силою власти: «Прощайте людям согрешения! Он не хочет нарушать нашей свободы и силою принуждать нас что-либо делать; ибо тогда дела наши поистине были бы не наши, но Его и не имели бы для нас той ценности какую имеют, если мы совершаем их свободно и добровольно.
Он, действительно, не повелевает нам силою власти, но Он нас предупреждает, что с нами будет: и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. А кто тогда простит нам согрешения наши, если не Бог? Никто, ни на небе ни на земле, никто.
Люди нас не простят, ибо и мы их не прощаем, а Бог нас не простит, ибо нас не прощают люди. Где мы тогда находимся и где будем? Тогда мы проживем этот век под горою грехов, а в жизни иной тяжесть горы сей увеличится и заполнит собою всю вечность.
Потому потрудимся не воздавать людям обидою за обиду и злом за зло, не платить согрешением за согрешение. Ибо, се, если видишь ты пьяного человека, упавшего в грязь, разве ляжешь ты в грязь рядом с ним? Не постараешься ли ты его поднять и вывести из грязи?
И всякое согрешение есть грязь. И всякая страсть есть опьянение. Если брат твой вверг свою душу в скверну греховную, разве и ты должен свою душу полагать в эту же скверну?
Посему воздержись от того, что совершает твой грешный брат, и поспеши и его восставить и очистить; дабы и тебя Отец Небесный восставил и очистил от всех согрешений твоих, тайных и явных, и поставил тебя средь ангелов Своих на Страшном Суде. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Толкование святителя Иоанна Златоуста При этих словах прилично нам тяжко восстенать, и горько восплакать. Мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю многих, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и совсем не постясь, принимают на себя лица постящихся и в извинение представляют нечто худшее самого греха.
Я делаю это, говорят они, для того, чтобы мне не соблазнить других. Но что ты говоришь? Поститься тебе повелевает закон Божий; а ты ссылаешься на соблазн.
И ужели думаешь, что исполняя этот закон, ты соблазняешь, а нарушая его, не делаешь соблазна? Что может быть хуже такого извинения? Ты хочешь быть хуже лицемеров, вдвойне лицемеришь и вымышляешь крайнее нечестие.
Ужели не приводит тебя в стыд выразительность изречения Спасителева? Он не сказал, что они только лицемерят, но, желая сильнее их обличить, сказал: помрачают бо лица своя, т. Если же и для суетной славы казаться бледным значит портить лицо, то что сказать о белилах и румянах, которыми женщины портят лица свои на пагубу сладострастным юношам?
В первом случае делают вред только себе самим; а в последнем и себе и тем, которые смотрят на них. Бегите той и другой язвы с возможным усилием. Троицкие листки игумена Пантелеимона Всякое доброе дело можно исказить, сделать богопротивным.
Тщеславие может и у поста отнять цену в очах Божиих. Так и было с лицемерными фарисеями. У Иудеев был, как и теперь есть на Востоке, обычай из-за жаркого климата часто омывать тело и умащать голову маслом: фарисеи, когда постились, не умывались, не расчесывали волос, не умащались маслом, ходили в разодранных и нечистых одеждах и посыпали голову пеплом.
И все это только для того, чтобы обмануть и Бога, и людей. Толкование святителя Николая Сербского Также, когда поститесь, — глаголет Господь, — не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Лицемерит тот, кто постится не для Бога и не для души своей, но для людей, дабы люди видели его постящимся и воздали ему хвалу.
Но поскольку не все люди могут каждый день видеть, что они едят и пьют, то лицемеры стараются сделать свои лица таковыми, чтобы можно было прочитать о посте их на их лицах. Они принимают на себя мрачные лица, делают лица свои бледными и унылыми, хмурыми и испитыми. Они не помазывают голов своих благовонным елеем и не умывают лиц своих.
И люди взирают на них, и восхищаются ими, и хвалят их. Награждают их люди своим восхищением, воздают им люди за их пост своими похвалами. Чего еще могут они ожидать от Бога?
Ведь они постились не для Бога. Они постились для людей. На какую награду душе своей могут они рассчитывать?
Ведь они постились не для души. Они постились для людей, а люди воздали им за это хвалою. Истинно, они уже получили награду свою.
И Бог ничего им не должен и ничем не воздаст им за их пост в жизни вечной. Толковая Библия А. Лопухина В Библии рассказывается много случаев, когда постящиеся надевали и посыпали пеплом свои головы в знак скорби.
