Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Патриот перевод с греческого
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Руссо , «Очерк национального воспитания, или План образования для молодежи» Впоследствии аналогичные идеи получили распространение в британских колониях в Северной Америке , породив в сочетании с протестантской религиозной культурой особый тип американского патриотизма [11]. Уваровым в виде третьего компонента триады: «православие, самодержавие, народность». Продолжая увязываться с монархией, это понимание патриотизма вызывало негативную реакцию у части интеллигенции Л. Согласно « Манифесту Коммунистической партии » К.
Маркса и Ф. Энгельса, «Рабочие не имеют отечества» и еще только должны в будущем «завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса». Эта позиция была во многом воспринята В. Лениным, посвятившим ряд работ соотношению национального и классового патриотизма. После его смерти в СССР утверждается идея «советского патриотизма» — верности Советской Родине, первому в мире социалистическому государству. Таким образом, в истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях.
Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. Так появились термины: государственный этатический патриотизм — любовь к государству. Существовал в античных городах-государствах полисах и был основан на местных религиозных культах. Генезис идей патриотизма [ править править код ] «Эй, кто поляк, в штыки! Эта критика началась ещё философами Древней Греции киники , стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa , то есть «гражданина мира» [14] В Римской империи патриотизм существовал в виде местного « полисного » патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами.
Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Возникло представление о римской державе как едином культурно-историческом пространстве, о Риме как общей родине всех цивилизованных жителей империи. Плиний Старший называл Италию «кормилицей и родительницей всех земель, избранной божественным провидением, чтобы ещё больше прославить само небо, чтобы объединить разрозненные державы и смягчить обычаи, соединить воедино неблагозвучные и грубые языки столь многих народов с помощью уз единой речи, чтобы дать человечеству цивилизованность и стать единым отечеством для всех народов на земле». Суть «универсалистского» римского патриотизма, сформировавшегося в эпоху империи, хорошо отражена в известных словах императора-философа Марка Аврелия : «Город и отечество мне, Антонину, — Рим, а мне, человеку, — мир» [15]. Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [16]. Идеи синтеза патриотизма и космополитизма Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм , как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» [17].
В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» [18]. С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви».
И даже слово «патриот» он писал не иначе как с большой буквы. Так, в статье «Патриот» 1774 , которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», С. Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «только Патриот достоин места в парламенте.
Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи: 1.
Что такое патриотизм простыми словами, его положительные и негативные проявления
патриотизм — (от греч. patris — родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. соотечественник, patris - родина>), любовь> к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. В переводе с греческого языка «патриотик» – это соотечественник. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Перевод слов, содержащих ΠΑΤΡΙΩΤΙΣΜΌΣ, с греческого языка на русский язык. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику[4][5].
ПАТРИОТИЗМ
У народов есть и свои покровители на Небесах, например, ангелы. Если Бог не только не запрещает, но и благоволит, чтобы тот или иной ангел покровительствовал тому или иному народу, то почему служить той или иной Отчизне стране, государству, народу не может человек, христианин? Как любовь к своей семье, к своим близким родственникам не исключает любви к Богу и к прочим людям, так, по-видимому, и здравый патриотизм не исключает любви к Богу и представителям неродных народов. Вопрос — в мере понимания патриотизма и мере понимания любви. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.
Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.
В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями.
Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон. Что отличает ложный патриотизм, несовместимый с христианством? Ненависть к представителям других стран, народов. Слепое восхваление и поддержка политики своего государства, даже тогда, когда эта политика основывается на злых устремлениях представителей власти и направлена на совершение зла; отрицание постыдных страниц истории своего государства и народа.
Он предлагал солдатам воюющего государства сдаваться в плен, за что его и бросили в яму.
Но Бог был на его стороне, а не на стороне патриотов. Христос не одобрил освободительной войны евреев против Рима. А апостол Павел не стеснялся апеллировать к оккупантам против своего родного правительства. Преподобный Сергий предлагал князю заплатить дань, а не воевать» [10]. Святой Иисус Навин Я вполне допускаю ситуацию, в которой христианину нужно сделать выбор между правдой Божией и собственным Отечеством, однако в данном случае я считаю слова отца Даниила некорректными.
