Экономика Кризис-2024 подробности Доллар уйдет за 100, а денег будет еще меньше: чем грозит россиянам спад мировой экономики. Шок-прогнозы на 2024 год: конец капитализма, нефть по $150 и кризис ИИ. Мировой экономический кризис продлится до 2024 года включительно, заявил в интервью РИА Новости бывший министр финансов РФ, экономист Михаил Задорнов. За первые два месяца 2024 года экономика России выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.
Эпидемия ожирения и восстание искусственного интеллекта
- Возможно ли повторение мирового экономического кризиса 2008 года - Российская газета
- Финансовый прогноз на весну 2024: как сохранить свои деньги, когда подступает кризис
- Подробней о проблемах в металлургии
- За закрытыми дверями
- Хазин Михаил 27-04-2024 | «Экономика» Говорит Москва | Последнее выступление сегодня | Видео
- Эксперты назвали восемь самых невероятных сценариев для экономики в 2024 году
«Запасы заканчиваются — цены начали расти». Экономисты — о том, что будет с рублем в следующем году
Консенсус аналитиков предполагает, что в 2024 году реальные зарплаты (за вычетом инфляции) вырастут на 1,6% после ожидаемых 6,1% в 2023 году. что кажется все более вероятным, — это на самом деле может быть "замаскированным благословением", считает бывший американский дипломат под ником. Помимо энергетического кризиса Европа сталкивается с растущим китайским импортом и угрозой трамповских пошлин, пишет The Economist. Мировой экономический кризис продлится до 2024 года включительно, заявил в интервью РИА Новости бывший министр финансов РФ, экономист Михаил Задорнов.
В третьем квартале рост ВВП в России оказался выше, чем в США. Но радоваться рано
Постигнет ли эта же участь еще какие-то товары? Это означает, что инвестиции в сложные психологические процессы производство, сельское хозяйство на свободном рынке становятся бессмысленными. Соответственно, это приводит к тому, что рынок не дополучает средств на текущее обновление и развитие парка. А это в свою очередь приведет к тому, что все будет неизбежно разваливаться. Это как ткань, которая изнашивается и потом случайно рвется допустим, если зацепил за гвоздь. Но причина не в гвозде, а в том, что она изначально была изношена. Хроническое недоинвестирование в будущем, конечно, будет приводить к тому, что возникнут множество недофинансированных отраслей. Как это будет проявляться? Сейчас мы видим, что потихоньку изнашивается рынок лайнеров, та же ситуация с продуктами птицеводства… — Говорят, что с начала нового года будет повышение налога на добавленную стоимость НДС.
Так ли это? К примеру, мы с вами видим, что в проект на 2024 год заложено увеличение штрафов как источника пополнения бюджета. Мне кажется, дальнейшее увеличение НДС будет вредить экономике. Получается, налоговая база тоже вырастет, это ведь тоже поступления в бюджет… А значит, можно будет и НДС поднять? И бюджета тоже.
Россия как осколок СССР препятствовать этому не могла: мы были слишком слабы и экономически, и политически. Больше того, мы даже согласились с гегемонией США — делайте что хотите, только нас не трогайте. Но гегемон не бывает относительным. Он не может что-то контролировать, а что-то нет. Точка невозврата была пройдена в 2014-м, после Майдана, приведшего на Украине к гражданской войне и попытке перековать русских в «политических украинцев», т. Штаты «увели» от России Грузию, Прибалтику, в 2020-м попытались устроить майдан в Белоруссии, чтобы смести Лукашенко — нашего союзника. Стало ясно: все, они уже не отступятся. США сделают все, чтобы окружить нас врагами и заставить против русских воевать — как Грузию и Украину. И Россия начала прокси-войну с коллективным Западом — иначе через несколько лет нам пришлось бы обороняться уже на всех границах. Так в мире стал появляться новый центр силы — Россия. Но не в военном плане, а в экономическом — став по ряду показателей первой экономикой мира.
В 2024 году риски рецессии в США существенно снизились, согласен он, так как все эти факторы поддержки сохраняются. Но более длительный период сохранения процентных ставок на высоких уровнях повышает неопределенность относительно состояния экономики», — заключает Степанян. На самом деле, в мировой экономике накопилось довольно большое количество проблем, включая огромнейшие государственные и корпоративные долги по ключевым развитым странам, включая США, страны Евросоюза и некоторые азиатские страны», — говорит Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. При этом Запад пытается поддержать свои экономики не только за счет повышения ставок, но и за счет искусственно созданных конфликтов в мире, продолжает эксперт. США, например, таким образом разгоняет свою военную промышленность, а также переманивает к себе лучших специалистов и заводы из других стран, в том числе с европейского рынка, где часть производства потеряла конкурентоспособность из-за дорогого газа, говорит она. Речи о достижении устойчивого роста во всех экономиках мира не идет.
