В парламентских выборах в Иране приняли участие менее половины имеющих право голоса. В Иране проходит второй тур парламентских выборов, по итогам которых должны быть определены ещё десять из 290 депутатов, передаёт агентство. Выборы в парламент Ирана начались в пятницу утром с открытием избирательных участков по стране, сообщило министерство внутренних дел ИРИ.
Кризис исламской республики
- Власти Ирана опасаются апатии электората после протестов
- Больших потрясений в Иране сейчас не будет
- Парламентские выборы в Иране
- Власти Ирана опасаются апатии электората после протестов
- В Иране начался подсчёт голосов на выборах в парламент и духовные органы
В Иране проходят парламентские выборы
26 февраля в Иране состоялись выборы в парламент (Меджлис) и Совет экспертов – влиятельный орган, избирающий и контролирующий высшего духовного лидера. Выборы в парламент Ирана стартовали в 8.00 (7.30 мск) и должны были завершиться в 18.00 (17.30 мск), но голосование в ряде районов неоднократно продлевалось — как заявляли власти, в связи с большим число избирателей на участках. Одиннадцатых парламентские выборы в Исламской Республике Иран состоялись 21 февраля 2020.
Бывший президент Ирана Роухани хочет участвовать в парламентских выборах
Ближний восток » На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада На парламентских выборах в Иране побеждают сторонники Ахмадинежада 16 мар 2008, 12:25 К этому часу определена судьба двух третей депутатских мандатов, передает НТВ. Так, пока консервативные политики занимают более 70 процентов мест и около четверти кресел отвоевали реформисты.
Их работа продлится до 6 часов вечера, с возможностью продления. Планируется, что своим избирательным правом воспользуется около 60 млн жителей страны.
Совет экспертов, или Экспертное собрание, является высшим законодательным органом Ирана. Он состоит из 88 членов, избираемых сроком на восемь лет. Главной функцией Совета экспертов является выбор и надзор за работой Верховного лидера Ирана, который является верховным политическим и религиозным деятелем в стране.
Опросы демонстрируют разочарованность иранцев политическими силами. По их мнению, правительство неспособно удовлетворить требования расширения свобод и обеспечить экономический прогресс. Наряду с парламентом, граждане выбирали Ассамблею экспертов — орган, который отвечает за контроль и назначение верховного лидера страны.
Эксперты отмечают, что состав парламента республики может сильно измениться — сейчас большинство принадлежит представителям умеренных сил, к которым относится президент страны Хасан Рухани. По мнению аналитиков, такие перемены в политических предпочтениях иранского общества связаны с политикой США в отношении ИРИ. Санкционное давление и нападение американских ВС на генерала Касема Сулеймани сплотило население страны и заставило его поддержать сторонников более жёсткого курса в отношении Вашингтона. Об этом свидетельствуют первоначальные результаты голосования, сообщает иранское агентство FARS. По предварительным подсчётам, консерваторы уже могут рассчитывать на 135 мест в парламенте из 290, реформисты получат ещё 20 мандатов, а независимые кандидаты умеренные — 28. Кому будут принадлежать остальные места, пока неизвестно, поскольку подсчёт голосов продолжается. Итоговые результаты будут обнародованы, предположительно, в понедельник.
Также по теме «Повлиять на мнение избирателей»: почему в США хотят запретить Трампу вести войну против Ирана без одобрения конгресса В США на рассмотрение сената внесли резолюцию, предлагающую законодательно запретить главе Белого дома вести военные действия против... Напомним, выборы в парламент Ирана прошли 21 февраля. За 290 депутатских кресел боролись более семи тысяч человек — их кандидатуры утвердил Совет стражей Конституции. Иранские законодатели избираются сроком на четыре года. Стоит отметить, что в Иране нет традиционных политических партий, политики в республике делятся на три лагеря.
Иран на пути к революционному взрыву
Консерваторы — сторонники верховного лидера Ирана критически относятся к сотрудничеству с Европой и США, поддерживают теократический строй и госрегулирование. Умеренные, в свою очередь, занимают промежуточную позицию: поддерживая теократический строй, они в то же время выступают за экономическую либерализацию. Ранее аятолла Али Хаменеи призвал иранцев принять активное участие в голосовании, назвав выборы «ресурсом для укрепления страны». С этой целью они создают аналитические центры. Они пытаются отдалить иранскую молодёжь от исламской системы ценностей. Если никто не преодолевает эту планку, то в избирательном округе проводится второй тур.