И слово «предательство» недопустимо по отношению к названным им библейским персонажам, за исключением разве что Раав, укрывшей еврейских разведчиков правда, тогда бы нам пришлось сравнить Гитлера с Иисусом Навином. Но случай с Раав — это совершенно особый случай. Войны, которые вел Иисус Навин, — это были войны Бога, чего мы никак не можем сказать о Гитлере. Раав это было открыто, и потому она приняла сторону Израиля и тем самым — Бога. А определив пророка Иеремию в изменники родины, отец Даниил просто-напросто встал на точку зрения противников пророка, обвинявших его в том, что он «не благоденствия желает народу сему, а бедствия» Иер.
Пророк Иеремия любил свой народ и желал ему только блага. И то, что он призывал израильтян не сражаться с Навуходоносором, объясняется не только тем, что он выполнял волю Бога, но и тем, что сопротивление могло только повредить Израилю, что и произошло. Если бы Израиль покорился Навуходоносору, то все бы обошлось, а так он был наказан за сепаратизм ведь до этого Израиль сам, добровольно, признал власть Вавилона. То есть пророк Иеремия, в отличие от его противников — оголтелых сепаратистов, был самым настоящим патриотом, который не хотел приносить народ в жертву национальному честолюбию. О том, что пророк любил свой народ, пусть и отступивший от Бога, свидетельствует «Плач Иеремии», в котором он оплакивает участь своего народа.
К тому же не следует забывать, что Иеремия, в отличие от Власова и прочих коллаборационистов, разделил участь своего народа, а не стал приспосабливаться к завоевателям. Так же неуместно упоминание апостола Павла при апологии предательства Власова. Прошу простить, что здесь и в дальнейшем придется прибегать к предложенным отцом Даниилом, с нашей точки зрения, некорректным сравнениям. По логике отца Даниила и его последователей — уранополитов я имел честь полемизировать с ними получается, что апостол Павел — такой же коллаборационист, как Власов. Между тем ситуация совершенно противоположная.
Апостол Павел потребовал суда Кесаря как римский гражданин. Ничего предательского в этом не было. Кроме того — и это самое главное: коллаборационизм, предательство подразумевают сотрудничество с врагом в ущерб своему государству или народу, поскольку своего государства у евреев в ту пору уже не было. Мы не только не знаем фактов того, что апостол Павел возглавлял какие-то воинские соединения, воюющие против евреев, но и вообще не знаем о том, чтобы он как-то сотрудничал с Римом в ущерб израильском народу. Наоборот, как свидетельствует история, именно враждебные своим соплеменникам таким же евреям апостолам Павлу и Петру иудеи использовали римлян против этих апостолов.
То есть, по сути, коллаборационистами оказываются как раз противники апостола Павла, а не сам Павел. Еще более меня удивило, что в числе примеров «оправданного предательства» в указанной статье отца Даниила прозвучало имя преподобного Сергия Радонежского : «Преподобный Сергий предлагал князю заплатить дань, а не воевать». Что на это сказать? Во-первых, Власов, в отличие от преподобного Сергия, как раз предлагал советским солдатам воевать, только на стороне противника. Во-вторых, просьба святого Сергия откупиться ничуть не отвергает патриотизма преподобного.
Он просто не хотел, чтобы гибли русские люди. Я уж не говорю о том, что преподобный Сергий все же благословил князя Димитрия на битву. Обратимся к источнику, откуда вообще взялась эта информация о том, что преподобный Сергий предлагал князю Димитрию откупиться. Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Автор: священник Сергий Симаков Мы видим отсюда, что и сам князь Димитрий тоже хотел сначала откупиться, но лишь столкнувшись с непреклонностью Мамая, решил дать ему бой, в чем преподобный Сергий его и поддержал.