В талмудических трактатах Таанит пост и Иома встречается насколько предписаний о посте. Нисколько не удивительно, что с течением времени здесь развилось грубое лицемерие, которое и обличает Христос. Исаия Ис.
Лицемеры особенно пользовались этими способами, чтобы привлечь внимание на свои посты, сделать их заметными. Указываемые Мейером примеры такого искажения в Библии 2Цар. В смысле пачкать, загрязнять, по-видимому, употреблялось это слово у классиков: они произносили его о женщинах, которые «красятся».
Поэтому, говорит Альфорд, намек здесь не на закрытие лица, на что можно было бы смотреть, как на знак скорби, а на нечистоту лица, волос, бороды и головы. На это указывает и дальнейший контраст — ст. У древних был обычай помазывать себя во время радости и веселия, как это видно из примера Давида и Даниила.
И Христос заповедывает помазывать голову не с тем, чтобы мы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост - это стяжание свое. А чтобы ты уверился, что это точно так, Он заповедь Свою исполнил самым делом, когда, постясь сорок дней и постясь втайне, не помазывал головы и не умывал лица, но, не делая этого, все совершал без всякого тщеславия. С другой стороны, Спаситель отклоняет Своих слушателей от подражания лицемерам и указанием на легкость предписываемой Им заповеди.
Он не заповедует долгого поста, не предписывает много поститься, но только предостерегает, чтобы нам не лишиться венца за него. Итак то, что есть тяжкого в посте, лежит и на нас, и на лицемерах: ведь и они постятся. А самое легкое дело, т.
Таким образом, Он нимало не увеличивает для нас трудов, но только ограждает безопасностью награды, не желая, чтобы мы отходили неувенчанными подобно лицемерам. Эти последние не хотят поступать так, как поступают подвизающиеся на Олимпийских состязаниях, которые в присутствии огромного собрания простого народа и знаменитых лиц стараются угодить только тому, кто увенчивает их за победу, хотя бы это был человек и низкого состояния. Ты имеешь сугубое побуждение подвизаться и побеждать пред очами Господа; Он будет и увенчивать тебя, и Он же несравненно выше всех, находящихся на позорище мира сего; между тем ты объявляешь о своей победе другим, которые не только не могут принесть тебе никакой пользы, но весьма много могут еще и вредить.
Толкование архиепископа Никифора Феотокиса Лице постящагося, по немногоядению, а следственно по малокровию, увядает и бывает бледным и сухим. Помазание главы и умовение лица, чрез трение, являют на лице краску и делают его светлообразным. Почему с трудностью можно бывает признать лице постящагося.
Знать же однако надобно, что Иисус Христос не узаконил, чтобы мы, постяся, непременно намазывали главу и умывали вещественным образом лице. Ибо Он и Сам сие постяся не делал; но цель Его слова есть только та, чтобы мы, постяся, не гонялися за человеческою похвалою, но всячески скрывали добродетель и бегали тщеславия. Что самое явствует и из сего: "тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя".
И из сего: "ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже втайне" Мф. Толкуется же помазание главы и умовение лица и другим образом. Глава разумеется разум, лице же жизнь и состояние.
Ибо как глава управляет всеми телесными частями, так и от разума зависят все помышления. И как из лица познаем человека, так и из жизни его заключаем о его нравственности. Сими убо словами сему научает Богочеловек: когда постишься, помажи разум твой миром веры и елеем сострадания и милосердия, и омый жизнь твою и все твои дела от всякия скверны и нечистоты.
Виждь же, како Иисус Христос сим учением объясняет нам то, что Бог видит не токмо явная, но и тайная и сокровенная. Отец твой, говорит, видяй втайне, воздат тебе яве, то есть, в день судный, когда откроются тайная и явная, слова и дела, и все сокровенныя человеческия помышления. Толкование Евфимия Зигабена Подобно тому, как тогда, когда сказал: "аще око твое десное соблажняет тя, изми е, и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю", говорил не об искажении тела, как мы и пояснили при этих словах, — так и здесь повелевает не просто только помазаться и умыться, потому что и Сам Он не делал этого, когда постился сорок дней.
Но этим Он внушает нечто другое, именно: скрывать печальный от поста вид, являясь веселым и довольным. Так как у древних было знаком радости помазать голову маслом и водой умыть лицо, то Он убеждает выражать свое довольство во время поста знаком радости, чтобы и от людей скрыться, и облегчить тяжесть поста радостью, уничтожающею скорбь. И другим образом: утучняй ум в голове своей елеем милостыни, а лицо свое умой водою слез.