Он запланирован на 17 апреля. Так, накануне голосования спецпредставитель Госдепа США по Ирану Брайан Хук заявил журналистам на брифинге, что предстоящие парламентские выборы в республике якобы являются «постановочными». Также по теме «Искусственно нагнетает обстановку»: к чему могут привести новые попытки Вашингтона оказать давление на Иран Госдеп США продлил санкции, связанные с иранской ядерной программой. По мнению американской стороны, ИРИ использует свой ядерный... Между тем спикер Совета стражей Конституции Аббас Али Кадходаи, который наблюдал за проведением голосования, выступил на государственном телевидении с заявлением о том, что серьёзных нарушений в ходе выборов обнаружено не было.
В свою очередь, верховный лидер Ирана считает, что зарубежные СМИ пытались повлиять на настроения в обществе перед голосованием.
Многие избиратели говорят, что воздержатся от голосования, демонстрируя тем самым пессимизм в отношении политического процесса, независимо от того, какими будут результаты выборов. Тем не менее, согласно прогнозам экспертов, явка избирателей всё равно окажется высокой — иранское общество остаётся довольно консолидированным и дисциплинированным. Обойдётся без сюрпризов Нынешние парламентские выборы в Исламской республике Иран ИРИ проходят на фоне достаточно серьёзных проблем, переживаемых этой страной и её обществом. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделился ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Текущая внутриполитическая ситуация в ИРИ, по его словам, достаточно сложная. Она обусловлена санкциями, наложенными на него Западом, а также обострением отношений между Тегераном и Вашингтоном на фоне убийства генерала Сулеймани, произошедшего в начале января этого года.
Большой войны на Ближнем Востоке пока не ожидается Сложившаяся обстановка вокруг страны, с одной стороны, консолидировала иранское общество вокруг руководства республики, но с другой — подогрела и оппозиционно настроенных граждан, которые не без помощи внешних сил активизировали свои действия, сказал Долгов.
Планируется, что своим избирательным правом воспользуется около 60 млн жителей страны. Совет экспертов, или Экспертное собрание, является высшим законодательным органом Ирана. Он состоит из 88 членов, избираемых сроком на восемь лет. Главной функцией Совета экспертов является выбор и надзор за работой Верховного лидера Ирана, который является верховным политическим и религиозным деятелем в стране. Вместе с выборами в Совет экспертов проходят и выборы в Меджлис, или иранский парламент.
С тех пор, как администрация президента США Дональда Трампа в одностороннем порядке вышла в 2018 году из ядерного соглашения и вновь ввела санкции, сторонники реформ и умеренные политики, поддерживающие правительство Роухани, ощущают противодействие. Состояние иранской экономики ухудшилось, что вызывает частые антиправительственные демонстрации.
В Иране — парламентские выборы
Сторонники реформ вообще отказались от участия в выборах, поскольку сочли их непрозрачными. Предстоящие парламентские выборы, вероятно, будут новым раздражителем в отношениях общества и власти, потому что они могут сузить политический ландшафт. В Иране 1 марта прошли парламентские выборы 12-го созыва. В парламентских выборах в Иране приняли участие менее половины имеющих право голоса.
В Иране завершились парламентские выборы
В парламентских выборах в Иране имеют право принимать участие 58 миллионов избирателей. В начале марта в Иране прошел первый тур выборов в парламент и Совет экспертов. В начале марта в Иране прошел первый тур выборов в парламент и Совет экспертов. Так, в парламентских выборах в прошлом году пришло 42,5% избирателей — это самый низкий показатель с 1979 года. В Иране началось голосование на парламентских выборах.
В Иране проходят парламентские выборы
Иранцы, прочувствовавшие на себе влияние Вашингтона и удар по своему карману, вышли на улицы. В первый раз волна митингов прокатилась по стране из-за повышения цен на бензин. Власти отреагировали жестко — из-за полного отключения интернета количество убитых до сих пор неизвестно. По некоторым данным, погибли до полутора тысяч человек. Во второй раз иранцы вышли протестовать после того, как Тегеран сбил украинский боинг — трагедия, случившаяся также в результате конфронтации между Ираном и США. Убийство Вашингтоном генерала Касема Сулеймани превратило напряженные отношения между странами в открытую вражду. Иными словами, происходящее во внешней политике Ирана похоронило перспективы реформистов, чей курс ориентирован на Запад. Ситуацией воспользовались консерваторы, подогревшие антизападные настроения иранцев в преддверии парламентских выборов. Теперь следует ожидать от Ирана полной смены внешнеполитического направления.
Стоит отметить, что меджлис определяет, в основном, внутреннюю повестку. Однако близость консерваторов к победе готовит почву и для президентских выборов, и для выбора преемника верховного лидера. Если раньше казалось, что отношения Тегерана и Вашингтона не могут быть напряженнее, то со сменой политического вектора, вероятно, станет понятно, что может быть и хуже.
Срок полномочий депутатов составляет четыре года.
