Поэты–«шестидесятники». На смену декабрям приходят январи Автор и произведение таблица. политзаключенного и диссидента. гори, огонь, гори, на смену декабрям приходят январи (ва) и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. На смену декабрям приходят январи Автор и произведение.
Валерий Ронкин. На смену декабрям приходят январи...
Книга "На смену декабрям приходят январи..." - Валерий Ронкин. Цены, рецензии, файлы, тесты, цитаты | На смену декабрям приходят январи. Нам всё дано сполна — и радости, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех. |
Валерий Ронкин. На смену декабрям приходят январи...: kotbeber — LiveJournal | На смену декабрям приходят январи. |
кто автор "на смену декабрей приходят январи"... | На Смену Декабрям Приходят Январи слушать и скачать музыку в mp3 на телефон – LightAudio. |
О двух песнях Б. Окуджавы | Ронкин Валерий Ефимович Автор. |
На смену декабрям приходят феврали.... | На смену декабрям приходят январи." Булат Окуджава. За ноябрями декабри, идут с настойчивостью странной. |
Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя
Ронкин Валерий Ефимович Автор. политзаключенного и диссидента. На смену декабрям приходят январи. Нам всё дано сполна — и радости, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех. Пусть оправданья нет, Но даже век спустя Семь бед — один ответ, Один ответ — пустяк! Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. На смену декабрям приходят январи.
Гори, огонь, гори
Булат Окуджава «Неистов и упрям...» | Произведение «На смену декабрям приходят январи» полно символики и мотивов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения. |
Текст песни Неистов и упрям - Булат Окуджава | В итоге, «На смену декабрям приходят январи» становится историей о жизни, преобразующейся под влиянием зимнего периода. |
Читать книгу: «Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя»
Фраза на смену декабрям приходят январи Автор и произведение. Неистов и упрям гори огонь гори текст. Берегите нас поэтов. Берегите нас поэтов берегите нас Окуджава.
С последним днем января. Даты Воронежа январь. Неистов и упрям Окуджава.
На смену одному приходит другое. Неистов и упрям Окуджава текст. Джексон Джослин "я иду искать".
Джослин Джексон три пятнадцать. На смену декабрям приходят январи из какого произведения. Значок до -40 градусов Мороза.
Берегите нас поэтов берегите нас. Из какого произведения эти строки. Кто Автор этих строк.
Месяц серебряный шар со свечою внутри Автор и название произведения. Пьеса времена года. Цикл пьес времена года Чайковского.
Чайковский п. Стихи про февраль. Стих про январь.
Февраль последний месяц зимы стихи. Стих про февраль короткий. Неистов и упрям.
Ф Тютчев зима недаром злится. Стих зима недаром злится Тютчев. Стих ф.
Тютчева зима недаром злится. Тютчев стихи о весне зима недаром злится. Месяц январь.
Зима декабрь январь февраль. Презентация на тему зима январь. Настроение стихотворения.
Эмоциональная окраска стихотворения. Стих Пушкина зимнее утро. Стихотворение по настроению.
На Тверском бульваре Окуджава. На Тверском бульваре Окуджава песня. В доме восемь на Тверском бульваре текст.
Бульвар текст. Стенгазета к победе 70 летия в ВОВ. Стихотворение про зиму.
Воспоминания бывшего бригадмильца и подпольщика, а позже - политзаключенного и диссидента. Захватывающие мемуары известного диссидента, политзаключенного советской эпохи Валерия Ефимовича Ронкина. Это не только увлекательнейшая история жизни человека, родившегося в СССР в 1936 году, а также история его семьи со времен Октябрьской революции и Гражданской войны — это галерея красочных иллюстраций к реальной истории нашей Родины, чего всем нам так не хватает сейчас, в завале торжествующего официоза, страшащегося любого проявления живой реальности.
Валерий Ефимович в 1954 году окончил Ленинградский технологический институт им. Ронкин, С. Хахаев, В.