Исходя из логики отца Даниила, не причислим ли мы и славного защитника Земли Русской как именует святого князя Димитрия Донского святитель Димитрий Ростовский также к изменникам Родины? Самого Спасителя отец Даниил тоже привел как пример, оправдывающий предательство: «Христос не одобрил освободительной войны евреев против Рима». Не одобрил, да. Но осуждения вроде бы тоже не прозвучало. Если я ошибаюсь, пусть читатель поправит меня.
То, что Он уклонился от участия в национально-освободительной войне, — факт. И это вполне логично: Его миссия в мире была совсем другой. К тому же попытка зелотов свергнуть иго римлян кончилась для иудеев весьма трагично — она была заведомо обречена на поражение.
Определение можно было бы назвать пророческим, если бы эта история не так часто повторялась и ранее. Кабинетный генерал снисходит в окопы уговорить полковника Дакса Кирк Дуглас взять очередной стратегически важный холм, пожертвовав при этом половиной своих людей: «Патриотизм не в моде, но лишь он — синоним чести». Полковник отвечает, что не любит, когда перед ним машут государственным флагом как цветной тряпкой, затем нехотя цитирует Сэмюэля Джонсона. Кубрик подает свою мысль достаточно прямолинейно: война для него — гигантская бюрократическая машина смерти. Генерал, красиво рассуждающий о любви к родине, стройно рассчитывает, сколько безвестных солдат надо принести в жертву его карьере.
Абстрактная жертва собой ради отечества оборачивается жертвоприношением конкретным людям в роскошных интерьерах, что добавляет абсурда и без того довольно бессмысленному предприятию. Вадим Серов, 2003 Своеобразную трактовку афоризма предлагает наиболее полный на данный момент русскоязычный «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений»: «Автор выражения… хотел подчеркнуть благородство патриотизма. Эту же точку зрения отстаивал в программе «Познер» министр культуры Владимир Мединский, почему-то назвав афоризм Джонсона неправильной цитатой.
Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке.
При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не «актуальной Америке», а «идеальной» — той, которая описана в Конституции. Потому что в отличие от циничных русских, привыкших, что закон — как дышло, американцы к своей Конституции относятся крайне серьезно. Для русского патриота главный враг всегда где-то за границей.
Есть, правда, еще и внутренние враги, но они опасны всегда именно тем, что играют на руку внешним. И поэтому главная задача и «символ веры» русского патриота — «умереть под Москвой». Для американского патриота главный враг — то правительство, которое предает идеалы Конституции и свободы. С таким правительством не грех бороться, при этом оставаясь горячим патриотом той своей свободной страны, которая теперь утрачена.
На его машине была наклейка: «Когда правительство боится людей — это свобода. Когда люди боятся правительства — это тирания». Русский никогда не поставит так вопрос. Он будет стоически мямлить, что «лучше свои гады, чем чужие».
Акция «Диктант Победы» в 2024 году пройдет 26 апреля
В идеальном государстве Платона сословие мудрецов-правителей контролирует общественные нравы, используя в качестве средства регуляции набор ценностных требований, направленных на сохранение и укрепление государственной структуры. В такой ситуации патриотизм становится наиболее адекватным способом достижения социальной стабильности как условия возвышения государства. Через него могут обосновываться различные формы социальной деятельности: приобретение знаний, самосовершенствование, физическое и духовное, воспитание моральных качеств. Таким образом, патриотический ресурс содержит возможности расширения диапазона приложения гражданского волеизъявления, не замыкаясь только на военных подвигах. Предложенная Платоном закрытость границ как форма существования государства видоизменяет восприятие человеком иного мира. В таком случае изолированность социума должна компенсироваться чувствами совершенства, исключительности, превосходства над другими политическими образованиями. Основанием выдвигается чувство любви к Родине, абсолютная сущность вне временных рамок: «…им гражданам. Платон убежден, что самое сильное переживание индивида связано с общим благом, а не личными обстоятельствами, так как оно и есть истина, данная богами. Выявление причин, препятствующих возникновению, реализации, развитию патриотических чувств, является одной из главных задач правителей. С точки зрения Платона, существенную опасность представляют имущественные различия, ярко выраженное тщеславие, желание неоправданной славы, стремление к самолюбованию.