В случае, если ни один кандидат не преодолел порог, проводится второй тур между двумя лучшими кандидатами. В многомандатных округах избиратели отдают столько голосов, сколько имеется свободных мест.
Его избирательная кампания была адресована беднейшим слоям населения, разочарованным в современном иранском истеблишменте, к которому по праву относят и Хашеми-Рафсанджани - главу одного из наиболее политически и экономически влиятельных кланов.
Высокозатратная избирательная кампания бывшего президента невыгодно контрастировала с подчеркнуто экономной кампанией победителя. Еще до выборов Ахмади-Нежад в качестве мэра Тегерана был известен своими популистскими жестами, которые получили широкую известность среди избирателей. Так, по его инициативе молодым людям, вступающим в брак, выдаются пособие в размере 1100 евро весьма крупная сумма для тегеранской бедноты.
Кроме того, он отказался от дома, который подарила ему мэрия после избрания главой города - средства, полученные от его продажи, были распределены среди бедных. Понравилось аутсайдерным социальным слоям и решение мэра о запрете рекламных щитов как не соответствующих принципам ислама - но они, в первую очередь, видели в таких щитах демонстрацию недостижимого образа жизни. Равно как и закрытие западных сетевых ресторанов, которые доступны среднему классу, но не беднейшим слоям населения.
В-третьих, не произошло "передачи голосов" от проигравших кандидатов к Хашеми-Рафсанджани. Реформаторы поддержали его как "меньшее зло", однако не смогли убедить в этом многих своих сторонников. Ахмади-Нежад получил и голоса Калибафа, несмотря на то, что тот склонялся в сторону Хашеми-Рафсанджани.
Таким образом, еще раз подтвердилось, что в обществе возобладали протестные настроения против самодовольства и коррумпированности элиты. В-четвертых, в ходе кампании Ахмади-Нежад позиционировал себя как общенациональный кандидат, выступающий за экономическое развитие всех регионов страны, а не только Тегерана. Его опыт работы в различных городах должен был подтвердить, что в случае своего избрания он будет уделять внимание не только столице.
Означает ли победа консервативного кандидата, что режим управляемой демократии в современном Иране будет ужесточаться, и начнется регресс по сравнению с временами президентства Хатами. Похоже, что пока к таким однозначным прогнозам следует относиться с осторожностью. Начнем с того, что Ахмади-Нежад не принадлежит к числу ультраконсерваторов, а его экономическая программа, как уже отмечалось, носит достаточно либеральный характер.
Что касается внешней политики, то уже заявлено, что диалог с международным сообществом по ядерной проблеме будет продолжен. Не вызывает особых сомнений тот факт, что любой избранный президент страны продолжил бы политику, направленную на стимулирование работ в этой отрасли при активной поддержке России. Затем необходимо отметить, что власть президента в Иране существенно ограничена - и особой ролью лидера страны, и влиятельным Наблюдательным советом, и Советом по определению целесообразности принимаемых решений во главе последнего стоял Хашеми-Рафсанджани.
Поэтому президент даже выступавший в ходе выборов с критикой истеблишмента вынужден действовать в ограниченных рамках - это относилось и к Хатами, который так и не смог реализовать своих реформаторских проектов. В то же время иранский президент обладает определенной самостоятельностью от других государственных институтов - особенно после того, как в 1989 году был ликвидирован пост премьер-министра. Напомним, что и Хатами первоначально считался лишь "функцией" от Хашеми-Рафсанджани.
Есть основания полагать, что и Ахмади-Нежад будет послушным исполнителем указаний протежировавшему ему Хаменеи. Тем более, что тегеранский мэр, по некоторым данным, не был оптимальной кандидатурой для духовного лидера Ирана. Первоначально Хаменеи поддерживал Лариджани, но затем убедился в том, что этот кандидат является непроходным.
Затем речь шла о поддержке Калибафа, но амбициозный генерал начал сближение с умеренными силами. Таким образом, Ахмади-Нежад оказался лишь "третьим в очереди". Похоже, что в иранской политике произойдут лишь частичные изменения, связанные с ужесточением требований в морально-нравственной сфере.
Видимо, возникнут дополнительные проблемы у целого ряда реформаторски настроенных СМИ, снизится свобода дискуссий. Может увеличиться роль представителей силовых структур, в частности, руководства "басиджей". Серьезная проблема состоит и в том, что консерваторы монополизировали все избранные органы власти - как парламент, так и пост президента.
Приход консервативных исламистов, безусловно, усилит идеологическую "зажатость" страны, ее цивилизационный выбор в пользу большего изоляционизма от доминирующих в мире тенденций в этом отношении первый с 1981 года светский президент страны более ортодоксален, чем многие религиозные деятели. Впрочем, в Иране у президента и правительства традиционно больше "свободы рук" в экономике, чем в политике: можно вспомнить президентство Хашеми-Рафсанджани, при котором уже произошла частичная экономическая либерализация. Однако сломать объективный процесс трансформации иранского общества вряд ли удастся - разве что избрание консервативного президента может его замедлить.