А это означает рост автоматизации производств, роботизацию и широкое применение искусственного интеллекта ИИ. Поэтому их производительность в 3—4 раза выше, чем у обычного человека, и они намного дешевле. Мы уже видим это на складах Amazon — в Amazon сейчас работают 500 000 роботов. ИИ становится самым большим ускорителем этого процесса. ChatGPT прошел путь от нуля до 100 млн пользователей за месяц или полтора. Это поразительно. Это было самое быстрое внедрение новой технологии, которое когда-либо видели. Мы переживаем самые быстрые изменения в технологиях за всю историю человечества. Я думаю, это решит наши проблемы с производительностью. Это решит проблему нехватки населения. Второй компонент — это цифровые активы, которые решают две проблемы. Первая — это проблема долгов и сломанной финансовой системы. Они позволяют выстроить параллельную финансовую систему, на которую мы можем перейти на следующем этапе. Это также решает проблему производительности, потому что это очень эффективный способ передачи прав собственности и стоимости и привносит новые источники добавленной стоимости в глобальные балансы. На данном этапе экосистема цифровых активов слишком мала, чтобы заменить нынешнюю систему, но активное тестирование государственных цифровых валют CBDC хоть и несет риски для функционирования мировой финансовой системы, указывает нам направление развития. С одной стороны, CBDC позволяют обходить банковскую систему и дают прямой контроль государствам над распределением капитала внутри экономики. С другой — работает это только на уровне отдельных государств и никак не вписывается в нынешнюю глобальную долларовую систему. И в таком случае мы сталкиваемся с главным вопросом: каким будет переход на новые дигитальные рельсы. Для плавного перехода нам необходима координация всех крупных глобальных игроков, при которой интересы всех сторон будут соблюдены. Учитывая нынешнюю геополитическую обстановку, этот сценарий крайне маловероятен. Значит, наиболее вероятен хаотичный переход, который закрепит тенденцию разделения мира на автономные макрорегионы. Следствием такого распада будет сильное падение уровня жизни во всех уголках мира, так как все нынешние механизмы поддержания мировой торговли основаны на американском долларе и альтернативы нынешней системе на горизонте нет. Главной проблемой при этом будет являться определение эталонного безрискового актива. Сейчас таковым является долг США. Именно отталкиваясь от американских облигаций идет оценка рисковых активов во всем мире.
В третьем квартале рост ВВП в России оказался выше, чем в США. Но радоваться рано
Широкое применение антикризисных инструментов создает риск того, что в России в 2024 году фактически сложатся «две экономики», считает Антон Табах. Республиканцы видят выход из нынешнего экономического кризиса именно в проведении в стране масштабной индустриализации. Экономика Кризис-2024 интервью «Придется привыкать к ценам». Консенсус аналитиков предполагает, что в 2024 году реальные зарплаты (за вычетом инфляции) вырастут на 1,6% после ожидаемых 6,1% в 2023 году. В 2022—2024 годах российский ВВП может расти темпом до 3%, что ниже динамики мировой экономики.
Дракон в мешке. На чем россияне потеряют деньги в 2024 году
В-третьих, кризис экономический, начавшийся так нетипично, стал перерастать в кризис цивилизационный. Мы написали эту статью, так как видим ужасные перспективы мировой финансовой системы и хотим предупредить всех, кто читает нас, что мировой кризис уже близко и по нашим расчетам, он постучится к нам с конца 2024 года — начало 2026 года. Однако все это в конечном итоге может привести к экономической катастрофе, так как количество потенциальных банкротов в 2024 году исчисляется миллионами человек. Новый экономический кризис: вот как США оказались на грани дефолта и вот что это значит для мира и России. Очередной мировой экономический кризис охватил все сферы. Рассказываем о происходящем и предпринимаемых мерах поддержки.
Профессор Катасонов: Кризис будет, все к тому идет
Но не в военном плане, а в экономическом — став по ряду показателей первой экономикой мира. Помимо энергетического кризиса Европа сталкивается с растущим китайским импортом и угрозой трамповских пошлин, пишет The Economist. Шок-прогнозы на 2024 год: конец капитализма, нефть по $150 и кризис ИИ.
Мир не рухнет: что будет с Россией, Китаем, США и Евросоюзом в 2024 году
Эксперты считают , что цикл снижения начнется не раньше апреля. Аналитики ВЭБ также не видят возможности для снижения ставки в первом квартале. Как видим, прогнозы изменения ставки не отличаются разбросом цифр и многообразием мнений: снижению быть, но торопиться ЦБ не будет. В прогнозе ЦБ приведены средние значения, рассчитанные на основе заявленных в источнике диапазонов. При этом цены на продовольствие в стране растут быстрее, чем на прочие товары.