Отсюда и в иных местах часто внушает посредством одного другое, научая нас не всегда обращать внимание в заповедях на то только, что прежде всего представляется, но исследовать и смысл их. Наше лицо — это жизнь, которая, подобно лицу, характеризует, каковы мы по внутреннему человеку Рим. Это лицо Слово [Евангелия] и повелевает умыть, то есть очистить жизнь от всяческой скверны грехов.
Голова же — это наш ум, который Слово повелевает помазать, то есть украсить Божественным знанием. Если желаешь показаться людям, то подожди; Я и это тебе доставлю во всей полноте и с пользою для тебя. Теперь это желание твое отлучит тебя от славы Моей, так как пренебрежение всем этим сочетавает со Мною, - но тогда со всею безопасностью насладишься всем.
Даже и прежде того, еще здесь, ты получишь немаловажный плод, презирая человеческую славу: ты освободишься от тяжкого раболепства людям, сделаешься искренним другом добродетели; а если, наоборот, будешь любить людскую славу, то, хотя бы удалился и в пустыню, ты не приобретешь добродетели, потому именно, что не будешь иметь зрителей. Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, когда исполняешь ее не для нее самой, но для какого-нибудь веревочника, кузнеца и толпы торгашей; хочешь, чтобы дивились тебе и люди худые, для которых добродетель - стороннее дело; сзываешь и самых врагов добродетели, чтобы показать им ее как бы на зрелище. Это подобно тому, как если бы кто захотел вести целомудренную жизнь не по уважению к чистоте целомудрия, но чтобы выказать себя пред блудниками: точно так же и ты не избрал бы добродетели, если бы не имел желания прославиться пред врагами добродетели, - между тем как надлежало бы почтить ее и потому, что ее хвалят и враги ее.
Так мы должны почитать ее не ради других, но ради нее самой. И мы сами ставим себе в обиду, когда нас любят не ради нас самих, но ради других. Точно так же рассуждай и о добродетели: не ради других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога людям.
Если же поступаешь иначе, то, хотя, по-видимому, и любишь добродетель, раздражаешь Бога наравне с тем, кто совсем не следует ей. Как этот последний не повинуется Богу, потому что не исполняет добродетели, так и ты преступаешь закон Божий, потому что беззаконно исполняешь ее. Толкование святителя Игнатия Брянчанинова Подающим милостыню Господь заповедал подавать ее в тайне; упражняющимся в молитве, повелел молиться в уединении замкнутой клети; постящимся повелел скрывать пощение Мф.
Добродетели эти должны быть совершаемы единственно с целью угождения Богу, с целью пользы ближнего и души своей. Не только от взоров человеческих должно быть утаено наше духовное сокровище, но и от собственной нашей шуйцы Мф. Похвала человеческая окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся скрывать их, — и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству, лицемерству.
Причиною этого — повреждение наше грехом, болезненное состояние душ наших. Как недугующее тело нуждается в осторожности от ветров, холода, различных яств и напитков: так и недугующая душа нуждается в многообразном хранении. Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла, этой шуйцы нашей, не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными, тщеславною радостью и тщеславным услаждением, которые являются в нас по совершении добродетели, отнимают у нас плод ее.
Толкование святителя Николая Сербского "А ты, когда постишься, — говорит Господь, — помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Внешний смысл его ясен. Если ты постишься, то делаешь сие для Бога и для спасения души своей, а не для людей.
Совершенно не важно, видят ли и знают ли люди, что ты постишься; даже и лучше для тебя, чтобы они этого не видели и не знали. Так ты и не будешь ждать от людей никакой награды. Ибо что могут дать тебе те, кто и сам всего ожидает от Бога, как и ты?
Важно, чтобы видел и знал Бог. А Бог увидит в любом случае, от Него ничто не может утаиться. Потому не выказывай своего поста с помощью каких-либо внешних знаков.
Бог читает твое сердце не по внешним знакам; Он читает его изнутри, из самого сердца. Как помазывал ты голову до поста, так можешь помазывать ее и во время поста; и как умывал ты лице до поста так можешь умывать его и во время поста. Помазание или непомазание головы не увеличит твоей заслуги пред Богом; и умывание или неумывание лица не спасет твоей души и не погубит ее.