Очевидно, что любой президент Ирана должен предпринимать шаги для повышения инвестиционной привлекательности страны - в противном случае невозможно решение экономических проблем, а, следовательно, усилятся шансы оппозиции на победу на следующих выборах.
Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяла вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В 2018 году выборы в городской совет Тегерана, которые проводил муниципалитет города, были полностью проведены в электронном виде и стали первым успешным опытом проведения полностью электронных выборов в Иране. В настоящее время при проведении парламентских выборов автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей и электронный подсчет подсчета избирательный бюллетеней голосов избирателей законодательством о выборах предусмотрены.
В частности, в 2017 году парламент внес изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность проведения электронного голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов на президентских и парламентских выборах. В соответствии с обновленным Законом о выборах в Меджлис Исламского совета, а также статьей 9 Закона о выборах Президента Ирана, предусматривается возможность использования технических средств подсчета голосов избирателей, в том числе на территории одной или более провинций страны. Порядок использования технических средств подсчета голосов, а также специального программного обеспечения определяется Министерством внутренних дел Ирана и Советом стражей Конституции. К исключительной компетенции Совета стражей Конституции относятся вопросы сертификации специального программного обеспечения, которая должна быть проведена до объявления даты выборов, а также обеспечение целостности и сохранности специального программного обеспечения.
Специальное программное обеспечение инсталлируется в соответствующие технические средства подсчета голосов, применяемые на избирательных участках, только в присутствии уполномоченных представителей Министерства внутренних дел Ирана и Совета стражей Конституции. При проведении в феврале 2020 года очередных парламентских выборов Совет стражей Конституции не одобрил предложение МВД Ирана о применении электронного голосования избирателей на указанных выборах в связи, в частности, с имеющимися проблемами при электронной идентификации избирателей и обеспечением безопасности электронного голосования, в том числе в случае хакерских атак или иного внешнего, в частности, иностранного вмешательства в парламентский избирательный процесс, которые требуют своего адекватного решения. При этом в столице Ирана — городе Тегеране технические средства подсчета голосов не применялись в связи с тем, что в один и тот же день 18 июня проводилось голосование на четырех разных видах выборов президентские выборы, выборы в городской представительный орган, промежуточные дополнительные выборы в Меджлис Исламского совета по соответствующему городскому избирательному округу, а также выборы членов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны. В июне 2023 года, в преддверии проведения в 2024 году очередных парламентских выборов, в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения, и на этой основе принята его новая редакция парламент работал над подготовкой обновленного законодательного акта о парламентских выборах с 2022 года.
Обновленный законодательный акт о выборах был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу; на этой основе очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству20. В соответствии с обновленным законодательством предусматривается, в частности, возможность использования МВД Ирана на первых после принятия нового законодательства парламентских выборах электронного голосования избирателей, а также подсчет голосов избирателей, но не более чем на одной восьмой части многомандатных избирательных округов избирательных участков. В преддверии проведения 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов Министерство внутренних дел Ирана обратилось в Совет стражей Конституции с предложением об использовании специального программного обеспечения для электронного голосования избирателей и электронного подсчета избирательных бюллетеней голосов избирателей. Технические средства подсчета голосов избирателей предлагалось разместить на 34.
При этом Министерство коммуникаций Ирана обеспечивало предоставление избирательным комиссиям необходимой технологической инфраструктуры для проведения электронного голосования избирателей. МВД Ирана получило от Совета стражей Конституции положительный ответ, при этом, однако, Совет предлагает провести электронное голосование избирателей не более чем на 8. В этих условиях при проведении указанных парламентских выборов электронная система голосования избирателей не применятся. При проведении указанных парламентских выборов предполагается также использовать пять мессенджерских платформ — Gap, Soroush, Bale, Eitaa и iGap —для создания виртуальных электронных платформ для проведения кандидатами предвыборной агитации в каждом из избирательных округов; кроме того, Министерство внутренних дел Ирана разработало единую электронную систему для демонстрации всех официальных виртуальных электронных страниц кандидатов на парламентских выборах.
Кроме того, в преддверии проведения настоящих парламентских выборов избирательные участки оснащаются техническими средствами идентификации избирателей, которые в течении шести месяцев проходили предварительное тестирование. При этом было разработано специальное программное обеспечение для около 60. Указанные технические средства являются отечественной иранской разработкой, не имеют зарубежных аналогов, являются надежными техническими средствами, которые могут работают как в онлайн, так и в оффлайн режиме. Порядок голосования избирателей на парламентских выборах.