Зависть вносит разлад как между отдельными гражданами, так и целыми сословиями. Эмоциональные переживания, мотивированные разделением на богатых и бедных, знатных и незнатных довольно часто в Греции становились поводом для мятежей и городских восстаний. Лишение определенных социальных групп права собственности и возможностей завести семью, по мнению Платона, устраняет причину конфликта, способного негативно воздействовать на идею и воплощение патриотизма. Искусственные, формализованные схемы проявления патриотического чувства теряют свою основу в такой ситуации, пространство межличностной коммуникации освобождается от материальных и сословных барьеров. Коллективное взаимодействие, лишенное значимых противоречий, получает долгосрочную перспективу единства общественных интересов: «Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность. Ведь там не будет места ни наглости, ни ревности, ни зависти» [4, с. В этических и политических трудах Аристотеля понятие патриотизма истолковывается как ракурс государственных интересов. Гражданское сообщество уступает свои функции официальной системе и рассматривается только в качестве составной части целого. Данное явление связано с утратой независимости городов-полисов.
Империя Александра Македонского расширила границы греческой цивилизации, присоединила новые этносы, освоила иные традиции. Имперское сознание, реагируя на случившиеся вызовы, трансформирует прежние ценности в соответствии с изменением общественной структуры. Аристотель выстраивает четкую схему служения граждан друг другу и отношения к государству. Патриотизм включается в составляющие, гарантирующие благо государства. Эмоциональный посыл в такой ситуации утрачивает свое значение. Делая упор на рациональных возможностях человека, мыслитель логически обосновывает комплекс чувств любви к Родине, благоговения перед историческим прошлым, бескорыстного служения согражданам. В качестве первой и фундаментальной предпосылки он избирает указание на сущность человеческой природы: «…никто не избрал бы обладание благом для себя одного, действительно, человек — общественное существо, и жизнь сообща прирождена ему» [6, с. Следовательно, все, что не способствует гражданским проявлениям, противоречит природе и разуму. Правильное понимание баланса личных и общественных интересов становится отправной точкой в осознании себя патриотом, то есть законопослушным гражданином.
Обмен возможностями, которыми располагают индивид и государство, опирается на взаимную выгоду через средства материального стимулирования. Выполнение законов объявляется приоритетной обязанностью гражданина, в такой ситуации наступает взаимоответственность, регулируемая понятными для всех правовыми критериями. Акцент в интерпретации патриотизма смещается с исключительно героического, как правило, военного истолкования подвигов, мужества, доблести на добропорядочную деятельность, связанную с гражданскими обязанностями в сфере экономики, политики, воспитания, науки.
Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных.
Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут а чаще обязаны участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией.
Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства. Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй по большому счету, самим полисом и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Древние греки, хотя и имели представление о себе как об эллинах и противопоставляли эллинов варварам, всё же не воспринимали как свою родину всю Элладу и к грекам из других полисов относились в основном примерно также, как и к представителям других народов.
Древний Рим: Гражданство войны и мира Примерно такая же система работала и в древнем Риме. Римский сенат, главный политический орган Римской Республики, был собранием домовладельцев, каждый из которых представлял интересы себя и своей семьи, над которой он обладал практически абсолютной властью. Дело в том, что по мере расширения границ и включения всё большего и большего количества людей в область влияния Рима, республикой становилось всё сложнее управлять, поскольку покорённые народы обладали двусмысленным статусом в этой системе. С одной стороны, они были обязаны предоставлять войска и ресурсы для обеспечения войн, а с другой, они не имели права принимать государственные решения.
В связи с этим в Риме постоянно шла борьба между патрициями знатью, ведущей свою родословную от основателей города , плебеями жителями Рима, не принадлежащими к родам основателей и союзниками покорёнными народами , ведь все они обязаны были участвовать в войнах, но только патриции обладали правами полноценных граждан. Армия же была непосредственно связана со своим военачальником, которого она могла поддержать или не поддержать в борьбе за власть. Как следствие, началась борьба между сенатом и гражданскими институциями — с одной стороны и военачальниками — с другой. Удачная же военная кампания была одним из лучших способов приобрести популярность у народа и склонить его на свою сторону, поскольку обеспечивала город потоком богатств и рабов.
