российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии.
Матильда Кшесинская — биография балерины
Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Справа — Матильда Кшесинская с сыном, 1916 Слева — М. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа — Матильда Кшесинская, фото в цвете После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда — во Францию. В 1921 г. В 1929 г. Матильда Кшесинская в своей балетной школе Матильда Кшесинская, 1954 Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей.
Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II.
Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.
Наследник был очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью, в особенности, на лица и на все, что он читал.. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто — либо переступал грань, отделявшую его от других. Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою, и скрывать свои внутренние переживания в самые драматические моменты жизни. Внешнее спокойствие никогда не покидало его!
Николай Александрович был настолько сдержан, что трудно было догадаться о его романе с Кшесинской даже по скупым записям в дневнике, но тем не менее вездесущие петербургские сплетники знали вскоре все и вся, описывали в своих ежедневных журналах самые фантастические и самые фривольные подробности романа цесаревича «с актрискою». Прошу прощения, но так процитирован дневник А. Суворина в статье А. Боханова, доктора исторических наук «Великолепная Матильда»! Малечка, воспитанная в семье, где царила любовь и уважение друг другу, и на первый план всегда выходили не личные страсти , а служение сцене, искусству и долгу, прекрасно понимала, какой удар нанесет гордой щепетильности родителей, которые привыкли видеть ее послушной дочерью. Слегка шаловливой, капризной, но - послушной и никогда не выходившей за рамки приличий.
Многие вспоминали позже необыкновенное, «придворное» изящество манер, теплоту и тактичность поведения Кшесинской, несмотря на легенды о ее взбалмошности суперзвезды балета, последнее — редко подтверждалось! Для отца балерины, гордого своими дворянскими корнями, понятием «чести артиста» это был огромный удар. Он спросил дочь при откровенном разговоре, «отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника, и что в скором времени должна буду с ним расстаться? Я ответила, - вспоминает Кшесинская, - что все отлично сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, а хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю.. Их встречи продолжались, но вряд ли Кшесинская приносила свою энергию в жертву лишь любовному пылу.. Ее талант расцветал..
Она впервые в театральном сезоне 1892 — 93 годов получила роли в больших балетах, по прежнему много времени уделяла занятиям у станка, с виртуозом итальянской балетной техники - маэстро Чекетти. У Мариуса Петипа, легендарного хореографа , она рискнула попросить главную партию в любимом ею балете «Эсмеральда». Тот в ответ строго прищурился и спросил : «- А ты любиль? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: - А ты страдаль? Тогда он мне сказал то, что потом я и вспоминала часто.
Он объяснил, что только испытав страдания любви можно по настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. Как горько я потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала моей лучшей ролью! Страдания балерины и Женщины были впереди, а пока она с упоением танцевала… В сезоне 1892 — 93 года, Кшесинская получила ее первый большой балет «Калькабрино» Минкуса в хореографии Мариуса Петипа 1 ноября 1892 года состоялось первое представление. В одной из рецензий на этот балет было написано следущее: «Несмотря на то, что танцы в этом спектакле изобилуют такими трудностями, которые следует признать последним словом современной техники, юная балерина справилась блестящим образом со своей задачей и произвела на зрителей самое лучшее впечатление. Многочисленная публика, совершенно наполнившая залу Мариинского театра, горячо приветствовала госпожу Кшесинскую… Большая сцена первого акта, трудное адажио во втором акте, наконец, все многочисленные танцы, которыми наполнен этот балет, были исполнены нашей балериной с редким апломбом, настоящим артистическим брио и тою законченностью, которой трудно даже ожидать от артистки, так недавно покинувшей театральную школу! В театре не может быть двух прима — балерин, только — одна!
Заметно, как стремительно - звездна была карьера Кшесинской:через год после окончания училища уже — прима. Роман романом, но каторжный труд у балетного станка не заменить никакими царственными связями! Этот успех очень обрадовал русских, поскольку был одержан воспитанницей русской национальной школы, взявшей от итальянской лишь необходимые элементы для модернизации классического танца. Молодая прима — балерина имеет все: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную легкость. Если к этому ей удастся прибавить усовершенствованную мимику, это будет готовая актриса! Оно было закономерно.