При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день. Парламентские выборы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование является добровольным и свободным, при этом мужчины и женщины голосуют, как правило, раздельно в отдельных местах. При проведении парламентских выборов порог явки избирателей Конституцией и законодательством о выборах не предусмотрен и не имеет юридического значения для признания парламентских выборов несостоявшимися, при этом, однако, как отмечают некоторые эксперты, явка избирателей может, хотя и косвенно, служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам21.
При этом специальные избирательные участки и участковые избирательные комиссии могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях. В случаях наступления чрезвычайных обстоятельств например, наводнений, землетрясения и др. При проведении настоящих очередных парламентских выборов образовано около 65. При этом в соответствии с обновленным законодательством и по решению МВД Ирана, одобренному Советом стражей Конституции, на 8.
В соответствии с законодательством продолжительность голосования не может быть меньше 10 часов, и может быть, при необходимости, продлена по решению МВД Ирана. На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 19:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов, при этом в соответствии с законодательством время голосования может быть продлено, но не более чем на два часа в частности, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана 22. При этом избиратели, находящиеся в помещении для голосования избирательного участка, вправе проголосовать после окончания официального времени голосования на парламентских выборах. Помещение для голосования избирательного участка должно иметь отдельный вход и отдельный выход для избирателей, принимающих участие в голосовании.
Для голосования избирателей используются, как правило, полупрозрачные пластмассовые стационарные ящики для голосования с контрольными опечатывающими боковыми скобами лентами желтого и белого цветов для обеспечения ненарушимости соединения емкости и крышки стационарного ящика для голосования. Полупрозрачные стационарные ящики для голосования имеют крышки как правило, темно-синего цвета с прорезью для опускания избирательных бюллетеней, опечатанные неразборными пластмассовыми зажимами по два зажима — желтого и белого цветов — с каждой стороны крышки и стационарного ящика для голосования. На лицевой стороне стационарного ящика для голосования имелась наклейка с соответствующей информацией о проводимых выборах. Перед началом голосования избирателей стационарные ящики для голосования предъявляются для визуального осмотра присутствующим лицам, затем, закрываются и опечатываются в месте соединения емкости и крышки неразъемными скрепами в двух местах с каждой стороны стационарного ящика для голосования.
На крышке стационарного ящика для голосования имеется наклейка, обозначающая голосование избирателей на парламентских выборах. Членами участковой избирательной комиссии составляется протокол, в котором указывается количество стационарных ящиков для голосования избирателей, а также отсутствие в них при вышеуказанном предварительном осмотре каких-либо вложений перед началом голосования избирателей. В случае одновременного проведения в один и тот же день иных, кроме парламентских, выборов, в помещении для голосования избирательного участка также размещаются отдельные ящики для голосования избирателей на соответствующих иных выборах 1 марта 2024 года, наряду с голосованием избирателей на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета, проводится также голосование избирателей на выборах 88 членов Собрания экспертов по выбору Духовного лидера страны. При проведении голосования используется бумажный избирательный бюллетень.
В избирательном бюллетене в алфавитном порядке указывается фамилия и имя кандидата, напротив которых слева размещается место для простановки избирателем отметки; при этом наименование политической партии, выдвинувшей кандидата, в избирательном бюллетене не указывается. Избирательные бюллетени изготавливаются соответствующими избирательными органами. В соответствии с законодательством о выборах и в связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей, избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении двух документов, удостоверяющих его личность: национальное удостоверение личности и иранский документ, напоминающий паспорт под названием «Шенанаме», в который на каждых выборах ставится специальная отметка об участии избирателя в голосовании, что делает невозможным многократное голосование избирателя23, при этом, однако, при проведении второго тура голосования избиратель может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. Голосование избирателей проводится, как правило, в помещениях мечетей и других публичных зданий.
При проведении голосования на каждом избирательном участке, как правило, находятся представители Корпуса стражей Исламской революции — формирования, подчиняющегося Духовному лидеру страны и превосходящего по своей мощи вооруженные силы страны. При входе в помещение для голосования избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии указанный сертификат проверяется обладание лицом активным избирательным правом. Член участковой избирательной комиссии также проверяет отсутствие на указанном сертификате отметки о голосовании избирателя печати другой участковой избирательной комиссии; для каждых выборов используется свой цвет оттиска печати. После этого то есть после идентификации избирателя и его правомочности соответствующие сведения об избирателе заносятся на корешок избирательного бюллетеня, а отрывная часть избирательного бюллетеня — после ее отделения от корешка избирательного бюллетеня — выдается избирателю для голосования.