Гаенко, В.
Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, когда дворники маячат у ворот. Ты увидишь, ты увидишь, как веселый барабанщик в руки палочки кленовые берет.
Книга сложилась отчасти из статей, напечатанных ранее в журналах здесь мы публикуем их в более полных версиях ; другие же ее главы видят свет впервые.
Каждая из них содержит анализ стихотворения, песни или группы песен и стихов, связанных общей темой, и снабжена ссылками на использованные материалы. Анализ песен и стихов выборочен, охватывает далеко не все сделанное поэтом, но дает достаточное представление о диапазоне его интересов, волновавших его проблем и поэтических средств, им использованных. В заключение автор хочет поблагодарить всех, кто читал работы, из которых сформировалась эта книга, и делился с ним своим мнением о прочитанном: Е. Баевскую, Е.
Микаэлян, Н. Перлину, Т Жидкову, Б. Рогинского, М. Левину, А.
Бужакера, В. Ситко, М.
Остались вопросы?
Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи.
На смену декабрям приходят январи — что за захватывающее произведение было создано сменой года?
На смену декабрям приходят январи. Нам всё дано сполна: и горести, и смех., одна на всех луна, весна одна на всех. На смену декабрю приходит январь — это не только фраза, о которой каждый год вспоминают во время новогодних праздников. На Смену Декабрям Приходят Январи слушать и скачать музыку в mp3 на телефон – LightAudio. Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). Пусть оправданья нет, Но даже век спустя Семь бед — один ответ, Один ответ — пустяк! Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. На смену декабрям приходят январи. Нам все дано сполна — и горести, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех.
На смену декабрям приходят январи...
Булат Окуджава "... Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил - так как я писал стихи - написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа "Быстры, как волны, дни нашей жизни" или что-нибудь в этом роде.
Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
Прожив почти четверть века в Германии, я вновь вхожу в мир поэзии талантливого композитора, поэта и исполнителя своих песен Булата Шалвовича Окуджавы. Его песни влекут всё теми же лирическими интонациями и какой-то ранее скрытой от меня исповедальной искренностью. Теперь же, за личными переживаниями поэта я чувствую уже не только его, но и свою затаённую боль, которую научилась с годами прятать от людей, не способных к состраданию и сопереживанию. Мне стали интересны его высказывания о себе, о дружбе, о любви, о воспитании и интеллигентности. Одна из фраз Булата Окуджавы запомнилась после первого прочтения: "Интеллигентность, я думаю, — это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить свои знания, как говорится, на алтарь отечества. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, — это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия". Поэт скажет позже: "На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания". Эти строки Булата Окуджавы наполнены для меня сегодня особым смыслом. Я слушаю его "Сентиментальный марш" в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных и поражаюсь умению поэта просто и доверительно делиться со слушателями личными переживаниями. Любовь и Надежда — всегда рядом, они хранят его не только в военные годы, но и по жизни, когда не знаешь, кто друг, кто враг, на кого равняться, кому доверять, кого опасаться. Надежда, я останусь цел: не для меня земля сырая, А для меня — твои тревоги и добрый мир твоих забот. Но если целый век пройдёт, и ты надеяться устанешь, Надежда, если надо мною смерть распахнёт свои крыла, Ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет, Чтобы последняя граната меня прикончить не смогла. Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной, Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной". В чём же успех песен барда Булата Окуджавы? Почему они признаны народом? В чём их сила внутреннего притяжения? Пытаюсь восстановить страницы прошлого, найти сведения о поэте как незаурядной личности. Хорошо известно, что в разные периоды жизни одни и те же события, как и произведения искусства, воспринимаются по-разному. Взросление помогает задуматься над истинами, без которых жизнь кажется бессмысленной. В процессе формирования личности меняются жизненные установки, нравственные принципы и человеческие ценности. Когда зимними вечерами вчитываюсь в стихи Булата Окуджавы, то пытаюсь ощутить не только атмосферу времени, но и заглянуть в сокровенные уголки души поэта. Меня не оставляют в покое и такие вопросы, как: Какова жизненная философия этого незаурядного человека? Что было для него главным? О чём он думал, находясь среди родных и знакомых ему людей? Был ли он счастлив? Улыбалась ли ему фортуна? Это время ознаменовано вхождением в советскую литературу множества ярких талантов — Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. Процесс вхождения Булата Окуджавы в литературу был постепенным, медленным, растянутым во времени. А когда пошли его выступления в клубах, пошли и критические, а точнее говоря, разгромные, статьи в газетах, которые, как это часто бывало в советское время, только сделали рекламу Булату. О том, что родители Окуджавы были репрессированы, народ узнал очень поздно, уже после несостоявшейся перестройки. Этот трагический факт не отразился в его раннем творчестве. В нём нет намёка на политику, тем более на протест. Явление Булата Окуджавы — художественное, поэтическое и музыкальное, лирическое и самовыраженческое. На фоне неискренних, набивших оскомину "радиокомитетских" песен появилась свежая струна искренности и правдивости. Окуджава был бы тем же самым Окуджавой, даже если бы его родители не были репрессированы: он продукт времени, эпохи, общества. В конце 80-ых — начале 90-ых мы мотались по всем митингам, которые были в то время в Москве, и Окуджава нигде не засветился.
Человека, который, даже не зная нотной грамоты, оставил нам песни на все времена… шансонтв булатокуджава мыпомним 9мая песнипобеды shansontv shansontvstars шансонтв16лет смотрятвсешансонтв любятвсешансонтв шансонтввсезвезды «…Горит и кружится планета… И значит нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим! Человека, который, даже не зная нотной грамоты, оставил нам песни на все времена… шансонтв булатокуджава мыпомним 9мая песнипобеды shansontv shansontvstars шансонтв16лет смотрятвсешансонтв любятвсешансонтв шансонтввсезвезды...
Четыре строчки про главное. Про грядущие январи
Один из них — первая версия стихотворения могла относиться к 1940-м, но она была переработана в 1950-х. Песня «Неистов и упрям» была исполнена актрисой Татьяной Дорониной в фильме « На ясный огонь » 1975 , поставленном режиссёром Виталием Кольцовым по повести Михаила Зощенко «Возмездие». Отзывы[ править править код ] Писатель Дмитрий Быков отмечал, что с самого начала «мерцающий смысл окуджавовских песен идеально совпадал с зыбким, туманным мироощущением хорошего советского человека» и, начиная с песни «Неистов и упрям», «Окуджава научился обозначать и намекать, а не называть и указывать». По словам Быкова, эта песня, повествующая «о быстротечности юных дней и обречённости всех порывов», доказала, что «можно делать настоящее искусство, оперируя сплошными штампами», которые «подчёркнуты, преднамеренны, в них сквозят студенческая бравада и экзальтация — но мелодия судит всё и всех с высоты возраста, словно ностальгирует заранее» [8]. Поэт и критик Алексей Верницкий писал, что в песне «Неистов и упрям» можно выделить религиозные образы, связанные с буддийской моделью мира. В частности, по мнению Верницкого, «когда герой говорит об огне, речь идёт об одном из центральных образов буддизма — об огне впечатлений и страстей, который делает существование циклическим и приводит к вечным перерождениям» [9].
Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной, Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной". В чём же успех песен барда Булата Окуджавы?
Почему они признаны народом? В чём их сила внутреннего притяжения? Пытаюсь восстановить страницы прошлого, найти сведения о поэте как незаурядной личности. Хорошо известно, что в разные периоды жизни одни и те же события, как и произведения искусства, воспринимаются по-разному. Взросление помогает задуматься над истинами, без которых жизнь кажется бессмысленной. В процессе формирования личности меняются жизненные установки, нравственные принципы и человеческие ценности. Когда зимними вечерами вчитываюсь в стихи Булата Окуджавы, то пытаюсь ощутить не только атмосферу времени, но и заглянуть в сокровенные уголки души поэта.