Она знала об этом, но все равно - лукавила с самой собою. След этого лукавства остался и на страницах мемуаров. Матильда Феликсовна утверждала, что цесаревич Николай был искренне влюблен лишь в нее одну, а женился на принцессе Аликс Гессенской только по чувству долга и настоянию родных! Это было не так. Принцессу Аликс- Луизу — Викторию — Беатрис Гессен — Дармштадскую, любимую внучку королевы Виктории Английской, цесаревич знал с 12 -тилетнего возраста. И любил давно.
Как любят недостижимую мечту, идеал, призрак. Он не надеялся, что гордая и сдержанная «камея» Аликс — Санни, как звали ее дома, станет когда - нибудь его избранницей: она была страстной протестанткой и отказывалась менять веру. Призрачная мечта была далеко, и страстные, чувственные порывы юности воплотились в маленькой, подвижной, энергичной, смеющейся, блистательной Малечке Кшесинской. По человечески все так просто и так понятно. И лукавство дамское — простительно. Оно — от отчаяния.
От потери большой любви. Матильда Феликсовна, очень страдая сердцем, тем не менее, мудро отступила в тень, отпустила Возлюбленного, едва услышала об окончательной помолвке его с принцессой Аликс. Она была умна. Она понимала многое. И знала, что, отпустив любовь, останется самым теплым воспоминанием в сердце Наследника. Так и вышло.
Крошечная, гордая «полячка Маля» знала секреты Жизни наизусть. И любила ее, Жизнь, как никто! Кстати, перечитывая сотни документов и материалов, посвященных истории династии Романовых и жизни Последней Царской Четы, я ни в одних воспоминаниях и дневниках, за исключением воспоминаний Юлии Дэн и Анны Вырубовой , не встречала столь умного и высокотактичного отзыва о Последней Императрице, который дала Кшесинская в своих мемуарах. Вот он: « Мнения могут расходиться насчет роли сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную, сердечную, больших душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой, и вместе с ним, со смирением и редким достоинством встретила смерть.. Эту брошь, в качестве юбилейного подарка десятилетие службы на сцене Императорского театра Государь выбирал для знаменитой балерины вместе с Императрицей.
Многозначительный подарок, ибо змея символизирует мудрость, сапфир — память. Па третье. Зрелость танца. Интриганка или слишком - Женщина? Они расстались без слез и сцен. Вскоре после помолвки Цесаревича.
В апреле — мае 1894 года, по возвращении его из Кобурга. Последняя встреча была на Волконском шоссе. Кшесинская писала о ней: «Как всегда бывает, когда хочется многое сказать, говоришь совсем не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного. Да и что сказать друг другу на прощание, когда к тому же еще знаешь, что изменить уже ничего нельзя, не в наших силах! Изменить было ничего нельзя. Гордой полячке пришлось брать себя в руки, и она сделала это.
Петипа « Пробуждение Флоры». Матильда Кшесинская с блеском танцует в нем главную партию. У нее огромное количество поклонников. И среди них заметно выделяется Великий князь Сергей Михайлович, дядя Наследника, главный инспектор артиллерии. Он покупает для балерины роскошную дачу в Стрельне, оборудует ее мини — электростанцией — редкость по тем временам необычайная. Осыпает Кшесинскую драгоценностями, подарками, платя за каждый ее каприз.
Молва немедленно соединяет их скандальными узами гражданского брака, но «блистательная пани» смотрит на все сквозь опущенные ресницы, к подаркам - равнодушна.. Дни напролет проводит в комнате для занятий. В феврале 1895 года, вскоре после свадьбы императора Николая, прима неожиданно уезжает в Монте — Карло, Она дает четыре спектакля в монакском театре «Казино». Газеты и журналы Европы полны самых сочувственных и заинтересованных отзывов о «маленькой русской».. В июне 1895 года Кшесинская едет в Варшаву танцевать с отцом, и своими постоянными партнерами - танцовщиками Бекефи и Легатом. В Варшаве ее ожидал полный триумф.
Она покорила зрителей соединением классической манеры танца с изяществом и сдержанным пылом, присущим лишь ей одной. После первого тура мазурки с Кшесинским — старшим зал взорвался овациями. Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений. Мы еще не видели чардаша в таком чудесном исполнении, какое дает нам госпожа Кшесинская.. В десятилетний бенефис, в феврале 1900 года, поклонники вместе с ценными подарками преподнесли ей в дар изящно оформленные альбомы с ее фотографиями и всеми статьями из газет, когда - либо написанными о ней! Этим трогательным знаком внимания актриса гордилась более, чем роскошью драгоценностей.