А значит — способствовала улучшению положения его граждан. Не случайно усиления популярных военачальников опасались. Тем более, что сам сенат, по мере увеличения населения Республики, оказывался отделён от всё большего количества граждан, а потому уже не представлял их интересы. Собственно, поэтому сенаторы в своё время и убили Цезаря, ставшего невероятно популярным после завоевания Галлии и Египта.
Рассматривая групповой, коллективный патриотизм, можно говорить и о патриотизме того или иного этноса, народности как отдельной группы людей. Групповой патриотизм — коллективный, профессиональный, этнический,... Сулакшин С. То, что за зарплату, — это абсолютно... Мы ждем, что возникнет, откуда ни возьмись, мудрая и честная власть,...
Леонов, «В защиту друга», 1947 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: вывалка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой патриот
Патриотизм (в переводе с греческого означает “отечество”) – это нравственное убеждение, социальное чувство, в основе которого лежит любовь, привязанность и преданность Родине, а также готовность жертвовать ради нее своими интересами. В Википедии есть статья «патриотизм». разг. преданность, приверженность чему-либо, привязанность к чему-либо (например, к месту своего рождения, к месту жительства, к работе, службе и т. п.) Местный патриотизм. Заводской патриотизм. или подумал, что вы говорите о его родине. Но если греческими философа-ми патриотизм не концептуализировался в качестве понятия, требую-щего специального пояснения, то для римских мыслителей патриотизм превратился в центральную категорию, определяющую связь человека и государства (гражданской общины).
Становление понятия патриотизма в античной и христианской философии и культуре.
Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. История происхождения ческий источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя»
Карамзин: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества... Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне.
Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его» Карамзин 1964, 280, 282. Заслуживают внимания наблюдения специалиста по древнегреческому полису Т.
Нильсена при изучении им концепта патрЬ;, «отечество»: «Если спросить, что такое отечество, гражданин современного государства едва ли будет сомневаться с ответом. Его отечество - это объединение законов и институтов с единой политической волей, участником которого он является. Это объединение, как метафора с семьей, показывает то, с чем он естественным образом связан, и оно имеет эмоциональную силу, возбуждающую любовь и часто даже самопожертвование, также как и право требования таких жертв.
Примечательно, кроме того, что патрй; часто встречается в контекстах, которые связывают его с другими терминами родства, такими как "мать", "родители", "сестра", "брат", "дети", "сын", "жена", "муж", "предки", "родственники" и genos» Hansen, Nielsen 2004, 49. В развернутом виде эти положения представлены в статье автора Nielsen 2004, 49-50. Первый и будет в центре нашего внимания.
За последние несколько лет появились работы, прежде всего в отечественной историографии, которые по-разному трактуют явление патриотизма древних греков10. Карпюк в своей статье «Два патриотизма в Истории Фукидида»11 прежде всего показывает отличие патриотизма современного от патриотизма античного, отмечая: «В современном понимании понятие патриотизма связано с национальными государствами, в античной же древности речь могла идти о патриотизме полисном»12. Остановимся подробнее на этом замечании.
По нашему убеждению, различие между современным и античным патриотизмом в такой трактовке несколько искусственно заострено. Дело в том, что патриотизм как таковой не только связан с явлением государственности, но и с понятиями «родины», «отечества» собственно говоря, семантика слова «патриотизм» на различных языках красноречиво свидетельствует именно об этом13. Любовь к отечеству, преданность ему были характерны для всех эпох и государств, независимо от того, был ли то греческий полис, римская civitas, средневековое королевство или же современное государство14.
Между тем, в статье С. Карпюка есть еще одно замечание, которое вызывает наше несогласие: заключение о существовании двух патриотизмов в трактовке Фукидида: традиционного, полисного, и новомодного, софистического15. Это мнение подверг критике Х.