Меня не оставляют в покое и такие вопросы, как: Какова жизненная философия этого незаурядного человека? Что было для него главным? О чём он думал, находясь среди родных и знакомых ему людей? Был ли он счастлив? Улыбалась ли ему фортуна? Это время ознаменовано вхождением в советскую литературу множества ярких талантов — Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. Процесс вхождения Булата Окуджавы в литературу был постепенным, медленным, растянутым во времени.
А когда пошли его выступления в клубах, пошли и критические, а точнее говоря, разгромные, статьи в газетах, которые, как это часто бывало в советское время, только сделали рекламу Булату. О том, что родители Окуджавы были репрессированы, народ узнал очень поздно, уже после несостоявшейся перестройки. Этот трагический факт не отразился в его раннем творчестве. В нём нет намёка на политику, тем более на протест. Явление Булата Окуджавы — художественное, поэтическое и музыкальное, лирическое и самовыраженческое. На фоне неискренних, набивших оскомину "радиокомитетских" песен появилась свежая струна искренности и правдивости. Окуджава был бы тем же самым Окуджавой, даже если бы его родители не были репрессированы: он продукт времени, эпохи, общества.
В конце 80-ых — начале 90-ых мы мотались по всем митингам, которые были в то время в Москве, и Окуджава нигде не засветился. Разве что однажды его имя появилось в списке граждан, отправивших свои денежные средства в фонд оппозиционной газеты "Позиция", да и то сумма была небольшой… Нет, Окуджава был вне политики. Когда я читала эти строки, мне подумалось, что успех песен Окуджавы несомненно в том, что его настроение совпало с мыслями и чувствами "детей Арбата", живущих, с одной стороны, в эпоху молчания, страха, а с другой стороны, в годы так называемой оттепели, с их надеждой и верой, романтикой дальних дорог и мечтой о счастье, недолгими восторгами и десятилетиями разочарований. Позывные души Булата, его боль и тревогу услышали геологи, врачи и учителя, и советская интеллигенция запела его песни по всей стране. Чего стоит одно признание Сергея Никитина, что он взял в руки гитару, чтобы петь песни Булата Окуджавы. Тексты его песен написаны простым языком и обращены к каждому из нас. Он рассказывает о себе доверительно и искренне, открывая душу и помогая понять себя.
Четыре стены, потолок и порог, И тень моя с хлебом и солью. И в комнате этой ночною порой Я к жизни иной прикасаюсь. Но в комнате этой, отнюдь, не герой, Я плачу, молюсь и спасаюсь. В ней всё соразмерно желаньям моим — То облик берлоги, то храма, — В ней жизнь моя тает, густая, как дым, Короткая, как телеграмма. Пока вы возносите небу хвалу, Пока укоряете время, Меня приглашает фортуна к столу Нести своё сладкое бремя. Покуда по свету разносит молва, Что будто я зло низвергаю, Я просто слагаю слова и слова И чувства свои излагаю. Судьба и перо, по бумаге шурша, Стараются, лезут из кожи.
Трудно поверить, что Окуджава решил поучаствовать в теологической дискуссии по поводу этой эсхатологической доктрины. И почему «оправданья нет и даже век спустя»? Конечно, согласно Писанию, грешники, осужденные на Страшном Суде на вечные муки в аду, будут пребывать там вечно. Едва ли Окуджава решил в своей песне пересказать Писание, — скорее, речь идет о делах земных и Окуджава думал о тех, кто был осужден «самым страшным судом» и пребывает в рукотворном аду без надежды на оправдание при жизни. Следующая строка в этой строфе — поговорка: «Семь бед — один ответ», которая отсылает к Ап.