Рецензии о работе своей балетной студии в Париже и отзывы о спектаклях учениц : Марго Фонтейн, Алисии Марковой, Марфы Шаляпиной она вклеивала в альбомы сама.. Продолжала традицию. Но это было позже, уже — после России. В разгар лета 1895 года балерина вернулась из гастрольного турне, все еще храня в сердце боль расставания. На людях она старалась казаться веселой, беззаботной, но «оставаясь одна, с собой, я глубоко и тяжело переживала столь дорогое мне прошлое, мою первую любовь». Историки много и усердно пишут и говорят о том, какие отношения связывали знаменитую артистку с Великим князем Сергеем Михайловичем: платонические или не очень, дотошно, с пристрастием рассматривают счета оплаченных драгоценностей и меблировки, беззастенчиво копаются в частных письмах, строят далеко идущие предположения о каких то интригах Кшесинской против Дирекции Императорских театров..
А она сама говорит обо всем этом мало, неизменно добавляя только, что «Сергей Михайлович относился к ней замечательно и больше выступал в роли покровителя и друга, чем возлюбленного». А новые роли и премьеры интересовали Кшесинскую сильнее, чем придворные интриги. Хотя, надо заметить, что она умела отстаивать свое положение прима — балерины в театре должным образом! Так, по ее упорному настоянию, Дриго и Петипа специально придумали для нее партию Желтой жемчужины в балете «Жемчужина», который был поставлен на сцене во время коронационных торжеств. Ни композитор, ни балетмейстер, конечно, ни разу не пожалели об этом! Партия «лишней» Желтой жемчужины стала подлинным украшением всего балета.
Но злые языки за кулисами шипели, что «всесильная Малечка» прибегла к «Высочайшему покровительству», настрочив записку бывшему Возлюбленному. Как то странно думать, что Матильда Феликсовна, обладая врожденным чувством такта и светскости, - это видно с первых страниц ее книги — дама, безупречно воспитанная, стала бы беспокоить подобными «театральными пустяками» человека, который только недавно стал Императором России, да еще в момент коронационных торжеств! Сложно представить, что она могла написать в этой записке. Другое дело, что с помощью своего неотразимого дара убеждения, и того обаяния, которое было присуще ей, она умела и могла убедить кого угодно и в чем угодно, а ее страстная заинтересованность в том деле, которому она служила, покоряли всех и вся! В ней было слишком много пленительного, женского, неожиданного. Много пыла и искренности, да и - таланта, чтобы кто — то мог перед нею устоять!
Здесь примером может быть история, которую рассказала сама Матильда Феликсовна о своих гастролях в Париже, в «Гранд — опера», в 1908 - 09 годах. Кшесинская стремилась выступить перед парижской публикой во всй красе, и мечтала вставить в свой спектакль «Корриган» вариацию из технически трудного и любимого ею балета Ц. Пуни « Дочь фараона», а это было делом непростым, поскольку в Опера считалось недопустимым вставлять в балет одного композитора музыку другого. Но Кшесинская, единожды задавшись целью, никогда не отступала от намеченного плана. Она решила поговорить с Мессаже — вторым директором Опера. Мессаже спросил меня, почему же я не вставлю в балет что — либо, на что я ответила, что я не могу этого сделать без его разрешения и после маленькой паузы добавила, что, если он позволит, то я завтра же начну репетировать свою вариацию.
Массаже сразу дал согласие и разрешение, и на следующий день я, радостная, принесла на репетицию свою музыку и потом в балете «Корриган», я уже танцевала свою вариацию». Этот вставной номер имел такой небывалый успех, что Кшесинской пришлось бисировать, а это было в «Опера» «исключительным случаем»! Она и сама была «исключительным случаем» балета. Пользуясь своим положением прима — балерины и влиянием на Дирекцию она лично могла составлять свой репертуар , имела в театре партии, какие только хотела, но, заметив необыкновенный талант Анны Павловой, и чутьем угадав ее блестящее будущее, настояла на том, чтобы знаменитый Петипа уделял молодой артистке больше внимания. Специально для Павловой им был поставлен балет «Жизель», что стало крупнейшим событием в истории русского искусства вообще!