Но сии слова Христовы: "помажь голову твою и умой лице твое", — столь решительно сказанные, имеют свой глубокий внутренний смысл. Ибо, если бы Господь имел в виду только телесную голову и телесное лице, Он, конечно, не дал бы заповеди: когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое; но изрек бы, что для плодов поста является второстепенным и незначительным, помазывал ли ты голову твою или не помазывал и умывал ли ты лице твое или не умывал. Очевидно, что в этих словах скрывается некий таинственный смысл.
Кроме того, человек, понявший сию утвердительную заповедь Христову во внешнем смысле ее и начавший в пост нарочно помазывать голову свою и умывать лице свое, впал бы в другой, противоположный вид лицемерия. Он тоже выставил бы свой пост напоказ людям, только иным способом. А Господь как раз особенно хотел отучить людей от этого.
Итак, несомненно, что сия заповедь имеет свой внутренний смысл. Подобный тому, какой апостол Павел придает обрезанию, называя спасительным обрезание, которое в сердце, и считая обрезание, которое наружно, равным необрезанию Гал. А именно, помажь голову твою значит: помажь ум твой Духом Святым.
Ибо голова означает ум и всю душу, а благовонный елей, коим помазывают голову, — Духа Святаго. И это значит: не принимай никаких злых помыслов и воздерживайся от всех скверных и непотребных слов; напротив, исполни ум твой богомыслия, мыслей о святости, о чистоте, о вере и любви и обо всем, что только достойно Духа Святаго. Точно так же поступай и с языком твоим — ибо речь и ум едины — и или вообще не глаголь, или, если говоришь, говори лишь то, что служит во славу Божию и для спасения души.
Точно так же поступай и с сердцем твоим: воздерживайся от всякой ненависти и злобы, зависти и гордости, хулы на Бога и человеков, от всякого греха и греховного вожделения, страсти и похоти; все сие отвергай и предоставь Духу Святому возможность посеять на ниве сердца твоего все виды Божественных и богоугодных злаков и небесных цветов.
Если он получался румяным, это говорило о том, что в семье все будут здоровы и счастливы, а вот бледный блин считался предвестником того, что скоро чье-то здоровье в семье сильно пошатнется. Оценивали и толщину первого блина: если он получался тонким, все радовались, ведь это говорило о счастье и достатке, а вот толстое изделие сулило жизненные трудности. В те времена все точно знали: семья, которая не печет блины в Прощеное воскресенье, к осени начнет голодать: урожая не будет.
Учись прощать… Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская звезда. Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос. Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью своей. Прощение рождается любовью Учись прощать.
В прощеньи радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам. Кровь на Кресте за всех пролита. Учись прощать, чтоб ты был прощён сам. Борис Пастернак С детских лет по натуре и по сердцу мне Больше всех наших праздников разных Воскресенье, которым в родной стороне Завершается масленый праздник.
В этот день и друзья, и враги, и родня Говорят за блинами и чаем: -Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня. Мы с тобою друг друга прощаем… Посмотри — как земля истомилась в зиме, Как душа в озлобленье устала. Неужели не ясно, что жить на земле Нам досталось немыслимо мало? Надо жить, хрупких наших сердец не казня, Как бы ни было горько и туго… -Я прощаю тебя.
Мы с тобою прощаем друг друга! Сколько за год печалей случилось у нас, Сколько всяких обид накопилось… Так давай мы забудем их тяжкий запас, Совершая прощенье и милость. Пусть спадает с сердец ледяная броня. Пусть весна хлынет синим прибоем. Мы друг друга прощаем с тобою… Я не скажу, что зла не ведал, Но в день воскресный, над землёй, Над русским полем тише снега Летит прощение моё.
Поцелуйте собеседника в щеку и произнесите: «Бог простит, и я прощаю! Ритуал прощения необходим для того, чтобы наладить отношения с окружающими, признать свою вину и отпустить обиды. Что можно кушать в Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены.
В этот день хозяйки выпекают блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выкинуть или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как еще называют праздник и почему Неделя сыропустная — произошло от словосочетания «сыр отпускаю».
В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Воспоминание Адамова изгнания — в этот день вспоминается изгнание Адама из рая за совершенный грех. Что нельзя делать в Прощеное воскресенье Запрещается совершать плохие поступки, обижать других. Нельзя просить прощения не от чистого сердца или неискренне прощать. Не рекомендуется раздражаться, ругаться с близкими людьми и членами семьи, думать о плохом, жаловаться, желать зла окружающим, отказывать в помощи или милостыне. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, стирать.