Здесь также уместно вспомнить мнение Р. Четвертая строка: «.. Из четырех различающихся строф в песне две строфы третья и четвертая , то есть половина, — о бедах и суде. Если эти две строфы прочесть отдельно от оставшихся, то можно подумать, что это песня заключенных. Последняя, пятая строфа представляет собой рефрен, повторяющий первую строфу и, таким образом, снова призывающий к борьбе за перемены.
Здесь нужно кое-что пояснить по поводу специфики образов, наиболее соответствующих жанру песни. Мы будем возвращаться к этой теме и в других главах нашей книги… Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик, образ, воспринимаемый «на слух», должен распознаваться ассоциативной памятью легко, «на ходу», вместе с коннотациями, связанными с ним. Для этого автору не обязательно буквально воспроизводить то, что уже известно, то есть прибегать к прямому заимствованию, но предпочтительна короткая «ассоциативная цепочка». Образ в песне обращен к ассоциативной памяти, действующей автоматически; для ее «включения» слушатель не прилагает специального усилия. Если же образ сложный и требует расшифровки, необходимо вмешательство рациональной памяти, которая проанализировала бы его, а это занимает какое-то время.
В таком случае кто-то из слушателей захочет «вчитаться» в текст, а у кого-то он просто вызовет реакцию отторжения. Песни Окуджавы ориентированы и на «внимательных читателей», и на тех, кто не готов подходить к тексту аналитически. Как мы показали, многие образы у Окуджавы обращены именно к непосредственному восприятию, что предполагает известную степень вторичности. Но это, по нашему мнению, не является недостатком, а указывает на связь Окуджавы с его поэтическими предшественниками. Баланс между соблюдением интересов слушателя и читателя в каждом стихотворении достигается разными способами.
И тут я обнаружил, что Шамиль — предатель и англо-турецкий шпион. А в четвертом классе мы проходили его как национального героя, борца с царизмом. Я обратился к Нине Ивановне.
Она мне объяснила, что Шамиль хотел присоединить Кавказ к Турции. Я согласился, но «ведь известно, что гнет бывает классовый, национальный и религиозный; Богдан Хмельницкий присоединил Украину к России, и это освободило украинцев от религиозного гнета, — то же самое хотел сделать и Шамиль? Мне пришлось согласиться, но сразу же возник следующий вопрос: «А если бы тогда Россия присоединила к себе и Турцию, это бы тоже было прогрессивно?
Ведь Шамиль тогда не знал ничего про социализм, а мы теперь всё знаем». Учительница сказала, что сейчас у нее нет времени обсуждать этот вопрос и мы поговорим потом, а сама пошла к моей маме. Я, конечно, чувствовал некую провокационность своих вопросов.
Страна наша боролась за мир, агрессоры с Уолл-стрит разжи- 57 гали войну. Мир — это было хорошо. Социализм — тоже хорошо, а капитализм — очень плохо.
Надо было ждать поэтому, пока сами народы капстран поймут это. Но почему они не понимают? И еще мне хотелось выяснить, почему нельзя на такие темы спорить, особенно «при всех», ведь чувствовал, что нельзя, алогически объяснить не мог.
В конце года мы получали характеристики. К удивлению всей нашей семьи, в моей Нина Ивановна написала: «Способный, хорошо понимает математику, естественные предметы, однако главный интерес проявляет к гуманитарным наукам». Мы очень смеялись, так как я уже пропадал в химическом кружке, а гуманитарные — так мне же все было интересно!
На зимние каникулы я поехал в Ленинград. Тогда все в обязательном порядке подписывались на заем. Подписывался и отец, на одной из облигаций он написал «Валерий», она выиграла.
Я мечтал о ружье, но папа сказал: «Ты всех кругом перестреляешь» и предложил выбрать что-нибудь другое. Я выбрал поездку в Ленинград. Выйдя с Московского вокзала на площадь Восстания, я растерялся.