Знаменитая балерина была замужем. Ее супруг - великий князь Андрей Владимирович один из внуков Александра II , в этом браке родился сын - светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский 1902—1974. Матильда Феликсовна прожила долгую, богатую событиями жизнь и скончалась 6 декабря 1971 года в Париже за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Персоны дня 27 апреля: 1925 — 1998 Карлос Кастанеда американский писатель-эзотерик.
"Матильда. Продолжение". Что стало с Кшесинской после свадьбы Николая II
Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света. Жизнь в начале XX века В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление. Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос.
Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу Во время войны Кшесинская заболела артритом — с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода. Смерть Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия.
Матильда Кшесинская слева , 1954 год. В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».
Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре.
Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям.
Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники.
Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки». Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую.
Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак. Потом ему пришлось уговаривать Алису. Сразу же после объявления о помолвке, состоявшейся в 1894 году, Ники порвал с Малей. В утешение Кшесинской достался особняк на Английском проспекте, выкупленный для нее Николаем, привилегированный статус в театре и, самое главное, связи с домом Романовых. Затянувшийся эпилог Как истинный джентльмен, Николай Александрович после помолвки избегал встречаться и переписываться с Кшесинской.
В свою очередь, и она повела себя мудро и деликатно. Интимные письма императора куда-то «исчезли». Кшесинская не пыталась шантажировать любовника.
Он них двоих она даже родила сына Владимира. В России он числился Сергеевичем, а в эмиграции — Андреевичем. Но это всё мелочи. Николай II не разбирался в артиллерии и полностью отдал её на откуп Сергею. История утаила от нас, кто и когда сделал интересное предложение Матильде от имени фирмы «Шнейдер». Матильда согласилась и, используя своё влияние на Сергея, создала ОПГ с фирмой «Шнейдер» составе фирмы «Шнейдера», подконтрольного ей правления Путиловского завода и самого Сергея. Все орудия фирмы «Шнейдер» изготавливались или во Франции, или на подконтрольном Шнейдеру Путиловском заводе.
Ну, а главному поставщику артиллерии для русской армии — Пермскому заводу — с 1906 по 1914 год не заказали ни одной пушки. Мало того, по указанию французского правительства фирма «Шнейдер» и Сергей полностью выполнили заказы на полевую артиллерию и сорвали все без исключения заказы на тяжёлую артиллерию. Русская армия должна была только наступать. Деятельность ОПГ обошлась русской армии в сотни тысяч убитых, зато принесла Матильде миллионы. Кшесинская стала самой богатой женщиной России. Она купила и перестроила роскошный дворец в Стрельне. Матильда хвалилась, что её дворец был электрифицирован раньше всех великокняжеских. Действительно, мощная электростанция иллюминировала по вечерам всё имение Матильды. На её День Рождения в Стрельну собиралось не менее двух тысяч гостей. Для этого даже менялось расписание на железной дороге.
В Петербурге Матильда строит ещё больший дворец на Кронверкской набережной. Сейчас мало кто знает, почему Ленин в 1917 году оказался во дворце Кшесинской. Матильда имела около дюжины автомобилей и конных экипажей. Соответственно, в её дворцовом комплексе был большой гараж. В марте 1917 года он приглянулся солдатам самокатного батальона, которые разместили там несколько автомобилей. Там работал Ленин и выступал со знаменитого балкона.
Хозяйка известного великосветского салона на Исаакиевской площади Александра Богданович поспешила занести в дневник пикантную петербургскую новость: «Она Кшесинская. Она всем и каждому хвалится своими отношениями с ним». Она живет у родителей, которые устраняются и притворяются, что ничего не знают».
Императрица Мария Фёдоровна вначале была настроена против сближения сына с «танцоркой». Историк балета Денис Лешков в биографическом очерке о Кшесинской приводит любопытные подробности о «репрессиях» императрицы. В один прекрасный день к отцу Матильды явился некий флигель-адъютант и от имени матери-императрицы категорически предложил ему под каким-либо благовидным предлогом не принимать в дом цесаревича. Император же вообще не придал всей этой любовной истории особого значения. Позднее смягчилась и императрица, не сомневаясь, что ее «Ники» достаточно серьёзен и ответствен, чтобы позволить своему увлечению зайти слишком далеко. И «репрессии» прекратились. Особняк для влюблённых Чтобы несколько разрядить обстановку, Матильда решила жить самостоятельно. В конце зимы 1893 года Кшесинская стала хозяйкой небольшого уютного особняка на Английском проспекте, дом 18. Особняк был двухэтажный, прекрасно обустроенный, имел небольшой сад, обнесённый высоким забором.