Корешок избирательного бюллетеня опускается членом участковой избирательной комиссии в специальный ящик для корешков избирательных бюллетеней, который, наряду с документацией о регистрации и идентификации избирателей соответствующего избирательного участка, находится под контролем со стороны членов участковой избирательной комиссии и представителей соответствующего наблюдательного избирательного комитета Совета стражей Конституции. При этом на отрывной части избирательного бюллетеня должны проставляться оттиски печати штампы соответствующих органов: участковой избирательной комиссии, уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, ответственного за регистрацию и идентификацию избирателей, а также уполномоченного представителя соответствующего наблюдательного избирательного комитета, осуществляющего функции наблюдателя. После получения избирательного бюллетеня избиратель заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования. Избиратель заполняет избирательный бюллетень, изготовленный типографским способом, путем проставления отметки напротив фамилии и имени кандидата его выбора в случае если избирательный бюллетень является бланкетным, избиратель вписывает в избирательный бюллетень фамилию и имя фамилии и имена кандидата кандидатов , иные сведения о кандидате кандидатах его выбора рукописным способом.
После того как избиратель, заполнив в кабине для тайного голосования избирательный бюллетень, сложил его пополам и опустил в стационарный ящик для голосования, член участковой избирательной комиссии возвращает избирателю его сертификат о рождении с отметкой печатью участковой избирательной комиссии об участии в голосовании. При проведении парламентских выборов одним из членов участковой избирательной комиссии указательный палец левой или правой руки избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования. На этом процедура голосования избирателя завершается и он покидает помещение для голосования избирательного участка через отдельный выход. Каких-либо особых процедур для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями законодательно не предусмотрено.
Вместе с тем в рамках законодательства о правах инвалидов указанным лицам должно оказываться необходимое содействие в процессе голосования. По просьбе избирателей-инвалидов при голосовании им может оказываться помощь как членами их семьи, так и иными лицами по их выбору. При этом члены участковой избирательной комиссии, представители государственных органов либо политических партий не могут оказывать избирателям-инвалидам какого бы то ни было содействия при выражении ими своего волеизъявления. Избиратели, находящиеся в помещении для голосования после окончания официального времени голосования 18:00 , могут получить избирательные бюллетени и принять участие в голосовании.
Обеспечение общественного порядка при проведении голосования избирателей, сохранности стационарных ящиков для голосования возлагается на сотрудников правоохранительных органов без вмешательства в избирательный процесс. При необходимости по решению избирательных органов для обеспечения порядка могут быть привлечены представители вооруженных сил Ирана. При проведении второго тура голосования на парламентских выборах избиратели, не имеющие в документе, удостоверяющем их личность, отметки об участии в голосовании в первом туре парламентских выборов, имеют право принять участие в голосовании на любом избирательном участке любого избирательного округа, имеющие же отметку об участии в первом туре голосования — только на избирательном участке в соответствующем избирательном округе. Порядок подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов парламентских выборов.
Подсчет голосов избирателей является децентрализованным и производится участковыми избирательными комиссиями. При этом после окончания времени голосования избиратели, находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и принять участие в голосовании членами участковой избирательной комиссии незамедлительно производится подсчет голосов избирателей. Подсчет голосов избирателей производится вручную, если законодательно не принято иное решение24. При подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, наблюдатель от Совета стражей Конституции, а также уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов.
При подсчете избирательных бюллетеней первоначально производится подсчет корешков избирательных бюллетеней, затем отрывных частей избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков для голосования. В частности, если число корешков и отрывных частей избирательных бюллетеней совпадает, члены участковой избирательной комиссии приступают к непосредственному подсчету избирательных бюллетеней действительных голосов избирателей. Если число корешков избирательных бюллетеней больше числа отрывных частей избирательных бюллетеней, об этом указывается в протоколе об итогах голосования, при этом — и это является одной из отличительных черт процедуры подсчета избирательных бюллетеней — из числа отрывных частей избирательных бюллетеней без нарушения тайны голосования избирателя предъявления отметки, содержащейся в избирательном бюллетене членом участковой избирательной комиссии произвольно изымается то количество отрывных частей избирательных бюллетеней, на которое допущено их превышение по отношению к количеству корешков избирательных бюллетеней — для приведения их в количественное равенство по отношению друг к другу. После этого, поскольку достигнуто количественное равенство корешков и отрывных частей избирательных бюллетеней, продолжается дальнейший подсчет действительных голосов избирателей.