Туманс в своей статье «Сколько патриотизмов было в Древней Греции? Нильсеном одного аспекта современного и древнегреческого патриотизма - самопожертвования за отечество: «Современные государства убеждали колоссальное количество граждан сложить свои жизни за отечество в войнах, и смерть за свою страну считается нравственным величием. Подобным образом тема смерти "за patris " постоянно встречается в архаических и классических греческих текстах, и то, что смерть при защите patris считалась нравственным величием, ясно, например, из знаменитых строк Тиртея...
Однако тема патриотизма греков часто так или иначе затрагивается в обобщающих работах по истории Древней Греции или по патриотизму в целом. Нильсен, современный патриотизм происходит из терминов, используемых для ссылки на его объект. Эта «метафора семьи», по мнению исследователя, подразумевает, что государство - это то, с чем человек связан естественным образом как один из членов семьи.
Он пришел к выводу, что греки архаического и классического периодов думали об их отечестве как о ближайшем родственнике. Это была сладчайшая вещь на земле, подходящее место для погребения, его они теряли, отправляясь в изгнание и восстанавливали по возвращению, за него они должны были отдавать свои жизни, это было объектом их любви, и греки испытывали гордость за свое отечество Nielsen 2004, 74. Специально представлениям об отечестве у греков посвящена статья П.
Функе Funke 2010, 123-131. Впрочем, сам же автор довольно непоследователен в проведении этой своей идеи, практически сразу же делая от нее отступление: «Хотя, конечно, с другой стороны, вполне можно говорить о двух патриотизмах в Древней Греции, а именно о патриотизме полисном и патриотизме общегреческом»17. Последнее замечание еще будет в центре нашего внимания, а пока отметим тот факт, что то, что, по мнению С.
Карпюка, является второй разновидностью патриотизма, фактические является лишь его интерпретацией, то есть выражает не столько общегреческое понимание этого явления, но его понимание одним из «героев» фукидидова повествования — Алкивиада. Да и вообще, уместно заметить, что можно говорить применительно к древним грекам, с одной стороны, о традиционном патриотизме, а с другой, о его понимании различными политиками, историками, ораторами, драматургами и т. Но традиционное понимание патриотизма, по нашему убеждению, оставалось неизменным как в Древней Греции, так и в настоящее время.
Даже более того, едва ли может быть справедливым выделение патриотизма полисного и общегреческого, ибо это суть две стороны одного патриотизма: и полис, и вся Эллада в целом воспринимались греками как их родина хотя, опять же, это не исключало и различных подходов, вплоть до противопоставления этих двух сторон патриотизма греков. Причем в случае с патриотизмом полисным на первый план выходят родственные и политические предпочтения, а в случае с патриотизмом общегреческим — этнические и социокультурные. В этом убедимся далее.
Туманс, в свою очередь, стремится проследить эволюцию древнегреческого патриотизма. Он выделяет его первоначальную стадию, определяемую им как «предпатриотизм» аристократический, уходящий корнями еще в гомеровскую эпоху , собственно классический, полисный патриотизм сформулированный окончательно Периклом и «постпатриотизм» новый, софистический, который, по мнению автора, и вовсе патриотизмом не является, а маскирует собой период распада полисных ценностей. Можно вполне согласиться с автором статьи, что патриотизмом в строгом смысле этого слова можно назвать только второй его тип, олицетворением которого является фигура Перикла.
Однако если исходить из того, что патриотические чувства присущи человеку уже по его природе и только в определенной степени являются результатом общественного развития, то не следует говорить о какой-то особой эволюции патриотизма, а все же предположить, что с течением времени могло меняться осознание людьми отдельных сторон патриотизма. И первое, по-видимому, наиболее раннее проявление патриотизма заключается в прирожденной привязанности человека к своей земле, своим родственникам, своему «родному очагу». Этот мотив, выраженный уже в гомеровских поэмах, составляет важный аспект традиционного понимания патриотизма.
Он присутствует уже в «Илиаде» в виде 16 Туманс 2012, 3.