По стечению обстоятельств, одним из прежних владельцев дома был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич, который, оставив законную супругу, открыто жил здесь со своей гражданской женой балериной Анной Кузнецовой. Николай побывал на новоселье у сестёр Кшесинских и остался доволен новым домом: «20 февраля. Суббота, — пишет он в дневнике. Они переехали в новое жилище — уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо ещё пополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час. Теперь влюблённым уже ничто не мешало. Наследник обыкновенно приезжал к ужину.
С Матильдой он чувствовал себя свободно, забывая о придворных условностях. Как-то вечером гости застали его за необычным занятием. Вооружившись какой-то корзинкой и нацепив на голову платочек, будущий самодержец всероссийский увлеченно исполнял своеобразную пародию на танец Кшесинской из «Спящей красавицы», пытаясь при этом изобразить одновременно и Красную Шапочку, и Волка. Вскоре после переезда наследник подарил Матильде свою фотографию с надписью «Моей дорогой пани», как он часто называл возлюбленную. На деле Николай Александрович никогда не забывал о предстоящем ему «царском служении» и отдавал себе отчёт, что дистанция между ними непреодолима. Ещё в 1891 году он признавался другу: «Мне ужасно хочется жениться, ощущается потребность свить и устроить свое гнёздышко». Он уже выбрал себе и будущую подругу жизни — гессенскую принцессу Алису. Когда весной 1894 года было объявлено об их помолвке, Николай сразу же рассказал ей о своих отношениях с Матильдой. Внучка королевы Виктории оказалась на высоте, заявив, что прощает его: «Что прошло, то прошло и никогда не вернётся… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю».
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой. Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени.
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Там она для развлечения тренировала почерк, писала левой рукой, переписывала «Горе от ума» в свою тетрадь, которую много лет спустя в доме Севенардов, в Осташкове, нашли пионеры и сдали в Бахрушинский музей. После этого Кшесинская сделала цифру 17 своим талисманом, ее даже называли "Мадам 17". Иосиф предложил записать девочку на себя и согласился воспитывать ее вместе со своим сыном. Матильда же вернулась в Петербург, где она пышно отпраздновала очередной день рождения, сглаживая долгое отсутствие. Кормилице в имении Лавы не хватала молока на двух детей — и Иосиф приказал ей первой кормить Целину. Сима не согласилась с таким отношением и это стало, началом конфликта, в результате которого она ушла, забрав с собой годовалого мальчика. Позже они уехали в Лондон. Иосиф женился на красавице балерине Целине Спрышинской.
Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен.
Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры».
Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены.
Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр. Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене.
Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену. Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу.
Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, — довольная собою, я поехала к Министру. Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился. Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою. Он сразу любезно согласился доложить о ней Государю, так как вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя. Видя, что Министр не торопится меня отпустить, я сказала ему, что только благодаря ему я делаю хорошо 32 фуэте. Он посмотрел на меня удивленно и вопросительно, недоумевая, чем он может мне в этом помочь. Я ему объяснила, что, для того чтобы делать фуэте не сходя с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Мое объяснение очень понравилось Министру, и с очаровательной улыбкой он проводил меня до дверей, еще раз обещав доложить мою просьбу Государю и давая мне понять, что, конечно, отказа не будет. Ушла я от Министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, и опять это сделал для меня мой незабываемый Ники.
Для своего бенефиса я выбрала воскресенье, 13 февраля 1900 года. Мне это число всегда приносило счастье. Мужчины обыкновенно получали золотые часы. Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон. Потом Государь просил Великого Князя Сергея Михайловича мне передать, что эту брошь он выбирал вместе с Императрицей и что змея есть символ мудрости... Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни.