Оглашение содержания каждого избирательного бюллетеня осуществляется двумя членами участковой избирательной комиссии. При этом в соответствии с законодательством может проводиться повторный подсчет голосов избирателей, в частности, в связи с необходимостью определения 20-процентного барьера, преодоление которого необходимо кандидату для избрания депутатом в первом туре голосования, а также жалобами других кандидатов на имевшиеся, по их мнению, нарушения законодательства о выборах, не позволяющие с достоверностью определить волеизъявление избирателей. После подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования в его составлении принимают участие также уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, наблюдатель от Совета стражей Конституции указанный протокол вместе с избирательной документацией, в том числе избирательными бюллетенями, вложенными в стационарные ящики для голосования, доставляется в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию. Копии указанных протоколов направляются также губернатору провинции, который, в свою очередь, направляет протоколы о результатах выборов по избирательным округам, образованным на территории провинции, в Совет стражей Конституции и в Центральное избирательное управление Ирана.
Затем, губернатором провинции предварительные результаты парламентских выборов обнародуются в средствах массовой информации. Официальные результаты парламентских выборов объявляются Министерством внутренних дел Ирана: в соответствии с законодательством официальные результаты парламентских выборов должны быть обнародованы не позднее трех дней после дня голосования. Совет стражей Конституции должен их утвердить по каждому из избирательных округов либо может признать недействительными , и только после этого в случае их утверждения они становятся окончательно официальными результатами. Порядок рассмотрения электоральных жалоб, обжалования итогов голосования и результатов парламентских выборов.
Основаниями для признания выборов недействительными являются обстоятельства, указанные в Конституции Ирана и законодательстве о выборах. Совет стражей Конституции обязан осуществлять контроль над выборами Меджлиса Исламского совета статья 99 Конституции Ирана. В соответствии со статьей 156 Конституции Ирана судебная власть — это независимая власть, которая защищает личные и общественные права и отвечает за осуществление справедливости. Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создается Суд административной справедливости, находящийся под контролем главы судебной власти.
Полномочия и порядок работы этого суда определяются законом статья 173 Конституции Ирана. Однако, при проведении выборов судебная власть не имеет каких-либо полномочий по рассмотрению избирательных споров. Так, при проведении парламентских выборов жалобы могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с окружными наблюдательными комитетами образованными Центральным наблюдательным комитетом при Совете стражей Конституции в течение семи календарных дней рассматривают поступившие жалобы и принимают по ним решения. Жалобы на отказ в регистрации могли быть поданы в течение пяти дней после принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Меджлиса Исламского совета и только в Совет стражей Конституции — орган, который принимает решение об отказе в регистрации в качестве кандидата.
В случае допущенных при проведении голосования избирателей нарушений законодательства о выборах, установленных окружной избирательной комиссией и окружным наблюдательным комитетом, окружная избирательная комиссия может признать итоги голосования избирателей на данном избирательном участке недействительными, однако, при соблюдении условия, что их отмена не приведет к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу. В целом, жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными могут быть поданы кандидатами в Совет стражей Конституции не позднее семи дней со дня обнародования результатов указанных выборов. Совет стражей Конституции вправе принять решение об отмене итогов голосования и изменении результатов выборов абсолютным большинством голосов своих членов. В соответствии с положениями Закона о выборах Меджлиса Исламского совета жалобы, связанные с соблюдением порядка подготовки и проведения выборов, могут быть поданы только в Совет стражей Конституции не позднее семи дней после дня голосования25.
Национальные общественные и международные наблюдатели на парламентских выборах. Вместе с тем зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих представителей наблюдателей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Деятельность указанных представителей кандидатов находится под контролем Министерства внутренних дел Ирана26. При проведении парламентских выборов возможно приглашение иностранных международных наблюдателей, хотя, на практике, международные наблюдатели, как правило, не приглашаются, они «замещаются» представителями зарубежных средств массовой информации27.
При этом еще в 1921 году был заключен советско-иранский мирный договор. Исторически в 1908 году в Иране было 35 провинций; потом их стало 12. В 1950 году число провинций было вновь сокращено — до 10 Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Керманшах, Гилян, Мазендеран, Хузестан, Фарс, Керман, Хорасан, Исфахан , но уже в 1970-х годах их стало более двадцати, и в течение последнего десятилетия число провинций продолжало расти: зачастую большие провинции были разделены на более мелкие; так, в 1993 году из провинции Восточный Азербайджан была выделена новая провинция Ардебиль, в 1997 году из провинции Мазендеран — провинция Голестан, в 1986 году из провинции Маркази — провинция Тегеран, а из нее, в свою очередь, в 1995 году — провинция Кум и в 2010 году — провинция Альборз, и кроме того, самая большая провинция Хорасан была разделена на три новые провинции — Северный Хорасан, Южный Хорасан и Хорасан-э-Резави. Для участия в выборах Собрания экспертов лицо должно быть, в частности, в возрасте не моложе 40 лет и обладать четвертой степенью семинарии.