Стою, держу в руках бумажку с адресом и описанием дороги и соображаю. Ко мне подошел пожилой мужчина, очень оборванный, и предложил проводить до такси, я объяснил, что это мне не по карману. Я согласился, хотя трамвайная остановка была видна но идти провинциалу через площадь было лучше с провожатым.
Мы прошли немного, провожатый остановился и спросил: «Мальчик, а ты мне заплатишь? Я не испугался и, разыскав глазами милиционера, предложил подойти к нему, но мой провожатый тем временем исчез. Я самостоятельно добрался до своей тети, жившей в знаменитом «доме Мурузи», в квартире, которая когда-то принадлежала Дяде Моисею.
У тети Розы — сын с невесткой и внучка в двух комнатах. Сын контужен на войне, другой погиб. Ее сосед — тоже мой дядя, Бома, потерявший на фронте сына, в блокаду — жену.
У него маленькая комнатенка и ненормальное, с моей тогдашней точки зрения, стремление к одиночеству: со своей сестрой он почти не разговаривает, только кивает головой в ответ на приветствие. Жил я очень экономно, и к концу каникул единственный раз в жизни решил шикануть. Пошел в кафе «Невское» на Невском, между Литейным и площадью Восстания и заказал себе куропатку и мороженое.
С куропаткой возился очень долго и гордо вернул ее официантке почти не тронутую. Забирая тарелку, она сказала: «Птицу едят руками». Знал бы я это раньше!
Вернувшись из Ленинграда, я решил запечатлеть свои приключения на бумаге — завести дневник. Попросил у мамы тетрадь для этого и услышал: «Вести дневник неискренний — скучно, искренний — опасно». Я уже догадывался почему.
Когда проходили «Грозу», мы с ней снова разошлись во мнениях. Я был не согласен с точкой зрения Добролюбова, что самоубийство Катерины есть акт борьбы против «темного царства». На вопрос: «Что же она должна была делать?
А тут мы выпустили «кинофильм», вернее, написали афишу: «Смотрите на экранах! Новый художественный фильм «Коварство и любовь»! Дети до 16 лет не допускаются, нервных просим не приходить.
Роли исполняют... Классные художники нарисовали заголовок, а также пистолеты, кинжалы, бутыль с надписью «ЯД» и, конечно, череп и кости. Жора Рыбка своим хорошим почерком написал действующих лиц и исполнителей.
В нашем классе учился парень П. Основным его достоинством было умение взять зубами за спинку стул и поднять его до горизонтального положения. Кроме того, он был наш защитник в конфликтах со старшеклассниками.
Вот он-то и подписался под листком как «директор картины», и листок был прикноплен к дверям. Первая учительница, вошедшая в класс после перемены, посмеялась, прочтя нашу афишу, а после урока утащила ее в учи- 59 тельскую, где тоже было немало смеха. Но вот к нам явилась наша литераторша, грозно размахивая листком.
Шиллера я тогда не читал, но знал, что название из какой-то классики. Кто писал?! Мне же за отказ назвать сообщника были обещаны всяческие кары.
Но педсовет не посчитал нашу афишу «преклонением перед Западом», и на этом история почти закончилась. Мы, однако, «затаили хамство». Случай скоро представился.
Однажды после уроков мы убирали кабинет под надзором нашей «классной». Когда все уже блестело, она построила нас и под конвоем проводила до раздевалки. Мы — Юра Левитский и я — встали первыми и, выйдя за дверь, спрятались в туалет, а потом, когда все прошествовали мимо, вернулись в класс.
Все содержимое урны мы разбросали по полу, тряпку, коей вытирали доску, забросили на плафон, несколько парт поставили на попа, а на доске написали: «Содом и Гоморра! Комиссия была из гороно. Ребята, находившиеся в коридоре, рассказывали потом, какой крик слышался из нашего класса.