Сына он признал своим. Кшесинская официально стала княгиней Красинской, под той же фамилией записали сына. С 1935 года супруги членов императорской семьи, а также их дети могут носить титул и фамилию светлейших князей Романовских. Фамилию Романов разрешили использовать лишь накануне Второй мировой войны. Кстати, сын Матильды воспользовался этим, став Романовым. Что дальше Так, вплоть до начала 30-х годов семья путешествовала по Франции, встречалась с теми представителями русской интеллигенции, которые успели бежать из разваливающейся на глазах империи. Однако к 1929 году пришло понимание, что нужно на что-то жить, а деньги стремительно заканчиваются. Кроме того, Матильда, которая сама не отрицает, что всю жизнь была крайне азартна, начинает проигрывать остатки сбережений. Тогда Романовы назовём их так решают уехать в Париж, чтобы у балерины появилась возможность открыть свою танцевальную школу. Часть капитала и здание для неё "выбивают" по знакомству. К Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, среди тех, кто берёт у неё уроки, дочери Фёдора Шаляпина! Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. К 1939 году — не менее 150. Вторая мировая война Летом 1939 года Матильда с мужем решает отдохнуть в имении родителей одного из своих учеников на берегу Женевского озера. Здесь они узнают, что нависла угроза новой войны. На вокзалах творилось нечто неописуемое. Поезда брались с боя, — вспоминает Матильда. Тогда Кшесинская принимает решение перевезти всю семью на дачу на окраине Парижа, а сама продолжает заниматься студией. В какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Но чаще человек 10—20 всё же приходили на занятия. В это время семья, по сути, выживала. Но постигло новое горе. На следующий день после вторжения фашистов на территорию СССР сына балерины как русского эмигранта задержали гестаповцы. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. Вова был дома, но ни мы, ни он не были спокойны. Мы всё время трепетали за его судьбу — как бы снова его не взяли. По чьему приказу и почему его освободили, для нас так и осталось навсегда загадкой, — пишет балерина. Современники говорили, что муж Кшесинской за это время сошёл с ума. Ему якобы уже и после войны везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына. Кроме того, он стал часто говорить, что скоро придёт его конец. Однако супруг Матильды дожил до 77 лет и умер в Париже в 1956 году.
Отцом Владимира до революции официально считался Великий князь Сергей Михайлович, чьей многолетней любовницей была Кшесинская. Поэтому по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года, незадолго до достижения ребёнком 10-летнего возраста, он получил отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство. Фамилия ему была пожалована «Красинский» по семейному преданию в семье Матильды, Кшесиньские происходили от графов Красинских. По некоторым указаниям, она решилась просить императора, своего прежнего возлюбленного, о присвоении сыну дворянской фамилии «Красинский», для чего она специально ездила в Варшаву и искала документы в польских архивах, где нашла мимолетное упоминание в знаменитом «Польском гербовнике». Уже через два месяца Кшесинская снова могла танцевать. Свою дальнейшую жизнь она описывает так: «В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребёнку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники». Воспитанием мальчика занимался «приёмный» отец, о чём свидетельствует сама Кшесинская, продолжавшая с ним совместное проживание: «Он прямо обожал его, хотя и знал, что он не его сын. Со дня его рождения он все своё свободное время отдавал ему, занимаясь его воспитанием. Я была слишком занята во время сезона постоянными репетициями и спектаклями и совершенно не имела времени заниматься сыном, как я того хотела. Мало кто отдаёт себе отчёт, какой огромный труд представляет собою жизнь первой артистки, какого напряжения она требует. Вова часто упрекал меня, что мало меня видит зимою». В Стрельне, по её словам: «… я построила ещё один домик в 1911 году… детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой…». У мальчика был свой небольшой автомобиль, подарок Сергея Михайловича. День рождения Вовы обычно всегда праздновался в Стрельне: …"кофе полагалось пить в его маленьком домике, и хотя домик был рядом с дачей, но по традиции он должен был ехать туда на своем автомобиле, которым он сам правил". Обязанностью Вовы было ухаживание за любимцами — йоркширской свиньей Машкой и её потомством. Однако гармонию и счастливое детство Володи нарушила революция. Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобождён от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея. В 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». И действительно, в ночь на 5 18 июля 1918 года Великий князь Сергей Михайлович вместе с другими членами дома Романовых был убит в Алапаевске. В 1917 году начались скитания Матильды и её сына: Кисловодск, Пятигорск, Анапа, Новороссийск, Константинополь, а только оттуда они смогли перебраться во Францию. В течение двух лет они постоянно переезжали и ночевали, где придётся. В пути сын Кшесинской переболел испанкой и тифом - его едва спасли.