Прощеное воскресенье: история и смысл
Это переходящий праздник, он зависит от даты Пасхи, но всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. Также он следует сразу за Лазаревой субботой, эти праздники тесно связаны между собой. Праздник двунадесятый, то есть один из тех, на которых мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Когда празднуется Вербное воскресенье? Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи.
В чем смысл праздника? Как рассказывает журнал «Фома», после воскрешения своего друга Лазаря Христос отправился в Иерусалим на празднование иудейского праздника Пасхи. За Христом в столицу Израиля последовало множество народа.
Тонкий блин предвещал легкий год, а толстый сулил трудности.
Если тесто зарумянилось, хозяйки не беспокоились о здоровье домочадцев, а если оставалось бледным — готовились к возможным болезням. Завершался праздник сожжением чучела Масленицы. Пока оно горело, в огонь бросали различную снедь, а после развеивали пепел над полями. Таким образом люди надеялись «накормить» землю, чтобы летом и осенью получить в благодарность богатый урожай.
Во многих регионах России эта традиция сохраняется по сей день, хотя и в несколько видоизмененном формате. Молодые девушки в этот день делали маленьких куколок из ткани и ниток, а затем сжигали их в укромном месте. Считалось, что игрушка заберет на себя все беды создательницы и исчезнет вместе с ними. Кроме того, в Прощеное воскресенье было принято ходить в баню, чтобы очиститься от грехов.
Прощенное воскресенье в 2024 году — как просить прощения Особой формулы для выражения раскаяния в Прощеное воскресенье не существует. Чаще всего верующие говорят «Прости меня», а в ответ слышат «Бог простит, и я прощаю», но допускаются и любые другие формы извинений. Главное здесь не произнесенные слова, а искреннее желание заслужить прощение и отказаться от собственных обид. Врачи не рекомендуют съедать более одного-двух изделий за раз Извиняться можно за все вольные или невольные поступки.
Никто не идеален, иногда люди ранят окружающих, не подозревая об этом. Поэтому важно научиться не держаться за прошлое и связанные с ним негативные эмоции. Далеко не всегда прощение означает, что отношения с человеком улучшатся или вернутся в прежнее состояние.
А на литургии читают отрывок из Евангелия, в котором говорится о входе Господа в Иерусалим. Поскольку Вербное воскресенье приходится на Великий пост, то в этот день верующие не едят пищу животного происхождения. Но пост в этот день менее строгий: можно есть икру, растительное масло, пить вино. Праздники и застолья в этот день считаются неуместными, как и уборка, и стирка. Верующие в этот день, как правило, приходят в храм. А еще посещают могилы близких, чтобы привести их в порядок после зимы. Вербное воскресенье: символы и суеверия В народе с освященной вербой связано много примет и обычаев. Например, считается, что нужно обмести ею жилище, чтобы таким образом освятить его. Или закопать вербу в огороде — тогда будет хороший урожай. Еще встречаются обычаи отхлестать освященными веточками друг друга, съесть вербные сережки, чтобы вылечиться от болезней. Православная Церковь относится к этому как к суевериям. Многие хранят освященную вербу до следующей Пасхи. Ставят ее в вазы, украшают веточками домашний иконостас. Раньше в этот день готовили гречневые блины, кашу, рыбный курник, а также варили брагу. Пряники и исчезающий самшит У некоторых европейских народов Вербное воскресенье зовется Пальмовым. А, например, в Италии — еще и Днем олив. Итальянцы освящают их в храме и дарят друг другу в знак дружбы и милосердия. В Ватикане верующие с утра собираются на площади перед собором Святого Петра. У них в руках — пальмовые или оливковые ветви. Папа римский совершает обряд благословления. Потом начинается праздничная месса. В этом году святая месса Вербного воскресенья в Ватикане уже прошла 24 марта, ее возглавил папа Франциск. На нее собрались 25 тысяч паломников из разных стран.
Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне.