Однако такая вероятность существует, и мы видим по крайней мере милитаризацию Балтийского региона и расширение НАТО за счёт Финляндии и в перспективе Швеции. Поэтому сюжет с закрытием границ — лишь часть более общей негативной тенденции. В уходящем году эскалация антироссийских санкций Запада была довольно серьёзной. Несмотря на то что основные неприятные условия были введены в 2022 году и уже казалось, что хуже не будет. В 2023 году вступили в силу нормы, принятые год назад: к примеру, запрет на экспорт российских нефтепродуктов в ЕС и США, серьёзное расширение списков промышленных товаров, запрещённых для поставки в Россию. Появляется правоприменительная практика запрета на импорт и трансфер автомобилей, ст. Повторюсь, санкционная эскалация остаётся на высоком уровне, только для российского общества она уже выглядит как рутина. Однако эта привычность не должна вводить в заблуждение, потому что де-факто перечень ограничений будет продолжаться, в особенности это касается списка физических лиц, в отношении которых действуют финансовые блокирующие санкции, а также списка товаров экспортного контроля. Сейчас, с обострением ситуации в секторе Газа, добавилось ещё одно свидетельство того, что ООН не может решить большие, да и не очень, конфликты и не всегда показывает свою эффективность. Но значит ли всё это, что надо от ООН отказываться? Всё же она остаётся единственной универсальной международной организацией, и ничего схожего по своему охвату и легитимности человечество до сих пор не придумало. В современном мире союзники однозначно остаются нужны, и Россия никогда не отказывалась от этой идеи как в военной, так и в экономической области. Но тем не менее они есть. Но общая повестка остаётся устойчивой и неизменной: борьба с терроризмом и экстремизмом, общевоенные вызовы. Поэтому я бы не списывал эту организацию со счетов. При этом союзничество сегодня — это не всегда жёсткое договорное партнёрство. Оно может быть и ситуативным, направленным на решение конкретных проблем. Так, страны БРИКС помимо России сохраняют отношения с Западом и не отказываются от диверсификации своих связей и идеи разложить яйца по разным корзинам. Это правильно и логично. И в интересах России в том числе. У нас нет другой альтернативы, кроме создания новых международных институтов и их развития. На исходе 2023 года уже не найти тех, кому кажется, что мир вернётся к былому состоянию. Каркас глобализации Мы попрощались с идеалистическими представлениями о глобализации, которые бытовали в конце 1990-х — начале 2000-х. Когда действительно казалось, что крупные политические противоречия между державами позади, холодная война закончилась, Китай и США формировали состояние глубокой экономической взаимозависимости, а отношения России и Запада были достаточно конструктивными и дружественными. Но со временем ситуация стала меняться, международные отношения — возвращаться в своё привычное русло конкуренции и борьбы интересов, в том числе национальных. И сейчас глобализация в том виде, в котором она была привлекательна 20 лет назад, для ряда игроков попросту неприемлема. Таких игроков как минимум четыре. Первый — это Россия. Жёсткий конфликт с Западом, санкционное давление, экспортный контроль и многие другие детали текущей реальности доказывают нам, что в любой момент разделение труда и наша взаимозависимость с Западом могут быть обращены против нас и политика вновь начнёт пожирать экономическую логику. Поэтому нужны свои заделы и диверсификация торговых связей.
Некоторые страны нам могли бы позавидовать, в том числе европейские. Например, Греция, Италия и Испания, где дефицит гораздо выше. Вот это была действительно катастрофа. Но проблема в том, что сейчас сжались источники финансирования дефицита бюджета. Западный рынок капитала полностью закрылся из-за санкций. Кубышка в виде Фонда национального благосостояния есть, но сколько в ней реально? Мы так до сих пор и не получили ответ на вопрос, сколько же денег в рамках санкций заморожено в западных банках. Есть разные оценки, но вот какой-то окончательной цифры нам ни Минфин, ни западные банки не дали. По оценкам, примерно, заморожено 300 миллиардов долларов — суверенных активов. Помимо денег олигархов и простых крестьян. Соответственно, в кубышку залезать можно, и эпизодически Минфин туда примерно на триллион залезает. Часть средств ФНБ еще и вложена в долгосрочные инфраструктурные проекты, и перспективы их возврата вообще, а скорого возврата — тем более, крайне проблематичны. Эксперты считают, что ликвидная часть — это 6-7 триллионов рублей. Если верны оценки годового дефицита, значит кубышки хватит на год. Но для займов остается только внутренний рынок. А сами заимствования становятся всё дороже и дороже. Для недавних лет — это невиданная доходность. Соответственно, нарастает госдолг, нарастают расходы на его обслуживание. Есть и второй момент. Когда на рынок выходит такой сравнительно надежный заемщик, как государство, то частному бизнесу приходится потесниться, да и госкомпаниям тоже. В прошлом году, кстати, у нас была несколько месяцев пауза, когда не было ни одного размещения ценных бумаг компаний. Потом, правда, в конце года они наверстали, но тем не менее. Так вот… Потесниться, значит отказаться от размещения или платить повышенные проценты за размещение своих ценных бумаг. Фондовый рынок перестает быть источником длинных денег для инвестиций которым он был в последние годы, слава богу. Соответственно, возрастает нагрузка на государственные инвестиции, то есть возрастает нагрузка на бюджет. Далее возрастает нагрузка заимствования. И вот мы начинаем ходить по этому порочному кругу. И весь последний год мы все активнее по нему ходим. Про налоги: вчера, сегодня завтра — Кормилец-нефтегаз уже обложили повышенными налогами. Когда Минфин придет за народными деньгами? В каком виде это может быть? Например, налог на имущество стал браться с кадастровой стоимости, которая существенно выше. Я не думаю, что перед выборами президента решатся на какие-то серьезные налоговые новации в части населения. Пока будут обходиться креативными решениями с бизнесом. Тот же налог на сверхприбыль. Сначала это была попытка добровольного изъятия, а затем перевод в законодательное русло.