Первоначально для участия в указанных выборах было зарегистрировано 510 потенциальных кандидатов, затем, после проверки Советом стражей Конституции, кандидатами было зарегистрировано только 144 человека, то есть около двух человек на один мандат. Список зарегистрированных кандидатов был обнародован МВД Ирана 24 января среда 2024 года. Кандидаты, которым отказано в регистрации, должны были быть уведомлены об этом МВД Ирана или его территориальными подразделениями мухафазы не позднее 24 и 25 января 2024 года. Они могли в течение трех дней с 26 по 28 января 2024 года обжаловать указанный отказ в регистрации в Совет стражей Конституции, который должен в течение 10 дней провести повторную оценку квалификации этих лиц и ее результатах уведомить МВД Ирана.
Совет стражей Конституции отказал в регистрации в качестве кандидата бывшему Президенту Ирана Хасану Рухани он был членом Собрания экспертов с 1999 года в течение трех сроков. В соответствии с законодательством в течение трех дней он мог подать в Совет стражей Конституции возражения на указанное решение с 26 по 28 января 2024 года. В соответствии с законодательством 8 февраля 2024 года должен был быть обнародован окончательный список кандидатов от каждой провинции с указанием фамилии и имени кандидатов. Предвыборная агитация могла проводиться в период с 14 по 28 февраля, то есть в течение 15 дней.
Период «электоральной» тишины составляет два дня: 29 февраля и 1 марта 2024 года. В соответствии со статьей 5 примечанием 5 к статье зарегистрированный кандидат может снять свою кандидатуру не позднее 27 февраля, то есть не позднее чем за 72 часа до дня голосования на указанных выборах. Решение по этому поводу выносится экспертами согласно статье 108 Конституции Ирана. В случае кончины, добровольного отстранения от обязанностей либо смещения Духовного лидера страны с его поста эксперты обязаны как можно скорее определить и представить нового лидера.
До этого момента все обязанности лидера страны временно возлагаются на Совет, состоящий из трех лиц: Президента Ирана, главы судебной власти и одного из членов Совета стражей Конституции, выбранного Советом определения государственной целесообразности.
СМИ сообщили о ходе парламентских выборов в Иране
Успех умеренной коалиции, по мнению экспертов, может привести к ускорению снятия санкций с Ирана. Картина дня.
Более 61 млн человек по всей стране имеют право голоса. Лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи отдал свой голос на избирательном участке в Тегеране в первые минуты голосования. Президент Ирана Эбрахим Раиси также уже принял участие в процессе голосования.
Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин считает, что прошедшие выборы ознаменовали собой важный этап в жизни исламской республики.
Меджлис был и остается средоточием острых споров и баталий по всем наиболее значительным вопросам политической повестки развития страны. Правда, важнейшие решения принимаются прежде всего политической и религиозной элитой страны, а также лицами, входящими в окружение рахбара и в Высший совет национальной безопасности Ирана. Однако поддерживать или, напротив, тормозить принятие важнейших начинаний парламент вполне способен. Очевидно, что Хасан Роухани и его кабинет министров так и не смогли инициировать законы, которые помогли бы осуществить качественные реформы в исламской республике. Выход Дональда Трампа из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе СВПД , а также введение санкций против Тегерана сильно ударили по уровню жизни населения страны и по позициям либерально-реформаторских кругов в республике. Неудивительно, что в этих условиях консерваторы одержали решительную победу. Это означает, что за оппозиционных кандидатов проголосовало всего около трети населения.
Поэтому консерваторы не могут не понимать, что их легитимность также находится под вопросом. Эксперт предположил, что, учитывая сложное внешнеполитическое и внутреннее положение страны, Тегеран вряд ли в ближайшее время будет предпринимать резкие действия на внешнеполитической арене. Сейчас здесь ждут итогов выборов в США, запланированных на ноябрь 2020 года, а также предстоящих президентских выборов в Иране, которые состоятся в мае 2021 года. Сажин напомнил, что в настоящее время идет пятый этап выхода Ирана из Совместного всеобъемлющего плана действий. В свою очередь, в январе 2020 года Великобритания, Франция и Германия объявили о запуске Механизма разрешения споров в рамках СВПД в соответствии со статьей 36 этого документа. В перспективе это означает восстановление санкционного режима против страны.
Предыдущие выборы в Иране проходили в июне 2009 года. Тогда официальные итоги голосования, согласно которым президентом страны на второй срок был переизбран Махмуд Ахмадинежад, вызвали протест оппозиции, которая вывела на улицы своих сторонников.
Беспорядки и столкновения оппозиционеров с полицией продолжались всю вторую половину 2009 года. На этот раз и МВД, и министерство информации ИРИ иранские спецслужбы заверили, что безопасность обеспечена в полной мере и выборы должны пройти в спокойной обстановке. Общественная приемная.