А патриот, по мнению С. Джонсона, — это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами» цит. Таким образом, авторский смысл данного высказывания: не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни.
К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого П. У евреев П. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем.
К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался П. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального П. В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее царства Божия в двух ее исторических материализациях — церковной папство и государственной империя. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях: в религиозном — обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом — к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало-помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи.
В Германии столетием позднее возбуждение национального П. Вследствие этого произошел раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только в XIX в. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный П. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране — Франции — П. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель см.
В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи П. О словаре Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов. Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции. Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д. Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени. Большая советская энциклопедия патриотизм от греч.
Исторически элементы П. В классовом обществе содержание П. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств П. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного П. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет!
Подлинный П. Социалистический П. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм» там же, т. Наиболее яркое проявление социалистического П. С образованием мировой социалистической системы «...
Эти письма мы передадим в Минобороны и Росгвардию», — отметил он. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что в школьной программе большое внимание уделяется историческому просвещению. Он напомнил, что увеличено количество часов на преподавание истории в школе — с 340 до 476 часов. Глава Минпросвещения России добавил, что подготовлен новый учебник по истории для старших классов, обучение по которому началось с этого учебного года, и в нем существенно увеличена часть, посвященная Великой Отечественной войне. Министерство просвещения РФ поддерживает акцию «Диктант Победы». В прошлом году в ней приняло участие около 500 тысяч школьников в 14,5 тысячи школ.
Про патриотизм - 1.
Оригинальнее всего вышло, пожалуй, во французском, где патриот-соотечественник и патриот в современном смысле слова разделились на "compatriote" и "patriote". Слово "compatriote", конечно, немного корявое, так как в нем к греческой основе добавлена романская приставка. Правда, так бы мог случайно получиться патриот-китаец...
За это нам нужно кровью отомстить, прежде чем примириться с человеком, содеявшим это. Затем — наше кровное и языковое родство с другими 18 См.
О патриотизме гомеровских греков см. Гринхола Greenhalgh 1972, 528-537. Подробнее см. Предать все это — позор для афинян» перевод Г.
Однако, помимо уже упомянутых двух проявлений патриотизма греков, которые восходят своими истоками к природным свойствам самого человека, греки выработали еще и «гражданский патриотизм», который был результатом становления и развития полиса и полисной идеологии. Этот патриотизм, который был более сложным и неоднозначным явлением, должен был быть присущ каждому добропорядочному гражданину полиса. Он включал в себя и защиту полиса от врагов в случае необходимости, вплоть до самопожертвования, но не только. И результатом идеологического оформления «гражданского патриотизма» является появления соответствующей терминологии, которая, как это также весьма показательно, начинает встречаться в текстах древнегреческих авторов только лишь с классического периода.
Туманс утверждает, что не было у древних греков ни нашего понятия патриотизма, ни термина соответствующего, ни даже текстов, поющих любовь к отечеству в привычном для нас смысле, да и вообще, похоже, что наши современные «сентименты» были им чужды21. Ситуацию с пониманием греческого патриотизма мы, кажется, уже прояснили, отметив, что патриотизм скорее принадлежал к категории общечеловеческих ценностей, чем этнических или политических, и потому вполне возможно соотносить современный патриотизм с древнегреческим. Что касается «патриотических текстов», то строфы «Персов» Эсхила наглядно показывает наличие таковых, да и любые поэмы о греко-персидских войнах могут считаться патриотическими произведениями. Но теперь обратимся к тезису о том, что у греков не было соответствующего термина, обозначающего патриотизм.
Ошибочность такого утверждения очевидна. В древнегреческом восприятии существовало несколько различных понятий, которые могут быть эквивалентами современного термина «патриотизм». В первом случае это термин то фЛолоАл,, дословно — «любовь к родному городу». Правда, в такой трактовке этот термин встречается только у Фукидида VI.