В ряде крупнейших экономик мира США, Германии и Великобритании в конце 2023 — начале 2024 года может даже произойти кратковременный спад. Высока вероятность долгового и банковского кризисов в отдельных странах и регионах. Замедление экономик ряда крупнейших стран будет сдерживать рост мирового потребления углеводородов.
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Хазин Михаил: «Почему меня этот вопрос так заинтересовал? А вот почему. Так вот, фокус состоит в том, что министра иностранных дел Соединённых Штатов Америки Госсекретаря Блинкена при выезде из Китая, никто не провожал. И это с моей точки зрения абсолютно уникальная ситуация.
Ранее Задорнов допустил , что мир перейдет на региональные валюты в торговле примерно через 10 лет, пока что в мировой торговле доминирует доллар. Он также отметил, что преобладание определенной валюты в межгосударственных расчетах определяется только издержками для продавца и покупателя.
По его словам, издержки для расчетов в долларах или евро, как в свободно конвертируемых валютах, минимальны, тогда как издержки для расчетов в неконвертируемых валютах больше в силу неопределенности.
Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на закрытый экспертный доклад, предназначенный не широкой публике, а правительству. Глава Минэкономразвития Максим Решетников назвал эту информацию «рабочей страшилкой». По словам Решетникова, материал, обнародованный Bloomberg, отражает аналитические расчеты, показывающие, как поведет себя экономика РФ, «если мы не будем сопротивляться, ничего не будем делать».
В «непубличном отчете», о котором пишет Bloomberg, представлены три прогнозных сценария. Как отмечают авторы доклада, полное прекращение экспортных поставок газа в Европу может стоить бюджету 400 млрд рублей в год в виде налоговых поступлений, и эту сумму не удастся восполнить за счет новых рынков даже в среднесрочной перспективе. Так на какую же из этих многочисленных цифр — тайных и явных — стоит ориентироваться?
Наверное, можно, но посчитайте, сколько это будет стоить. Многие компании и корпорации, по его наблюдениям, уже сейчас понимают, что в текущих условиях им «не выжить на рынке без активного развития в этих направлениях». И в первую очередь, поясняет эксперт, это связано с уходом многих западных компаний, на которые они рассчитывали. Как в свое время отметил президент, мы брали технологии как в супермаркете. Вот сейчас этот супермаркет закрылся, скидки закончились, а работать надо. По итогу недавнего опроса, как отмечает Александр Чулок, большинство компаний в ближайшие пять лет видят главным риском потерю темпов инновационного развития и утрату научной повестки. Он добавляет, что даже президент объявил о необходимости движения в сторону технологического суверенитета, поэтому уже сейчас под этот запрос начали собираться новые коллективы, формироваться новые связи. Кроме того, по наблюдениям эксперта, многие компании движутся в сторону формирования собственных корпоративных систем стратегического планирования и прогнозирования. Долгие годы в России слово «планирование» носило буквально ругательный характер, как в Советском союзе. Сейчас же наша страна наконец-то переходит к движению в сторону того, что планирование и прогнозирование должно быть нормальным, повсеместным и рутинным занятием. Причем проблема эта многосоставная, на нее влияют и демографические вопросы, и отсутствие должной квалификации у потенциальных сотрудников. Чулок полагает, что в 2024 году человек по праву встанет в центр экономики и культурных изменений. В пример он приводит Китай, который подписал план развития до 2050 года. Согласно этому документу, страна будет вкладываться в людей и развивать сразу по пяти направлениям: инновации, зеленое развитие, экономика, культура и знания. Эксперт замечает, что, хотя эти сферы на первый взгляд очень разные, китайцы четко понимают, что они все важны и должны быть в балансе.