Прощеное воскресенье в 2024 году – 17 марта: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения
прощенное воскресенье. В чем его истоки? | Прощенное Воскресенье является переходящим церковным праздником, в течение которого среди православных принято просить друг у друга прощения. |
Почему Прощеное воскресенье не имеет ничего общего с Масленицей? | АиФ Краснодар | В Прощеное воскресенье принято просить друг у друга прощения за те обиды, которые были причинены за год. |
Какого числа Прощёное воскресенье в 2024 году — суть праздника, как правильно извиняться | Воскресенье – последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. |
Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно | В Прощёное воскресенье организовывали масштабные гуляния, соревнованиях в кулачных боях. |
Прощённое воскресенье 17 марта. Почему лучше не выходить из дома в день Герасима Грачевника | В Прощённое воскресенье на Украине продолжают гибнуть православные люди. |
Православные традиции
- Навигация по записям
- Читайте также
- Прощённое воскресение: смысл и традиции
- Проводы зимы и начало Великого поста: как провести Прощеное воскресенье
- Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Господь показал нам и воскресение из праха, утаив, однако, то, как оно совершается... В Палее говорится об огненной природе души человека. Тело нам дано, чтобы пройти испытания на Земле. После физической смерти, тело вновь превратится в земной прах. А вечно живая душа должна занять своё место в 10 ангельском чине. То самом, откуда был извергнут Сатанаил и его присные.
Метнётся в небо искра нашей души, когда жизнь покинет тело. И если хватит у неё сил, накопленных за земную жизнь, то достигнет она родного дома — 10 ангельского чина. Значение слова прощение Теперь разберёмся в значении слова прощение. Ему созвучны другие — прощание и проща. Значений основных у них два — похоронный обряд и паломничество.
Вот что говорит, раскрывая значение слова прощение, книжный человек Катар: «От паломничества происходит и название книги Палея. Пальмира — это звезда. Северная Пальмира — это Полярная Звезда или Спас. Спастись это сориентироваться по Спасу. Паломники шли, ориентируясь по звёздам.
То есть, Палея Толковая рассказывает, как ориентироваться в духовном наследии и как правильно понимать Святое Писание.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама , из Рая.
Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престоле и жертвеннике, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете. А во время чина прощения прихожане сначала подходят к священнику, а после друг к другу.
Все просят друг у друга прощения и слышат в ответ: "Бог простит, и меня прости! В течение всего дня верующие просят прощения у близких и знакомых, которых могли обидеть словом или делом. Народные традиции Прощеного воскресенья Помимо церковных, есть еще народные обычаи. Прощеное воскресенье — последний день Масленицы. Поэтому считается, что ее надо как следует проводить, собравшись за праздничным столом с блинами.
Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения. На Руси в Прощеное воскресенье было принято гадать на блинах. Делали это в процессе выпечки первого блина и обращали внимание на такие детали: ровные края — скорое замужество, которое будет счастливым; неровные края — не исключены сложности в семейной жизни; толстый блин — трудности в жизни; тонкий — год пройдет как по маслу; румяный — признак здоровья; бледный — к возможным болезням; зажаренный посередине — муж сохранит верность; зажаренный по бокам — отправится за приключениями. За праздничным застольем старались съесть все блины. Если это удавалось, люди радовались, понимая, что весь год они проживут в счастье и достатке.
Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Также обычно советуют отказаться в праздник от рукоделия и "грязной" работы по дому. На Руси в этот день категорически запрещалось совершать плохие поступки, обижать людей. Умудренные опытом старики говорили молодым: "Нельзя просить прощения не от чистого сердца или делать вид, что прощаешь человека, но делаешь это неискренне". Принято считать, что в этот день нельзя злиться, раздражаться, ссориться с близкими людьми.
Нельзя думать о плохих вещах, жаловаться, отказывать в помощи нуждающимся. Приметы и поверья на Прощеное воскресенье Особенная магия Сыропустной недели и последнего дня Масленицы способствовала появлению огромного количества примет и поверий, которые призваны обеспечить семейное благополучие и личное счастье. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы "накормить" землю. Молодые девушки на Руси делали из ткани маленьких куколок и сжигали их во дворе.
Поэтому на Герасима вываживали кикимору. Чтобы унять нечисть, приглашали в дом знахаря, который осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры.
Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края. Запреты дня 17 марта стирку, уборку и другие подобные занятия лучше отложить на потом. Не следует отказывать никому в прощении, и не стоит выходить из дома после захода солнца, так как в этот вечер души умерших родственников могут посетить живых. Нельзя подстригаться, завиваться или проводить любые другие процедуры с волосами. Считается, что манипуляции с шевелюрой могут негативно повлиять на локоны. Также рекомендуется избегать проведения вечера в одиночестве; вместо этого следует общаться и веселиться в кругу семьи.
Не стоит упоминать о нечистой силе или произносить слово "черт", так как это может привлечь нежелательные последствия.