Однако гораздо чаще у древнегреческих авторов применяется прилагательное фЛолоАц22. Это определение вполне закономерно следует переводить словом «патриот». Последние обозначения сравнительно редко использовались в древнегреческой литературе классического периода, но были более распространены в римский период для обозначения патриотизма и патриота соответственно23. Безусловно, древнегреческий патриотизм как, соб- 21 Туманс 2012, 4.
Авторы LSJ. Правда, другой персонаж, справедливый человек, сомневается в таких качествах сикофанта, переспрашивая его: «Ты патриот и честный? Но обратимся к употреблению терминов патриотизма Фукидидом. Собственно, в отличие от примеров, которые можно классифицировать как проявление патриотизма24, историк употребляет соответствующие термины только в двух случаях: в речи Перикла, обращенной к афинянам во второй год Пелопоннесской войны II.
В первом случае Перикл II. Итак, понятно, что здесь присутствует «периклово» понимание патриотизма, которое, таким образом, соответствует традиционному восприятию этого явления: интересы родины превалируют над личными. Во втором случае уже Алкиви-ад дает свое понимание патриотизма Thuc. Правда, я — изгнанник, но бежал от низости моих врагов, а не для того чтобы своими советами оказывать вам услуги.
Злейшими врагами я считаю не вас, которые открыто на войне причинили вред неприятелю, а тех, кто заставил друзей Афин перейти в стан врагов. Впрочем, я полагаю, что даже и теперь я не иду против отечества, так как у меня его нет, но стремлюсь вновь обрести его. Итак, что мы узнаем из этой речи, приведенной Фукидидом. Все это пока хорошо укладывается в рамки традиционного патриотизма.
Но 24 Эти примеры см. Опять же, в традиционном понимании выступление против родины считается предательством, и действия Алкивиада имели все основания быть классифицированы именно таким образом. Однако, объявив о своем намерении вновь обрести родину, афинский политик на самом деле апеллирует к одному очень древнему аспекту «природного» патриотизма, который был присущ еще гомеровским грекам — тоске по родине, а это опять же укладывается в рамки патриотизма традиционного. Поэтому едва ли можно согласиться с мнением, что в фукидидовом объяснении патриотизма Алкивиада уже просматривается принцип ubi bene ibi patria25.
Алкивиад-то заявлял совсем другое: он не считал чужбину своей родиной, но говорил о возвращении назад в Афины26. Впрочем, те космополитические суждения древнегреческих авторов, на которые ссылаются исследователи27, где провозглашается принцип ubi bene ibi patria см. Ибо понятно, что в любом обществе можно найти примеры отсутствия или наличия патриотизма, под которым, как уже говорилось, следует понимать любовь и преданность родине. На очереди — ораторы Искорат, Демосфен, Динарх, Ликург.
Интересны рассуждения Исократа II. Tаким образом, говоря современным 25 Карпюк 2G1G, 114. Круст даже на основании этого примера проводил различие между полисным патриотизмом и патриотизмом современным: «Tакже нельзя хорошо известный партикуляризм греческого города-государства идентифицировать с патриотизмом в современном и моральном смысле этого термина. Можно понять из утверждения Алкивиада, что он мог любить свой родной город, покуда последний предоставлял ему самый полный спектр всех привилегий, на которые он претендовал, до тех пор пока, выражаясь другими словами, он и те люди, которые разделяли его убеждения, полностью контролировали город» Chroust 1954, 288.
Поскольку речь была произнесена неред спартанцами, то надо думать, что Алкивиад под «новым отечеством» имел в виду именно Спарту.
Лексическое значение слова "патриотизм" Патриотизм - это позитивное отношение к своей родине, связанное с глубокой любовью и преданностью ее интересам и благу. Патриотизм проявляется в готовности защищать и служить своей стране, поддерживать ее культуру, традиции и идеалы.
Это чувство сопровождается гордостью за достижения и историческое наследие своей нации. Патриотизм способствует единству народа, поддерживает гражданский долг и стимулирует участие в жизни общества. Он может быть проявлен как в мирных условиях, так и во время военных конфликтов, когда готовность защищать родину становится особенно значимой.
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Стихи. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.